Навык коммуникации что это
Коммуникативные навыки у детей и взрослых
Коммуникативные навыки – это совокупность способностей человека, обеспечивающих эффективное взаимодействие его с другими людьми. Эффективное общение сводится к двум основным положениям: умение правильно понять собеседника, то есть верно объяснить для себя сказанное им, и умение правильно передать информацию, то есть высказать именно ту мысль, которая была запланирована.
Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например, Выготского, Эльконина, является основой развития человека и, в частности, фундаментом формирования личности. Кроме того, общение отвечает за ряд других функций. В их числе управление собственным поведением, реализация потребности в общении, обеспечение психологического благополучия, организация совместной деятельности с другими людьми и пр.
Коммуникативные навыки являются необходимостью для человека, живущего в социуме, поскольку ему приходится взаимодействовать с большим количеством людей, решая задачи из разных сфер жизни: от похода в магазин за продуктами до сложнейших переговоров делового характера. Также коммуникативные навыки отвечают за успешность выполнения поставленной задачи.
Низкая коммуникативная компетентность приводит к межличностным конфликтам и появлению у ребенка или взрослого чувства отчужденности, замкнутости, ненужности, поэтому развитие коммуникативных навыков важно с самого раннего детства человека.
Кроме того, существует ряд профессий, в которых общение является основным методом работы. К таким относятся профессии из сфер журналистики, психологии, педагогики, маркетинга и многих других. К сотрудникам перечисленных сфер предъявляется требование наличия высоко развитых коммуникативных навыков. Однако и людям, не связанным с указанными сферами, важно развивать навыки эффективного общения, которое станет основой социальной реализации, психологического удовлетворения и поможет в формировании межличностных связей.
Формирование коммуникативных навыков
Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.
Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.
При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.
Коммуникативные навыки взрослых
Начало формирования коммуникативных навыков приходится на дошкольный возраст, однако процесс их преобразования, коррекции и совершенствования продолжается и во взрослом возрасте.
Коммуникативная компетентность взрослого обеспечивается совокупностью способностей. К ним относят:
Нарушения развития коммуникативных навыков
На развитие коммуникативных навыков влияют различные факторы, среди которых воспитание, образ жизни, качество внутрисемейных отношений. Существуют нарушения в формировании коммуникативных способностей, которые могут возникать вследствие особенностей средовых воздействий. К самостоятельным нарушениям коммуникативных навыков относят:
Нарушения коммуникативных навыков могут быть частью патологической симптоматики заболеваний или недостатка в развитии. В этом случае могут замечаться коммуникативная апраксия, нарушения общения, психотические расстройства процессов общения.
К заболеваниям, при которых характерным является наличие нарушений коммуникации, относят расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, интернет-зависимость, зависимость от мобильных устройств и др. Люди с общим недоразвитием речи, зрения и слуха также имеют трудности в приобретении навыков успешной коммуникации.
Диагностика коммуникативных навыков
Оценка способности к эффективной коммуникации взрослых осуществляется прежде всего при подборе персонала в сферу деятельности, важным инструментом которой является общение. Предполагаемым кадрам предъявляется ряд психологических тестов для определения коммуникативных умений, общительности, организаторских способностей, отдельных компонентов коммуникативной компетентности.
Кроме того, диагностика коммуникативных навыков взрослых может осуществляться психологом при соответствующем запросе в условиях личных консультаций для решения различных проблем, при обследовании для выявления профессиональной ориентации и др.
Коммуникативные навыки детей диагностируются специалистом с целью выявить соответствие развития ребенка нормативному развитию и, при необходимости, составить программу психологической коррекции. Помимо этого, диагностика проводится для определения наиболее эффективного метода формирования коммуникативных умений у конкретного ребенка. Например, доказано, что коммуникативные навыки дошкольников лучше развиваются в сюжетно-ролевой игре, чем в ситуации, например, учебной деятельности или личностного общения, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит, именно в игре происходит эффективное научение и познание ребенком окружающего мира. Но некоторым детям эффективней будет использовать арт-терапию или сказкотерапию.
Диагностика способности эффективного общения детей осуществляется также при наличии у них нарушений в развитии с целью выявления особенностей коммуницирования. На основе этого возможно составить план адаптации ребенка в обществе, дать рекомендации родителям, выстроить коррекционный маршрут.
Способы развития коммуникативных навыков детей
Навыки эффективного общения дошкольников проще всего развить в игре. Для этого используются дидактические и настольные игры, совместная игровая деятельность со старшими детьми, взрослыми и педагогами. В ходе нее дети учатся межличностной коммуникации, сотрудничеству, могут выразить эмоции и снять внутреннее напряжение (например, упражнение «Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»). Дети преодолевают стеснительность, развивают командный дух, в них растет энтузиазм к общению и взаимодействию (например, упражнение «Волшебная палочка»).
Популярна для развития коммуникативных умений дошкольников также социоигровая методика, которая предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей. Обучающая методика направлена на развитие индивидуальных качеств детей и раскрытие их творческого потенциала.
Работа в микрогруппах состоит из нескольких этапов:
Занятия для работы в микрогруппе могут быть разные. Например, в качестве задания для создания рабочей атмосферы дети могут заполнить «Карту настроения», в которой дети отмечают, с каким настроением они пришли на занятие, рисуют солнышко, листочек или тучку.
Другой пример игры – «Пишу по воздуху». Ведущий, которого дети выбирают сами, «пишет» в воздухе цифру, букву или геометрическую фигуру, а другие дети из команды отгадывают, что было написано или нарисовано. В конце каждого занятия дети обмениваются впечатлениями.
В процессе такой совместной работы эффективно развиваются навыки сотрудничества, способность слышать другого, умение идти на контакт и другие важные составляющие комплекса коммуникативных навыков.
Способы развития коммуникативных навыков взрослых
Коррекция и совершенствование коммуникативных способностей взрослых сводится к сознательному изменению выработанных стереотипов общения. Эта работа может проводиться как самостоятельно, так и с помощью психолога.
К самостоятельным методам развития коммуникативных навыков, например, относят:
Из-за страха общения как такового, стеснительности трудно формировать коммуникативную компетентность. Стоит постепенно увеличивать количество взаимодействия с другими людьми, проявляя первым инициативу к общению.
Умение слушать – один из основных способов понять собеседника и расположить его к себе. К активному слушанию относится подержание зрительного контакта, задавание уточняющих вопросов, кивание и т.д. Выполняя техники активного слушания, можно повысить качество взаимодействия с другими людьми.
Избежать негативных эмоций от общения помогут техники позитивного мышления. Старайтесь концентрировать внимание на получении информации, поиске общего языка и понимании собеседника. Улыбайтесь своему собеседнику, давайте позитивную обратную связь и, наоборот, избегайте отрицательных оценок, осуждения. Постарайтесь сделать так, чтобы и вы, и ваш собеседник получили удовольствие от общения друг с другом.
Коммуникативные навыки, как и любые другие навыки, не могут развиться за несколько дней. К формированию коммуникативной компетенции ведет постоянное взаимодействие с другими людьми, постоянная практика общения.
Если у вас или вашего ребенка имеются сложности с коммуникацией, обратитесь за консультацией к нашему психологу. Записаться на прием можно по тел.: (812) 642-47-02 или через мессенджеры:
Коммуникативные навыки
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие коммуникативных навыков
Коммуникативные навыки представляют собой способность одного человека взаимодействовать с другими, при этом правильно интерпретируя получаемую информацию и передавая ее.
Известные отечественные психологи, такие как Выготский Л., Запорожец, Леонтьев, Лисина, Рубинштейн, Эльконин, считали общение одним из основных условий развития человека, важным фактором формирования человеческой личности. Оно выполняет ряд важных функций в жизни человека:
Коммуникативная компетентность подразумевает знание правил и норм общения, владения технологией общения. Обладая необходимым уровнем коммуникативной компетентности, человек превращается в персонифицированный субъект общения.
Данные навыки имеют важное значение в обществе, при необходимости ежедневно взаимодействовать с широким кругом людей. Определенные профессии, где основным методом работы служит общение, предъявляют особые требования к наличию у человека этих навыков, например, журналистика, педагогика, социология, психология. При этом коммуникативные навыки важны для любого человека для общения, психологического удовлетворения и социальной реализации. Людям, принебрегающим их освоением труднее реализовать себя.
Понятие синонимичное коммуникативным навыкам в психологии – это коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность – это совокупность умений человека, адекватных для определенной социальной среды и включающих в себя знание культурных норм в общении, традиций и обычаев, владение этикетом, воспитанность, грамотное использование коммуникативных средств.
Эти умения приобретаются вместе с социальным опытом человека, при помощи дополнительного изучения различных наук. Определенную информацию мы получаем в процессе воспитания. Но для успешного налаживания коммуникативного взаимодействия этого недостаточно, необходимо соответствовать параметрам, ожидаемых другими участниками взаимодействия.
Готовые работы на аналогичную тему
Коммуникативные навыки и способности
Существуют определенные способности, в совокупности обеспечивающие индивиду коммуникативную компетентность:
Коммуникативные правила
Существуют универсальные правила для любых условий и типа общения:
При соблюдении этих правил, будут совершенствоваться коммуникативные навыки и общение превратится в способ между людьми психологических барьеров.
Что такое коммуникативные навыки: для чего нужно их развитие и как его обеспечить
Давно интересуюсь практической психологией. Изучаю труды современных специа.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Это определение довольно часто встречается в резюме кандидатов на какую-либо должность, а также в требованиях со стороны работодателя. Вот только не все точно понимаю правильное определение коммуникативности.
По сути, речь идет о возможности одного человека взаимодействовать с другими, правильно интерпретировать полученную информацию, а также доносить собственные взгляды до окружения. И это очень важно, так как ты живешь в тесном социальном контакте с остальными личностями.
Современный мир строится именно на умении находить общий язык. В противном случае человеку придется очень нелегко. Слаборазвитые коммуникативные навыки могут привести к развитию скрытых комплексов, а также станут существенным препятствием для достижения поставленной цели. Подробнее об их влиянии на человека и способах развития будет сказано ниже.
Коммуникативные функции
Общение между людьми – это залог продуктивного взаимодействия и комфортного сосуществования. У тебя не получится стать перспективным сотрудником при полной неспособности контактировать с коллегами и руководством. Коммуникативные навыки имеют несколько важных функций в жизни человека:
Твое проявление на публике во многом будет зависеть от умения донести до окружения все, что хотелось бы сказать. Если действия сильно расходятся с изначальным подтекстом, значит, необходимо развивать навыки социального контакта.
Как улучшить свои социальные навыки?
Особенно ярко эта функция проявляется в учебе или на работе. Если тебе нужно сделать проект с кем-либо в паре или команде, то без коммуникативных навыков вы даже не сумеете составить четкий план действий и распределить роли для каждого участника. Результат, как сама понимаешь, будет удручающим.
Здесь уже речь идет о коммуникативной компетентности. Если ты не знаешь нормы и негласные правила социального взаимодействия в той или иной среде, заявить о своем статусе в конкретном обществе будет крайне проблематично. Ведь окружение не будет правильно реагировать на поведение и проявление личностных качеств.
Отсюда и невозможность самоутверждения, влекущая за собой внутренние проблемы. Чаще всего сотрудник, не владеющий достаточным уровнем коммуникативной компетенции, что называется, не приживается в коллективе и вскоре его покидает из-за всеобщего неудобства.
Когда ты видишь, что тебя слышат, правильно понимают в обществе и с удовольствием взаимодействуют, повышается продуктивность. Возникает желание проявлять свои качества, а работа в команде доставляет одно удовольствие.
Этому есть вполне логичное объяснение в виде психологического комфорта, который достигается путем качественного социального взаимодействия. Проще говоря, тебя слушают и воспринимают как перспективную личность. Это всегда приятно.
Необходимость контактировать с себе подобными заложена у тебя в подсознании. Даже у самых закоренелых интровертов время от времени возникает желание поговорить с кем-либо. Оно является частью человеческой природы. Поэтому навыки социального контакта позволяют сделать общение максимально приятным.
Фото krakenimages on Unsplash
Основная роль коммуникации ясна. А в каких же сферах повседневной жизни она способна тебе реально помочь? Давай разберем несколько наглядных примеров.
Коммуникативные навыки в повседневной жизни
На самом деле они тебе пригодятся практически в любой сфере. Ведь общаться с людьми приходится везде и всегда. И если научиться правильно выражать свои мысли, а также понимать собеседника, то результат всегда будет только положительным. Вот несколько наглядных примеров, где могут пригодиться хорошо развитые коммуникативные навыки:
Мало указать эту особенность в своем резюме. Необходимо еще и проявить возможность быстро налаживать контакт. Обычно все становится понятно уже на этапе собеседования. Опытный специалист сферы HR быстро выявит, обладаешь ли ты достаточными коммуникативными навыками, чтобы занять должность или нет.
Чем выше её статус, тем лучше должны быть развиты способности взаимодействия с людьми у кандидата. В противном случае получить престижную работу у тебя просто не получится.
Только от наличия коммуникативных навыков будет зависеть продуктивность нового члена этой специфической социальной группы. Ведь здесь свой микроклимат, правила и атмосфера.
Фото Hannah Busing on Unsplash
Даже если ты потрясающий работник и имеешь все признаки лидера, отсутствие коммуникативной компетентности сразу же отодвигает человека на задний план.
Плюс еще и могут возникнуть определенные проблемы с коллегами. А когда каждый рабочий день больше похож на каторгу, то и результата особого не предвидится. Единственное решение в таком случае – увольнение. Или же это сделает руководство, так как непременно заметит проблемы в коллективе.
Построить крепкую семью, не слыша человека и не имея способности выразить собственные чувства, потребности и эмоции, практически невозможно. Рано или поздно даже большая любовь затмится проблемами в коммуникации.
Не всем нравится просить помощи у окружения. Но если это делать правильно, ты никогда не получишь отказ. Важно соблюдать определенные правила коммуникативной компетенции и знать, как именно подойти к человеку с просьбой, чтобы это его не напрягало и не раздражало.
А вот этой способности много кому недостает. Ты тоже наверняка замечала за собой, что делать что-то нет никакого желания, а обидеть отказом страшно. В итоге приходится наступать на горло своему комфорту и нарушать привычный образ жизни.
Giphy
Некоторые девушки признаются, что совершенно не умеют адекватно реагировать на комплименты. А уж сказать что-то приятно другому человеку так и вовсе для большинства является настоящей проблемой. Знакома с подобными сложностями? В таком случае тебе необходимо развивать навыки коммуникации.
Так есть ли шанс на лучшую социализацию, если изначально природой в тебе не заложены подобные нормы? Конечно же, да. Для этого существует несколько простых правил, с которыми ты сейчас и познакомишься.
5 эффективных способов развить коммуникативные навыки
На самом деле в этом нет ничего сложного. Подобными рекомендациями может воспользоваться человек с любым уровнем социализации. Развитие коммуникативных навыков особенно нужно людям, у которых ярко выражен тип характера под названием «интроверт». Итак, а вот и сами методы:
Хорошо развитые коммуникативные навыки – это пропуск в мир внутреннего и внешнего комфорта. Общение с окружением должно быть приятным и продуктивным, доставлять удовольствие. В противном случае на каждом этапе становления личности возникнут серьезные проблемы.
Не умеешь – научим. Как развить коммуникационные навыки?
Делл Хаймс, который ввел термин коммуникативных компетенций, считал: самое главное — понимать, что и кому следует говорить, а когда, наоборот, промолчать. Действительно, очень важно уметь грамотно выстраивать диалог, ведь без общения наша жизнь просто невозможна. И даже в век высоких технологий, где основным инструментом общения является Интернет, этот навык все равно необходим. Руководитель Департамента корпоративной социальной ответственности компании «Луис+» Ольга Попова-Качелкина рассказала, почему коммуникацию включили в систему четырех важных компетенций и поделилась простыми способами по улучшению навыков делового общения.
Открытый лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.
Каким станет человек будущего
В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил о начале Четвертой технологической революции. Ее результатом станет тотальная роботизация. Чтобы оставаться востребованным специалистом, человек будущего должен:
«Сейчас набирает популярность „Система 4К“. Ее концепция включает критическое мышление, креативность, коммуникацию и координацию. Последние два пункта тесно связаны между собой. Умение договариваться, определять общую цель и пути ее достижения, распределять роли и оценивать результат нужно уже сейчас. Если не удастся найти подход к собеседнику, то можно легко потерять ключевого партнера».
Где нужны коммуникативные компетенции
Рабочая среда
Профессиональные отношения часто граничат со стрессом. Ради всеобщего блага сотрудникам приходится учиться принимать правильные решения и спокойно общаться с коллегами даже в экстремальных условиях. Именно поэтому соискатели, которые добавили в резюме стрессоустойчивость и коммуникативность, с каждым годом ценятся все больше.
В своей практике я часто сталкиваюсь с фактом: робким людям не удается добиться серьезного успеха в профессии. То же касается и командной работы. Ее эффективность падает, когда человек боится лишний раз переспросить, уточнить информацию.
«Ответственность и соблюдение сроков — серьезная поддержка в сфере бизнеса. Не забывайте предупреждать о форс-мажорах своих коллег и руководство, открыто обсуждайте проблемы, старайтесь вместе найти выход. Вам станут больше доверять, люди охотно будут идти на контакт даже после завершения проекта. Это поможет сформировать свой социальный капитал».
Сфера образования
«Когда к вам подходит малыш и протягивает свой рисунок, как бы вы ни были заняты, отвлекитесь, посмотрите ему в глаза, вместе разглядите картинку и оцените старания. Такой подход поможет развить его уверенность в себе. Иначе ребенок закроется. Действительно, зачем показывать взрослым что-то свое, если они все равно не обращают на тебя внимания».
Повседневная жизнь
Каждый взрослый человек в повседневности сталкивался с конфликтами. Плохое настроение и проблемы порой толкают нас на ссору даже в бытовых ситуациях.
Например, медлительность продавца в магазине привела к возникновению толпы на кассе. Люди начинают раздражаться, резко высказываться в его сторону. Вместо того чтобы начать работать быстрее, сотрудник принимается защищаться и хамит в ответ. В итоге никто из участников спора не получил никакой выгоды — время потрачено впустую, щеки покупателей горят, давление скачет. А можно было взять себя в руки и попытаться спокойно решить вопрос, тогда и очередь бы двинулась быстрее, и нервные клетки оказались целы.
Онлайн-коммуникация
Цифровой этикет – серьезный блок современных коммуникаций. Считать, что вас узнают по аватару в мессенджере, — большое заблуждение. Всегда представляйтесь, когда начинаете диалог. Здоровайтесь и называйте человека, которому пишете, по имени. Уважайте личные границы собеседника, спрашивайте, не занят ли он, и только потом излагайте свою мысль.
Голосовые сообщения могут поставить человека в неловкое положение, особенно если он не дома. Поэтому старайтесь разговаривать с помощью текстовых, предварительно объединив их.
Как стать превосходным собеседником
Искренний и взаимный интерес — залог успешного общения. Человеку, желающему прокачать свои коммуникативные навыки, следует уметь:
1. Слушать.
Во время диалога нельзя перебивать. Сдерживайте себя, даже если вам скучно. Детям сложно сконцентрироваться на чем-либо одном, поэтому предложите им внимательно прослушать видеоролик на YouTube или рассказ одноклассника о его летних приключениях. А потом резюмировать услышанное.
«Задавайте человеку вопросы, но прежде поищите в соцсетях какие-нибудь факты о нем и его интересах. Диалог станет более доверительным, а собеседник проникнется к вам симпатией. Контролируйте тело (лучше избегать закрытых поз), фиксируйте взгляд на оппоненте, забудьте о смартфоне хотя бы на время разговора. Такое внимание не останется незамеченным. Помните, мы все хотим признания своих достоинств и профессионализма».
2. Давать позитивную обратную связь.
3. Вести дискуссию.
4. Поддержать другого.
«Уже доказано, что молодые специалисты стремятся работать в тех компаниях, которые активно занимаются социальной политикой и заботятся о своих сотрудниках, слышат их. Позиция силы с применением агрессии и давления, напротив, деструктивна».
5. Разрешать конфликты.
Если ситуация обострилась, оцените ее не только со своей стороны. Подумайте о чувствах оппонента, причинах конфликта и путях его разрешения.
Что касается детей, то они обычно легко выходят из подобных ситуаций и договариваются. Будьте для них примером, ведь они копируют ваше поведение.