Не все то красиво что броско и ярко
ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, СОДЕРЖАЩЕГО ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ
§ 47. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, СОДЕРЖАЩЕГО ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ
300. I. Прочитайте стихотворение. Определите основную мысль. Назовите слова, в которых она выражена.
Все в тающей дымке:
Здесь краски не ярки
Здесь медленны реки,
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Здесь мало услышать,
Чтоб в душу созвучья
Чтоб вдруг отразили
Всю прелесть застенчивой
II. Ответьте на вопросы: почему поэт называет русскую природу “застенчивой”? Что нужно, по мнению поэта, для того, чтобы увидеть “всю прелесть застенчивой русской природы”?
Объясните разницу между словами: увидеть и всмотреться, услышать и вслушаться.
301. I. Прочитайте рассказ. Определите тему и основную мысль текста, тип и стиль речи.
Не все то красиво, что броско и ярко
Слышал я одну поучительную
Вот малюет однажды Захарка свой ярко-малиновый закат и вдруг слышит над ухом:
Обернулся. Стоит сзади учитель.
– Нравится, – ответил Захарка. – Как будто похоже.
– Давай разберем, что у тебя похоже. Сучок, вон тот, какого цвета?
– Зеленый, какому же ему быть, если он ольховый.
– Нет, ты забудь, какой он на самом деле, а какой сейчас видится, скажи.
– Черный, – нерешительно ответил Захарка, вглядываясь.
– Правильно, черный, потому что свет на него сзади падает. А ты его все же зеленым изобразил. Значит, не похоже? Тропинка у тебя желтая. Думаешь, песок обязательно желтый бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола. Глаз, что ли, у тебя нет? Заходи ко мне вечером, я тебе новые глаза вставлю.
А. Саврасов. Летний пейзаж. Сосны
С тех пор Захарка повадился ходить к учителю. Что рассказывал мальцу старик – неизвестно. Только, правда, открылись у парня глаза. Научился он красоту видеть.
Радостно стало Захарке. Решил Захарка посмотреть на свои любимые места новыми глазами. Выскочил он из калитки, да тут и замер. Осинка перед домом стояла, на которую он, может, тысячу раз смотрел и не замечал. Небо было серое, как свинец, а осинка, стоит и теплится на фоне свинца тихим, розовым теплом, потому что другой-то край неба, за Захаркиной спиной, и правда розовый был. Вот он и освещал осинку.
Так никуда Захарка в этот раз дальше осинки и не ушел. Стоит и любуется. И дух захватывает от осинкиной красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не только красоты ее не видел, а и вообще осинки не замечал.
Вот какую поучительную историю рассказал мне однажды добрый и умный друг.
II. Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Почему автор называет историю, которую он рассказывает, поучительной?
2. Какой тезис доказывает автор?
3. Какая страсть появилась у Захарки?
4. Как мальчик реализовывал свою страсть к живописи? Отвечая на вопрос, используйте авторскую лексику.
5. Почему автор говорит о пареньке – “малюет”? Подтвердите правильность такого выражения текстом рассказа
6. Почему учитель спрашивает паренька: “Глаз, что ли, у тебя нет?”
7. Опишите ситуацию общения, участники которой – учитель и паренек Захарка.
8. Как вы думаете, что рассказывал мальцу старик? Объясните значение выражений “открылись у парня глаза”, “научился он красоту видеть”.
9. Какое чувство испытал юный художник после бесед с учителем?
10. Какой увидел Захарка осинку “новыми глазами”?
11. Как автор описывает состояние мальчика в этот момент?
12. Почему автор называет рассказчика “умный и добрый друг”?
III. Рассмотрите репродукцию картины А. Саврасова на с. 202. Можно ли сказать, что художник умеет видеть красоту в простом, обыденном?
IV. Составьте простой план текста. К каждому пункту плана выпишите слова, которые помогут вам раскрыть содержание текста.
V. Напишите изложение текста, сохраняя тип и стиль текста, авторские средства выразительности. Представьте, что вы пишите письмо другу. Свое изложение можете начать так: “Сегодня на уроке мы прочитали одну поучительную историю. Начиналась она словами: “Не все то красиво, что броско и ярко”. А речь в ней шла о пареньке Захарке, который…”.
Схожі записи:
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ИХ В СВЯЗНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ Урок 11. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ИХ В СВЯЗНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ Развиваем умение составлять текст из предложений 62. Прочитай и запиши пословицу. Поясни ее смысл. Вежливость.
НЕ С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ § 21. НЕ С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте пословицы. Сделайте вывод о том, как пишется не с.
ТЕКСТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) РЕЧЬ ТЕКСТ § 49. ТЕКСТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). Чтение-понимание научно-популярного текста 308. Перед вами сочинения шестиклассников. Докажите, пользуясь знаниями о признаках текста, какое.
Части речи (Частини мови). Слушаем: представляем описанные картины. Говорим: составляем диалог по описанной ситуации 24. Части речи (Частини мови). Слушаем: представляем описанные картины. Говорим: составляем диалог по описанной ситуации 189. Рассмотрите таблицу. Обратите внимание, что в русском языке, как.
Глаголы, обозначающие различные виды действий. Читаем молча: составляем вопросы по тексту. Говорим: употребляем слова, обозначающие чувства, умственную деятельность человека 46. Глаголы, обозначающие различные виды действий. Читаем молча: составляем вопросы по тексту. Говорим: употребляем слова, обозначающие чувства, умственную деятельность человека 371. Спишите слова, раскрывая скобки.
ЗВУКИ. БУКВЫ. АЛФАВИТ 7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ ЗВУКИ. БУКВЫ. АЛФАВИТ 1. Расскажи по схеме, что ты знаешь о звуках. 2. Прочитай и продолжи предложения, используя слова.
Природа в русской живописи Урок 48 Природа в русской живописи Узнаем новое о русских художниках 340. Прочитай выразительно. У природы нет плохой погоды (Э. Рязанов). 341. Послушай текст, который.
ЗДРАСТВУЙ, НОВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ГОД УРОК 1 ЗДРАСТВУЙ, НОВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ГОД! ЗДРАВСТВУЙ, НОВЫЙ УЧЕБНИК! 1 Рассмотри рисунок и прочитай стихотворение. ВАЖНЫЙ ДЕНЬ По одной простой примете Узнаем мы этот день.
Читаем молча: предугадываем пропущенные слова. Говорим: пересказываем текст по опорным словам 52. Читаем молча: предугадываем пропущенные слова. Говорим: пересказываем текст по опорным словам 413. Прочитайте и спишите пословицы. О чем они? В разговоре на какую тему.
СЛОВА С ПРЯМЫМ И ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ Урок 37. СЛОВА С ПРЯМЫМ И ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ Узнаем и словах с прямым и переносным значением 220. Прочитай стихотворение. О чем оно? Я проснулся утром.
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ) ЯЗЫК Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. Максим Горький ПОВТОРЕНИЕ ЛЕКСИКОЛОГИЯ МОРФОЛОГИЯ – Имя существительное – Имя прилагательное – Имя числительное.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ § 12. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте данные слова и сочетания слов. Подумайте и скажите.
ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ 2. ЯЗЫКИ РЕЧЬ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ 1 1. Повтори написание слов в рамках на с. 4-10. Ознакомься со словарем в конце.
Читаем: находим новую информацию в тексте. Говорим: составляем высказывание по пословице 65. Читаем: находим новую информацию в тексте. Говорим: составляем высказывание по пословице 503. Прочитайте молча. Что из сказанного и раньше было вам известно, а что.
ЖАРГОННЫЕ СЛОВА ЯЗЫК ЛЕКСИКОЛОГИЯ § 6. ЖАРГОННЫЕ СЛОВА МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте рассказ А. Моисеева. Какое впечатление он на вас произвел? Какую проблему поднимает в.
Утвердительные и отрицательные предложения (Стверджувальні заперечні речення) 6. Утвердительные и отрицательные предложения (Стверджувальні заперечні речення) Читаем: представляем описанную картину 45. Прочитайте, спишите пословицы, объясните, как вы их понимаете. 1. Дело мастера боится.
Будущее время глаголов 4 класс Части речи Глагол Будущее время глаголов КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать и прочитать глаголы. Поставить к ним вопросы. Прилетят, завезут, проснется, порадуют, наступит, растает.
Правильно произносим и пишем слова с буквами ъ, ь после согласных перед я, ю, е, е, и. Говорим: составляем диалог по пословице 15. Правильно произносим и пишем слова с буквами ъ, ь после согласных перед я, ю, е, е, и. Говорим: составляем диалог по пословице 116. Прочитайте.
Сведения о диалоге Урок 6 Сведения о диалоге Узнаем новое о диалоге 33. Как ты понимаешь данное высказывание? Беседа должна вестись как игра, в которой каждый имеет свой.
Слова для запоминания 4 класс Слова для запоминания 1 КЛАСС: Кто, что, этот, эта, это, все, все, ему, его (у него), ее, у нее, кого, кому, тебе, у.
УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ С НОВЫМ ГОДОМ! УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ Дорогие друзья! Вы, конечно, любите игры-соревнования. Бывает так весело! Чья же команда победит? Ведь каждая команда хочет первой добежать, допрыгать.
Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §30 Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных 281 1. Прочитайте правило “Способы проверки написания о-е после шипящих.
ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА 1. І. Просмотрите материал на втором форзаце учебника. Вспомните, из каких основных частей состоит ваш учебник. Как они выделены в.
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменения их по числам 2 класс Части речи Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменения их по числам ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Выписать слова, отвечающие на.
Обращение. Знаки препинания при обращении 4 класс Предложение В ДЕРЕВНЕ Летом я живу в деревне. Утром будит меня петушиный крик. Какое ласковое солнышко! Какая чудесная погода! Я выхожу на широкий.
РАСТЕМ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМИ ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ РАСТЕМ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМИ ЧТО НА ЧТО ПОХОЖЕ? На свете все На все похоже: Змея – на ремешок Из кожи; Луна – На круглый глаз.
Глагол 4 класс Части речи Глагол ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к глаголам. Гуляет ветер, носились птицы, пролетел год, выпадет снег, проснулись дети.
Устное высказывание Урок 64 Устное высказывание Учимся составлять устное высказывание 456. Прочитай стихотворение. Что случилось с волчонком? Почему? Пахнет шерстью волчьей У пенька с поганками. Шли волчата.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ТЕКСТА Урок 60. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ТЕКСТА Развиваем умение находить в тексте художественные средства и понимать их роль 383. Прочитай отрывок из стихотворения. Каким настроением он проникнут.
Оо НАЧИНАЕМ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ Оо Дом – дома Он – она Мой – моя́ Твой – твоя́ Свой – своя́ О́кна – окно́ Стой –.
Структура текста МОРФОЛОГИЯ ТЕКСТ §50-51 Структура текста 442 Ознакомьтесь с теоретическим материалом параграфа. Какая информация была вам известна, а какая является для вас новой? Каждый текст имеет.
Неполные предложения (Неповні речення). Слушаем: восстанавливаем последовательность предложений в тексте. Говорим: составляем пересказ с опорой на вспомогательный материал 36. Неполные предложения (Неповні речення). Слушаем: восстанавливаем последовательность предложений в тексте. Говорим: составляем пересказ с опорой на вспомогательный материал 286. Прочитайте пословицы. Разъясните смысл одной.
Имена прилагательные, различные по значению. Слушаем: представляем описанные картины. Говорим: употребляем слова, обозначающие цвет 40. Имена прилагательные, различные по значению. Слушаем: представляем описанные картины. Говорим: употребляем слова, обозначающие цвет 318. Послушайте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь представить описанные картины. ЗИМНЕЕ.
НАРОДНАЯ ИГРУШКА ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ НАРОДНАЯ ИГРУШКА Найди среди кукол Петрушку. Петрушка – любимый герой русского народного кукольного театра. Его полюбили за веселый нрав и озорство. Но Петрушка.
Часть 1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Многому приходится учиться художнику. Приходится ему учиться говорить собственным языком, — приходится также усердно учиться смотреть собственными глазами, слушать собственными ушами. Как это ни странно, но часто требуются долгие усилия целых поколений, чтоб дать себе отчёт в том, как мы что-нибудь в действительности видим. На картинах итальянских художников кватроченто мы часто встречаем изображение какого-нибудь святого или святой, сидящих у открытого окна. В окно виден далёкий пейзаж — горы, деревья на горах, домики. И что-то в этом пейзаже есть странное, наивно-неверное, в чём вы себе сначала даже не можете дать отчёта. И вдруг вы улавливаете причину: на этих далёких, за версту от зрителя, деревьев тщательнейшим образом выписан каждый сучок, каждый листочек, птичка, сидящая на дереве, на окнах домиков и церквей нарисованы все перекладинки на рамах. Но ведь в действительности человек не в состоянии видеть всего этого издали. А художники этого не замечали и воображали, что пишут так, как видят.
Посмотрите вообще на картины, изображающие быстро движущиеся предметы, — скачущую в карьер лошадь, мчащийся поезд. Вы чувствуете, что художники и до сих пор не сумели по-настоящему увидеть движения, поймать его характерные особенности. Придет большой художник, увидит это, покажет, — и тогда нам будет так же смешно смотреть на современные изображения скачущих лошадей, как смешно смотреть на тщательно выписанные детали далёких предметов на картинах старых мастеров.
Искусство видеть и слышать состоит в том, чтобы суметь поймать, как вы в действительности видите и слышите, а не как, по вашему предвзятому мнению, выглядит или звучит данный предмет. Например, перед вами только что вспаханное поле, за ним — ярко-золотая вечерняя заря. Вы знаете, что земля чёрная, так и напишите: «Над черною пашнею золотая заря». И этим вы покажете, что не умеете видеть: под золотою зарёю пашня имеет определённо лиловый цвет, а не чёрный.
Настоящее искусство основывается на умении видеть действительность, на умении открывать мир природы. (По В. Вересаеву) (299 слов)
Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9; С2
(1) Не все то красиво, что броско и ярко.
(2) Слышал я одну поучительную историю. (3) В некие времена в деревушке, нахохлившейся над ручейком, жил паренек Захарка.
(4) Неизвестно, откуда появилась у него страсть к живописию. (5) Достал он красчонки в виде пуговиц, налепленных на картонку, и целыми днями пропадал в лесу да на речке. (6) Были там у него заветные красивые места. (7) Их Захарка и пытался переносить на бумагу, и очень ему полюбилось это занятие. (8) В той же деревеньке доживал свой век старый учитель.
(9) Вот малюет однажды Захарка свой ярко-малиновый закат и вдруг слышит над ухом:
(10) — Ну как, нравится?
(11) Обернулся. (12) Стоит сзади учитель.
(13) — Нравится,— ответил Захарка. (14) — Как будто похоже.
(15) — Давай разберем, что у тебя похоже. (16) Сучок, вон тот, какого цвета?
(17) — Зеленый, какому же ему быть, если он ольховый.
(18) — Нет, ты забудь, какой он на самом деле, а какой сейчас видится, скажи.
(19) — Черный, кажется, нерешительно ответил Захарка, вглядываясь.
(20) — Правильно, черный, потому что свет на него сзади падает. — (21) Ты же его зеленым изобразил. (22) Значит, не похоже? (23) Тропинка у тебя желтая. (24) Думаешь, песок обязательно желтый бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола. (25) Глаз, что ли, у тебя нет? (26) Заходи ко мне вечером, я тебе новые глаза вставлю.
(27) С тех пор Захарка повадился ходить к учителю. (28) Что рассказывал мальцу старик — неизвестно. (29) Только, правда, открылись у парня глаза. (30) Научился он красоту видеть. (32) Радостно стало Захарке. (33) Решил Захарка посмотреть на свои драгоценные места новыми глазами. (34) Выскочил он из калитки, да тут и замер. (35) Осинка перед домом стояла, на которую он постоянно смотрел и не замечал. (36) Небо было серое, как свинец, а осинка стоит и теплится на фоне свинца тихим, розовым теплом, потому что другой-то край неба, за Захаркиной спиной, и в самом деле розовый был. (37) Вот он и освещал осинку.
(38) Так никуда Захарка в этот раз дальше осинки и не ушел. (39) Стоит и любуется зачарованно. (40) И дух захватило от осинкиной красоты, от той красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не только красоты ее не видел, но и вообще осинки не замечал.
(41) Вот какую поучительную историю рассказал мне однажды добрый и умный друг. (По В. Солоухину)
Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
А1. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что изменилось в жизни Захарки после разговора с учителем?»
1) (17) Правильно, черный, потому что свет на него сзади падает. (18) А ты его все же зеленым изобразил. (19) Значит, не похоже?
2) (22) Глаз, что ли, у тебя нет? (23) Заходи ко мне вечером, я тебе новые глаза вставлю.
3) (24) С тех пор Захарка повадился ходить к учителю. (25) Что рассказывал мальцу старик — неизвестно.
4) (26) Только, правда, открылись у парня глаза. (27) Научился он красоту видеть.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «пропадал» (предложение 5).
1) длительно отсутствовал
2) исчезал неизвестно куда
3) переставал быть видимым
4) проходил бесполезно, безрезультатно
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) Давай разберем, что у тебя похоже. Сучок, вон тот, какого цвета?
2) Глаз, что ли, у тебя нет?
3) И дух захватило от осинкиной красоты, от той красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не только красоты ее не видел, а и вообще осинки не замечал.
4) Думаешь, песок обязательно желтый бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола.
А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЧЕРНЫЙ произносится гласный [о].
2) В слове ЗЕЛЕНЫЙ все согласные звуки звонкие.
3) В слове ДУМАЕШЬ мягкий знак служит для обозначения мягкости предыдущего согласного.
4) В слове ПОУЧИТЕЛЬНУЮ количество звуков и букв совпадает.
А5. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
1) калитка
2) замечал
3) свинца
4) выскочил
А6. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?
1) рассказывал
2) разберем
3) сзади
4) неизвестного
А7. В каком слове правописание суффикса подчиняется правилу: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»?
1) налепленных
2) зачарованно
3) драгоценный
4) постоянно
Задания В1—В9 выполните па основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.
В1. Из предложений 38—41 выпишите фразеологический оборот.
В2. Замените словосочетание «осинкиной красоты»(предложение 40), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
В4. Среди предложений 1—5 найдите предложение(я) с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.
В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Черный,(1)кажется,(2) нерешительно ответил Захарка,(3) вглядываясь. — Правильно,(4) черный,(5) потому что свет на него сзади падает. Ты же его зеленым изобразил. Значит,(6) не похоже.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 36.
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Достал он красочки в виде пуговиц,(1) налепленных на картонку,(2) и целыми днями пропадал в лесу да на речке. Были там у него заветные красивые места. Их Захарка и пытался переносить на бумагу,(3) и очень ему полюбилось это занятие.
В8. Среди предложений 15—19 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В9. Среди предложений 25—28 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Используя прочитанный текст части 2, выполните одно из заданий.
С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают». Аргументируйте свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Г.Степанова. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста:
«Так никуда Захарка в этот раз дальше осинки и не ушел. Стоит и любуется. И дух захватило от осинкиной красоты, от той красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не только красоты ее не видел, а и вообще осинки не замечал».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Не всё то красиво, что броско и ярко (изложение)
Многому приходится учиться художнику. Приходится ему учиться говорить собственным языком, — приходится также усердно учиться смотреть собственными глазами, слушать собственными ушами. Как это ни странно, но часто требуются долгие усилия целых поколений, чтоб дать себе отчёт в том, как мы что-нибудь в действительности видим. На картинах итальянских художников кватроченто мы часто встречаем изображение какого-нибудь святого или святой, сидящих у открытого окна. В окно виден далёкий пейзаж — горы, деревья на горах, домики. И что-то в этом пейзаже есть странное, наивно-неверное, в чём вы себе сначала даже не можете дать отчёта. И вдруг вы улавливаете причину: на этих далёких, за версту от зрителя, деревьев тщательнейшим образом выписан каждый сучок, каждый листочек, птичка, сидящая на дереве, на окнах домиков и церквей нарисованы все перекладинки на рамах. Но ведь в действительности человек не в состоянии видеть всего этого издали. А художники этого не замечали и воображали, что пишут так, как видят.
Посмотрите вообще на картины, изображающие быстро движущиеся предметы, — скачущую в карьер лошадь, мчащийся поезд. Вы чувствуете, что художники и до сих пор не сумели по-настоящему увидеть движения, поймать его характерные особенности. Придет большой художник, увидит это, покажет, — и тогда нам будет так же смешно смотреть на современные изображения скачущих лошадей, как смешно смотреть на тщательно выписанные детали далёких предметов на картинах старых мастеров.
Искусство видеть и слышать состоит в том, чтобы суметь поймать, как вы в действительности видите и слышите, а не как, по вашему предвзятому мнению, выглядит или звучит данный предмет. Например, перед вами только что вспаханное поле, за ним — ярко-золотая вечерняя заря. Вы знаете, что земля чёрная, так и напишите: «Над черною пашнею золотая заря». И этим вы покажете, что не умеете видеть: под золотою зарёю пашня имеет определённо лиловый цвет, а не чёрный.
Настоящее искусство основывается на умении видеть действительность, на умении открывать мир природы.
Не всё то красиво, что броско и ярко (изложение)
Многому приходится учиться художнику. Приходится ему учиться говорить собственным языком, — приходится также усердно учиться смотреть собственными глазами, слушать собственными ушами. Как это ни странно, но часто требуются долгие усилия целых поколений, чтоб дать себе отчёт в том, как мы что-нибудь в действительности видим. На картинах итальянских художников кватроченто мы часто встречаем изображение какого-нибудь святого или святой, сидящих у открытого окна. В окно виден далёкий пейзаж — горы, деревья на горах, домики. И что-то в этом пейзаже есть странное, наивно-неверное, в чём вы себе сначала даже не можете дать отчёта. И вдруг вы улавливаете причину: на этих далёких, за версту от зрителя, деревьев тщательнейшим образом выписан каждый сучок, каждый листочек, птичка, сидящая на дереве, на окнах домиков и церквей нарисованы все перекладинки на рамах. Но ведь в действительности человек не в состоянии видеть всего этого издали. А художники этого не замечали и воображали, что пишут так, как видят.
Посмотрите вообще на картины, изображающие быстро движущиеся предметы, — скачущую в карьер лошадь, мчащийся поезд. Вы чувствуете, что художники и до сих пор не сумели по-настоящему увидеть движения, поймать его характерные особенности. Придет большой художник, увидит это, покажет, — и тогда нам будет так же смешно смотреть на современные изображения скачущих лошадей, как смешно смотреть на тщательно выписанные детали далёких предметов на картинах старых мастеров.
Искусство видеть и слышать состоит в том, чтобы суметь поймать, как вы в действительности видите и слышите, а не как, по вашему предвзятому мнению, выглядит или звучит данный предмет. Например, перед вами только что вспаханное поле, за ним — ярко-золотая вечерняя заря. Вы знаете, что земля чёрная, так и напишите: «Над черною пашнею золотая заря». И этим вы покажете, что не умеете видеть: под золотою зарёю пашня имеет определённо лиловый цвет, а не чёрный.
Настоящее искусство основывается на умении видеть действительность, на умении открывать мир природы.