деловая репутация какая бывает

Деловая репутация

Содержание

Понятие деловой репутации в российской деловой практике

Деловая репутация может оцениваться как качественными, так и количественными показателями. В качестве примера количественного показателя можно назвать стоимостную оценку деловой репутации, используемую в российской экономической практике при бухгалтерском учёте нематериальных активов [4] : стоимость деловой репутации определяется как разница между текущей рыночной ценой, предлагаемой продавцу (владельцу) актива при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и стоимостью всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения), т. н. гудвилл (понятие используемое в зарубежной деловой практике).

Гудвилл

Гудвилл (англ. Goodwill ) — экономический термин, используемый в бухучёте, торговых операциях для отражения рыночной стоимости компании без учёта стоимости активов и пассивов.

Расчёт гудвилла

Гудвилл, возникающий в момент приобретения дочерней компании, рассчитывается как превышение справедливой стоимости возмещения, переданного контролирующим акционером, над его долей в справедливой стоимости чистых активов дочерней компании.

Расчёт гудвилла пропорциональным методом

Пропорциональный метод учитывает только гудвилл, приходящийся на контролирующего акционера. Упрощённым образом этот метод расчета гудвилла можно представить в виде следующей формулы:

Акционер приобрел 80 % акций дочерней за 500 руб. Стоимость чистых активов дочерней компании на момент приобретения составила 400 руб.

Расчёт гудвилла полным методом

Расчёта гудвилла полным методом предполагает сравнение справедливой стоимости дочерней компании со всей суммой ее чистых активов, а не только ее частью, приходящейся на долю контролирующего акционера.

При этом, справедливая стоимость дочерней компании равняется сумме:

Упрощенно такой метод расчета можно представить в виде следующей формулы:

Гудвилл = (инвестиция контролирующего акционера + ДНА) — чистые активы дочерней компании.

Акционер приобрел 80% акций дочерней за 500 руб. Стоимость чистых активов дочерней компании на момент приобретения составила 400 руб. ДНА в дочерней компании составила 100 руб.

Источник

Деловая репутация компании

Деловая репутация компании – это совокупность мнений об организации заинтересованных лиц (партнеры, инвесторы, потребители, сотрудники и т. д.) с точки зрения деловых качеств. Такие мнения основаны на реальном опыте и рациональных доводах. Не просто «отличная компания, потому что я так хочу, потому что ее владелец – мой дядя», а «отличная компания, так как здесь производится качественный продукт, руководство легко нашло выход из кризиса, обеспечена финансовая безопасность потребителя» и т. д. Второе название – «гудвилл» (от англ. goodwill). В зарубежной практике обозначает преимущества компании, которые не являются материальными активами. Именно на основе этих преимуществ и происходит оценка деловой репутации. В отличие от просто репутации деловая имеет огромный вес при оценке стоимости бизнеса.

Разница между деловой репутацией и имиджем

Не стоит путать понятие имиджа и деловой репутации. Имидж – это некий поверхностный образ компании, сформированный в сознании целевой аудитории. Это более субъективная оценка, так как все люди владеют разной информацией об организации, имеют разный опыт взаимодействия с ней. Имидж оценивается в плоскости «нравится – не нравится» и не затрагивает более глубоких финансовых и корпоративных характеристик. Деловая репутация же является более объективным параметром. Она позволяет понять, насколько устойчива компания на рынке, какие у нее перспективы развития, какими деловыми характеристиками обладает и т. д. Ее даже можно рассчитать, что и делают при оценке стоимости бизнеса. Имидж – это то, что позволяет привлечь новых клиентов и партнеров, а деловая репутация – это то, что позволяет их сохранить и удержать.

Влияние деловой репутации на деятельность компании

Влияние деловой репутации может быть как положительным, так и отрицательным. При негативной репутации:

снижается итоговая стоимость бизнеса;

меньше партнеров заинтересовано в сотрудничестве;

инвесторы не вкладывают свои деньги;

люди не покупают франшизу;

клиенты уходят к конкурентам;

снижается влияние организации на тренды и настроения аудитории;

низкая мотивация сотрудников.

Если же мнения о компании хорошие, все эти аспекты, наоборот, улучшаются:

Повышается ценность товара или услуги.

Появляется больше потенциальных клиентов, растет спрос.

Большая заинтересованность со стороны квалифицированных работников.

Повышается интерес со стороны инвесторов.

Растет конкурентоспособность и т. д.

Всем фирмам (и крупным, и маленьким) важно поддерживать деловую репутацию, так как она влияет на спрос и конверсии (напрямую или косвенно). Поддержание репутации – это важная сфера деятельности компании. Это целый комплекс мероприятий, нацеленных на повышение лояльности и доверия не только целевой аудитории продукта, но и деловых партнеров.

Факторы влияния

На деловую репутацию организации влияют следующие факторы:

Степень ответственности компании.

Умение преодолевать кризисы и конфликтные ситуации.

Публикация актуальной информации о продукте, новостей компании.

Этичность поведения как организации в целом, так и ее отдельных сотрудников.

Реагирование на появление негативной информации в СМИ, социальных сетях.

Подверженность информационным «вбросам» со стороны конкурентов, умение работать с подобной информацией.

Умение работать с возражениями, обрабатывать негативные отзывы.

Обеспечение финансовой безопасности самой организации и клиентов.

Законопослушность – отказ от использования «черных» и «серых» методов продвижения, схем теневого управления и распределения прибыли.

Использование инноваций и инновационных технологий.

Умение адаптироваться к трендам рынка.

Степень влияния на формирование трендов рынка.

Как рассчитывается

Расчет деловой репутации компании можно осуществить как до, так и после продажи бизнеса. Как определить «гудвилл» до сделки:

G – деловая репутация компании (goodwill);

Aa – суммарная стоимость активов компании;

Pc – рентабельность компании;

Pm – средняя рентабельность по рынку.

Отношение рентабельности организации к средней рентабельности по рынку (Pc / Pm) – есть коэффициент гудвилл. Например, если Pc больше среднерыночной на 20 %, тогда коэффициент равен 1,2. Таким образом, если коэффициент гудвилл больше единицы, значит репутация положительная. Если меньше – отрицательная. Умножив его на стоимость активов и затем отняв ее же, можно легко определить цену деловой репутации компании. Еще проще рассчитать деловую репутацию после состоявшейся сделки. Существуют два метода:

Пропорциональный (когда покупается часть бизнеса). Определяется разница между стоимостью доли инвестора и реальной ценой, которую он заплатил. Например, 20 % компании стоят 100 тыс., при этом инвестор за эти 20 % заплатил 150 тыс. Разница – 50 тыс. – и есть деловая репутация.

Метод полного гудвилла (когда бизнес покупается полностью). Определяется разница между суммарной стоимостью активов бизнеса и конечной стоимостью покупки. Например, сумма сделки составила 500 тыс., при этом стоимость всех активов равна 600 тыс. В данном примере деловая репутация отрицательная, из-за чего пришлось снизить цену. Математически гудвилл равен 100 тыс.

Улучшение деловой репутации

Чтобы стоимость бизнеса была больше стоимости материальных активов (читайте – рентабельность), необходимо постоянно заниматься поддержанием репутации компании, улучшать ее и устранять негативные факторы влияния. Над чем стоит работать:

Качество продукта или оказываемых услуг.

Уровень квалификации персонала.

Кадровая политика (инструкции для сотрудников, правила переписки, договор о неразглашении и т. д.).

Открытое ведение дел, открытое общение с потребителями и партнерами.

Корпоративный имидж в Сети (ведение страниц в социальных сетях, освещение важных событий и т. д.).

Коммуникация с потребителем, работа с возражениями.

Улучшение всех вышеперечисленных аспектов работы компании способствует повышению деловой репутации бренда.

Защита деловой репутации

О защите деловой репутации компании стоит думать всегда, даже организациям, которые всегда качественно выполняют свою работу и не имеют ни одного негативного отзыва. От недобросовестных конкурентов не застрахован никто. Защита деловой репутации в Сети включает в себя:

постоянный мониторинг информационного поля компании;

быстрое реагирование на негативные отзывы, комментарии – работа с возражениями;

внедрение лояльных потребителей, «закрытие» негатива положительными комментариями.

Работая с репутацией, стоит помнить, что здесь очень хорошо действует правило «100 раз помоги – забудут, 1 раз откажи – запомнят». 100 положительных отзывов не получат такой огласки, как 1 негативный. И дабы его пагубное влияние было минимальным, нужно вовремя обнаружить и правильно обработать такой отзыв. И, главное, не пытайтесь его скрыть.

Источник

Деловая репутация организации

Любой компании, будь она крупная или не очень, важна репутация. Ведь ей приходится взаимодействовать с партнерами, искать новых клиентов, бороться с конкурентами за постоянных. Многое тут зависит именно от имиджа. Поэтому в данной статье мы подробнее поговорим о том, что собой представляет деловая репутация организации и какой она бывает.

Зачем нужна

В чем же может компании помочь хорошая репутация, и так ли она важна? Помогает она в следующем:

Именно поэтому компания, желающая расти и активно развиваться в своем направлении, должна заботиться о своей репутации.

Психологический образ фирмы

Каждый потенциальный или реальный клиент представляет конкретную фирму по-своему, у него складывается так называемый психологический образ, который чаще называют имиджем. Имидж компании – это комплекс впечатлений о ней.

Как оценивается

Существует понятие «гудвил». Оно обозначает преимущества данной компании, которые не являются ее материальными активами. Оценка деловой репутации происходит исходя из этих параметров. Определяется разность между ценой всех активов компании, ее имуществом и той ценой, которую готов заплатить потенциальный покупатель компании. Чем больше эта разница, тем лучше деловая репутация.

Как рассчитывается

Известно несколько методов, благодаря которым можно точно рассчитать гудвил. Самый известный и считающийся традиционным – это пропорциональный. Заключается он в определении разницы между ценой инвестиций инвестора и его долей. Метод полного гудвила немного отличается. Тут высчитывается разница между ценой всего купленного бизнеса и стоимостью его активов. Все эти сведения заносятся в специальную таблицу для расчетов, где учитывается каждый показатель.

Какой бывает

Условно деловую репутацию можно разделить на два больших вида: положительная и отрицательная. Как было сказано выше, высчитывается деловая репутация путем сравнения цены бизнеса и стоимости его активов. Если эта разница будет отрицательной, имеет место отрицательная деловая репутация. Если же разница со знаком плюс, это положительная деловая репутация.

Естественно, каждый предприниматель должен стремиться ко второму варианту. Это увеличит стоимость его фирмы и позволит заполучить больше клиентов и партнеров. Положительная репутация оказывает существенное влияние на доверие к компании. Порча имущества, проведение нечестных сделок и обман партнеров сказываются отрицательным образом на имидже фирмы.

В итоге

Мы выяснили, что деловая репутация организации представляет собой нечто невещественное и нематериальное. Но она очень важна для каждой компании. Ее защита и поддержание – это одна из основных задач руководства фирмы. Рассматривать этот аспект не менее важно, чем стараться получить максимальную прибыль. А небрежное отношение к такому явлению – образец некомпетентности и недальновидности.

Источник

Деловая репутация: понятие, значение, отличие от имиджа, влияние на ведение бизнеса

деловая репутация какая бывает. Смотреть фото деловая репутация какая бывает. Смотреть картинку деловая репутация какая бывает. Картинка про деловая репутация какая бывает. Фото деловая репутация какая бывает

Честь, достоинство и деловая репутация в системе объектов гражданских прав относятся к группе нематериальных благ. Их характерными особенностями являются:

– неотделимость и неотчуждаемость от личности носителя (человека, гражданина или юридического лица);

– отсутствие экономического содержания (не обладают свойствами товара и не участвуют в обороте);

– функция индивидуализации лица.

Нематериальные блага, в число которых входят честь, достоинство и деловая репутация, признаются и защищаются действующим законодательством. Они являются необходимой предпосылкой для участия лица в гражданском обороте. По этой причине нормы, направленные на защиту чести, достоинства и деловой репутации, содержатся в гражданском законодательстве.

Честь и достоинство

деловая репутация какая бывает. Смотреть фото деловая репутация какая бывает. Смотреть картинку деловая репутация какая бывает. Картинка про деловая репутация какая бывает. Фото деловая репутация какая бывает

Честь и достоинство являются благами и свободами, присущими человеку в силу его рождения. Эти категории не применяются к правовому статусу юридического лица.

Охрана достоинства личности со стороны государства гарантируется Конституцией Российской Федерации (статья 21). Достоинство как субъективное право появляется у человека с рождения и признается государством. РФ обязуется защищать достоинство личности в следующих формах:

В нормативно-правовых актах Российской Федерации отсутствует легальное определение чести и достоинства. В юридической литературе честь раскрывается как категория, связанная с оценкой личности со стороны социума. Честь человека и гражданина зависит от признания и уважения обществом, которые определяются нравственностью его поступков. Достоинство отличается тем, что отображает самооценку личности, осознание человеком своих социально значимых качеств.

Деловая репутация

деловая репутация какая бывает. Смотреть фото деловая репутация какая бывает. Смотреть картинку деловая репутация какая бывает. Картинка про деловая репутация какая бывает. Фото деловая репутация какая бывает

Данное понятие применяется к правовому статусу и гражданина, и юридического лица. Поскольку организации также наделены гражданской правосубъектностью, законодательство признает за ними наличие деловой репутации, которой необходимо обеспечить защиту.

Репутация рассматривается правоведами как оценка качеств гражданина или юридического лица, относящихся к его профессиональной деятельности. Деловая репутация формируется на основе знаний о поведении гражданина или организации в различных ситуациях, о методах и принципах их работы. Она оказывает непосредственное влияние на предпринимательскую деятельность лица, на его отношения с контрагентами, потребителями, государственными органами, представителями СМИ.

Защита достоинства и деловой репутации лица обеспечивается гражданским законодательством РФ.

Репутация и имидж

Имидж формируется под влиянием следующих факторов:

Как формируется деловая репутация

деловая репутация какая бывает. Смотреть фото деловая репутация какая бывает. Смотреть картинку деловая репутация какая бывает. Картинка про деловая репутация какая бывает. Фото деловая репутация какая бывает

Процесс продвижения новой компании на рынке складывается из нескольких этапов.

На что направлено исследование

На какие вопросы необходимо ответить

Для чего нужна полученная информация

Базовая маркетинговая информация

оценка импортной и отечественной продукции;

оценка доли рынка ключевых производителей;

деление рынка по группам товаров, потребителей;

описание особенностей отдельных сегментов рынка;

определение возможных каналов распространения;

выявление возможных препятствий для выхода на рынок

Позиционирование компании и торговой марки

выявление целевой аудитории товара;

какие качества товара необходимо подчеркнуть в рекламной кампании

Формирование ассортимента товаров, установление оптимальных цен, корректировка бренда и торговой марки

Значение репутации для бизнеса

деловая репутация какая бывает. Смотреть фото деловая репутация какая бывает. Смотреть картинку деловая репутация какая бывает. Картинка про деловая репутация какая бывает. Фото деловая репутация какая бывает

Коммерческий успех всемирно известной фирмы «Кока-Кола» наглядно демонстрирует важность деловой репутации организации. У «Кока-Колы» огромное количество дочерних компаний и филиалов по всему миру. Она является образцом безукоризненной деловой репутации. Эта компания успешно развивает бренды, поэтому с ней сотрудничают многие фирмы, которые желают обрести мировую известность. Например, «Макдоналдс» во многом обязан своим успехом сотрудничеству с «Кока-Колой».

Репутация как нематериальный актив

К нематериальным активам организации помимо объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации относится деловая репутация. В данном случае она приобретает стоимостное содержание, поскольку повышает экономическую ценность предприятия. Если объектом сделки является предприятие как имущественных комплекс, он включает в себя и деловую репутацию. Таким образом, в договорах купли-продажи, аренды предприятия репутация уже является не нематериальным благом, а входит в активы организации, носит экономический характер. Она повышает стоимость предприятия как имущественного комплекса.

Оценка стоимости

деловая репутация какая бывает. Смотреть фото деловая репутация какая бывает. Смотреть картинку деловая репутация какая бывает. Картинка про деловая репутация какая бывает. Фото деловая репутация какая бывает

Деловая репутация как нематериальный актив имеет свою стоимость. Она подлежит оценке в следующих случаях:

Методы оценки деловой репутации фирмы делятся на прямые и косвенные. Прямые отделяют репутацию от остальных нематериальных активов и рассчитывают ее стоимость обособленно. Косвенные методы рассчитывают стоимость деловой репутации как разницу между ценой фирмы и ее чистыми активами.

Судебная защита

деловая репутация какая бывает. Смотреть фото деловая репутация какая бывает. Смотреть картинку деловая репутация какая бывает. Картинка про деловая репутация какая бывает. Фото деловая репутация какая бывает

Согласно статье 152 Гражданского Кодекса Российской Федерации, лицо имеет право на судебную защиту деловой репутации, чести и достоинства. Положения данной статьи, за исключением правил о возмещении морального вреда, распространяются и на юридических лиц.

Диффамацией, согласно определению Верховного Суда РФ, признается распространение порочащих сведений о лице. Противоправность деяния выражается в распространении ложной информации, содержащей порочащие сведения, которые причиняют вред достоинству или деловой репутации лица. Распространением признается сообщение сведений в устной или письменной форме хотя бы одному лицу. Информация может быть распространена в СМИ, публичных выступлениях, публикациях, Интернете. Ответственность несет не только автор порочащих сведений, но и лицо, распространяющее ложную информацию (например, редакция СМИ). Чтобы получить компенсацию за нематериальный ущерб, организация должна доказать 2 обстоятельства:

Нематериальный ущерб может выражаться в следующем:

Кроме того, компания несет материальные убытки, связанные с затратами на восстановление репутации.

Для того чтобы взыскать компенсацию, организации необходимо привлечь специалиста для оценки деловой репутации.

Как может повредить ложная информация

Публикация материалов, не соответствующих действительности, может нанести ущерб деловой репутации юридического лица. ООО «Альфа-Банк» пострадал от публикаций издательства «Коммерсантъ», в которых утверждалось о снижении ликвидности банка. Клиенты поверили ложной информации и массово потребовали у ООО выдачи их вкладов, в результате чего банк оказался под угрозой банкротства. «Альфа-Банку» пришлось восстанавливать утраченное доверие и заказывать внеплановую рекламную кампанию. Суд оценил нематериальный ущерб деловой репутации в 300 млн рублей. Кроме того, фирма понесла и материальные убытки в виде дополнительных расходов на рекламу.

Недобросовестная конкуренция

Нормы, направленные на защиту деловой репутации юридического лица, содержатся и в антимонопольном законодательстве. Федеральный закон «О защите конкуренции» запрещает недобросовестные действия в отношении хозяйствующих субъектов, которые могут выражаться:

Деловая репутация организации охраняется антимонопольным законодательством как средство добросовестной и справедливой конкуренции.

деловая репутация какая бывает. Смотреть фото деловая репутация какая бывает. Смотреть картинку деловая репутация какая бывает. Картинка про деловая репутация какая бывает. Фото деловая репутация какая бывает

Как вредит недобросовестная конкуренция

Незаконное использование товарного знака, схожего с обозначением другой фирмы, может нанести вред деловой репутации конкурента. ОАО «Нэфис Косметикс» обратилось с иском к концерну «Калина», который производил порошок под названием «Trimax». По мнению истца, потребители стали путать продукцию «Калины» с порошком «BiMax», который производит «Нэфис Косметикс». Поскольку товар концерна был некачественным, покупатели потеряли интерес и к оригинальной продукции, что принесло ущерб ОАО. В результате суд взыскал с ответчика компенсацию нематериального ущерба деловой репутации и материальных затрат на внеплановую рекламную кампанию.

Как восстановить испорченную репутацию

В случае если компания пострадала от противоправных действий конкурентов, ей придется восстанавливать доверие со стороны партнеров и клиентов.

Источник

Деловая репутация юридического лица: понятие, защита репутации, особенности

Содержание статьи

Определение деловой репутации юр. лица

В действующем российском законодательстве отсутствует понятие деловой репутации юридического лица. При этом, данное понятие достаточно широко распространено, а многими законами предусматривается ее защита.

Деловая репутация юридического лица – это сложившееся в профессиональном сообществе, на рынке конкретных товаров, работ, услуг представление о профессиональных и деловых качествах юридического лица (его менеджмента). Деловую репутацию характеризуют ряд взаимосвязанных признаков, выделяющих ее из числа иных нематериальных прав. Прежде всего, это ее экономический характер. Наличие положительной деловой репутации компании самым непосредственным образом влияет на ее капитализацию. Чем выше деловая репутация, тем дороже стоит компания.

Большое значение деловой репутации заключается в том, что она выступает в качестве средства индивидуализации конкретного юридического лица в той или иной сфере деятельности. Это позволяет привлечь большее число клиентов и дает определенные преимущества на конкурентных рынках.

Разница между деловой репутацией, имиджем и гудвиллом

У отечественных и зарубежных исследователей нет единого мнения насчет соотношения понятий «имидж» и «деловая репутация». Однако одно ясно наверняка: указанные термины не тождественны.

Так, под имиджем подразумевается целенаправленно сформированный предприятием образ, отражающий как реальные характеристики, так и вымышленные. При создании имиджа используются элементы комплекса маркетинга, в то время как деловая репутация формируется в течение достаточно продолжительного времени по итогам взаимодействия потребителей с компанией. Как правило, имидж компании создается довольно быстро: также быстро он и изменяется.

Что касается гудвилла, то это понятие несколько шире термина «деловая репутация». Гудвилл, помимо «доброго имени» компании, включает также иные неосязаемые факторы, способные приносить доход, например, деловые связи, торговую марку, опыт управления, наличие постоянных клиентов, уровень квалификации сотрудников и т.д. Указанный термин довольно часто используется в международных контрактах («good name», «goodwill or reputation»), но только в значении «деловая репутация».

Гудвилл – это еще и финансовое понятие. Стоимость гудвилла можно вычислить при покупке одной компании другой.

Так, например, если стоимость всех материальных активов фирмы составляет 1 млн рублей, а другая компания покупает ее за 1,5 млн рублей, то переплата 500 тысяч рублей будет числиться на балансе как гудвилл.

Деловая репутация в ГК РФ

Деловая репутация сама имеет стоимостную оценку и может, например, при создании простого товарищества, быть внесена в качестве вклада (ст.1042 ГК РФ).В соответствии с п. 11 ст. 152 ГК РФ правила о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица. Иски по делам данной категории вправе предъявить юридические лица, которые считают, что о них распространены не соответствующие действительности порочащие сведения. Споры о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности рассматривают арбитражные суды. Если сторонами спора о защите деловой репутации будут юридические лица или индивидуальные предприниматели в иной сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, то такой спор подведомствен суду общей юрисдикции.

деловая репутация какая бывает. Смотреть фото деловая репутация какая бывает. Смотреть картинку деловая репутация какая бывает. Картинка про деловая репутация какая бывает. Фото деловая репутация какая бывает

Особенности защиты деловой репутации юридических лиц

В соответствии с ГК РФ юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию. При этом, законом не предусмотрено обязательное предварительное обращение с таким требованием к ответчику (не нужно направлять претензию), в том числе и в случае, когда иск предъявлен к редакции средства массовой информации, в котором были распространены указанные сведения.

Опровержение делается тем же способом, которым были распространены порочащие сведения, или другим аналогичным способом. При этом, юридическое лицо, в отношении которого были опубликованы такие сведения, вправе в соответствии с законом требовать опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.

Если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. Если эти сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком. В случае, если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика может быть привлечен учредитель данного средства массовой информации.

По делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются:

· факт распространения ответчиком сведений об истце,

· порочащий характер этих сведений и

· несоответствие их действительности.

При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

деловая репутация какая бывает. Смотреть фото деловая репутация какая бывает. Смотреть картинку деловая репутация какая бывает. Картинка про деловая репутация какая бывает. Фото деловая репутация какая бывает

Защита деловой репутации в суде

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Сведения, порочащие деловую репутацию

Порочащими деловую репутацию, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию юридического лица.

Так, например, направление писем в вышестоящую организацию, в которых заявитель утверждал о совершении менеджментом дочерней компании многочисленных грубых нарушений законодательства о закупках, не нашедших подтверждения в суде, были признаны порочащими деловую репутацию дочерней организации. По мнению суда, такие утверждения формируют негативное общественное отношение к деловой (хозяйственной) деятельности организации и наносят ей репутационный вред.

Распространение сведений

Под распространением сведений, порочащих деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

Сведения, не соответствующие действительности

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в официальных документах.

Следует также различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности. Выражение лицом оценочного суждения не является распространением сведений, порочащих деловую репутацию. Так, например, публичные заявления лица о недобросовестном исполнении юридическим лицом обязательств перед поставщиками, о его неплатежеспособности были признаны судом оценочными суждениями, так как носят неконкретный характер. В качестве оценочных суждений суды рассматривают и заявления о проверке предполагаемых фактов совершения преступлений, направляемых в правоохранительные органы. Здесь основное значение имеет различие между предположением и утверждением о совершении тех или иных фактов.

деловая репутация какая бывает. Смотреть фото деловая репутация какая бывает. Смотреть картинку деловая репутация какая бывает. Картинка про деловая репутация какая бывает. Фото деловая репутация какая бывает

Способы защиты деловой репутации юридического лица

Случаи обращения в органы государственной власти, в правоохранительные органы по поводу предполагаемых нарушений закона в целях проведения проверки и устранения нарушений само по себе не является основанием для удовлетворения иска о защите деловой репутации и в том случае, если убеждения заявителя оказались ошибочными. Такие требования могут быть удовлетворены лишь в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в указанные органы не имело под собой никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то есть имело место злоупотребление правом.

Обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено несколько способов защиты деловой репутации юридического лица:

1) опровержение порочащих деловую репутацию сведений;

2) опубликование своего ответа в тех же СМИ, которые распространили сведения;

3) замена или отзыв документа, исходящего от организации, если он содержит порочащие репутацию сведения;

4) в случаях, когда сведения, порочащие деловую репутацию, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, юридическое лицо вправе требовать удаления соответствующей информации (например, удаление видеосюжета, части статьи, размещенных на сайте), а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно;

5) возмещение убытков, причиненных распространением порочащих сведений.

Возмещение материального вреда

Примерами нанесенного ущерба могут послужить, например, отказы партнеров от сотрудничества, падение, уход клиентов к конкурентам (именно по причине ухудшения деловой репутации) и итоговое снижение стоимости бизнеса.

В отношении юридического лица речь в ГК РФ идет о возможности возмещения материального вреда, причиненного распространением таких сведений при доказанности причинно-следственной связи между распространением сведений и нанесением вреда деловой репутации юридического лица. В настоящее время получает распространение практика обращений юридических лиц с исками о возмещении компенсации репутационного вреда (или нематериального вреда, причиненного деловой репутации). При этом, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ факта распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, недостаточно для вывода о причинении ущерба деловой репутации и для выплаты денежного возмещения в целях компенсации за необоснованное умаление деловой репутации. На истце лежит обязанность доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований, то есть подтвердить:

во-первых, наличие сформированной репутации в той или иной сфере деловых отношений (промышленности, бизнесе, услугах, образовании и т.д.),

во-вторых, наступление для него неблагоприятных последствий в результате распространения порочащих сведений, факт утраты доверия к его репутации или ее снижение.

Иными словами, позиция ВС РФ заключается не в том, что для взыскания компенсации необходимо доказать наличие у юридического лица положительной репутации. При «нулевой» репутации ее нельзя защитить и, соответственно, доказать наличие ущерба, т.к. репутация как актив еще не сформирована и не подлежит оценке.

Авторский подкаст «Следователь Позвонит»

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

Судебный порядок защиты деловой репутации

Судебный порядок защиты деловой репутации предполагает обращение с иском в арбитражный суд при условии, что виновное в распространении порочащей информации лицо известно. Если невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при направлении анонимных писем в адрес организаций либо распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать), суд вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении его сведения не соответствующими действительности. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства.

На требования о защите деловой репутации исковая давность не распространяется.

Суд при вынесении решения определяет в нем порядок опровержения (удаления, пресечения распространения и т.п.) спорной информации в соответствии со способами, указанными в законе. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в п. п. 2 – 5 ст. 152 ГК РФ, устанавливается судом.

При подаче искового заявления уплачивается государственная пошлина в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (ст.ст. 333.21, 333.22).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *