вы примете силу когда сойдет на вас дух святой и будете мне свидетелями
Деяния святых апостолов, глава 1 Деяния, гл 1
Первую книгу, Феофил, написал я обо всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царстве Божием. И, собрав их, Он повелел им: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым». Поэтому они, собравшись, спрашивали Его, говоря: «Не в это ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» Он же сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли».
Сказав это, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, на расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали: Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве с некоторыми женщинами и Марией, матерью Иисуса, и с братьями Его. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): «Мужи братья! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса. Он был сопричислен к нам и получил жребий служения этого; но приобрел землю неправедной мздой, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его. И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть „земля крови“. В книге же псалмов написано: „Да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем“ и „Достоинство его да примет другой“. Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и общался с нами Господь Иисус, – начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, – был вместе с нами свидетелем воскресения Его». И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавой, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из этих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий этого служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место». И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам.
Деяния 1 глава
Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии
I. Свидетель в Иерусалиме (1:1 — 6:7)
А. Избранные в ожидании (главы 1-2)
Деян. 1:1-2. «Первая книга» — это Евангелие, написанное Лукой. Феофил, возможно, был покровителем Луки, оплатившим его работу над обеими книгами. Он, несомненно, был христианином. …О всем, что Иисус делал и чему учил… — в греческом тексте звучит как «начал делать и учить». Это свидетельствует, что автор рассматривал книгу Деяний Апостолов как «вторую часть» «отчета» о служении и учении, начатых Христом на земле, которые будут Им продолжены в веках через Его последователей.
О вознесении Господа, упоминаемом им в 1:2, Лука писал и в Евангелии (Лук. 24:51). Повелений Апостолам было два: перед тем, как возвратиться на небо, Господь повелел им: 1) оставаться в Иерусалиме (Деян. 1:4; сравните Лук. 24:49); 2) свидетельствовать всему миру (Деян. 1:8; сравните Лук. 10:4; 24:47). Будучи исполнены последовательно, эти повеления не противоречат друг другу.
Деян. 1:3. Явления Господа по воскресении Его засвидетельствовали об истинности этого воскресения. …Явил Себя… со многими верными доказательствами. Слово «доказательство» встречается в Новом Завете только здесь, и, видимо, подразумевает, что свидетельство Иисуса о Себе, воскресшем, было наглядным — в отличие от свидетельств, передававшихся словесно. Он представил доказательства, доступные зрению и осязанию (Лук. 24:39-40; 1Иоан. 1:1). …В продолжении сорока дней… говоря о Царствии Божием.
Господь, очевидно, говорил о близящемся установлении Им Тысячелетнего Царства на земле (сравните толкование на Матф. 3:2; 13:10-16). Он немало говорил об этом с учениками и в проповедях Своих до распятия, но, видимо, счел нужным продолжить эту тему во время Своего 40-дневного служения после воскресения.
Деян. 1:4. Под «обещанным от Отца» Иисус несомненно подразумевал Святого Духа (Лук. 24:49, а также Деян. 1:5; Иоан. 14:16; 15:26; 16:7).
Деян. 1:5. Это предсказал и Иоанн, который крестил водою, что Господь Иисус будет крестить Духом (Матф. 3:11; Мар. 1:8). …Чрез несколько дней после сего (или «по прошествии немногих дней»). Русскому «крестить» соответствует греческое слово, означающее «погружать в», которое в зтом контексте имеет смысловой оттенок «объединения с» совершающим крещение. В случае Иоанна «фактором», «объединявшим» его с крещенными была вода, а в случае Иисуса Христа — это Святой Дух.
2. АПОСТОЛЫ ОЖИДАЮТ В ИЕРУСАЛИМЕ (1:6-26)
а. Вознесение Христа (1:6-11)
Деян. 1:6. Характерен вопрос учеников: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Слово Посему, с которого начинается стих 6) указывает на то, что вопрос этот вытекает из сказанного в предыдущем стихе. Дело в том, что в еврейском сознании (и в представлении учеников) излияние Духа тесно связывалось с «наступлением» обетованного народу царства. Представления эти черпались евреями в ветхозаветных писаниях (Ис. 32:15-20; 44:3-5; Иез. 39:28-29; Иоил. 2:28-31; Зах. 12:8-10). Поэтому стоило Иисусу сказать апостолам о крещении Духом, как они тут же решили, что приближается время восстановления царства.
Деян. 1:7. Пребывая с учениками, Иисус постоянно говорил им о Своем земном Царстве, которое установит (Матф. 19:28; Лук. 19:11-27; 22:28-30). О нем же Он учил их на протяжении 40 дней по Своем воскресении (1:3). Но они все еще не вполне понимали Его, полагая, что речь идет о царстве как о некоем победоносном «политическом образовании».
Здесь Иисус говорит, что «не им знать» (по-русски: «не ваше дело знать») о времени установления Царства и о способах и обстоятельствах его установления Отцом, какие Он избрал в Своей власти. (Хотя в русском переводе — «сроки», в оригинале речь идет именно о способах и обстоятельствах осуществления надежды народа.)
Деян. 1:8. Вместо того, чтобы интересоваться вещами, которые им знать не следует, да исполняют апостолы ту работу, которая им предназначена: …вы… будете Мне свидетелями после того, как получите сверхъестественную силу от Святого Духа, говорит Христос.
Констатировал ли Он этот факт, что они «будут», или давал им повеление? Грамматическое построение фразы допускает и тот и другой вывод, но из 10:42 (сравните с 4:20) следует, что Христом было здесь выражено повеление. …И даже до края земли. Возможно, тут подразумевался Рим — центр мировой цивилизации в апостольское время; расстояние от Иерусалима до Рима составляет более двух тысяч километров.
Деян. 1:9-11. В этих стихах — картина вознесения Господа, которая дает явное представление и о характере Его возвращения в будущем. Облако взяло Его, и на облаке Он возвратится; Он придет во плоти и будет доступен зрению каждого (Откр. 1:7), и нога Его ступит на Елеонскую гору (Зах. 14:4). Сей Иисус… приидет таким же образом, как только что восходил на небо, на ваших глазах, сказали апостолам ангелы. Вознесением Христа завершено было Его земное служение. Оно означало, что Он воссел по правую руку Отца (Деян. 2:33-36; 5:30-31; Евр. 1:3; 8:1; 12:2). И что с этого момента работу Его на земле надлежало продолжать Его ученикам (Деян. 1:1-2,8). Уйдя к Отцу, Господь Иисус послал в этот мир обещанного Утешителя (Иоан. 14:16,26; 15:26; 16:7; Деян. 2:33-36), Святого Духа, Которому предстояло наделять учеников особой силой для служения Благовестия, в ожидании Царства.
б. Моление в горнице (1:12-14)
Деян. 1:12-14. Гора Елеонская… находится от Иерусалима на расстоянии субботнего пути т. е. примерно в километре. Именно столько, и не более, позволялось правоверному еврею пройти в день субботнего покоя раввинами. Очевидно, на таком расстоянии отстояли от скинии самые дальние палатки во время странствования иудеев в пустыне (Исх. 16:29; Чис. 35:5). Апостолы и некоторые жены собрались в горнице (в домах, строящихся на Востоке, более просторные комнаты располагались наверху; сравните Деян. 20:8-9).
Судя по тому, что перед словом молитва в греческом тексте стоит артикль, собравшиеся молились о чем-то совершенно конкретном, возможно, о ниспослании им обещанного Святого Духа (стих 4). Молились настойчиво и единодушно, памятуя о сказанном на этот счет Иисусом (Лук. 11:8-10). Из стиха 14 следует, что по воскресении Иисуса Христа братья Его прозрели и обратились (сравните Иоанн. 7:5).
в. Восполнение числа апостолов (1:15-26)
Деян. 1:15. И в те дни (имеются в виду дни между Вознесением и Пятидесятницей) Петр, признанный руководитель кружка апостолов, встал посреди большой группы учеников (насчитывавшей человек 120; стих 16). (Было это в Иерусалиме, так что последователей Христа, с учетом «других мест», было, конечно, гораздо больше; 1Кор. 15:6.)
Деян. 1:16-17. Встав и начав говорить, Петр сослался на Ветхий Завет. Из его слов следовало, что писавшего Псалмы царя Давида, вдохновлял Дух Святой, Который его устами предрек и то, что произошло теперь, ибо этому надлежало исполниться. Однако Петр заявил, что Давид предсказал относительно Иуды. Но где упоминает ветхозаветный царь Искариота? Конечно, прямо по имени он его не называет.
Но встающий со страниц Псалмов идеальный Царь есть прообраз Мессии; так что там, где речь в них идет о Царе Израиля, часто подразумевается Христос. А, значит, под врагами царственного псалмопевца подразумеваются враги Мессии. Отсюда следует вывод, что именно об Иуде предсказано в Пс. 68:26 и 108:8, как и заявляет Петр в Деян. 1:20. «Царственное осуждение» содержится в обоих этих псалмах (сравните Пс. 40:10).
ПРОПОВЕДИ И РЕЧИ В ДЕЯНИЯХ АПОСТОЛОВ:
Деян. 1:18-19. Хотя сам Иуда земли не покупал, но косвенно как бы сделал это: ведь священники на предательскую его «мзду», брошенную им в храме, приобрели участок земли как бы от его имени (Матф. 27:3-10). Создается впечатление, что сказанное Петром о погибели Иуды в 1:18 противоречит Матф. 27:5, где читаем, что Иуда «удавился». Существуют два объяснения на этот счет. Повесившись, Иуда так быстро распух и раздулся, что расселось чрево его, и выпали все внутренности его.
Деян. 1:20. Относительно цитируемых Петром в связи с Иудою Псалмов 68:26 и 108:8 толкование на Деян. 1:16-17.
Деян. 1:21. Русским надобно передано греческое слово «деи». несущее в себе смысловой оттенок логической необходимости или побуждения, продиктованного свыше (в стихе 16 то же греческое слово передано как «надлежало»). Замечательно, что группа апостолов сочла необходимым заполнить место, освободившееся после Иуды; это тем более интересно, что свидетельства о замещении места апостола Иакова, который погибнет позднее (12:2), мы не имеем.
Очевидно, на место Иуды надобно было поставить кого-то другого, потому что незанятым оставалось обетованное место «судьи» (о чем говорится в Матф. 19:28). Ведь согласно Матфея Господь обещал апостолам, что они сядут на двенадцати престолах, чтобы участвовать в управлении Царством, которое Христос даст Израилю, когда вернется на планету Земля (сравните Откр. 21:14).
Деян. 1:22. Здесь значение воскресения Христа подчеркивается тем, что к тому, кто займет освободившееся апостольское место, предъявлялось требование: он должен был быть свидетелем воскресения Его.
Деян. 1:23-26. Выдвинув двух человек — Иосифа, называемого Варсавою, по прозвищу Иуст и Матфия, — из которых выразили намерение избрать 12-го апостола, ближайшие ученики Христа совершили две вещи: они помолились и бросили… жребий. Может быть, имена этих двоих написали на камнях и положили их в сосуд, а затем сосуд встряхнули и опрокинули его; первый из выпавших камней был принят как указующий на волю Божию. Это последнее в Библии упоминание о бросании жребия как способе выяснить Божию волю. Тут хочется поделиться двумя соображениями.
Первое: вопрос о нравственном облике «кандидата» не ставился. Очевидно, оба рассматривались как равные друг другу в этом отношении. Второе: наиболее явное свидетельство о том, что бросание жребия считалось средством установления воли Господней, находим в Прит. 16:33. По мнению некоторых богословов, избрание Матфия было ошибочным, и по праву место это должно было быть отдано апостолу Павлу.
Но сторонники «избрания Матфия» ссылаются на Матф. 19:28, где явно звучит «иудейский мотив», замечая при этом, что служение Павла было ориентировано на язычников (Гал. 2:9). Заметим и то, что Лука, друг и сотрудник Павла, признавал Двенадцать как официальную апостольскую группу (Деян. 2:14; 6:2). Наконец, нигде в книге Деяний Апостолов мы не встречаем и намека на осуждение избрания Матфия.
И будете Мне свидетелями
«но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» Деян. 1:8.
Христос, после Своего воскресения и перед самым вознесением, говорит эти слова ученикам, открывая им Свой проект. Господь желает, чтобы Дух Святой сошел на Его народ, на Его Церковь с той целью, чтобы Церковь могла свидетельствовать на земле, потому что любовь Бога, которая была явлена во Христе, пришедшем во плоти, в Божьем проекте должна распространяться на все человечество.
Во плоти Христос пришел в конкретное время, в конкретное место, где общался с конкретными людьми. Так как Сын Божий был во плоти, то Он был ограничен во времени, в пространстве, во всем, но, искупив людей, все границы исчезли. Божье искупление не имеет ограничений, оно распространяется в этом физическом мире благодаря Церкви, которая по проекту Божьему должна распространиться и охватить всю землю, все народы, все языки, все колена, все человечество. Таков был проект Бога, поэтому Он и говорит, что: «Свой ресурс Я передам тем, которые знают Меня, чтобы через это становилось все больше и больше знающих Меня!»
Сегодня все мы являемся частью Божьей Церкви как раз потому, что кто-то из верующих в свое время передал нам радостную весть, передал свидетельство о Работе Христа, рассказал о спасении. За мою и твою душу велась борьба, как в видимом, так и в невидимом мире. Но, однажды, посеянное семя взросло. Это – Работа Бога, так как спасение не исходит от людей. Если в сердце человека нет семени, то у него нет и возможности измениться. Земля не будет иметь возможность родить хороший урожай, если в нее не сеялось ничего доброго. Но если и сеется что-либо доброе, то всегда является и нечто злое, которое пытается победить это доброе. Это можно сравнить с законом. Поэтому нет ни одного доброго семени, которое росло бы самостоятельно. За ним всегда требуется уход, поэтому человек и пропалывает грядки.
Божий проект для нас и наших жизней весьма ясен. Он спас нас ради свидетельства. Бог желает, чтобы мы и дальше продолжали свидетельствовать о Его любви. И начинаем мы свое свидетельство со своих ближних, с родни, с друзей, со своего окружения. Написано: «…веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» Деян. 16:31. Дом еще ничего не знает о Христе, но стоит лишь кому-то одному уверовать в Господа, как родня мгновенно узнает об этом, так как в нашей жизни происходят видимые перемены, меняются приоритеты, исчезают плохие привычки, мы начинаем свидетельствовать.
Подобное происходило и с нами. Молитвы и свидетельства верующих принесли свой плод, поэтому сегодня мы находимся в доме Божьем. Но борьба за наши души все равно продолжается, поэтому Бог говорит сегодня нам: «…кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» 1 Кор. 10:12. Враг не желает, чтобы ты возрастал в вере, чтобы ты оставался верующим. Ты представляешь для него угрозу, потому что даже ты один через свое свидетельство способен вырвать из обмана многих людей. Каждый из нас невероятно ценен в глазах Божьих. Реальность заключается в том, что ты имеешь Дух Божий, ты имеешь Христа, ты имеешь свидетельство, ты – Божий слуга для людей этой земли. Ты определен Богом как Его сосуд. Помни об этом.
Бог наделяет нас Своим ресурсом, наполняет нас Святым Духом, Который учит нас и напоминает обо всем, что говорил Иисус: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» Ин. 14:26. Дух Святой может исполнить человека Божьим присутствием, но когда человеку открывается что-либо такое, чего человек не знает и не понимает, то ему это чрезвычайно трудно вместить. Когда пророки Даниил и Иоанн получили от Бога откровение о будущем, они сами не могли понять даже своих собственных писаний. В видениях пророкам приходили какие-то непонятные для них образы. Иезекииль, например, видел какие-то колеса с ободьями полными глаз, которые одновременно шли во все четыре стороны. Как такое можно понять? Но Иезекииль описал все, что видел.
Может ли Бог открывать человеку тайны? Да, может. Наш Бог – Бог устройства и порядка, поэтому, открывая человеку тайны, Бог говорит к нему, в основном, весьма ясными и понятными образами. Понять Бога абсолютно несложно. С каждым человеком Господь говорит на понятном ему языке, показывая что-либо ему во сне, в видениях, и исполняя Духом Святым. Бог послал нам Обещанного, но ответственность Церкви заключается в том, чтобы читать Слово, вникать в него. Если в нас нет Слова Божьего, то Духу Святому и напоминать нам будет нечего. Нельзя забыть того, чего никогда не знал.
Бог готовит Свою Церковь, готовит нас. Мы читаем Слово, слышим проповеди и все это откладывается в нас. Ведь рано или поздно мы обязательно будем использованы Богом, как Его сосуды для спасения других людей: «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» Деян. 1:8. Это обязательно будет происходить в нашей жизни: «…будете Мне свидетелями…». Нам неизвестно кто, где и когда будет, но Бог знает все. Как и мы, первые Апостолы тоже не знали того, что с ними произойдет. Но произошло именно то, что через небольшой промежуток времени именно они стали основой для покаяния тысяч и тысяч людей, ставших Христианами, исполненными Духа Святого.
В свою очередь весть о спасении также дошла до тебя и до меня. И невозможно, чтобы этот процесс завершился, потому что за этим стоит Сам Бог, Который коснулся тебя и меня, благодаря труду других людей. Работа Божья будет продолжаться и дальше, потому что Бог взирает не на твою силу, а на Свою, которую и доверил тебе, чтобы она проистекала через тебя.
В деле свидетельства о чудных делах Божьих и о Его любви, необходимо довериться Духу Святому и Его водительству, как это делал Апостол Павел в своих путешествиях. Если вы встретите на своем пути человека, предназначенного Богом для спасения, то Дух Святой обязательно напомнит вам обо всем, что необходимо засвидетельствовать такому человеку. Пока вы будете ему свидетельствовать Дух Святой будет касаться его сердца. Вам не следует переживать если вы сразу не увидите явных изменений в этом человеке. Росток у посаженного семени появляется не сразу. Мы лишь свидетели Работы Божьей.
Если вы встретите сопротивление в момент своего свидетельства, то ни в коем случае не следует спорить с таким человеком и что-либо ему доказывать. Позвольте Духу Святому совершать Свой труд. Если вы не знаете, с чего начать свое свидетельство, то мы ниже поделимся с вами несколькими советами.
Если человек готов вас слушать, то начать говорить с ним следует с 23 стиха 3 главы послания к Римлянам: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» Рим. 3:23. Люди готовы слушать это место Писания, потому что здесь говорится не конкретно о них самих, а вообще обо всех людях, которые нас окружают. Все люди грешны и любой с этим согласится. Каждый нормальный человек конечно же старается и пытается жить правильно, но живя в этом грешном мире, у людей так или иначе возникают всякие греховные мысли, греховные побуждения, люди говорят неправду, предают и т.д. Все люди такие, у всех греховная природа. А это значит, что и ваш оппонент входит в их число. Вы легко поможете человеку признать и осознать это.
Человек должен понять, что спасение – это не заслуга самого человека, а подарок Божий, достающийся всякому грешнику. Бог даром дает человеку жизнь вечную и это является проявлением Его любви к каждому грешному человеку, который так неправильно живет. Но подарком человек может воспользоваться лишь тогда, когда он принимает его. Если же человек отвергает подарок, то он и не может им воспользоваться. Почему жизнь вечная становится твоей? Не потому только, что Бог ее дарит тебе, а потому, что, когда Бог дарит тебе жизнь вечную ты принимаешь Его дар.
Подарок достается человеку даром. Но разве подарок, который мы получаем в дар от Бога ничего сам не стоит? Все имеет свою цену. Ценой жертвы Христа была жизнь. И для Бога не существует цены выше во всем мироздании и во всей вселенной. Но Его воля, Его решение заключается в том, чтобы дать тебе это даром. Когда наша воля соглашается с волей Бога, и мы принимаем Его дар, то мы приобретаем жизнь вечную во Христе Иисусе.
Когда нам дарят подарок, мы протягиваем руку для того, чтобы забрать его и владеть им. А какое действие мы должны совершить, принимая дар вечной жизни? Слово говорит: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» Рим. 10:9-10. Мы можем обрести дар Божий – жизнь вечную, только в том случае, если принимаем Иисуса Христа, как своего Господа и Спасителя, потому что: «…жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Мы должны своими устами исповедовать Иисуса Христа Господином своей жизни.
Обычный подарок человек принимает, протягивая руку, забирая и удерживая его в своих руках. Вечная жизнь, дарованная нам Богом, принимается нашими словами и верой в то, что Бог не обманывает нас. Он это дает нам, а мы простираем свою душу к Богу со словами: «Господь! Я принимаю Твой дар вечной жизни. Теперь моя жизнь в Твоих руках. Ты – Господин моей жизни и мой Спаситель». Мы принимаем Божий дар подтверждая наше действие своими устами: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» Рим. 10:13. Приняв дар Божий, и подтвердив это своими устами, держи теперь это спасение, которое в тебе.
Вот нескольких стихов, которые помогут вам в вашем труде на ниве Божьей. Запомните их последовательность и применяйте в том случае, если человек готов и согласен вас слушать. А для того, чтобы это условие исполнялось Бог и готовит нас сегодня, чтобы мы всегда были готовы ко всякому доброму делу. Пусть Бог благословит!
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Деян. 1:8
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 8-9 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их
а свидетелями они сделались посредством чудес. Неизреченна, поистине, благодать Духа и многоразличны дары Его! Сообщает же Христос дары Духа, чтобы ты знал, что у Отца и Сына и Святого Духа один дар и одна власть. В самом деле, что присвояется, по-видимому, Отцу, тоже самое оказывается принадлежащим и Сыну, и Святому Духу. Как же сказано, что никто не приходит к Сыну, если не привлечет его Отец (Ин. 6:44)? Но это же самое, очевидно, принадлежит и Сыну: Я есмь, говорит Он, путь: никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). А вот смотри, это же приписывается и Духу: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12:3). Так точно и апостолы представляются дарованными Церкви то от Отца, то от Сына, то от Духа Святого. И разделение дарований, как видим, усвояется и Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Гомилии на Деяния Апостолов.
См. также Толкование на Деян. 1:6
Свт. Амвросий Медиоланский
Ст. 8-9 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их
О Святом Духе.
Свт. Николай Сербский
но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли
Вы же свидетели сему. Свидетели чему? Свидетели страданиям Господним, свидетели Его славному Воскресению, свидетели потребности покаяния, свидетели истине прощения грехов. И апостолу Павлу, обратив его из гонителя в апостола Своего, Господь сказал: «ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» (Деян. 26:16). И апостол Петр в первой своей проповеди, произнесенной пред народом после Сошествия Духа Святаго, говорит: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян. 2:32). И апостол Иоанн пишет: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (1 Ин. 1:1-3).
Апостолы, таким образом, лично являлись свидетелями живоносной проповеди Христовой, Его чудес и всех событий Его земной жизни, на чем и основывается наше спасение. Они были слушателями, зрителями и соучастниками Истины. Они первыми сели в ковчег спасения, спасаясь от потопа греховного, дабы продолжить сажать в него и спасать других. Их ум был чрез смирение избавлен от гордости, их сердце – очищено от страстей. Это засвидетельствовал им и Сам Господь: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15:3). Значит, они были не только свидетелями всего внешнего, что можно было слышать, видеть, рассматривать и осязать руками в отношении Слова Божия, но были свидетелями и внутреннего перерождения и обновления человека чрез очищение от грехов покаянием. Евангелие исполнилось не просто у них на глазах и в ушах, но и в глубинах их сердца и ума. Целая революция ума и сердца произошла в них за три года их ученичества у Христа. Революция эта состояла в мучительном умирании в них ветхого человека и еще более мучительном рождении нового. Сколько мук смертных перенесла душа их, пока наконец они, осиянные светом и перерожденные, не смогли воскликнуть: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь» (1 Ин. 3:14)? Сколько времени, сколько трудов, сомнений, страха, агонии, заблуждений, размышлений и вопросов – пока они не стали истинными и верными свидетелями как телесных страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, так и своих собственных душевных страданий, смерти и воскресения!
Но все же в то время Апостолы еще не полностью духовно окрепли и возмужали. Потому Господь наставляет и руководит их, как детей, ободряя их при расставании: «Не оставлю вас сиротами» (Ин. 14:18). Потому Он и пребывает с ними в продолжение сорока дней после Своего Воскресения, являя Себя живым со многими верными доказательствами и говоря о Царствии Божием, и потому, наконец, обещает послать им Духа Святаго, силу свыше.
Беседы. Вознесение Господне. Евангелие о Вознесении Господа.
Мч. Иустин Философ
Ст. 8-9 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их
И узнав, со всяким доказательством, что это Он и что Он имеет тело, они попросили Его есть вместе с ними, чтобы по этому точно понять, что Он воистину воскрес во плоти. И Он ел медовые соты и рыбу. И таким образом показав им, что существует истинное воскресение плоти; и, желая показать и то, что (как Он сказал, что жилище наше на небесах) для плоти возможно подняться на небо, Он поднялся в глазах их на небо, будучи во плоти. Итак, если после всего сказанного кто-то требует доказательств воскресения, то он ничем не отличается от саддукеев, ибо воскресение плоти есть сила Божия и стоит превыше всякого доказательства, подкрепленная верой и видимая в делах.
О воскресении.
Блж. Феофилакт Болгарский
но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли
Беда Достопочтенный
но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их
Повсюду творение изъявляет покорность своему Творцу. Звезды указывают на Родившегося, окутывают тьмою Страждущего, облака принимают Вознесшегося, и они же будут сопутствовать Грядущему на Суд.
Изложение Деяний Апостолов.
Архиеп. Евсевий (Орлинский)
но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли
Господь говорит ученикам не прямо на их вопрос, или не то, что они хотели знать, но то, что Он, всеблагий, по своей премудрости и благости, хотел им открыть к их научению и утешению. Св. Златоуст замечает при этом: «Он отвечал не на то, о чем спрашивали, — потому что дело учителя учить не тому, что хотел бы знать ученик, а тому, что полезно для него».
Нo приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы. Господь обращает внимание своих учеников на то же обещанное от Отца, о котором сказал прежде, раскрывая великую важность его по последствиям. Но вы будьте внимательны, — вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, вы получите обилие благопотребных вам даров Святого Духа, которые сделают вас способными к прохождению назначенного вам апостольского служения.
И будете Ми свидетели в Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли. Укрепленные силою Духа Святого, вы будете продолжать то дело, которое Я делал; будете проповедовать о Моём воскресении из мертвых, о Моих делах, о Моём учении, о Моем Божестве, о спасении чрез веру в Меня; будете подтверждать ваше учение о Мне знамениями и чудесами; будете делать это в Иерусалиме и по всей Иудеи и Самарии, и даже до самых отдаленных пределов земли. Так будете вы распространять и утверждать царство Мое во всем мире. — Это значат слова Господа: и будете Mи свидетели в Иерусалиме и во всей Иудеи и даже до последних земли.
Как предсказал Господь, так потом и было. Дух Святой сошел на Апостолов в Иерусалиме, и Апостолы сперва проповедовали о спасении чрез веру в Иисуса Христа в Иерусалиме, и здесь совершили первые чудеса в подтверждение своей проповеди о Спасителе; потом пронесли Евангельскую проповедь или свидетельство об Иисус Христе по Иудее, Самарии и до отдаленных пределов вселенной. Апостол Павел о распространении Евангельской проповеди чрез Апостолов свидетельствовал в послании к Римлянам так: во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Рим. 10, 8).
В словах Господа: и будете Ми свидетели в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли, — есть ответ и на вопрос Апостолов: Иисус Христос, отвечая, показывает, в чем состоит восстановление царства Израилева, о котором говорили древние Пророки, и которое теперь наступило. Это восстановление царства Израилева, о котором предсказали древние Пророки, состоит в примирении рода человеческого с Богом чрез Иисуса Христа, — в том, что теперь совершилось спасение, которое Бог уготовал пред лицем всех народов, — что теперь явился свет к просвещению язычников, — слава народа Божия, Израиля (Лук. 2,30-32). Все племена и все народы призываются ко спасению чрез веру в Иисуса Христа, и все истинно верующие в Иисуса Христа составляют одно благодатное царство, которого законодатель и Царь — Он, Спаситель мира. Об этом благодатном царстве говорит пророк Исаия: яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов и придут к ней вcu языцы. И пойдут языцы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима (Ис. 2, 2, 3). Сионский закон — это Евангелие Господа нашего Иисуса Христа; слово Господне из Иерусалима — это Евангельская проповедь, Божественными Апостолами из Иерусалима пронесенная по всей Иудее и Самарии и даже до последних земли.
И даже до последних земли, или до края земли. Это надобно относить не к одним Апостолам, но вообще к Евангельской проповеди, чрез которую благодатное царство Христово и доныне распространяется в разных странах до последних пределов вселенной. Все пастыри и учители, проповедающие Евангельское учение, суть также свидетели Христовы, и должны усердно и ревностно исполнять свое служение, и словом, и делами благочестия свидетельствуя о Христе Спасителе и Боге нашем и о спасении чрез веру в Него.
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
Лопухин А.П.
но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли
Если прежде Господь посылал учеников Своих проповедовать о приближении Царства Божия только иудеям, запретив ходить с этою проповедью к язычникам и самарянам (Мф. 10:5), то это ограничение апостольской деятельности снимается. Иерусалим лишь полагается начальным пунктом или центром, откуда лучи Евангельского Света должны озарить всю вселенную даже до края земли.
Толковая Библия.