система классификации и кодирования кодирование информации о товаре

Методы классификации и кодирования товаров

Методы классификации товаров и кодирования товаров — это основа для проведения товарной классификации.

Методы классификации и кодирования товаров

Существует всего три метода классификации:

Иерархический метод — это последовательное деление множества на подчиненные подмножества.

Иерархическая классификация распределяет товары от более общей характеристики к менее общей. Последующее звено конкретизирует предыдущее.
Иерархическая классификация — это:

Недостаток иерархической классификации — негибкая структура и фиксированный порядок ступеней распределения. В данной классификации нет возможности и резервной емкости для новых объектов и признаков.
Количество признаков — признак глубины классификации. Теоретически она может быть бесконечна, но если нужно увеличить число признаков, то применяют фасетный метод классификации.

Фасетный метод классификации – это параллельное разделение товаров на фасеты (группы, независимые друг от друга).
Особенность фасетной классификации — фасеты не подчиняются друг другу. Каждый фасет — характеристика одной стороны (характеристики) множества.

Преимущество этого вида классификации — гибкость структуры. Изменения любого фасета не влияют на множество.
Недостатки фасетной классификации:

В ряде случаев используют оба метода — смешанный тип классификации.

Методы классификации: кодирование товаров

Кодирование товара – это формирование и присвоение кода для группы товаров.
Код – это последовательность знаков для обозначения группы товаров.

Методы кодирования товаров

Существует четыре метода (или типа) кодирования товаров:

.
Суть порядкового метода — образование и присвоение кода происходит из натуральных чисел.
Суть серийно-порядкового метода — образование и присвоение кода происходит из натуральных чисел. Но отдельные серии чисел закрепляют за определенными группами товаров.

Последовательный метод и параллельный метод

При последовательном методе — код формируют и присваивают группе товаров. При этом, используют последовательно расположенные подчиненные группы товаров (то есть, речь об иерархической классификации.
Суть параллельного метода — код формируют и присваивают на основе классификации фасетного типа.

Источник

Системы классификации и кодирования товаров

Единая совокупность методов и правил классификации и кодирования информации и ее результат составляют Единую систему классификации и кодирования технико- экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ). Основной целью ЕСКК ТЭИ является стандартизация информационного обеспечения процессов управления на основе средств вычислительной техники.

Основными задачами ЕСКК ТЭИ являются:

В товароведении, стандартизации, сертификации и экспертизе товаров используют следующие классификаторы: Общероссийский классификатор продукции (ОКП), Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) – ОК 034-2007 (КПЕС 2002), Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

ОКП входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации; он представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Для защиты кодов классификатора и обеспечения достоверности информации на всех этапах информационного взаимодействия, а также контроля кодов классификаторов при их применении в код вводится контрольное число. Контрольное число проставляется после кода и рассчитывается по соответствующей методике.

В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования.

На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.

На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй – подклассы (XX X000), на третьей – группы (XX XX00), на четвертой – подгруппы (XX XXX0) и на пятой – виды продукции (XX XXXX).

Коды 2–5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.

Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции, которые записывают по следующей
форме:

система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть картинку система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Картинка про система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре

С целью отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции создаются отраслевые классификаторы продукции. При формировании отраслевого кода продукции в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из Общероссийского классификатора продукции.

Ведение ОКП осуществляет Всероссийский научноисследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ)
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии совместно с головными и ведущими организациями по ОКП министерств и ведомств.

ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации и продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, статистика, экономика и др.

Он широко используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-
экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для
статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации
промышленноэкономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-
сбытовых операций.

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) – ОК 034-2007 построен на основе гармонизации со Статистической
классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002) в целях формирования статистических данных о производстве и
продаже отдельных видов товаров, работ и услуг и введен в действие с 1 января 2008 г. на период до 1 января 2011 г.

В ОКПД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2–9 цифровых знаков, и его структура может быть
представлена в следующем виде:

Для обеспечения соответствия кодовых обозначений ОКПД и КПЕС 2002 между вторым и третьим, четвертым и пятым знаками кода ставится точка. При наличии в ОКПД
дополнительных по сравнению с КПЕС 2002 уровней деления точка ставится также между шестым и седьмым знаками кода. По аналогии с КПЕС 2002 в ОКПД включены
разделы и подразделы с сохранением их буквенных обозначений.

В тех случаях, когда не производится деление вида на категории, т. е. не осуществляется детализация продукции (услуг, работ) на национальном уровне, седьмой
– девятый знаки кода имеют значение “0” (ноль), а в тех случаях, когда деление производится, – седьмой и восьмой знаки кода имеют значение, отличное от “0”
(ноля).

Детализация на нижней ступени классификационного деления осуществляется только в тех случаях, когда производится деление категории продукции (услуг, работ)
на несколько подкатегорий.

Внешнеэкономическая система классификации и кодирования разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифностатистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС). Она нашла свое отражение в ТН ВЭД и является основой для регулирования внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая система классификации и кодирования систематизирует товары, которые являются предметом международной торговли. ТН ВЭД России представляет собой номенклатуру продукции, включающую в себя товарные позиции, субпозиции, подсубпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам, субпозициям и подсубпозициям, а также основные правила интерпретации ТН ВЭД России.

В ТН ВЭД кодирование товаров осуществляется десятизначным цифровым кодом, первые шесть разрядов которого соответствуют кодовому обозначению, принятому в
системе кодирования ГС. Эти шесть разрядов с прибавлением седьмого и восьмого формируют код товара по КН ЕЭС. Девятый и десятый разряды предназначены для
детализации товарных позиций с учетом интересов России и других членов содружества.

В десятизначном цифровом коде ТН ВЭД России, первые два знака обозначают группу; первые четыре знака – товарную позицию; первые шесть знаков – субпозицию, а
все десять знаков – подсубпозицию.

Например: Группа 92 ИНСТРУМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ; ИХ ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть картинку система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Картинка про система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре

ТН ВЭД России утверждает Правительство Российской Федерации, исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. ТН ВЭД России применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. В настоящее время важной задачей ЕСКК является совмещение ОКП с международным внешнеторговым классификатором.

Источник

КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ

система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть картинку система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Картинка про система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть картинку система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Картинка про система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть картинку система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Картинка про система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть картинку система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Картинка про система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре

система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть картинку система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Картинка про система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре

система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть картинку система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Картинка про система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре

Классификация товаров. Составной частью товароведения как научной дисциплины является классификация товаров; она во многом определяет теоретическое и практическое значение товароведения.

Классификация должна фиксировать закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства. Она также содействует движению науки по ступени эмпирического (опытного) накопления знаний на уровень теоретического синтеза, стимулирует развитие теоретических аспектов науки или техники, позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей.

В товароведении и торговле классифицируют товары, их свойства, показатели качества и др. Развитие товароведения как научной дисциплины и рациональная организация торговых процессов невозможны без использования классификации товаров.

Существуют общие принципы, признаки и правила классификации.

Принципами классификации являются: установление цели, выбор метода классификации, установление числа классифицируемых признаков.

Правила классификациизаключаются в распределении объектов (товаров) по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим, начиная с наиболее общих признаков. На каждой ступени используется один отличительный и существенный признак; на последних ступенях могут быть задействованы более общие признаки.

Ступенями классификации являются раздел, класс, группа, вид. Могут быть использованы вспомогательные термины: подраздел, подкласс, подгруппа, подвид.

Разделение множества объектов (товаров) на подмножества осуществляют в соответствии с принятым методом. Различают иерархический и фасетный методы классификации.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением множества объектов (товаров) на подчиненные подмножества, при этом каждая последующая ступень должна конкретизировать признак вышестоящей ступени.

Ступенью классификации по иерархическому методу называют этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.

Иерархическая система имеет число ступеней, соответствующее количеству используемых признаков общности объектов.

В зависимости от числа ступеней, т.е. от количества используемых признаков, классификация характеризуется глубиной. Большая глубина классификации затрудняет ее использование и чаще всего не превышает 10 (глубина, используемая во многих классификаторах).

Иерархический метод характеризуется следующими преимуществами и недостатками.

Преимущества: возможность группировки объектов по большинству признаков, характеризующих то или иное подмножество, высокая информационная насыщенность.

система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Смотреть картинку система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Картинка про система классификации и кодирования кодирование информации о товаре. Фото система классификации и кодирования кодирование информации о товаре

Фасетный метод, так же как иерархический, имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества: гибкость и удобство использования; возможность применения ограниченного количества фасет, представляющих интерес в конкретном случае.

Недостатки: невозможность выделения общих и различных признаков между объектами в разных классификационных группировках.

Знание особенностей (с учетом преимуществ и недостатков) иерархического и фасетного методов позволяет использовать их при практическом решении задач классификации в зависимости от поставленной цели.

Кодирование товаров. Кодирование это образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации или ее группировкам.

Код— обозначение классификационной группировки и/или объекта классификации в виде знака или группы знаков.

Коды, или кодовые обозначения, объектов образуются из цифровых или буквенно-цифровых знаков в соответствии с принятым методом кодирования.

Кодирование товаров способствует упорядочению объектов классификации o (построению классификаторов), облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.

Различают последовательный, параллельный и порядковый методы кодирования товаров.

Код характеризуется структурой, основными элементами которой являются алфавит, основание, разряд и длина.

Методы кодирования, наряду с методами классификации, используются при построении классификаторов.

Разнообразные классификаторы, включающие перечни товаров, продукции и услуг, разрабатываются с целью использования в народном хозяйстве России и международной торговле.

Различают следующие категории классификаторов: общероссийские, отраслевые и предприятий.

Внутри страны наиболее широко применяется Общероссийский классификатор продукции(ОКП), состоящий из двух частей: классификационной (К-ОКП) и ассортиментной (А-ОКП).

В товароведении наиболее распространены общегосударственная, торговая и учебная классификации.

Глубина классификации продукции определяется ее целью, количеством используемых признаков и завершается на четвертом, пятом или шестом разряде кода.

В ассортиментной части А-ОКП используют все последующие разряды кода; она включает полную характеристику продукции конкретных артикулов. Каждая позиция А-ОКП характеризуется десятиразрядным кодом изделия и двухразрядным контрольным числом, а также наименованием изделия по нормативному документу.

Торговая классификация предназначена для товаров широкого потребления и применяется для облегчения и ускорения торгово-оперативных процессов. В основе классификации лежат такие признаки, как используемое сырье, химический состав, происхождение, назначение, способ производства и др.

Непродовольственные товары подразделяют на следующие товарные группы: изделия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные, керамические, строительные, мебельные, металло-хозяйственные, электротовары, бытовые электромашины и приборы, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения, товары зеленого строительства и сельскохозяйственного назначения.

Продовольственные товары подразделяют на следующие группы: хлебобулочные, плодоовощные, кондитерские, винно-водочные, молочные, мясные, рыбные, табачные изделия, чай, кофе, соки, воды.

Каждую из товарных групп подразделяют на виды и разновидности в зависимости от специфических особенностей товаров.

Учебная классификация предусматривает наиболее последовательное и методически правильное изучение потребительских свойств и ассортимента товаров широкого потребления.

Непродовольственные товары классифицируют на одежно-обувные и культурно-бытового и хозяйственного назначения, которые подразделяют на группы, принятые в торговой классификации.

Продовольственные товары подразделяют на девять основных групп: зерномучные, плодоовощные, вкусовые, сахар, крахмал, мед и кондитерские, пищевые жиры, яичные продукты, мясные, рыбные, молочные.

Источник

Тема 1. Классификация и кодирование товаров

В товароведении применяют методы систематизации – упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путём разложения их в определённом порядке. Основными методами систематизации являются идентификация, группировка и классификация.

Идентификация – метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим, т.е. распознавание товаров.

Группировка – метод обобщения объектов по одному общему признаку; применяется для выделения ассортиментных групп: например, одежда мужская, женская, детская.

Классификация – это логический процесс подразделения множества объектов на подмножества (группы) по определённым общим признакам.

Классификация в товароведении необходима для изучения товара, его учёта и движения, закупки, продажи и хранения. При классификации используются следующие правила:

1. Классификацию начинают с установления цели, выбора классификационных признаков и методов разделения множества на группы. В зависимости от цели число выбранных классификационных признаков меняется и должно быть оптимальным.

2. Система классификации должна учитывать всю номенклатуру товаров и в то же время предполагать резерв для появления новых товаров.

3. Разделение объектов на группы должно проводится последовательно: от большего к меньшему, от общего к частному.

4. Устанавливают порядок с использованием признаков классификации по степени их важности или существенности, т.е. начинать классификацию необходимо с наиболее общего, существенного признака, а затем перейти к менее существенному.

5. На каждой стадии группировки используется только один признак, что обеспечивает однородность группировок по этому признаку. Например, нельзя посуду разделить на группы – стеклянная, алюминиевая, столовая и эмалированная, так как в этих группировках использовано несколько признаков классификации: материал, покрытие, назначение – и полученные группы неоднородны.

Различают два метода классификации – иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации (от слова «подчинение) – это последовательное разделение множества на подчинённые классификационные группировки. Особенностью этого метода является тесная связь между группировками, выявляемая через общность и различие признаков.

В основу деления положена ступень классификации – это этап разделения, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Целью классификации является определение числа и характера признаков объекта. Например, при классификации ассортимента обуви в обувном магазине, достаточно использовать два признака – половозрастной и размерный.

Количество признаков и, следовательно, ступеней определяет глубину классификации. Чтобы на практике такая классификация не была громоздкой и запутанной, обычно её глубина насчитывает не больше 10 (чаще 3–5) ступеней. Именно такая глубина применяется во многих классификаторах.

Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества на независимые классификационные группировки. Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Термин этот произошёл от французского слова «facette» – грань отшлифованного камня.

По этому методу группировки независимы и не подчиняются друг другу. Фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать и увеличивать число признаков и группировок, что создаёт определённые удобства при пользовании.

Так как преимущества одного метода классификации одновременно являются признаками другого, то оба метода дополняют друг друга и их используют

После проведения классификации выполняют кодирование товаров.

Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков. Для товароведов очень важно правильно выбрать признаки классификации и определить их значимость. Основной признак товароведения – назначение. Другие, наиболее часто применяемые признаки, – состав, пол и возраст, сезонность, способ производства, отделка, конструкция, рецептура, консистенция, вид, тип, модель, фасон, марка.

По назначению все товары подразделяются на три рода:

1) потребительские товары, предназначенные для индивидуальных потребителей с целью пользования;

2) товары промышленного назначения, предназначенные для производства других товаров, создающие сырьевое и технологическое обеспечение для них;

3) оргтехнические товары – товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.

Каждый род подразделяют на классы, т.е. множество товаров, удовлетворяющих обобщённые группы потребностей.

Выделяют три класса потребительских товаров:

1) продовольственные (физиологические потребности в энергии);

2) непродовольственные (физиологические – защита и социальные

3) медицинские (социальные – обеспечение здоровья).

Классы, в зависимости от используемого сырья и назначения, делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности. Виды и разновидности могут иметь наименования – номинальные и марочные.

Подкласс товаров – множество товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности, но имеющих различия. Например, класс продовольственных товаров делится на два подкласса по признаку происхождения – растительного и

Класс непродовольственных товаров делится по признаку назначения продукции на классы: текстильные и одёжно-обувные, галантерейные и обувные, культурно-бытовые, хозяйственные и др.

Группа товаров – подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные потребности, сгруппированные в основном по признакам сырья, материалов (способ соединения деталей). Например, подкласс гигиенических товаров делится на две группы товаров – парфюмерные и косметические.

Подгруппа товаров – подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся по признакам, присущим только им. Например, группа косметических товаров делится на товары для ухода за кожей, за волосами, декоративную косметику, средства гигиены полости рта. Группа кондитерских товаров делится на сахаристые и мучные изделия.

Вид товара – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Часто вид товара распознают по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции. Например, подгруппа сахаристых изделий делится на виды – карамель, конфеты и другие; средства для ухода за волосами на виды – шампуни, бальзамы, пенки, лаки, муссы и др.

Разновидность товаров – совокупность товаров одного вида, но отличающихся частными признаками. Например, по признаку содержания начинки различаются две разновидности карамели – леденцовая и с начинкой.

Шампуни по консистенции подразделяют на желеобразные, жидкие и

Наименование товаров – совокупность товаров определённого вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, конструкций, технологий. Наименование товара может быть номинальными и марочным.

Номинальное наименование – обобщённое название товара, выпускаемого разными изготовителями: например, карамель «Театральная», конфеты «Маска», шампунь «Крапива».

Марочное наименование – индивидуальное название товара, выпускаемое определённым (одним) изготовителем. Часто на это название выдаётся патент, который защищает авторские права. Знак ® обозначает официально зарегистрированное название данной фирмы или название товара: например, обувь «Саламандра», шампунь «Sunsilk», крем «Нивея».

Тип – это характеристика нескольких разновидностей товара, например, моно- и стереоаппаратура.

Модель – одно из конструкционных решений или оригинальный вариант оформления, часто утверждённый документально, например, техническим

Фасон – это конкретизация моделей по внешней форме (в одежде, обуви,

Кодированием называют процесс образования и присвоения кодов товарам.

Код (артикул) знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и объекта классификации. Цель кодирования – распознавание любого объекта среди множества других.

При кодировании учитывают следующие требования, предъявляемые к коду:

— Код должен иметь определённую структуру построения.

— Код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков: цифр, букв и их сочетания.

— Код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нём. Алфавит кода – система знаков, принятых для образования кода. Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода. Число знаков в алфавите кода с учётом пробелов называется основанием кода. Разряд кода – позиция знака в коде. Длина кода – число знаков в алфавите без учёта пробелов. Например, код ОКП 23 1112 имеет основание 7 и длину кода 6.

Одной из распространённых систем кодирования является штриховое кодирование. Код EAN – 13-разрядный (иногда 8-разрядный) цифровой код и сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Ассоциация EAN (Брюссель) выдаёт каждой стране двух- – трёхразрядный код: 460-469 – Россия; 30-37 – Франция.

В России кодированием товаров занимается Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН. Она выдаёт четырёх-разрядные коды предприятиям-изготовителям.

Последующие 5 цифр – код продукции – присваивает производитель. Последняя цифра в коде ЕАН (контрольное число) служит для проверки правильности считывания кода сканером.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *