назовите какие темы отсутствуют в лирике фета

ЕГЭ. Литература. Особенности поэзии А.А.Фета (1820-1892) Материал к заданию №16

назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Смотреть фото назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Смотреть картинку назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Картинка про назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Фото назовите какие темы отсутствуют в лирике фета

Стихи А.Фета, которые можно использовать в качестве аргументов в задании № 16.

Названия стиховОбщая тематика
«Это утро, радость эта…»,

«Шёпот, робкое дыханье…»,

«Ещё майская ночь.»Стихи о природе.

Красота природы. Поэт почти с трепетом писал о ней, восхищаясь красотой. Он рассматривал мельчайшие детали явлений, пытаясь уловить все её моменты. Читатель словно видит картины природы, вдыхает аромат цветов и трав, слышит пение птиц, шорох листьев, журчание ручья.

Поэт часто в стихах не употреблял глаголы, а словно создавал штрихи, мазки к портрету природы, словно живописец. Он умел уловить неуловимое.«Шёпот, робкое дыханье…»

«Я пришёл к тебе с приветом…»

«Заря прощается с землёю»,

«Учись у них- у дуба, у берёзы…»,

«Это утро, радость эта…»Стихи о природе.

Показывая красоту природы, поэт подчёркивал и красоту души человека, его способность любить, испытывать сложнейшие чувства, понимать природу, восхищаться её красотой.«Одним толчком согнать ладью живую…»,

«Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук…»,

«Муза»Тема поэта и поэзии.

Поэзия должна украшать жизнь, воспитывать в человеке лучшие качества.

Поэт может создать свои творения, поднявшись мысленно над земными проблемами, только тогда он может ощутить истинную свободу. Только поэт способен увидеть тончайшие оттенки красоты природы, передать чувства человека — этим и ценна его поэзия.

Муза поэта призывает его описывать надежду, вселять в душу человека уверенность, что он будет счастлив. Не для описания страданий существует поэзия.«Сияла ночь…»,

«Шёпот, робкое дыханье…».

«На заре ты её не буди»,Тема любви

Поэт воспевал любовь как самое прекрасное чувство. Все моменты любви — от её робкого зарождения до всплеска чувств описывал он в своих стихах.

Однако в жизни поэта произошла трагедия — погибла его любимая Мария Лазич, поэтому многие стихи о любви грустны и даже трагичны. В них он пишет о смерти, которая облегчает страдания, приносит успокоение души.«Огонь мирозданья».

«Одним толчком согнать ладью живую…»Философская лирика.

Поэт размышляет о жизни и смерти, о быстротечности жизни.

Поэт стремится вырваться из обыденной жизни, надеется, что в жизни будут ещё счастливые моменты. Никогда не поздно начать жизнь сначала.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Лирика А.А. Фета. Особенности творческого пути

Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни — погружение в мир красоты. Именно красота — главный мотив и идея творчества великого русского лирика.

В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892). Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, первозданной свежести и благоухания. Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни — погружение в мир красоты. Именно красота — главный мотив и идея творчества великого русского лирика. Красота, явленная в поэзии Фета, — стержень бытия и мира. Тайны красоты, язык ее созвучий, ее многоликий образ и стремится воплотить поэт в своих творениях. Поэзия — храм искусства, а поэт — жрец этого храма.

Особенности тематики поэзии А. Фета

Основные темы поэзии Фета — природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. В 1843 году появилось стихотворение Фета, которое по праву можно назвать его поэтическим манифестом:

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

Три поэтических предмета — природа, любовь и песня — тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес проснулся», «солнце встало. затрепетало». И поэт полон жажды любви и творчества.

Импрессионизм в лирике А. Фета

Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление называется импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства.

Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут.

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье. » быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных точках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник — смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.

Музыкальность поэзии А. Фета

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. » напоминает пушкинское «Я помню чудное мгновенье. »:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Это стихотворение навеяно пением Т. А. Кузьминской (сестры Софьи Андреевны Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях.

Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант. » Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень мелодичны, недаром целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни» Фет назвал «Мелодии». Воспевая красоту, Фет стремится «усилить бой бестрепетных сердец». В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую. » поэт так говорит о призвании «избранника»:

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов…

Особенности творческого пути

И Фет я только средь поющих…

Лирика

В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: тёртый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый, буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет), певец красоты и любви.

Незаконнорожденный сын мелкого немецкого чиновника, он лишился при этом статуса дворянского сына. Он пытался «выслужить» дворянство, но 13 лет армейской и гвардейской лямки ничего не дали. Тогда он женился по расчету на старой и богатой помещице, стал жестоким и прижимистым сельским хозяином- эксплуататором. Революционерам и даже либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичь желаемого дворянства, долго и громко демонстрировал свои верноподданнические чувства. И только когда Фету было уже 53 года, Александр II изложил благоприятную резолюцию на его прошение. Доходило до смешного: если тридцатилетний Пушкин считал оскорблением пожалование ему царем камер-юнкерского звания (это придворный чин, обычно даваемый молодым людям до 20 лет), то этот русский лирик специально выхлопотал себе камер-юнкерство уже в 70 лет? И при этом Фет писал божественные стихи. Вот стихотворение 1888 года: «Полуразрушенный, полужилец могилы, О таинствах любви зачем ты нам поешь? Зачем, куда тебя домчать не могут силы, Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь? Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь. В напевах старческих твой юный дух живет. Цыганка старая одна еще поет.»

То есть буквально два человека жили в не самой приятной на вид, оболочке. Но какая сила чувства, мощь поэзии, какое страстное, юношеское отношение к красоте, к любви! Поэзия Фета недолго имела успех у современников в 40-е годы, а в 70 – 80-х годах это был успех весьма камерный, отнюдь не массовый. Но массам Фет был знаком, хотя они не всегда знали, что популярные романсы, которые они распевают (в том числе и цыганские) — на слова Фета. «О, долго буду я в молчаньи ночи тайной», «Какое счастие! и ночь и мы одни», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Давно в любви отрады мало», «В дымке-невидимке» и, конечно, «Я тебе ничего не скажу» и «На заре ты ее не буди» — вот лишь немногие стихотворения Фета, положенные на музыку разными композиторами. Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская любовь — вот и вся тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет в этих узких пределах. Вот стихотворение 1883 года:

«Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый,
Влево бегущий пробор»

Это своеобразная онтология (философское учение о бытии) Фета, хотя философской его лирику назвать трудно. Мир поэта очень узкий, но какой же прекрасный, полный изящества. Грязь жизни, проза и зло жизни не проникали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом? Видимо, да, если видеть в поэзии искусство по преимуществу. Красота и должна быть главным в ней. Гениальна лирика природы Фета: «Я пришел к тебе с приветом», «Шепот. Робкое дыханье», «Какая грусть! Конец аллеи», «Это утро, радость эта», «Жду я, тревогой объят» и множество других лирических миниатюр. Они разнообразны, непохожи, каждая являет собой неповторимый шедевр. Но есть общее: во всех них Фет утверждает единство, тождество жизни природы и жизни человеческой души.

В своей лирике природы Фет выступает как антинигилист: если для тургеневского Базарова «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», то для Фета природа — единственно храм, храм и фон прежде всего любви, роскошная декорация для тончайших сюжетных изгибов любовного чувства, а во-вторых, храм для вдохновения, умиления и молитвы красоте. Если любовь для Пушкина была проявлением высшей полноты жизни, то для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. Эту мысль он утверждает в своих стихах с такой силой, что заставляет усомниться, не язычник ли он. У него и сама природа любит — не вместе, а вместо человека («В дымке-невидимке»). В то же время вполне в христианском духе Фет считает человеческую душу частицей небесного огня, божьей искрой («Не тем, господь, могуч, непостижим»), ниспосланной человеку для откровений, дерзаний, вдохновения («Ласточки», «Учись у них — у дуба, у березы»).

Удивительны поздние стихи Фета, 80 – 90-х годов. Дряхлый старик в жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли которого об одном — о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости («Нет, я не изменил», «Моего тот безумства желал», «Люби меня! Как только твой покорный», «Еще люблю, еще томлюсь»).

Разберем стихотворение «Я тебе ничего не скажу», датированное 2 сентября 1885 года. В нем выражена часто встречающаяся у романтиков мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства. Поэтому любовное свидание, как всегда, в окружении роскошной природы, (открывается молчанием: «Я тебе ничего не скажу. «). Романтики не доверяли языку слов как средству выражения души человека, тем более поэта. Впрочем, назвать Фета романтиком затруднительно: очень уж он «земной».Тем не менее, уделом героя стихотворения остается «молча твердить» слова любовного признания. И этот оксюморон (сочетание контрастных по смыслу слов) становится главным словесно-художественным образом стихотворения. Но все-таки, почему он молчит? Какая мотивировка дается этому? Вторая строка уточняет: «Я тебя не встревожу ничуть». Да, как свидетельствуют другие стихотворения, его любовь может и встревожить, взволновать девственную душу его избранницы своими «томленьями» и даже «содроганьями».

Есть и другое объяснение, оно в последней строке второй строфы: его «сердце цветет», подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. Вот тождество человеческой души и природы, выраженное, как и во многих других произведениях Фета, с помощью особого художественного приема, называемого психологическим параллелизмом. К тому же грудь, т. е. вместилище эмоционально-духовного начала, героя «больная, усталая» (первая строка третьей, последней строфы). «Я дрожу» — от ночного ли холодка или от каких-то внутренних душевных причин. И поэтому конец стихотворения зеркально повторяет начало: «Я тебя не встревожу ничуть, / Я тебе ничего не скажу». Трехстопный анапест стихотворения звучит напевно: «Я тебе ничего не скажу», — неоднократно вдохновляло многих композиторов. Стихотворение привлекает тонкостью и изяществом выраженных в нем чувств и естественностью, негромкой простотой их словесного выражения.

назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Смотреть фото назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Смотреть картинку назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Картинка про назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Фото назовите какие темы отсутствуют в лирике фета04.10.2016, 36203 просмотра.

Источник

назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Смотреть фото назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Смотреть картинку назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Картинка про назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Фото назовите какие темы отсутствуют в лирике фета

Лирика Фета, основные темы и мотивы

Афанасия Фета всегда волновали проблемы страны, поэтому эти вопросы он поднимал в своей прозе, публицистических работах и мемуарах. В публицистике его гневные тирады обличали реальность существующего мира. Однако когда речь заходила о стихотворениях, о поэзии, то здесь все сразу менялось.

Особенности и своеобразие лирики Фета

По мнению поэта, лирика должна быть прекрасна и ее нельзя связывать с обыденностью жизни и проблемами. Лирика должна быть подобна музыке. Она должна воспевать красоту окружающего мира, возносить чувства прекрасного. Строки лирических стихотворений должны быть отдалены от политической грязи и грубости. Миссией поэзии должна быть служба красоте и всему прекрасному. В этом и заключалась особенность и своеобразие лирики Фета.

назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Смотреть фото назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Смотреть картинку назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Картинка про назовите какие темы отсутствуют в лирике фета. Фото назовите какие темы отсутствуют в лирике фета

Темы и мотивы лирики Фета

Когда мы читаем стихотворения Фета, то ощущаем наслаждение от счастья и умиротворение. Фет стал поистине мастером лирического пейзажа, отражая в нем человеческие чувства и раскрывая основные темы и мотивы, волнующие писателя. В своих стихах писатель воспевал природу, любовь, человеческое счастье и вечность. При этом вся его поэзия романтична. Однако в лирике Фета романтика не небесная, она вполне земная и постижимая.

Давайте остановимся на основных лирических направлениях поэзии Фета по отдельности.

Любовная лирика Фета

Мне очень нравится поэзия Фета. С особенным удовольствием я читаю стихи любовной тематики, а их у писателя множество. В его стихах любовь изображена во всех ее ракурсах и в разных оттенках. Здесь мы видим счастливую любовь, но вместе с тем, автор показывает, что это прекрасное чувство может нести в себе не только радость, но и страдания с муками переживаний. Так оно в действительности и есть. Ведь любовь может быть ответной и безответной. Любовь может быть искренней, а может быть наигранной. Чувствами могут как играть, так и отвечать взаимностью.

Цикл, посвященный Марии Лазич, можно назвать шедевром любовной лирики, где каждый раз оживал родной женский образ. И даже спустя сорок лет, он все помнил ту женщину, которую потерял, и посвящал ей стихотворения. Может поэтому его стихи о любви — это не только любование и восхищение красотой, но и трагедийные переживания.

Знакомясь с любовной тематикой Фета, мы понимаем, насколько необыкновенной может быть любовь, которая творит чудеса.

Природа в лирике Фета

Кроме любовной лирики, поэт посвящает свои стихи теме природы. Когда я читаю стихи, посвященные поэтом природе, то создается впечатление что я рассматриваю картину. Мы не просто видим красивый пейзаж, а слышим окружающие его звуки. Все оживает, ведь автор наделяет природу человеческими образами. Поэтому у Фета рыдает трава, просыпается лес, овдовела лазурь. Фет был истинным певцом природы, благодаря которому мы видим всю красоту окружающего мира с его красками, звуками и настроением.

Философская лирика Фета

Будучи певцом любви и певцом природы, Фет не мог пройти мимо философских размышлений, ведь вопросы бытия волновали абсолютно всех. Поэтому и у Афанасия Фета имеется философская лирика, которая в основном формировалась под влиянием философии Шопенгауэра. Именно над его трудами писатель работал с переводами. Философские статьи Шопенгауэра были интересны Фету и он старался их не только переосмыслить, но и использовал в своих стихотворениях. Так, анализируя философскую лирику, мы видим размышления поэта о вечности, о мудрости бытия. Затрагивает Фет и вопросы свободы творчества, размышляет о тщетности человеческой суеты, о бедности познания человеком окружающей действительности, о низости обыденной жизни. И это только небольшой список философских рассуждений, которые автор раскрывает в своих стихотворениях, что относятся к философской лирике Фета.

Человек в лирике Фета

Изучив творчество поэта, мы с уверенностью можем сказать, что в основе его работ лежит особенная философия, где автор желает передать читателям как незримые, так и зримые связи человека и природы. По этим причинам, затрагивая тему природы, поэт пытается передать и многие оттенки человеческих переживаний, передать состояние и эмоции лирического героя. Взять бы знаменитое безглагольное стихотворение Шепот робкое дыхание, где состояние человека параллельно состоянию природы. Автор пишет о жизни сердца и тут же вспоминает жизнь природы.

Если говорить о лирическом герое творений Фета, то это человек, что живет в гармоничном мире, который соткан из природы. Это герой, который не хочет знать страданий, не желает видеть социальное зло. У него одно стремление — слияние с запредельным. Ведь только так он сможет ощутить настоящее чувство свободы. Наивысшим счастьем для лирического героя поэта является полное слияние с природой.

Как по мне, то наследие Фета бесценно, и мы должны быть благодарны человеку, который смог открыть читателю мир любви, философии, мир человеческих чувств. Главное — он обнажил красоту природы и мира в целом.

Источник

Конспект урока по теме «Лирика А.Фета. Основные темы поэзии. Особенности художественного мира».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект занятия по теме «Лирика А.Фета. Основные темы поэзии. Особенности художественного мира».

формирование личностного отношения к проблеме,

воспитание гуманности и толерантности студентов по отношению друг к другу;

воспитание эстетических взглядов;

воспитание уверенности в себе во время чтения стихотворения наизусть и ответах на вопросы;

воспитание любви к прекрасному, к красоте природы, женщины, любви у Родине.

развитие памяти при заучивании стихотворения наизусть;

развитие аналитико-синтезирующего мышления при анализе стихотворения;

развитие связной речи при ответах на вопросы, при анализе стихотворений;

развитие умения слушать, конспектировать в ходе лекции,

развитие умения искать и выделять необходимую информацию при анализе стихотворения и просмотре видеофильма,

развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения,

развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи,

развитие способности к смысловому чтению,

развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение,

развитие умения сотрудничать в паре.

сформировать представление об основных темах лирики и особенностях поэтики А. Фета;

научить выявлять черты поэтики при анализе стихотворений;

способствовать овладению техникой анализа стихотворений.

Форма проведения урока: урок изучения нового материала (комбинированный).

Инструментарий учителя: презентация, тексты стихотворений А.Фета, демонстрация презентации, видеофильма, видеоклипа, беседа, фронтальный опрос, составление учащимися авторского текста в жанре синквейна, индивидуальная работа, работа с дидактическим материалом.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, дидактические материалы для каждого студента:поурочные листы, стихотворение А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…», план написания синквейна.

Методы и приемы работы

Кол-во времени, затрач. на данн. этап

Готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей

Подготовка к уроку

2.Вступительное слово учителя. Актуализация ранее изученного материала, установление связи с новой темой.

Выяснить, в чем драматизм судьбы А.А.Фета.

Беседа, индивидуаль-ный ответ, слово учителя

В чём связь картин французских художников 19 века с творчеством А.Фета?

Отсроченная отгадка, беседа.

4.Формулирование темы и целей урока.

Выяснить, какова тема урока, каковы цели урока.

5.Изучение новой темы (решение поставленных задач).

Выяснить, каковы основные темы лирики Фета, определить темы стихотворений, представленных в дидактических материалах. Выявить основные черты поэтического мира Фета в ходе анализа стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…»

Запись в тетрадях, работа в парах, заполнение кластера,выразительное чтение стихотворения (наизусть),беседа, просмотр видеофильма, слово учителя

6. Подведение итогов работы (рефлексия)

Выяснить, достигли ли на уроке поставленных целей. Обобщить, каковы основные темы лирики Фета и основные черты его художественного мира.

Беседа,индивидуальный ответ, написание синквейна, просмотр видеоклипа

7. Домашнее задание

1)выучить наизусть стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье. », 2)сделать иллюстрацию к одному из стихотворений А.Фета (на дополнительную оценку).

Слово учителя, запись в тетрадях

2.Вступительное слово учителя. Актуализация ранее изученного.

— На прошлом уроке мы с вами познакомились с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета. Афанасий Фет оставил для нас чудесное поэтическое наследство. Но прежде чем говорить о лирике поэта, давайте вспомним, в чём драматизм судьбы А.А.Фета, какие события из жизни поэта наложили отпечаток на его личность, судьбу, психику и образ мыслей. (На творчество Фета повлияли такие факты его биографии, как происхождение и трагическая любовь к Марии Лазич).

3.Мотивирующий этап (приём- отсроченная отгадка).

-Ну а теперь самое время обратиться к творчеству А.Фета.

Попробуйте отгадать загадку.

Перед вами на слайдах представлены репродукции картин французских художников 19 века. Подумайте, как творчество этих художников и их картины связаны с лирикой А.Фета? (показ слайдов)

— Как вы думаете, как творчество этих художников и их картины связаны с лирикой А.Фета?

На сегодняшнем уроке мы разгадаем эту загадку.

4.Формулирование темы и целей урока.

— А сейчас попробуйте сформулировать тему нашего занятия. О чём, как вы думаете, мы будем сегодня говорить? (тема урока- «Лирика А.Фета. Основные темы поэзии. Особенности художественного мира»)

-Запишите тему в тетради .(показ слайда)

— Определите цели урока

узнать об основных темах лирики и особенностях поэтики А. Фета;

научиться выявлять черты поэтики при анализе стихотворений;

научиться владеть техникой анализа стихотворений. )(показ слайда)

5.Изучение новой темы (решение поставленных задач).

-Как вам известно, современником Фета был Ф.И.Тютчев. Скажите, проповедником какой теории в поэзии он был? ( Тютчев был проповедником поэзии «чистого искусства»).

— Какие темы лирики характерны для творчества поэтов «чистого искусства»? (природа, любовь, искусство).

-Каких тем поэты чистого искусства не должны были касаться? (не поднимались социальные проблемы, проблемы современности, гражданские мотивы)

— Так вот главным представителем поэзии «чистого искусства» был А.Фет. Запишите в тетрадях: « А.Фет – главный представитель поэзии «чистого искусства». (показ слайда)

-Каковы основные темы лирики Фета? (основные темы его лирики – это природа, любовь и искусство).

Возьмите поурочный лист, на котором вы видите задание № 1, в нём представлено несколько стихотворений поэта. Прочитайте их самостоятельно и попробуйте оформить в виде кластера схему «Темы лирики Фета» с примерами стихотворений. Откройте целый разворот в своей тетради и чертите кластер на двух страницах. Поработайте над этим заданием в парах. На эту работу вам даётся 5 минут.

-Проверяем. (показ слайдов)

2)тема любви (« Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», « На заре ты ее не буди…», «Только встречу улыбку твою…», « Снова слышу голос твой…», « Я пришел к тебе с приветом…»)

3)тема искусства (« Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», « Одним толчком согнать ладью живую…», «Как беден наш язык! — Хочу и не могу…»))

— В результате у вас должен получиться такой кластер. (показ кластера)

Анализ этого стихотворения поможет нам выделить основные черты лирики А.Фета.

Давайте запишем заголовок : «Основные черты лирики А.Фета».

Послушайте стихотворение «Шёпот,робкое дыханье…» в исполнении…(читает студент) и подумайте, какова его тема.

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

-Скажите, пожалуйста, какой теме посвящено стихотворение?

(Учащийся: теме любви).

-Докажите, что в стихотворении раскрывается тема любви.

(Учащийся: здесь мы видим такие слова и словосочетания, как «шёпот, робкое дыханье», «ряд волшебных изменений милого лица», «лобзания», «слёзы», «отблеск янтаря»).

-Какую картину рисует автор?

(Учащийся: автор рисует картину любовного свидания).

-Где происходит встреча двух возлюбленных?

(Учащийся: на лоне природы.)

(Учащийся: здесь возникают такие природные образы, как «трели соловья», «серебро и колыханье сонного ручья», «свет ночной, ночные тени», «в дымных тучках пурпур розы», «заря».)

-Да, стихотворение посвящено теме любви, однако автобиографичным его не назовёшь. Оно не связано ни с каким определённым событием из жизни А.Фета. Вообще, в лирике поэта нет прямой автобиографичности. Это и есть первая черта его поэзии. Запишем в тетрадях под цифой 1: «Отсутствие прямой автобиографичности». (показ слайда)

— Какую картину поэт рисует в первом четверостишии (картину вечерней встречи двух влюбленных)

— Какая картина предстаёт перед нами во втором четверостишии ?(вечер сменяется ночью, поэт передаёт впечатления от ночного свидания влюблённых)

— Что рисует Фет в третьем четверостишии? (утро, слёзы счастья и расставания)

Посмотрим на синтаксис этого стихотворения. Он необычен. Но, чтобы выяснить, в чём нетрадиционность в построении предложений этого стихотворения, необходимо решить, какие части речи в нём преобладают.

-Посчитайте, сколько в нём существительных. (23).

Назовите их .(показ слайда)

-Посчитайте, сколько в стихотворении прилагательных (7).

-Перечислите их (показ слайда).

-Есть ли в стихотворении глаголы? (нет)

-Сделайте вывод, какого вида предложения здесь представлены, если главными членами предложения являются одни подлежащие. Ведь вам известны виды односоставных предложений с главным членом-сказуемым и главным членом-подлежащим (показ слайда).

(Учащийся: стихотворение состоит из одних назывных предложений.)

-Действительно, без единого глагола, только короткими назывными предложениями передано напряжённое лирическое переживание.

( шепот, дыханье, трели соловья, ручей, ночные тени, ночной свет, изменения лица, роза, лобзания, слезы, заря).

а словами развивается и основная тема стихотворения: чувство любви, чувство тончайшее, словами не выразимое, невыразимо сильное. Так о любви до Фета еще никто не писал.

-Запишем вторую черту лирики Фета : ассоциативность (показ слайда)

-Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихотворении «Шепот, робкое дыханье. », иногда называют импрессионистской. Такое название происходит от художественного направления в искусстве живописи, которое называется «импрессионизм».

Что такое импрессионизм?

( Импрессионизм (от.фр.- «впечатление») как художественное направление возник впервые в искусстве живописи, во Франции в конце 1860-х годов)

Какова история происхождения названия этого художественного направления? ( Название произошло от картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»).

-Назовите представителей импрессионизма в живописи (Его представителями были художники Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо, Фредерик Базиль).

— В чём особенности живописной манеры художников-импрессионистов? (Представители импрессионизма стремились естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления, особое внимание отдавалось тому, чтобы передать свет и цвет. Картины представляли лишь позитивные моменты жизни, не затрагивали социальные проблемы).

-В чем выражается импрессионизм в стихотворении А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…»?

(Учащийся: поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в любви, а воспроизводит лишь самые значимые мгновения этого чувства, впечатления от него.)

-Какие это впечатления? (шёпот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье ручья, свет ночной, ночные тени, ряд изменений милого лица, дымные тучки, пурпур розы, отблеск янтаря, лобзания, слёзы, заря)

Это стихотворение Фета сравнивают с картинами импрессиониста Поля Синьяка :(показ слайдов) написанные лёгкими мазками, даже точками («Гавань в Марселе», «Сосна»), они создают самые различные ощущения, связанные с законом оптического восприятия. Соединяя световые лучи, зритель сам синтезирует нужный цвет. Примерно то же происходит при чтении стихотворения Фета.

-Что ещё связывает Фета с живописью импрессионистов ?( воспевание красоты, только позитивных моментов жизни, Фет на затрагивает социальных проблем, стремление передать мир в его подвижности и изменчивости).

-Вспомним загадку, которая была представлена вашему вниманию в начале урока, где вы видели картины французских художников 19 века. (показ слайдов). В чём заключается их связь с творчеством Фета? (это картины художников-импрессионистов, живописную манеру которых использует и Фет в своей лирике)

-Запишем третью особенность лирики Фета- импрессионистичность (передача впечатлений от картин природы или от переживаемых чувств) (показ слайда )

-Какими звуками наполнено стихотворение?

( шепот, дыханье, трели, колыханье, лобзания.)

братим внимание, что в озвучивании предметов и явлений окружающего мира главное место занимает песенное начало, мелодия (трель). Поэтому не зря говорят о музыкальности фетовского стиха. Не зря существует романс Н.К. Метнера «Шепот, робкое дыханье. » на слова этого стихотворения. Вообще, на слова многих стихотворений Фета написаны романсы («Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты её не буди…», «Только встречу улыбку твою…», «Снова слышу голос твой…», «Какая ночь! Вокруг такая нега…» и др.) (показ слайда)

— Запишем четвёртую черту лирики Фета – музыкальность. (показ слайда)

-Часто в своих стихотворениях Фет использует звукопись.

-Что такое звукопись?

-Звукопись представлена двумя приёмами: (показ слайдов)

А) ассонанс — повтор гласных звуков, чаще всего ударных;

Найдите аллитерацию в стихотворении. Какие звуки часто повторяются?

В каких словах? («робкое», «трели соловья», «серебро и колыханье ручья»).

-Какую картину рисует поэт, повторяя эти звуки? (передается картина льющейся воды в ручье, пение соловья).

Пятая черта поэзии Фета использование звукописи. Запишем её . (показ слайда)

Поработаем с художественными тропами, которые встречаются в этом стихотворении. Найдите эпитеты .( робкое дыханье, сонный ручей, волшебные изменения, милое лицо, дымные тучки и др.) (показ слайда)

Фет использует метафоры, найдите их (серебро ручья)

-Итак, последняя черта лирики Фета широкое использование метафор и эпитетов.Запишем эту черту. (показ слайда)

Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья. В этом мы убедились, проанализировав стихотворение Фета и познакомившись с другими его стихотворениями.

6.Подведение итогов работы (рефлексия).

-Итак, сегодня на уроке мы познакомились с творчеством А. Фета . Достигли ли мы целей, которые ставили в начале занятия?

-Назовите основные темы лирики Фета. (называют)

-Какие характерные черты лирики Фета мы обозначили?

( основные черты поэтики Фета:отсутствие прямой автобиографичности,импрессионистичность, музыкальность, ассоциативность, метафоричность, использование эпитетов, использование звукописи. )(показ слайдов)

А теперь попробуйте выполнить творческое задание- напишите синквейн на тему «Лирика Фета». На эту работу вам даётся 5 минут.

Зачитайте свои синквейны.

А теперь послушайте, что получилось у меня :(показ слайда)

Воспевает прекрасные миги жизни

— В завершение нашего урока позвольте представить вашему вниманию романс на стихи А.Фета «На заре ты её не буди…» в исполнении Татьяны Азаровой, музыка- Александра Варламова. (показ видеоклипа)

Запишем домашнее задание:

1)выучить наизусть стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье. », 2)сделать иллюстрацию к одному из стихотворений А.Фета (на дополнительную оценку).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *