штриховое кодирование информации метрология
Методы стандартизации и кодирования информации о продукции
Развитие международных торгово-коммерческих отношений обусловило необходимость унификации информации о продукции и ее производителе, с тем чтобы приспособить ее к современным формам торговых операций: подаче информации через условные знаки и цифры. Это обязывает торговых партнеров на взаимосогласованной основе применять одни и те же методы описания товаров, что в свою очередь позволяет избежать излишних описаний, экономит время, финансовые средства, расходуемые на трансформацию принимаемой информации.
Одним из способов кодирования информации является штриховое кодирование, идея которого зародилась в Гарвардской школе бизнеса США в 30–е годы, а первое практическое использование такого кода датируется 60–ми годами: в США с помощью штрих-кода проводили идентификацию железнодорожных вагонов. Распространение штрихового кодирования товаров стало возможным в 70–е годы благодаря развитию микропроцессорной техники.
Штриховым кодированием называют метод автоматической идентификации товаров, который позволяет компьютеру быстро и безошибочно воспринимать необходимую информацию.
Штриховой код – это средство передачи информации о продукции и ее изготовителе на всем пути движения продукции от изготовителя до продавца, которое облегчает автоматизированный учет и идентификацию товаров, управление товарными запасами. Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизованы. Штриховые коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами – сканерами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.
В общем случае в кодовых системах используются цифры, черточки, квадраты или иные графические знаки, каждый из которых является носителем определенной информации, а расшифрованный код – это точное описание товара. По способу кодирования информации штриховые коды делят на одномерные (линейные) и двухмерные.
В настоящее время наличие штрихового кода на упаковке товара стало обязательным требованием, без выполнения которого торговые организации могут отказаться от товара. Это относится и к международной торговле. Дело не только в том, что такая система информации экономически эффективна, когда не менее 85 % товаров кодируется, но и в прямом влиянии кодирования на упорядочение и ускорение сбора и формирования заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации, контроль товаров при их складировании и сбыте.
Наиболее употребляемыми в мировой практике являются следующие одномерные кодовые системы:
Система EAN применяется с 1977 г. Для внедрения в Европе унифицированной кодовой системы была основана Международная европейская ассоциация кодирования товаров (JANA) с резиденцией в Брюсселе. Система получила быстрое развитие и к ней присоединились многие неевропейские страны. Чтобы получить право пользоваться кодом EAN любая страна должна вступить в международную ассоциацию JANA. После чего она получает идентификационный номер, который располагается в начале штрихового кода.
В системе EAN применяются два типа кода (рис.5.2): 13-разрядный и 8-разрядный цифровые коды, представляющие собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины.
Самый узкий штрих принят за единицу и называется модулем. Каждая цифра (или разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов. Длинные линии в начале, середине и конце кода EAN называются защитными линиями и используются при сканировании.
Рисунок 5.2 – Общий вид 13-разрядного и 8-разрядного кода EAN
Штрихи можно печатать черным, синим, темно-зеленым и темно-коричневым цветом. В качестве фона рекомендуется применять желтый, оранжевый и светло-коричневый цвета. Размер штрих-кода может значительно варьироваться: от минимально возможных размеров 21х29,8 мм до 52,5х74,6 мм.
13-разрядный код состоит из кода страны («флаг страны»), кода предприятия–изготовителя, кода самого товара и контрольного числа. Ассоциация EAN разработала коды стран и централизованно предоставляет лицензию на использование кодов. Код страны может быть двухзначным или трехзначным (табл. 5.1). Код предприятия-изготовителя составляется в каждой стране соответствующим национальным органом. Он включает пять (четыре при трехзначном коде страны) цифр, следующих за кодом страны. Код товара составляет непосредственно изготовитель (пять цифр).
Расшифровка кода товара не является стандартной, он может отражать определенные характеристики (признаки) самого товара либо представляет регистрационный номер товара, известный лишь этому предприятию. Контрольная цифра (последняя позиция в штрих коде) предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму EAN. Она может быть рассчитана по определенному алгоритму на основании предыдущих двенадцати цифр.
Код EAN–8 предназначен для небольших упаковок, на которых нельзя разместить более длинный код. EAN–8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя проставляют регистрационный номер продукта).
В определенных случаях справа от 13–ти разрядного кода может быть нанесен дополнительный штрих–код, состоящий из двух или пяти цифр. Такой код называется дополнительным и может быть использован по специальному соглашению между производителем и оптовым покупателем.
Таблица 5.1 – Коды EAN некоторых стран мира
Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателя. Информация для конечного потребителя ограничивается только указанием страны, поскольку коды стран публикуются в различных специализированных и справочных изданиях или содержатся в банках данных.
Полный штриховой код позволяет закупочным торговым или внешнеторговым организациям иметь не только четкие реквизиты происхождения товара и адрес, но предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору).
На рис. 5.3 приведен пример нанесения штрих–кода: Инспекторатом Регистра Украины на круглую стальную заготовку диаметром 220 мм (рис. 5.3,а), и бирку на прокат из специального сплава производства США (рис. 5.3, б). В последнем случае на бирку нанесены основные характеристики проката – сопротивление коррозии в различных кислотах и жаростойкость.
Рисунок 5.3 – Нанесение штрих–кода на металлопродукцию
Вместе с тем, широкое распространение штриховой системы кодирования информации о продукции, по–прежнему, требует учета ее определенных недостатков:
Введение в Украине обязательного штрихового кодирования товаров создает условия для реализации одного из положений Закона «О защите прав потребителей» – права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре.
Для производственных предприятий штриховое кодирование дает возможность: облегчить освоение автоматизированных систем управления; повысить эффективность учетных операций в сферах производства, складирования, сбыта; вести анализ потребляемых ресурсов; сократить объем документооборота; наладить систематический сбор достоверной информации о товародвижении и реализации продукции; оперативно предоставлять информацию органам управления и контроля.
Система UPC была принята в США и Канаде еще в 1973 г. Она была приспособлена к системе розничной торговли. В дальнейшем система была использована при создании системы EAN. Вместе с тем система UPC продолжает применяться в США, также как и система EAN.
Система BAN была введена в ФРГ в 1963 г. и является по существу усовершенствованной формой прежней системы информации, в которой отсутствовали элементы, позволяющие производить автоматический учет ассортимента товара. Эта система была также взята за основу при создании европейской системы EAN. Однако при этом была изменена система нумерации предприятий. В своей старой форме система BAN используется в Германии для внутригосударственного кодирования информации.
Двумерные штрих–коды разработаны специально для большого объема информации (например, Calra-Code, PDF417, Aztec и др.).
Система Calra–Code введена в Японии в 1987 г. и представляет собой систему графического кодирования. Она состоит из 10 больших квадратов, каждый из которых разделен на меньшие одинаковой величины. Им приписываются конкретные цифры: 1,2,4,8. Варианты штриховки малого квадрата по отношению к основному позволяют осуществлять кодирование соответствующих товаров (рис. 5.4). Соответственно каждому квадрату приписана определенная, неизменно одна и та же цифра. Штриховка соответствующих полей создает возможность получения большого количества комбинаций на 10 больших квадратах и позволяет закодировать миллиард алфавитно-цифровых комбинаций.
Рисунок 5.4 – Кодирование цифр и букв в системе Calra–Code
Сравнивая систему Calra-Code и систему EAN, следует отметить, что первая более проста в применении, содержит больший объем информации, а устройство для ее прочтения и расшифровки дешевле и значительно эффективнее даже при условии нечеткого шрифтового отпечатка. Однако система Calra-Code используется сейчас только в Японии.
В системах штрихового кодирования, используемых в других областях – в промышленном производстве, медицине, транспорте, складировании продукции, библиотечном деле и пр. применяются иные типы штриховых кодов, в которых сохранен общий принцип: чередование светлых и черных полос различной ширины.
Обобщая рассмотрение материала по штриховому кодированию информации о продукции, следует обратить внимание на тот факт, что этот технологический принцип непрерывно развивается и следует ожидать развития на практике других комбинаций штриховых кодов (и принципов кодирования информации), имеющих в настоящее время локальное распространение. При этом количество кодируемой информации (число цифр), вероятно, будет варьироваться в зависимости от специфики объекта.
Глава 9. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРЕ
Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса США в 30-е годы, а первое практическое ж пользование такого кода датируется 60-ми годами: железнодорожники США с помощью штрих-кода проводили идентификацию железнодорожных вагонов. Широкое использование штрихового кодирования товаров стало возможным в 70-е годы благодаря развитию микропроцессорной техники. Универсальный товарный код (IPC) был принят в США в 1973 г., а в 1977 г. появилась Европейская система кодирования ΕΑΝ (European Article Numbering), которая в настоящее время применяется и за пределами Европы.
Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины Размеры полос стандартизованы. Штриховые коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами — сканерами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.
В зарубежных странах наличие штрихового кода на упаковке товара стало обязательным требованием, без выполнения которого торговые организации могут отказаться от товара. Это относится и к международной торговле. Дело не только в том, что такая система информации экономически эффективна, когда не менее 85% товаров кодируется, но и в прямом влиянии кодирования на упорядочение и ускорение сбора и формирования заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации и бухгалтерский учет, контроль товаров при их складировании и сбыте.
Наиболее широко применяются два кода ΕΑΝ: 13-разрядный и 8-разрядный цифровые коды, представляющие собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра (или разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов (рис. 9.1 и 9.2). 13-разрядный код состоит из кода страны («q лаг страны»), кода предприятия (фирмы)-изгото-вителя, кода самого товара и контрольного числа. Ассоциация ΕΑΝ разработала коды стран и централизованно предоставляет лицензию на использование кодов. Например, Франция получила диапазон 30-37 для обозначения своей страны,
Италия — 80 — 87. Для некоторых стран коды трехзначны: 520 — Греция, 789 — Бразилия, Россия — 460, Эстония — 474, Венгрия — 599 (табл. 9.1).
Код предприятия-изготовителя составляется в каждой стране соответствующим национальным органом. Он включает пять цифр, следующих за кодом страны.
Код товара составляет непосредственно изготовитель (пять цифр). Расшифровка кода не является стандартной, он может отражать определенные характеристики (признаки) самого товара либо представляет регистрационный номер товара, известный лишь этому предприятию.
Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму ΕΑΝ.
Код ΕΑΝ-8 предназначен для небольших упаковок, на которых нельзя разместить более длинный код. ΕΑΝ-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя — регистрационный номер продукта).
Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателя. Информация для конечного потребителя ограничивается только указанием страны, поскольку коды стран публикуются в различных специализированных и справочных изданиях или содержатся в банках данных. Полный штриховой
код позволяет закупочным торговым или внешнеторговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору).
В России вопросами штрихового кодирования занимается Внешэкономиче-ская ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), задача которой — оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН представляет интересы России и СНГ в ΕΑΝ, она имеет право разрабатывать цифровые коды российских предприятий в системе ΕΑΝ и вносить их в свой банк данных.
Госстандартом России на базе ЮНИСКАН создан технический комитет по стандартизации «Автоматическая идентификация», а его секретариат ведет Российский центр испытаний и сертификации (Ростест-Москва). Цель технического комитета — стандартизация в области автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН создала совместные предприятия — «Интерштрихкод» (с Великобританией), «Дата-скан» и «Датасис» (с Данией).
Правительством России принята государственная программа по внедрению системы штрихового кодирования в торговле, материально-техническом снабжении, банковском деле, на транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах. Программа предусматривает необходимость разработки и производства в России технических средств для нанесения и считывания штриховых кодов. Но не менее важна стандартизация кодирования с учетом международных нормативных документов.
Введение в России обязательного штрихового кодирования товаров создает условия для реализации одного из положений Закона «О защите прав потребителей» — права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре. Для производственных предприятий штриховое кодирование дает возможность:
• облегчить освоение автоматизированных систем управления,
• повысить эффективность учетных операций в сферах производства, складирования, сбыта,
• вести анализ потребляемых ресурсов,
• сократить объем документооборота,
• наладить систематический сбор достоверной информации о товародвижении и реализации продукта,
• оперативно предоставлять информацию органам управления и контроля. Понимание важности штрихового кодирования для повышения степени цивилизованности рынка показало московское правительство, принявшее Положение «О внедрении штрихового кодирования продукции (товаров), реализуемой на потребительском рынке г. Москвы». В нем изложены требования к изготовителям товаров, оптовым и розничным торговым организациям, касающиеся обязательного наличия штриховых кодов на внутренней и внешней упаковке товаров. В связи с этим каждый из названных участников товародвижения обязан придерживаться правил, содержащихся в Положении.
Так, производственное предприятие может применять штриховой код только после его регистрации в ЮНИСКАН во избежание фальсификации или заимствования чужого кода. Оптовое торговое предприятие обязано включать требование о наличии зарегистрированного штрихового кода в договор о поставке. Оптовики не имеют права поставлять в розничную торговую сеть или реализовать продукцию, не снабженную штриховым кодом. Розничные торговые предприятия не имеют права принимать на реализацию товары без штриховых кодов. В этой связи им предписано дополнить свои расчетно-кассовые аппараты устройствами для считывания штриховых кодов.
Сроки введения отдельных статей Положения различны, так что общее время реализации Положения рассчитано до середины 1998 г. Контроль за исполнением Положения возложен на Ростест-Москва и органы административного управления города.
Рассмотренный пример позволяет надеяться на более широкое распространение в России принятого всеми цивилизованными странами штрихового кодирования товаров.
Однако потребитель нуждается в более полной информации о покупаемом товаре, а не только стране-изготовителе. Эта проблема также может быть разрешена при помощи стандартизации. Но для этого следует расширить перечень тех обязательных требований стандартов, которые подтверждаются путем сертификации. Пока единственным аспектом обязательной сертификации является безопасность продукта, потребитель не имеет возможности получить гарантию пригодности покупаемого товара для его использования по назначению, информацию о надежности и других важных для пользователя характеристиках.
Расширить информацию о товаре для потребителя можно посредством некоторой диверсификации аспектов обязательной сертификации при разработке правил и порядка самой процедуры для конкретных групп товаров или отдельных видов продукции. Например, при сертификации детского питания проверяется не только безопасность, но и пищевая ценность продукта.
Возможно, следует более углубленно продумывать номенклатуру параметров качества при разработке стандарта для обязательной сертификации конкретного товара (группы продукции).
Штриховое кодирование товаров
Штриховой код, или штрих-код — это машиночитаемый символ, содержащий закодированную информацию о характеристиках произведенной продукции и позволяющий осуществлять ее автоматизированную идентификацию._
Внешне штрих-код представляет собой комбинацию темных полосок (штрихов) и разделяющих их светлых полосок различной толщины.
Каждая единица товара идентифицируется с помощью штрихового и цифрового кода.
Штриховой код EAN (European Article Numbering) разработан международной ассоциацией EAN (Брюссель). Это 13-разрядный или 8-разрядный цифровой код, представляющий собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины.
Ассоциация EAN выдает цифровой код каждой стране централизованно, причем ряд стран имеют диапазон кодов, некоторым предоставлена возможность дополнить 2-х разрядный код третьим разрядом (Приложение 1).
В частности, код 46 был присвоен СССР, а в настоящее время он детализирован в третьем разряде: 460-469 — страны СНГ. Цифровой код — это единственная информация штрихового кода, которую можно проверить визуально.
Штриховой код идентифицирует товар, потому что никакой другой товар на международном рынке не может иметь точно такой же код.
Например, цифровой 13-разрядный код товара 4902580420222 включает:
Штриховой код считывается сканером (контрольное число предназначено для проверки правильности считывания кода).
Для товаров небольших размеров существует структура кода EAN-8, являющаяся укороченной модификацией EAN-13. Этот код состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа.
Штриховое кодирование способствует повышению конкурентоспособности товара, увеличивает спрос на него, так как потребитель
у мерен в том, что это не фальсификат. В ряде стран без штрихового кода продукция не принимается к реализации. Он повышает пре-i I и ж товара, играет роль рекламы, улучшает культуру обслуживания. Кроме того, штриховой код способствует организации эффективного контроля за товародвижением, начиная с предприятия-изготовителя п до склада магазина. Он применяется также для учета и контроля говаров в пределах предприятия.
Штриховое кодирование является важнейшей частью маркировки товара. С внедрением электронно-вычислительной техники возросла необходимость внедрения кодирования товаров. С помощью кодов легче систематизировать, найти и распознать любой товар среди множества других.
Штриховой код (ШК) представляет собой системную последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины и цифровых обозначений.
Наличие штрихового кода является обязательным условием экспорта товаров. В 1977 г. была создана Европейская система кодирования EAN (Европейская ассоциация товарной нумерации).
Штриховой код стал применяться в Италии, Германии, Франции, Англии. В России штриховым кодированием занимается ЮНИСКАН — Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации. Чтобы стать членом-пользователем Международной ассоциации EAN и получить штриховой код на свою продукцию, предприятию необходимо зарегистрироваться в ЮНИСКАНе. Цены на товары без штрихового кода снижаются от 3 до 15%. Отсутствие штрихового кода является одной из причин снижения конкурентоспособности товаров.
Штриховой код товаров облегчает управление процессом товародвижения, автоматизирует учет и контроль товарных запасов, сокращает издержки на делопроизводство (проведение торговых сделок «без бумаг»), быстро производится идентификация товара и изготовителя, дает идентификацию для маркетинговых исследований.
Существуют различные виды кодов. Наиболее распространены EAN (европейские) и ИРС (американские).
Коды EAN подразделяют на три типа:
Код типа EAN-8 используется для маркировки малогабаритных товаров, в нем информация сокращена, он отличается малыми размерами.
EAN-13 наносится, если позволяет площадь, на любые товары и упаковки.
EAN-14 используется для транспортной тары, код имеет крупные размеры. Так как код EAN-14 не считывается сканером, на упаковке самого товара применяется код EAN-13.
Перечень кодов в табл.
Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах
Рис. Структура штрихового кода EAN-13
Штриховой код EAN-13 включает тринадцать знаков. Рассмотрим, что они обозначают.
Первые 2—3 цифры обозначают страну происхождения товара, иногда называются «флагом».
Следующие 4—5 цифр — код фирмы изготовителя товара. Затем еще 5 цифр обозначают код товара. Последняя цифра Контрольная, применяется для проверки правильности предшествующих 12 цифр.
Для проверки штрих-кода следует провести вычисления: код 4600104008498.
1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях
6 + 0 + 0 + 0 + 8 + 9 = 23.
2. Сумму, полученную в пункте 1, умножить на 3
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях
4 + 0 + 1+ 4 + 0 + 4 = 13.
4. Сложить суммы, полученные в пункте 2 и 3
5. Определяется контрольное число как разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10
Если цифра после расчета не совпадает с контрольной, это означает, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется.
По штриховому коду можно судить о подлинности товара или установить фальсификацию продукции.
Иногда код банка данных не совпадает с кодом страны изготовителя. Это может быть в нескольких случаях:
— фирма была зарегистрирована и получила код не в свое стране, а в той, куда был направлен основной экспорт продукции;
— товар мог быть изготовлен на дочернем предприятии, расположенном в другой стране;
— учредителями предприятия являются несколько фирм из разных государств;
— товар мог быть изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.
Для считывания штриховых кодов применяют:
— лазерные сканеры, стационарные или портативные, которыми можно считывать ШК на расстоянии от 60 см до 5—6 м от товара;
— кассовые терминалы, оснащенные системами считывания ШК;
— оптические контактные считыватели в виде лазерных пистолетов, ручек, карандашей и др.
Размещают ШК на абсолютно ровной поверхности упаковки товара на задней ее стенке в правом нижнем углу на расстоянии 20 мм от краев.
Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса в США в 30-х годах прошлого столетия. В 1932 г. был разработан линейный код, ставший основой штриховой кодификации. Реальное применение штриховой код (ШК) впервые нашел в пищевой промышленности Великобритании. В 1977 г. возникла Европейская система кодирования (European Article Numbering — EAN), ставшая международным стандартом кодирования.
В настоящее время ШК наносится на 99 % продукции, выпускаемой различными фирмами. Он наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие ШК на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Его отсутствие отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без ШК. Такая система информации экономически эффективно влияет на упорядочение и ускорение сбора и формирования заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации, бухгалтерский учет, контроль товаров при их складировании и сбыте.
Штриховые коды подразделяются на две группы: товарные и технологические.
Товарные ШК используются для идентификации производителей товаров (например, товарный код EAN, называемый глобальным номером торговой единицы).
Технологические ШК наносятся на любые объекты для автоматизированного сбора информации об их перемещении и последующим применении потребителями. Эти коды можно использовать отдельно или вместе с товарными кодами.
В Российской Федерации единственной национальной организацией товарной нумерации (член EAN International) является Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. Она насчитывает около 6500 предприятий-членов, всем им присвоены идентификационные номера. Приказом Госстандарта России от 30 апреля 1993 г. № 92 на базе ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ образован Технический комитет по стандартизации ГОСТ Р/ТК 355 «Автоматическая идентификация», одним из направлений деятельности которого является разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению государственных стандартов Российской Федерации в области штрихового кодирования.
Информацию кодируют с помощью различных символик — линейных (одномерных) и двухмерных. Номера на упаковку товара в соответствии с правилами EAN International наносятся в виде символа ШК EAN/UCC, утвержденного как европейским стандартом EN 797, так и российским ГОСТ Р 51201—98 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике «ЕАН/ЮПиСи». ШК предназначены для считывания информации сканерами, которые декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.
Ассоциация пользователей EAN установила ряд обязательных и рекомендуемых требований, которые следует выполнять на всех этапах использования ШК. Основные требования:
первые два или три разряда ШК должны обозначать код национального ведомства. Принято называть эти разряды префиксами (флагами) и обозначать f1, f2, f3;
идентификация товара должна быть цифровой и соответствовать формату EAN-8, EAN-13;
каждая разновидность товара должна иметь свой идентификационный код, а при любом изменении вида товара (цены, цвета, сорта, размера, упаковки) должен изменяться и идентификационный код товара;
правила кодирования внутри страны, устанавливаемые национальным ведомством, должны гарантировать, что для двух различных товаров не будет одинаковых кодов;
системы ведения реестра ШК должны предусматривать возможность присвоения новым товарам кодов старых товаров не ранее чем через три года после изъятия товара из сферы торговли;
возможность однозначно идентифицировать товары независимо от их производителей.
Одни и те же сканеры должны считывать коды EAN-8 и EAN-13. Штриховое изображение всех 8(12) цифр составляет в целом код EAN. Краевые знаки кода (удлиненные штрихи-знаки начала и конца символа) определяют его границы; символ делится на две части разделительным знаком (удлиненные штрихи в центре символа). Возможен вариант, когда для кода страны-изготовителя отводится два знака, а для кода предприятия — пять.
Номера товара в ШК EAN-8 и EAN-13 служат ключом к информации, хранящейся в базах данных. Например, номер EAN-13 имеет следующую структуру.
Рис. Структура ШК EAN-13
первые 2. 3 цифры — это префикс национальной организации или ее код. Их присваивает EAN International;
следующие S. 1 цифр — это код изготовителя (предприятия);
в целом первые 7. 9 цифр, включая префикс, — это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации;
следующая группа цифр — это порядковый номер продукции внутри предприятия;
Шаг 1. Складываем цифры, стоящие на четных позициях кода.
Шаг 2. Результат умножаем на три.
Шаг 3. Складываем цифры, стоящие на нечетных позициях кода.
Шаг 4. Складываем результаты 2-го и 3-го действий.
Шаг 5. Контрольное число представляет собой разность между окончательной суммой и ближайшим к ней числом, кратным 10.
Национальные организации товарной нумерации, уполномоченые ассоциацией EAN International, могут использовать систему EAN на национальном или региональном уровнях в качестве официальных представителей EAN. В отдельно взятой стране или регионе возможно существование только одного представителя EAN International. Существует заблуждение, что по первым цифрам ШК можно определить страну происхождения товара. Это неверно, по префиксу можно определить, в какой национальной организации зарегистрировано то или иное предприятие, но ШК не может служить свидетельством страны происхождения товара.
Префиксы 460—469 в коде EAN-13 присвоены ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. Префикс 460—469 означает, что предприятие зарегистрировано в ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, а вовсе не то, что предприятие находится на территории Российской Федерации.
Система EAN/UCC по своему статусу является необязательной и добровольной. Нигде в мире (за исключением Татарстана и Украины) не существует нормативных актов, обязывающих то или иное предприятие (компанию) вступать в EAN и наносить на упаковку ШК.
Предприятие имеет право самостоятельно определить, в национальную организацию какой страны ему следует вступать, а также может вступить в несколько национальных организаций одновременно. С помощью штрихового кодирования предприятие открыто заявляет о себе как о производителе данной продукции.
Например, одна из немецких фармацевтических компаний, экспортирующая лекарственные средства в разные страны, вступила в национальные организации — члены EAN International стран-импортеров и для каждой страны изготавливает упаковки продукции со своим ШК (например, для Российской Федерации с префиксом 460, для Бельгии с префиксом 54).
В национальную организацию Российской Федерации может вступить любое предприятие, независимо от страны, где оно находится, при условии, что оно имеет свое представительство в нашей стране. При вступлении в ЮНИCKAH/EAN РОССИЯ предприятию будет присвоен соответствующий код. Например, префикс 50 означает, что предприятие зарегистрировано в национальной организации Великобритании, а не то, что оно расположено на английской территории (префиксы некоторых национальных организаций состоят из двух цифр).
Регистрационный номер предприятия состоит из префикса и номера предприятия, зарегистрированного внутри национальной организации. Следующие за трехзначным префиксом девять цифр кода означают номер предприятия и номер товара.
Регистрационный номер, получаемый предприятием в ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ (например, 460700952), является уникальным. Нигде в мире не встретится другое предприятие с таким же номером. EAN International следит за тем, чтобы только у одной национальной организации был префикс 460. В свою очередь, каждая национальная организация (в том числе и ЮНИСKAH/EAN РОССИЯ) следит, чтобы никому в ассоциации не было присвоено двух одинаковых номеров 700952.
Если в EAN РОССИЯ (460) под номером 700952 зарегистрировано одно предприятие, то в EAN Греция (520) под номером 700952 будет зарегистрировано совсем другое предприятие (например, какое-нибудь греческое). Именно национальные организации товарной нумерации, которой в Российской Федерации является Ассоциация ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, обеспечивают уникальность присвоенных кодов в глобальном пространстве.
По номеру на упаковке через национальную организацию товарной нумерации можно отыскать продукцию данного предприятия, определить изготовителя товара. Информация о кодах предприятий хранится в банке данных национальной организации.
Последняя тринадцатая цифра называется контрольным разрядом (КР). Она предназначена для проверки правильности считывания кода EAN сканирующим устройством. Прочитав графическое изображение ШК с помощью сканера и преобразовав его в цифровой код, компьютер по специальному алгоритму вычисляет КР и сравнивает его со считанным из графического изображения.
Совпадение считанного и вычисленного КР означает правильное считывание ШК. В этом случае на сканере появляется соответствующий световой (звуковой) сигнал. Если код сканером читается неправильно, то одна или несколько цифр кода могут быть при считывании искажены. В этом случае сканер не даст сигнала о правильном считывании.
Аналогично, если кто-то придумал свой код из произвольных 13 цифр или если КР имеет произвольное значение, то этот фальсифицированный ШК сканером считываться не будет.
Каждая цифра кода представляет собой сочетание штрихов и пробелов, исполняемых в комбинациях А, В или С; тип комбинации определяется первой цифрой.
Любой символ кода EAN-13 состоит из шести цифровых знаков переменного паритета (исполненных в комбинациях А или В) в левой половине символа кода, а также шести цифровых знаков четного паритета (исполненных только в комбинации С) в правой половине символа кода, двух краевых и одного разделительного знаков.
Значение кода EAN остается неизменным на всем пути от производителя товара до покупателя. На складе по номеру на упаковке компьютер установит, какой товар находится в этой упаковке, откуда груз поступил, кому предназначен и какое количество должно быть в наличии. Этим существенно облегчается процесс инвентаризации.
Проверка штрих-кода онлайн
Для массовой проверки штрих-кодов, определении наименований товаров, подлинности и определения страны, воспользуйтесь сервисом онлайн Товар по штрих-коду.