Не накручивается гайка на резьбу что делать
Как закрутить гайку на сорванную резьбу шпильки или болта?
Как закрутить гайку на сорванную резьбу шпильки или болта?
Лучше конечно заменить, но не всегда желание совпадает с возможностью. Бывает резьба на конце подпорчена- стукнута, стянута, а дальше нормальная.
Есть несколько приёмов выхода из положения подручными средствами или «в полевых условиях».
При наличии напильника сточить градусов под 45 заход на резьбу.
Использовать прижимной рычаг, который прижимает гайку к резьбе с торца. Прижимаем и проворачиваем ключом. Главное чтоб гайка занимала ровное положение к шпильке, иначе может пойти не «по резьбе». Для рычага можно использовать большой ключ, пластину, черенок молотка. Закрепив выше шпильки верёвочкой, цепочкой, просто подсунув подо что-либо, и нажимая ниже. Иногда достаточно прижать торцом молотка, чтоб гайка «пошла».
Если «не колхозить», а действительно всё сделать качественно, то нужно приобрести вот такой набор плашек с воротком,
Сорванная резьба означает что её там нет (слизанные витки).
Прогонять резьбу гайкой, вариант не из лучших, большая вероятность того что сорвёте резьбу и на гайке (внутреннюю), придётся покупать метчик, или использовать ввёртыши.
Если пойти правильным путём, то зажимаем болт, или шпильку в тисках (проблемной резьбой вверх), резьбу чуть смазываем маслом и прогоняем её плашкой, затем гайку закручиваем, можно даже руками.
Если делать не правильно, то на гайку нужно приложить определённую нагрузку, что бы она пошла.
К примеру прижать кувалдой, болт (или шпильку) так же зажать в тиски.
Далее работаем рожковым ключом, гайка под постоянным давлением, давим и закручиваем.
Следим за ровностью ходом гайки, то есть перекосы, особенно на заходе, не допустимы.
Что делать если не накручивается гайка на болт
Иногда может возникнуть ситуация, что у болта который необходим просто сейчас, и другого такого в наличии нет на его конце замялась или испортилась резьба и гайка при этом не накручивается на болт. Если попытаться накрутить её силой, чтобы исправить замявшуюся резьбу на болте то она может пойти криво что может окончательно испортить резьбу.
Что делать если не накручивается гайка на болт
Для того чтобы исправить резьбу на болте распилим гайку с таким же типом резьбы пополам, затем «собираем» эту гайку где-то на средине болта и сжимаем эти две части гайки вместе с помощью зажимных клещей и далее откручиваем ими гайку, зажав болт в тисках.
Что делать если не накручивается гайка на болт
Что делать если не накручивается гайка на болт
Что делать если не накручивается гайка на болт
Что делать если не накручивается гайка на болт
Когда гайка будет полностью откручена то резьба у болта окажется поправленной и замятых мест практически уже не будет и уже можно будет закрутить уже родную целую гайку, если гайка всё равно идёт туго, то можно будет пройтись ещё раз вышеописанным способом и тогда родная гайка пойдёт без проблем по резьбе.
Что делать если не накручивается гайка на болт
Таким образом Вы узнали, как можно закрутить гайку когда резьба у болта замята и гайка не накручивается на него.
Как открутить гайку, которая не откручивается: все доступные способы
Отправим материал на почту
Люди используют болты очень часто, так как это удобный способ крепежа. Однако когда их давно не раскручивали, гайки с сорванными гранями открутить, как кажется, практически нельзя. В этих случаях решить проблему всё же возможно, воспользовавшись для этой цели специальными приёмами. Чтобы быть во всеоружии в подобных ситуациях, необходимо знать существующие методы, которые могли бы помочь в таком случае.
Причины, по которым нельзя открутить гайку
Часто раскрутить её несложно, если воспользоваться подходящими инструментами. Однако иногда это создаёт проблемы. Причинами, по которым трудно отсоединить гайку, в большинстве случаев являются следующие:
Чтобы справиться с проблемой, достаточно воспользоваться одним из подходящих способов.
Обзор средств для решения задачи
Существующие варианты того, как открутить болт если он не выкручивается, можно разделить на несколько типов:
К механическим можно отнести, например, следующие варианты:
Примером эксплуатации физических свойств металлов является использование нагрева. Под воздействием высокой температуры гайка расширится, и её сцепление ослабнет. Ещё один способ такой обработки — это уменьшение трения. Этого можно добиться, например, смочив детали водой.
Наиболее распространёнными химическими средствами является применение веществ, которые уничтожают ржавчину. Для этой цели, например, подойдут различные виды кислот.
К последней категории относят методы, которые оказывают разрушительное воздействие на соединение. В качестве примера можно привести использование болгарки для того, чтобы срезать винт вместе с гайкой.
Детальное рассмотрение различных приёмов
Здесь будет рассказано о наиболее эффективных и распространённых способах того, как выкрутить болт если он прокручивается или застрявшую гайку. Среди них в каждой конкретной ситуации можно выбрать подходящие.
Применение различных гаечных ключей
Использование рожковых ключей можно назвать очень популярным. Однако при их применении сталкиваются со следующими недостатками:
Поэтому при его использовании легко вместо откручивания сорвать гайку. Таких недостатков могут быть лишены другие типы ключей. Например, торцевая головка или накидной ключ охватывают все шесть граней, позволяя обеспечить плотный захват и повышая шансы на то, чтобы успешно открутить застывшую деталь.
Может помочь применение инструмента с длинной ручкой. В этой ситуации наличие хорошего рычага позволит приложить более значительные усилия. Нарастить длину рукояти можно искусственно, например, использовав длинную трубу. Однако в рассмотренном случае выполнять нужные движения будет менее удобно.
Смена направления
Проржавевшая гайка может быть закручена наглухо. Однако если воспользоваться неожиданным приёмом, попытаться раскрутить, работника ждёт успех. В такой ситуации произошедшее движение собьёт ржавчину и сделает деталь более подвижной.
Конечно, после небольшого закручивающего движения нужно перейти к противоположному направлению. Применение этого варианта помогает не во всех случаях, но в конкретной ситуации может стать эффективным средством решения проблемы.
Посмотрев видеоролик, можно узнать, как откручивать заржавевший болт или гайку:
Видео описание
Как открутить заржавевшую гайку? Тест проникающих жидкостей.
Использование молотка и зубила
Лёгкое постукивание
Если молотком аккуратно постукивать по застрявшей гайке, то в итоге она будет совершать небольшие и резкие движения, в результате которых может быть нарушено сцепление со ржавчиной. После этого, возможно, откручивание произойдёт без значительных усилий. Иногда постукивания могут повредить резьбу. В такой ситуации детали крепежа необходимо будет поменять.
Нагрев
Принцип действия состоит в том, что после нагрева гайка расширится и будет легче откручиваться. Иногда прибегают к одновременной обработке также и винта. Её результатом может стать разрушение пятен ржавчины.
Для того чтобы обеспечить нагрев, допустимо воспользоваться доступным источником тепла. Для этого используется газовая горелка, пламя свечи, паяльник, фен и любой другой аналогичный вариант. Может помочь даже, например, горящая лучина. При проведении работ нужно помнить, что применение тепловых приборов не должно осуществляться рядом с легко возгорающимися материалами.
Ещё один способ действий в рассматриваемой ситуации представляет собой осуществление электрического нагрева. Популярным средством, применяемым для разогрева гайки, является использование трансформатора. Для этой цели можно брать как покупную, так и самодельную деталь. Нужно, чтобы количество витков во вторичной обмотке обеспечивало выходное напряжение 1-1,5 Вольта и максимально доступную при этом силу тока.
Для осуществления разогрева надо обе клеммы через медные провода и зажимы замкнуть на обрабатываемый предмет. После того как будет достигнута нужная степень, деталь отключают от трансформатора.
Смачивание
Когда работник обнаруживает, что гайку заело и её невозможно открутить, он может предположить, что место соприкосновения с болтом полностью закрыто и не стоит планировать воздействовать на неё с целью уменьшения трения.
На самом деле образование микротрещин в металлических деталях является распространённым явлением. При смачивании жидкостью, она проходит через них, попадая на то место, где имеется ржавчина. После обработки для откручивания потребуется существенно меньше усилий.
При выборе подходящей жидкости нет необходимости искать особые средства. Здесь сможет помочь даже применение чистой воды. Существуют специальные виды смазок, используемые для таких случаев. Можно воспользоваться следующими материалами: тормозной жидкостью, соляркой, бензином, антифризом, керосином.
В антифризе содержатся гликоли и эфиры. Эти вещества известны тем, что имеют особенно высокую проникающую способность. Такими же свойствами обладает тормозная жидкость. Для смачивания можно ещё воспользоваться уайт-спиритом или скипидаром.
Существуют специальные смазочные материалы, которые принято называть «жидкими ключами». Их можно приобрести в автомагазинах. Популярным средством такого рода является WD-40. Оно имеет сложный состав, включающий в себя бензин легколетучих фракций, уайт-спирит и минеральное масло.
Химическое уничтожение ржавчины
Обычно гайка прикипает из-за образования ржавчины. Если её удалить, то появится возможность легко её открутить. В данном случае нужно взять активное вещество и обработать деталь. Для этой цели обычно используют кислоты: ортофосфорную, лимонную, уксусную, соляную или серную. Могут подойти и другие разновидности. Для применения такого способа требуется выполнить действия:
Для того чтобы обработка обеспечила нужный результат, необходимо оставить кислоту не менее, чем на сутки. Скорость реакции зависит от химической силы реагентов. Если будет взят более слабый состав, то длительность процедуры соответствующим образом возрастёт.
В ролике рассказывается о том, как открутить заржавевшую гайку:
Видео описание
Как открутить заржавевшую гайку? Тест проникающих жидкостей.
Интересно, что ортофосфорная кислота в очень низкой концентрации входит в состав напитка «Кока-кола». В результате этого в простых случаях его допустимо использовать в качестве слабого реагента. При этом нужно помнить, что на обработку может потребоваться больше времени.
Если ничего не помогает
Описанные здесь методы помогут открутить гайку даже в самых сложных ситуациях. Однако, хотя и редко, случается так, что они не помогают. В этом случае можно прибегнуть к более решительным методам, которые необратимо разрушат соединение.
При наличии болгарки можно отпилить болт вместе с гайкой. Это нужно делать аккуратно, так как в противном случае остаётся риск того, что повредится деталь, которая была прикреплена. Недостатком этого способа будет то, что придётся каким-то образом вытащить оставшуюся часть болта, что в отдельных случаях может стать трудной задачей.
Ещё один способ аналогичного решения проблемы состоит в том, чтобы использовать дрель. При этом требуется просверлить винт. Если действовать неточно, то можно будет повредить отверстие.
Заключение
Иногда, после того, как гайка давно не откручивалась, она ржавеет и застывает неподвижно. Хотя это выглядит сложной задачей, её в большинстве случаев можно решить одним из представленных методов. Если работник столкнулся с ситуацией, в которой не получается добиться нужного результата, он может просверлить болт или срезать его болгаркой.
При низкой температуре металл сжимается, гайка идеально прикручивается.
Комментарии (17)
как это «не налезает»? оО
У гайки должен быть «заход» — она чуть расточена, чтобы болт/винт хорошо входил. Если нет, значит гайка была вырублена из листа. Возможно, стоит поменять её на качественную. Либо просто перевернуть другой стороной.
Хотел было поспорить с непонимающими, но потом вспомнил, что никогда с подобным не сталкивался. Скрутить — да, бывает трудно, но вот навернуть никогда проблемой не было. Хотя в теории совет, может, и верный (смущает только одновременное сжатие гайки).
Тогда уж болт в морозилку, гайку в кипяток. По логике вещей.
Alias2, на практике, кстати, гайку действительно иногда греют, чтобы открутить) Только не кипятком, конечно, а паяльной лампой или горелкой.
Alias2, По логике вещей, при сжимании гайки от температуры, радиус должен увеличиваться, не?
caravaneer, эээ.. можно с этого места поподробнее?
Noyl, металл сжимается. Толщина металлического кольца-гайки уменьшается. Просвет увеличивается.
jashen, нифига. Отверстия при нагревании/охлаждении ведут себя как и все остальные объекты.
Неправильно полагать, что при нагревании внутренний диаметр кольца уменьшится, потому, что при нагревании тел, отверстия в них не уменьшаются, а увеличиваются. Это станет понятно из следующего рассуждения.
Если бы не было внутреннего отверстия, то заполняющее его вещество при нагревании тела расширилось бы точно в такой же мере, как и окружающий металл: иначе в детали образовались бы либо складки, либо зазор; между тем известно, что при тепловом расширении однородного тела никаких складок и щелей в нем не возникает. Отсюда ясно, что кольцо расширяется так, словно внутреннее отверстие заполнено металлом: иначе говоря, при нагревании дыра увеличивается, как равный ей участок металлического круга. Поэтому вместимость сосудов, просветы труб, всякого рода полости в деталях при нагревании увеличиваются (а при охлаждении уменьшаются). Коэффициент этого расширения такой же, как и у окружающего вещества.
Cairin, еще одно простое доказательство: при нагревании вещество расширяется, в случае с гайкой ВСЕ линейные размеры (расстояния между произвольными точками вещества) увеличиваются, если разбить окружность отверстия на много хорд — увеличится каждая из них, соответственно, увеличится диаметр отверстия.
Товарищи минусующие, положите эксперимента ради гайку и болт в относительно тёплое место, а затем попробуйте накрутить.
caravaneer, глюпые, сначала жалуются, что нет бытовых советов, а потом нормальный совет, пусть и ненужный кому-то, минусуют.
А зачем гайку в морозилку, ведь надо, чтобы сжался только болт!
Как закрутить гайку на сорванную резьбу
Рано или поздно любой хозяин сталкивается с ситуацией, когда гайка, болт или саморез не желают выкручиваться. На то есть несколько причин: металл низкого качества, нарушение технологии (перекаленные саморезы), ржавчина, время, слишком большие усилия, приложенные при затягивании соединения. Тем не менее, открутить болт с сорванными гранями, слизанную гайку, заржавевшее соединение можно. В этой статье поговорим о том, как это сделать.
Выкручиваем сорванные болты и гайки
«Слизанные» грани на шляпках болтов или гайках не такая уж редкость. Чрезмерные усилия, которые прилагаем при затягивании, а потом при откручивании, часто приводят к тому, что граница между гранями болта стирается. Если не откручивается болт — обычные ключи в таком случае бессильны — они просто прокручиваются, а крепеж остается на месте.
Сорванные или слизанные грани на гайке или болте не дают ее открутить
Чтобы открутить срывные болты и гайки есть несколько способов:
- При помощи газового разводного ключа. За счет ребристых губок, регулируемой степени «затягивания» и достаточно большого рычага, разводной ключ помогает в большинстве случаев. Этот инструмент нередкий, так что первое, что надо сделать, если вам надо открутить крепеж со слизанной резьбой — опробовать этот метод.
Газовый (трубный) ключ — лучшее средство для откручивания гаек
Как работать с экстрактором
Если под болтом есть пластиковая или резиновая прокладка, ее удаляют и снова пробуют один из предложенных методов. Если открутить болт с сорванными гранями всеми этими способами не получается, остается одно: срезать/спилить шляпку и высверлить штырь.
Заржавевшая гайка
Еще одна проблема, которая знакома автолюбителям (и не только) — заржавевшая гайка и/или резьба. В этом случае не стоит прилагать героические усилия, чтобы открутить крепеж. У вас просто «слижутся» грани и к закипевшей резьбе добавится еще одна проблема. Если после пары попыток, не получается открутить, поочередно пробуем следующие методы:
Не самое элегантное, но действенное решение
Съемники для сорванных гаек
Еще с ржавчиной можно бороться при помощи смазки. Попробуйте залить место соединения текучей универсальной смазкой (есть в баллончиках WD40). Выждав пару часов, пробуем работать ключом. Не сработало — пробуем поочередно другие способы.
Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)
Если перекаленные саморезы пару раз выкручивали/закручивали, их грани теряют свою остроту, отвертка прокручивается, а сам винт остается на месте. Если он «сидит» в древесине, гипсе, ДСП или других подобных, не слишком жестких материалах, можно под отвертку положить тонкую резинку (например, для волос). За счет силы упругости добиваются более плотного прилегания к оставшимся граням, что помогает сдвинуть саморез с места. Остальные методы более «травматичны»:
- Нарезать канавки внутри «слизанной» воронки, используя плоскую отвертку, открутить. Этот способ достаточно опасен: если стенки «воронки» слишком тонкие, есть вероятность того, что головка винта просто раскрошится от усилий. Останется только винт, который никак не получится выкрутить.
Вот такой саморез выкрутить уже сложно
Выкручиваем саморез с сорванными гранями (крестовиной)
Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.
Как закрутить гайку на сорванную резьбу шпильки или болта?
Лучше конечно заменить, но не всегда желание совпадает с возможностью. Бывает резьба на конце подпорчена- стукнута, стянута, а дальше нормальная.
Есть несколько приёмов выхода из положения подручными средствами или «в полевых условиях».
При наличии напильника сточить градусов под 45 заход на резьбу.
Использовать прижимной рычаг, который прижимает гайку к резьбе с торца. Прижимаем и проворачиваем ключом. Главное чтоб гайка занимала ровное положение к шпильке, иначе может пойти не «по резьбе». Для рычага можно использовать большой ключ, пластину, черенок молотка. Закрепив выше шпильки верёвочкой, цепочкой, просто подсунув подо что-либо, и нажимая ниже. Иногда достаточно прижать торцом молотка, чтоб гайка «пошла».
Если «не колхозить», а действительно всё сделать качественно, то нужно приобрести вот такой набор плашек с воротком,
Сорванная резьба означает что её там нет (слизанные витки).
Прогонять резьбу гайкой, вариант не из лучших, большая вероятность того что сорвёте резьбу и на гайке (внутреннюю), придётся покупать метчик, или использовать ввёртыши.
Если пойти правильным путём, то зажимаем болт, или шпильку в тисках (проблемной резьбой вверх), резьбу чуть смазываем маслом и прогоняем её плашкой, затем гайку закручиваем, можно даже руками.
Если делать не правильно, то на гайку нужно приложить определённую нагрузку, что бы она пошла.
К примеру прижать кувалдой, болт (или шпильку) так же зажать в тиски.
Далее работаем рожковым ключом, гайка под постоянным давлением, давим и закручиваем.
Следим за ровностью ходом гайки, то есть перекосы, особенно на заходе, не допустимы.
НЕ НАЛЕГАЙ!
БУДЬТЕ ДЕЛИКАТНЕЕ С РЕЗЬБОЙ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ СТАСОВ
В вашей машине счет винтам, болтам, гайкам идет на тысячи. Надежность автомобиля, его долговечность, удобство, да и просто исправность во многом зависят от состояния крепежных элементов, в первую очередь — резьбовых.
Ненужного крепежа не бывает. Спросите опытных, каждый наверняка вспомнит что-нибудь на эту тему. Скажем, как, снимая панель, винтик потерял. Подходящего не нашлось и решил: не беда, пока поезжу без него. Через какое-то время панель стала сильно дребезжать, а там и спидометр «сдох». Осмотрели — оказалось, рассыпался! Растрясло его. Тишина в салоне — не только комфорт. Любой «дребезг» — это вибрации, а с ними шутки плохи.
Но такого рода «отказ» — сущий пустяк в сравнении с разрушением подвески, рулевого управления, потерей колеса на ходу, когда у водителя немного шансов на благополучный исход. Приглядевшись к старым автомобилям, можно «вычислить» хозяина-оптимиста: в креплении одного из колес не хватает болта или гайки. Причина обычная — резьба сорвана. Покупать новую ступицу, заменять — вроде бы дорого, других забот полон рот, машина нужна «на ходу».
К счастью, бог дураков оберегает. Многим такое отношение сходит с рук. Но не всем. Колесо теперь закреплено на ступице слабее, да еще несимметрично. На поворотах, особенно у любителя скорости, оно словно дышит, дополнительно нагружая оставшиеся болты. Результат предсказуем: в точках крепления металл обминается, затяжка слабеет — и колесо начинает натурально болтаться, грозя обломать оставшийся крепеж.
КАК СОРВАТЬ РЕЗЬБУ
Известно немало способов. Часто механик прикладывает к ключу непомерное усилие. Что поделаешь, не принято у нас пользоваться «моментным» ключом (исключения редки). Конечно, физические возможности людей не одинаковы, но сорвать резьбу М8, а тем более М6 и ниже под силу каждому. Особенно резьбы с мелким шагом, каких много, например, на «Волге». Обычно резьбу портят не с первого раза, но после нескольких разборок узла она «кончается» закономерно: витки деформируются, все больше сдвигаясь, и, наконец, срезаются. Поэтому во многих случаях уже работавшие болты, винты, гайки лучше заменять новыми.
Преждевременному износу резьбы и потере прочности способствует и ее затягивание «всухомятку», без смазки. Тем более, если смазку «заменяет» песок, пыль, грязь.
Наконец, неопытный человек способен испортить детали, пытаясь завернуть болт, гайку, свечу, датчик и т.п. не по резьбе. Результат невнимательности особенно печален, если повредишь резьбу в ответственных, дорогих деталях — блоке цилиндров или его головке, ступице колеса и т.д. Не все поддается простому ремонту.
Как ввертывать винт, свечу и т. п., чтобы избежать их захода не по резьбе? Прием до смешного прост, хотя многие о нем не знают.
Допустим, вы вставили свечу в гнездо. Держа ее соосно с отверстием, плотно прижимайте и плавно вращайте против часовой стрелки. Когда начало резьбы («заход») на свече совпадет с началом ее в отверстии, услышите щелчок, свеча провалится на долю миллиметра. Теперь, по-прежнему рукой — завертывайте. Идет легко? Значит, по резьбе. Дальнейшее — дело техники. Ключом воспользуемся, когда он действительно будет нужен: при окончательной затяжке. Этот прием особенно полезен, когда имеешь дело с мелкой резьбой большого диаметра. Например, при регулировке «схода» на «Жигулях». Резьба рулевых тяг и муфт М16х1, к тому же здесь и левая, и правая.
Если даже по резьбе винт или гайка завертываются туго, это почти наверняка дефект резьбы. Вероятно, ее, как говорят, уже «потянуло» — еще не сорвана, но финиш не за горами. В ряде случаев это легко проверить: гайка легко навинчивается на болт одной стороной, а перевернутая требует ключа, значит, резьба уже смята. Когда иного выхода нет, стоит лишний раз прогнать резьбу: в отверстии — метчиком, на винте — плашкой. Если металла сняли совсем немного, резьба еще послужит. Много — детали лучше заменить.
Особое внимание винтовым домкратам. На винт и гайку возложена здесь, можно сказать, колоссальная ответственность — срыв машины с домкрата недопустим! Один из признаков чрезмерного износа резьбы в гайке (достается прежде всего ей) — явно возросшее усилие на рукоятке домкрата не только при подъеме машины, но даже при спуске. Из-за сильного износа и искажения профиля резьбы гайку клинит на винте (рис. 1) — пользоваться таким домкратом по меньшей мере неразумно.
Серьезный вопрос — смазка. Если речь о соединениях, разбираемых крайне редко, ею можно пренебречь: за один раз резьба не износится. Но на машине, особенно снизу кузова, трудно найти болты или гайки, не подверженные коррозии: поленился смазать — через год не открутить, впору «болгаркой» резать. Смазанный крепеж не только меньше ржавеет, но и меньше изнашивается при сборке-разборке. Не принимайте всерьез горе-теоретиков, которые будут грозить «самоотвинчиванием» смазанных болтов (особенно колесных!). Если они затянуты, то при очень малых углах подъема винтовой линии (около 2°) в контакте стали со сталью происходит заклинивание (пленка лишней смазки выдавливается).
Будь «теоретики» правы, ни один мотор не смог бы работать — столько у него внутри болтов, винтов, гаек, буквально купающихся в масле, да еще выдерживающих беспрестанные вибрации!
Детали крепления колес работают в трудных условиях: удары, вибрация, переменные нагрузки, грязь, вода. К тому же их приходится многократно вывинчивать и завинчивать — при смене шин, проколах, балансировках и т. д. Несмазанная резьба изнашивается быстрее. Чем больше в ней трение, тем труднее уловить начало подлинного стягивания деталей. Если резьба сама по себе очень тугая, требует больших усилий на ключе, а соединяемые детали вроде бы состыковались, как определить, насколько надежно они стянуты? У девочки-автомобилистки, сменившей проколотое колесо, запаска болтается, молотобоец же способен сорвать остатки болтов. Поэтому повторим: если резьба исправна, то винт, болт, гайка, свеча, домкрат и т. п., пока не «уперлись» и не несут нагрузки, должны вращаться легко. В ремонтной литературе вы найдете рекомендуемые моменты затяжки резьбовых соединений, но помните, речь идет только об исправных.
Есть педанты, готовые смазывать что угодно, не только резьбу. Но от ошибок и они не застрахованы. Одна из них крайне опасна по возможным последствиям. Запомните: нельзя завертывать винты в глухие резьбовые отверстия, не убрав из них жидкость — топливо, «Тосол», масло, а еще хуже — пластичную смазку. Все они практически несжимаемы, даже маловязкие почти не продавливаются через витки резьбы, не говоря уже о маслах и консистентных смазках — попытка «переупрямить» не желающий завертываться винт может обойтись дорого (рис. 2). Надев на ключ трубу, горе-механики, как минимум, резьбу срывали. А то и хуже. Пытаясь вкручивать болты, крепящие головку к блоку цилиндров, бывало, чугунный блок разрушали. Пойдут от отверстия трещины — что тогда?
При сборке любого агрегата или узла с глухими резьбовыми отверстиями жидкость из них полностью удаляют — тряпочкой, шприцем и т. п. Когда мы говорим о смазанной резьбе, то подразумеваем тонкую пленку смазки на ней, но не больше.
Наконец, работая с резьбовыми соединениями, не забывайте и о чистоте. Уронив винт или гайку в грязь, песок, сначала хорошенько промойте их — бензином, керосином, соляркой — и только после этого продолжайте сборку узла.