назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

Современный музыкальный театр

Слово, действие, музыка, танец являются составляющими музыкального спектакля. Известный оперный режиссёр Б. Покровский писал: «У каждого музыкально-драматического произведения есть свой закон существования, познать его может только Театр и представить, то есть расшифровать действием, может только Театр».

Относительно новыми жанрами музыкального театра являются мюзикл и рок-опера. Наряду с ними продолжают свою жизнь и традиционные жанры: опера, балет, оперетта. Легендарные, исторические, фантастические, романтические, комические и другие сюжеты обретают в новых постановках смысл с позиций современности, раскрывая внутренний мир человека во всей его сложности и непростых связях с действительностью.

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

Сцена из балета Б. Эйфмана «Роден»

Для современного музыкального театра характерно разнообразие стилей, жанров и форм спектакля. Это могут быть опера-симфония, опера-балет, опера-оратория, балет-миниатюра, балет-плакат, модерн-балет, джаз-балет и др. Всё чаще в либретто используются нерифмованные поэтические тексты или проза. Драматическая переменчивость в сценических жанрах определяется воздействием кинематографа. Для современных сочинений большое значение приобретает монтажный принцип композиции, который становится одним из важнейших способов объединения контрастов окружающей действительности, воплощённых в музыке. Принцип монтажа в музыке проявляется в столкновении конфликтных элементов, в быстрой сменяемости образов, их наложении.

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

Опера на воде в г. Брегенц

Часто в музыкальные спектакли вводятся не только пение, хореография, но и кинокадры на большом экране, декламация, разнообразные шумовые и световые эффекты, куклы, вставные номера («театр в театре»). В современном балете можно встретить все виды пластики — танцевальную, спортивную, бытовую. Экспериментируя, хореографы иногда совсем отказываются от музыки; прибегают к актёрской импровизации и участию зрителей в представлении (танцевальные «хэппенинги»).

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

Оперный театр в Сиднее

Оркестр в современном музыкальном театре выполняет различные функции: аккомпанемента, диалога с певцами («скрытое слово»), выхода на первый плап («слово от автора», подменяющего непоющего актёра). Аналогичную смысловую нагрузку могут нести в музыкальном спектакле и пластически-танцевальные жесты. Звучание оркестра или инструментального ансамбля возможно непосредственно на сцене. Часто функции оркестра передаются хору, который выступает в разных ролях — и участника действия, и собеседника героя, и комментатора, и звукового фона. «Расслоение» оркестровых красок на солирующие инструменты или отдельные группы инструментов даёт возможность закреплять звуковые тембры за определёнными действующими лицами (или их группами).

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

Источник

Презентация по музыке на тему: «Современный музыкальный театр»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Современный музыкальный театр

Описание слайда:

«У каждого музыкально-драматического произведения есть свой закон существования, познать его может только Театр и представить, то есть расшифровать действием, может только Театр».
Известный оперный режиссёр Б. Покровский

Описание слайда:

новыми жанрами музыкального театра : мюзикл и рок-опера.

традиционные жанры: опера, балет, оперетта.

Описание слайда:

Характерные черты современного музыкального театра
разнообразие стилей, жанров и форм спектакля. в либретто используются нерифмованные поэтические тексты или проза.
Драматическая переменчивость в сценических жанрах определяется воздействием кинематографа.
большое значение приобретает монтажный принцип композиции, который становится одним из важнейших способов объединения контрастов окружающей действительности, воплощённых в музыке. Принцип монтажа : быстрая смена образов, и их наложение.

Описание слайда:

Жанры современного театра
опера-симфония,
опера-балет,
опера-оратория,
балет-миниатюра,
балет-плакат,
модерн-балет,
джаз-балет и др.

Описание слайда:

театр на воде в г. Брегенц (Австрия)

Описание слайда:

театр в г. Сиднее (Австралия)

Описание слайда:

Национальный центр исполнительских искусств в Пекине

Описание слайда:

Назовите известные вам мюзиклы, рок-оперы. Какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с классическими операми, балетами?
Найдите в Интернете и посмотрите фрагменты полюбившихся вам мюзиклов. Какое впечатление они произвели на вас?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация по музыке на тему «Путешествие в музыкальный театр» (1 класс)

Презентация по музыке на тему «Полифония в музыке и живописи» (5 класс)

Технологическая карта «Музыка весны»

Конспект урока музыки на тему «Развитие образов и персонажей в оперной драматургии» (7 класс)

Итоговая контрольная работа по музыке 4 класс

Презентация по музыке «Тема страдания в духовной музыке» (7 класс)

Урок музыки СЦЕНА «БИТВЫ» ИЗ МУЗЫКИ С.С. ПРОКОФЬЕВА К СПЕКТАКЛЮ В.Э. МЕЙЕРХОЛЬДА «БОРИС ГОДУНОВ»

ПРОЕКТ «Развитие ритмических способностей у детей с нарушением речи»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5266374 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку

Время чтения: 0 минут

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей

Время чтения: 1 минута

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

7 знаменитых рок-опер

Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником стал Пит Таунсенд, который вместе со своей группой The Who выпустил альбом «Tommy». Хотя некоторые критики считают, что первой была команда The Pretty Things со своей концептуальной пластинкой «S.F. Sorrow». Наиболее известным в СССР и РФ представителем жанра стал композитор Алексей Рыбников. Предлагаем вашему вниманию подборку самых известных рок-опер.

«Tommy»

Культовый альбом The Who о жизненном пути слепоглухонемого мальчика по имени Томми долгое время не сходил с театральных подмостков. Первая адаптация концептуальной пластинки появилась в виде хореографической постановки. А к оперной версии привлекли актрису Бетт Мидлер. В течение 1972 и 1973 годов «Tommy» аккомпанировал Лондонский симфонический оркестр. В 1975 году пластинка была успешно экранизирована режиссёром Кеном Расселлом. В 2003 году альбом попал на 96 место в списке величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, а песни «Pinball Wizard», «I’m Free», «We’re Not Gonna Take It» и «See Me, Feel Me» были признаны чуть ли не вершинами творчества Пита Таунсенда и его легендарной команды.

«Юнона» и «Авось»

В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои импровизации на темы православных песнопений. Тогда же возникла идея о создании музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве». Захаров обратился с предложением написать либретто к поэту Андрею Вознесенскому, однако тот идею не поддержал. Но предложил взамен свою поэму «Авось», посвящённую путешествию русского государственного деятеля Николая Резанова в Калифорнию, где он встретился с юной Кончитой Аргуэльо. Словосочетание «рок-опера» в те времена было запрещено, поэтому публике представили ее как «современную оперу». Главные роли исполнили Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов и Павел Смеян. Параллельно со спектаклем в 1980 году записали и ее аудиоверсию, но уже с другими исполнителями. Премьера состоялась 9 июля 1981 года. Спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Опера была переведена на многие языки и поставлена во многих странах.

назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Смотреть картинку назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Картинка про назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с. Фото назовите известные вам мюзиклы рок оперы какими новыми чертами обогатились эти жанры по сравнению с

«Иисус Христос – суперзвезда»

В своей третьей совместной работе Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс решили рассказать историю Иисуса Христа через рок-песни. Роль главного героя была отдана Иуде, который изображается рациональной личностью, в отличие от слишком эмоционального и не вполне понимающего цель собственной жертвы Иисуса. Партию Спасителя исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Изначально эта роль была предложена Джону Леннону, однако тот выставил условие, чтобы роль Марии Магдалины исполнила его жена Йоко Оно — предложение отозвали. В 1971 году альбом с рок-оперой возглавил чарты Billboard, а на Бродвее состоялась премьера одноименного мюзикла. В 1973 году произведение экранизировали, что очень не понравилось религиозным организациям. В 2000 году рок-опера была переснята австралийскими кинематографистами с новым режиссёрским решением и вышла на DVD под названием «Jesus Christ Superstar. Millennium Version». Российский ремейк классического творения записан в 1992 году со звездным составом. Место нашлось и рокерам: например, Сергей Минаев исполнил роль Иуды. Христоса доверили петь Михаилу Серышеву из группы Мастер, которая тогда как раз записывала свои самые «сатанинские» альбомы. На записи можно услышать голоса Евгений Маргулиса (Ирод) и даже Валерия Кипелова (Симон Зелот). На сцене звездный состав так и не выступил.


«Мастер и Маргарита»

Творение Александра Градского 2009 года примечательно тем, что его мало кто слышал. Работа над оперой велась с 1985 года. Был собран звездный состав: Андрей Макаревич, Иосиф Кобзон, Игорь Бутман, Олег Табаков, Максим Леонидов, Валерий Золотухин и даже Дживан Гаспарян. Но Градский решил отказаться не только от самой идеи постановки, но даже от массового распространения диска. Сначала проблемы возникли из-за авторских прав на роман. Когда вопрос решили, Александр издал рок-оперу подарочным, тиражом. Те, кому посчастливилось услышать «Мастера и Маргариту», отмечают, что слушать ее без либретто непросто: Александр Градский спел сразу за Мастера, Иешуа, Воланда и Кота Бегемота. И порой не очень понятно, кто из героев поет в данный момент.

«Эльфийская рукопись»

Метал-опера и концептуальный альбом пауэр-метал-группы «Эпидемия» увидел свет 13 февраля 2004 года. Сценарий оперы — это фэнтези-история, написанная гитаристом Юрием Мелисовым. Сначала постановка должна была основываться на книжной серии Dragonlance, но в итоге получился самостоятельный сюжет. Продюсировал все гитарист Арии Владимир Холстинин. Роли исполняли сами участники группы Эпидемия, Артур Беркут, Дмитрий Борисенков из Черного Обелиска, Кирилл Немоляев из Бони НЕМ, Александра Чеботарёва и Алексей «Lexx» Кравченко из Мастера. Показы каждый раз проходят с аншлагом. По просьбам поклонников группа играла оперу и на выступлениях в турах по России, правда получалось не в таком масштабе, как в столице.

«TODD»

Рок-мюзикл «TODD» (она же зонг-опера ужасов) переживает уже 7 театральный сезон. В 2010 году Михаил Горшенёв увлёкся театрально-постановочной деятельностью. В процессе работы родилась идея создания театрально-музыкального проекта про маньяка-парикмахера Суини Тодда. Так появился на свет мюзикл «TODD», в который постепенно влились все музыканты группы Король и Шут. Театральная премьера состоялась в ноябре 2012 года в московском Театре киноактёра. Ее предварил выход музыкального альбома «TODD» в двух частях со всеми песнями проекта, объединенными в настоящий аудиоспектакль. В записи приняли участие Константин Кинчев, Юлия Коган, Билли Новик, Илья Черт, а повествовательный текст прочитал актер театра и кино Вениамин Смехов. После смерти в июле 2013 года исполнителя главной роли и идейного вдохновителя Михаила Горшенева на главную роль был приглашён Роберт Остролуцкий.

Источник

Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины ХХ-начала ХХI века

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: «Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины ХХ-начала ХХ I века»

Автор: Степаненко Элла Борисовна,

Глава 1. Жанровые взаимодействия и пути развития мюзикла и рок оперы во второй половине ХХ-в начала ХХ I века………………………………………….5

1.1 Понятие определений «мюзикл», «рок-опера» ……….…………………….5

1.2 Истоки возникновения музыкального театра в XX веке……………………6

1.3 Предшественники жанров мюзикла и рок-оперы……………………………7

1.4 Развитие театра мюзикла в Америке и Европе………………………………9

1.5 Трансформация мюзикла в рок-оперу………………………………………12

Глава 2. Эволюция отечественного мюзикла от середины ХХ до начала ХХ I века……………………………………………………………………………. 14

2.1 История отечественной музыкальной культуры……………………..……14

2.2 История формирования массовой советской песни…………………….…14

2.3 Эволюция русской оперетты, предшественницы мюзикла……………….16

2.4 Рождение отечественного киномюзикла…………………………………. 17

Глава 3. Становление мюзикла и рок-оперы на отечественной сцене ………20

3.1 Разновидности жанровых направлений мюзикла и рок-оперы……………20

3.2 Театр музыки и драмы: современный многогранный театр……………. 21

Список используемой литературы…………………………………………. 26

1.1 Понятие определений «мюзикл» и «рок-опере»

В современном обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. Музыкальное искусство радует слушателя многообразием различных жанров. Например, здесь можно отметить некоторые популярные направления нашего времени такие как мюзикл и рок – опера. В чем же заключается их растущая популярность? Вероятно, для полного понимания вопроса нам нужно обратиться к истокам возникновения данных музыкальных жанров.

1.2 Истоки возникновения музыкального театра в ХХ веке

Первыми центрами музыкально-театральной культуры стали южные рабовладельческие штаты Вирджиния и Южная Каролина. Сюда в огромном количестве прибывали из Англии различные театральные труппы. Игрались главным образом английские «балладные оперы». Нередким было исполнение «оперы» одним единственным актером.

Подобное положение обусловливалось отнюдь не бедностью страны, а повсеместно укоренившейся точкой зрения, что театр не заслуживает такого уважения и внимания, как торговая, финансовая или политическая деятельность. В конечном счете, американский музыкальный театр удовлетворился ролью, которая перешла к нему по наследству от балладной оперы и концертной эстрады метрополии. Он оформился как искусство исключительно легкожанровое, рассчитанное лишь на развлечение. Все это во многом объясняет, почему именно музыкальная комедия, а впоследствии мюзикл стал главным жанром американского музыкального театра, в то время как опера и по сей день имеет сравнительно ограниченную аудиторию.

1.3 Предшественники жанров мюзикла и рок оперы

Для мюзикла балладная опера стала «источником» приемов динамичности действия, работы с музыкальным материалом и текстом в духе потребностей современности.

Кризис жанра связан с периодом экономического краха и нарастающей популярностью киноискусства.

Значительным шагом в развитии этого жанра явилось создание самостоятельной, написанной одним композитором музыки к конкретному представлению. Эту традицию унаследовали и мюзиклы. Расцвет жанра относится к рубежу XIX-XX столетия и связан с творческой деятельность американских актеров-предпринимателей Дж. Уэбера и Л. Филдса. Однако в первые десятилетия XX века приобретающее все большее значение кино вытесняет этот жанр.

В начале XX века водевиль становится крупномасштабным бизнесом, в стране насчитываются сотни водевильных театров. Выступление в водевильном театре стало почетным и престижным в кругу актеров.

В 1930-е годы жанр, так же, как и все другие, «не выдерживает конкуренции» со звуковым кино и теряет, свое былое значение. Особый вклад водевиля в развитие американской театральной системы и мюзикла в том, что именно в рамках этого жанра сформировалась универсальная команда актеров «синтетического амплуа». Ни одна исполняемая сцена не должна была превышать 10 минут, и актер за это время представлял свое мастерство танцовщика, певца, комедианта. В рамках водевиля сформировалась актерская школа Америки.

1.4 Развитие театра мюзикла в Америке и Европе

Так началась новая эра в истории американского музыкального театра, которую прославили такие композиторы, как Дж. Гершвин, Р.Роджерс, Э.Ллойд Уэббер, Дж.Герман и др. Драматургическими первоисточниками мюзиклов становились произведения У.Шекспира, М.Сервантеса, Ч.Диккенса, Б.Шоу, Т.С.Элиота, Д.Хейуарда и др.

Тем не менее, жанр мюзикла оказался достаточно притягательным для актеров европейских стран. Это, несомненно, связано не только с естественной тягой к популярности, но и с желанием освоить новый жанр, расширить свои творческие возможности.

Творческий процесс создания мюзикла в Европе отличается от того, как это делается в Америке, и протекает зачастую в отрыве от коллектива исполнителей, без пробных спектаклей, исправлений и дополнений, учитывающих реакцию публики.

И все же европейский мюзикл существует и развивается. Вероятно, он и не должен полностью походить на американский. В сущности, именно самобытность американского мюзикла и привлекла к нему внимание во всем мире. Богатейшие традиции европейского музыкального театра позволяют думать, что в области мюзикла Старый Свет еще не сказал своего последнего слова.

1.5 Трансформация мюзикла в рок-оперу

Рок как самостоятельный жанр уходит корнями в «черный» американский блюз, который появился в 20-30-х годах ХХ столетия. В начале формирования рок-музыки происходила стилевая конкуренция с коммерческим джазом и поп-музыкой 50-х годов. В дальнейшем, в жанре рок-оперы все же используется джаз, поп-музыка, для характеристики образов, преимущественно негативного начала. Или это поручается агрессивным средствам современной композиторской техники, полистилистике. Рок-музыка создается в процессе свободного музицирования и требует от музыкантов виртуозного владения навыками импровизации.

Окончательно жанр рок-оперы сформировался в 60-х годах ХХ века. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock-opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы «The Who». Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F. Sorrow», записанным в 1968 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха. Развитие нового пласта массовой культуры рок-музыки приводит в конце 60-х годов к появлению рок-мюзикла «Волосы» Макдермота и рок-оперы «Иисус-Христос – суперзвезда» Л. Уэббера.

Общий способ сценического существования, на деле роднит мюзикл и рок-оперу, когда любое средство актерской техники, будь то танец, вокальный или пластический номер становится для исполнителя абсолютно органичным в выражении эмоции или мысли. Эти предельно условные, яркие жанры непостижимым образом сочетаются с естественностью перехода от одного средства сценического выражения к другому.

Глава 2. Эволюция отечественного мюзикла от середины ХХ до начала ХХ I века

2.1 История отечественной музыкальной культуры

Исполнение неугодной цензуре музыки запрещалось и прекращалось на длительный срок. Это могло стать причиной исключения из Союза Композиторов, тем самым ограничивая возможность для работы.

Однако, в это же время, в СССР образовалась система общедоступного музыкального образования, взрастившая множество талантливых композиторов и исполнителей. Были открыты десятки музыкальных учебных заведений, а также Московская, Калининградская, Ленинградская и другие филармонии. Советская опера и советский балет высоко ценились в мире.

2.2 История формирования массовой советской песни

Одними из самых ярких примеров массовой песни являются «Наш паровоз», «Молодая гвардия».

В 1925 году появилась группа под названием «Производственный коллектив». Именно в этой группе и возникло понятие массовой песни. Песни коллектива – энергичные, волевые, посвящены борьбе и труду. Источником их вдохновения были гимны революционного времени и гражданской войны. Новые песни молодых композиторов звучали на концертах, праздниках, во время демонстраций. Среди них можно выделить «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», «Песня о героях» и многие другие.

Народ-борец постепенно становится народом-тружеником. Создан образ народа-творца, созидателя, строителя новой жизни. Во многом знаковой стала «Песня о встречном», именно она стала предвестницей появления главного вида массовой песни – молодежного марша, а также во многом повлияла на песню в кино.

2.3 Эволюция русской оперетты, предшественницы мюзикла

Оперетту по праву можно считать предшественницей мюзикла. Она возникла в 19 веке в Европе, а в Америке появилась значительно позже. У этих двух направлений искусства имеется много схожих черт. Так, например, до начала 20-го века мюзикл называли «американской опереттой». Но после того, как в основу стали ложиться местные предпочтения и традиции, мюзикл стал самостоятельным музыкальным жанром искусства.

Оперетта же воспринимается легким, комедийным жанром, в котором музыка – это главная часть спектакля. Еще более легким в восприятии, и менее затратным в плане производства в то время был водевиль, который представлял собой комедийную пьесу с танцами и песенками-куплетами.

Советская оперетта в 30-е годы заняла лидирующую позицию, вытеснив все остальные музыкальные жанры. В то время, классическая опера подверглась критике, как буржуазное искусство, а водевиль просто стал не востребованным. Оперетта выстояла, хотя некоторые ее постановки в Союзе тоже подвергалась нападкам за большое пристрастие к западному стилю. Иностранные либретто оперетт тщательным образом подвергались адаптации, часто даже сочинялись новые вставные куплеты, что-то урезалось, включая и персонажей, создавались новые сюжетные линии.

Таким образом, легкомысленный жанр оперетты оказывается на вершине славы и всеобщей любви. Яркая, с «искрящейся музыкой» оперетта становится лёгким, доступным каждому жанром.

Но в то же время через эту музыку можно было свободно продвигать идеологические посылы, преображённые в весёлую игру. Чем выше становилась «стена» вокруг советского человека, тем ярче и ближе виделась оперетта зрителю. Она весёлая, пёстрая, незамысловатая. своими красками давала иллюзию и надежду на лучшее[3].

Основоположниками советской оперетты начала ХХ века считаются такие композиторы как Н.М. Стрельников и И.О. Дунаевский.

Николай Михайлович Стрельников в разработке своих оперетт следовал в основном традициям венской школы как в музыке, так и в сюжетных линиях, создавая своеобразные мелодрамы-буфф. Среди его работ самая известная оперетта «Холопка» (1929). Не трудно заметить, что по сюжетной линии и музыкальной структуре она близка к написанной тремя годами ранее «Принцессе цирка» И. Кальмана. Исаак Осипович Дунаевский, в отличие от Стрельникова, совершил революцию жанра. Упразднив каноны венской школы, он создал своеобразный национальный вариант отечественного мюзикла, ориентированный в музыке на массовую песню, а в либретто — на идеологические принципы советского времени. Его первые оперетты «И нашим и вашим» (1924), «Карьера премьера» (1925) были близки к водевилю, оперетта «Женихи» (1927), ознаменовала поворот к новой, советской опереточной стилистике. В оперетте «Ножи» (1928) сатирическая линия была дополнена лирической и изображением новых положительных героев. На этих принципах построены самые известные оперетты Дунаевского — «Золотая долина» (1937), «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955). Многочисленные кинокомедии с музыкой Дунаевского стали по существу кинооперетами созданные в той же стилистике.

Использование массовой песни в жанре оперетты стало одним из важнейших выразительных средств музыкальной драматургии. Эмоциональность, юмор, зрелищность, прекрасная музыка сделали советскую оперетту одним из самых популярных жанров музыкального искусства[4].

2.4 Рождение отечественного киномюзикла

Первый отечественный звуковой художественный фильм «Путёвка в жизнь» режиссёра Николая Экка вышел на экраны в 1931 году. И с этого времени звуковое кино активно набирает обороты. Исходя из этого можно предположить, что когда-то на советском экране все-таки появятся представители музыкального театра.

Однако для этого нужен был человек, который сумел бы возродить мюзикл в СССР и знал, как это сделать. Им стал режиссер Григорий Александров. Умный, чувствующий, что нужно зрителю, понимающий время человек, знал, как грамотно перенести черты иностранного шоу в закрытый Союз. Будучи в Германии, его команда увидела киномюзикл «Солнечный мальчик». По восторженным отзывам этот музыкальный фильм, имел огромный успех у публики, не столько потому, что герой очень хорошо пел, а потому, что он вообще пел. Сам звук производил волнующее, возбуждающее впечатление на зрителя.

Так же режиссер Григорий Александров вместе с коллегой Сергеем Эйзенштейном посещали Соединенные Штаты Америки для того, чтобы набраться опыта в создании звукового кино у зарубежных коллег. Первым советским фильмом-мюзиклом можно считать киноленту «Веселые ребята» 1934 года с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой в главных ролях. Режиссёр Александров экранизировал историю о пастухе-музыканте Косте Потехине, который становится дирижером джазового оркестра. Песни из фильма стали невероятно популярными, и часто транслировались на радио.

Вторым важным режиссером музыкальных фильмов в СССР после Александрова был Иван Пырьев. Который в основном снимал кино про жизнь трудового народа в колхозах, например, такие ленты «Трактористы» и «Кубанские казаки» являются ярким примером его творчества. Главные хореографические и песенные номера в его фильмах в первую очередь связаны с неприхотливым бытом и работой героев фильма[6].

Довольно часто песни и мелодии доходили до слушателя, приобретали популярность через записи (саундтреки англ.) к популярным фильмам. Такими сочинениями были увлечены и «серьёзные» композиторы: например, Сергей Прокофьев писал музыку к историческим эпосам Сергея Эйзенштейна. В 30е-40-е года особой популярностью пользовались песни и оркестровая музыка Исаака Дунаевского. Он работал в различных жанрах: от помпезных маршей до модного джаза. Позже, во второй половине ХХ в. появилось новое поколение кинокомпозиторов: В. Дашкевич («Шерлок Холмс»), М. Таривердиев («Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»), А. Рыбников («Юнона и Авось»), М. Дунаевский, («Ах, водевиль, водевиль», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Гардемарины, вперед!»), А. Зацепин («Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию») и другие.

Плодотворное сотрудничество композиторов с выдающимся деятелями театра и кино позволило создать непревзойденные шедевры музыкального искусства. Благодаря чему произошло второе рождение мюзикла на отечественной сцене. Этот опыт позволил не только расширить музыкальные горизонты, но и создать музыку, связанную с разными жанрами кино.

Глава 3. Становление мюзикла и рок оперы на отечественной сцене

3.1 Разновидности жанровых направлений мюзикла и рок-оперы

В целом, общий диапазон постановок музыкальных спектаклей колебался между социальной публицистикой и лирической музыкальной комедией-опереттой.

Появление отечественной рок-оперы в 70-80-е годы ХХ века позиционирует протестный характер. К этому весьма недвусмысленно призывают фрагменты текстов «Юноны и Авось» А. Рыбникова, «Фламандской легенды» Гринблата. Принцип многочисленных «поли-», в целом, является для отечественного мюзикла и рок-оперы одним из основополагающих, действует на всех ее уровнях, позволяет говорить о полисюжетности, полидраматургии, полижанровости, полистилистичности.

Отечественный мюзикл и рок-опера образно разделены на четыре основных разновидности:

Первая «театральная» – возникла в условиях драматического театра в последствии и в кино. В результате внедрения музыкального компонента, образующего собственный, относительно самостоятельный и последовательно симфонизированный процесс.

Вторая «концертная» – появилась при театрализации концертного шоу с чертами ревю («Стадион» А. Градского или концерта бардов дуэт «Иваси» А. Иванова и Г. Васильева.)

Третья «собственно, оригинальные проекты» в варианте мюзикла и рок-оперы, по которому идут в своем творчестве А. Журбин, А. Рыбников, Р. Гринблат, В. Дашкевич, Э. Артемьев.

Четвертая «продюсерский проект», где главенствуют продюсер и режиссер-постановщик, а автор отодвигается на второй план, характерен для рубежа ХХ-ХХI веков.

Помимо названных категорий русский рок, имеет традиции советской эстрадной массовой песни, а еще − авторской песни с образцами яркой поэзии.

3.2 Театр музыки и драмы: современный многогранный театр

Особый вклад в становлении отечественной рок музыки внес известный композитор, музыкант, продюсер, художественный руководитель «Театра музыки и драмы» в Москве Анастас Микоян, более известный под сценическим псевдонимом Стас Намин. Один из основателей отечественной рок-музыки и шоу-бизнеса. Создатель многих социальных новаторских проектов.

Имя Стаса Намина стало известно в стране в начале 70-х, когда на фирме «Мелодия» вышла первая гибкая пластинка группы «Цветы». За свою полувековую историю группа продала более 60 млн пластинок, при этом была запрещена в центральных СМИ и не признавалась властями вплоть до перестройки. На песнях Намина и его группы «Цветы» («Звездочка», «Рано прощаться», «Летний вечер», «Юрмала») выросло несколько поколений, а его хит «Мы желаем счастья вам!» уже около сорока лет является любимой песней страны. «Цветы» первыми в СССР внесли в музыку драйв рока. Популярность этой группы била рекорды. Достаточно быстро группа «Цветы» столкнулась с цензурой худсоветов, группа распалась, ее название было запрещено. И только в 1977 году коллектив вернулся под другим именем — «Группа Стаса Намина».

После Олимпиады 1980 года, группе удалось выпустить пластинку «Гимн Солнцу», Стас Намин тогда организовал в Ереване рок-фестиваль, который достаточно высоко оценили даже за рубежом. Но волна успеха только обострила конфликт с действующей властью. После выступления на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1985 году группу обвинили в «антисоветской деятельности». Не смотря на востребованность среди слушателей, музыкантам негде было даже репетировать.

Тогда композитор решает поменять профессию и поступает на режиссерские курсы. Его педагогами были Александр Митта, Лев Гумилев, Анатолий Васильев и другие.

В 1989 году Стас Намин организовал в «Лужниках» международный музыкальный фестиваль, на котором выступили Оззи Осборн, Bon Jovi, Scorpions, Mötley Crüe, а также «Парк Горького», «Бригада С» и другие. Кстати, вокалист Scorpions Клаус Майне написал свою знаменитую Wind of Change под впечатлением от атмосферы творческой свободы в Центре Стаса Намина в Парке Горького.

Когда художественный руководитель говорит о своем театре, то он подчеркивает, что это театр музыки и драмы, и эти два понятия здесь одинаково важны. История театра начинается в сентябре 1999 года, когда Намин впервые в России поставил всемирно известные рок-мюзикл « Волосы » и знаменитую рок-оперу « Иисус Христос суперзвезда». Для него было очень важно поставить оба спектакля в том стиле и духе, которые были задуманы авторами.

В августе 1999 года Стас Намин оказался в Лос-Анджелесе, на премьере одного из голливудских театров. Постановка психоделического мюзикла «Волосы» производит на него сильное впечатление. Это совершенно другой театральный мир, другая культура. Намина посещает мысль создать что-то подобное в Москве. Американцев тоже заинтересовало предложение, и было принято решение о том, что продюсер и несколько актеров американской труппы приедут в Москву и помогут создать спектакль.

Репетировать в России «Волосы» начали в октябре, премьера состоялась уже в ноябре. После данный музыкальный спектакль показали на гастролях в США. Правообладатели назвали труппу Театра Стаса Намина одной из пяти лучших трупп мира, которые играют этот мюзикл.

В настоящее время в театре Стаса Намина ставятся постановки практически во всех жанрах. Актерский состав труппы универсальный, абсолютно все актеры одинаково профессионально играют, поют и танцуют.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что почти до конца ХХ века такие жанры как, мюзикл и рок-опера имеют только два основных места зарождения – Лондон и Нью-Йорк. Получив широкую известность, они стали активно популяризироваться на территории всей Европы и России.

Как известно, ничего нового не может появиться без опоры на что-то уже существующее. Так, перед возникновением мюзикла и рок-оперы, существовали жанры-предшественники, они были похожи по настроению и воспроизведению на сцене. Это были уже проверенные временем жанры: водевиль, опера-буфа, бурлеск, оперетта и др. Именно они стали трамплином к образованию такого жанра как мюзикл, а далее произошла трансформация в более сложный жанр – рок-опера.

Мюзикл и рок-опера объединяют в себе несколько направлений музыкально-театрального искусства, такие как музыка, театр, хореография и даже отдельные части цирковых представлений.

Европейская публика встретила новое музыкальное веяние с восторгом, сразу же появились постановки заокеанских коллег. Но свои мюзиклы европейские композиторы и театральные режиссёры создавать не торопились, придерживаясь уже знакомым традициям классической Венской школы.

Но не обошлось без потерь. Исчезла неповторимость каждого театрального спектакля, ушел живой звук, началось тиражирование готовой продукции. То, что началось в кино (механическое изготовление копий), сегодня пришло и в театр: «Нотр-Дам де Пари», «Кошки», «Призрак оперы», другие мюзиклы на многочисленных сценах Западной и Восточной Европы – это не различные интерпретации произведения, а лишь клонирование оригинальной постановки.

Что касается отечественного мюзикла, то его история отсчитывается от премьеры рок-оперы Александра Журбина «Орфей и Эвридика» (1975).

В современных условиях социокультурного общества рок-опера не только не исчерпала свои потенциальные возможности как синтетические полижанровое сочинение, но и, безусловно, имеет огромные перспективы для своего дальнейшего развития.

У истоков своего создания мюзикл считался жанром легким, с бытовым сюжетом, предназначенный для отдыха и развлечений. Сегодня он становится более многогранным, обращаясь к высокой литературе и поднимаясь до трагических и духовных сюжетов («Кандид» Леонарда Бернстайна по философской повести Вольтера, его же «Вестсайдская история» по «Ромео и Джульетте» Шекспира, «Иисус Христос – суперзвезда» Уэббера) [9].

На протяжении ХХ – ХХ I века жанры мюзикл и рок-опера, перевоплощались, осваивая многие стили популярной музыки и элементы классики, тем самым вновь и вновь возрождая интерес слушателя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *