название какого населенного пункта на ямале означает мыс на развилке
Где находится полуостров Ямал? Населенные пункты полуострова Ямал
Когда в Центральной России люди страдают от невыносимой жары, жители Ямала наслаждаются холодом. Несмотря на суровые погодные условия, здесь живут очень добрые люди, которые дали этому месту свое название. Полуостров Ямал они именуют «Краем Земли», поскольку именно так в переводе с ненецкого звучит его название.
История холодного Ямала
Первое упоминание о ямальской земле датировано XI веком, но новгородским купцам удавалось попасть туда и раньше. Их упоминания о северных землях были фантастическими. Путешественники рассказывали о белках и оленях, которые падали на землю, словно капли дождя с туч. Именно с этого момента начала расти популярность Ямала.
Россия, полуостров Ямал. Месторасположение
Самый северный и холодный полуостров России расположился на территории Ямало-Ненецкого округа. По величине он занимает четвертое место, омывается Карским морем с трех сторон, а также заливами Байдарацкой и Обской губ. Последняя губа отделяет основную часть материка от полуострова.
Растительный мир здесь представляют только тундры и лесотундровые участки. Флору составляют низкорослые кустарники, мхи, деревья, лишайники и травянистые растения. Животный и растительный мир здесь очень бедны, но зато очень много рыбы.
Полуостров славится своей непревзойденной холодной красотой и нехожеными землями. Поверьте, зрелище впечатляющее. Со всей страны сюда съезжаются гости, чтобы посмотреть на эту местность. Впечатления иногда настолько сильные, что люди, приехавшие на полгода, решаются остаться здесь навсегда.
Ямал располагается за Северным полярным кругом, это сильно влияет на его климат. Лето на полуострове можно сравнить, скорее, с оттепелью, поскольку температура – +6, хотя в тундре в июле она может достигать и 30 градусов Цельсия.
Земля на полуострове – вечная мерзлота, где тундра представлена в виде болотистой равнины. На Ямале очень много мелких озер, которые пригодны для хозяйственной деятельности. Здесь обитают ценные породы лососевых рыб.
Теперь вы знаете, где полуостров Ямал находится.
Интересные факты о климате полуострова
Здешний климат сильно влияет на здоровье. Конечно, у северного народа есть свои болезни, такие, например, как обморожение верхней части легких.
Учеными был выявлен один весьма любопытный момент, который напрямую связан с севером. У всех проживших на полуострове Ямал более семи лет людей расширяется сердечная артерия. Данное изменение влияет на психосоматическое состояние личности, вследствие чего человек становится гостеприимнее, добрее, отзывчивее и ласковее. В таких тяжелых условиях невозможно выжить, оставаясь волком, поэтому нет ничего удивительного в переменах.
Сокровище вечной мерзлоты
Полуостров Ямал многие называют газовым баллоном, но жители на это шуточное прозвище не обижаются. Они только поправляют, говоря, что их автономный округ является газовым сердцем России. Газа здесь действительно так много, что он даже выходит на поверхность.
Здесь были сделаны фотографии воронки, диаметр которой составляет 60 метров. Это природное явление сделало данное место знаменитым, но нисколько не удивило специалистов. Такие воронки очень часто появляются в вечной мерзлоте, содержащей в себе большой запас природного газа. Именно таким местом является полуостров Ямал. Фото знаменитой воронки перед вами.
В довоенные годы основными отраслями экономики считались оленеводство и рыбный промысел. Заготовка пушнины возрастала быстрыми темпами. Однако как только образовался округ, развиваться стала абсолютно новая ветвь – растениеводство. Люди начали выращивать кормовые корнеплоды, картофель и овощи.
Южанину сложно понять, за что можно любить суровый север, ради чего стоит терпеть мерзлоту, по полгода не видеть солнца и жить вдали от Большой земли. Но местным родной север кажется самым прекрасным уголком планеты. Немало и тех, кто вырос далеко от этих мест, но однажды побывав в них, решил остаться навсегда.
Север манит отважных и смелых, открывает объятия только тем, кто готов преодолевать трудности. Эти места – настоящая сокровищница природных богатств, здесь всегда нужны старательные руки и светлые головы. А перед тем, чье сердце умеет видеть красоту, север предстанет во всем своем великолепии
Вам будет интересно: Спа-отели в Сочи: список, рейтинг лучших, адреса, номера и спа-услуги
В данной статье рассказано о двух населенных пунктах, расположенных на острове Ямал: Мысе-Каменном и Саббете. Это рабочие поселки, основной контингент которых – вахтовики. Жизнь здесь своеобразна, но люди тянутся сюда ради высоких заработков и бесценного опыта.
Географическая справка
На карте отмечен пос. Мыс-Каменный. Саббета находится в 300 км севернее него. Оба населенных пункта расположены на восточном побережье Ямала.
Вам, конечно, приходилось слышать о таких северных городах с суровым климатом, как Воркута, Салехард, Новый Уренгой. Все эти населенные пункты расположены значительно южнее.
Долгая дорога на север
Если предстоит путь издалека, стоит ориентироваться на авиарейсы до Находки, Воркуты, Ноябрьска, Надыма. Существует чартерный рейс до Сабетты, который был создан и в настоящее время работает для сотрудников газодобывающей отрасли. Воспользоваться рейсом можно строго по пропускам.
От крупных населенных пунктов, расположенных на материке, и до Сабетты, и до Мыса Каменного можно добраться по воздуху. Рейсы не ежедневные, билеты лучше заказывать заранее. Стоит быть готовым к тому, что вылет перенесут на несколько дней: если разбушевавшаяся стихия затопит или покроет наледью взлетно-посадочную полосу, рейс не выпустят.
Для местного авиасообщения используются самолеты АН и вертолеты.
Расстояние от Мыса Каменного до Саббеты по прямой составляет 317 км. Высчитать точный наземный путь невозможно, поскольку трассы как таковой нет, а траектория санного пути может меняться. Приблизительная цифра – 350 км.
Автобусного сообщения между городами нет. Этот вид транспорта вообще редко используется на Ямале.
Как живет Сабетта
Мыс Каменный – небольшой рабочий поселок. Сабетта на его фоне кажется чуть ли не мегаполисом. Еще несколько десятилетий назад численность населения поселка не превышала двух десятков человек, а сегодня цифра перевалила за 30000.
Но это не горожане. Жители Сабетты – работники, занятые на добыче сжиженного природного газа. Проживают они в комфортных общежитиях, оборудованных отопительными системами, водопроводом и канализацией, электричеством. Стильные компактные строения располагаются в непосредственной близости от завода по добыче СПГ.
Попасть в поселок не так уж легко: одного только желания недостаточно. Это закрытая территория со строгим контролем, жесткими штрафами и целым перечнем правил, нарушение которых карается вечной депортацией. Ввоз алкоголя в Сабетту категорически запрещен. Сумма штрафа за самостоятельное изготовление может содержать до 6 нулей.
Интересные факты о Мысе Каменном
В Саббету едут ради заработка. Там живут только работники предприятия. А в Мысе Каменном есть и местное население. Поселок невелик и похвастать развитой инфраструктурой не может.
Здесь есть несколько магазинов. Цены, как и везде на севере, очень высокие. Имеется школа, которая входит в перечень самых близких к Северному Полюсу среди всех ныне существующих в мире (самая северная расположена на Шпицбергене). Жители пытаются добиться от властей ЯНАО открытия медицинского пункта.
Население занято в нефтедобывающей промышленности. Немало в Мысе Каменном и приезжих, которые работают в этой же сфере. Развит рыболовный промысел.
В Мысе Каменном почти нет камней. Его оригинальное название просто неверно перевели с ненецкого: «каменный» вместо «песчаный». А песка здесь в летнее время действительно очень много, как и снега зимой. Настолько, что жителям приходится строить трапы и мостки, чтобы перемещаться по поселку.
Ямал гораздо ближе, чем вы думали
На полуостров Ямал уже достаточно давно и много ездят автопутешественники. Но рассказы об этих поездках полны драматизма, экстрима, тягот и лишений. А на фотографиях в большинстве своём изображена ровная белая пустота. Но, поверьте, Ямал не настолько далёк и пуст, как может показаться из отчётов. Полуостров Ямал гораздо ближе и интересней, чем вы думали.
Основное население проживает вдоль побережья Обской губы в юго-западной части полуострова. В промежутке между сёлами Аксарка и Мыс Каменный находится около десятка населённых пунктов, с центром Ямальского района в селе Яр-Сале. Один из этапов бурного развития этот участок побережья получил в 50-е годы прошлого столетия во время строительства железной дороги и первого арктического порта в этом регионе (так называемая сталинская 502-ая стройка). Железнодорожное полотно должно было пройти от города Лабытнанги до будущих портов. На тот момент на всём протяжении уже были построены и работали как лагеря с заключёнными, так и посёлки вольнонаёмных строителей. Возводилась отсыпка для железной дороги, строились порты в сёлах Мыс Каменный и Новый Порт. Но, как и всё другие арктические задумки тех времён (501-ая и 503-я стройки), 502-ая стройка так же не была доведена до конца и была свёрнута.
Но посёлки не пришли в запустение, а с самого своего основания развивались, и происходит это и сегодня. Ведь Ямало-Ненецкий автономный округ является единственным арктическим регионом России, который имеет естественный прирост населения.
Сейчас ко всем этим посёлкам каждую зиму прокладываются обслуживаемые зимники. В Яр-Сале через Аксарку. А в Мыс Каменный и Новый Порт через станции Обская и Паюта. Но есть и ещё один альтернативный и более короткий путь – с Тазовского полуострова по льду. До вахтового посёлка Ямбург, который находится на противоположной стороне Обской губы, проложена асфальтированная дорога с «большой земли», как принято у нас здесь говорить.
Просто так в Ямбург попасть невозможно, т.к. это фактически закрытый газпромовский рабочий посёлок. Но руководство предприятия Газпром добыча Ямбург обычно идёт навстречу путешественникам. Нужно всего лишь заранее написать письмо на имя генерального директора, в котором подробно описать цель посещения, маршрут и пообещать (а это очень серьёзно) не нарушать простейших правил пребывания на подобных объектах.
И здесь надо бы подробней остановиться на этом моменте. Многим известны очень грустные истории с проездом по ведомственным дорогам нефтяных и газовых компаний, когда после трагических случаев въезд посторонним был закрыт окончательно и бесповоротно.
Вот такие щиты установлены перед въездом на опасные производственные объекты. Если вам дали пропуск, то лучше не пренебрегать данными запретами. Мобильные группы службы безопасности постоянно передвигаются по промыслу, и если увидят вас, например, на площадке куста или кранового узла, то заберут пропуск.
Или вот запрет на фотосъёмку. Территория промыслов не является общественным местом, так что если нельзя фотографировать производственные объекты Газпрома, то лучше не надо. Ведь любой такой инцидент может привести к тому, что будут приняты меры, и больше никто из автопутешественников не получит пропусков.
По дороге на Ямбург, немного севернее Нового Уренгоя, находится стела Полярного круга. Так как путь идёт по ведомственной газпромовской дороге, то и знак соответствующий.
Сам посёлок Ямбург, в котором постоянно находится около шести тысяч человек, находится прямо на берегу Обской губы. И вот оттуда каждый год накатывают зимник в село Мыс Каменный. Так как накатывают грузовиками, то и след идёт не по прямой, что было бы около 80-ти километров, а сначала вдоль берега до мыса Парусный, а потом в самом узком месте зимник пересекает Обскую губу и проходит прямо рядышком с нефтеналивным терминалом «Ворота Арктики».
Сооружение почти стометровой высоты, на котором нет людей и управляется это чудо техники пультом управления с берега.
На фотографии выше, аварийно-спасательное судно «Балтика» пришвартовалось к танкеру «Штурман Скуратов», чтобы краном перекинуть в люльке двух человек (грузового и швартового мастеров). Эта операция проделывается дважды: перед отгрузкой нефти на танкер, и после. Ведь когда танкер подходит к «гусю» (так называют терминал в простонародье), то управление терминалом с берега передаётся на танкер.
Нам повезло в эту поездку, и мы смогли увидеть весь процесс очень близко и не просто понаблюдать издалека за судами, а фактически упереться в каждое из них бамперами своих автомобилей.
Мало того, несколько человек из нашей команды исполнили свою давнюю мечту.
Что вы думаете, делают эти люди на фото ниже?
Они готовят полынью в ледокольном следе, чтобы в нём искупаться. Ведь с этого места совсем недавно отошёл танкер «Штурман Скуратов», а судно «Балтика» сдало задним ходом как будто нам на заказ, чтобы попозировать на фоне купели.
Так как мы ездили ещё в самом начале зимы, то зимника через губу ещё не было. Поэтому мы просто пересекли это расстояние по азимуту. Ледовая обстановка Обской губы позволила нам пройти от Ямбурга до Мыса Каменного по кратчайшему пути туда за 7 часов, а обратно за четыре с половиной часа. И это по метели и с остановками на обед.
Ещё один важный момент: населённые пункты Мыс Каменный, Новый порт, Ямбург и Антипаюта находятся в пограничной зоне морского побережья. В Ямбурге и Мысе Каменном базируются погранотряды. И помимо заранее сделанных пропусков и отметки у пограничников, нужно ещё согласовывать с ними выход на лёд. Т.е. в данном случае уже действуют правила выхода в акваторию пограничного водоёма. В этом нет ничего сложного, и мы делали это прямо по телефону.
Лёд губы вполне ровный, и на слегка подготовленных внедорожниках позволяет передвигаться практически в любом направлении.
Но как и везде на льду, опасность представляют наледи и трещины. И трещины не всегда «стоячие» — это когда разлом произошёл в результате сдавливания и льдины подняло. Там же нам в прошлом году встретилась трещина, когда льды просто разорвавшись разошлись. Ширина такого разлома была до четырёх метров. В метель такие места быстро заметает и угодить туда проще простого, так что во время движения нужно быть очень аккуратным и внимательным.
Так как времени на эту поездку у нас было выделено очень мало (на носу был Новый год), то было решено не ехать вокруг через Новый Порт и Салехард, а возвращаться в Новый Уренгой по асфальту. Но вернувшись в Ямбург неожиданно быстро (обратно губу пересекли всего за четыре с половиной часа с остановками на обед и фотосессии), было решено ещё прокатиться немного на север по дорогам Ямбургского месторождения к оленеводам.
Мальчика зовут Ларион. Он младший в большой семье, в которой шестеро детей.
Эта семья пасёт оленей неподалёку от дороги. Их чум хорошо виден с асфальта.
Поучитель ный случай произошёл со мной, когда я, начав что-то фотографировать, присел на корточки недалеко от чума. Увидев это, олени кинулись ко мне со всех сторон и уставились в недоумении. Оказалось, что они думали, что сейчас подо мной появится жёлтый снег. Пришлось быстро ретироваться.
Да, если кто-то поедет в эту зиму в те края, то огромная просьба связаться со мной. Очень нужно передать вещи этой семье. Их телефон у меня есть — позвоню, предупрежу. Хорошим гостям там всегда рады.
И, кстати, есть очень хорошая новость относительно территории Ямбургского месторождения. С этого года с куста 445 (табличка на фото выше) проложили отличный обслуживаемый зимник почти 70 километров длиной, выходящий на побережье Тазовской губы аккурат напротив Антипаюты. То есть туда теперь стало доехать ещё легче, чем до Ямала. От конца зимника, где стоит разведывательная буровая, до Антипаюты по льду губы остаётся проехать всего километров 20-30 по накатанному следу, ведущему от фактории Хальмер-Яха.
Вот такая вот красота находится в наших краях фактически в шаговой доступности. И если выделить на поездку хотя бы на пару дней больше, то можно проехать отличное кольцо по маршруту: Новый Уренгой — Ямбург — Мыс Каменный — Новый Порт — Яр-Сале — Салехард. Где в Мысе Каменном нефтеналивной терминал и ледоколы, в Новом Порту самый большой в мире рукотворный подземный мерзлотник, в Яр-Сале комбинат «Ямальские олени» с отличным выбором даров Ямала, а в районе Салехарда суровый Полярный Урал.