заклички русские народные 2 класс приметы
Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Предмет: Литературное чтение
Тип урока: открытие новых знаний.
Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна
МАОУ «СОШ №14» Класс: 2 «Б».
Тема урока: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.
Цель:. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве;
познакомить с малыми жанрами устного народного творчества: заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, пословицы и поговорки;
Личностные: способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения;
Познавательные: расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания
Методы обучения: продуктивный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная; работа в парах, группах.
Планируемые результаты: дети научатся различать жанры устного народного творчества.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (оргмомент).
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
1. Устное народное творчество
2. Заклички
3. Приговорки
4. Перевёртыши
5. Потешки.
— Как вы понимаете слово устное?
— Что значит слово творчество?
— Как оно дошло до нас?
— Кто может сформулировать тему урока?
Дети отвечают на вопросы: (Творчество- это значит творить, создавать, придумывать Передавалось из поколения поколению
Будем знакомиться с произведениями устного народного творчества, читать заклички, приговорки, перевёртыши, потешки)
3. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания)
Учитель активизирует знания. Создает проблемную ситуацию.
-Как вы думаете, зачем их создавали? (дети отвечают на вопрос: чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)
-Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Затем появились потешки и перевёртыши
— Попробуем исследовать эти жанры
4. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.
Работа в парах (на каждой парте лежит толковый словарь)
Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Найдите в словаре толкование слов:
заклички,
приговорки,
перевёртыши,
потешки
Учитель помешает на доску эти определения
Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями
Приговорка- небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным
Перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка
5. Первичное закрепление новых знаний.работа в парах:, чтение произведений друг другу
Прочитайте соседу по парте заклички, приговорки, перевёртыши,
потешки в учебнике
7. Самостоятельное выполнение задания. Изготовление книжки-малышки. (Работа в группах).
Учитель организует деятельность по применению новых знаний.
Дети рассаживаются по группам. Каждая группа получает индивидуальное задание (из приложения 1)
1 группа: выберите из предложенного материала только заклички и вклейте их в книжку-малышку
2группа: выберите из предложенного материала только приговорки и вклейте их в книжку-малышку
3 группа: выберите из предложенного материала только потешки и вклейте их в книжку-малышку
4 группа: выберите из предложенного материала только перевёртыши и вклейте их в книжку-малышку
8. Включение в систему знаний и повторение. Проверка работ по эталону. Дети сравнивают свою работу, исправляют ошибки, защищают свою работу
Учитель организует деятельность по обобщению и повторению знаний.
Каждая группа детей представляет и защищает свою работу
9. Рефлексия деятельности. Отвечают на вопросы. Оценивают работу.
Учитель организует рефлексию.
— Чему научились на уроке?
— Можете ли вы полученные знания применить на практике?
— Оцените свою работу на уроке по лесенке успеха от 1 до 5 баллов
10. Домашнее задание
— Из дополнительной литературы найти заклички, приговорки, перевёртыши, потешки. Дополнить свою книжку-малышку
Приложение 1 Для изготовления книжки-малышки в группе:
Потешки:
Где были – у бабушки!
Летний день хороший
2. Лепим, лепим пирожки,
Сели мы на лавочку,
Там собрался весь народ.
Вот котенку пирожок,
Вот утенку пирожок,
И Сережке на зубок.
Пекла бабка оладушки!
У нашей доброй бабушки
Приговорки:
Маменьке в стаканчик,
Тятеньке в рукавчик.
Перемасленного
4. Кукушечка, кукушечка,
Прокукуй в лесу: ку-ку —
Сколько лет я проживу!
Приговорки
1. Тимошка на ложке
Хорош мотор у ложки!
2. Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Все расставить по местам!
3. Злая кошка громко лает,
Дом хозяйский охраняет:
Стой, тебя она не пустит!
Не послушаешь – укусит
4. Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки
Заклички:
3. Жаворонок, жаворонок!
А нам отдай телегу
4. Солнышко, ядрышко,
Весну- красну кликают.
Урок литературного чтения в 3 классе «Обобщение по разделу «Страницы русской классики» Урок литературного чтения в 3 «Б» классе (УМК Школа России) Тема Обобщение по разделу. Страницы русской классики Педагогическая цель создать.
План-конспект урока литературного чтения (второй класс) Технологическая карта урока Предмет Литературное чтение УМК «система Л. В. Занкова» Класс 2 Тип урока Урок открытия нового знания Цель 1. Развивать.
Технологическая карта урока литературного чтения Урок литературного чтения во 2б классе Тема урока: Колыбельные песни Тип урока: открытие нового знания. Цели урока: 1) образовательная.
Тексты для проверки техники чтения в 3 классе (1 полугодие) Текст Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и 10 ручьёв. Однако к полудню солнышко всё ещё прогревает.
Урок литературного чтения 2 класс система Эльконина — Давыдова «Необычные слова» [Тема урока: Необычные слова. С. Черный Воробей. Цели урока: учащиеся научатся находить в тексте необычные слова и получат возможность наблюдать.
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.
Урок литературного чтения «П. П. Ершов «Конек-Горбунок»» Цель: Знакомство с произведением Ершова П. П. «Конек-Горбунок» Задачи: 1. Образовательные: • познакомить с особым жанром произведения Ершова.
Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Цели урока:.
Урок литературного чтения во 2 классе по сказке С. Козлова «Черный омут» Задачи: 1. Образовательные: • овладение и использование разных форм соорганизации; • овладение умениями слышать и слушать друг друга; •.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Литературное чтение на родном языке
Тема: Русские заклички, народные приметы
Цель: содействовать умению сравнивать русские народные песни и заклички, учить народные приметы.
Познавательные: Уметь принимать литературу как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Регулятивные: Анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.
Коммуникативные: Владеть коммуникативными умениями с целью реализации возможности успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.
Тип урока: Урок изучения новых знаний
Форма проведения: Урок- практикум
Оборудование: тексты произведения
Ход урока (деятельность учителя и учащихся)
Ι. Актуализация знаний
Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.
— Прочитайте про себя, медленно, «жужжащим» чтением.
— Прочитаем все вместе плавно и певуче.
— Прочитаем с ускорением.
— Прочитаем с интонацией удивления, смеха, испуга.
Самоопределение к деятельности
— Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?
— Кто придумал эту скороговорку?
— Подумайте, какой раздел мы начинаем изучать на этом уроке?
На доске записана тема: «Устное народное творчество. Русские народные песни.»
-Какие песни вы подготовили наизусть или выразительно?
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
ΙΙΙ. Применение нового знания
-Какие произведения относятся к фольклору?
Тема урока: «Русские заклички, народные приметы ».
— Какие цели мы поставим перед собой?
1. Работа над темой
– Как вы понимаете выражение «устное народное творчество»?
А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.
Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
— С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?
Работа по теме урока.
— Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки.
Следующий вид русских народных песенок – «заклички ». Слово «закличка» произошло от слова «Кликать», т.е. звать. В песенках-закличках кого-то зовут, к кому-то обращаются.
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Секи, секи, дождь
Секи, секи, дождь,
На нашу рожь,
На бабину пшеницу,
На просо, чечевицу,
На дедов ячмень —
Поливай целый день!
Солнышко, солнышко
Солнышко, солнышко,
Красное солнышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!
Иди, иди, дождик!
Иди, иди, дождик!
Сварим тебе борщик,
На заедку — кашу,
На запивку — квасу!
Ай, радуга-дуга
Ай, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!
Дождик, дождик, пуще!
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку,
Щей черепушку,
Дам тебе ложку —
Кушай понемножку!
Наука «метеорология» сравнительно молодая. А потребность предвидеть погоду появилась у человека давно, когда первобытные люди стали пахать землю и разводить скот. Засухи и наводнения, ливни и ураганы, морские штормы и черные бури, запоздалые или ранние заморозки и другие стихийные бедствия часто уничтожали посевы и лишали людей пищи, корма для скота, разрушали жилища. Нужно было научиться вовремя узнавать о ненастье и предвидеть погоду. В результате многолетних наблюдений появились народные приметы погоды.
На какие группы можно разделить эти приметы? (Приметы хорошей погоды, приметы ненастья.)
Н а р о д н ы е п р и м е т ы хорошей погоды:
— если днем приятный теплый ветер дует с водоема на сушу;
— вечерняя заря имеет золотисто-желтую окраску с розовым оттенком;
— после захода солнца в низинах, над водоемами появляется стелющийся туман;
— дым от костра и из труб поднимается прямо вверх.
– Прочитайте приметы ненастья:
— если днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака;
— вечерняя заря приобретает ярко-красную или багровую окраску;
— дым из труб и от костра стелется низко над землей;
— цветки мальвы, ноготков закрываются;
— не стрекочут кузнечики;
— ласточки летают низко над землей;
— бурундуки издают булькающие звуки.
– Докажите свои предположения. (Днем жарко и душно, летают ласточки, цветут ноготки, одуванчики, стрекочут кузнечики.)
Русский народ, вникая в ход развития природы, научился по приметам строить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, объясняя это тем, что «не примечать – хлебушка не едать», «без примет ходу нет».
Знания эти передавались из поколения в поколение, и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. Так сложился народный календарь – наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания.
Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Прочитайте приметы, написанные на доске.
Лягушки квакают – к дождю.
Бабье лето ненастно – осень сухая.
Комары в ноябре – быть легкой зиме.
Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.
Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.
– Как вы думаете, это простые приметы или сложные?
– Почему вы так думаете? (Эти приметы легко наблюдать, трудно ошибиться.)
– Правильно. Но есть приметы очень сложные.
Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды.
Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.
— С какими видами народных песен вы познакомились?
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙV. Домашнее задание
Выучить наиболее понравившуюся ему песню.
— Чем понравился урок?
— Как оцениваете свою работу?
1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему «Народные песенки, заклички, приговорки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Народные песенки, заклички, приговорки, потешки, перевертыши.docx
Тема урока: «Народные песенки, заклички, приговорки, потешки, перевертыши»
Познакомить с произведениями малых жанров устного народного творчества: закличками, приговорками, потешками , перевертышами;
познакомить с новыми словами «фольклор», «жанр». Раскрыть смысл данных слов;
развить интерес к произведениям устного народного творчества, к истории своего народа;
на учить сравнивать произведения фольклора с авторскими произведениями.
Планируемые достижения учащихся:
формирование умения слушать и слышать читаемый текст;
осмысленное чтение произведений устного народного творчества;
формирование интереса к произведениям устного народного творчества, к истории своего народа;
формирование умения находить общее и отличия;
формирование умения классифицировать книги по разным основаниям.
Ресурсы и оборудование.
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
Тест на тему: «Устное народное творчество»
Книги с произведениями устного народного творчества (сборники «Потешки, пословицы, загадки» и «Считалки, потешки, загадки, заклички», «Ладушки. Энциклопедия детского фольклора» (серия «Моя первая книга»), «Сказания, песни, пословицы, игры народов России» и др.), презентация.
1. Эмоциональный настрой перед работой. Предварительная работа.
Рассмотрите иллюстрацию. Что вы здесь видите? (слайд 1)
Это изображение передает особенности жизни или ещё можно сказать особенности русского быта. Мы много говорили об истории и культуре русского народа, читали сказки народов России. Проверим: хорошо ли вы меня слушали, все ли запомнили?
Вопросы:
1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)
2. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)
3. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)
4. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)
5. Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)
6. Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)
7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)
8. Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)
9. Какое национальное дерево России? (Берёза.)
2. Сообщение цели урока.
Какие произведения относятся к произведениям устного народного творчества?
Что отличает произведения устного народного творчества от других произведений?
Устно ответьте на вопросы, отображенные на слайде. (Слайд 2)
Вспомните произведения малых фольклорных жанров, которые вы читали в прошлом учебном году. (Слайд 3)
3. Сообщение темы урока.
– На этом уроке мы продолжим знакомство с устным народным творчеством. Познакомимся с другими произведениями устного народного творчества для детей.
Устное народное творчество или ещё мы часто слышим слово «фольклор».
Что такое фольклор?
Ответы детей. (Слайд 4)
Что же относится к фольклору? Вот в этом нам предстоит разобраться.
1. Народные песни (слайд 5)
-Какие виды народных песен существуют?
-С какой целью исполняются колыбельные песни?
«Народ-поэт», «народ-мудрец» на протяжении веков создавал лирику материнства. Через песню мама передавала ребёнку свою ласку, любовь, нежность.
-Расскажите или попытайтесь пропеть, выбранную вами колыбельную песенку со страниц учебника. (Учащиеся исполняют выбранную песню)
-А какие колыбельные песни вы знает?
-Считалось, что с шестинедельного возраста ребёнок понимает обращённые к нему слова, реагирует улыбкой на слова взрослых. Сон, как живое существо, приглашают в дом, к колыбели, просят усыпить ребёнка. В песнях выражают пожелания счастья ребёнку во взрослой жизни.
-Когда ребёнок подрастал, для его утешения поются пестушки.
2. Пестушки и потешки (слайд 6)
-Как вы понимаете, что такое пестушка?
Чтение и обсуждение пестушек из учебника.
-Малыш подрастает, начинает ходить, пора приучать его к труду.
-Потешки – стихи, удовлетворяющие потребность ребёнка в радости, расширяют представление ребёнка об окружающем мире.
3. Знакомство с закличками, приговорками. (слайды 7-10)
— Близкие к пестушкам и потешкам – это прибаутки.
-Итак, что вы знаете о закличках и приговорках? (Ответы детей).
-Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Ребёнок знакомится с природой, играет с ней на равных.
-Какие вы знаете заклички и приговорки?
Чтение закличек о бабке-липке, дождике, т. д
4. Небылицы и перевёртыши (слайд 11)
Их придумали чтобы рассмешить небывалым, тем чего нет.
Чтение учителем небылиц.
1. Как на горке, на горы,
Там дерутся комары,
Два дерутся, два смеются,
2. Завтра пятница, суббота,
Таракан дрова рубил,
Комар баенку топил.
А мушка водушку носила.
III . Подведение итогов урока (слайд 12)
— Для чего нам нужно изучать фольклор?
— Зачем нам нужно разбираться в малых фольклорных жанрах? (ответы учащихся)
— Изучать нужно, чтобы не забывать устное народное творчество нашего края, передавать его из поколения в поколение.
IV . Домашнее задание (слайд 13)
Расскажите родителям одно из произведений устного народного творчества.
Найдите в домашней библиотеке книгу с произведениями устного народного творчества.
Придумайте свою небылицу по опорным словам: кот-огород, корзинка-перинка, кошка-мошка, летают- догоняют, сидели- пели.
Учителю на заметку
Заклички и приговорки по своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Если заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге, то приговорки — к птицам и животным. Эти магические заклинания перешли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приобщались к труду и заботам взрослых. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.
Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку на тему народные песенки, заклички, приговорки, потешки, перевертыши.pptx