Не думайте что говорить вам
Не думайте что говорить вам
“Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас” (Матф.10:20). В этом стихе Спаситель продолжает Свою речь, начатую в предыдущем стихе, и говорит о том, что через Апостолов перед правителями и царями будет свидетельствовать Святой Дух.
Некоторые любознательные читатели могут задать вопрос о том, неужели Апостолы самостоятельно не могли найти ответы на вопросы враждебно настроенных к ним правителей и царей, и для ответа врагам распространителей Благой вести необходима была помощь Духа Святого? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Апостолы Христовы были святыми людьми, наделенными проницательным умом и сообразительностью. Таким образом, Апостолы могли бы самостоятельно ответить на любые каверзные вопросы враждебно настроенных к ним царей и правителей. Однако, цари и правители могли не обратить внимания на правдивые ответы Апостолов, лицемерно не заметить их правоты и, вероломно попирая правду и справедливость, обречь Апостолов на суровое наказание.
Древним евреям хорошо была известна истина, что если с человеком начинал говорить Господь Бог или Дух Святой, то этот человек несмотря на свою склонность к совершению несправедливых поступков, в присутствии Бога не мог сотворить зла. В Библии говорится «ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой» (Пс.5:5). Слова Бога, сказанные через Апостолов правителям и царям, являлись истиной в конечной инстанции, которой никто не мог опровергнуть, и вынужден был подчиниться ей. Это подтверждалось тем доводом, что Дух Божий, на тот момент находящийся в душах Апостолов, вступал в контакт с душами царей или правителей. И поэтому эти души, обезоруженные присутствием Бога, не могли совершить никакого зла и противиться Воле Божьей. «Ты- Господь всех, и нет [такого,] кто воспротивился бы Тебе» (Есф.4:17). Таким образом, Дух Святой говорил через Апостолов для того, чтобы защитить их от несправедливости и зла, которые могли исходить от правителей и царей.
А теперь рассмотрим разбираемый стих более подробно и детально. Разбираемый стих начинается со слова «ибо». Это слово представляет собой соединительный союз и обозначает «потому что так; так как» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд, с.230). Этим словом пояснено и обоснованно то, почему это событие произойдет в таком виде. Этим словом Спаситель говорит о том, что Апостолам будет дано, что сказать, потому что в них будет говорить Дух Святой. Об этом ясно пишется в разбираемом стихе «ибо не вы будете говорить». Этими словами Спаситель указывает на то, что Апостолам не придется думать о том, какие ответы давать.
В дальнейшей части стиха сказано, кто будет говорить в душах Апостолов. «Но Дух Отца вашего будет говорить в вас». То есть в этой части разбираемого стиха конкретно говорится о том, Кто за Апостолов будет выполнять работу, связанную с подготовкой ответов Апостолов, которые будут адресованы их врагам и направлены для защиты Апостолов. Это будет делать Дух Отца вашего.
Древние евреи всегда считали своим духовным отцом Господа Бога. Об этом в Библии пишется так. «На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога» (Иоан.8:41). Поэтому в разбираемом стихе Отцом Апостолов назван Господь Бог. Более того, в разбираемом стихе дается уточнение, что Дух Отца вашего и будет помогать Апостолам. Духом Бога является Дух Святой. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26).
Иными словами в разбираемом стихе говорится о том, что Сам Господь Бог не будет присутствовать зримо, но с Апостолами будет присутствовать Дух Божий, находящийся в душах Апостолов. Более того, в разбираемом стихе указывается на то, где Дух Божий будет находиться, и что Он будет делать. Дух Божий будет говорить в вас. То есть Дух Божий, находясь в душах Апостолов, будет говорить в них. Причем будет говорить так, чтобы Духа Божьего слышали только Апостолы. Ведь Святой Дух, как сверхъестественная Всемогущая Личность мог одновременно говорить в душах всех присутствующих людей. А мог громогласно говорить голосом с присутствующими людьми. Восприняв слова Духа Божьего, которые будут сказаны в их душах, Апостолы будут эти слова озвучивать сами.
Любознательный читатель может спросить, почему Дух Святой не может говорить голосом Апостолов вместо них? Предположительно на этот вопрос можно ответить следующим образом. Возможно Дух Святой не говорит за Апостолов, а говорит внутри них для того, чтобы Апостолы имели возможность услышать и обдумать слова Духа Святого. И если они согласны с этими словами, то они по своей доброй воле их озвучат. Подтверждением этого предположения служит та часть разбираемого стиха, в которой сказано, что Святой Дух говорит не за Апостолов, а говорит в их душах. Таким образом, можно предположить, что Апостолы, услышав мысли Святого Духа, озвучивают их сами, проявляя для такого озвучивания свою добрую волю.
Главной причиной, по которой в душах Апостолов будет говорит Дух Святой может являться следующее предположение. Коль Матфей написал о том, что в Апостолах будет говорить Дух Святой, то этим он указал на очень важный момент в описании происходящего события. Таким важным моментом может быть главное предназначение в первом служении Апостолов, связанное с оповещением о приходе Мессии, связанное с рассказом о Его учении. Поскольку внимание древнееврейского народа было приковано к деятельности Апостолов, как к глашатаям Мессианского учения, то каждое их слово, каждый их поступок внимательно анализировался и обсуждался людьми и передавался из уст в уста, из селения в селение. Люди с большим вниманием относились и к словам Апостолов, которые они произносили перед правителями и царями. Шпионы синедриона специально пытались задать Апостолам каверзные вопросы, чтобы принародно попытаться их дискредитировать, тем самым желая показать то, что они якобы пришли не от истинного Мессии. Поэтому точные и исчерпывающие ответы Апостолов, наряду с чудесами, совершаемыми ими, служили доказательством того факта, что они говорят не сами по себе, а от имени Истинного Мессии. Поэтому ответы Апостолов перед судьями, правителями, царями и присутствующим народом, имели огромное значение не только в их проповеднической деятельности, но и в отношении подтверждения того, что они являются посланцами Истинного Мессии. Вот для того, чтобы ответы Апостолов были идеальными, быстро сказанными и понятными для всех окружающих, в душах Апостолов и говорил Дух Святой. Поскольку слова Апостолов расценивались народом как слова пославшего их Мессии, то эти слова также являлись доказательством в глазах людей того факта, что Апостолы говорят от имени Бога.
Таким образом, меткие и точные слова Апостолов, произнесенные перед судьями, правителями и царями, сказанные принародно, служили исполнению главной миссии Апостолов. Во-первых, подтверждению того, что они говорят от Истинного Мессии. Во-вторых, всенародному распространению учения Мессии в ясной и доступной для понимания форме. Потому что перед судьями и царями Апостолы излагали учение пославшего их Мессии. Вот для выполнения этой очень важной задачи в душах Апостолов и говорил Дух Святой.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что Дух Святой в душах Апостолов говорил для того чтобы помочь Апостолам в осуществлении их проповеднической деятельности, а также для того, чтобы защитить Апостолов Своим присутствием от всякого зла, как сверхъестественного, так и исходящего от людей.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 10:19
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 19-20 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас
Бог везде Свое совершает, хотя бы и никто и не обращал на то внимания. Это служило для них утешением не потому однако, чтобы они желали отмщения другим, а потому, что могли быть уверены, что Тот, Кто предвидел и предсказал им эти злоключения, будет всюду с ними присутствовать, и что они будут терпеть эти бедствия не как преступники и злодеи.
Кроме того, Он и другое присовокупляет немалое для них утешение, говоря: когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
Чтобы они не сказали: как можно нам убеждать при таких обстоятельствах? – Он повелевает им быть твердо уверенными и относительно защиты. И в другом месте Он говорит: Я дам вам уста и премудрость (Лк. 21:15); а здесь, говоря: Дух Отца вашего будет говорить в вас, Он возводит их в достоинство пророческое.
Беседы на Евангелие от Матфея.
Прп. Исидор Пелусиот
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать
На слова: не пецытеся, како или что возглаголете, и еще: готови присно ко ответу (1 Пет. 3:15).
Письма. Книга III.
Блаж. Августин
Ст. 19-20 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас
В этом чтении мы слышали: Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. И в другом месте Он говорит: И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Неужели те, кто тогда слышал этот голос, будут пребывать здесь до скончания века? Но Господь заботился не только о тех, кому предстояло покинуть эту жизнь, но также и об остальных, и о нас самих, и о тех, кто после нас будет пребывать в этой жизни, наших преемниках, и видел всех воедино в Своем теле. И потому этот Голос, который говорил: Я с вами во все дни до скончания века, услышали не только они, но и мы. И если тогда мы не слышали [Его] в нашем ведении, то слышали в Его предведении. Вот почему нам, спокойным, словно овцам среди волков (Мф. 10:16), следует придерживаться заповедей Того, Кто предостерегает нас, чтобы мы были просты, как голуби, и мудры, как змии. Просты, как голуби, чтобы мы никому не вредили; мудры, как змии, чтобы остерегались, чтобы никто не навредил нам.
Проповеди.
Блаж. Иероним Стридонский
Ст. 19-20 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ст. 19-20 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете: дастбося вам в той час, что возглаголете
Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете
Чтобы они не сказали, каким образом мы, люди простые и неученые, будем в состоянии убедить ораторов и философов, заблаговременно разрешает это их недоумение, говоря: не пецытеся, како или что возглаголете…
дастбося вам в той час, что возглаголете
Дано будет, разумеется, Мною. Это же Он сказал и в другой раз при приближении крестных страданий, когда ученики спросили Его о кончине мира. Лука говорит, что тогда Он прибавил: Аз бо дам вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися или отвещати еси противляющиися вам (Лк. 21,15).
Толкование Евангелия от Матфея.
Прот. Иоанн Бухарев
Ст. 19-20 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас
Апостолы были из людей бедных и неученых рыбарей, посему понятно, они могли беспокоиться, как и что будут говорить, когда предстанут пред правителями и образованными людьми. И Господь успокаивает их, говоря, чтобы они не заботились об этом, потому что дастся вас в той час, что возглаголете (в тот час дано будет вам, что сказать). Не вы бо будете глаголющии (не вы будете говорить), но Дух Отца вашего, т. е. Сам Бог, Дух Святый – третье лицо Св. Троицы, глаголяй в вас – будет говорить в вас. Я дам вам уста и премудрость, говорил Господь апостолам подобно сему, по сказанию евангелиста Луки (21, 15). Так Господь предсказал о боговдохновенности свв. апостолов, т. е. о том, что они будут проповедовать и устно, а также, конечно, и письменно, не сами от себя, но по внутреннему внушению от Самого Бога – от Св. Духа.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать
У синоптиков (Мк. 13:10, 11; Лк. 21:11, 12) везде выражается одна и та же мысль, только в различных словах. Ученики не должны заботиться. Не должны обдумывать того, что говорить. Не должны защищаться. “В тот час”, когда именно они предстанут на суд, будет им дано, что им говорить.
Толковая Библия.
Троицкие листки
«Смотри, – говорит святитель Златоуст, – как Христос Спаситель с каждой печалью соединяет и приличное утешение. О тех, которые не будут принимать, говорит: «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому»; так же и здесь, сказав: «и поведут вас к правителям и царям», присовокупил: «за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками». А страдать за Христа, и страдать из-за обличения язычников, – это немалое составляет. Их утешало то, что Тот, Кто предвидел и предсказал эти злоключения, будет везде между ними присутствовать, и что они будут терпеть не как преступники и злодеи». Кроме этого Он присовокупляет и другое немалое для них утешение: когда же, – говорит Он, – будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Но почему же Тот, Кто сказал: «не заботьтесь, как или что сказать», через апостола Петра повелевает: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1 Пет. 3:15). На это отвечает блаженный Феофилакт: «Когда намереваемся беседовать среди верных, в таком случае нужно нам наперед позаботиться и приготовиться к ответу, как внушает апостол Петр; но в деле с неистовыми народами и царями Господь обещает собственную силу, дабы мы не боялись». А чтобы апостолы не сказали, – как можно нам убеждать при таких обстоятельствах, Он повелевает им защищаться со всей смелостью, как в Евангелии от Луки сказано: «Я дам вам уста и премудрость» (Лк. 21:15), а здесь Он возводит их в достоинство пророческое. Потому-то, когда сказал о данной им силе, говорит и о бедствиях, об убийствах: предаст же неверующий брат верующего брата на смерть, И неверующий отец предаст уверовавшего сына; и восстанут неверующие дети на уверовавших родителей, и умертвят их.
Такова будет сила вашей проповеди, которая расположит верующих в Меня ради Меня не обращать внимания на самую природу, на родителей, на детей. И из-за этих бедствий предстоит вам много скорбей: и будете ненавидимы всеми миролюбцами, всеми неверующими в Меня, но утешайте себя тем, что эту ненависть вы будете терпеть за имя Мое. Обыкновенно бывает, что многие начинают дело с ревностью, а впоследствии ослабевают, но Я смотрю на конец: претерпевший же все мучения до конца, и оставшийся твердым в вере, спасется, он получит венец блаженства в Царстве Небесном. «Что пользы, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – в тех семенах, которые сначала цветут, а после скоро увядают? Ибо хотя Я избавлю вас от первых опасностей, но Я соблюдаю вас для более тяжких, за которыми опять последуют – еще новые, и не прекратятся против вас наветы, злоумышления, даже до последнего вашего издыхания. Как велика сила Того, Кто так говорил! Как велико любомудрие тех, которые Его слушали! Как эти робкие рыбари, которые не бывали далее своего озера, слыша это, не удалились? Как они не подумали про себя: «Куда бы нам убежать? Против нас и судилища, против нас и цари и правители, иудейские синагоги, народы Еллинские… Ты воздвиг против нас всю вселенную, вооружил против нас всех живущих на земле… Люди сделаются из-за нас и братоубийцами, и детоубийцами, и отцеубийцами… Как же будут верить нам прочие, когда увидят, что из-за нас родители убивают детей, братья братьев? не будут ли нас отовсюду изгонять, как злых демонов, как развратителей и губителей вселенной, когда увидят землю, напоенную кровью родных. Хорош же будет мир, который мы преподадим, входя в домы и наполняя эти домы убийствами? Если бы нас было и много, а не двенадцать человек, если бы мы были не простые и безкнижные, а мудрые и сильные в слове, если бы мы были даже царями, имели бы войска и множество богатства, и тогда как могли бы убедить кого-нибудь, возжигая такие ужасные брани. » Так могли подумать апостолы, но они ничего подобного не думали, но только соглашались и покорялись. Особенно я удивляюсь в них тому, – рассуждает святитель Златоуст, – что они не поколебались, не стали просить освобождения от опасностей тогда, когда должны были претерпевать их не два, не три года, а целую жизнь. Ибо это самое Господь дает понять словами: «претерпевший же до конца спасется». Он хочет, чтобы не только являлась Его сила, но чтобы и они сами действовали, ибо смотри: иное Им совершается, а другое – учениками. Творить чудеса – Его дело, а нестяжевать ничего – это дело учеников.
«Итак, что послужит к нашему оправданию, – говорит святитель Златоуст, – когда, видя такие примеры, среди самого мира ослабеваем и падаем? Никто против нас не воюет, а мы закалаемся; никто нас не гонит, а мы изнемогаем. Нам определено спасаться среди мира, и того мы не можем сделать! Апостолы и тогда, когда вся вселенная горела, среди пламени исторгали из огня горящих, а мы и себя не можем сберечь! Какое после этого мы будем иметь оправдание? Какое прощение? Нам не угрожают ни раны, ни темницы, ни власти, ни синагоги; ибо и самые цари у нас благочестивы, и христиане в великой чести, и наслаждаются тишиной, и при всем том мы не побеждаем… Теперь, если бы случилась (чего не дай Бог никогда) брань и гонение на Церковь, подумай, сколько было бы уничижения, какое было бы поношение. Ибо прославится ли подвигами в сражении тот, кто себя к тому не приготовит? Стой же против страстей, переноси мужественно душевные болезни, дабы мог ты переносить и телесные болезни. Ибо если бы блаженный Иов не был хорошо приготовлен к подвигам, прежде наступления оных, то не просиял бы так светло во время подвигов»… Вот почему и сказано в Писании: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2:1). Так и уготовляли себя ревнители благочестия. Во времена Златоуста много лет подвизался в глубокой пустыне преподобный Иеракс… Однажды бесы пришли к нему видимым образом и сказали: «Старец! ты проживешь еще полсотни лет; возможно ли терпеть так долго в этой безлюдной пустыне? Иди отсюда!» Старец им на это отвечал: «Очень жаль, что так мало остается мне жить на свете; а я было запасся терпением еще на двести лет». При этих словах Иеракса бесы исчезли… Это значит, что святой подвижник решился терпеть все скорби, все лишения пустынной жизни до конца. Видно, твердо помнил он слово Спасителя: «терпением вашим спасайте души ваши… претерпевший же до конца спасется».
Троицкие листки. №801-1050.
Толкование на От Матфея 3:9
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 3:9 / Мф 3:9
Иоанн Златоуст (
и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму
Итак, не оставайтесь в прежних ваших пороках, не указывайте, по обычаю, в свою защиту на благородство ваших предков — Авраама, Исаака и Иакова. Впрочем, этими словами он не возбранял им называться потомками этих святых, но возбранял слишком полагаться на это, пренебрегая добродетельною жизнью. Говоря так, он раскрывал и настоящие их мысли, и предрекал будущее. Действительно, они и после того еще говорили: мы «семя Авраамово и не были рабами никому никогда» (Ин. 8:33). Так как это особенно побуждало их к гордости, и приводило к погибели, то Иоанн прежде всего и обличает этот порок. Смотри же, с каким уважением к патриарху приступает он к их исправлению! Сказавши: «Не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»», не сказал: патриарх не может принести вам никакой пользы, но с какою-то кротостью и ласковостью то же самое дал разуметь словами: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Некоторые говорят, что здесь Иоанн указывает на язычников, называя их иносказательно камнями. Но, по моему мнению, слова эти заключают в себе и другую мысль. Какую же? Не думайте, говорит, что если вы погибнете, то патриарх уже останется бездетен. Нет, нет! Богу возможно и от камней дать ему детей и продолжить род его, так как и с начала так было, потому что от камней быть людям все то же, что родиться младенцу от бесплодной матери. Так и пророк, указывая на это, говорит: «Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас» (Ис. 51:1−2). Итак, напоминая им об этом пророчестве, он показывает, что как с самого начала Бог чудесным образом соделал Авраама отцом, как бы из камня, так и ныне это возможно. Примечай, как он их и устрашает, и поражает. Не сказал, что уже воздвиг, чтобы они не пришли в отчаяние, но — что может воздвигнуть. Притом не сказал, что может людей воздвигнуть от камней, но гораздо более — родных чад Аврааму. Видишь ли, как он их отводит от плотских мыслей и надежды на предков, чтобы они в собственном покаянии и смиренномудрии имели надежду на спасение? Видишь ли, как он, истребляя в них мысль о родстве по плоти, вводит родство по вере?
Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.
Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)
и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму
Что это значит? Великий Иоанн желает, чтоб слушатели его наследовали образ мыслей и чувствования Авраама, и вместе требует от них: не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама. Эти слова проповедника покаяния заключают в себе то печальное значение, что потомки Авраама, не имея ни его образа мыслей, ни его чувствований, ни праведных дел его, чрезвычайно были заняты своим происхождением по плоти от Авраама; тщеславились этим происхождением, по поводу его презирали прочие народы. В этом отношении израильтяне следовали общему обычаю враждебного Богу мира. Основателем Вавилонского царства был начальник шайки разбойников, Нимврод; основателем государства Римского был другой разбойничий атаман, Ромул; родоначальниками прочих народов, основателями прочих государств были лица, наиболее подходившие достоинствами к Нимвроду и Ромулу. Напротив того, родоначальником израильтян был муж святой, наименованный другом Божиим, Авраам; законодатель их был другой святой муж, дивный чудотворец — Моисей; много других святых мужей возникло из среды их; сам Мессия, сам Богочеловек долженствовал родиться в семье израильского народа. Напыщенное мнение о себе по поводу происхождения от Авраама заразило весь народ гордостью, соделало его неспособным к принятию покаяния, к обращению его к Богу, к принятию им обетованного Мессии. Проницательно великий Иоанн Предтеча направил первые слова проповеди против главного народного недуга, против пагубного самомнения. Не начинайте глаголати в себе, отвергните тайную мысль, глубоко укоренившуюся в сердцах ваших, отца имамы Авраама! Не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама, потому что таким напыщенным мнением о себе вы уничтожаете всякое духовное родство; мало! всякое сближение и отношение между вами и Авраамом.
Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Знайте, что Авраам благоугодил Богу верою (Рим. 4:3), что Авраам служил Богу духом и истиною, и потому потомство Авраама есть духовное, составляется из всех человеков, стяжавших истинную веру в Бога, без всякого плотского участия гражданской народности, яко быти ему (Аврааму) отцу (отцом) всех верующих в необрезании, и отцу обрезания, не сущим точию от обрезания, но и ходящим по стопам веры отца нашего Авраама (Рим. 4:11−12). Напрасно вы, упоенные самомнением и гордынею, упоенные плотским мудрованием, исходящим от падшего ангела, презираете, уничижаете прочие народы! Если они столько чужды истинных понятий о Боге и столько мертвы сердцем, что могут быть безошибочно названы камнями, то глаголю вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму!
Источник: Аскетическая проповедь.
Фотий Константинопольский
и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму
Трактат 31. Как следует понимать, что «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9; Лк. 3:8)?
Поверхностное значение этих слов без какого-либо более глубокого размышления, пожалуй, учит, что каким образом Бог сложил тело живого существа из сыпучего, зыбкого и земляного вещества и преобразил прах в естество и вид человека, точно так же легко и нисколько не затруднительно сложить человеческую ипостась из более твердой природы камня, если Бог в качестве мастера предпримет эту работу, и сделать возникших из такого материала детьми Авраамовыми. Ведь скрепить и собрать прах в человеческую плоть и преобразить твердую природу камня в живое тело есть дело не менее, чтобы не сказать более удивительное.
С другой стороны, не только первый человек возник из праха и чудесным образом, но и жена Лота, окаменевшая в соляной столп, неразрешимостью чуда возвещает неизреченную и непостижимую силу Божию, являя утрату природы без явного повреждения и возникновение иного облика и ипостаси, — и тем, чем она стала, она не была, но сделалась тем, что по человеческому разумению не могло получиться без распада прежнего [облика]. Итак, Бог, творящий такие чудеса и взыскавший тогда с одной женщины кару за преступление заповеди, желая человеку «спастись и достичь познания истины» (см. 1 Тим. 2:4), чего не сделает из человеколюбия, если увидит, что естество камней больше пригодно для того, чтобы стать детьми Авраамовыми? Ибо иудеям, немалая часть которых была извержена из племени, не настолько же легко считаться детьми Авраама, насколько Богу — с помощью камней сделать для него многих сынов.
Если же кто-то хочет объявить это речение пророческим делом, то камни, о которых тогда говорил Предтеча, и из которых, как он провещал, восстанут дети Аврааму, — эти камни, рассевшись из-за Владычнего страдания и разломившись, и как бы зачав от чуда при добровольном страдании Спасителя, всемирном спасении и воскресении, родили и произвели на свет многих людей для благочестия, своим претерпеванием, словно громким голосом и небесной проповедью, отвращая людей от дерзости против Спасителя и заблуждения, и руководствуя к познанию истины и даруя повод взирать на дар пакибытия. Их-то сообщество веры и считает, и именует сынами Авраамовыми скорее, чем кровных.
Если же твоему боголюбию хочется прийти к некоему умозрению посредством буквального понимания и под камнями подразумевать ослепленных и жестокосердых язычников (а из них был восполнен удел Авраамов, когда они от слепоты обратились к созерцанию спасения и от еллинского заблуждения — к тайноводительству Духа), то я думаю, и в этом случае ты не окажешся правящим далеко от меты, которую поставило и утвердило на церковном ристалище постижение умозрительной истины.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму
Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму, то есть и жестокосердых и в подобие камня, как я, может размягчить благодатию Своею и сделать их сострадательными, милостивыми, незлобивыми, терпеливыми. Это не меньшее, даже большее чудо, чем простой камень обратить в человека. Так силен Бог наш, так благ без меры, так премудр без конца! Грешники! Все обратитесь к Богу.
Источник: Дневник. Том 16. Апрель.
Иероним Стридонский (
и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму
Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму
Камнями он называет язычников за их жестокосердие. Читай пророка Иезекииля: И возьму, говорит, из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное (Иез. 36:26). Камнем обозначается твердость, а плотью — нежность. А может быть и так, что указанными словами он показывает могущество Божие, т. е. то, что Создавший все из ничего, может и из крепчайших скал сотворить народ.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Феофилакт Болгарский (
и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму
И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам
Им служило к погибели то, что они полагались на свое благородное происхождение.
ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму
Под камнями разумеются язычники, из которых многие уверовали. Кроме того, Иоанн говорит и так просто, что Бог и от камней может создать детей Аврааму. Ибо и ложесна Сарры по бесплодию были камнем, однако она родила. Когда же воздвиг Господь чад Аврааму от камней? В то время, когда распяли Его и многие, увидев рассевшиеся камни, уверовали.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
И не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама, глаголю бо вам: яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму
И не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама
Не начинайте (μη δοξητε — не думайте), т.е. не желайте. Увещевает, чтобы они не говорили в сердцах своих: отца имамы Авраама, и нам достаточно для добродетели того, что мы от него происходим. Слишком хвалящимся добродетелями предков не должно нерадеть — и о собственных добродетелях…
глаголю бо вам: яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму
Не думайте, говорит, что у Авраама не будет детей, если вы погибнете без плода добродетелей; Бог может воздвигнуть детей Аврааму и из этих неодушевленных камней, как воздвиг ему самого Исаака из неодушевленного и окаменелого чрева Сарры. Можно и иначе сказать: не хвалитесь, что имеете начало своего рода в Аврааме: это не ваша заслуга, а Божий дар. По Своему всемогуществу, Он может воздвигнуть детей Аврааму не только из людей, но из этих, находящихся пред глазами, камней. Некоторые говорят, что эти слова указывают на уверовавших из язычников; будучи вначале недоступными и нечувствительными к истине, впоследствии они были усыновлены за свою веру. Другие же говорят, что этим намекается на тех, которые были усыновлены за то, что уверовали вследствие распадения камней во время страдания Спасителя. И те, и другие усыновлены Аврааму, как участники вместе с ним вечного наследия. Но, главным образом, дети Авраама это те, которые подражают его добродетелям и считаются достойными его участи в Царствии Небесном, будут ли они из иудеев, или из язычников. Родство по добродетели настолько больше родства по крови, насколько душа ценнее тела.
Источник: Толкование Евангелия от Матфея.
Михаил (Лузин) (1830−1887)
и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму
«И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам». Иудеи, в особенности фарисеи, полагали, что они праведны пред Богом и сделаются участниками в царстве Христовом только потому, что они — потомки Авраама, праведного и друга Божия. Одно это преимущество происхождения они считали своим преимуществом и для вступления в царство Мессии, точно также как на происхождении своем от свободной Сарры, а не от рабыни Агари, они основывали заключение, что они — народ свободный, а все прочие народы — рабы (Ин. 8:33−37, 39, 53, ср. Рим. 9:7 и д.). Иоанн говорит им, что это преимущество их, без внутренних добродетелей, имеет мало цены в очах Божиих: ибо Всемогущему возможно даже из этих камней, лежащих на берегу Иордана, воздвигнуть чад, достойных Авраама, вместо фарисеев гордых, лицемерных и недостойных своего праведного праотца. Права рождения или происхождения суть ничто для участия в царстве Мессии; нужны истинные добродетели. Некоторые под камнями иносказательно разумеют воинов римских, приходивших также к Иоанну (Лк. 3:14), или язычников вообще, которых Бог предположил призвать вместо неверных иудеев в царство Христово (ср. Злат. и Феофил.). Ср. учение Ап. Павла о сыновстве Авраамовом: Рим. 4:6, 9 и дал. Гал. 4 — «Детей Аврааму», т.е. «подражающих добродетелям Авраама, и удостаиваемых части или награды его в Царстве Небесном» (Евф. Зиг.). Ср. ниже Мф. 8:11−12. «Впрочем сими словами он не возбранял им называться потомками оных святых, но возбранял слишком на сие полагаться, пренебрегая добродетельною жизнию» (Злат.).
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму
(Лк. 3:8). У Луки приводятся почти буквально те же слова, как и у Матфея. Вместо “не думайте” (Мф.) у Луки сказано “не начинайте”, хотя в русск. оба выражения переведены одинаково. Иоанн не выражается просто: не говорите в себе, но “не думайте” об этом. Выражение: думать о том, чтобы что-нибудь сказать, было “иерусалимской фразой, которая встречается повсюду в Талмуде”. Однако на нее не следует смотреть только, как на гебраизм, потому что она свойственна и греческому языку.
Говорить в себе — говорить про себя (ср. Пс. 13:1; Откр. 18:7 и проч.). Фарисеи и саддукеи не столько заявляли на словах о своем происхождении от Авраама, сколько были в этом уверены, и эта уверенность определяла во многом их поведение.
Отец у нас Авраам, букв., отца мы имеем Авраама. Авраам называется “отец” вместо “праотец”, “предок”. Фарисеи и саддукеи переносили на себя, присваивали себе заслуги, честь и достоинство Авраама, думали, что главное их достоинство состоит в том, что они происходят от Авраама. Гордясь своим происхождением, они совершенно забывали, что главное значение перед Богом имеет не происхождение, а добрая нравственность человека.
Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму: мысль, опровергающая то, что думали про себя фарисеи. Креститель не говорит: из деревьев, животных и проч., но из камней, потому что на эти камни фарисеи и саддукеи походили больше всего. Они были духовно мертвы, холодны, бесчувственны, безжизненны. Сравнение, таким образом, выбрано не произвольно, но весьма относилось к делу и резко характеризовало духовное состояние фарисеев и саддукеев. Речь Иоанна, несмотря на ее краткость, отличается необыкновенной силой. Выражение из камней сих (вместо просто: камней) дает понять, что Иоанн указывал на те камни, которые были видны у Иордана. Это были, вероятно, сравнительно небольшие камни (λίθος), в отличие от больших или скал (πέτρα). Последние, если бы о них говорил Иоанн, в отношении к людям могли бы свидетельствовать об их твердости.
Греческое слово, переведенное словом воздвигнуть (ἐγείρω), значит собственно пробуждать от сна. Так как на русском нельзя сказать: Бог может из этих камней возбудить или пробудить от сна детей Аврааму, то в русск. употреблено наиболее подходящее слово “воздвигать”, не вполне впрочем отвечающее греч. слову. Бог может пробудить эти камни, так что они сделаются живыми, начнут двигаться и сделаются детьми Авраама. Из Нового Завета видно, что так и было вследствие проповеди Христа людям духовно мертвым (ср. Рим. 4:16; Гал. 3:29).
Источник: Толковая Библия.
Троицкие листки
и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму
Иоанн совершал крещение народа в Вифаваре, а это было место перехода Израильтян через Иордан при Иисусе Навине. Блаженный Иероним говорит, что камни, положенные на дне реки священной в память чудесного перехода через нее, еще были видны в его время. Указывая на эти камни, великий проповедник покаяния грозно продолжал свою обличительную речь к фарисеям: и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, не думайте надеяться на то, что вы происходите от Авраама, что если вы погибнете, то святой патриарх останется бездетным. И без вас найдутся достойные участники в Царстве Мессии, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих, из этих самых камней, на которых вы стоите в реке этой, воздвигнуть детей Аврааму, таких чад, которые будут подражать его вере и добродетелям и с ним удостоятся Царства Небесного. И от камней Бог может дать ему детей так же, как дал ему младенца от безплодной матери. А вы же все погибнете, если не принесете искреннего покаяния.
Источник: Троицкие листки. №801−1050.
Анонимный комментарий
и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму
Лучше прославиться, происходя из низкого рода, чем в славном роде уродиться достойным презрения. Ведь если кто происходит из славного рода и сам достигает славы, то блеск его славы принадлежит не только ему, а всему его роду. А кто, происходя из низкого рода, достигает славы, тому одному принадлежит весь блеск его славы. Так и вы не хвалитесь, говоря, что отец у нас Авраам, но скорее постыдитесь, что вы приходитесь сыновьями ему, а святость его не унаследовали.