зачем прежде чем расстрелять узника он устраивает ритуал с выпивкой
9-Б класс литература урок №87 21.04.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
9-Б класс литература урок №87 21.04.
Тема. М.А. Шолохов « Судьба человека»: проблематика и образы.
I. Записать число, тему урока.
II.Вступительное слово учителя.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.
Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, Главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.
IV. Основная часть урока. Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.
1. История создания произведения.
В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года — его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.
— Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он?
— От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?
(О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе).
— А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?
(Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора).
— В чём своеобразие композиции рассказа?
Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.
4. Анализ эпизода встречи автора с героями произведения.
(выразительное чтение эпизода)
-Мы узнаём, что мужчина идёт с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой паре? (В одежде мальчика всё выдаёт материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено).
— Глаза. “Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть”.
— Глаза — это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?
(Автору “стало не по себе” от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему “брату-шофёру”. давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым).
— На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?
(На три части: до войны, война, после войны).
— Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?
( Довоенная жизнь героя небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах — всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: “Чего ещё надо? дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке”.
-Как рассказывает Андрей о себе и как — о своих близких?
(Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, а о себе — скупо, при этом, не скрывая своих слабостей, например грубости по отношению к жене, пристрастия к выпивке. Более того, он чувствует себя виноватым за то, за что винить никак нельзя.)
— Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?
(На фронте Андрей Соколов — шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.)
6. Анализ эпизода в церкви.
-Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову?
7.Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером.
(Выразительное чтение эпизода).
— О чём думает Соколов, готовясь к смерти?
— Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?
— Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?
— Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?
— Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?
— Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?
— Как расширяется за счёт этой параллели содержание образа главного героя?
В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека. Мужчины. Солдата?
(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. ПОБЕДА советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”.)
— Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?
— Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла всё?
— Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.
9. Встреча Соколова с Ванюшкой.
— Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?
— После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки — как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.
Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?(Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).
Осталось сомнение в том, что ждёт впереди наших героев. А как думаете вы? Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждёт их впереди?
(“ Да, справится. Впереди — жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью Соколов, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня.”)
Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.
Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.
VI. Домашнее задание. Прочитать весь рассказ.
Написать отзыв на прочитанную книгу.
Ответить на вопрос письменно: “Можно считать личность Соколова героической?”
Урок-презентация по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ДИСКЛЕЙМЕР. ОТРЫВКИ ВИДЕО НЕ ЗАГРУЗИЛИСЬ НА САЙТ «ИНФОУРОК», ПОТОМУ ЧТО ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛИШКОМ «ТЯЖЕЛАЯ». НА НЕКОТОРЫЕ РОЛИКИ ЕСТЬ ПРЯМЫЕ ССЫЛКИ, ОТРЫВКИ ИЗ КИНОФИЛЬМА ЛЕГКО НАЙТИ НА ЮТУБЕ. УРОК РАССЧИТАН НА ПРОВЕДЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ЧАСОВ ПОДРЯД.
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ: СУДЬБА, ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО 2 урока подряд.
Работа в парах: раздаточный материал. Какое высказывание о писателе позволило вам наиболее ярко представить себе личность М.А. Шолохова?
Узнаете? Посмотрите на обложку второй части нашего учебника, есть ли протрет Шолохова на ней? (да, если учебник под редакцией Коровиной)
1939 январь За выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Ленина. 1941 15 марта За роман «Тихий Дон» постановлением Совета Народных Комиссаров М.А. Шолохову присуждена Государственная премия. 1941 23 июня В фонд обороны СССР передал присужденную ему Государственную премию первой степени. 1941- 1945 Участвовал в Великой Отечественной войне (на Смоленском направлении Западного фронта, на Южном и Юго-Западном, Сталинградском, третьем Белорусском фронтах). Работал военным корреспондентом Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». 1945 23 сентября В связи с выходом десятитысячного номера газеты «Правда» был награжден орденом Отечественной войны I степени. 1955 май За выдающиеся заслуги в области художественной литераторы, в связи с пятидесятилетием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Ленина. 1960 апрель М.А. Шолохову присуждена Ленинская премия за роман «Поднятая целина». 1964 май По приглашению первого секретаря ЦК СЕПГ В. Ульбрихта и правления Союза немецких писателей М.А. Шолохов находился в ГДР, где был награжден орденом республики «Большая золотая звезда дружбы народов». 1965 май Опубликованы сообщения о присуждении Ростовским государственным университетом М.А. Шолохову ученой степени Доктора филологических наук, об избрании писателя почетным доктором Лейпцигского университета. 1965 23 мая За выдающиеся заслуги в области советской художественной литературы и в связи с 60-летием был награжден орденом Ленина. Для справки – обзорно.
1965 октябрь Присуждена Нобелевская премия. 1967 23 февраля Указом Президиума Верховного Совета СССР М.А. Шолохову присвоено звание Героя Социалистического Труда. 1972 март М.А. Шолохову вручен в Кремле орден Октябрьской Революции. 1973 июнь М.А. Шолохову вручен болгарский орден Кирилла и Мефодия I степени. 1975 май За выдающийся вклад в укрепление мира и дружбы между народами Президиум Всемирного Совета Мира в Стокгольме присудил М.А. Шолохову международную премию мира в области культуры. 1975 22 мая За выдающиеся заслуги в области советской художественной литературы и в связи с 70-летием со дня рождения М.А. Шолохов был награжден орденом Ленина. Правительство Болгарии наградило М.А. Шолохова орденом Георгия Димитрова «…в знак глубокой признательности к его великому литературному делу, оказавшему огромное воздействие на болгарский народ и развитие социалистического реализма в болгарской литературе». Софийский городской совет депутатов трудящихся присудил М.А. Шолохову за выдающийся вклад в развитие мировой литературы международную литературную премию «София». 1978 май Ростовским обкомом КПСС, Институтом мировой литературы, Союзом писателей СССР и общественностью был широко отмечен 50-летний юбилей романа «Тихий Дон». За произведения, содействующие укреплению дружбы между народами, М.А. Шолохову вручена международная премия «Лотос». 1980 3 мая Указом Президиума Верховного Совета СССР М.А. Шолохов награжден за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и в связи с семидесятипятилетием со дня рождения орденом Ленина и второй Золотой медалью «Серп и Молот». 1981 год 23 мая в станице Вешенской на крутом берегу Дона открыт памятник-бюст дважды Героя Социалистического Труда М. А. Шолохова ( ПРИ ЖИЗНИ. ). 1982 год Ноябрь. М. А. Шолохову вручили памятный знак «50 лет в партии». Для справки – обзорно – акцент на НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ. ПАМЯТНИК ПРИ ЖИЗНИ!
М. А. Шолохов «Судьба человека» конспект урока
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».
Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста.
Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, развивать навыки анализа художественного произведения, воспитывать неприятие войны.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
— Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.
IV. Основная часть урока. Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.
Учился будущий писатель в Вёшенской гимназии.
— В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года — его оконч ание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.
— Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он? (ответы учащихся).
— От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова? (О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе).
— А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя? (Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора).
— В чём своеобразие композиции рассказа?
— Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.
4. Анализ эпизода встречи автора с героями произведения.
(выразительное чтение эпизода)
-Мы узнаём, что мужчина идёт с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой паре? (В одежде мальчика всё выдаёт материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено).
— Глаза. “Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть”.
— Глаза — это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза? (Автору “стало не по себе” от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему “брату-шофёру”. давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым).
5. Беседа по вопросам.
— На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни? (На три части: до войны, война, после войны).
— Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни? ( Довоенная жизнь героя небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах — всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: “Чего ещё надо? дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке”).
-Как рассказывает Андрей о себе и как — о своих близких? (Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, а о себе — скупо, при этом, не скрывая своих слабостей, например грубости по отношению к жене, пристрастия к выпивке. Более того, он чувствует себя виноватым за то, за что винить никак нельзя.)
— Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? (На фронте Андрей Соколов — шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.)
6. Анализ эпизода в церкви.
7. Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером. (Выразительное чтение эпизода).
— О чём думает Соколов, готовясь к смерти?
— Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время
— Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?
— Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?
— Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?
— Кто побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?
— В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека. Мужчины. Солдата?
(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”.)
— Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?
— Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла
— Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.
9 . Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой. (Анализ эпизода).
— Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?
— После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки — как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.
Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).
— Как вы думаете, что ждёт впереди наших героев? (“Впереди — жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью Соколов, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня.”)
Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие. У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново. Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.
Я хочу закончить нашу беседу словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
VI. Домашнее задание. Ответить на вопрос письменно: “Можно считать личность Соколова героической?”
Конспект урока к произведению М. Шолохова «Судьба человека»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок литературы в 9-м классе
Тема «Русский национальный характер» в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.
Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.
Методическое оборудование: портрет М. Шолохова, словарь С.И. Ожегова, аудиозапись фрагмента рассказа, текст произведения, запись фильма С. Бондарчука “Судьба человека”, иллюстрации к рассказу Б. Алимова и О. Верейского.
Опережающее задание : рассказ «Судьба человека», знать конспект урока, подготовить сообщение о речи главного героя.
Методы обучения : словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма, аудиозапись), ИКТ (презентация к уроку), практические (работа с текстом).
1. Шолохов в школе: Книга для учителя! Авт.-сост.М. А. 1-Iянковский.- М. :дрофа, 2001.
2. Шолоховская весна: Учебно-методич. Пособие / Сост. Л. И. Пугаченко, В.В, Васильев, Н. И. Иващенко.-Воронеж-2006.
З. М. А. Шолохов “Судьба человека”- Москва, 1986.
I. Вступительное слово учителя
Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньше людей, участвовавших в боевых действиях, видевших войну.
Интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить, почему жестокие, кровавые, смертельные годы войны многие участники ее вспоминают светлым чувством?
Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что смог сохранить в своей душе? Об этом поведал Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом и наш разговор на уроке.
Сообщение темы: Русский национальный характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» ( 1 слайд)
II Мотивация учебной деятельности (2 слайд)
(По выбору учащихся, запись в дневниках).
Ответить на вопрос письменно: “Можно считать личность Соколова героической?”
III. Сообщение темы, цели урока, эпиграфа (слайд 3)
IV. Воспроизведение знаний учащихся
Расскажите об истории создания рассказа М. Шолохова «Судьба человека». (Сообщение ученика.)
(Сообщение, подготовленное учеником).
В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года — его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую. Сам Шолохов сказал о своём творчестве: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
2) В чём своеобразие композиции рассказа?
V. Словарная работа (слайд 4)
— Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.)
— Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова? («Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством».)
Именно в этом значении употребил данное слово М. Шолохов. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.
— Какие положительные черты характера мы можем назвать? (слайд 6)
(Записываем на доске слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность. )
— Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали?
Старая истина гласит: Посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу.
VI. Работа по тексту рассказа
Анализ эпизода встречи автора с героями произведения.
-Мы узнаём, что мужчина идёт с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой паре? (В одежде мальчика всё выдаёт материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено).
— Глаза. “Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть”.
— Глаза — это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?
(Автору “стало не по себе” от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему “брату-шофёру”. Давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым).
1. На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?
(На три части: до войны, война, после войны).
(Пересказ эпизода с условным названием «Мирная жизнь» — от слов: “Поначалу жизнь моя была обыкновенная. ” до слов: “Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты”.)
— В чём же видит Андрей Соколов счастье?
Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.
— Как характеризует героя его речь?
— Что же так изменяет установившийся порядок в семье?
В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.
— Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни?
Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало дороже.
(Комментированное чтение эпизода с условным названием «Сцена прощания» — от слов: “Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери — Настенька и Олюшка” до слов: “Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широкие раскрытые глаза, полные слёз”.) (слайд 7)
Ученики обращают внимание на то, что воспоминания Андрея полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. “Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. ” А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: “Родненький мой. Андрюша. не увидимся. мы с тобой. больше. на этом. свете. ” Возможно, что-то предчувствовала. (слайд 8)
2. Как складывается судьба Соколова на фронте?
Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. “Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать. ” (слайд 12)
— Как попал в плен?
— Эпизод в церкви, случай с предателем.
— У коменданта лагеря Мюллера.
— «Наука ненависти» (в плену).
— Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?
Анализ эпизода в церкви.
-Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову?
— Как показал Шолохов, что бескорыстие, стойкость, выносливость присуще многим русским людям? У кого мы замечаем эти же черты характера?
Учащиеся вспоминают, как уставшие, еле идущие русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал и его не убили. Также запомнился врач, который под сильным дождём, в темноте, проходил и искал раненых среди пленных и бескорыстно помогал им, не думая о своей жизни. “Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал!”
— Зачем автор вводит в рассказ образ предателя?
1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека.
3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.
Просмотр эпизода с условным названием «Вызов к Мюллеру» (видео) и (слайд 13)
— Почему комендант Мюллер “великодушно” подарил Андрею Соколову жизнь?
Мюллер — очень безжалостный человек, “правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить”. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке. Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова “настоящим русским солдатом”.
— Дороги ли нам его слова?
Да, очень. Это признал враг, тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим, видит лучшее только в себе.
С героической стороны раскрывается характер Андрея Соколова. Мы подчёркиваем стойкость, самоотверженность, храбрость. Ученики просят меня дописать в список положительных черт характера и щедрость. (Придя в барак, герой рассказа поделился “дарами Мюллера” со всеми.)
— О чём думает Соколов, готовясь к смерти?
— Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время
— Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?
— Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?
— Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?
— Как расширяется за счёт этой параллели содержание образа главного героя?
В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека. Мужчины. Солдата?
(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”.)
(Слайд 14) – гимнастика для глаз
11. Как складывается судьба Соколова после войны?
Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?
— Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла
Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы. (слайд 15)
Лишь на миг “блеснула ему радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий”. И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились “стариковские мечтания” о будущем сына, внучатах. Человек должен жить будущим. Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погиб. Вновь горе обрушилось на человека, вновь, как говорят, судьба отвернулась от него.
— Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?
Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.
— Произошло ли это с Андреем Соколовым?
Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.
Встреча Соколова с Ванюшкой.
(Анализ эпизода). (слайд 16)
Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”. И описания Шолохова стали ярче, красочнее. Какие сравнения: “глазёнки — как звёздочки ночью после дождя!” Прямая оценка: “И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём. ” “Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»”
Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.
9. Прослушивание отрывка из рассказа “Судьба человека”. (слайд 17)
— К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца. Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник. (Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова.)
— Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?
— После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки — как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.
Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?(Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).
Осталось сомнение в том, что ждёт впереди наших героев. А как думаете вы? Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждёт их впереди? (слайд 20)
(“ Да, справится. Впереди — жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью Соколов, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня.”)
16. Как вы считаете, какая черта из всех перечисленных самая важная? (Патриотизм, любовь к Родине).
17. Что вы вкладываете в это понятие? (Само понятие Родина, во имя долга перед которой герой готов на величайшее самопожертвование, в рассказе М. Шолохова предстает как очень емкое понятие. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердил великое право на вечную жизнь на земле, на светлое будущее своей страны.)
18. Обращение к словам Л.Толстого (слайд 21)
Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.
И в конце наших рассуждений мне хотелось бы поставить многоточие, потому что нельзя до конца осознать, в чем же заключается красота души русского человека, его характер. Русский характер, как и русская душа, всегда были и остаются загадкой для мировой культуры.
VII. Итоги урока V. Подведение итогов.
Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.
Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.