Назовите выдающихся учителей разных времен в чем их заслуги перед человечеством кратко
Известные педагоги
Ежегодно 5 октября в мире отмечают прекрасный праздник – День учителя. Ученики и их благодарные родители поздравляют любимых педагогов, неизменно отмечая значимость их вклада в развитие навыков и умений подрастающего поколения. В этот день хочется вспомнить известных педагогов, чьи труды помогают выстраивать процесс общения, воспитания, передачи знаний от учителя к ученику.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)
«Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать» – такими простыми словами швейцарский гуманист выразил самое естественное стремление ребёнка – развитие. Он справедливо полагал, что «час рождения ребёнка есть первый час его обучения». Песталоцци обучал крестьянских детей грамоте, умело сочетая это с трудовым воспитанием. Педагог видел улучшение жизни крестьянства в разумном методе ведения хозяйства и правильного воспитания отпрысков. После буржуазной революции он организовал учреждение для беспризорных детей. Стараясь быть для них главным примером, Песталоцци учил обездоленных ребятишек доброте и самоотверженности. Педагог за свою жизнь написал множество книг, а на гонорары за них строил новые и новые приюты. У него к старости не было ничего, кроме мировой славы. Недаром на его надгробном памятнике написано: «Всё для других, ничего для себя».
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)
Однажды инспектор Гатчинского института обнаружил в книжном шкафу полное собрание педагогической литературы, составленное учеником Песталоцци Гугелем. Книги показались очень интересными, и вскоре на небосклоне отечественной педагогики взошла новая звезда – Константин Дмитриевич Ушинский. Не находя понимания у современников, профессор пытался доказать важность качественного женского образования. Назначенный инспектором в Смольный институт, он читал лекции с таким задором и интересом к предмету, что на его уроки приходили горожане и родители учениц. Но главное, что сумел сделать Ушинский, – это перевернуть закостенелое сознание учителей того времени. В школах на тот момент преобладали телесные наказания и бессмысленная зубрёжка, но благодаря трудам Константина Дмитриевича появилось гуманное отношение и уважение к личности ребёнка.
Школьники начинают обучение чтению с коротких рассказов Льва Толстого и всю сознательную школьную жизнь не расстаются с произведениями классика русской литературы. Мастер художественного слова с огромным интересом относился к вопросам воспитания. Его желание «Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем» привело к созданию Яснополянской школы для обучения крестьянских детей. Внимательное отношение к детям сотворило чудеса: ребятишки сами прибегали в школу рано утром, нехотя уходили поздно вечером и вели себя примерно. Необычно и то, что под влиянием великого писателя полуграмотные подростки начали сочинять повести, приводившие в изумление литературных критиков того времени.
Один из ведущих преподавателей мира определил дальнейшее движение педагогической мысли XX века, однако не получал достойную оценку своей методики обучения у современников. Впрочем, у Макаренко не было времени переживать по этому поводу: каждую минуту он отдавал своим подопечным. Его авторская методика творила чудеса: трудновоспитуемые неуправляемые подростки из колонии менялись на глазах. Основой его принципов был коллектив, который служил комфортной средой для развития личности. Не менее важен был труд – дети сами зарабатывали на свои нужды. Возможно, сейчас это звучит как атавизм, но чувство товарищества, любовь к труду и ответственность всегда были актуальны, и не этого ли хотели известные педагоги от своих учеников? Многие в то время критиковали принципы Макаренко, однако он не сдавался, публикуя книгу за книгой. Нельзя, конечно, не учитывать и то, какими непростыми были судьбы детей – воспитанников Макаренко. И всё же прописанные в «Педагогической поэме» истории и сделанные выводы актуальны во все времена и подходят для осмысления под различные образовательные ситуации.
Януш Корчак (1878-1942)
Череда фамилий известных педагогов бесконечна. И каждый учитель делает мир чуточку лучше, так должно быть, не иначе. И самая долгожданная плата за их увлекательную работу – неподдельная детская признательность. 5 октября – официальный повод для каждого вспомнить учителей, которые сыграли важную роль в становлении вашей личности.
Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ ПРОШЛОГО
Антон Семёнович Макаренко: (1888г.) – советский педагог и писатель. Антон Семёнович Макаренко был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения. Социалистический гуманизм является одним из основных принципов педагогической системы воспитания Макаренко. Педагог глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности. С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее.
Говорил о продуманных целях воспитания. Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. »
Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины. Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной.
Воспитание детей в семье. А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах.
Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время: нет взаимосвязей между воспитанием и обучением, нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей, не развивается чувство коллективизма и др.
Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине.
Лев Семенович Выготский: (1896г.). Основные идеи этого знаменитого российского психолога и педагога, касающиеся школы и процессов образования и воспитания, были сформулированы в его книгах, 1926 года «Педагогическая психология», и изданной в 1935 году книге «Умственное развитие ребенка в процессе обучения».
«Определяющим моментом в воспитательном процессе является сознание того, для чего производится то или иное действие, для чего заучивается материал». Знания, получаемые в школе, не должны быть «кладом в пустыне», мертвым грузом, оторванным от запросов жизни. «Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно», потому что деятельность школьника движется интересом.
«. В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания». По Выготскому, ошибочно мнение, что нужны максимальная наглядность, доступность, облегченность учебного материала. Наоборот, нужно создавать затруднения для ребенка «как отправные точки для его мыслей»: ведь «мышление всегда возникает из затруднения».
В процессе учения должно складываться общее целостное представление ребенка о мире, обществе, о самом себе. Но и в рамках отдельного предмета ученик должен понимать общую связь материала. Между тем в старой школе система учебников и система преподавания были построены на отсутствии такой руководящей связи.
Только труд приучает школьника к контролю за достигнутым результатом, ибо отметка остается для школьника «чем-то посторонним и оторванным от самого процесса работы». Именно в коллективном труде подросток по-настоящему входит в коллектив, живет его интересами и приучается координировать свои цели, действия, потребности с целями, действиями, потребностями других.
Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка: материальные потребности, потребность в познании, потребность в человеке как в носителе духовных ценностей.
Система выдающегося педагога построена на основной идее христианского учения — идее добра. В сознании современных детей с трудом укладываются именно понятия, которые лежат в основе методики Сухомлинского, — романтика, коллективизм и т. д. Он был Учителем с большой буквы. И вел за собой учеников: вместе с ними слушал музыку природы, читал стихи, путешествовал в «мир труда», рассказывал о героях войны, мечтал о будущем. И то разумное, доброе, вечное, что он сеял, попадало в благодатную почву.
Сегодня школа стремительно превращается в сугубо образовательную структуру. А ведь именно воспитательная часть, моральное наполнение наследия Сухомлинского представляет наибольшую ценность. Опыт павлышского учителя, многим сегодня кажущийся устаревшим, всегда будет востребован. Ибо воспитание, как таковое, никто и никогда не сможет упразднить, какими бы знаниями ни обладали современные учителя.
Леонид Владимирович Занков : (1901г.) В конце 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения, о соотношении обучения и общего психического развития учащихся. Л.В.Занкова мы относим к числу самых блестящих продолжателей и последователей направления Л.В.Выготского, основателем экспериментальной школы исследований высших психических функций. Л.В.Занков разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи детей.
Автор монографии «Обучение и развитие» осуществил прорыв в методологии исследования проблемы обучения и развития, предложил способы взаимодействия слова и наглядности.
Задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Обучение ведет учащихся к овладению нормами знаний, мышления, поведения, но при этом обеспечиваются условия и для полноценного, счастливого проживания школьниками своего детства.
Учитель должен обладать большим искусством, дидактической системой, которая направлена на раскрытие возможности такого сочетания и в которой огромное значение имеют не только прямые, но и косвенные пути влияния на учащихся. Система Занкова глубоко гуманна, поскольку, подготавливая школьников к выполнению требуемых жизнью видов деятельности, создает условия для их психического и физического благополучия в процессе обучения.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Профессиональная этика
В данном пособии анализируются базовые категории профессиональной педагогической этики, специфика их реализации в современном образовательном пространстве, специфика нравственных отношений по вертикали и горизонтали в современной школе, коммуникативная специфика девиантных ситуаций в школе и особенности педагогического такта. В пособии предлагаются задания и тесты из системы Moodle, в которой работают студенты педагогического направления.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессиональная этика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 2. Тема: великие учителя человечества
2.3. Будда Шакьямуни.
Великие учителя человечества — Моисей, Конфуций, Будда, Иисус являются создателями духовных учений, возникших после талиона для конкретных народов и ставших достоянием всего человечества.
2.1. Моисей (XIII в. до н. э.)
