навык чтения является фундаментом всего образования какие механизмы участвуют в деятельности чтения
Формирование навыка чтения у детей: этапы и упражнения
Начальная школа – это особый этап в жизни любого ребенка, который связан с формированием у него основ умения учиться, способности к организации своей деятельности. Именно полноценный навык чтения обеспечивает школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создает необходимую основу для самообразования в последующем обучении в старших классах и после школы.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Читательская деятельность – это не что-то спонтанное, которое возникает само по себе. Для ее овладения важно знать способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки.
Процесс формирования навыков чтения
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.
В сложном процессе чтения выделяют 3 основных момента:
Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются, и ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль в научно-популярном тексте и т.д.
Этапы формирования навыков чтения
Т.Г. Егоров выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:
Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, делят на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой).
Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. При чтении слога в процессе слияния звуков важно переходить от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в речевом потоке. Иными словами, слог нужно произносить так, как он звучит в устной речи.
На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения является слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.
Этап становления синтетических приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, т.е. имеет место быть угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию содержания текста и прочитанного.
Этап синтетического чтения характерен тем, что для читателя уже не представляет труда техническая сторона чтения (он практически не делает ошибок). На первый план выходит осмысление прочитанного. Происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но важно понимать, что понимание смысла прочитанного возможно только тогда, когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, т.е. понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.
Особенности формирования навыков чтения
Существует 4 основных качества навыка чтения:
Соответственно, основное задачей обучения навыкам чтения является выработка у школьников этих навыков.
Все обучение в начальных классах базируется на уроках чтения. Если учащийся освоил навык чтения, устную и письменную речь, то и остальные предметы будут даваться ему значительно легче. Сложности во время обучения возникают, как правило, из-за того, что ученик не смог самостоятельно получить информацию из книг и учебников.
Методы и упражнения для формирования навыков чтения
В образовательной практике существует 2 противоположных в своей основе метода обучения чтению – лингвистический (метод целых слов) и фонологический.
Лингвистический метод предполагает обучение на тех словах, которые чаще всего используются, а также на тех, которые читаются так же, как и пишутся. Этот метод направлен на обучение детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составляющие. Ребенку просто показывается и произносится слово. После того, как выучено порядка 100 слов, ребенку дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В нашей стране эта методика известна как метод Глена Домана.
Фонетический подход основывается на алфавитном принципе. Его основа – это фонетика, т.е. обучение произношению букв и звуков. По мере накопления знаний, ребенок постепенно переходит к слогам, а затем к целым словам.
Помимо этого, есть еще несколько методик:
Не существует какой-то универсальной методики формирования навыков чтения. Но в современной методике обучения признан общим подход, когда обучение начинается с понимания звуков и букв, т.е. с фонетики.
Существуют определенные упражнения, которые помогают сформировать навык чтения. Вот несколько из них:
А. Герцен писал: «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания». Действительно, овладение полноценным навыком чтения является наиважнейшим условием успеваемости по основным предметам в школе. В то же время, это один из основных способов получения информации, что жизненно необходимо для речевого, умственного и эстетического развития детей.
Эффективные механизмы обучения чтению
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Эффективные приемы развития
механизма навыка чтения
К современной методической науке и практике обучения детей чтению общество предъявляет высокие требования. И это вполне оправданно. Умение читать — важнейшее коммуникативное умение, на базе которого совершенствуются другие, например, умения передавать свои и чужие мысли, понимать чужую речь, интерпретировать ее, передавать вкратце и делать выводы. Чтение считается важнейшей информационной технологией, без овладения которой невозможно успешно жить и работать в современном, быстро меняющемся мире.
Исследователи чтения, социологи, родители и учителя бьют тревогу по поводу катастрофически низкого интереса детей к чтению. Следствием этого является низкая техника чтения школьников и отсутствие навыков работы с текстом — неумение уловить причинно-следственные связи, определить основную мысль текста, построить связное высказывание на материале прочитанного.
Таким образом, учитель должен быть сегодня готов к применению различных методов обучения чтению в одном классе. Очень остро стоит вопрос о преемственности формирования навыка чтения между начальной и средней школой. Учителей среднего звена, особенно учителей словесности, не устраивает техника чтения выпускников начальной школы. Учителя истории и природоведения жалуются, что пятиклассники, прочитав учебный текст, не могут пересказать его, не говоря уже о более высоких требованиях к освоению учебного материала: подтвердить или опровергнуть тезис (свой или учителя), творчески переработать информацию параграфа, передать ее своими словами по плану, самому составить план только что прочитанного текста.
Одним словом, в сегодняшней практике обучения детей чтению наряду с достижениями есть много нерешенных проблем. Я не ставлю задачу дать ответы на все вопросы, а сосредоточу внимание лишь на некоторых эффективных приемах развития механизма и навыка чтения обучающихся начальных классов.
Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.
При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения, 120 слов в минуту.
При этом возникают вопросы:
-возможности выхода на этот уровень;
-обучения ребенка осознанному и правильному чтению;
-формирования навыков работы с разными видами текстов;
-определение уровня понимания прочитанного.
Как привести учащихся к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить выделять главное в тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения.
Почему 120-150 слов самый оптимальный темп чтения.
Из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если начальную школу они закончили, имея навык чтения от 100 до 150 слов в минуту
Что касается приемов «работающих» на технику чтения, то наверное каждый учитель назовет их довольно много. В современной методике, арсенал обучения грамоте богат. Надо помнить, что при повышенной скорости чтения, как и при пониженном автоматическом чтении ухудшается понимание текста, осмысление материала. Плохое чтение, заниженная по отношению к оптимальной скорости влекут за собой почти все беды школьной системы, то есть скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.
Немаловажное значение имеет знание учителем психологической основы скорости чтения.
Флегматики, меланхолики медленно набирают темп чтения, здесь нужно терпение, бережное отношение к успехам ребенка, постоянно приходится подбадривать и фиксировать его внимание на успехах, то есть необходимо расковать ученика, подарить надежду.
В первый класс приходят дети с различной дошкольной подготовкой: некоторые уже читают, другие знают часть букв и читают простые слова и легкие тексты, третьи знают несколько букв, но не умеют читать, и лишь немногие не знают ни одной буквы.
Поэтому для наиболее эффективного обучения с первых дней я выявляю степень подготовленности детей по чтению. Имея сведения о развитии детей, их подготовленности по чтению помогают наиболее правильно организовать занятия с первых же дней обучения.
Как же добиваться скорости 100-150 слов в минуту?
Система обучения школьников предусматривает три категории уроков : уроки обучения грамоте, уроки классного и внеклассного чтения.
На каждом уроке чтения необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы она была направлена на достижение цели :
научить детей читать художественную литературу;
подготовить к систематическому изучению ее в средней школе;
вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать
На начальном этапе обучения основное внимание уделяю формированию навыков чтения.
Сформированный навык чтения включает в себя два компонента:
— технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);
— понимание текста (извлечение из него смысла, содержания).
Процесс этот трудный. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры. На уроках литературного чтения я стремлюсь к тому, что урок оставлял заметный след в сознании ученика. Целью уроков литературного чтения считаю достижение оптимальной скорости чтения при сохранении его психического и физического здоровья.
В ходе поисков была создана система упражнений, направленных на улучшение качественных показателей чтения учащихся. Эта система предполагает в процессе формирования навыков чтения вводить специальные тренировочные упражнения. Условно разделенные на три группы:
Первая группа упражнений связана со зрительным и слуховым восприятием, она направлена на выработку правильности чтения, на восприятие внимания к зрительному и слуховому образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения. Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.
Зрительные, слуховые диктанты пишутся ежедневно, поочередно. Зрительные диктанты начинаю писать с наименьшей единицы буквы, слоги, слова, предложения. Показываю (букву, слог, слово, предложение) 4-5 секунд, затем закрываю, дети пишут по памяти. Затем проводится проверка. Если ученики не справились с этим заданием, то на завтра даю это же задание и так повторяю набор диктантов до трех раз. И только после этого даю следующий набор диктанта. Аналогично провожу работу со слуховым диктантом. Слуховой диктант читаю один раз, записываю, затем идет проверка. Диктант прочитывается хором три раза в темпе скороговорки. После приобретения учащимися навыка быстрого чтения «схватывания» одного, двух слов перехожу к наиболее сложным наборам предложений.
У детей всегда есть книга, которую они читают к уроку внеклассного чтения и на этом же этапе проверяю скорость чтения в минуту. Один читает, второй считает, следит за первым. По истечению одной минуты считают количество прочитанных слов и записывают в тетрадь, где записаны результаты предыдущих дней. Таким образом ученик может сравнивать результаты сам без посторонних. Нельзя забывать о таком методическом приеме, как частота тренировочных чтений. Для коллективного чтения небольшой текст печатаю на доске. Сначала читает один ученик, за ним хором и сразу выясняется, объясняется значение слов, проговаривают трудные слова. Рекомендую дома читать с родителями порциями до пяти раз: про себя, интересный отрывок вслух, один раз с часами, вслух перед сном. При заучивании стихотворения предлагаю чтение перед зеркалом (мимика, движение, осмысление содержания).
Работая над скоростью чтения, нельзя забывать совет русского методиста Д.И. Тихомирова: « Научить младших читателей мыслить и чувствовать во время чтения» Такие возможности создаются в частности при работе над выразительностью чтения. Именно голосом, дикцией ребенок выражает свое отношение, свои чувства к описанным в книге фактам. Детям предлагаю: « Расскажи этот эпизод так, чтобы другие почувствовали и могли сказать, кто из действующих лиц больше всего тебе понравился, а кого ты осуждаешь, кем недоволен, с кого не хочешь брать пример». Как лучше прочитать отрывок, какое чувство надо передать.
А теперь говорю, пожалуйста снова читайте текст, но чуть медленнее, зато красиво, выразительно. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца и дальше, не останавливаясь они переходят на незнакомую часть текста.
Скорость чтения зависит и от количества регрессий, то есть обратного движения глаз для уточнения прочитанного, чем их больше, тем ниже темп. У учащихся надо вырабатывать навыки антиципации, то есть умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать два, три последующих слова.
При работе с плохо читающими учениками можно добиться цели путем решения следующих промежуточных задач.
Увеличение объема слуховых и зрительных восприятий.
Статья «Развитие навыка грамотного чтения, как фактор повышения качества обучения у школьников»
Развитие навыка грамотного чтения, как фактор повышения качества обучения у школьников
«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения»
Как известно, чтение выступает неисчерпаемым источником обогащения знаниями, универсальным способом развития речевых и познавательных способностей ребёнка, его творческих сил, мощным средством воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего развития познавательной деятельности ребёнка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Сам процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам. Далее следует чтение целыми словами. Наблюдение за динамикой процесса чтения позволяет сделать выводы, что чем выше беглость, тем лучше понимание читаемого, то есть сознательность чтения, которая обуславливает правильность. На базе этих трёх качеств формируется выразительность как самое сложное звено в цепи, составляющей навык чтения.
Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:
— при формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление;
— выстраивать процесс обучения необходимо так, чтобы у ребёнка формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. В техническую сторону чтения включаются следующие компоненты: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. В смысловую сторону: выразительность и понимание прочитанного произведения.
Главное – понимать и осознавать прочитанное, ведь ребёнок учится читать для того чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т.е. умения, доведённого до автоматизма.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определёнными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное обучение чтению.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надёжное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.
К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской компетенции школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы уделено начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга.
В ФГОС начального и основного образования были особо выделены метапредметные результаты, куда в качестве обязательного компонента вошло и «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Данное понятие толкуется как «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
ФГОС НОО по «Литературному чтению» предполагает следующие предметные результаты: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. В планируемых результатах ФГОС НОО выпускник научится читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения. Целью изучения литературы в школе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Но невозможно приобщить школьников к искусству слова, не научившись грамотному осознанному чтению. Поэтому именно сегодня государство стало уделять большое внимание популяризации чтения: электронные библиотеки, электронные книги, использование Интернет-ресурсов на уроках. Навык чтения складывается из двух сторон — смысловой и технической. Смысловая сторона обеспечивает понимание, усвоение, запоминание прочитанного. Техническая сторона включат в себя способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов подчинён смысловой стороне — пониманию. Каждый из компонентов, образующих технику чтения, имеет свои особенности, которые влияют на весь процесс чтения. Процесс чтения для школьника — это сложный, весьма трудный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Ключ к успеху в обучении — это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь. Для успешного освоения навыками осознанного чтения учителю необходимо обеспечить в классе определенный режим работы: упражнения в чтении должны быть каждодневными; отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов; должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения; должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок; специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Необходима систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения. Формирование качественного навыка чтения у школьников является одним из основных задач начальной и средней ступени обучения. На современном этапе развития общества каждый учитель старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.
Предполагается, что формирование навыков чтения будет проходить более успешно, если в процессе будут использованы упражнения, направленные развитие выразительности, осознанности, правильности и темпа чтения. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: определить роль чтения в развитии детей младших классов; изучить влияние различных приемов и методов на качество обучения чтению младших школьников и формирование навыков активного и грамотного читателя.
Все обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ученик овладел техникой чтения, устной и письменной речью и если он полюбит уроки литературного чтения, то он хорошо будет усваивать и остальные предметы. Большинство трудностей во время обучения возникают у школьников из-за того, что они не смогли самостоятельно получить информацию из учебников и книг. В стандарте начального образования сказано, что к концу 4-го класса, ученики должны овладеть первоначальными умениями передачи, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде. Процесс обучения чтению младших школьников является одной из главных учебных целей. Чтение школьников – достаточно сложный, требующий много сил, как школьников, так и учителя, процесс. Воспитание и развитие школьников тесно связаны с чтением. Это напоминает учителю, что нужно систематически работать над тем, чтобы чтение детей стало осознанным. Чтение открывает для младших школьников новые возможности, познания, а также позволяет общаться друг с другом. Если у школьника возникли проблемы с овладением навыка чтения, это говорит о том, что у него, возможно, существуют сложности в развитии психических процессов, например таких, как память, речь или внимание. Это доказывает, что обучению чтению следует обращать особенное внимание. Для того, чтобы научить школьника читать осознанно, необходимо научить читать его правильно, безошибочно, ведь только то, что прочиталось верно, можно понять. Навык чтения формируется у младших школьников достаточно медленно, это имеет отношение к особенностям его развития и восприятия. Когда формируется полноценный навык чтения у каждого учащегося класса, важно помнить и стремиться к тому, к чему призывал Корф Н.А, выдающийся русский методист. Он писал, что «каждый учитель должен приучать к одновременному совершенствованию двух процессов – чтению и уразумению читаемого». Формирование навыка чтения – является одной из самых важных и сложных задач начальной школы. Этот навык является фундаментом и основой для всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов)
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Оба компонента опираются друг на друга и взаимосвязаны. Улучшение техники чтения облегчает понимание прочитанного, ведь только легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. Замедленное же чтение затрудняет понимание текста. На первых ступенях формирования навыка чтения большое значение следует придавать технике чтения, а далее уже пониманию прочитанного. Программа начальной школы предполагает постепенное совершенствование от класса к классу, и на каждом этапе сформированность навыка чтения оценивается по показателям, таким как: объем прочитанного, правильность, осознанность, выразительность. Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. В наше время многие дети читают неохотно и мало, уроки чтения для них скучны. Это происходит из-за нескольких причин: спад интереса к чтению, множество других источников получения информации, уменьшение времени на чтение.
Выделяют три этапа формирования навыка чтения:
Синтетический этап. Он характеризуется тем, что все три компонента чтения: восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Главным признаком того, что школьник перешел на данный этап является то, что появляется интонирование. Это чаще всего происходит на второй год обучения в начальной школе.
Этап автоматизации. Характеризуется тем, что техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Усилия школьника направлены на осознания текста, его понимание. На данном этапе ребенок стареется читать про себя. Признаком того, что учащиеся достигли данного этапа – это их эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться впечатлениями и эмоциями без вопросов учителя.
Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы, такой как:
1) упражнения в чтении должны быть ежедневными;
2) текст для чтения должен производиться с учетом особенностей детей и литературных текстов;
3) должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
4) должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
5) должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, чтение про себя.
Говорить о таких компонентах навыка чтения как скорость чтения и правильность следует тогда, когда школьник понимает текст, который озвучивает. Учитель же должен знать и применять специальные приемы, которые направлены на отработку правильности и скорости чтения. Это: 1) использование упражнений, которые совершенствуют зрительное восприятие, развивают артикуляционный аппарат и регуляцию дыхания; 2) применение при чтении принципа многочтения. То есть нужно обращать внимание ребенка к перечитыванию отрывков, которые важны по смысловому содержанию, что сможет облегчить понимание идеи произведения и добиться правильного и беглого чтения. Правильность чтения – это чтение без ошибок, искажения, которые могут влиять на смысл читаемого текста.
В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом. Параллельно с развитием навыков скорости и правильности чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано. Управлять процессом формирования навыка чтения можно, если соблюдать следующие условия:
1. При формировании навыка необходимо опираться на развитие таких психологических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.
3. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся только положительную мотивацию, интерес к чтению и к книге вообще.
4. Формирование полноценного навыка чтения необходимо рассматривать как задачу не только специального урока – урока чтения, но и как одну из задач других уроков.
Успешность учеников в обучении зависит от мотивации. При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха. Для самостоятельного чтения предлагается детям перечитывать любимые стихи и сказки, это стимулирует антиципацию, способствует чтению целыми словами.
Целью литературного образования в школе является «становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности».
Список использованных источников
2. Выготский Л.С. «Мышление и речь». – Избр. психол. исслед. М.; 1956, с.264.
3. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом.- Известия АПН РСФСР, 1950, вып. 70.
4. Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанника радость познания // Антология гуманной педагогики. В.А.Сухомлинский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2005. – 237с6.
6. Павлова Л. А. Как формировать навык чтения у младших школьников: практическое пособие / под ред. Н. Н. Светловской. М.: Изд-во АРКТИ, 2007