Навыки 21 века это что

Навыки 21 века это что

В статье рассматривается вопрос формирования и оценки критического и креативного мышления на уроках. Данные умения входят в компетенции XXI века, которые работодатели и исследователи образования признали наиболее важными для нашего общества. Если мы хотим помочь учащимся развивать эти компетенции, необходимо так организовать учебный процесс — преподавание и учение, чтобы они могли это делать постоянно. Авторы поставили для себя задачи определить, как вписываются новые компетенции в образовательные стандарты и программы, какими могут быть задания, формирующие эти умения на школьных уроках, и как учитель может оценивать их. В статье рассматриваются конструкты «критическое мышление» и «креативное мышление», требования к учебному заданию и уроку, формирующему и развивающему эти компетенции, и одно из заданий, прошедших апробацию в отечественных школах и получивших высокую оценку в международной экспертизе.

Ключевые слова: Креативность, креативное мышление, критическое мышление, навыки XXI века, разработка заданий, школьные практики.

В последние несколько лет во всём мире актуальна образовательная повестка, направленная на переход от традиционной ориентации школьного обучения на формирование предметных знаний и умений к созданию условий для развития современных ключевых компетенций (или навыков) XXI века. Несмотря на различные конфигурации этих умений в тех или иных моделях, сам набор этих навыков остаётся достаточно устойчивым. Помимо собственно предметных умений (или грамотностей) Partnership for 21st Century Learning предлагает рамку для умений XXI века, в которой выделяются «инновационные умения» — критическое мышление и решение проблем, креативность и инновационность, способность к коммуникации и коллаборации, а также большой набор «жизненных» или «карьерных» умений [10].

На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» была представлена новая модель, в которой образовательные результаты, способные формироваться на всех этапах обучения, разделены на три типа: базовая грамотность, компетентности и качества характера.

Таблица 1. Навыки XXI века. Всемирный экономический форум. Доклад «Новый взгляд на образование» [16]

Навыки 21 века это что. Смотреть фото Навыки 21 века это что. Смотреть картинку Навыки 21 века это что. Картинка про Навыки 21 века это что. Фото Навыки 21 века это что

Центральную часть этой модели занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество). Почему именно они были выделены в качестве ключевых или основных?

Известен ряд исследований, целью которых было выяснить, на какие компетенции ориентируется профессиональное сообщество, что закладывают в национальную образовательную повестку те или иные страны. Одно из них было проведено в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, к числу которых как раз принадлежат современные лидеры образования — Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Япония, быстро поднимающийся в мировом рейтинге образовательных достижений Вьетнам [17]. Исследователи изучили документы, определяющие образовательную политику и образовательные стандарты этих стран, и выделили наиболее часто встречающиеся в них компетенции, ценности, установки и другие образовательные результаты, которые должны формироваться у учащихся. Среди них первые позиции занимают критическое и инновационное, или креативное, мышление, умение управлять собой и взаимодействовать с другими.

Аналогичное исследование, одно из последних и наиболее масштабных, проведённое в 152 странах, показало, что наиболее часто в документах, определяющих направление развития образования и его содержание, говорится о таких компетенциях, как коммуникация, креативность, критическое мышление и решение проблем [7].

Навыки 21 века это что. Смотреть фото Навыки 21 века это что. Смотреть картинку Навыки 21 века это что. Картинка про Навыки 21 века это что. Фото Навыки 21 века это что

В основе этих компетенций лежат способности и умения учащихся, которые проявляются как воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата. Выделенные умения лежат в основе исследовательской деятельности учащихся, являются основой умения учиться автономно и в кооперации с другими.

Для успешного развития этих важнейших компетенций необходимо выделить и учесть в отечественной образовательной практике недостаточно востребованный педагогический потенциал урока. Урок — это время и условия для освоения и теоретического обобщения предметного содержания, приобретения учебного опыта. Но в то же время на уроке могут развиваться способности ученика самостоятельно приобретать и открывать, создавать знания, он учится работать в команде, управлять своим поведением и деятельностью.

А чтобы это стало возможным, нам нужно ответить на три важных вопроса. Как интегрировать новые навыки в образовательные стандарты и программы? Как их формировать на уроке на основе содержания изучаемого предмета? Как их оценивать?

Начнём с ответа на первый вопрос. Посмотрим на структуру компетенций «4К» и выделим их компоненты. А затем соотнесём эти компоненты с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), действующим сегодня.

В качестве примеров интеграции навыков XXI века в содержание обучения приведём образовательные стандарты стран, занимающих лидирующие позиции в международных сравнительных исследованиях качества образования.

Источник

«Навыки 21 века», новая реальность в образовании

Навыки 21 века это что. Смотреть фото Навыки 21 века это что. Смотреть картинку Навыки 21 века это что. Картинка про Навыки 21 века это что. Фото Навыки 21 века это что

Для начала давайте разберемся, что же именно скрывается под звучным названием «навыки XXI века», и чем эти навыки отличаются от тех, что были раньше? Так вот, если задуматься, то легко признать тот факт, что основными навыками в индустриальную эпоху были чтение, письмо и арифметика.

В современном мире этими навыками уже никого не удивить и, таким образом, акценты сместились в сторону умения мыслить критически, способности к коммуникации, взаимодействию и творческого подхода к любому делу.

Таким образом, сейчас принято выделять 4 основных навыка XXI века или так называемых 4C:

Для многих преподавателей эти навыки XXI века являются чем-то самим собой разумеющимся, необходимым для качественного образования. И ведь правда. Наверняка, многие из вас сразу подумали: «Хм, а ведь я давно использую эти самые навыки на своих занятиях. Что же в них удивительного?»
Конечно, эти навыки применимы не только на уроках английского, но они могут быть весьма полезными для студентов XXI века.

Ведь каждый преподаватель хочет, чтобы его студенты:

Как развить коммуникативные навыки?
В данной статье вы можете ознакомиться с некоторыми креативными способами развития коммуникативных навыков у студента, включающие в себя блогинг, интерактивные игры и съемку видео. Вам также будет полезным посмотреть вебинар на тему «Коммуникативный подход: почему он работает».

Как развить критическое мышление?
Для развития критического мышления у студента будут очень полезны задания на догадку (например, головоломки и загадки), дискуссии в классе и разбор различных проблемных ситуаций. Студент, который владеет критическим мышлением является гибким, готовым к планированию и осознанию, а также поиску компромиссных решений.

Как развить креативность?
Многие ошибочно полагают, что развить креативность у студента без имеющего потенциала нельзя, но это не так. Для развития творческого мышления советуют научиться расслабляться, быть максимально открытым для общения и новых знакомств (прямо как в детстве, когда нам ничего не стоило познакомиться с ровесником на игровой площадке), не бояться делать ошибки и терпеть неудачи. Интересным «упражнением» будет создать коллаж «из своих мыслей», а если быть точнее, из вырезок фотографий, журналов и газет.

Интересной идеей будет пригласить «третье лицо» на одно из ваших занятий. Это может быть другой студент такого же уровня или носитель языка, который будет рад пообщаться с вашим студентом и поделиться опытом.

Надеемся, теперь вы сможете лучше использовать вышеуказанные навыки XXI века в преподавании, что сделает работу со студентами еще более эффективной! 🙂

Источник

Статья «Навыки и компетенции 21 века»

Навыки и компетенции 21 века

Мир меняется, меняется человек, меняются задачи образования. Современный человек должен обладать такими навыками, которые помогают ему организовывать собственную жизнь, делать ее эффективной, интересной, комфортной. То есть обладать навыками XXI века. В первые в истории учитель и школа перестали быть для ребенка авторитетом. Все то, что рассказывает учитель, ребенок может гораздо быстрее получить из других источников прямо в процессе урока. То, что знает учитель информатики, может проигрывать тому, что знает кто-то из его учеников. И так далее.

Мир меняется очень стремительно. И если хочешь выжить, нужно уметь адаптироваться, уметь меняться. Технологии меняются очень быстро и мы должны готовить человека, который способен не просто выживать, а быть успешным и счастливым в этом меняющемся мире. Сегодня знания и даже навыки устаревают достаточно быстро, поэтому подход на основе компетенций является наиболее перспективным.

Готовясь к докладу, я столкнулась с тем, что одно и тоже понятие называлось по разному: грамотность, навыки, компетенции, знания, поэтому хочу разграничить эти понятия.

Таким образом, под навыками 21 века подразумеваются личностные качества человека, готового жить в быстром, меняющемся, интересном, но сложном и непредсказуемом мире, в условиях высоких технологий и социальной активности.

Существует несколько теорий компетенций или навыков 21 века.

Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам.

На всемирном экономическом форуме в Давосе определили 10 ключевых компетенций, которыми должен обладать каждый востребованный сотрудник:

решать комплексные задачи;

работать в команде;

распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими;

формировать суждения и принимать решения;

ориентироваться на клиента;

быстро переключаться с одной задачи на другую

В нашей стране специалисты от образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:

критическое мышление (Critical Thinking);

координация (Coordinating With Others).

Для многих преподавателей эти навыки XXI века являются чем-то самим собой разумеющимся, необходимым для качественного образования. И, ведь, правда. Наверняка, многие из вас сразу подумали: «Хм, а ведь я давно использую эти самые навыки на своих занятиях. Что же в них удивительного?»

Ведь каждый преподаватель хочет, чтобы его ученики:

были способны выполнять задания самостоятельно, а также работать в паре/группе в высокотехнологичной передовой атмосфере.

были готовы к взаимодействию с преподавателем и другими учащимися.

были способными к гибкому и креативному мышлению.

Подробнее о каждом из четырех «К».

Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.

Гибкие навыки формируются задолго до того, как человек начинает карьеру. Это значит, что участие в их развитии должна принимать и школа.

На выходе мы хотим получить портрет нового человека, благополучного человека, человека с определенными ценностями, который способен развивать и экономику, и науку и другие отрасли».

Итак, современный человек будет обладать

1) определенными личностными качествами: лидерство, умение работать на результат, умение работать в команде, умение добиваться успеха;

2) компетенциями: такими как критическое мышление, творчество;

Почему концепция «навыков XXI века» выглядит именно так, и чем навыки ХХI века отличаются от традиционного набора знаний?

Источник

Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке

Навыки 21 века это что. Смотреть фото Навыки 21 века это что. Смотреть картинку Навыки 21 века это что. Картинка про Навыки 21 века это что. Фото Навыки 21 века это что

Знание и умение формируют навык

Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.

Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.

Вот, например, бывший CEO пяти компаний Маргарет Хеффернан рассказывает, почему нужно меньше технических и больше человеческих навыков в непредсказуемом мире:

Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.

«Базовые навыки» — основа любой деятельности в новом мире

В 20 веке главной задачей массового образования было научить людей читать, писать и считать. Затем грамотные работники формировали навыки под конкретные профессии в техникумах, университетах и курсах. В то время профессиональные задачи почти не менялись. Достаточно было оттачивать несколько навыков, чтобы подниматься по карьерной лестнице — например, от рабочего до начальника цеха. К началу 21 века около 85% населения планеты владели базовой грамотностью, зато узких профессиональных навыков стало не хватать. Сложный мир требовал новые базовые и профессиональные навыки.

В каждой отрасли есть небольшое ядро распространенных навыков, которые применяют большинство работников. В центре этого ядра находятся «базовые навыки», например, умение читать, писать и считать. Такими навыками обладают все работающие люди независимо от сферы деятельности.

Авторы доклада выделили набор компетенций и «базовых навыков», которые будут востребованы в любой сфере деятельности человека.

Навыки 21 века это что. Смотреть фото Навыки 21 века это что. Смотреть картинку Навыки 21 века это что. Картинка про Навыки 21 века это что. Фото Навыки 21 века это что

Авторы «Навыков будущего» отмечают, что образование человека не должно ограничиваться «базовыми навыками». В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Традиционная парадигма жестко выделяла образование из других сфер жизни, и охватывала только учащихся, чтобы подготовить их к будущей жизни. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. Такая система образования ориентируется не только на передачу знаний и развитие навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни.

«Длинный хвост» — навыки, которые будут тянуться за вами до конца жизни

Бесконечно расширять образовательные программы, включая в них всевозможные навыки и знания, опасно. Согласно исследованию «Навыки будущего» Московской школы управления «Сколково», большая часть навыков специалистов на «сложном» рабочем месте — уникальные узкоспециализированные навыки. Их используют один или несколько сотрудников в каждом предприятии или во всей отрасли. Сотни и даже тысячи специфических навыков, которые нужны для выполнения конкретных задач в конкретных условиях, создают «длинный хвост». Например, программист использует «базовые» и профессиональные навыки каждый день — общается с коллегами, читает инструкции, пишет код на языке программирования. Навык работы в фотошопе и HTML применяет два раза в год — они и сотня других навыков создают «длинный хвост». С усложнением мира такой «хвост» постоянно увеличивается — и это нормально.

Источник

Навыки XXI века

Громкое название «Навыки XXI века» в последние годы часто упоминается в российских СМИ — как правило, в связи с реформированием системы образования. О чем же идет речь? «Навыки XXI века» — новая концепция обучения, которая не только дает возможность устранить недостатки привычной и ставшей традиционной системы, но и помогает отыскать новые, современные пути к новым технологиям и личному росту.

«Ядро» навыков и их значимость

Значимость профильного образования, современных навыков и умений заключается, главным образом, в том, что они способствуют свободной ориентации человека в потоке информации. Ключевой навык — уметь находить нужные знания и применять их на практике.

У специалиста, прошедшего такое обучение, всегда будет возможность заниматься не только работой, за которую ему платят, но и самообразованием, и успешным развитием личности.

Немного истории

Существующий подход к профессиональному образованию сформировался в эпоху индустриализации. Ситуация была обусловлена появлением множества крупных заводов и фабрик, чьи работники должны были уметь выполнять свои узкие задачи.

Основными навыками, которыми обладал грамотный человек в ту эпоху, были чтение и письмо: большего от него не требовалось. Сегодня требования кардинально изменились в сторону критического мышления, взаимодействия и совместной коммуникации, что позволяет выводить производственные отношения на совершенно новый уровень.

Если раньше главной направленностью обучения считалось накопление знаний, опираясь на реалии промышленности, то теперь наблюдается уход от индустриализации и конвейерного труда благодаря современным технологиям и науке.

В современном мире все рутинные операции могут выполняться автоматически с использованием цифровых технологий и специальных машин, а это означает, что и обслуживающих персонал сейчас должен обучаться совершенно по-новому.

От представителей рабочих специальностей сегодня требуется не только это умение работать руками (хотя и эту задачу пока что никто не отменят), но и критически мыслить, добывать необходимую информацию и, главное, оценивать полученные знания, а не просто запоминать.

Необходимость изменения в системе профессионального обучения

В ближайшем будущем ССУЗы в России начнут массово переходить от неактуальных учебных программ к новой системе обучения, что позволит подготовить новые кадры, конкурентоспособные в инновационных технологиях информационного общества.

В связи с этим будут кардинально меняться:

«Навыки будущего» и требования к ним

Недавно Агентство стратегических инициатив (АСИ) в рамках стратегической инициативы «Навыки будущего» опубликовало требования к обучению «навыкам XXI века».

Вот главные и основные требования:

Главное, что требуется от человека для освоения новых навыков — это эффективность: в мышлении, в действиях и в коммуникациях, направленная, в конце концов, на умение добиваться необходимого результата.

В соответствии с ФГОС второго поколения в образовательных учреждениях должно быть предусмотрено развитие следующих навыков:

Как оценивать навыки XXI века?

Навыки оценивать не в пример сложнее, чем знания, ведь предполагается, что человек будет проявлять и применять их в постоянно меняющихся ситуациях и для решения самых разных задач.

Корректное оценивание навыков XXI века невозможно с использованием обычного теста, контрольной работы или экзамена. Лучше всего способности и умения раскрываются при наблюдении за обучаемым в процессе учебы. И главенствующую роль в этом играет «формирующая» оценка преподавателем, которая сегодня успешно интегрируется непосредственно в сам образовательный процесс.

Россия и новые программы обучения

Основными методами обучения в новое реальности принято считать учебу через исследование и персонализацию такого обучения, что позволяет развивать компетентность будущего персонала, тесно связанную и с мышлением, и с самоорганизацией.

Инновации добрались до нашей страны через всестороннее изучение нового опыта — образовательного в том числе. Наблюдая за рынком труда и понимая направленность его развития, следует изменить и образовательную систему с целью предоставления профессионалов, обладающих нужными этому рынку качествами и навыками.

Колледжи и техникумы Ленинградской области — не исключение. Сегодня во всех ССУЗах Ленобласти постепенно внедряются новые программы и проекты, такие как «Цифровая образовательная среда» и «Навыки XXI века».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *