Навязчивый ребенок что делать
Навязчивый ребенок что делать
В центре глубинно-психологической терапии навязчивостей лежит тезис о том, что в симптоматике данной патологии проявляется защитная работа Я, направленная на достижение компромисса между импульсами-влечениями Оной ограничениями Сверх-Я. В психотерапевтическом процессе, который всегда начинается с построения доверительных отношений (Strunk), особое значение имеют следующие особенности пациента:
• в преморбидном периоде — тормозимость при контактах и в проявлениях чувств;
• роль навязчивых действий как факторов, уменьшающих страх;
• часто выявляемая взаимосвязь с сексуальными проблемами;
• нередко четко проявляющиеся агрессивные компоненты навязчиво-стей;
• склонность к разрыву межчеловеческих отношений, часто приводящая к противоречию между описаниями пациента и реальными условиями;
• затрудненный доступ пациента к миру собственных чувств.
Нередко эти особенности существенно затрудняют процесс терапии. Ввиду тормозимости пациента рекомендуется при его лечении использовать гештальтные и креативные элементы, например рисование, моделирование, «сны наяву». Часто только таким путем пациент может получить доступ в мир собственных переживаний. В психотерапии подростков всегда играет также роль аспект практической жизни. Подростки нередко спонтанно вырабатывают копинг-стратегии, чтобы с их помощью лучше уживаться со своими страхами и навязчивостями, т.е. уменьшать степень страдания и в известной мере социально адаптироваться.
При лечении, которое должно проводиться особенно осторожно, рекомендуется совместно с пациентом добиваться понимания уже имеющихся копинг-стратегий, которые здесь отчасти идентичны симптоматике, использовать их с целью постепенной модификации, например навязчивого мытья рук, связанного со страхами заразиться опасной болезнью.
Технические приемы терапии в каждом случае ориентируются на возраст, состояние развития, когнитивные и эмоциональные возможности пациентов, а также их семей. В детском возрасте на первом месте стоят невербальные методики, особенно игровая терапия и использование других творческих возможностей. Таким путем можно добиться необходимого доверия пациента и вместе с тем получить представление о структуре защитных механизмов.
Ребенок с навязчивостями может в поддерживающей и защищающей терапевтической ситуации приобрести опыт избавления от агрессивных импульсов без наказаний со стороны взрослых. Он научается видеть свои внутренние потребности и выражать их в социально приемлемой форме.
К подросткам шире, чем к детям, можно применять вербальные методики. Существенную роль в практике глубинно-психологической разговорной терапии играют поведение терапевта, манера беседы; содержание, способы возникновения и функции навязчивых расстройств, а также типично возрастные проблемы и конфликты.
В поведении терапевта должны постоянно отражаться понимание и принятие им симптомов навязчивостей. Это помогает пациенту без заниженной самооценки признавать и не «отделять» свою собственную симптоматику как один из ограниченных во времени элементов своей личности. Доброжелательное отношение, особенно к симптомам навязчивостей, вопринимаемым отчасти как лишенные смысла, побуждает подростков сообщать обо всех таких симптомах, причем нередко лишь при этом выясняется степень их связи с разными сферами жизни.
Целесообразно также ознакомить пациента с теориями возникновения и функциями навязчивых состояний с целью ясно показать ему, что в его случае речь идет не о единичном феномене и что в принципе существуют терапевтические возможности успешного воздействия на навязчивости. В связи с этим можно, например, вместе с пациентом прийти к осознанию того, что определенные навязчивые действия выполняют функцию торможения прорывов импульсивных влечений, противоречащих здравому смыслу.
Скажем, с помощью навязчивого мытья рук отрицается и тормозится удовольствие быть испачканным в буквальном или переносном смысле, а за чрезмерной заботой о здоровье членов семьи скрывается стремление устранить направленные против них агрессивные влечения и т.п. Последний пример показывает также, что в симптоматику навязчивостей часто оказываются вовлеченными родители и сибсы, и от этого они могут иногда страдать больше, чем сами пациенты. Поэтому на определенных этапах подключаются методы семейной терапии.
Динамические аспекты влечений, большей частью неосознаваемые, при навязчивых расстройствах следует подвергать терапевтическому воздействию с особой осторожностью, их никогда не нужно критиковать и недооценивать. У подростков они часто связаны с типично возрастными проявлениями (сексуальность, отделение от родительского дома, стремление к самостоятельности, успехи в школе и в профессиональной деятельности). Особое значение для подростков приобретает проблема автономности.
Значение конфликта автономии проявляется в том, что пациенты с их специфичной для навязчивостей личностной структурой пытаются рабски следовать терапевтическим правилам, но, с другой стороны — из-за сильного стремления к автономии — бойкотируют лечение и активно противостоят ему, недооценивая свое состояние. Наконец, подавленное стремление к автономии у подростков может проявляться в виде агрессивных и антисоциальных импульсов и переноситься на терапевта.
Все психоаналитики единодушны в том, что эта фаза неуправляемой и неконтролируемой агрессии составляет необходимую переходную стадию на пути к личностной автономии и к устранению навязчивостей, которую терапевт должен выдержать (Quint).
Несмотря на детально разработанные теории феномена навязчивостей и многочисленные работы по их лечению на основе психоаналитических представлений (например, Benedetti), для обсуждения предлагаются также методы поведенческой терапии, особенно в случаях навязчивых действий.
Методы поведенческой терапии навязчивостей у детей и подростков
Эти методы основаны на представлении о навязчивых симптомах как результатах научения. А это означало бы возможность с помощью надлежащих процессов добиться переучивания. Современная поведенческая терапия явно проистекает из ранее относительно изолированно применявшихся методов, ныне оцениваемых как механистичные. Наряду с рассмотрением исключительно связей «стимул—реакция» в настоящее время анализируется во всей ее сложности структура условий, влияющих на возникновение, поддержание и, наконец, излечение симптоматики (Hand).
Некоторые методы поведенческой терапии следует упомянуть, так как они четко демонстрируют принципы этого рода терапии и все еще имеют определенное практическое значение.
Аверсивная терапия (научение избеганию) навязчивостей у детей и подростков
При проявлениях навязчивостей применяются аверсивно действующие раздражители. В литературе описаны различные случаи позитивных результатов таких воздействий на синдромы навязчивостей (чаще всего изолированных).
В настоящее время их если и применяют, то лишь совместно с другими методами в рамках широкой терапевтической концепции, которая может не иметь преимущественно аверсивного характера.
Негативные упражнения (насыщение) при навязчивостях у детей и подростков
С помощью этого метода пытаются добиться эффекта насыщения путем многократного (до усталости) повторения навязчивых действий. По механизму действия метод близок к парадоксальной интенции и с успехом используется при навязчивостях моторного типа.
Остановка мыслей при навязчивостях у детей и подростков
Этот метод, предложенный Тэйлором (Taylor), успешно используется при феноменах идеаторных навязчивостей, вызываемых страхом (навязчивые мысли, опасения и т. п.). При этом пациенту предлагается выразить свои навязчивые мысли вербально, а терапевт прерывает пациента с помощью криков или неприятных громких звуков. В связи с развитием новых методик поведенческой терапии три названные выше методики изолированно уже не применяются.
Систематическая десенсибилизация с помощью методов, уменьшающих страх
Этот способ успешно применяется еще и сегодня, особенно при навязчивостях, вызванных страхами, и фобиях. Основа этой методики — тесная связь между страхами и синдромами навязчивостей, на которую указывает теория научения. При этом пациенты переживают симптоматику навязчивостей как уменьшающую страх. Причиной навязчивостей оказываются страхи, нередко фобии. Отсюда следует, что при лечении первично осуществляется воздействие на страхи, а не на синдромы навязчивостей (см. Niebergall, Weber).
Конфронтация и подавление реакций
Этот метод, разработанный Мейер (Meyer), состоит в следующем. После подробного ознакомления с теориями научения и с опытом практического применения этого метода, а также общей психотерапевтической подготовки пациент вначале вступает в конфронтацию с ситуацией, которая вызывает у него появление навязчивостей. При этом, как правило, возникает массивный страх, который должен контролироваться совместно терапевтом и пациентом. По мере учащения конфронтации с такой ситуацией реакция страха ослабевает.
Поскольку негативных последствий не возникает, появляется чувство, что ситуация может быть преодолена. При этом пытаются вначале выявить стратегии преодоления, применявшиеся самим пациентом, выбрать из них те, которые с наибольшим успехом можно применить для преодоления навязчивостей и целенаправленно использовать в терапии (см. статью на сайте с описанием случая из практики).
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология»
Навязчивый ребенок что делать
Синдром навязчивых движений или детский невроз является довольно частым явлением, которое может появиться у ребенка в любом возрасте.
Бесплатные занятия с логопедом
К факторам, которые способствуют к возникновению детского невроза, и который становится главной причиной появления однотипных навязчивых движений, также можно отнести постоянное эмоциональное напряжение. Оно опасно тем, что последовательно истощает нервную систему ребенка. Одна из причин возникновения такого психоэмоционального напряжения – это неблагоприятная домашняя обстановка для ребенка дома (частые ссоры родителей, слишком завышенные требования к ребенку).
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Главной причиной возникновения у детей синдрома навязчивых движений является наличие разного рода расстройств нервной системы. Расстройства такого типа могут проявляться в возникновении, вне зависимости от воли человека, однообразных и однотипных движений. Проявляться может синдром навязчивых движений у ребенка в 3 года, в 5 лет, в 6 лет и старше. Нужно отметить, что ребенку весьма сложно контролировать синдром навязчивых движений и в большинстве случаев он даже не осознает того, что периодически делает без особой причины одни и те же движения.
Навязчивые однообразные движения могут быть как непродолжительного характера, так быть и длительного типа. Навязчивые движения непродолжительного характера, как правило, могут появиться у ребенка в результате раздражительности, появления сильного стресса или усталости. Однако, если ребенок начинает постоянно повторять такие движения, то они постепенно становятся привычкой и сохраняются на довольно длительное время.
Большинство психологов считают, что основной причиной появления у детей синдрома навязчивых движений являются сильные психологические травмы. Довольно часто большинство родителей не придают особого значения той стрессовой ситуации, в которой пребывает ребенок, считая причины ее возникновения не такими уж и серьезными. Однако, нужно помнить о том, что детская психика является несформированной и детское мышление сильно отличается от мышления и мировоззрения взрослого человека. Поэтому, если ребенок находится в стрессовом или подавленном состоянии, с ним необходимо проводить беседы, постараться успокоить его или обратиться за помощью к детскому психологу.
Стоит отметить, что у детей, которые страдают синдромом навязчивых движений, может довольно часто возникать депрессивное состояние, которое проявляется в виде истерик или агрессивного поведения. При этом, всегда нужно помнить о том, что на психику ребенка оказывает очень сильное влияние обстановка и эмоциональный климат в доме. Слишком частые ссоры, скандалы или проявление насилия могут стать главной причиной появления серьезной психической травмы у ребенка, которая со временем и может стать основной причиной появления депрессий, асоциального поведения или возникновения невроза навязчивых движений.
К второстепенным факторам, которые также могут стать причиной возникновения у ребенка синдрома навязчивых движений, могут стать слишком частые переезды или смена места жительства. Ведь в результате переезда довольно часто меняется обстановка, распорядок дня или окружение. Это в свою очередь может стать одной из основных причин возникновения у ребенка невроза навязчивых движений. Необходимо отметить, что больше всего к возникновению такого недуга подвержены дети со слабой и нестабильной психикой.
Однако нужно отметить, что в некоторых случаях синдром навязчивых движений у ребенка может появиться не в результате перенесенной сильной эмоциональной или психической травмы. Например, если у кого-то из близких родственников присутствуют заболевания нервной системы или постоянные психологические расстройства, то при стечении определенных обстоятельств, эти проблемы могут начаться и у ребенка.
Также возникновение у детей синдрома навязчивых движений может быть связано с перенесенными инфекционными заболеваниями, сильными ушибами, травмами голоного мозга или может быть вызвано наличием патологий хронического характера сердечно-сосудистой системы.
ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ
В большинстве случаев родителям довольно трудно определить тип и природу возникновения навязчивых движений у ребенка, а тем более отличить это от признаков проявления какого-либо недуга. Однако при детальном рассмотрении данных явлений определить синдром навязчивых движений у ребенка весьма просто.
Часто навязчивые движения, появляющиеся у ребенка, ошибочно путают с так называемым нервным тиком. Однако нужно отметить, что нервный тик является неподконтрольным, автоматическим сокращением мышечных тканей и целой группы мышц организма, а причины его возникновения далеко не всегда связаны с психоэмоциональным состоянием ребенка. В отличие от нервного тика, возникновение навязчивых движений можно контролировать при помощи силы воли, и в большинстве случаев они появляются на фоне перенесенных эмоциональных травм или постоянного психоэмоционального дискомфортного состояния. К основным симптомам синдрома навязчивых движений, который может появиться у ребенка, можно отнести:
• частые и сильные моргания;
• постоянные однотонные движения (постукивания рукой, щелканье пальцами);
• взмахи руками или подергивание губами;
• несуразное покачивание головой;
• вырывание или обкручивание волос.
Довольно часто, у ребенка, у которого наблюдается синдром навязчивых движений, могут происходить существенные изменения в его поведении. Например, он может подходить к разным предметам только с одной какой-то стороны, тереть ладони перед тем, как сесть на кровать и так далее.
Если вовремя не обращать внимания и не предпринять соответствующие меры при возникновении такого невроза как появление навязчивых движений, то в результате ребенок может причинить вред своему здоровью, травмировать себя (сгрызать ногти, выдергивать волосы, прокусывать губы и так далее). Довольно часто такие неврозы могут сопровождаться внезапным появлением вспышек истерии, которых раньше у ребенка никогда не было.
Как проявляется синдром у детей в разном возрасте? Несмотря на тот факт, что синдром навязчивых движений у детей в большинстве случаев имеет практически одни и те же признаки, которые проявляются в бессмысленных, часто повторяющихся движениях, но все же причины возникновения этого состояния у детей в разном возрасте могут иметь совершенно разную природу и проявляться по-разному. Кроме того, способы лечения этого состояние у детей в разном возрасте имеют некоторые отличия.
СИНДРОМ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ В 1-3 ГОДА
В первые 3 года жизни ребенок только начинает постигать окружающий мир. Вне всякого сомнения, психика ребенка уязвима к воздействию внешних неблагоприятных раздражителей в любом возрасте, вплоть до достижения человеком совершеннолетия и ее полного и окончательного формирования. Поэтому для того, чтобы избежать возникновения у ребенка в возрасте от 1 до 3 лет синдрома навязчивых движений, необходимо оградить его от разного рода стрессовых ситуаций.
Стоит отметить, что именно в этом возрасте детская психика особенно восприимчива к воздействию внешних раздражителей. В результате получения сильных стрессов и эмоциональных раздражений в этом возрасте, у ребенка могут начаться такие проявления синдрома навязчивых движений как частое беспричинное покашливание, отсутствие аппетита, беспричинные и резкие прокручивания головы.
СИНДРОМ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
В старшем возрасте ребенок начинает постепенно познавать окружающий его мир и начинает понимать, что происходит вокруг него. Для того, чтобы обеспечить нормальное развитие психики у ребенка в 3-6 летнем возрасте, необходимо создать вокруг него спокойную остановку и благоприятный эмоциональный климат.
Ведь в этом возрасте ребенок более всего подвержен появлению разного рода психоэмоциональных расстройств, которые могут плавно перейти к возникновению такого расстройства как синдром навязчивых движений. Главная причина возникновения этого синдрома у детей в 3-6 летнем возрасте связана перенесением постоянных стрессовых ситуаций и появлением необоснованных панических атак. Очень сильно на эмоциональное состояние ребенка в 6 летнем возрасте оказывает влияние домашняя обстановка и уровень социальных отношений в обществе. Например, если родители постоянно ссорятся и скандалят на глазах у ребенка, у него может из-за этого начаться продолжительная депрессия, которая может привести к расстройству психики.
СИНДРОМ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ В 7 ЛЕТ И СТАРШЕ
В этом возрасте необходимо стараться помочь ребенку акклиматизироваться в обществе. Ведь акклиматизация в социуме довольно часто сопряжена с изменением обстановки и появлением новых внешних раздражителей, которые могут стать причиной возникновения у ребенка стрессовой ситуации, которая может стать причиной появления синдрома навязчивых движений. В 8 лет этот синдром у детей довольно часто появляется в виде сильного покусывания губ, обгрызании ногтей, выдергивании волос или непроизвольном, неосознанном частом повторении какого-либо одного движения, например кивания головой.
СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ
Перед тем, как обратиться к врачу при возникновении симптомов синдрома навязчивых движений у ребенка, родителям стоит попытаться определить природу и причину его появления. Очень важно при этом свести к минимуму возникновение негативных ситуаций и обеспечить для ребенка нормальные и комфортные условия для жизни.
В подавляющем большинстве случаев, появление такого синдрома у ребенка связаны с состоянием микроклимата внутри семьи. То есть если родители начинают часто конфликтовать между собой, то ребенок, таким образом, начинает реагировать на подобные конфликтные ситуации и показывать свое отношение к происходящему вокруг него.
Однако, если причины появления синдрома навязчивых движений у ребенка определить не получается, и они начинают приобретать хроническую форму, то этом случае, необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.
Причины навязчивых состояний у детей
В этиологии навязчивостей у детей генетика играет большую роль, чем у взрослых пациентов. В то же время случаи навязчивостей в одной и той же семье могут свидетельствовать о своего рода обучении, влиянии одного члена семьи на другого.
Инфекции
В генезе навязчивых состояний роль инфекционного заболевания, в первую очередь, несет стрептококковая (бета-гемолитический стрептококк) инфекция носоглотки.
Обычно пациенты, страдающие от стрептококковой инфекции, начинают демонстрировать признаки обсессивно-компульсивного расстройства на 3-4 года раньше, чем другие дети, страдающие навязчивыми состояниями, например, возникших на фоне органического поражения мозга вследствие неблагополучных родов.
На роль инфекции указывает обострение симптоматики вечером и явно рецидивирующий характер течения болезни. Врачу также следует учитывать то, что при навязчивостях, возникающих в ходе нейроинфекционного процесса, отмечается:
Психические факторы
Также большую роль в развитии навязчивых состояний играют хронические психотравмирующие ситуации, связанные с:
У этих детей еще до появления навязчивых состояний отмечается излишняя боязливость ко всему новому (переезд из одного места в другое, встреча с незнакомыми людьми). В дошкольном возрасте для них характерна мнительность, склонность придумывать по отношению к себе различные запреты, вера в магию. Во время игр они любят придумывать новые правила, схожие с ритуалами, также характерна строгая последовательность при выполнении будничных действий, например, таких как одевание или прием пищи.
Почти в 90% случаев у школьника, страдающего навязчивыми состояниями, имеются проблемы, в учебе, в отношениях в семье, трудности общения со сверстниками.
Прочие нарушения
В патогенезе навязчивостей у детей наиболее важное место занимают изменения со стороны серотонинергической системы, дисфункция в базальных ганглиях и аутоиммунные нарушения. В качестве примера можно привести навязчивые состояния при синдроме Туретта или хореи Сиденхама. В последнем случае наряду с инфекционным возбудителем – бета-гемолитический стрептококком группы А, прослеживаются и аутоиммунные изменения.
Патогенез на разных этапах ОКР
Дети с навязчивостями стараются уклониться от домашней работы и выполнения домашних обязанностей. Навязчивые состояния у детей нередко сочетаются с расстройствами депрессивного и тревожного спектра. Так, например, у подростков может появиться навязчивое влечение к самоубийству. Также сравнительно часто, по-видимому, не менее чем в трети случаев навязчивости сопровождаются различными тиками.
Однообразные, стереотипные движения наблюдаются при задержке психического развития, аутизме, тиках; обсессии встречаются при расстройствах пищевого поведения.
Синдром навязчивых движений у детей ( Навязчивый невроз у детей )
Синдром навязчивых движений у детей — это один из компонентов обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). На его развитие влияет ряд факторов: отягощенный акушерский анамнез, генетические и приобретенные неврологические отклонения, особенности воспитания и воздействия социума. Синдром проявляется неконтролируемыми движениями конечностями и туловищем, гримасничаньем, бессмысленными ритуалами. Для диагностики требуется клиническое обследование у психиатра и невролога. Лечение патологии включает прием медикаментов (антидепрессантов, ноотропов, транквилизаторов), индивидуальную, групповую, семейную психотерапию.
МКБ-10
Общие сведения
Истинный навязчивый невроз бывает в 0,5-2% случаев, а распространенность субклинических расстройств достигает 19% в детской популяции. Синдром может начаться в любом возрасте, даже в периоде младенчества. Пик его клинических проявлений приходится на возрастной интервал 7-11 лет. Состояние чаще встречается у девочек, в то же время мальчики более подвержены раннему дебюту и тяжелому течению ОКР. Расстройство представляет серьезную проблему для психиатров, поскольку с трудом поддается терапии, нарушает социальную адаптацию и вызывает у детей депрессивные нарушения.
Причины
Синдром навязчивых действий имеет полиэтиологическую природу, что значительно затрудняет его лечение. Обычно на формирование патологии влияют сразу несколько факторов, причем их не всегда удается выявить и правильно идентифицировать. В современной детской психиатрии все причины навязчивостей объединяют в несколько групп:
Патогенез
Современные психиатры рассматривают навязчивые движения как наиболее простой вариант реализации патологической избыточности двигательного акта. Синдром возникает при нарушениях передачи импульсов в стриопаллидарной области головного мозга, которые обусловлены недостаточностью ГАМКергической трансмиссии. В формировании патологии не принимают участие высшие центры церебральной коры, поэтому типично наличие максимально простых и однотипных движений.
Двигательная активность направлена на нормализацию работы нейронов и улучшение нейротрансмиттерной передачи в разных отделах экстрапирамидной системы. При этом у пациента уравновешиваются процессы возбуждения и торможения в ЦНС, отмечается субъективное ощущение комфорта. При совершении навязчивых действий аналитическая и контролирующая функции нервной системы сохранены, ребенок полностью осознает свои поступки.
Симптомы
Ребенок с компульсивным неврозом имеет непреодолимое и необъяснимое желание совершать и многократно повторять однотипные движения. Синдром отличается разнообразием клинических симптомов. Среди типичных двигательных расстройств выделяют кивания головой, «болтания» конечностями, непроизвольное вытягивание или сгибание туловища. Некоторые больные постоянно двигают руками, поправляя волосы либо расправляя складки одежды.
Многие дети начинают непроизвольно и слишком часто зажмуриваться, складывать губы трубочкой, морщить нос и выдавать «хрюкающие» звуки. Подобные движения, возникающие в дошкольном возрасте, часто воспринимаются родителями как гримасничанье. Родители пытаются отучить малыша от таких привычек, слишком эмоционально реагируют на непослушание, в результате чего невротические расстройства усугубляются.
У подростков компульсивный синдром иногда проявляется в виде ритуалов, которые носят защитный характер и могут сопровождаться различными фобиями. Ритуалы могут включать многократные проверки закрытого окна и двери, раскладывание книг и письменных принадлежностей в определенном порядке, использование одних и тех же маршрутов для передвижения по городу.
Осложнения
Без коррекции все проявления навязчивостей усиливаются, вследствие чего у ребенка начинаются проблемы с социальной адаптацией. Постоянно повторяющиеся бессмысленные движения делают его объектом для насмешек сверстников, мешают целенаправленной учебной деятельности, снижают способности к концентрации внимания. Такие дети отказываются посещать школу и общаться с ровесниками, в тяжелых случаях ситуация заканчивается полной изоляцией.
Пациенты с навязчивыми неврозами, как правило, страдают от множественных фобий: насекомых, высоты, замкнутых пространств, тяжелых заболеваний. К распространенным навязчивым страхам при ОКР у детей относят эритрофобию (боязнь покраснеть), лалофобию (боязнь разговора из-за опасения заикания), никтофобию (страх темноты). Распространенным последствием компульсивного невроза являются тревожно-депрессивные состояния.
Диагностика
Синдром навязчивых движений выявляется при клиническом обследовании ребенка психиатром. Врач беседует с пациентом и его родителями, подробно узнает об особенностях компульсивных движений, собирает анамнез жизни с момента рождения. Для оценки психоэмоционального состояния используются специальные тесты и опросники (шкала Йеля-Брауна), у малышей для психодиагностики применяют тесты с картинками.
Навязчивые действия по клиническим признакам напоминают тики, возникающие при органических поражениях ЦНС, для исключения которых назначается консультация детского невролога. Врач проводит стандартный физикальный осмотр, оценивает работу вегетативной нервной системы, проверяет рефлексы и делают пробы на координацию движений. По показаниям ребенку выполняют инструментальные методы: ЭЭГ, эхоэнцефалографию, КТ или МРТ головного мозга.
Лечение синдрома навязчивых движений у детей
Медикаментозная терапия
Лечение навязчивостей представляет собой сложную задачу для детского психиатра, что обусловлено сложным переплетением этиологических и триггерных факторов, невозможностью полностью исключить негативные влияния социума и отсутствием четких схем терапии. При компульсивных неврозах у детей применяется комплексный терапевтический подход, который предполагает лечение медикаментами и разнообразные методы психотерапии. Фармакотерапия состоит из 3 этапов:
Психотерапия
Высокую эффективность при навязчивых неврозах имеют методы психологической коррекции, которые дополняют или заменяют медикаментозное лечение в зависимости от степени выраженности симптоматики. Детские психологи используют, групповую, парную, индивидуальную формы работы, применяют игровую терапию, арт-терапию и релаксационные упражнения. Большую роль в социальной адаптации играют тренировки коммуникативных навыков.
Комплексное лечение навязчивых движений включает методику семейной психотерапии. Психологи работают с улучшением эмоционального фона в семье, помогают достичь взаимопонимания, мягко корректируют неправильные родительские подходы к воспитанию. Изменение отношения членов семьи к психологическим особенностям ребенка и принятие имеющихся у него отклонений очень важно для успеха дальнейшей терапии.
Прогноз и профилактика
При неврозе навязчивых движений врачи не дают однозначных прогнозов. В среднем у 2/3 детей, несмотря на проводимое лечение, остаются отдельные проявления компульсивного поведения, которые усугубляются на фоне психотравм. Однако комплексная психологическая и медикаментозная помощь помогает больным минимизировать проблему, научиться контролировать свое состояние и не допустить дальнейшего прогрессирования невроза.
Профилактика навязчивостей должна начинаться еще в антенатальном периоде развития и включать регулярный контроль беременности, выбор оптимальной тактики родов и предупреждение гипоксических повреждений ЦНС. В постнатальном периоде родителям необходимо обеспечить ребенку комфортную и доверительную семейную обстановку, максимально оградить от психотравмирующих ситуаций.