Имя Моисей (в пер. «вынутый из воды») великий учитель и освободитель еврейского народа от египетского рабства получил неслучайно. Спасая сына от гибели (египетский фараон приказал уничтожить всех новорожденных мужского пола), мать Моисея в сплетенной корзине спрятала младенца в заводи среди камышей, где и нашла его дочь фараона. Очаровательный младенец так понравился принцессе, что она взяла его во дворец на воспитание, дав ему имя Моисей. Выросший в обстановке роскоши, Моисей с раннего детства наблюдал гнет и унижение евреев. Однажды он стал свидетелем избиения еврея надсмотрщиком. Моисей не смог сдержать порыва и в гневе покарал надсмотрщика, убив его.
Встреча Моисея с Богом связана с событием, получившим название «неопалимая купина». Охваченный пламенем, но несгораемый куст терновника поразил Моисея. В этот момент он и услышал голос Бога, призывающий его спасти свой народ от египетского рабства. Терзаемый сомненьями, Моисей обращается к своему народу с призывом к свободе. Для осуществления задуманных планов Моисей просит фараона отпустить евреев в пустыню для жертвоприношения Яхве, но не находит поддержки. Его просьба вызывает лишь новые вспышки гнева египтян. Тогда Бог подвергает египтян страшным испытаниям, и Моисей со своим народом уходит из Египта. В течение сорока лет еврейский народ блуждал по пустыне, обретая веру, свободу и нравственные законы, полученные Моисеем от Бога и проповедуемые соплеменникам. Эти законы, получившие название Синайский Завет, сегодня более известны как Десять заповедей, или Декалог. Их суть в следующем:
Да не будет у тебя других богов, кроме Сущего.
Не сотвори себе кумира.
Не произноси имя Бога всуе.
Чти день субботний.
Почитай отца и мать.
Не пожелай жены ближнего своего, ни дома его, ни вола.
Заповеди великого учителя и законодателя еврейского народа отражают как религиозные, так и нравственно-правовые законы жизни человека, в которые включены и некоторые элементы талиона: «Не вызывай слезы на глазах сироты и не отнимай кусок хлеба у вдовы, иначе твои дети осиротеют, а твоя жена станет вдовой». Декалог Моисея способствовал вытеснению талиона и лег в основу духовной культуры многих древних цивилизаций.
2.2. Конфуций (ок. 551–479 гг. до н. э.)
Конфуций, или Кун-цзы (учитель Кун), родился в семье воина Шулян Хэ, который происходил из знатного, но обедневшего аристократического рода. С юных лет Конфуций стремился к постижению знаний. К двадцати двум годам современники уже называли его «мудрецом», а через несколько лет им была основана школа, в которой обучались все желающие независимо от сословия. Обучение велось в форме диалога. Ученики задавали Конфуцию интересующие их вопросы, а учитель в своих ответах помогал им приблизиться к осмыслению тайн человеческого бытия. В основе своих учений Конфуций выделял четыре направления. К ним относились: честность и преданность, ученость и поступки. Сам учитель Кун главными недостатками человека считал чрезмерную категоричность, упрямство, склонность к домыслам и себялюбие. Воззрения Конфуция нашли свое отражение в книге «Беседы и высказывания» («Лунь юй»), включающей в себя высказывания этического характера, обращенные к ученикам.
Центральной этической категорией в учениях китайского мыслителя выступает понятие «жень», которое может быть переведено как «милосердие», «гуманность», «добродетель», «человечность». Именно «жень», по мнению Конфуция, является основополагающим принципом жизни каждого человека, формирующим его отношение к другим людям. Она зиждется на принципе «шу» (взаимность). Это понятие вводит в светский оборот китайской духовной культуры «золотое правило нравственности». Оно гласит: «Не делай другим того, что не желаешь себе».
Но человеческая добродетель приносит свои плоды только в конкретном воплощении, определяемом мыслителем как «ли» («правило», «ритуал», «этикет», «церемония»). «Ли» рассматривается Конфуцием с позиции неотъемлемого правила воспитания и поведения человека, несоблюдение которого приводит к общественным беспорядкам. Но осмысление данной категории не так однозначно, как кажется на первый взгляд. По мнению Конфуция, «ли» включает в себя две важные составляющие «чжи» и «вэнь». «Чжи» можно трактовать как заложенные в человеческой натуре природные качества, тогда как «вэнь» представляет собой этические нормы и правила, постигаемые человеком как основа его жизнедеятельности в обществе, взаимодействие с другими людьми на основе уважения друг к другу, воспитания и образования. Иными словами, «вэнь» можно рассматривать как культурное основание человеческого бытия.
Категории «жень» и «ли» неразрывно связаны между собой, поскольку «ли» как ритуал не возможен без гуманистической основы, так же как и «добродетель» («жень») должна находить свое конкретное воплощение в поступках человека. Об этом свидетельствует диалог Конфуция с его любимым учеником Янь Юанем.
Янь Юань спросил о том, что такое человечность.
— Быть человечным — значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности.
— А не могли бы вы объяснить более подробно? — продолжал спрашивать Янь Юань.
— Не смотри на то, что чуждо ритуалу,
Не внемли тому, что чуждо ритуалу,
Не говори того, что чуждо ритуалу,
Не делай ничего, что чуждо ритуалу.
Также Конфуций отмечает, что категория «ли» должна опираться на такие составляющие, как «сяо» (почитание отцов) и «чжен мин» (исправление имен). Уважение к наследию предков — одна из основных традиций китайского общества, не потерявшая своей актуальности и в наши дни. Конфуций рассматривает прошлое как основу будущих перемен, как преемственность поколений и продолжение традиций. Уважение к предкам, по мнению мыслителя, есть не что иное, как основа нравственных отношений, как человечность и добродетель.
В своих учениях Конфуций раскрывает образ «благородного мужа» («цзюнь-цзы»). Он может быть рассмотрен двояко. С одной стороны, как принадлежащий к аристократическому роду, с другой — как достигший совершенства человек. Конфуций противопоставляет «благородного мужа» «низким людям», «простолюдинам», «малому человеку».
Тем не менее Конфуций отмечает, что стремление стать «благородным мужем» должно быть присущим каждому человеку, независимо от происхождения, достаточно лишь развивать в себе такие качества, как бескорыстность, нестяжательство, добродетель, ученость. «Благородный муж» осуществляет движение к самосовершенствованию, следуя по пути «дао». «Дао» у Конфуция трактуется как движение к истине, в основе которого лежат высоконравственные принципы, проповедуемые мыслителем своим ученикам. Однако Конфуций предостерегает «благородного мужа» от чувства возвышения над другими людьми и себялюбия.
Толстой, Монтессори и не только: 5 великих учителей человечества, которые сами не придерживались того, чему учили других
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Порфирий Иванов
Это имя знакомо если не всем, то многим людям старше 40 лет. Во времена перестройки фотографии этого бородатого седого мужчины, бредущего по снегу в черных семейных трусах до колен, публиковались во многих газетах и журналах. В 1987 году короткий фильм о нем шел по центральным каналам. Учение «Детка», созданное Порфирием, призывало к единению с природой. И по сей день есть последователи этого течения. Ученики Иванова построили в Луганской области «Дом Учителя» в середине 70-х годов, где их гуру проповедовал с 1976 года и до самой смерти.
До 35 лет Порфирий был более или менее обычным человеком. Правда, долго работать на одном и том же месте он не мог. В молодости будущий «учитель» любил драться в своем селе «стенка на стенку», в 30 лет два года отбывал срок на лесоповале. Во времена Советского Союза его множество раз отправляли на принудительное лечение в психиатрические больницы. Иванова обливали ледяной водой на морозе и фашисты, и сотрудники НКВД. Он сидел в тюрьмах, потом был реабилитирован. Жизнь Порфирия действительно напоминает путь праведника и мученика.
Если бы не одно «но». Человек, который учил других, как нужно продлевать свою жизнь, даже не приблизился к возрасту долгожителей. Поскольку псевдогуру не обращался к врачам, достоверно утверждать о том, что стало причиной его смерти, нельзя. Есть две версии — гангрена, вызванная обморожением, и воспаление легких. В любом случае, его убили бактерии, то есть часть той природы, с которой хотел слиться Порфирий. Любой из читателей этой статьи может назвать своих знакомых или родственников, которые не ходили босиком по снегу и не купались в проруби, но при этом добрались до 85-летнего юбилея, а часть из них даже перевалила за эту границу.
В своих воспоминаниях йог Виктор Бойко говорил о том, что Иванов имел определенные психические отклонения. Причем такое предположение выдвигал один из «промоутеров» Порфирия — кандидат медицинских наук Алексей Катков, с которым тесно общался Бойко. Ученый утверждал, что причина нечувствительности Иванова к холоду сродни кровавым пятнам-стигматам у фанатиков. Так что его сверхспособности — всего-навсего психическая девиация, которая никоим образом не может продлить жизнь, а случае с Порфирием, наоборот, укоротила ее.
Бенджамин Спок
Педиатр, автор бестселлера «Ребенок и уход за ним», Бенджамин Спок подарил миру много ценных идей. Например, он советовал мамам не тревожиться по поводу отсутствия у малыша люльки и коляски. Настойчиво рекомендовал придерживаться в кормлении младенца определенного режима. И самое главное — Бенджамин Спок убеждал родителей быть внимательными к детям, прислушиваться к их желаниям. Позже, видя, что его концепцию как теорию об отсутствии ограничений для ребенка, и посему пожинали горькие плоды, он добавил, что ограничивать детей все же необходимо.
Сам доктор, учивший людей правильно воспитывать детей, натворил немало глупостей в отношениях с собственными детьми. Двое сыновей Спока, Майкл и Джон, росли в атмосфере суровой муштры. В своих воспоминаниях Джон писал, что отец никогда их не гладил и не целовал, устраивал «разносы» по мелочам». Когда сыновья доктора повзрослели, то полностью прекратили общение с ним.
Мария Монтессори
Система обучения детей, разработанная Марией Монтессори, оказала огромное влияние на педагогику. Самостоятельно занимаясь с детьми, страдающими нейропсихологическими расстройствами, она добилась значительных успехов. Многие из ее подопечных превосходили здоровых сверстников в умении читать, считать и писать. Заслуга Марии перед человечеством огромна, и это признала даже такая авторитетная организация, как ЮНЕСКО.
Тем не менее, воспитывая чужих детей, Монтессори всю жизнь скрывала от общества одну тайну. Пятнадцатилетний мальчик, которого она взяла на попечительство, на самом деле был не просто дальним родственником, а ее родным сыном. Рожденного вне брака малыша Мария отдала на воспитание своим родным. Что стало тому причиной — нежелание жертвовать своим делом или боязнь потерять доверие в глазах общества — сейчас судить трудно. Но в этой истории, по сравнению с биографией Спока, есть огромное отличие: сын любил свою маму. Он стал не просто наследником (хотя наследовать там было нечего, кроме монографий). Марио продолжил развивать систему Монтессори и приложил много сил для ее популяризации.
Лев Толстой
Когда говорят об аскетизме русских писателей, то в качестве образца приводят Льва Николаевича Толстого. Да, этот гений проповедовал умеренность во всем. Но если посмотреть на его жизнь, то многие были бы не против хоть немного пожить такой «умеренной» жизнью. Даже его побег из Ясной Поляны был не уходом от мира в скиты, а поездкой в сопровождении врача. Для лечения заболеваний он постоянно посещал курорты.
Граф любил поесть. Причем его обед не состоял из репы и полбы. Софья Андреевна писала в своих воспоминаниях: «… я с ужасом смотрела, как он ел: сначала грузди соленые. потом четыре гречневых больших гренка с супом, и квас кислый, и хлеб черный. И все это в большом количестве». Кроме того, он любил яйца, простоквашу, овсянку, рисовое пюре. Супруга писателя постоянно покупала для него финики, курагу, гранаты, персики. Детям дарил кокосы, мандарины, ананасы. Чаепитие всегда было с медом, вареньем, пряниками. Такой стол вряд ли назовешь скудным и аскетичным.
В воспоминаниях о Толстом Иван Бунин говорит, что сам Лев Николаевич относился к своим принципам легко и не ставил их в главу угла, жертвуя всем. Зная, что Софья Андреевна подливает куриный бульон ему в тарелку, заботясь о здоровье мужа, Лев Николаевич шутил, что готов каждый день пить бульон, лишь бы жена его не обманывала. ПОДРОБНЕЕ.
Пол Брэгг
Этот сторонник здорового образа жизни и пропагандист лечебного голодания на самом деле был успешным предпринимателем. Пол начинал бизнес с того, что бросил преподавать физкультуру и открыл собственный центр здоровья. Он продвигал свой проект теми же методами, которыми пользуются сектанты и целители. Это простые, но эффективные шаги: бесплатные лекции, после которых предлагалась платная индивидуальная консультация, колонка о здоровье в газете «Лос-Анджелес таймс», поездки по всему миру, выпуск книг с якобы чудесной методикой, способной исцелить от всех болезней и сделать человека долгожителем.
Многие удивлялись, как Полу удается выглядеть так молодо, буквально лет на 15 моложе сверстников. На самом деле он всюду писал, что родился в 1881 году, а по документам — в 1895. В книгах Брэгга встречаются рассказы о том, как во время голодного поста из его организма вышла ртуть, как исцелилась неизлечимо больная сестра (которой на самом деле никогда не существовало) и обо множестве других «чудес».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: