названия городов рек озер клички животных пишутся с какой буквы

Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек

Программа: УМК “Перспективная начальная школа”.

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В чудный город попадем.

1. Подготовка руки к письму.

Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца. Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальцы.

2. “Самый внимательный”

названия городов рек озер клички животных пишутся с какой буквы. Смотреть фото названия городов рек озер клички животных пишутся с какой буквы. Смотреть картинку названия городов рек озер клички животных пишутся с какой буквы. Картинка про названия городов рек озер клички животных пишутся с какой буквы. Фото названия городов рек озер клички животных пишутся с какой буквы

– Посмотрите внимательно на эту запись:

– Кто догадался, какую букву будем писать?

3. Показ образца учителем.

Начинаем писать выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ее. Ведем плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо.

Вниз опускаем прямую, не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Плавную линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо. Вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.

4. Правила посадки и письма

– Как должны расположить тетрадь?

–Как правильно должны сидеть при письме?

– Что означают эти буквы? А К Г Ч

Пиши аккуратно, красиво, грамотно, чисто.

– Молодцы! Пишем заглавную букву М. Под самой красивой поставьте точку.

III. Сообщение темы урока.

– Какие секреты устной речи вам уже известны?

– Миша поинтересовался у Волшебницы: “ Какие секреты есть у письменной речи?”

– А вы, ребята, хотите узнать?

На доске записаны предложения:

У Маши красный шарик.
Миша дает команду Шарику.

– Прочитайте предложения. (Читаем вместе.)

– Что заметили? (Слова – названия предмета пишутся с маленькой буквы, а кличка – с большой.)

– Миша знает, как называются слова, которые пишутся с большой буквы. Найдите и прочитайте об этом в учебнике (с. 27).

– На уроке мы совершим путешествие по стране Собственных имен и больших букв.

IV. Изучение нового материала.

Звучит мелодия из песни “ Голубой вагон”.

1. Станция “Почемучкина”

Прочитаем все вместе.

На виду честного люда
Трусит с горки съехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.

Май пришел!
Снимай фуфайку!
Надевай-ка, Майка, майку!
Я.Козловский

– Какие слова в них произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Почему? Объясните значение этих слов.

2. Станция “Исследовательская”

– В какую страну мы отправились?

– Посмотрите на рисунок в учебнике ( с. 27). Это страна Больших букв.

– Какие жители этой страны? Опишите.

– Что делает кот, собака?

Жители этой страны грустные и растерянные.Оказывается, в стране Собственных имен из слов пропали большие буквы. Теперь в стране нет порядка. Девочка с мальчиком забыли свои имена и не знают, на какой улице они живут. Доктор безуспешно ищет своего

пациента – мужчину, имя у которого исчезло. Кот и собака плачут, хозяева не зовут их обедать.

– А что дала Анишит Йокоповна Маше и Мише? (Волшебные карандаши.)

Если такими карандашами написать большие буквы в словах, то они останутся навсегда и вновь воцарится порядок. Но есть важное условие: можно ошибиться только один раз и обязательно исправить ошибку, иначе беспорядок останется навсегда.

– Миша считает, что нужно пользоваться правилом.

– О каком правиле говорит Миша?

– Как правильно писать имена собственные?

– Придумайте имена взрослым людям по картинке.

– Можно ли доктора назвать тетей? Как называют взрослых на работе? (По имени, отчеству.)

– Придумайте имя, отчество доктору. Как запишите эти слова? Почему? Какая фамилия может быть у доктора? Как ее запишите, почему?

– Запишите фамилию, имя, отчество доктора в тетрадь.

Кутузова Ирина Владимировна – доктор. (Ученик работает у доски.)

– Почему поставили тире?

Гимнастика для глаз

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно.
Ну а дальше – будь здоров!

– Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров?

Закрыли глазки и представили картину. Мы идем по дорожке, по ее краям растут удивительные цветы. Если мы присмотримся, то определенный вид цветов растет на своей улице.

– Какое слово лишнее? Почему?

– Как называется наша станция? (Цветочная.)

3. Станция “Цветочная”

– Догадайтесь, какие здесь улицы? (Одуванчиковая, Колокольчиковая, Маковая, Астровая, Васильковая.)

– Как записать названия улиц? Почему?

Улица Одуванчиковая, улица Маковая.

– Почему в первом случае слово улица с большой буквы, а во втором с маленькой?

Он назад поплыл сначала. (Три шага назад)
А потом поплыл вперед. (Три шага вперед)

И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразные движения руками.)
Набирая полный ход.
Опустили руки вниз,
И на место все садись.

4. Станция “Информационная”

– Что значит слово информация? Где можем узнать значение этого слова?

Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. (Словарь Ожегова.)

– Сколько частей в тексте? Как вы определили?

– Когда слова пишутся с большой буквы?

Работа в парах. Записывают по два предложения. Взаимопроверка.

Миша и Маша захотели рассказать вам о себе.

– В каком селе живут Маша и Миша? Какая у них протекает речка?

– Как называется наша речка? (Томь.)

– Как раньше назывался город Кемерово? (Село Щеглово.)

– Чем богат наш город? (Полезные ископаемые, уголь.)

Первооткрыватель кузнецкого каменного угля Михайло Волков.

На доске появляется запись:

Кемерово, село Щеглово

– Что общего в этих словах? (Большая буква.)

– Почему эти слова пишутся с большой буквы?

Звучит мелодия из мультфильма “ Бременские музыканты.”

5. Станция “Питомцев”

– Кто такие питомцы? Каких животных вы знаете?

Анишит Йокоповна решила помочь ребятам расколдовать животных.

– Ой, а это кто идет по улице? (На доске: картинка – собака с воздушным шариком.) Как его зовут? (Пес Шарик, потому что он любит играть с шариком.)

Щенок _______ укусил шарик.
Лопнул _______, испугался ______.

– Какие слова напишем с большой буквы? Почему? (Вставляют таблички со словами у доски.)

Расшифруйте словоТ И Р Н Г А И
3 1 4 2 6 7 5

– Что такое интрига? (Кого, чем подзадоривать, возбуждать любопытство.)

“– Раз вы такие умные, получайте еще одно задание – доброжелательно улыбнулась Волшебница”.

Маша и Миша с вашей помощью навели порядок в стране Собственных имен. Волшебница приглашает вас на островок “Догадок”.

7. Станция “ Конечная”

В четверг объявление
Было в газете:
“Внимание, дети!
Внимание, дети!
Пропала собака
По кличке (б, Б)арбос.
Барбос без хвоста
И до носа оброс.
Он жил у вокзала
На улице (н,Н)овой,
В квартире 14
У (и, И)вановой”.

– Для чего нужны имена собственные? Назовите имена собственные.

–Какие секреты есть в письменной речи? (Большая буква в начале предложения, большая буква в именах собственных.)

– А разве в устной речи нет большой буквы в начале предложения?

– Можно ли в устной речи показать большую букву в именах собственных?

– А с помощью голоса, интонации можно показать большую букву в именах собственных?

Вывод: устная речь более выразительная, но она не может передать большую букву имени собственного или начало предложения.

– Наше путешествие завершилось. Мы показали, что многое знаем и умеем.

Возьмите листочек желтого цвета. Прочитайте предложения.

– Почему слова пишутся с большой буквы? Выберите верный ответ.

Красив город Санкт-Петербург. Он стоит на реке Неве. Летом Ольга Романовна повезет детей в Москву. Юра и Саша отправились в музей.

– Под каким номером правильный ответ?

– Кто испытывает затруднения при написании имен собственных?

– Нарисуйте горку и укажите на ней, с каким настроением вы пришли сегодня к окончанию урока.

Источник

Заглавная буква в написании кличек животных, в географических названиях 2 класс русский язык

Технологическая карта урока русского языка (60) 2 урок

Тип урока: комбинированный

Форма урока: обучающая беседа

Тема: Заглавная буква в написании кличек животных, в географических названиях

Класс:

Студент:Забродина Яна Сергеевна

Учитель: Макарова Лилия Ринатовна

Методист: Толкачёва Елена Валерьевна

Цели урока: формирование умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия

Задачи:

обучающие: учить выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, писать их с заглавной буквы; углублять знания об именах собственных;

развивающие: развивать умение отвечать полным ответом;

воспитывающие: воспитывать взаимопомощь, умение слушать друг друга.

Формируемые УУД:

познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию, понимать информацию;

регулятивные: действовать по плану;

коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Ход урока:

Этапы

Время

I Организация начала урока

II Мотивация учебной деятельности

III Актуализация опорных знаний

IV Изучение нового материала

V Закрепление знаний.

VI Подведение итогов урока.

VII Информация о домашнем задании

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

IОрганизация начала урока

1.Проверка готовности к уроку

О, сколько нам открытий чудных …

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг

II Мотивация учебной деятельности

Как вы понимаете её смысл?

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.

Тема нашего урока: «Заглавная буква в географических названиях».

Чтобы обогатить наши знания, нам предстоит реализовать следующие задачи:

1) Научиться выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия

2) Закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных

Каждый день мы узнаем что-то новое.

III Актуализация опорных знаний

Прочитайте слова. (Карточки со словами: Роман, Рита, Петрович, Мурка, Кирилл)

-Почему слова написали с заглавной буквы?

— Назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она чаще всего встречается в словах, написанных на доске. (р)

— Охарактеризуйте звуки, которые обозначает буква рв данных словах.

— Из каких элементов состоит заглавная буква Р?

-Запишите число, «классная работа». Перепишите к себе эти слова. Подчеркните те буквы, которые у вас получились самыми красивыми.

— Ребята, что вы можете рассказать об этой части речи? (слайд – имя существительное)

— Что обозначает имя существительное?

— На какие вопросы отвечает?

— Существительные бывают одушевленные и не……?

-На какие две группы мы можем разделить существительные?

-Давайте поподробнее остановимся на собственных именах существительных.

-Что вы знаете о написании имен собственных?

-Какие имена существительных относятся к собственным?

-Как называются остальные имена существительные?

-Назовите по одному примеру для каждой строчки, объясните правописание (слайд)

Это имена людей и клички животных.

Буква р обозначает звуки [р], [р’]. Он согласный, звонкий непарный, твёрдый парный или мягкий парный.

Имя существительное обозначает предмет.

Отвечает на вопросы кто? Что?

Имена сущ. могут быть одушевленные и неодушевленные; нарицательные и собственные.

Они пишутся с заглавной буквы.

Имена, фамилии, клички животных.

Моя фамилия Иванов.

Директор Андрей Алексеевич.

КомпозиторМихаил Иванович Глинка.

IV Изучение нового материала

Итак, откройте учебник на странице 60.

Здесь написано три словарных слова.

Читаем хором, по слогам.

1 ряд: читаем хором целыми словами с ударением.

2 ряд: Читаем хором, как написано (орфографически).

3 ряд: Читаем, как говорим (орфоэпически).

Кто знает, от какого слова произошло слово Россия?

Слово Россия произошло от слова россы. Это народ, который проживал на территории нашей страны в далёкой древности. Сейчас их называют россияне.

Записали в тетрадях: «Словарь», поставили двоеточие и написали слово Россия.

Какие орфограммы нужно запомнить в слове Россия?

Следующее слово город.

Какие орфограммы нужно запомнить в этом слове?

Читаем слово улица. А какие орфограммы нужно запомнить здесь?

Записали к себе это слово.

Ребята, а вас не удивило почему слово Россия, написано с большой буквы?

Как вы думаете почему оно так написано?

Слово Россия является географическим названием.

А можете ли вы привести мне примеры географических названий?

Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам?

Значит географические названия – это имена собственные или нарицательные?

Посмотрите на правило в учебнике. Лиза, прочти его классу.

Молодцы. Ребята, я хочу предложить вам это правило, написанное в рифме. (слайд).

Давайте еще раз прочтем его хором!

Страны, горы, города,

Все с заглавной буквы

Теперь, зная правило, мы можем с вами выполнить упражнение.

На стр. 60 есть упр. 102. Прочитайте его.

Как вы думаете, выделенные слова — это имена собственные или нарицательные имена существительные? Почему?

Спишите. Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

Кто хочет проговорить, какие буквы нужно было подчеркнуть?

Россия, город, улица

РоссИя, гОрод, Улица

Россия, город, улица

Удвоенную С, безударную гласную О

Город – междугорОдный, сочетаниеОРО.

Безударную гласную И

Потому что это имя собственное.

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Златоуст, улица Карла Маркса (это немецкий революционный вождь), Таганай.

Чтобы отличать их друг от друга.

Выделенные слова являются именами собственными, потому что являются названиями стран, улиц, рек, городов, озёр.

Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

V Закрепление знаний

Карточка с заданием:

Границы России проходят по суше и по воде. На севере граница начинается в Баренцевом море. На западе проходят по узкой полоске суши в Балтийском море. На юго-востоке границей является река Амур. А на Дальнем Востоке граница идет по водам Тихого океана.

Россия-это речной и озерный край. Величайшие ее реки- Волга, Дон, Енисей, Лена, Обь.

Читаем по предложению, обращая внимание на доску.

Показываю на доске моря, реки, озера.

Выпишите из текста через запятую географические названия. А кто-то один будет работать с оборотной стороны доски.

Проверка. России, Баренцево море, Балтийское море, Амур, Дальний Восток, Тихий океан, Волга, Дон, Енисей, Лена, Обь, Байкал.

Кто написал так же? Поднимите руки.

Кто допустил ошибки? Где? (Работа над ошибками)

Читают по предложению.

Чувство гордости за свою большую и богатую страну.

Выписывают географические названия: России, Баренцево море, Балтийское море, Амур, Дальний Восток, Тихий океан, Волга, Дон, Енисей, Лена, Обь, Байкал.

VI Информация о домашнем задании

Упр. 103. Стр. 60. Вам нужно списать ВСЁ упражнение и подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

Обязательно ответь на вопрос о своей городе!

VIII Подведение итогов урока. Рефлексия

Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего урока:

Сегодня мы хорошо поработали и много узнали.

Какова тема нашего урока?

Что нового вы сегодня узнали?

Что вы можете рассказать о правилах написания имён собственных?

Вернемся к задачам нашего урока. Достигли ли мы их?

1) Научились выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия?

2) Закрепили знания о правописании заглавной буквы в именах собственных

Что вам было интересно на сегодняшнем уроке?

Подошел к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок,

Вам девчонки и мальчишки-

Всем спасибо за урок!

Заглавная буква в географических названиях

Мы узнали, что страны, реки, озёра, города пишутся с большой буквы.

Имена собственные пишутся с большой буквы.

Страны, горы, города,

Все с заглавной буквы

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урка по русскому языку «Большая буква» (правописание стран, кличек животных, названий рек, городов, сел, деревень)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Предмет: Русский зык

Автор УМК : Полякова А.В

Тема: «Большая буква» ( правописание стран, кличек животных, названий рек, городов, сел, деревень)

Тип урока: систематизация

Цель урока: Систематизировать знания о написании слов, которые всегда записываются с большой буквы.
Задачи:

Актуализировать знания о написании имен, фамилий и отчеств людей с большой буквы.

Сформировать умение различать слова, которые записываются с большой буквы и с маленькой (если это не начало предложения).

Сформировать умение правильно записывать клички животных, название городов, сел, деревень, рек; определять, каким правилом регулируется написание, применять это правило.

уметь распознавать в тексте и на слух слова, которые пишутся с большой буквы;

Уметь записывать слова с большой буквы.

-Чему вы научились на прошлом уроке? (записывать имена, фамилии и отчества людей с большой буквы).

-Как вы думаете, все ли слова мы узнали, которые пишутся с большой буквы? (нет)

-Сегодня мы с вами узнаем, какие еще слова пишутся с большой буквы.

Актуализация опорных знаний.(7 минут)

-Прочитайте текст. Какое задание нужно выполнить? ( выбрать букву)

-Как правильно выбрать букву?(Если это имя, фамилия или отчество, то пишется с большой буквы). Запишите предложения.

(Л,л)иза пошла в (М,м)агазин за (К,к)онфетами. По (Д,д)ороге она встретила (О,о)дноклассника (М.м)ишу (С.с)оловьева. Он ей рассказал, что звонила (Е.е)лена (Н,н)иколаевна и сказала, что завтра(У, у)роков не будет.

-Какие слова мы записали с большой буквы? На какие группы можем разбить слова? (на те, которые пишутся с большой буквы и на те, которые пишутся с маленькой буквы)

3.Обобщение и систематизация знаний.(7 минут)

— Почитайте текст. Можете ли вы объяснить, почему эти слова написаны с большой буквы? На какие группы мы можем разбить эти слова? (названия столбцов заполнено частично, названия некоторых столбцов дети заполняют самостоятельно)

В России есть город Иваново, рядом с ним находится село Пинск. В этом селе на улице Гагарина живет необычная собака по кличке Линда. На груди этой собачки белое сердечко.

В первую строку выпишите названия из текста. Во второй строке запишите те названия, которые вы знаете.

4.Применение знаний и умений в новой ситуации.(10 минут)

Запишем под диктовку:

Сережа Макаров, река Кама, лапа, Франция, деревня Малиновка, соль, улица Сибирская, кошка Дымка, Семен Степанович.

-Пропустите в своей тетради 1 строчку. Откройте учебники на странице 41, упражнение 50. Прочитайте текст.

-Выпиши из текста название реки.

-После запятой выпишите город.

-Выпишите из текста название реки на букву В.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(10 минут)

— Ребята, проверьте текст, написанный Незнайкой. Выпишите в столбик слова, которые нужно записывать с большой буквы в тетрадь. Рядом нужно будет записать к какой группе относится слово (имя, фамилия, отчество, город, река, деревня, кличка животного)

Включение в систему знаний.(9 минут)

-На какие группы делятся слова, которые мы всегда записываем с большой буквы? (имена, фамилии, отчества, страны, названия городов, деревень, сел, рек, клички животных)

-Ребята, сейчас мы с вами создадим схему, которая будет служить нам подсказкой пи выполнении заданий, где нам нужно будет осуществить выбор буквы (большая или маленькая)

-На что похожа наша схема( на солнышко)

-Что мы напишем в центре? (слова, которые пишутся с большой буквы)

Источник

Урок по русскому языку на тему «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в написании кличек животных» (2 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МКОУ Новобирюсинская СОШ

Урок русского языка

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в написании кличек животных.

Тип урока: получение новых знаний

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные и писать с заглавной буквы клички животных.

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету,

прививать этические нормы поведения, формировать понятие дружбы;

Планируемые предметные результаты:

понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

— уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

— уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

— уметь планировать учебное сотрудничество в паре (КУУД);

— уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

— формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

— уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛД);

фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной.

I Организация начала урока

Доброго утра желаем всем.

— Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

— Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. Улыбнёмся как наше солнышко. (Улыбаются)

— Настроение у всех хорошее – значит, всё у нас получится!

А что ещё нам нужно, чтобы всё у нас получилось? (внимание, дружба,…)

Девиза урока “С малой удачи начинается большой успех” ( чтение слайда хором, понимание девиза)

А в городе просыпаются жители…

(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок

Запишите число и классная работа.

II Актуализация опорных знаний

Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие. Но чтобы отправиться в путешествие, нужно убедиться в готовности к нему. Выяснить, зачем мы отправляемся путешествовать.

— Прочитайте слова, записанные на экране.

( солнце, утро, город, девочка, мальчик, Дружок)

— Что объединяет эти слова? (имена существительные)

— Почему вы так решили?

(обозначают предметы и отвечают на вопросы: что? кто?)

Какие задания можно выполнить с данными существительными? (поделить на группы)

Обговорите в парах и запишите в тетрадях свои группы.

— Как разделили данные существительные на две группы?

(одушевлённые и неодушевлённые)

Какие существительные называются одушевлёнными?

Какие существительные называются неодушевлёнными?

(на слайде: солнце девочка

— Оцените правильность выполнения «светофориком»

— Молодцы, с этим заданием справились.

А как вы думаете, какое слово во втором столбике лишнее и почему? (лишнее Дружок, потому что это имя собственное)

— А как называются оставшиеся имена существительные? (нарицательные)

— В чём отличие имён нарицательных от имён собственных? (собственные пишутся всегда с большой буквы, а нарицательные нет)

— Посмотрите на слайд.

Как вы поняли? Какое задание предстоит вам выполнить? (животным подобрать клички). Работаем в парах.

— Оцените правильность выполнения «светофориком».

— Молодцы, и с этим заданием справились.

А что объединило эти слова? (существительные, это животные)

На какие группы поделено?

И, так над чем мы будем работать? (собственные отличать от нарицательных и верно писать клички животных, дети формулируют тему урока)

Чтение с доски хором темы урока.

«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в написании кличек животных»

(какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным) ( затем чтение со слайда)

( их различать) (затем чтение со слайда)

(применить свои знания на практике) (затем чтение со слайда)

Работают в парах, рассказывают друг другу правила (собственные и нарицательные с примерами)

Какие существительные называются собственными? (которые пишутся с заглавной буквы). А какие существительные мы пишем с большой буквы?

(имена, отчества, фамилии людей; клички животных; названия государств, стран, городов, сёл, деревень, рек, морей, озёр, улиц, журналов, книг. Примеры.)

Закрепление по слайду. Хоровое прочтение вывода.

имена, отчества, фамилии людей;

— названия государств, стран, городов, сёл, деревень, рек, морей, озёр, улиц, журналов, книг.

– А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру

«Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!»

Собака, Дружок, корова, Буренка, село, Шелаево, река, страна, фамилия, Иванов, Олег, Иванович, зяц, медведь, Москва, Бирюса, озеро, Байкал, город, Красноярск.

Я думаю теперь вы готовы к путешествию. Едем на паровозике в Простоквашино. (слайд)

Пристегнули ремни и едем.

1. На пути станция «Соствляйкино». (слайд)

Какое задание предложили жители станции?

в, сидит, траве, васька, кот (Васька с маленькой буквы, а это имя собственное) (составить предложение)

Проверяем как выполнили задание в парах. Проверка по слайду. Один ученик объясняет.

Оцените правильность выполнения «светофориком». Молодцы! Потом проверяется нахождение главных и второстепенных членов предложения и обозначение частей речи.

2. Путешествие продолжается. Мы на станции «Отгадайка»

Что же здесь нам приготовили жители? Ребус. Зашифровано слово (подруга)

Запишите и выделите корень в данном слове. Какую орфограмму выделили? Совсем скоро мы узнаем почему по, а не па. А какое однокоренное слово придумали? (друг) Молодцы!

3. Едем дальше. Перед нами станция «Думайка»

На слайде слова. Лень, Лена, яблоко, Бирюса, корова, Иркутск, умная, собака, пеньки, Жулька.

Какое слово лишнее? (умная, это прилагательное)

Что вы можете сказать об остальных словах? (существительные, собственные и нарицательные)

Какие задания вы могли бы выполнить? (на группы собственные и нарицательные)

Жители города предлагают своё задание. Запишите слова, в которых букв больше, чем звуков. Работаем в парах. (лень, пеньки, Жулька)

Оцените правильность выполнения «светофориком».

А какое слово лишнее? (лень- один слог). А как перенесём остальные слова? Делим переносом. (пень-ки, Жуль-ка). Молодцы!

Оцените правильность выполнения «светофориком».

4. Едем. И вот мы в Простоквашино. Нас встречают друзья. Кто их может назвать? (дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик, почтальон Печкин)

А что вы можете сказать о мальчике дяде Федоре? Какой он?( Он добрый, заботливый, вежливый, очень любит животных, умеет с ними дружить.)

И вы должны помнить, что нужно любить и заботиться о наших меньших братьях, нельзя обижать их.

— Они предлагают вам выполнить задания на карточках.

1 вариант берёт сиреневые карточки. Читает самостоятельно задания и выполняет их.

Зачеркни лишнюю букву и верно запиши.

В (Д, д)еревне (П, п)ростоквашино живут друзья. Нас встречает дядя (Ф, ф) ёдор. Его друг (К, к)от (М, м) атроскин пьёт молоко. Добрый (П,п)ёс (Ш, ш)арик готовит пирог. Любознательный (П, п) очтальон (П, п) ечкин разносит письма и посылки

2 вариант берёт оранжевые листочки. И самостоятельно выполняет задания.

Найди, исправь ошибки и верно запиши.

В Деревне простоквашино живут друзья. Нас встречает дядя федор. Его друг Кот матроскин пьёт молоко. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки

Что записано на карточках? (текст)

Докажите что это текст. Как его можно озаглавить?( все предложения связаны по смыслу)

У кого сиреневые зачёркивают лишнюю букву, убирают скобки и записывают текст, а у кого оранжевые исправляют в тексте ошибки и верно записывают.

Затем взаимопроверка. Сверяются с текстом на слайде.

В деревне Простоквашино живут друзья. Нас встречает дядя Федор. Его друг кот Матроскин пьёт молоко. Добрый пёс Шарик готовит пирог. Любознательный почтальон Печкин разносит письма и посылки.

Оцените правильность выполнения «светофориком».

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

-Наше путешествие подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке? Что особенно вам запомнилось? Чтение хором стихотворения со слайда.

Почему же мы с тобой

Пишем с буквы прописной:

Котик Васька и Пушок;

Пёсик Шарик и Дружок;

Дети – Поля и Антон;

Дядя Коля, дед Семён;

Красноярск и Абакан;

Реки – Волга и Бирюса?

Скажешь всем наверняка! (Имена собственные пишутся с заглавной буквы)

А почему котик, пёсик. Дети, дядя, города, реки записаны с большой буквы? (стихотворение)

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

могу похвалить себя и одноклассников за ….

— Если было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, прикрепите к дереву листочки зеленого цвета, если некоторые задания вызвали затруднения – желтого цвета. Красивое получилось дерево. Запахло весной. Поздравляю всех с приходом весны. Спасибо за урок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *