наждачная бумага для пастели какой зернистости
Рисуем морскую волну сухой пастелью на наждачной бумаге
Я покажу вам, как нарисовать прозрачную морскую волну. В данном мастер-классе вы познакомитесь с техникой рисования сухой пастелью на наждачной бумаге. Волна будет прозрачной, залитой солнцем и бликами.
Приступим, нам понадобится:
1) сухая пастель (средней жесткости) например, «Rembrandt» 45 цветов или Koh-i-noor. Хорошо, если есть дополнительные цвета: чем богаче палитра, тем лучше. Проверьте, чтобы присутствовали бирюзовые оттенки. Возможно, придётся докупить их отдельно;
2) наждачная бумага на бумажной основе (степень зернистости P600), продается листами 230х280 мм;
3) малярный скотч (белый бумажный);
4) ластик, клячка или растушевка;
5) компьютер или распечатка с фотографией;
6) планшет или картон, к которому будем крепить лист;
8) фиксатив или лак для волос;
9) простая рамочка размера А4;
12) простой карандаш.
Наждачная бумага имеет нестандартный размер, поэтому её необходимо обрезать вдоль длинного края, для того чтобы бумага поместилась в рамочку. Лучше сразу распаковать рамку и отрезать лист, приложив заднюю стенку рамки к листу. Чтобы уж точно не промахнуться с размером. Рисовать будем в край, поэтому для закрепления листа на картоне я использую канцелярские зажимы вместо скотча.
Несколько основных моментов, которые я дополнительно напомню по ходу рисования: начинаем с растушевки дальних планов, затем приступаем к переднему. Тонкие детали на переднем плане не растушевываем.
Итак, наша палитра. Основные цвета, которыми будем работать.
Несколько слов о фото, с которой будем рисовать, если вы решите самостоятельно выбирать в дальнейшем картинки.
1. Волна должна быть крупной, для этого кадрируем на компьютере.
2. Картинка должна быть яркой, для этого используем встроенные редакторы и очень сильно увеличиваем насыщенность цветов.
3. Количество пикселей не так важно.
Яркость цветов будем осознанно преувеличивать.
Шаг 1. Закрепляем лист на картоне зажимами.
Шаг 2. Наклеиваем скотч (в край) вдоль линии горизонта. Заклеиваем небо.
Шаг 3. Наносим грубые штрихи плоскостью мелка. Пастель нужно не жалеть и ломать для того, чтобы было удобнее рисовать детали. Чем хороша волна, так это тем, что можно не повторять точно пропорции. Сосредоточимся лучше на цвете.
Шаг 4. Начинаем немного растушевывать пальцами пастель. Когда слой мелков будет толще, это сделать будет проще, а пока бережем пальцы, делаем по чуть-чуть, можно использовать ребро ладони.
Шаг 5. Густо закрашиваем дальний план моря и растушевываем пальцами. Используем два синих оттенка.
Шаг 6. Переходим на передний план. Прорабатываем тёмно-бирюзовым волну и белым пену.
Шаг 7. Без тени не нарисуешь свет. Делаем тень под волной. Тёмно-фиолетовым и тёмно-зелёными оттенками.
Шаг 8. Убираем скотч и наклеиваем его на море, чтобы рисовать небо.
Шаг 9. Рисуем небо. Плоскостью мелка наносим густо голубой оттенок пастели.
Шаг 10. Рисуем поверх основного тона облака.
Шаг 11. Прорабатываем дальний план неба. Наносим цвет снизу (от скотча) вверх (в сторону неба).
Шаг 12. Снимаем скотч и слегка растушевываем линию горизонта.
Шаг 13. Прорабатываем море на дальнем плане. Ребром мелка наносим тонкие линии и растушевываем пальцем.
Шаг 14. Смело ребром руки растушевываем передний план (песок и волну). Нужно обобщить картинку, затем поверх будем наносить детали.
Шаг 15. Ребром мелка с разным нажимом наносим тонкие линии кромки воды на переднем плане. Линия должна быть живая (не ровная), как будто руки дрожат. В нескольких местах можно слегка её растушевать.
Шаг 16. Прорисовываем светлый тон на переднем плане плоскостью мелка и растушевываем пальцами. Руки — это наш инструмент, не боимся испачкаться.
Шаг 17. Рисуем тень под волной, наносим тёмно-фиолетовый оттенок. Это самое тёмное место на рисунке.
Шаг 18. Используем растушевку для того, чтобы проработать пену. Работаем как кисточкой, создаем мелкие штрихи.
Шаг 19. В тени пены наносим светлый сиреневый тон. Работаем растушевкой в этом месте. Затем плоскостью светло-голубого мелка на волне наносим свет (на гребне волны). Не растушевываем, оставляем так. Для создания объема в картине, детали, которые находятся на переднем плане, не растушевываем.
Шаг 20. Прорабатываем блики. Плоскостью наносим светло-голубой тон и местами растушевываем пальцем. Избыток мелков в виде порошка можно сдувать.
Шаг 21. Наносим отражение и не растушевываем. Должна быть видна текстура. Движения должны быть не равномерными: сначала сильно давим на мелок, затем слабее, это придаёт живость.
Шаг 22. Зелёным наносим отражение от волны. Отражение зеркально вниз.
Шаг 23. Блики могут быть цветными. Наносим блики.
Шаг 24. Наносим блики, стараемся делать их разными: точки, полоски с разным нажимом.
Шаг 25. Растушевываем блики местами.
Шаг 26. Наносим блики точками.
Шаг 27. Снова прорабатываем волну плоскостью мелка, не растушевываем.
Шаг 28. Рисуем блики на волне.
Шаг 29. Проверяем, не проглядывает ли где бумага, и аккуратно растушевываем эти места. Рисунок окончен.
Шаг 30. Наносим фиксатив. Держим рисунок примерно на расстоянии метра от баллончика и брызгаем раствор. Следите, чтобы распылялся равномерно.
Шаг 31. Помещаем работу в рамку. Бумага чуть меньше стандартной рамки. Поэтому нужно под рисунок положить простой белый лист бумаги.
Наша волна готова. Я постаралась максимально подробно описать процесс. Если будут вопросы, пишите, отвечу. Надеюсь, вы насладились процессом и довольны результатом так же, как и я 🙂 Всем спасибо!
Научиться рисовать
Или дневник начинающего художника
Рисование пастелью на наждачной бумаге
Да, и так тоже можно 🙂 Скажу больше, результат превзошел все мои ожидания. Рисунок выглядит интересно, а если учесть, что это одна из первых моих попыток рисовать пастелью, а еще то, что использовала я твердую русскую пастель, которой сложновато добиться хорошего результата на бумаге для пастели, то становится понятно, почему наждачная бумага пришлась мне по душе. Но обо всем по-порядку.
Вид наждачной бумаги для пастели
Наждачку я покупала в строительном магазине, листовую, там есть разные виды зерна, я взяла 3 вида на пробу: Р320, Р240 и Р150. Скажу сразу, что Р150 слишком грубая для рисования пастелью, Р240 в принципе не плоха, но лучше всего оказалась максимально гладкая Р320, на ней я и рисовала свой мухоморчик.
В следующий раз куплю с максимально мелким зерном для сравнения. Но и Р320 оказалась вполне себе хороша для пастели.
Цвет наждачной бумаги немножко отличался в зависимости от типа, но все это были оттенки коричневого, а на рисунке у меня используется черный фон. И весь этот достаточно ровный фон выполнен пастелью.
На фото хорошо видны границы картины и наждачной бумаги. При наложении рамки сверху эти неровные границы скрываются и получается вполне себе симпатичный и аккуратный рисунок. Но можно сделать и более ровный край.
Как я рисовала мухомор
Поскольку это была проба пера, то есть пастели, то масштаб рисунка я выбрала небольшой, примерно формат А5 и прежде чем начать рисовать, все свои мелки я протестировала в верхнем левом углу. Таким образом я выбрала основные цвета для рисунка. Черный, белый, 2 оттенка зеленого, красный, коричневый, и светлый бежевый. То есть всего 7 цветов.
Набросок я делала светло-бежевым мелком, затем закрасила фон легонько растирая пастель, чтобы тон фона был ровный и без зазоров. И только потом я начала рисовать главного героя — мухомор. И также сначала фоновый тон участка, растирая его ровным слоем и потом уже тени, детали, нюансы, переходы. В общем-то вся фишка пастели, как мне кажется, и заключается в этих тонах, переходах цвета один в другой и сделать их чуть проще, чем в той же акварели. Тут главное с наложением не переусердствовать, иначе перегруженность пастелью даст о себе знать, новый слой не будет ложиться красиво или вообще пастель начнет обсыпаться.
Да, чуть не забыла, есть один замечательный способ исправить если что-то пошло не так во время работы, пастель всегда можно убрать упругой сухой кисточкой из пор наждачной бумаги, что дает не плохое пространство для маневра. Но на наждачной бумаге пастель до конца не убирается, поэтому нужно быть аккуратным, новый слой, конечно, ляжет сверху и перекроет какую-то часть оставшегося пигмента пастели, но не всегда получается сделать тон ровным, особенно если нижний был темный, а верхний светлый. Многое зависит тут от свойств смешения конкретных мелков и это все лучше протестировать заранее, чтобы не было неприятных сюрпризов.
Резюмируя скажу, что на этом в осваивании пастели я не остановлюсь, первая работа меня очень вдохновила распробовать этот материал хорошенько. Только не знаю, где взять время на все свои желания, потому что по мере опробования новых техник и материалов, аппетиты мои не угасают, а неизменно растут :))
Но в этом есть неоспоримый плюс — я снова много рисую, ура! 🙂
А если вы хотите попробовать рисовать пастелью по урокам, то вам понравятся выпуски журнала Искусство рисования и живописи с поэтапными уроками, которые я периодически выкладываю. Там и пастель, и акварель, и рисование карандашами, и вообще много полезного.
На какой бумаге рисовать пастелью?
Художникам, осваивающим такую технику рисования, как пастель, важно учитывать многочисленные нюансы при выборе инструментов, предельно внимательно следить за качеством растушевки и плавностью линий. Только так работа получится без единого огреха.
Очень важна подходящая «основа», ведь от того, какая бумага подобрана для масляной пастели или рисунков, созданных при помощи мелков, зависит насыщенность оттенков и плавность цветовых переходов.
Какая бумага нужна для пастели, мы расскажем ниже.
Пару слово о технике
Пастель – уникальный способ рисования. Он предполагает нанесение на поверхность набросков, эскиза и завершающих штрихов цветными сухими мелками, масляными или восковыми.
Рисунки, выполненные в этой технике, достаточно выразительны благодаря ярким цветам и плавным линиям.
Чтобы добиться нужного эффекта, нужно не только решить, на какой бумаге рисовать пастелью, но и подобрать подходящий тип мелка:
Подбирайте материал для создания рисунков, исходя из уровня подготовки и той картины, которую вы ожидаете увидеть. Если ваша цель – рисунки с четкими линиями и насыщенными оттенками, то выбирайте материал с примесью воска или масла. Во всех остальных случаях стоит научиться работать с сухими мелками.
Цвет основы
Теперь переходим к вопросу, на какой бумаге рисовать пастелью начинающему художнику.
Первый аспект, на который стоит обратить внимание, – оттенок основы. От этого зависит результат. Мастера при выборе цвета полотна рекомендуют придерживаться четырех принципов:
Перед выбором оттенка фона тщательно обдумайте, какие цвета вы будете использовать при написании картины.
Техники окрашивания бумаги
Прежде чем приступить к основной части работы – созданию эскиза, основу нужно затонировать. Для этого художники используют различные подручные материалы: пакетики зеленого и черного чая, кофе. Эти компоненты добавляют в воду, затем раствор при помощи кисти переносят на бумагу.
Учтите, что от оттенка раствора для тонирования и сорта чая или кофе зависит цвет «подложки» и, соответственно, финальный результат.
Фактура
Вторая важная характеристика – фактура основы. Она может быть любой, от бархатистой до зернистой. Рассмотрим подробнее каждый вариант.
Какая бумага для пастели идеальна именно для вас, зависит от творческого замысла и опыта работы с сухими, масляными или восковыми мелками.
В любом случае, чтобы иметь представление об особенностях велюровой или акварельной основы, нужно поработать с ними хотя бы два-три раза.
Состав и технологии производства
Подбирая основу для будущей картины, желательно изучить состав полотна и особенности технологии, задействованной в ходе производства.
В профильных магазинах можно найти бумагу для масляной пастели, изготовленную из хлопковых волокон. Она прочная, не впитывает влагу и сохраняет истинный цвет пигмента в течение длительного времени.
Есть бумага, состоящая на 50% из хлопка и на 50% из бамбукового волокна. У нее пористая структура и характерный желтоватый оттенок. Используя этот материал, нужно позаботиться о том, чтобы в помещении, где хранится эскиз, был оптимальный уровень температуры и влажности, иначе краски «поплывут» или изменят оттенок на пару тонов.
Еще один вариант состава – 10% хлопка и 90% бамбукового волокна. Такая основа считается идеальной для рисунков, для создания которых применяются смешанные техники. Из-за того, что у бумаги фактурная поверхность, изображение смотрится выразительно и ярко.
Некоторые производители предлагают продукцию на основе целлюлозы (100%). По внешнему виду и качеству она не уступает изделиям из хлопка, при этом сохраняет не только яркость оттенков, но и форму.
Что касается технологий изготовления, то самой популярной считается печать на цилиндрической машине, сходная с ручным литьем. Благодаря применению уникальных методов изготовления мы получаем полотна, которые не деформируются со временем, сохраняют цвет пигмента, устойчивы к воздействию влаги и прямых ультрафиолетовых лучей.
Обзор продукции разных брендов
С особенностями состава, производства и фактурой мы разобрались, теперь пару слов о продукции различных брендов, представленных на рынке.
Это только малая часть товаров от производителей бумаги из Италии, Франции, Нидерландов, которые можно найти в профильных магазинах. Не поленитесь потратить немного времени, чтобы изучить их характеристики и испытать пару образцов на практике.
Подбор бумаги для пастели (сухой, масляной или восковой) – процесс, требующий максимального внимания к деталям.
Чтобы выбор основы оказался правильным, нужно обратить внимание на состав полотна, технологию производства, начальный оттенок полотна, фактуру. Также нужно знать оптимальные условия хранения той или иной бумаги. Особенно важен требуемый уровень температуры и влажности.
Наждачная бумага. Маркировка. Таблица зернистости. Расшифруем Российский ГОСТ и зарубежные стандарты.
Оглавление:
Наждачная бумага представляет собой абразивный материал, нанесенный на тканевую или бумажную основу и является незаменимым помощником при широчайшем спектре работ домашнего мастера.
Давайте разберемся в символах, которыми производитель информирует нас о видах шлифовальной шкурки и допустимых областях её применения.
Зернистость наждачной бумаги
Этот параметр абразивной бумаги отображает количество и размер частиц абразивного вещества, приходящихся на единицу площади, является основной характеристикой наждачки и определяет возможность её использования для тех или иных нужд.
А трудность в чем?
Сегодня в магазинах можно встретить шлифовальную бумагу помеченную как по российскому ГОСТУ так и стандартам других стран.
Путаница в том, что отечественная маркировка на шкурке может быть выполнена по новому ГОСТ от 2005 года (ориентирован на европейские стандарты) и по ГОСТу 80-х годов утвержденному ещё Министерством станкостроительной и инструментальной промышленности СССР.
Две категории стандартов обратны. В старом ГОСТ 3647-80 уменьшение чисел маркировки обозначало уменьшение размера зерна. В новом ГОСТ зерно абразива уменьшается, а цифра в маркировке, напротив, растет.
Кроме того, не существует единения и среди мировых производителей. Собственного стандарта придерживается США и Канада, Европа и Турция, Япония, Китай.
Таблица зернистости, назначения и маркировки
ГОСТ Р 52381-2005 (Россия) | ГОСТ 3647-80 (СССР) | Размер зерна (мкм) | Назначение |
Крупнозернистые | |||
P22 | 80-H | 800-1000 | |
P24 | 63-H | 630-800 | |
P36 | 50-H | 500-630 | |
P40 | 40-H | 400-500 | Грубые работы по дереву |
P46 | 32-H | 315-400 | |
P60 | 25-H | 250-315 | |
P80 | 20-H | 200-250 | |
P1500 | М10/Н-0 | 7-10 | |
P2000 | М7/Н-01 | 5-7 | |
P2500 | М5/Н-00 | 3-5 |
Российская маркировка. ГОСТ старый и новый (ISO)
Новый ГОСТ
Первой всегда указывается буква «Р». Число после указывает зернистость.
Старый ГОСТ
Первой идет цифра указывающая на размер абразива. Далее идут индексы: П означает, что количество основной фракции абразивного зерна не менее 55%, индекс Н — не менее 45%, индекс Д — не менее 41%.
8-П обозначает, что количество гранул абразива, которые проходят через сито со стороной ячейки 80 мкм. не менее 55%.
Например та же «нулевка»: М40
Вот так выглядит обратная сторона наждачки которую приобрел буквально вчера:
(Ниже выложил фотку с новой маркировкой)
Области применения абразивных шкурок в соответствии с типом зернистости.
Новый ГОСТ: P40, P46,P54, P60
Старый ГОСТ: 40-П, 32-П, 25-П
Новый ГОСТ: P70, P80,P90, P100
Старый ГОСТ: 20-П, 16-П, 12-П, 10-П
Новый ГОСТ: P120, P150,P180, P220
Старый ГОСТ: 20-П, 16-П, 12-П, 10-П
Новый ГОСТ: P240, P280,P320, P360
Старый ГОСТ: 5-П, 4-П.
Новый ГОСТ: P400, P500,P600, P800
Старый ГОСТ: M40, M28, M20
Шлифовка металла, пластика, керамики. Отделочная обработка любых пород дерева, кожаных изделий. (20-14 мкм)
Новый ГОСТ: P1000, P1200
Старый ГОСТ: M20
Сверхтонкое шлифование, полирование коррозионно-стойких сталей, изготовление микрошлифов. (14-3 мкм)
Новый ГОСТ: P1500, P2000, P2500
Старый ГОСТ: M14, М10, M7, M5
Также полезно понимать на какие типы разделяют наждачную бумагу помимо размера абразивного зерна и каким образом это сказывается на её функциональном назначении и стоимости.
Материал абразива
Не поленился сфотографировал изнанку шкурки которой скворечник обрабатывал.
Если вы посмотрите на обратную сторону вашей наждачной бумаги, то скорее всего увидите аналогичную незамысловатую надпись aluminium oxide что означает оксид алюминия ( в простонародье электрокорунд). Возможен такой вариант как карбид кремния или керамический абразив.
Первый является хрупким материалом и используется для обработки дерева, легированной стали, чугуна.
Второй (карбид кремния) имеет высокую твердость и предназначен для работы со стеклом, пластиком, металлом.
Как правило широкому потребителю для работ по хозяйству достаточно и этих знаний, но мы для общего развития предлагаем охватить тему шире:
Области применения наждачек в соответствии с видом абразивного материала
Кремень (например 81К )- для обработки дерева, фанеры, кожи.
Тип основания наждачной бумаги
На бумажной основе
Такая наждачная бумага имеет достаточно низкий коэффициент износоустойчивости. Наряду с невысоким запасом прочности наждак на бумажной основе как правило не обладает водостойкими свойствами.
П1, П2, ПЗ. до ПИ — невлагопрочная бумага.
Это в значительной степени сужает область применения, но и снижает рыночную стоимость.
На тканевой основе
Сегодня наиболее распространенной тканевой основой являются хлопок и полиэстер. Абразивы на тканевом основании чаще всего имеют водостойкие свойства благодаря специальной пропитке на основе смолы.
Л1, Л2 и М — влагопрочная бумага.
Такие наждаки имеют более высокий запас прочности по сравнению с бумажными.
В маркировке первой цифрой производитель может указать 1 или 2.
Встречается также наждачка на смешанной основе (ткань + бумага) или другие материалы (например широко распространены диски на фибровой основе).
Тип нанесения абразивного вещества
1. наждачная бумага с полуоткрытой или открытой насыпкой абразива
Основа закрыта на половину. Зазоры между частицами покрывают 40 до 60% площади основы. Такой абразив применяют для обработки мягких и рыхлых материалов.
В ходе работы не формируются комочки, благодаря этому исключено забивание пустых пространств отходами.
2. наждачная бумага с закрытой или сплошной насыпкой абразива
Характеризуется полных закрытием основания шлифовочным материалом и предназначена для работы на твердых поверхностях.
Полная расшифровка маркировки наждачной бумаги
Итак, мы уже что то понимаем и можем попробовать прочесть что имел ввиду производитель.
Например такую маркировку (старый ГОСТ)
Пример: 2 830×50 С2Г 24А 40-НМА ГОСТ 5009-82.
Пояснение
Тип связующего: М — мездровый клей; С — синтетическая смола; К — комбинированная связка.
Следовательно количество дефектов (А) на рабочей поверхности нашего примера не более 0,5%.
или (новый европейский стандарт на примере немецкой наждачки VSM)
Абразив из электрокорунда (K) на тканевой (К) и жесткой (Х) основе с зернистостью P150 (75-106 мкм).