найк бренд какой страны
История создания Nike
Компания Nike основана 25 января 1964 г. в американском г. Бивертон, штат Орегон. Первоначальное название – Blue Ribbon Sports (с английского «Blue Ribbon» – голубая лента), в 1978 году была переименована в Nike Inc. Основатели компании – студент орегонского университета Фил Найт (Phil Knight) и тренер по легкой атлетике Билл Бауэрман (Bill Bowerman).
Сегодня это самая популярная и крупнейшая в мире компания по производству спортивной одежды и обуви. Всего за 50 с небольшим лет мечта одного человека дать атлетам лучшую спортивную обувь превратилась в глобальную корпорацию стоимостью более $100 млрд. В этой статье мы вернемся к первым дням жизни компании, чтобы выяснить, какие слагаемые помогли добиться такого успеха.
Фил Найт
На дворе был 1962 год, когда Фил Найт закончил Стэнфордский университет. Любой выпускник скажет, что стать предпринимателем сложно, если у вас нет хороших идей. У Фила была одна.
В университете он был бегуном на средние дистанции, и в одном из своих бизнес-классов он написал статью под названием «Может ли японская спортивная обувь сделать с немецкой спортивной обувью то, что японские фотокамеры сделали с немецкими фотокамерами?».
Фил наблюдал, как японские камеры вытеснили на американском рынке доминирующие немецкие камеры, и задался вопросом, может ли японская обувь сделать то же самое с Puma и Adidas, которые были в то время популярны в Америке, так как предлагали высокое качество продукции? При это нужно сказать, что стоила немецкая обувь весьма недешево.
После окончания университета Фил был одержим своей идеей о продаже качественной японской обуви в США по приемлемой для большинства атлетов цене. У него не было японских кроссовок, но он видел их у американских солдат, которые возвращались из оккупированной Японии после Второй мировой войны. Это навело его на мысль, что перед ним открывается прекрасная возможность.
Делай историю или будешь ее частью.
Кроссовки из Японии
Филу нужно было наладить контакты с японскими компаниями и провести переговоры о поставке их продукции в Америку. И это были два необходимых действия, в которых у него совершенно не было опыта. Но, как и подобает человеку, который позже создал Nike, он пошел вперед и просто сделал это.
В ноябре 1962 г. он прилетел в Японию в статусе туриста и начал исследовать эту страну. В г. Кобе он наткнулся на обувной магазин, который привлек его внимание. Он принадлежал компании Onitsuka Tiger. Обувь, которую она выпускала, была по тем временам очень высокого качества. Настолько, что Фил решил импортировать эту продукцию домой в Америку.
Основатель компании Onitsuka Tiger Кихатиро Оницуко
Он представился как американский дистрибьютор обуви и договорился о встрече с основателем компании Кихатиро Оницуко. Фил придумал название «Blue Ribbon Sports» для своей еще не существующей компании и предложил стать дистрибьютером обуви Onitsuka в Америке. И к его удивлению Оницуко принял это предложение. Имея лишь уверенность в себе Фил стал эксклюзивным дистрибьютером Onitsuka Tiger в США.
В 1963 году он получил первые 12 пар кроссовок Tiger и начал их продавать прямо из багажника своей машины на всех беговых дорожках в округе. Партия быстро разошлась, но при этом стало очевидно, что такая стратегия плохо масштабируется, если Фил хочет дальше развивать свое дело. За советом он пошел к своему тренеру в Орегонском университете Биллу Бауэрману. Это был единственный человек из тех, что лично знал Фил, который разбирался в беговой обуви лучше него. И к тому же это был очень харизматичный человек.
Билл Бауэрман
В то время Бауэрман был одним из самых известных тренеров по бегу в США. Например, на его счету была подготовка нескольких атлетов к участию в олимпийских играх. Бауэрману так понравились кроссовки Tiger, что он сразу захотел стать деловым партнером Фила Найта и предложил вступить в долю.
Пока Фил занимался развитием бизнеса, настоящие нововведения приходили от Билла. Именно он привил культуру бега трусцой в Америке. В 1966 году Бауэрман написал книгу об этом, и она была продана тиражом более миллиона штук. А компания стала одной из первых, кто продавал доступную обувь для бега трусцой.
Бауэрман внимательно следил за инновациями в обуви. В каждой новой партии товара от Onitsuka он открывал несколько коробок, чтобы посмотреть, как была сделана обувь, и всегда стремился ее улучшить. Например, за счет более хорошей амортизации или использования более легких материалов. Он постоянно отправлял свои идеи в Японию с просьбой внести изменения. Фактически он создавал дизайн обуви для компании Onitsuka.
Nike Cortez
Но была одна проблема: Кортезы были настолько успешны, что компания не могла удовлетворить спрос на них. Каждая новая поставка, которую они получали, распродавалась быстрее предыдущей. При этом Оницука продолжала продавать их в том же неспешном темпе. Вначале они удовлетворяли местный спрос на эту обувь в Японии, и лишь затем отправляли все, что осталось, в Америку.
Onitsuko Tiger и Nike Cortez
Основатели понимали, что для дальнейшего роста им нужно развиваться, а не просто быть дистрибьютером. И у них на руках были все карты: Cortez был дизайном Бауэрмана, поэтому при истечении контракта с Оницуко они могли начать производить их сами. Срок контракта закончился в 1972 году, как раз перед олимпиадой в Мюнхене. У компании было достаточно времени, чтобы подготовиться к своему следующему большому шагу.
Создание бренда и логотипа Nike
Логотип Nike «свуш» от Кэролин Дэвидсон
Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что это было очень выгодное вложение денег. Сейчас это один из самых узнаваемых символов в мире.
Собственное производство
Теперь компания была готова к началу олимпиады. Теперь вместо того, чтобы заключать эксклюзивные соглашения, Фил создал сеть субподрядчиков по всей Японии. Контролируя производство, компания наконец расправила свои крылья.
Японские субподрядчики Nike
Статистика продаж наглядно показывает, каких успехов добилась компания, импортируя продукцию от японских субподрядчиков.
Год | Объем продаж |
---|---|
1968 | $150.000 |
1969 | $300.000 |
1970 | $450.000 |
1971 | $1.300.000 |
1972 | $3.200.000 |
1973 | $4.800.000 |
1974 | $8.000.000 |
1975 | $14.000.000 |
1976 | $35.000.000 |
1977 | $70.000.000 |
1978 | $100.000.000 |
1979 | $140.000.000 |
История Nike стала историей роста. В 1989 году она получила статус крупнейшего производителя спортивной одежды в Америке. Настоящими бриллиантами маркетинга стали рекламная кампания Just Do It и стратегия подписания спонсорских контактов с мододыми спортсменами, которые позже становились мировыми звездами. Это помогло Nike обрести популярность во всем мире.
Продавец Обуви
Создание Nike – это история столь же интересная, как и жизнь одного из ее основателей Фила Найта. В 2016 году он выпустил свою автобиографию – книгу «Продавец обуви». В ней непосредственный участник всех описываемых событий в деталях рассказывает о своем пути к успеху. Обязательно прочитайте, если вы ищите вдохновение и мотивацию. Книга поможет вам настроиться на создание своего собственного дела.
Читайте также
Поделитесь с друзьями
А вы бы хотели создать свой бизнес? Поделитесь в комментариях 💬
Подпишитесь, чтобы не пропустить ничего интересного про Nike 🙂
Комментарии: 1
Книга действительно очень интересная, читается на одном дыхании.
История бренда Nike
В конце июня завершился международный фестиваль рекламы «Каннские львы». Высшей награды «золотого льва» в отдельных номинациях удостоились 18 роликов.
Невероятным успехом пользовались видео компании Nike — пять из них были признаны победителями по версии критиков.
Сделай это «просто»
Nike — молодая корпорация, история берет начало в 1963 году. Мир восстанавливался после второй мировой войны. Фил Найт окончил университет, недолго проработал специалистом по финансам, и отправился в Японию для заключения первой деловой сделки. Знал ли он, что ему суждено основать мировой бренд?
Идея Фила Найта была простой — заполнить американский континент недорогими кроссовками азиатского производителя, купля-продажа. Мало кто знает, но первоначально компания называлась Blue Ribbon Sports, а беговая обувь, которую она реализовывала, носила имя «Tiger», ныне известная под брендом Asics.
Найт не был уверен в успехе — восточная модель ведения дел, отличалась от американской. Японцы были учтивы и молчаливы, они слушали. Найт закончил презентацию, повисла пауза.
«Какую фирму Вы представляете?» — нарушил тишину вопрос партнеров.
«Blue Ribbon Sports!» —выпалил Найт первое, что пришло в голову. Это было в 1964 году.
Ближе к 70-м компания претерпела изменения, руководство завершило перепродажу обуви. Настала эпоха собственного производства, в связи с чем появилась необходимость придумывать новый бренд. Команда Найта, которая к тому времени насчитывала около 50 сотрудников, перебрала несколько десятков идей — мозговой штурм не давал результатов. Время неумолимо шло.
Фил Найт выбирал между «Falcon» (сокол) и «Dimension 6» (шестое измерение) —последнее нравилось потому, что он придумал его сам. Напарники Фила были честны — длинные названия были не оригинальны и пусты.
Удачная мысль родилась внезапно! Первый сотрудник Blue Ribbon Sports, Джефф Джонсон, увидел слово «Nike» во сне. Название происходило от греческой богини Победы (произносится как «ny’-kee»). В России, говоря об известном бренде, произносят: «Найк», но правильным является «Найки». Слово «Nike» созвучно к фамилии основателя: Knight-Nike.
Появлению нового названия предшествовало одно важное событие —разработка логотипа. Создание эмблемы поручили Кэролайн Дэвидсон, студентке Портландского университета, которая получала образование в области рекламы. Нужен был значок, который можно с легкостью разместить на ботинке:
«Какого типа?» — уточнила Кэролайн.
«Я не знаю… Что-нибудь, вызывающее чувство движения!» — ответил ей Фил.
Первые логотипы были похожи на молнии и завихрения, «галочка» родилась со второй попытки — она была похожа на крыло и на след от промчавшегося бегуна. В конце работы, Кэролайн вручила Найту «Свуш» (в оригинале SWOOSH), а он вручил ей 35$. (Даже по ценам 2014 года это очень мало ).
Источник
Стремительное развитие компании Nike поставило её на одну ступень с самыми крупными производителями спортивной одежды и обуви. Фил Найт щедро отблагодарил Кэролайн — учредители устроили торжественный вечер в честь дизайнера, где вручили женщине золотое кольцо с гравировкой логотипа и увесистый конверт с акциями. Это является неплохим уроком, как для создателей бизнеса, так и для молодых дизайнеров, не бойтесь работы за малые деньги!
Что же такое «Свуш»? Звук рассекаемого воздуха. Почему именно он? Кроссовки Найк были придуманы для бега. Шаг, движение, рывок, скорость! Обувь – свобода, легкость, гибкость, амортизация, знаменитая «галочка» совместила в себе эти понятия, став единственным логотипом, у которого есть имя.
Простота фирменного стиля Nike позволила бренду запомниться нескольким поколениям, и теперь он четко ассоциируется со спортом, динамичностью и постоянным движением.
«Свуш» претерпел лишь незначительные изменения, более чем за 50 лет своего существования.
Логотип изменился, спустя 7 лет с момента появления, в 1978 году он стал более «правильной» формы. Прямоугольная надпись аккуратно разместилась над рисунком. Ещё через несколько лет «свуш» слегка растянули, как и расстояние между буквами, сделали текст более читабельным и динамичным, а в 1995 году бренд претерпел последнее изменение, стал достаточно узнаваемым для того, чтобы дизайнеры убрали напоминание о названии. С того момента прошло 22 года.
Несмотря на популярность продукции, Nike по-прежнему приходилось конкурировать с лидерами спортивного рынка. Реклама, существовавшая до 80-х, действующими лицами которой были знаменитые атлеты, теряла актуальность — спорт стал доступным и для любителей. Руководство компании хотело слоган, который способен мотивировать. Фразу, которая заставит поверить в себя всех: мальчишку со школьного стадиона или участника Олимпийских игр.
Важную миссию исполняло рекламное агентство Wieden & Kennedy, за дело взялся основоположник компании Дэн Виден. Ведь это был не только денежный контракт, но и вопрос репутации. Дэн проводил дни в бесконечных поисках, как же придумать ёмкую фразу, которая запомнится?
В 1977 году Гэри Гилмор был приговорен к расстрелу за убийство нескольких человек. Новость облетела все Штаты — такой приговор в США суд вынес впервые за 10 лет. Гэри не был благополучным гражданином, большую часть жизни он провел в тюрьме. Он сознательно выбрал смертную казнь, отказавшись от прошения о помиловании.
«Так давайте же сделаем это!» — торжественно произнес Гилмор. (В оригинале как: «Let’s do it»). Фраза с небольшим изменением была позаимствована для рекламной кампании. Впервые слоган появился в широком прокате в 1988 года. Ролик ждал колоссальный успех.
В отличие от «Свуша», который исполняется в различных цветах под стиль кроссовок, надпись «Just do it» применяется в двух — черном и белом, редко размещается на одежде и является скорее слоганом и логотипом политики компании, чем продукции. Здесь дизайнеры не отступили от «фирменного стиля» компании: легкость в шрифте, прямоугольная форма, буквы одинаковой высоты, одним словом — минимализм.
Так что, если вы давно в поиске простого дизайна, который станет известен миллионам, то:
Текст подготовлен копирайтером Логомашины — Аленой Коваленко
Компания Nike
Компания Nike, Inc сформировала имидж производителя спортивной экипировки превосходного качества, который постоянно внедряет инновации и старается предложить цены ниже, чем у конкурентов. Бренд стал неотъемлемой частью культуры во многих странах и отдельных видах спорта.
Слоган и логотип
Just Do It (просто сделай это) – это один из самых известных и гениальных рекламных слоганов в истории. Более 30 лет эти три коротких слова поддерживают мотивацию спортсменов по всему миру.
Логотип Nike – это галочка, обычно черного цвета, один из самых узнаваемых символов в мире. У неё есть свое название – «свуш», которое означает свист ветра на большой скорости. Таким образом, эта эмблема символизирует быстрое непрерывное движение. Первые кроссовки с фирменным лого были продемонстрированы в 1972 году. А спустя годы свуш даже стал самой популярной татуировкой в США. Подробнее про логотип читайте в статье.
Миссия и ценности
Миссия Nike одновременная проста и грандиозна, она показывает, что ее частью может стать каждый человек на Земле.
Миссия Nike
Создавать инновации и дарить вдохновение всем атлетам* мира. * Если у тебя есть тело, ты уже атлет.
Компания выпускает продукцию для людей всех возрастов, с учетом культурных отличий и ограниченных возможностей. Это стало возможным за счет применения принципов универсального дизайна – экипировка подходит не только профессиональным атлетам, но обычным людям.
Философия Nike
Если вы любите спорт и тем более принимаете участие в соревнованиях, то для хороших результатов вам нужна качественная спортивная экипировка. Нет, не дешевые модели из азиатских стран, а качественная одежда и обувь. Понимая это, вы выбираете продукцию лучших брендов. С Nike вы сможете показать все, на что способны!
Это мотивирует сотрудников компании делать все возможное для расширения возможностей человека. Nike создает спортивные новшества, делает продукты более качественными, формирует глобальную команду единомышленников и оказывает влияние на все общество.
Сотрудники Nike
В основу культуры бренда легли такие принципы, как дух соперничества и умение работать в команде. Они помогают сотрудникам по всему миру постоянно развиваться и двигаться вперед.
Любая инновация начинается не на бумаге, а после бесед с настоящими атлетами. Сотрудники компании путешествуют по миру и собирают ценный опыт, связанный с занятиями спортом. Умение прислушиваться к голосам атлетов и является основой для многочисленных улучшений и прорывных идей Nike.
История создания
Компания Nike создана 25 января 1964 г. и в начале именовалась Blue Ribbon Sports («Blue Ribbon» в переводе с англ. – «голубая лента»). Привычное для всех название (Nike Inc.) компания получила спустя 14 лет в 1978 г. Основатели – предприниматель Фил Найт, студент университета Орегона, и тренер университетской команды по бегу Билл Бауэрман.
Название компании было выбрано в честь древнегреческой богини Ники – покровительницы побед и успешных результатов. Более подробно о том, как создавалась одна из крупнейших компаний в мире, читайте в этой статье.
Онлайн-присутствие
Все больше продаж товаров Nike приходится на цифровые каналы. Особенно сильно этот тренда проявился в период пандемии коронавируса в 2020 года. Компания постоянно создает новые сервисы и онлайн-функции для максимально быстрого и качественного обслуживания своих клиентов.
Интернет-сайты
Мобильные приложения
Штаб-квартира и сотрудники
Штаб-квартира Nike расположена в небольшом городе Бивертон, штат Орегон. Здесь находится главный офис компании. На территории расположены 38 зданий, озеро и два футбольных поля. В штаб-квартире работают около 8 000 сотрудников, обеспечивая жизненно-важные процессы компании. Именно здесь проектируются и разрабатываются новые модели одежды и обуви.
Штаб-квартира Nike в Орегоне
По данным на 2020 год всего в компании работает около 75 400 сотрудников, это больше аналогичных показателей других известных спортивных брендов.
Компания | Число сотрудников |
Nike | 75 400 |
Adidas AG | 59 500 |
Puma SE | 14 300 |
Nike в России
Распространением и продвижением продукции бренда в России занимается компания ООО «Найк», название торговой марки в России – «Найк».
Служба поддержки клиентов в России:
8 (495) 926-72-53
Официальное представительство:
NIKE LLC, Россия
117485 ул. Обручева, д. 30/1, стр. 2, Москва, Россия
+7 495 926 7252
Официальные сообщества на русском языке ВКонтакте:
История Nike: как продавец обуви построил бренд на миллиард долларов
В юности Фил Найт с ума сходил, мечтая стать известным спортсменом, но его выгнали из бейсбольной команды, он был бледным и худым как щепка. Но он решил не сдаваться и занялся бегом, но и здесь он тоже не добился каких-то особых результатов.
В те года — бег даже не считался спортом. На всех бегунов смотрели как на чудаков, которые как сумасшедшие сжигают энергию. Никто даже и не слышал о том, что бег может быть просто ради удовольствия. А иногда над бегунами и вовсе насмехались. Некоторые водители проезжая мимо притормаживали, и выливали на голову банку пива и кричали в след
И Фил Найт в 24 года подумал, может быть есть какой-то другой способ почувствовать то, что чувствуют спортсмены, когда побеждают? И это привело его к безумной идее. Найту очень нравились японские кроссовки «Тайгер». Он верил, что они произведут революцию на рынке обуви.
И в 1963 году Найт рванул в Японию, и там он нашел обувную компанию «Оницука», ту самую которая делала эти кроссовки. Он встретился с ее руководителями, и на встрече первое что они у него спросили:
— Мистер Найт на какую компанию вы работаете?
Но у Найта не было своей компании, в то время он был еще вовсе мамкиным сосунком и от волнения чуть было не наложил в штаны. Он уже хотел вскочить и убежать, но в самый последний момент сдержал себя и выдавил из головы первую случайно возникшую в уме фразу:
— «В Америке весь рынок захватила Адидас, но их цены очень высокие. Если зайти на рынок с ценами ниже чем у них, это будет очень прибыльно. Потенциал рынка миллион долларов!».
Удивительно, но японцы были потрясены! Они согласились и отправили ему несколько образцов в США. Однако странно то, что Японцы задержали посылку аж на целых четыре месяца. И когда она наконец пришла, в ней было двенадцать пар сливочно-белых кроссовок. Они были прекрасны. Найт прыгал от радости, подносил их к свету, нежно гладил как священные предметы.
А затем он показал эти кроссовки своему тренеру по бегу Биллу Бауэрману, многие бегуны знали его, и поэтому Найт надеялся что Бауэрман не хило закупится у него для своих бегунов. И когда Бауэрман увидел эти кроссовки они ему сразу понравились, но еще больше ему понравилась сама идея бизнеса. И он с ходу не задумываясь вошел в долю.
Бауэрман был одержим спортивной обувью. В своем гараже, он днями и ночами вручную изготавливал и модернизировал обувь. Его целью была легкость.
Получив взнос от Бауэрмана в 1964 году, Найт тут же заказал еще сразу 300 пар кроссовок на 1000 долларов. И когда посылка пришла, Найт бросил работу и начал предлагать кроссовки прямо в спортивные магазины. Такая стратегия казалась ему гениальной, но реакция продавцов была неожиданной, они говорили:
— «Сынок, миру не нужна еще одна пара трековых кроссовок».
После того как Найт получил отворот поворот в нескольких магазинах, он изменил тактику и начал предлагать кроссовки тренерам и бегунам прямо на спортивных соревнованиях — и тогда заказы полились рекой! Найт срубил джекпот. Трудно было поверить такому ошеломительному успеху.
Но вдруг внезапно Найт получил до жути мрачное письмо, от продавца из другого города, который внешне был похож на «Ковбоя Мальборо», и который заявил, что на самом деле именно он является эксклюзивным партнером Оницуки в Америке, и обвинил Найта в контрабанде и потребовал прекратить продажи. Бизнесу Найта было всего-то каких-то два месяца от роду, а он уже был втянут в юридическую битву.
Найт впал в депрессию. У него был такой вид, как будто его огрели дубиной по башке. Оницука почему-то не отвечала на письма и Найт был уже готов признать поражение и отказаться от бизнеса.
Но он все же взял себя в руки и поехал в Японию, чтобы разобраться с ситуацией. Оказалось, что менеджер, с которым Найт изначально заключал сделку, ушел из компании. И Найт встретился с самим основателем компании господином Оницукой, и убедил вернуть права на западные штаты и в итоге спас свой бизнес. И сразу, не отходя от кассы, сделал еще один огромный заказ на тридцать тысяч долларов и вернулся в США.
И продолжил снимать сливки, продавая кроссовки на спортивных мероприятиях. И вдруг неожиданно встретил старого университетского друга Джеффа Джонсона, который тоже продавал кроссовки, только Адидас. И Найт сказал ему:
Джонсон считал бегунов божьими избранниками, а бег романтизировал как некое мистическое занятие. И горел желанием помочь всем и каждому угнетенному бегуну. Поэтому идея Найта продавать японские кроссовки ему понравились и он согласился.
Вечно пустая касса
Найт каждый раз планировал удваивать объем продаж, но чтобы так давить по газам, требовались деньги, а их у него кот наплакал. И поэтому он брал все более и более крупные кредиты в банке, на что банкиры реагировали донельзя крайне скверно, они говорили:
— «Как может такая маленькая компания расти так быстро? Если ты растешь как на дрожжах, ты наращиваешь собственный капитал, когда продажи растут, а в кассе хоть шаром покати. Забалансовый рост опасен!»
Дело осложнялось еще и тем, что «Оницука» постоянно опаздывала с доставкой груза. Оницука плевала с высокой колокольни на все проблемы Найта, и на все его отчаянные просьбы всегда был один раздражающий ответ — «скоро». Это похоже на то, когда ты вызываешь скорую, а на том конце провода кто-то зевает, хлопая ушами и разводя руками.
Тем временем работа кипела в руках Джонсона. Он трудился не покладая рук, он продавал кроссовки семь дней в неделю. А когда продаж не было, окучивал базу клиентов, писал им письма, создавая у них ощущение что они особенные. Многие клиенты как наркоманы впадали в зависимость от этих его писем.
Тогда Найт хранил кроссовки в подвале своего дома. И когда Джонсон достиг рекордного объема продаж в 3250 пар, подвал Найта стал слишком тесным для бизнеса, и он арендовал квартиру под офис. А чуть позже они наконец открыли свой первый магазин в Санта-Монике. И Джонсон сразу превратил этот магазин на редкость в уютное место, где даже можно было просто посидеть и поболтать. Во всем мире не было такого, чтобы в магазине не только продавали, но и прославляли клиентов.
Возвращение Ковбоя Мальборо
Затем пришла тревожная новость, Ковбой Мальборо снова начал толкать кроссовки Тайгер. Этот ушлый тип не мог не делать то что делал. Он даже разместил рекламу в журнале на всю страну. Найт создал мощное сарафанное радио, а теперь, этот хитрожопый Ковбой хочет набить свой карман на готовеньком.
Найт снова рванул в Японию, снова выколачивать свои права, чтобы уже наконец прикрыть лавочку этого ковбоя раз и навсегда. Оказалось в Оницуке в очередной раз поменялся менеджер. Найту пришлось снова уже во второй раз просить сделать его эксклюзивным дистрибьютором.
Однако на встрече Оницука заявила, что хочет иметь более крупного дистрибьютора, такого, у которого есть филиалы на восточном побережье. Казалось что с Найтом теперь уж точно все кончено, но на переговорах Найт не ударил лицом в грязь, он снова схитрил, сказав что на восточном побережье, у него уже есть филиалы. И Оницука попалась на удочку и снова вручила ему эксклюзивные права, еще на три года.
Прямо на переговорах Найт сделал супер крупный заказ еще сразу аж на 5 тысяч кроссовок, заказ, который отправили в тот самый филиал, которого у него еще не было, как не было и денег, чтобы его оплатить.
Когда Найт вернулся в США, он сразу же отправил Джонсона на восток, чтобы он как можно быстрее открыл новый филиал и принял там тот самый крупный заказ на 5 тысяч кроссовок.
Но когда Джонсон узнал об этом, он пришел в ярость. Ведь его магазин работал как часы, и он не вовсе хотел уезжать. И так как он был еще и главной причиной успеха поставил ультиматум — сделать его полноправным партнером и поднять зарплату до 600 долларов в месяц, и плюс еще треть всех будущих доходов. В противном случае он сматывает удочки.
Бауэрман хотел гнать его в шею, но Найт не хотел решать этот вопрос так радикально, однако арифметика не вытанцовывалась. У бизнеса все еще был микроскопический объем продаж и делить было просто нечего. Это драка за кусок пирога, которого нет.
Кроме того Бауэрман не хотел продавать ни капли своей доли, и Найт тоже, чтобы не потерять контрольный пакет. В итоге все что они предложили Джонсону — повысить зарплату на 50 долларов, и больше ничего. Джонсон не хотел соглашаться, но и работу бросать он тоже не хотел. Он любил ее. Она давала ему полную свободу действий. И в конечном счете он успокоился и согласился.А Найт и Бауэрман продолжили и дальше вербовать новых бывших бегунов как продавцов.
В следующем году Бауэрман разработал новую модель «Кортес». Эта модель в 1967 году выглядела пришельцем из будущего, модель идеально подходила для длительного бега, имела роскошную амортизацию и стильные очертания.
Тем временем в арендуемой квартире стало совсем тесно и Найт арендовал новый просторный, но дешевый офис. Некоторые окна в нем были разбиты, а денег чтобы их застеклить не было, поэтому все работали в свитерах. Тогда Найт даже зарплату самому себе не мог позволить.
Вместо этого он нанимал все больше и больше продавцов — бывших бегунов. Все они были дико вдохновлены, поскольку им нравилось дело и комиссия два бакса за пару кроссовок. Они как угорелые носились по школьным и институтским соревнованиям, и просто какими-то невероятными темпами увеличивали продажи.
Но Найт чувствовал беду. От Японцев веяло какой-то непредсказуемостью и подозрительностью. И Найт завербовал шпиона, штатного сотрудника Оницуки, с которым познакомился в Японии.
Проблемы с поставками
Бизнес продолжал рост, 70% продаж среди бегунов в США были Тайгеры. Но в какой-то момент Оницука заявила, что этот рост их заслуга. И продлила контракт не на 5 лет, а всего лишь на 3 года.
Их отношение было пренебрежительным. Они до безобразия хронически задерживали поставки, а когда наконец груз пребывал, в нем на удивление часто оказывались не те размеры обуви, а иногда и вовсе не те модели. Из-за этого склад всегда был переполнен мертвым грузом. И самая популярная модель «Кортес», постоянно отсутствовала в наличии. А когда эта модель наконец приходила, было уже слишком поздно. Хитрая Оницука прежде всего удовлетворяла спрос своих местных клиентов, а уже только потом беспокоилась об экспорте. Жутко несправедливо, но ничего не поделать, приходилось плясать под чужую дудку, терять время, а вместе с ними и деньги.
И настал момент, когда уже дошло до смешного, на очередную поставку на 20 тысяч долларов попросту не было денег. Чтобы справиться с этим, Найт попросил в банке 1,2 млн, но терпение банка лопнуло и он отказал. Из-за этого поставку груза пришлось задержать. Банкиры установили строгие квоты. Они обходились с Найтом как с голодранцем.
Чтобы найти деньги, Найт решился на публичное размещение 30% акций. Он разослал листовки с рекламой акций, а в ответ тишина, ни позвонила ни одна душа. Это было до слез унизительно.
Найт как попрошайка пошел с протянутой рукой по знакомым и друзьям, но и здесь тоже всюду получал отказ. Он уже не знал куда податься и когда в очередной раз пошел клянчить кредит, по дороге случайно наткнулся на японский Банк. Это была японская торговая компания «Ниссо Иваи» с капиталом в 100 миллиардов долларов. Найт заглянул к ним и показал свою финансовую отчетность. Ниссо нравились быстро растущие компании. Если для банков Блю Риббон была катастрофой, то для Ниссо золотой жилой. И Найт наконец получил свой долгожданный кредит.
В это же время Найт разнюхал от своего Шпиона, что оказывается Оницука планирует с ним полный разрыв отношений. Они начали работать с другими партнерами и вели охоту на новых кандидатов в США.
Оставаться рядом со злом
А потом Оницуку и вовсе разочаровали продажи Блю Риббон. В 1971 году они считали, что продажи должны увеличиваться не в два, а в три раза. На одной из встреч с Оницукой, на переговорах, во время перерыва, Найт прямо из-под носа своего менеджера выкрал папку с документами, в которых обнаружил, что кроме него, у Оницуки есть еще аж целых 18 других партнеров в США. Но самое интересное, все эти партнеры настраивали Оницуку против него.
Найт был взбешен, ведь он целых семь полных лет посвятил кроссовкам Тайгер, познакомил с ними сплошь всю Америку, даже изобрел новые линейки обуви, бьющие рекорды продаж, которые изменили лицо отрасли — и вот как эти сосунки отплатили ему за все это! Найт был в шоке. Но несмотря на злость, у него не было другого выбора, приходилось продолжать и дальше оставаться рядом со злом.
А потом Оницука и вовсе предложила Найту продать им его бизнес, зная, что у него попросту нет другого выбора. Найт не мог произнести в слух, куда он хочет засунуть это предложение. Он хотел врезать менеджеру по лицу, но вместо этого пожал ему руку и сказал, что надо подумать, чтобы оттянуть время, потому что ему все еще нужен был поставщик, ведь нельзя так просто взять и резко бросить клиентов. Чтобы выиграть время, Найт разослал всем конкурентам письма с угрозой, чтобы на время выбить их из седла.
Логотип и название
Чтобы избавиться от зависимости, Найт нашел для себя фабрику в Мексике и заказал производство собственных трех тысяч кожаных бутс. Необходимо было поторапливаться, чтобы спасти бизнес, но у Найта не было логотипа для обуви. И он обратился к молодой художнице Кэролин Дэвидсон, которую до этого повстречал в Портлендском университете. Найт попросил ее сделать такой логотип, который бы ассоциировался с чувством движения.
Через две недели художница принесла целую папку набросков. Все эти наброски походили на толстые молнии, пухлые галочки, ожиревшие загогулины. Все они вызывали только тошноту. Но был один набросок, который всем понравился — самый толстый. Он выглядел как крыло, он был похож на свист рассекаемого воздуха, как некое завихрение оставшееся после промчавшегося бегуна. Этот рисунок притягивал внимание и выглядел как нечто новое и свежее.
Логотип отправили на фабрику. Но еще нужно было придумать название. Команда Найта перебрала кучу всяких разных названий, потратили кучу времени, но все эти названия были похоже на дерьмо, а время безжалостно шло. Надо было уже скорее отправлять название на фабрику, ведь бутсы были уже запущены в производство. И в последний момент позвонил Джонсон и сказал что посреди ночи прямо во сне ему явилось название — «Nike». Оно походило на имя Ника — богини победы. Название не особо понравилось, но думать больше было некогда, поэтому выбрали его и отправили в производство.
И в этом помогла Ниссо Иваи, помимо кредитов, которые они щедро давали голодному Найту, они также знали и о многих хороших фабриках по всему миру. Они представили ему сразу пять фабрик из Японии. Найт приехал на одну из фабрик, показал работникам свою козырную модель «Кортес», и ушел на обед, а когда вернулся в конференц-зале на столе уже стоял свежеиспеченный «Кортес». Магия — подумал Найт. На этот раз образцы были очень хорошие в отличие от мексиканского недоразумения.
Когда Найт вернулся в Орегон, он встретился с Бауэрманом. И они заметили, что внешняя подошва кроссовок вообще никак не менялась примерно последние 50 лет. Протекторы всегда были одинаковыми, либо волнами, либо канавками поперек стопы. А у такой подошвы очень слабое сцепление с землей.
После этого Бауэрман все дни напролет думал об этом и ломал голову. И однажды он обратил внимание, что у вафельниц для выпечки необычная рифленая поверхность. Это заинтриговало его. И он выкрал у жены вафельницу и принес в свой гараж, и на листе из нержавейки вырезал дырки, точно такие же как в вафельницах, залил жидкой резиной и сделал слепок. И в конце концов у него получились две подошвы покрытые толстыми твердыми резиновыми шишками. Он пришил шишки к подошвам кроссовок, и дал бегуну и тот помчался пулей как реактивный. Бауэрман был божественно вдохновленным. Найт немедленно отправил их в производство.
Затем у Найта появился редкий шанс всему миру показать кроссовки Nike. В Чикаго в 1972 году проводилась выставка производителей. И самое интересное, на выставке был заклятый враг Найта — Оницука. В то время они продолжали давить на него, хотели чтобы он поскорее продал им свою компанию. Они хотели чтобы на этой выставке Найт торжественно объявил всем, что расстается со своей компанией.
Когда с новой японской фабрики на выставку пришли кроссовки Nike, их качество все еще не дотягивало до качества Тайгеров. Некоторые модели и вовсе оказались сырыми. Логотип «Свуш» смотрелся коряво. Найт увидел это и схватился за голову, ведь такой шанс потерян! Он и так был обременен кучей долгой и висел на грани краха, а тут еще и это. Хуже и быть не может, но другого выбора не было — нужно было распродать то что есть. Торговцы подошли, пощупали кроссовки и кто-то сказал:
— «Это Nike, богиня победы, а логотип это тот звук, который вы слышите, когда мимо вас кто-то проносится». (ответил Найт)
Как ни странно, но торговцам это здорово понравилось. И они начали оформлять заказы. Но Джонсон не выдержал и крикнул:
— «эй ребята вы чего, кроссовки еще не прошли испытаний, они не настолько хороши как вы думаете, а вы их раскупаете. Что за дела?»
Торговец рассмеялся и сказал:
— «Мы годами ведем бизнес с Блю Риббон, с вами ребята и мы знаем, что вы говорите правду. Все другие вешают лапшу на уши, а вы ребята — режете правду матку. Поэтому мы вам верим!».
В итоге результаты этой выставки превзошли все ожидания. Блю Риббон имела оглушительный успех. Добрые вести распространяются быстро, однако дурные еще быстрее. Оницука как-то прознала о кроссовках Nike, их менеджер подошел и спросил у Найта:
— «Да так, ничего особенного, побочное дело, для подстраховки от, на тот случай если вы нас кинете!» (ответил Найт)
Ответ обезоружил менеджера Оницуки, потому что звучал разумно и логично. Менеджер даже не знал, что и ответить. Он был настроен на драку, но Найт ловко парировал. И хотя драки не состоялось, коварная Оницука все же разорвала контракт и выставила Найту счет на 17 тысяч долларов за прошлую поставленную обувь. Дело пахло судом.
Префонтейн от имени Nike ездил по всей стране и посещал все спортивные мероприятия. Он проповедовал Nike как Евангелие и приводил тысячи новообращенных в магазин.
А в 1972 он установил новый рекорд США в беге. И сделал это в кроссовках Nike! Благодаря чему генерировал тысячи долларов для компании, превращая Nike в символ бунтарства.
В 1973 году объем продаж вырос еще на 50% достигнув 4.8 млн. долларов. Эта цифра ошеломляла, ведь казалось еще вчера торговали всего-то на 8 тысяч. В те времена — спрос на кроссовки постоянно увеличивался. Весь мир вдруг неожиданно стал жадно требовать кроссовки, а у Nike, как всегда, сияли пустые полки из-за задержек с поставками. Найт кипел от разочарования. И хотя новые фабрики справлялись гораздо лучше Оницуки, тем не менее бурно растущий рынок оказывал все больший и больший напор. При этом Nike еще и под самую завязку увязла в кредитах. И как несчастные бедняки, которые живут от зарплаты до зарплаты, шли по краю пропасти.
Затем состоялся суд с Оницукой в 1974 году. За несколько минут до его начала Найт предложил Оницуке, если они выплатят ему 800 тысяч долларов, он отзовет свой иск. Но Оницука отклонила предложение, они жаждали крови, ведь с историей Найта о краже документов и вербовкой шпиона, его шансы на победу были ниже плинтуса.
На суде Оницука объявила, что Блю Риббон обманом завлекла их партнерство, и что в 1962 году Найт прикинулся владельцем несуществующей компании, а затем прибег к уловкам, воровству и шпионажу. Услышав это Найт потерял дар речи. А его оправдания звучали лживо и уклончиво.
Но в самой же Оницуке нашелся честный свидетель, который напрочь опровергнул позицию Оницуки, что именно Оницука первой планировала разорвать контракт с Блю Риббон.
И в итоге судья огласил вердикт в пользу Фила Найта. Оницуке еще и пришлось возместить ущерб в четыреста тысяч долларов за нецелевое использование товарного знака. А Найт сохранил все права на свои модели «Кортес» и «Бостон».
Либо растешь, либо умираешь
Не успели отпраздновать выигрыш в суде — как курс йены начал дико колебался и японские фабрики стали слишком дорогими. Поэтому Найт решил некоторое количество кроссовок выпускать у себя в США.
Вопреки требованиям банка, Найт продолжал во всю давить по газам. Он исповедовал стратегию — ты либо растешь, либо умираешь. Зачем заказывать кроссовки на два млн., если спрос на три? Найт был на волосок от пропасти, каждый раз платя по счетам в последнюю минуту, ровно столько, сколько было достаточно, чтобы не получить от банкиров пинка под зад. Со стороны это казалось наглым и опасным способом ведения бизнеса, но благо спрос всегда опережал продажи.
Иногда платежи по кредитам были такими огромными, что какое-то время компания оказывалась полностью на мели. Разумеется так жить было нельзя и настал роковой черный день.
Весной 1975 года Найт обнаружил что смотрит в бездну — впервые он задолжал платеж на целый миллион. И нигде рядом миллиона не оказалось. Не хватало 75 тысяч долларов. Пришлось выжать до последней капли все свои банковские счета с собственных магазинов по всей стране. Насухо!
Два дня спустя у дверей фабрики в Эксетере собралась толпа разгневанных рабочих. Их чеки отказались обналичивать в банке. Найта жутко трясло. Рабочим нечем платить. А новый кредит банк выдавать отказался. Благо на помощь пришла Ниссо Иваи, и выплатила долг Найта.
В это время, благодаря вафельным подошвам кроссовки Nike разлетались с прилавков как горячие пирожки. Кроссовки только появились, но продавались уже повсюду. Это означало что Nike определила Оницуку и даже Пуму.
В вафельных кроссовках ноги чувствовали себя иначе и выглядели они иначе. И со своей низкой ценой вафельные кроссовки захватывали воображение. Их внешний вид вовлекал сотни тысяч новых клиентов. Их сцепление и амортизация были лучше чем у любой другой обуви на рынке. Вафельные кроссовки в 1976 из второстепенного аксессуара превратились в культовый артефакт.
В этом же году, на отборочном турнире в Олимпийские игры в Юджине. Nike получила в призерах сразу аж троих бегунов в своих кроссовках. Бренд Nike был слышен чаще даже, чем имя любого спортсмена. Видя это, Пума от зависти была близка к самоубийству.
К концу 1976 года, Nike в очередной раз удвоила объем продаж, дойдя до 14 млн. Поразительный показатель. Это заметили финансовые аналитики и написали об этом в прессе. И, тем не менее, наличности у Nike по-прежнему было с гулькин нос. Найт продолжал занимать деньги везде, где только можно.
А потом к Найту пришел супер странный человек с безумной идеей. Это был космический инженер Фрэнк Руди. Он придумал как в кроссовки закачать воздух, чтобы повысить амортизацию. Это казалось глупостью. За 200 лет в дизайне обуви не было никаких прорывов, и трудно было представить, что можно придумать что-то такое революционное. Поэтому куда бы он не приходил, все компании отказывали ему.
Но Найт решил попробовать, он вставил эти подошвы в свою обувь и они оказались чертовски хороши для бега. Таким образом в 1977 году родилась легендарная модель Nike Air, в то время они выглядели так, как будто их телепортировали из будущего.
Затем в компанию пришел еще один странный изобретатель — Сонни Ваккаро. Он изобрел игру «Даппер Дэн Классик», — это турнир, который стал супер популярным среди американских школ, что позволило Ваккаро поперезнакомиться со всеми тренерами. Найт принял его на работу. И Ваккаро принялся заключать контракты и прибрал к рукам всех великих людей, всех тренеров и всех именитых игроков. Если раньше у всех были контракты с Адидас и Конверс, то теперь все носили только Nike. Ваккаро взломал баскетбольный рынок.
Борьба с правительством
Поэтому в 1977 продажи росли в геометрической прогрессии, но внезапно пришел счет о задолженности в 25 млн от таможни США. Это были налоги за три года. Это было немыслимо! Если Найт выплатит такую сумму, он неизбежно будет разорен.
За этим стояли коварные конкуренты Конверс и Кедс. Чтобы замедлить темпы развития Nike, они пролоббировали бюрократов, убедили таможню, применив какой-то супер древний закон об «американской продажной цене». Суть закона в том, что пошлина составляет 20% от цен конкурентов, если у них есть аналогичная обувь. Вот они и выпустили немного похожей обуви, а цены подняли до небес. Грязный трюк.
В Вашингтон отправили юриста Ричарда Вершкула, обрабатывать политиков. Он рассылал петиции, лоббировал, страстно отстаивал Nike. Он носился по конгрессу как сумасшедший, раздавая всем кроссовки. Через несколько месяцев Вершкул перенес нервное расстройство, и чуть не сошел с ума, так и не добившись своего.
Поэтому позже Найт лично поехал в Вашингтон, и встретился с бюрократом, который выслал ему тот самый чек на 25 млн. и сказал ему:
— «Американская продажная цена не применима к Nike. Это грязная махинация конкурентов. Это вышибет Nike из бизнеса. Так поступают только коррумпированные страны».
Однако бюрократ повторял только одно:
Тогда Найт взял и подал антимонопольный иск в окружной суд, на то, что конкуренты вступили в сговор, чтобы выжить его с рынка. Этого они не ожидали. Бюрократ психанул и выступил с угрозой что сотрет Найта в порошок. Но его боссы, и боссы его боссов не хотели этой войны. Конкуренты и их пособники в правительстве осознали, что недооценивали Найта. И пошли на уступки, сбросив налог с 25 до 20 млн. Но Найт отказался и пошел еще дальше. Он выпустил рекламный ролик, в котором маленькая компания ведет борьбу с плохим правительством. Эта реклама серьезно разогрела общественность. И бюрократы сбросили пошлины еще до 15 млн. Но Найт продолжал отказываться. И когда уже сумма дошла до 9 млн., Найт все таки принял мировую и выписал чек.
Как только война с бюрократами закончилась, начали думать о выпуске акций, чтобы перестать уже наконец быть вечно нищими попрошайками. Но Найт не мог вынести и мысли о том, что какой-то титан скупит все акции и на правлении директоров превратится в бегемота. Он не хотел терять контроль. Однако нашелся способ стать публичными не теряя контроль. Специально для Найта выпустили привилегированные акции.
И 2 декабря 1980 года компания стала публичной. На следующей неделе Найт оценивался в 178 млн.долларов. Фантастическая цифра. Цифра, которая значила много, но так же и ничего не значила, думал Найт.
В 1984 году Сонни Ваккаро настоял на том, чтобы вложиться в баскетболиста Майкла Джордана. Однако Джордан не хотел подписывать контракт, и чтобы его переманить, мастер переговоров Ваккаро сказал необычную фразу, которую тогда так никто и не понял:
— «Ты сам станешь брендом, у тебя будут кроссовки имени тебя»
Эта фраза, чек на 2,5 млн и плюс щедрый процент от продаж заставили Джордана передумать.
Специально для него в Nike разработали именные кроссовки Air Jordan. Кроссовки идеально подходили для боковых нападающих, которые приземляются с трехкратной нагрузкой на стопу. Это чудо обувь, была черно-красного цвета.
Но баскетбольная лига посчитала такие цвета слишком броскими, а поступок Джордана наглым. Его оштрафовали на 5 тысяч долларов. Но вопреки всему Джордан продолжал одевать кроссовки на каждую игру, а Nike охотно оплачивала его штрафы, еще больше привлекая внимание к этим кроссовкам. Этого никто не ожидал. И вся эта ситуация только подогревала интерес болельщиков к еще неизвестному на тот момент Джордану. А продажи Nike выросли с 870 млн. до 4 млрд. долларов в год.
Сама идея того, что предметом рекламы должен быть не сам продукт, а те, кто его носят, была революционной, для тех дней.
Дошло даже до смешного, на Олимпиаде в 1992 году на церемонии награждения американской баскетбольной сборной золотыми медалями Майкл Джордан и почти вся команда стояли на пьедестале прикрывая логотип Reebok. Потому что у них был контракт с Nike. Это стало шоком для спортивного мира: никто не ожидал, что в спорте теперь все контролирует бизнес.
А на следующий год Sporting News неожиданно объявляют Найта самым влиятельным человеком в спорте. Впервые в истории это звание получил не спортсмен, а производитель.
В 2004 году Фил Найт ушел с поста главного управляющего и президента компании Nike, но остался почетным председателем правления. И вот его совет:
Ищите свое призвание. Если следовать призванию, легче будет переносить усталость, а неудачи будут вас только подогревать, а прилив энергии будет таким, какого вы никогда не испытывали. Никогда не бывает просто бизнеса. И никогда не будет. А если будет, значит этот бизнес плохой.
История подготовлена на основе книги Фила Найта: «Продавец обуви». Если вам понравилось, в моем Telegram-канале, я рассказываю истории других крупных компаний.