Не гнись орешник о чем рассказ
Урок по чувашской литературе на тему «И ратный подвиг твой, ровесник, в нетленной памяти живет…»
Разделы: Литература
Эпиграф к уроку:
Мой сверстник!
Нам всего-то было
Тогда по восемнадцать лет.
Ход урока
Звучит песня “Фронтовики”. Объявляются тема и цели урока.
– Урок посвящается одной из самых волнующих тем чувашской литературы прошлого века: подвиг советского народа в годы Великой отечественной войны. Все дальше и дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Одной жизнью с народом жили писатели. Обычное “рабочее место” писателя-фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, пробирающийся по разбитой дороге, партизанская землянка, блиндаж… Теме подвига чувашских писателей и поэтов, ушедших на фронт прямо со школьной скамьи и прошедших войну, посвящается этот урок.
(Учитель читает стихотворение А.Лукашина “Мужество”).
Солдаты, солдаты,
А сколько нас пало у стен Сталинграда?!
А сколько нас пало на склонах в Карпатах?!
А сколько нас пули к земле пришивали? –
А мы в лазаретах опять воскресали.
Солдаты, солдаты,
А разве забудешь кавказские тропы,
Пожары в смоленских смолистых лесах,
Горячую кровь в опаленных окопах,
Героев с гранатой в застывших зубах?
Солдаты, солдаты,
Забыть невозможно народное горе –
Стоят обелиски на суше, на море
Тем, кто не вернулся с переднего края
На праздник Победы
Девятого мая!
— Ребята, как вы думаете, почему и в наши дни, когда люди живут совсем с другими проблемами, Великая Отечественная война продолжает жить в памяти людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме? (Ответы учащихся.) Правильно, надо внимательно и глубоко вчитаться, вдуматься в произведения писателей-фронтовиков, стремящихся исследовать, осмыслить наиболее трагические и самые героические страницы Великой Отечественной. В этих произведениях раскрываются истоки нашей Победы, духовный мир тех, кто ее завоевывал на фронте и в тылу.
(Учитель читает эпиграф, заранее написанный на доске):
Мой сверстник!
Нам всего-то было
Тогда по восемнадцать лет.
– Попробуйте сформулировать свое понимание эпиграфа.
А как же чувашские писатели откликнулись на всеобщее горе? Готовясь к этому уроку, мы создали творческие группы. Первая творческая группа должна была подготовить сообщение о литературе военных лет. Слово предоставим ее представителям.
В годы Великой Отечественной войны в литературе ведущее место занимала поэзия. Характерной ее особенностью явилось идейно-тематическое и жанровое многообразие, тесное взаимодействие с устно-поэтическим народным творчеством, изображение жизни, труда и борьбы людей не только своей республики, но всей великой семьи народов обширной страны. К первым откликам чувашской поэзии на фашистскую агрессию относятся стихотворения Семена Эльгера “Кровь за кровь”, “Слово гнева”, Петра Хузангая “Неприступный Ленинград”, “За родную Москву” и т.д. В них говорится о вероломстве гитлеровской Германии и справедливости нашей борьбы против темных сил фашизма.
Публицистическая статья, очерк, короткий рассказ представляли собой летопись воинской славы советского народа, горячий призыв писателей к мужественной защите Родины и жгучей ненависти к врагам.
Песни, сказки я слагал,
Их заучивали дети.
Мне как горный перевал
Были Пушкин, Данте, Гете.
Но пришел какой-то Фриц
Приложеньем к автомату
И желает, чтоб я ниц
Распростерся под команду.
Это он из рук моих
Хочет выбить книгу, знаю.
Но припомнив грустный стих
Крепче я приклад сжимаю.
Я не дам ему отнять
Что добыто нашей кровью,
Отстою отчизну-мать,
Что согрела нас любовью.
Отомщу за слезы вдов
И за кровь на детском банте,
И за честь, и за любовь,
И за Гете, и за Данте…
Учитель. К сегодняшнему уроку вы также должны были прочитать рассказы чувашских писателей-фронтовиков Леонида Агакова и Александра Артемьева. Что вы узнали о самих авторах? Слово предоставляется второй творческой группе.
3-й ученик. Александр Спиридонович Артемьев родился в 1924 году в Аликовском районе Чувашской республики. После окончания средней школы в 1942 году восемнадцатилетний юноша ушел на фронт. Вначале он – рядовой, затем – младший командир. Он прошел по дорогам войны в составе гвардейских частей до Берлина, а затем воевал против японских самураев на Дальнем Востоке, пересек пустыню Гоби, Хинганские горы и Маньчжурские сопки. Награжден орденом Отечественной войны I степени и многими боевыми медалями. Александр Артемьев – автор более десяти книг повестей и рассказов. Во многих из них воссоздал облик своих боевых друзей, их героизм в боях и вдохновенный труд в послевоенное время.
— Народный писатель Чувашии Леонид Яковлевич Агаков (1910-1977) воевал командиром стрелковой роты, затем был сотрудником дивизионной газеты “Советский патриот”. На страницах этой газеты было напечатано много его очерков о ратных делах наших солдат, острых публицистических статей о фашистских зверствах на временно оккупированной территории, в которых автор призывал бить врага до его полного разгрома и изгнания с нашей земли. Л.Я. Агаков показывает своих героев в тяжелых условиях войны и тыла, не теряющихся в самых экстремальных ситуациях, показывает их человечность и несгибаемый характер. Например, в таких произведениях: “Синичка”, “Солдатские дети”, “Партизан Мурат”, “Золотая цепочка” и другие.
Учитель. Давайте вернемся к рассказам “Кукушка” и “Не гнись, орешник”. О чем эти произведения?
(Учащиеся делают краткий анализ рассказов).
— Вопросы к учащимся:
— Оба рассказа ведутся от первого лица. Какую роль играет избранный автором принцип повествования от первого лица?
— Настя Мурзаева и Петр Астров. Что роднит этих людей?
— Какие эпизоды рассказов взволновали вас больше всего? Покажите эмоциональную силу этих эпизодов.(Дети должны вспомнить встречу героя рассказа и особо подчеркнуть как родная речь, родная песня помогала выжить в этих ужасных условиях войны. Найти подтверждения, прочитать отрывки из рассказов. В рассказе “Не гнись, орешник” найти отрывок, как чувашскую народную песню пел весь батальон. После этого можно включить песню “Не гнись, орешник”. Пока звучит песня, учитель делает вывод):
— Вот звучит песня. Песне ведь не нужно ни бумаги, ни типографии, песне нужна только душа, и она откликнется тысячами и тысячами голосов, долетит до родной стороны. В чем лучше может человек высказать свою душу, излить свое горе, поделиться своей радостью, выразить сочувствие, обрести уверенность, ощутить силу дружеского участия, как не в песне? И сегодня песня помогает в минуту грусти и скорби, омывая душу чистыми слезами и мудрым участием, в счастливые моменты одухотворяет, сплачивает людей.
Учитель. Родная речь, родное слово, родная песня помогала героям этих рассказов выстоять, пережить цепь бесконечных смертей и не ожесточиться. Послушайте, пожалуйста, как рассуждает об этом чувашский народный поэт Яков Ухсай.
4-й ученик. Яков Гаврилович Ухсай (1911-1986) прошел от Волги до Праги в рядах Советской Армии в качестве политработника и журналиста. Особое место в творчестве поэта периода Великой Отечественной занимает поэма “Письмо чувашских бойцов и командиров Н-ской дивизии родному народу”. В 1945 году он написал стихотворение “Родной язык”.
У Вислы я брожу иль у Дуная,
Взбираюсь ли на склон седых Карпат,
Везде родной язык я вспоминаю,
Всегда его слова в душе звучат.Но в час, когда мы говорим с врагами,
Становится иною наша речь;
Тогда родной язык горит, как пламя,
Звенит, как обнаженный к бою меч.А если земляка случайно встречу,
От радости захватывает дух.
Ласкают слух слова родимой речи,
Приятной, мягкой, как лебяжий пух.Родной язык! Не зная бед и горя,
С нуждой и притесненьем не знаком,
Звучи победно в мощном дружном хоре
С великим, славным русским языком!В народной песне – грустной иль задорной –
Как славно ты звенишь, родной язык!
Ты свеж, и чист, и светел, словно горный,
Вниз по камням струящийся родник!
Учитель. Девушки на войне. Какими рисуют писатели Настю и Лизу? Как проявляются их нравственные качества? (Отважные, смелые, в то же время ранимые. Но они чувствуют свой долг перед Родиной, ответственность перед товарищами и т.д. Они любят жизнь, вспоминают мирное время и стремятся вновь к мирной жизни. Они любят и любимы. Все это подтверждается примерами, отрывками из рассказов).
Писатели должны были показать, с кем мы воюем: не с немцем или итальянцем, а с фашистом! А его нельзя считать человеком, его нужно ненавидеть. Ненависть – страшное разрушительное слово, но в советских людях она не могла выжечь человеческое, потому что в них жила любовь. Любовь к Родине, к своему дому, к близким, а эту любовь надо защищать. Как подтверждение этой мысли прозвучит стихотворение великого чувашского поэта Петра Хузангая, которое он написал в 1945 году.
5-й ученик (читает стихотворение П.Хузангая “Песнь о Победе”):
Учитель. Да, ребята, в наше непростое время только добро, понимание и любовь могут спасти человечество от гибели. Пока жива в человеке, способность любить, народ бессмертен.
Ребята, а ведь герои и авторы этих произведений – почти ваши сверстники. В те далекие тяжелые для страны годы они со школьной скамьи, после выпускного вечера шли прямо в строй и прямо в бой. И было это не где-то там, на другой планете, а здесь, на нашей земле, на земле наших отцов и дедов, густо политой кровью. (Звучит отрывок из поэмы Г. Орлова “На безымянной высоте”):
С годами память не остыла
Покоя старым ранам нет…
Мой сверстник!
Нам всего-то было
Тогда по восемнадцать лет.И всех не перечесть героев,
Отдавших жизнь родной стране,
Кто шел дорогой огневою,
Чтоб положить конец войне.Враг в наступленье силы бросил
Он города и села жег.
Топтал созревшие колосья
Его подкованный сапог.Одно известно, безусловно,
Что, защищая край родной,
Он до последнего патрона
Сражался, подлинный герой.Нам не забыть тех дней суровых,
Когда под орудийный гром
И вспышки сполохов багровых,
Враг лез к столице напролом.С друзьями верными своими,
В бою встречая грудью шквал,
Свое не опозорил имя,
Перед врагами ниц не пал.С тех пор минуло лет немало.
Лицо земли обновлено.
Следы войны зарубцевались
На теле Родины давно.О богатырской славе песни
Сложил в честь воинов народ.
И ратный подвиг твой, ровесник,
В нетленной памяти живет.Но сердце, сердце не забудет
То время бедствий и невзгод!
Шли беззаветно наши люди
В бой за Отчизну, за народ.
Учитель. Давно заросли раны на полях былых сражений. Давно сняли гимнастерки поэты-фронтовики. Но сколько бы лет ни прошло со дня нашей Победы, стихи той поры остаются в строю. И долго будут жить, не старея, эти вдохновенные строки, которые окрыляли в годы войны душу солдата.
Готовясь к этому уроку, мы встретились с ветеранами Великой Отечественной войны и спросили их, какие чувства испытывали солдаты 17-18 лет, впервые столкнувшись с ужасами войны.
(Показываются фрагменты видеосъемки).
— Ветеранов войны, вдов погибших, тружеников тыла, всех тех, кто отдал многие годы труда на благо Отчизны, надо окружать заботой и вниманием. Это наш долг.
Учитель. Готовясь к уроку, наша следующая творческая группа сделала опрос среди ваших сверстников. Вопросы были такие:
1. Что для вас значит слово “война”?
2. Что мы можем сделать для того, чтобы предотвратить войну?
(Ученики анализируют ответы учащихся).
Учитель. Жестокая правда о войне, ее психологические нравственные моменты будут с наибольшей пользой служить людям и человечеству в его неустанной борьбе за мир, против ядерного безумия, которое угрожает ликвидировать жизнь на земле. Сегодня снова люди живут под знаком беды, но уже не отдельные страны, а все человечество, даже будущие поколения. Чтобы такой беде противостоять, надо объединиться всем. Ведь каждый человек – это совокупность и столкновение мнений самых разных людей, самых разных позиций, самых разных чувств. И пусть каждый из нас осознает, что мы не исключение в этом ряду.
(Звучит стихотворение Александра Егоровича Алги (1913-1977) “Незабываемое”):
Нельзя забывать были огненных лет –
Ни горьких их утрат, ни трудных побед.
С какой стороны ни пришла б к нам война,
Была с нами все же Победа дружна.
Что с мирными ясными днями сравнить?
Кто может тот славный народ не любить,
Который себя защитил в пору гроз
И многим соседям свободу принес?
Пусть тучные нивы пьют ласковый свет,
Пусть не оборвется черед мирных лет.
Строители мы, но, коль враг нападет,
Сразит его в битве советский народ.
Сегодня наш праздник, и в наших сердцах
Звенит песнь о старых и юных бойцах.
Будь славен, советский творец – Человек!
Российская Армия, славься вовек!
(Завершая урок, учащиеся высказывают свое отношение к услышанному.)
— Александр Блок в далеком в 1919 году писал: “Имеем ли мы право, предавать забвению добытое кровью? Нет, не имеем. Надеемся ли мы, что добытое кровью сослужит службу людям будущего? Надеемся.” Поэзия тех, кто был охвачен чистым огнем поэтического горения, переполнен любовью к Родине, ненавистью к врагам, – такая поэзия не может быть забыта, так как “предавать забвению, добытое кровью” мы действительно не имеем права.
Концептуальное своеобразие чувашской художественной прозы о Великой Отечественной войне тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Грузин, Владимир Владимирович
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Грузин, Владимир Владимирович
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг. В КРИТИКЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ.
1.1. Критика и литературоведение Урала и Поволжья о роли малой прозы о войне в формировании поэтики и эстетики средних и крупных жанров.
1.2. Критика и литературоведение Урала и Поволжья о социально-исторической и философской памятливости средней и крупной прозы о войне.
ГЛАВА II. НОВЫЕ ЧЕРТЫ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЧУВАШСКОЙ ПРОЗЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
2.1. Типология героев чувашской прозы о войне и принципы их типизации
2.2. Роль героя чувашской военной прозы в обновлении жанрового содержания литературных произведений 1950-2005 годов.
2.3. Художественные функции героя чувашской военной прозы в создании нового сюжетного механизма литературных произведений.
ГЛАВА III. СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРОВ ПРОЗЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественные функции портрета героя в чувашской прозе 1950-2000-х годов 2008 год, кандидат филологических наук Сорокина, Любовь Константиновна
Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова 2006 год, кандидат филологических наук Осипов, Николай Николаевич
Художественное воплощение образов женщин и их судеб в чувашской прозе XX века 2009 год, кандидат филологических наук Уляндина, Августа Васильевна
Художественное своеобразие чувашской приключенческой прозы 2005 год, кандидат филологических наук Савирова, Марина Петровна
Генезис и динамика поэтики марийского рассказа в контексте литератур народов Поволжья 2009 год, доктор филологических наук Кудрявцева, Раисия Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концептуальное своеобразие чувашской художественной прозы о Великой Отечественной войне»
Чувашская художественная проза о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, как и проза других народов Урала и Поволжья, выработала особую парадигму образного освоения реальной действительности. В связи с этим возникает насущная потребность поиска новых путей изучения литературы на этом поприще. Современные достижения в области литературоведения настойчиво диктуют необходимость кропотливого анализа коренных изменений в жанре, сюжетном и композиционном строе прозаических произведений о войне.
В литературоведении и критике Урала и Поволжья давно возникла необходимость выявления и анализа концепции социально активной личности, ее роли в качественном обновлении военной прозы. Не осмыслены основные пути развития прозы о войне, не уяснена роль военной прозы в общем литературном процессе.
В прозе о войне основной сюжетный груз ложится обычно на очевидца страшных, кризисных ситуаций, на героя, которого война застала врасплох, поставила перед неожиданными поворотами судьбы. В связи с этим актуальной становится задача уяснения роли такого героя во всем процессе формирования качественно новых основ гуманизма и нравственности. Это уже не участник строительства колхозов, живущий идеологическими установками, он обрел свободу от исторической привязанности к задачам индустриализации и коллективизации страны. Этот новый герой возможности героизма и выдержки превратил в реальную действительность.
Вследствие этого особую актуальность приобретает раскрытие характерных и показательных сторон не коллективного, не идеологического героя, а конкретного человека со всем комплексом его взаимоотношений с миром, историей, изучения жизненного мира военной прозы как духовного средоточия исторического бытия героя.
Степень изученности проблемы. Предметом изучения в книге Н.С. Дедушкина «Чувашская литература периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (1962) являлись различные грани художественной прозы о войне. Но в работе обращает на себя ее обзорный характер; художественные процессы автор исследовал не в полном объеме. Исследование носит критико-библиографический характер, оно наполнено свидетельствами писателей о том или ином событии, письмами прозаиков и поэтов с фронта и т. д.
Дедушкин тщательно изучил военные очерки, зарисовки, очерки-рассказы и в меньшей степени обратил внимание на динамику жанров по оси от малых форм очерка к крупным жанрам повести и романа. Кроме того, Дедушкин ограничивался сроком от 1941 до 1945 года, поэтому полной картины его книга не дает. Однако он верно указал на то, что очерки Л. Агакова, И.Н. Данилова-Чалдуна, К. Турхана, С. Шавлы отличались заострением внимания на выражении патриотических чувств, на проблеме воспитания подрастающего поколения. Совсем не затрагивал Дедушкин произведения о войне, написанные в 60-80-е годы.
Более полными и плодотворными являются положения выработанные в трудах В.Я. Канюкова. Г.Я. Хлебникова, Ю.М. Артемьева, между тем они и не занимались проблемами военной прозы. По мнению В.Я. Канюкова, например, критика должна исходить из того принципа, что человек смел потому, что он отважен, корни его отваги таятся в глубинах его гражданской позиции.
Интересны рассуждения Г. Хлебникова. Возражая против тех, кто утверждал, что начальный период войны привел писателей разных республик к однотипным сюжетам и жанрам, он предлагает разобраться в сути схожих ситуаций глубже. Сравнивая одинаковые сюжеты А. Артемьева и В. Садая, А. Артемьева и В. Алендея, ученый выявил в этих ситуациях общие для многих литератур признаки и черты, свойственные для индивидуального мировидения конкретных писателей.
Автор диссертации исходит из методологически важной посылки исследовательницы прибалтийской, татарской, русской драматургии E.H. Горбуновой о том, что качественное обновление военной литературы во многом объясняется особой концепцией социально активной личности. Именно она и позволила возможность подвига превратить в реальную действительность гражданского мужества. Это свидетельствует о том, что человек, застигнутый войной врасплох, обнаруживает в себе неожиданные качества. Это фактически готовый характер, что и накладывает на него «обязанности» по формированию разнообразных жанровых форм военной прозы.
Объектом диссертационного труда являются рассказы, очерки, повести, романы, циклы произведений о войне чувашских прозаиков JI. Агакова, А. Артемьева, И. Тукташа, В. Садая, В. Алендея, JI. Таллерова, К. Турхана, С. Аслана, А. Алги, марийских авторов А. Юксерна, Н. Лекайна, мастеров башкирской прозы М. Карима, А. Хакимова, X. Гиляжева и т. д.
Произведения этих писателей отличаются остротой постановки нравственных проблем, жанровой новизной и многообразием, богатством средств и способов художественного воплощения эстетических идей. Многие из этих мастеров стояли у истоков обновления литературы. Они определяли особую динамику движения системы жанров от малых форм к крупным полотнам.
Предметом изучения стали проблемы становления чувашской военной прозы, изучаемой в контексте литератур народов Российской Федерации, Урала и Поволжья, выявления особой роли героя в формировании жанров, своеобразие концепций личности и действительности, способов типизации героев прозы. Важным предметом изучения поставленной проблемы является взаимоувязанность индивидуального мировидения писателей с корнями человеческого бытия в культурном пространстве XX века.
Научная новизна работы заключается в том, что она является первым опытом изучения прозы о Великой Отечественной войне 19411945 годов с точки зрения ее жанровой новизны, типологии героев, средств типизации персонажей с платформы концепции социально активной личности, формирования новой природы прозаических жанров.
Практически впервые в чувашском литературоведении целостно и последовательно изучается динамика изменений в литературе со стороны перехода малых форм, свидетельств очевидца (солдата, труженика тыла), малых очерковых форм к художественно цельным, крупным формам повести и романа. В работе по-новому изучена роль социального человека, выявлены особенности воздействия тех или иных нравственных идеалов писателя и литературы на особенности жанров произведений.
Теоретическая значимость работы и научное значение состоит в том, что в ней автор раскрыл особенности образной системы художественной прозы о военном лихолетье, показал, что основой мировосприятия, воплощенной реальности является отражение культурно-исторического опыта народа, его исторического сознания.
Цели и задачи диссертационного исследования. Определяющая цель работы заключается в уяснении природы художественных процессов в чувашской военной прозе, изучении различных ее жанровых модификаций, в выявлении концепции личности и действительности различных писателей, определения роли военной прозы в развитии всей чувашской литературы. Исходя из этого ставятся следующие задачи:
— расширение и углубление принципов анализа прозы о войне;
— исследование динамики жанровых изменений, выявление факторов, влияющих на обновление жанров;
— анализ сюжетно-композиционных новаций в прозе, причин обновления различных повествовательных форм;
— уяснение роли военной прозы в обновлении эстетического содержания чувашской словесной культуры;
— изучение типологической природы героев в словесной культуре о войне;
— раскрытие особенностей хронотопа изучаемой прозы. Методологической базы диссертации являются изыскания выдающихся ученых по теории и истории русской и советской литературы, фундаментальные труды М.М. Бахтина, А.Г. Бочарова, Г.А. Белой,
Методы исследования. Автором исследования были использованы методы сопоставительного и целостного изучения текста, приемы историко-типологического анализа литературных процессов. Это позволило охватить разнородный материал со стороны его цельности и типологического своеобразия.
Практическое значение работы состоит в том, что она может быть использована при подготовке вузовских курсов по истории чувашской литературы, при составлении спецкурсов по литературам народов Урала и Поволжья при разработке учебников для общеобразовательных школ.
Структура работы предопределяется целями и задачами исследования поставленной проблемы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Своеобразие художественно-публицистической прозы Анатолия Емельянова 2006 год, кандидат филологических наук Емельянова, Татьяна Николаевна
Лирические тенденции в чувашской прозе 50-80-х годов XX века в контексте русской литературы 2009 год, кандидат филологических наук Павлова, Светлана Владимировна
Проблема «человек и война» в художественном решении адыгской прозы 2001 год, кандидат филологических наук Макоева, Ася Хусеновна
«Военная» проза Е.И. Носова: проблемы идиостиля 2010 год, кандидат филологических наук Порублева, Ирина Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Грузин, Владимир Владимирович
Особенно это обстоятельство касается прозы о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, в которой на первый план взвихренная действительность и которая со временем (к середине, к концу войны и после нее) вызвала к жизни общенародные, общенациональные цели.
Война застала миллионы людей врасплох, заставила кардинальным образом пересмотреть особенности прежней, мирной жизни. В диссертации, основываясь на этом, автор ставил цель выявить концептуальное своеобразие прозы о войне. Оно, по мнению соискателя, заключается в том, что человек, неожиданно оказавшийся в кризисной ситуации, начинает возможную реальность превращает в реальность действительную.
Так, герой рассказа «Не гнись, орешник» А. Артемьева, будучи сначала несобранным парнем, в ходе войны стал отважным связистом, прекрасным бойцом. Он обнаружил в себе запас таких сил, о существовании которых и не догадывался. Таковы герои романов В. Садая «Седели мы вместе с отцами» и В. Алендея «Три сына, три невесты», персонажи башкирских прозаиков М. Карима («Помилование»),
X. Гиляжева («Солдаты без погон»), марийского писателя К. Васина (рассказ «Курган») и др. Это было фактом рождения концепции социально активной личности, образ обыкновенного человека герой превращался в образ героя.
В первые годы войны и после нее чаще встречались рассказы, очерки, повести, основанные на свидетельствах очевидца страшных событий. Однако со временем, особенно в 70-80-е годы проза о войне стала отходить от монологов очевидцев и обратилась к крупным жанрам. Объяснялось это тем, что писатели стали осмысливать взаимосвязь человека с историей. В художественных полотнах башкирских мастеров слова М. Карима («Помилование»), X. Гиляжева («Солдаты без погон»), татарского прозаика А. Абсалямова («Вечный человек»), чувашей В. Садая («Седели вместе с отцами»), Л. Таллерова («Шеремет»), В. Алендея («Три сына, три невесты») и других связь человека и истории начинает проникать в толщи исторической памяти.
Столкновение мирного, довоенного времени и военных лет создает в этих романах и повестях кризисную ситуацию, а это служит основанием творческого анализа движения истории, основанием создаваемого убыстренного хронотопа.
Такие стороны концептуального своеобразия прозы о войне помогают более полно представить роль героя в создании новой структуры жанров, нового сюжетного механизма. Положение героя в прозе «военщиков» исключительно важно. Именно он как социально активная личность и координирует положительные изменения повествовательных форм литературы. Этот персонаж соединяет в себе прошлое и настоящее, трагическое и комическое, ибо встреча со смертью предельно напрягает его судьбу.
В новеллистической прозе А. Артемьева, Д. Кибека, Л. Агакова,
B. Садая, Башкиров А. Хакимова, X. Гиляжева, марийцев В. Юксерна, Н. Лекайна, К. Васина появляется живой человек с его искренним, исповедальным монологом. Таким образом, литература решительно порывает с практикой создания идеологических конфликтов, показа внешних сторон жизни, что наблюдалось в 20-30-е годы. Если в те же годы действовали по воле автора, то 40-е годы повернули искусство слова в сторону живого, обыкновенного человека, который потребовал изучения его внутреннего мира, раскрытия его психологии.
C. Аслана, В. Садая, марийских писателей В. Юксерна, Н. Лекайна, К. Васина, татарского очеркиста М. Амира и т. д. Рассказы этой поры были разными: рассказы-события созревал Л. Агаков, рассказы-характеры выходили из-под пера М. Ильбека, аналитические очерки создавали И. Тукташ и В. Садай. Мирная жизнь порой уходила в тень («Не гнись, орешник» А. Артемьева, «В госпитале» М. Ильбека и т. д.), иногда она присутствовала как воспоминание о прекрасном детстве («Большая Медведица» А. Артемьева), о счастливой колхозной жизни («Три сына, три невесты» В. Алендея) и т. д. Пафос счастья в колхозной действительности, конечно, был в чем-то и ложным.
Проза о войне в чувашской литературе, таким образом, стала заметным феноменом. Благодаря ей в литературу пришел человек, во многом отошедший от идеологических установок, «коллективный человек» уступил место герою конкретному, тому, кто вплотную задумался о взаимоотношениях личности и власти, личности и истории, стал размышлять о формах исторической памяти.
Следовательно, опыт философского осмысления жизни личности во взаимосвязи с образом истории, с памятью истории не останется бесполезной и в дальнейшие годы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Грузин, Владимир Владимирович, 2007 год
9. Акаткин, 1981. Акаткин В.М. В поисках идеала / В.М. Акаткин // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов.-Л., 1981.-С. 35-48.
11. АЛЛ, 1976. Анализ литературного произведения: сб. ст. / под ред. Л.И. Емельянова, А.Н. Иезуитова.-Л.: Наука, 1976.-236с.
42. Васин, 1984. — Васин К.К. Художественное многообразие: (размышления о современном марийском романе) / К.К. Васин // Марийская литература и искусство развитого социализма. Йошкар-Ола, 1984.-С. 22-55.
69. Иванов, 1987. Иванов И.И. Хы
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.
Digital Science & Education LP, 85 Great Portland Street, First Floor, London, United Kingdom, W1W 7LT