В чем различие законов и обычаев

Разница между законом и обычаем

Далеко не все сферы человеческих отношений можно регламентировать правом. До сих пор в разных уголках земного шара действуют обычаи, игнорирование которых может повлечь ответственность. Насколько правомерно относить их к источникам права? Попробуем понять, в чём основные отличия указанных категорий и насколько существенной является разница между ними.

Определение

Закон – нормативный правовой акт государственного или международного уровня, принятый органом законодательной власти и включённый в систему права. Его положения обязательны для соблюдения, а за любые нарушения предусмотрена ответственность. Закон не должен противоречить вышестоящим правовым актам, в противном случае его действие прекращается.

Обычай – правило поведения, исторически сложившееся на определённой территории и принимаемое в качестве общеобязательной нормы определённой группой людей. Он может являться дополнительным источником права, а может противоречить ему. Ответственность за несоблюдение обычая в общем случае не предусмотрена.

Сравнение

Таким образом, закон – это письменный источник права, обычай же закрепляется в народном сознании и признаётся правовым лишь в том случае, если он санкционирован государством. Различной является и ответственность за отказ от исполнения норм. Нарушение закона чревато административным и уголовным преследованием, неуважение обычаев – порицанием. Впрочем, неписаные правила поведения могут навязываться и иным способом, в том числе насильственным.

В чем различие законов и обычаев. Смотреть фото В чем различие законов и обычаев. Смотреть картинку В чем различие законов и обычаев. Картинка про В чем различие законов и обычаев. Фото В чем различие законов и обычаев

В строгом смысле, не каждый обычай является правовым, а лишь тот, который санкционирован государством и признан в качестве законного. Ведь в некоторых странах до сих пор есть традиции воровства невесты или телесных наказаний, однако их исполнение не является допустимым.

Источник

Чем отличается закон от обычая

Далеко не все сферы человеческих отношений можно регламентировать правом. До сих пор в разных уголках земного шара действуют обычаи, игнорирование которых может повлечь ответственность. Насколько правомерно относить их к источникам права? Попробуем понять, в чём основные отличия указанных категорий и насколько существенной является разница между ними.

Что такое закон и обычай

Закон – нормативный правовой акт государственного или международного уровня, принятый органом законодательной власти и включённый в систему права. Его положения обязательны для соблюдения, а за любые нарушения предусмотрена ответственность. Закон не должен противоречить вышестоящим правовым актам, в противном случае его действие прекращается.
Обычай – правило поведения, исторически сложившееся на определённой территории и принимаемое в качестве общеобязательной нормы определённой группой людей. Он может являться дополнительным источником права, а может противоречить ему. Ответственность за несоблюдение обычая в общем случае не предусмотрена.

Разница между законом и обычаем

Таким образом, закон – это письменный источник права, обычай же закрепляется в народном сознании и признаётся правовым лишь в том случае, если он санкционирован государством. Различной является и ответственность за отказ от исполнения норм. Нарушение закона чревато административным и уголовным преследованием, неуважение обычаев – порицанием. Впрочем, неписаные правила поведения могут навязываться и иным способом, в том числе насильственным.
В строгом смысле, не каждый обычай является правовым, а лишь тот, который санкционирован государством и признан в качестве законного. Ведь в некоторых странах до сих пор есть традиции воровства невесты или телесных наказаний, однако их исполнение не является допустимым.

Fullcash.ru дал определение, что отличие закона от обычая заключается в следующем:

Правовой характер. Закон – это всегда источник права, в то время как обычай – только в редких случаях.
Формальное выражение. Закон фиксируется в письменном виде, а обычай – передаётся из поколения в поколения в качестве образца поведения.
Ответственность. За несоблюдение закона предусмотрено наказание, за отказ от обычая – общественное порицание и осуждение.
Территория. Закон действует в пределах государства или нескольких стран, обычай – в рамках одной общности.

Источник

В чем отличие закона от обычая. Закон и правовой обычай. Пример возникновения правового обычая

Образец поведения (никто не знает момент возникновения и момент прекращения обычая);

Обычай существует в силу того, что члены общества осознают его как эталон правильного поведения;

Санкционирование обычая (ни какая воля государства на применения того же обычая).

Заменяли указания других, более определенных источников права. Прежде всего, законов;

Свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике

Обычай сохранялся чаще всего, распространяясь на какую-то группу людей.

Выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

Выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

Воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требования обычая.

Это текст, т.е. письменная форма;

Универсальность для всех;

Акт высшей юридической силы;

Акты, которые принимался строго определенными органами или лицом, деятельность в пределах своей компетенции (и изменяются и дополняются в том же порядке что и принимается и тем же органом.)

Закон должен был содержать обязательные элементы:

Классификация законов по Ульпиану:

Законы совершенного вида (в качестве санкции в этих законах была предусмотрена ничтожность акта);

Несовершенный вид (в качестве санкции – что-то иное).

Понятие и виды обычаев. Как уже говорилось,обычаи – это исторически сложившиеся и вошедшие в привычку вследствие многократного применения правила поведения, действие которых обеспечивается общественным мнением. Обычаи – наиболее древний вид социальных норм, возникший, как известно, еще в первобытном обществе. Они складываются в быту, на производстве, в семейных и иных отношениях. Внешне они выражены в ставшем привычным фактическом поведении людей и неотделимы от него. По своей природе обычаи достаточно консервативны и способны существовать без каких-либо изменений на протяжении многих веков. Это, однако, не означает, что обычаи совсем не меняются. С развитием общества происходят изменения и в обычаях. На смену одним обычаям постепенно приходят другие, новые, отражающие иные интересы и потребности людей.

Обычаи, действующие в обществе, не представляют собой какой-то единой системы норм. Как правило, они выступают в виде многочисленных, независимых друг от друга нормативных систем, действующих в различных социальных группах и различных сферах человеческой деятельности. При этом обычаи весьма и весьма разнообразны. Помимо обычаев как таковых выделяют также традиции, обряды, ритуалы, нравы и обыкновения.

Традиции (от лат. «traditio» – передача, повествование) – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий и т. п.). Они в отличие от просто обычаев менее конкретны, в меньшей степени связаны с привычкой, с чувствами и эмоциями людей, складываются в более короткий промежуток времени. В то же время некоторые авторы выделяют традиции в самостоятельный вид социальных норм.

Обряды – это обычаи, которые внешне выражены в совокупности строго определенных согласованных друг с другом действий, совершаемых в известной последовательности и носящих символический характер (свадебные обряды, религиозные обряды и т. д.). Близко к обрядам стоят ритуалы. Ритуалы (от лат. «ritualis» – обрядовый) обычно определяются либо как совокупность обрядовых действий, сопровождающих какой-нибудь религиозный акт и составляющих его внешнее оформление, либо как церемония, церемониал.

Нравы – это обычаи, имеющие нравственное значение. В нравах находит выражение психология либо той или иной социальной группы, либо жителей определенной местности. При этом пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются именно в нравах.

Обыкновения (деловые обыкновения ) – это обычаи, которые складываются в деятельности государственных органов, общественных организаций, в деловой, коммерческой деятельности.

Соотношение права и обычаев. Соотношение права и обычаев принято рассматривать с точки зрения их единства, различия и взаимодействия.

Единство права и обычаев, так же как единство права и морали, характеризуется наличием у них общих черт. К наиболее важным из них относится то, что, во-первых, право и обычаи – это правила поведения людей; во-вторых, это правила поведения общего характера и, в-третьих, это основные регуляторы общественных отношений . Кроме того, среди общих черт права и обычаев можно выделить и то, что право и обычаи обусловлены экономическими, политическими, социально-культурными и иными факторами и являются продуктами сознательно-волевой деятельности людей.

Различие права и обычаев можно провести по способу возникновения, по форме внешнего выражения, по степени определенности, по обязательности, по способу обеспечения и некоторым другим критериям.

По способу возникновения право и обычаи различаются тем, что право устанавливается или санкционируется государством, в то время как обычаи возникают стихийно. Они складываются в результате многократного повторения одних и тех же актов поведения, которые постепенно входят в привычку и становятся общим правилом.

По форме внешнего выражения право и обычаи различаются тем, что нормы права в основной своей массе закрепляются в официальных письменных источниках, тогда как обычаи нигде официально не закрепляются, а живут в сознании людей, составляют область общественной психологии.

По степени определенности право отличается от обычаев тем, что представляет собой преимущественно формально-определенные правила поведения. Обычаи же формальной определенностью не обладают, поскольку внешне выражены в конкретных актах поведения. Отсюда доступность обычаев для восприятия другими людьми весьма и весьма ограничена.

По степени обязательности различие права и обычаев состоит в том, что право составляют общеобязательные правила поведения, тогда как обычаи общеобязательными правилами поведения не являются. Они чаще всего носят локальный характер и распространяются лишь на небольшой круг субъектов. Исключение составляют обычаи, которые действовали в первобытном обществе. Там они являлись общеобязательными правилами поведения. Но там, как известно, не было позитивного права.

По способу обеспечения право и обычаи различаются тем, что право обеспечивается государством, а обычаи как таковые государством не обеспечиваются. Обычаи обеспечиваются силой привычки и общественным мнением. Государственную защиту получают только санкционированные государством правовые обычаи, но они в этом случае становятся уже нормами позитивного права.

Кроме того, различие права и обычаев может быть проведено и по некоторым другим критериям (например, по масштабам действия – право действует в пределах всего общества, обычаи носят локальный характер; или по системным характеристикам – право представляет собой единую для всей страны систему норм, обычаи носят полисистемный характер, т. е. представляют собой неопределенное множество локальных систем).

Взаимодействие права и обычаев тоже выражено в их взаимном влиянии друг на друга. Хотя право связано с обычаями не так тесно, как с моралью, поскольку ко многим действующим в обществе обычаям право относится безразлично, тем не менее, определенное взаимовлияние между правом и обычаями существует. Оно выражается в следующем. С одной стороны, право оказывает известное воздействие на обычаи. Это воздействие проявляется в том, что одни, наиболее вредные для общества обычаи право под угрозой наказания запрещает. Например, ныне действующий Уголовный кодекс Российской Федерации в п. «л» ч. 2 ст. 105 предусматривает ответственность за убийство на почве кровной мести, т. е. за соблюдение обычая кровной мести. Другие, полезные с точки зрения государства и общества обычаи, право, наоборот, поддерживает, придавая им юридическое значение и обеспечивая их государственной защитой. При этом одни обычаи формулируются в виде правовых норм и непосредственно включаются в тексты нормативно-правовых актов (например, обычай, согласно которому первую сессию законодательного органа очередного созыва открывает старейший по возрасту депутат, закреплен в настоящее время во многих регламентах законодательных органов Российской Федерации), другие же санкционируются государством в качестве правовых путем ссылки нормативных актов на обычаи (например, ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации путем ссылки на обычаи делового оборота придает последним юридическое значение).

С другой стороны, обычаи способны оказывать определенное влияние на право. Во-первых, государство использует некоторые обычаи в качестве готовых, оправдавших себя на практике регуляторов общественных отношений, санкционируя их в качестве правовых норм и включая их в действующую систему права. Во-вторых, право, в принципе, должно учитывать существующие в обществе обычаи и не вторгаться без лишней надобности в сферу их действия. Тем более что такое вторжение едва ли способно привести к желаемому результату.

Термин «источники права» мы употребляем в смысле формы выражения права, формы правообразования. Классический юрист Гай приводит следующие виды источников римского права: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов.
В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным (юс скри птум) и неписаным (юс нон скри птум). Первое – это закон и иные нормы, которые исходят от власти и зафиксированы ею в соответствующей редакции. Неписаное право – это нормы, сложившиеся в практике людей. Если таковые не получили признания и защиты от государственной власти, то они относятся к категории простых (бытовых) обычаев; если же обычаи заимствованы и защищаются государством, то это уже юридический обычай (мо рес), или обычное право.
Самым почитаемым и древнейшим обычаем у римлян являлся мо рес майо рум – обычай предков, затем следовали юсус (обычная практика), комментарии понти фикум (обычаи жрецов-понтификов), комментарии магистра тум (практика магистратов) и мо рес регио нис (обычаи регионов). В период империи все эти обычаи стали именоваться одним словом – консуету до (обычай).
Закон в Риме обозначался словом лекс, а законы – ле гес. Законами считалось то, что народ принял на народном собрании. Римляне установили и процедуру принятия закона: 1) консул, диктатор или претор должны были выработать проект закона и испросить его у народного собрания; 2) в народном собрании законопроект не обсуждался, а голосовался; 3) затем принятый закон поступал на утверждение сената.
Закон должен был состоять из трех составных частей: 1) прескрипцио – имя инициатора закона и вид народного собрания, принявшего его; 2) рогацио – нормативное предписание и 3) са нкцио – последствия нарушения закона. Как структурные элементы эти части закона существуют и поныне – гипотеза, диспозиция, санкция.
1.2. Сенатусконсульты

В период республики и до начала II в. н.э. постановления сената (сенатуско нсульты) не имели силы закона. Его акты имели лишь значение инструкций магистратам (учредить особые уголовные суды, или поручить им провести желаемый закон, или внести изменение в эдикт). Законодательная же функция ограничивалась правом сената утверждать или отклонять законы, принятые народными собраниями. В период принципата, когда народные собрания пришли в упадок, возрастает нормотворчество сената. В это время акты сената становятся основным источником права, т.к. сенатусконсульты стали правовым оформлением пожеланий принципса, высказанных им в устной или письменной форме. Следовательно, сенатусконсульты – это императорские указы, облеченные в республиканскую форму.
1.3. Эдикты магистров

Законы и сенатусконсульты республиканского периода в совокупности составили цивильное право (юс ци виле) – исторически первую систему римского права. Из-за формализма оно еще называется строгим правом. Однако это формальное право не могло быстро приспособиться к развиваю-щемуся товарному обороту. На помощь пришли эдикты магистратов.
В 367 г. до н.э. римляне учреждают должности двух магистратов: претор (городской претор) и курульный эдил. Первый ведал судебными делами граждан, а второй наблюдал за рынками. Они сыграли большую роль в развитии римского частного права.
При вступлении в должность претор издавал эдикт – программу своей деятельности на год. При составлении эдикта претор, как правило, сохранял те нормы прежнего эдикта, которые зарекомендовали себя на практике и прижились. Эти заимствования получили название трансла тика – переходящая часть. В течение года претор мог дополнять свой эдикт новыми нормами – парс но ва (новая часть).
Деятельность первых преторов сводилась к проведению в жизнь цивильного права, восполняя его пробелы. С усложнением делового оборота преторы вынуждены были корректировать старое цивильное право. Хотя они и не могли изменять или отменять нормы цивильного права, но в их компетенции было разрешать конкретную правовую ситуацию вопреки юс цивилис. Эта разрешенная претором ситуация включалась сначала в постоянный эдикт, а затем – и в транслатико. В результате старые нормы переставали действовать, становились «мертвыми», превращаясь в «голое право».
В отличие от формального цивильного права, следовавшему не смыслу, а букве закона или договора, преторы, рассматривая конкретное дело, обращали внимание на смысл, исходили из принципа справедливости (бо нэ фи де), создавая новые нормы права и институты. Появляется пре торское или бонита рное право.
Цивильное и преторское право охватывали лишь отношения между римскими гражданами. Около 240 г. до н.э. возникает должность пре тора перегри нов с полномочиями городского претора. Преторы перегринов создали новую правовую систему – юс ге нциум (права народов). Она сложилась из обычаев международного торгового оборота греков, египтян и др. цивилизованных народов. Городские преторы заимствовали права народов, перенеся его на почву цивильного права. В свою очередь юс цивилис воздействовало на юс генциум. Происходило взаимное обогащение прав, в результате чего появляются новые типы контрактов, строившиеся не на формальном цивильном праве, а на основе простого соглашения сторон, без торжественных обрядов и формальностей.
Различия между цивильным правом и правом народов окончательно стерлись в результате издания эдикта императора Каракаллы в 212 г., когда все население империи стало считаться римскими гражданами.

Далеко не все сферы человеческих отношений можно регламентировать правом. До сих пор в разных уголках земного шара действуют обычаи, игнорирование которых может повлечь ответственность. Насколько правомерно относить их к источникам права? Попробуем понять, в чём основные отличия указанных категорий и насколько существенной является разница между ними.

Определение

Закон – нормативный правовой акт государственного или международного уровня, принятый органом законодательной власти и включённый в систему права. Его положения обязательны для соблюдения, а за любые нарушения предусмотрена ответственность. Закон не должен противоречить вышестоящим правовым актам, в противном случае его действие прекращается.

Обычай – правило поведения, исторически сложившееся на определённой территории и принимаемое в качестве общеобязательной нормы определённой группой людей. Он может являться дополнительным источником права, а может противоречить ему. Ответственность за несоблюдение обычая в общем случае не предусмотрена.

Сравнение

Таким образом, закон – это письменный источник права, обычай же закрепляется в народном сознании и признаётся правовым лишь в том случае, если он санкционирован государством. Различной является и ответственность за отказ от исполнения норм. Нарушение закона чревато административным и уголовным преследованием, неуважение обычаев – порицанием. Впрочем, неписаные правила поведения могут навязываться и иным способом, в том числе насильственным.

В строгом смысле, не каждый обычай является правовым, а лишь тот, который санкционирован государством и признан в качестве законного. Ведь в некоторых странах до сих пор есть традиции воровства невесты или телесных наказаний, однако их исполнение не является допустимым.

Выводы сайт

Источник

§ 4. Право и обычай

Как уже было сказано ранее, обычаи представляют собой истори­чески сложившиеся правила поведения людей, которые в результате мно­гократного повторения стали привычными для них. Полезность обычаев признана обществом, они передаются из поколения в поколение.

Разницу между этими видами социальных норм провести бывает достаточно сложно даже современным исследователям, а на практике тем более, т. к. мало кто задумывается, что приходится исполнять традицию или обычай, ритуал или обряд.

Однако можно с уверенностью утверждать, что ритуалы и обряды являются более ранними социальными нормами, чем обычаи, т. к. общест­во стало их использовать еще вероятно в тот период, когда человек не вла­дел речью.

С точки зрения единства право и обычай являются общими прави­лами, носят сознательно-волевой характер, служат критериями оценки со­циально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, опре-

деляют границы поведения людей, направлены на регулирование общест­венных отношений и др.

Различия права и обычая заключаются в том, что обычаи по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе стихийно и независимо от государства, по форме фиксации (внешнего вы­ражения) обычаи живут в сознании людей и в устной форме передаются от поколения к поколению, по степени определенности обычаи в отличие от права формальной определенность не обладают, что делает их не всегда понятными для непосвященных; по степени обязательности обычаи ис­полняются добровольно, носят необязательный характер, по способу обеспечения обычаи обеспечиваются силой человеческой привычки и общественным мнением, по характеру регулятивного воздействия обычай действует через образцы поведения, деятельности, по масштабу действия носят локальный характер, то есть выполняются жителями той или иной национальности, народности на определенной территории, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека этот уровень может быть как ниже так и выше чем у права, по характеру и порядку ответст­венности за их нарушение неисполнение норм обычаев влечет за собой только общественное осуждение со стороны знакомых, друзей, коллег.

Взаимодействие права и обычая сводится к тому, что нормы права закрепляют обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, либо наоборот запрещают вредные для общества обычаи (например, кровную месть или похищение невесты и др.), но чаще всего право остается ней­тральным к нормам обычаев, т. к. большинство из них связано с личными, семейными или бытовыми отношениями, которые не требуют государст­венного вмешательства.

В качестве примеров взаимодействия права и обычая можно при­вести норму ч. 2 ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае», либо ч. 2 ст. 5 ГК РФ: «Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются».

Источник

Право и обычаи

Вы будете перенаправлены на Автор24

Различия права и обычаев

Под обычаями мы понимаем сложившиеся в обществе устои, обряды и различные ритуалы социального значения. Обычаи формируются в рамках жизнедеятельности народа, профессиональных и иных групп. Обычаи являются одной из самых первых систем, формирующая какие-то определенные общественные нормы, возникающие одновременно с самим обществом. Обычаи представляют собой определенный результат жизни, социального опыта. Древнейшее право возникло главным образом из обычаев, которые санкционировались государством и приобретали тем самым правовой характер.

Обычаи формируются в повседневной жизни, на работе, в семье и других отношениях. Внешне они выражаются в привычном поведении людей. Стоит отметить, что обычаи просто неотделимы от общества, людей, потому что без них они не смогут формироваться и существовать.

Вообще, обычаи отличаются своим консервативным характером. Ведь они могут существовать в обществе очень долгое время, при этом не меняя свою форму и направленность. Но это совсем не значит, что обычаи не способны видоизменяться. Если меняется само общество, то будут видоизменяться и те обычаи, которые в нем существуют. Одни обычаи постепенно вытесняются другими, новыми, отражающими уже другие, со временем сформированные, цели и потребности общества.

Действующие в обществе обычаи не являются какой-то объединенной или единой совокупностью норм. Чаще всего обычаи представляют собой несколько различных систем, которые не зависят друг от друга. К тому же, обычаи еще и действуют в различных слоях и сферах социума. В то же время обычаи довольно разнообразны. Ведь существуют не только сами обычаи в их чистом виде, но еще и различные устои, обряды и многочисленные ритуалы.

Готовые работы на аналогичную тему

Различия между правом и обычаями можно увидеть, если классифицировать их:

По тому, как они возникают, право и обычаи отличаются тем, что закон устанавливается или санкционируется государством, а обычаи всегда формируются стихийно. Они развиваются в результате неоднократного применения одних и тех же образцов, правил и норм поведения, которые со временем становятся привычкой и перерастают в общее правило поведения.

Если рассматривать обычаи и право по типу их внешнего выражения, то, стоит отметить, что они различаются тем, что верховенство права закреплено в основной массе официальных письменных источников, в то время как обычаи нигде официально не закреплены, но они находятся в сознании, в голове человека и представляют собой отдельную сферу социальной психологии.

С точки зрения точности право и обычаи различаются тем, что право состоит в основном из формально зафиксированных норм и образцов поведения. Обычаи, с другой стороны, не имеют формальной определенности, поскольку они внешне выражаются в конкретных актах поведения.

В зависимости от степени связанности различие между правом и обычаями состоит в том, что закон состоит из общеобязательных правил поведения, в то время как обычаи не являются общеобязательными правилами поведения. Они чаще всего носят локальный характер и распространяются только на небольшой круг субъектов. Исключение составляют обычаи, действовавшие в первобытном обществе. Там они были в целом обязательными правилами поведения. Получается, в первобытном обществе никогда не было обычного права.

По способу обеспечения право и обычаи различаются тем, что право обеспечивается государством, а обычаи государством не обеспечивается. Обычаи создаются в силу привычки и общественного мнения. Только легальные обычаи, санкционированные государством, получают государственную защиту, но в этом случае они уже становятся нормами позитивного права.

Взаимосвязь права и обычаев

Взаимодействие права и обычаев выражается также в их взаимовлиянии друг на друга. Хотя закон не так тесно связан с обычаями, как с моралью, поскольку закон имеет много индифферентных обычаев в обществе, тем не менее существует определенное взаимное влияние между законом и обычаями. Это выражается в следующем. С одной стороны, закон оказывает определенное влияние на обычаи. Этот эффект проявляется в том, что некоторые наиболее вредные для общества обычаи закон под угрозой наказания запрещает. Например, действующий Уголовный кодекс Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Система наказаний по уголовному кодексу Российской Федерации подробнее в пункте » л » части 2 статьи 105 предусматривает ответственность за убийство, мотивированное кровной местью, то есть за соблюдение обычая кровной мести. Другое, полезное с точки зрения государства и общества, право, напротив, поддерживает, придавая им юридическое значение и обеспечивая им государственную защиту. При этом одни обычаи формулируются в виде правовых норм и непосредственно включаются в тексты нормативных правовых актов (например, обычай, согласно которому старейший депутат открывает первую сессию Законодательного органа По данной теме мы уже выполнили реферат Стадии законодательного процесса подробнее следующего созыва, в настоящее время закреплен во многих нормативных актах законодательных органов Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее ), другие санкционируются государством как правовые путем отнесения нормативных актов к таможне (например, статья 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылаясь на обычаи делового оборота, придает последним юридическое значение).

С другой стороны, обычаи способны оказывать определенное влияние на закон:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *