денискины рассказы на какой возраст
Рецензии на книгу « Денискины рассказы » Виктор Драгунский
в книге представлено 16 рассказов ( 43 рассказа в книге
https://www.labirint.ru/books/667803/ )
картинки практически на каждой страничке или через одну
ребенку понравилось
в целом: к покупке рекомендую, отличная книга
Довольна приобретением на 100%Покупала сыну первокласснику,ему книга зашла,а это главное.Формат небольшой,но очень удобный,шрифт крупный,иллюстрации супер,качество бумаги тоже порадовало.Вообщем,данную книгу,однозначно рекомендую.
Отличный сборник Денискиных рассказов. У Эксмо отличные цены по сравнению с многими другими! При этом отличное качество иллюстраций и полиграфии.
Книга хорошая, но почему-то не вызвала безудержного смеха у детей 4 и 6 лет, какой вызывали у меня эти рассказы в детстве, при слушании пластинки. только про кашу и «не хуже вас цирковых» я смеялась, а дети поулыбались. видимо для более старшего возраста.
Драгунский просто потрясающий автор!
Его рассказы заставляют и смеяться до слез, и сопереживать и размышлять, как детей так и взрослых.
В школьные годы, произведения Драгунского, оставили на моей памяти свой след. Решила познакомить с рассказами Драгунского своего сына, муж сказал, что ему еще рано-не дорос.
Однако, в свои 3 года, это, пока, третья по популярности книга в списке самых читаемых.
Не всегда же по возрасту книга читается, а по заинтересованности слушателя.
Да и как тут не заинтересоваться, книга в красивой и твердой обложке; иллюстрации яркие и жизненные; четкий и очень привлекательный шрифт текста.
Книга понравилась, она качественная, компактная, приятная на ощупь, матовая обложка, плотная офсетная бумага. Замечательными иллюстрации «из детства» не перестаю восхищаться ни я, ни дочка. Ну, а сами задорные истории Драгунского читать одно удовольствие.
Очень понравилась книга! Прекрасное качество печати, интересные рисунки. Книга из советского прошлого, но это ничуть не умоляет её достоинств, истории очень интересные и поучительные. Я бы рекомендовала эту книгу детям с 4-5 лет. Дети помладше не поймут некоторые моменты. Конечно рассказы будут интересны прежде всего мальчишкам, т.к. повествование ведется от лица мальчика и тематика «хулиганистая». Мой сын 4,5 лет слушает с большим удовольствием.
Любимые с детства «Денискины рассказы» в очень приятном издании: качество (как и всегда ЭКСМО) отличное, бумага, шрифт все удовлетворило, формат небольшой, но очень удобный, в книге собраны все основные рассказы, особенно подходит для чтения детьми (1-3 класс), дочь с удовольствием читает сама. Текст сочетается с красивыми иллюстрациями. В целом оценка 5. Думаю очень подойдет и детям дошкольного возраста для чтения родителями. Обязательно купите эту книгу.
Я очень люблю творчество Виктора Драгунского. Его рассказы они такие. настоящие! С настоящими эмоциями и переживаниями, с настоящими детьми непосредственными и искренними. В этой книге не все Денискины рассказы, но подборка хорошая. Иллюстрации тоже очень хорошо дополняют тексты и эмоции рассказов.
Книга в очень приятной на ощупь матовой, твёрдой обложке, удобного формата, с белыми, плотными листами и довольно крупным шрифтом.
Фото внешнего вида и страниц:
Денискины рассказы
«Денискины рассказы» — общее название цикла детских юмористических рассказов о Денисе Кораблёве за авторством Виктора Драгунского. Рассказы, которых в общей сложности существует 68 штук, были написаны в период с 1959 по 1972 год. Заслуженно считаются классикой советской литературы для детей, переиздаются по сей день и многократно экранизированы. Большинству читателей Драгунский известен именно благодаря им, хотя у него хватает и куда более «взрослых» произведений.
Интересно, что рассказы про Дениску стали весьма популярны в… Индии. Ещё в советские времена для дружественных индусов выпускали версию на английском языке и перевод с английского на маратхи, а в 2016 году был сделан перевод на хинди и маратхи напрямую с русского.
Содержание
Персонажи [ править ]
Что здесь есть [ править ]
Пройдут года, наступит старость! Морщины вскочут на лице! Желаю творческих успехов! Чтоб хорошо учились и дальше все!
Я кричу этому дуралею: — Сбегай за вашим Федькой! — Он чай пьет! — кричит Мишка. — Потом допьет! — ору я. А он не дослышал и соглашается со мной: — Убьет! Обязательно убьет!
Адаптации [ править ]
Теперь в современности!. Разница во времени не очень велика, но всё же. Время действия рассказов — конец 1950-х и начало 1960-х. Время действия фильмов — год выхода фильма (или годом-двумя года раньше).
Если с другом вышел в путь — Веселей дорога! Без друзей меня — чуть-чуть, А с друзьями много!
Припев: Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной!
Там, где трудно одному, — Справлюсь вместе с вами! Где чего-то не пойму — Разберем с друзьями!
На медведя я, друзья, Выйду без испуга, Если с другом буду я, А медведь — без друга!
Денис Драгунский: Вся правда о «Денискиных рассказах»
Myslo узнал у сына детского писателя, правда ли он выливал манную кашу на голову прохожим и какие книги стоит читать современным детям.
В прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного детского писателя Виктора Драгунского, автора «Денискиных рассказов». Эти рассказы были написаны полвека назад. Сейчас их читает уже третье поколение.
Виктор Драгунский
Виктора Драгунского часто спрашивали: «А все это на самом деле было? А вы знаете Дениску?» Он отвечал: «Конечно, знаю! Это же мой сын!».
На творческой встрече Денису Викторовичу задавали вопросы, а он откровенно и с юмором на них отвечал. А еще несколько вопросов перед встречей Драгунскому успели задать журналисты.
— Как к вам относились сверстники?
— Совершенно замечательно. Они не видели во мне Дениску из рассказов, хотя мой папа несколько, и все смеялись, хлопали. Но ни один человек не сказал мне, что это про меня. Это потому, что нас в школе очень хорошо учили литературе, и ребята понимали разницу между героем и прототипом. Вопросы начались потом. Когда я уже стал студентом и подросли дети, которым мамы и папы читали «Денискины рассказы». Вот тогда – то есть примерно лет через десять после первого появления «Денискиных рассказов» – имя Денис стало довольно популярным. А когда я родился, это было очень редкое имя. Во-первых, старинное. А во-вторых, какое-то народное, как будто даже деревенское.
Знакомые говорили: «Как странно Витя Драгунский назвал своего сына – то ли Денис, то ли Герасим!» А в школе учителя меня по ошибке называли то Максимом, то Трофимом, а то даже Кузьмой.
Но вот, говорю, подросло первое поколение читателей «Денискиных рассказов». И у меня стали спрашивать: «Это про вас? Это вы приходили из школы или прибегали со двора и рассказывали своему папе, и он всё записывал? Или он просто смотрел на вас и описывал ваши приключения? И вообще – это всё правда было?» Ответов – два. «Конечно, нет!» и «Разумеется, да!». Оба ответа – правильные. Конечно, Виктор Драгунский сочинял свои «Денискины рассказы» совершенно самостоятельно, безо всяких подсказок со стороны десятилетнего мальчишки. И вообще, что за ерунда? Получается, что любой грамотный человек может в два счета стать детским писателем. Спроси у ребенка, что сегодня было в школе, запиши и беги в редакцию! Тем более что я уверен – у многих ребят в школе или во дворе случались приключения в сто раз интереснее, чем у Дениски. Но писатель должен сочинять сам. Так что все «Денискины рассказы» придуманы моим папой. Пожалуй, кроме рассказа «Третье место в стиле баттерфляй» и нескольких кусочков из рассказов «Что я люблю», «…И чего не люблю». Это действительно было на самом деле. Особенно часто меня спрашивают, выливал ли я манную кашу из окна на шляпу прохожему. Заявляю – нет, не выливал!
Виктор Драгунский с сыном Дениской
— А люди, описанные в рассказах, настоящие?
— Да! Мама Дениски – это моя мама. Она была очень красивая женщина с потрясающими зелеными глазами. «Самая красивая мама во всем классе», как признал Мишка Слонов. Что говорить, если именно она выиграла огромный конкурс и стала ведущей концертом легендарного в СССР ансамбля «Березка. Учительница у нас была Раиса Ивановна.
Мишка и Алёнка – реальные люди, с Мишкой я до сих пор дружу. А вот Аленку мы с Мишкой не смогли разыскать, говорят, она за границу уехала.
Был и дачный сосед Борис Климентьевич со своей собакой Чапкой, и Ванька Дыхов (знаменитый режиссер Иван Дыховичный). И управдом Алексей Акимыч – он был.
— Насколько сегодняшним детям будут интересны эти рассказы? Ведь многих вещей, о которых там написано, они просто не знают.
— Эти рассказы продолжают переиздаваться, значит, на них есть запрос. Наверное, потому что там не приключения, связанные с вещами, а про переживания, чувства ребят, отношения между ними. Про зависть, вранье, правду, храбрость… Все это есть и сейчас и про это интересно читать.
— Какое детство, по-Вашему, интереснее – то или современное?
— Мне было интереснее мое детство. Сейчас, мне кажется, ребята больше тратят время на какие-то технологические вещи, на двиганье пальцами по экрану. Я когда-то подсчитал, что за всю свою жизнь две недели поднимался на лифте. Можете представить этот небоскреб? Помните, как Лев Николаевич Толстой посчитал, что он семь лет сидел в седле (улыбается). Все эти бесконечные игры, гаджеты, контакты – это прекрасно, я сам участник социальных сетей и как писатель начинал именно в «Живом журнале». Но это сжирает время.
— Как Вы относитесь к современной детской литературе и что посоветуете сейчас читать детям?
— Современная детская литература мне не очень нравится.
Хорошие детские книги появятся только тогда, когда их напишут те, кто родился в 90-е годы.
Раньше взрослые и дети принадлежали к одной цивилизации, они друг друга понимали. Сейчас если я напишу рассказ, в котором герой стоит под часами и уже полчаса ждет друга Мишку, а тот все не идет – мне любой ребенок тут же скажет: «Какой бред! А мобильник на что?» Читайте детям «Приключения Незнайки», совершенно замечательные три тома для маленьких детей. И, конечно, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.
НОД по рассказам В. Драгунского «Откроем книгу детства»
ольга сильвестрова
НОД по рассказам В. Драгунского «Откроем книгу детства»
Цель: закрепление знаний детей о прочитанных рассказах В. Драгунского,
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Продолжать учить детей оценивать поступки героев, отличать хорошие поступки от плохих;
Совершенствовать умение определять первый звук в слове, тренировать мелкую моторику рук.
Развивать диалогическую речь, чувство юмора, творческое воображение;
Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, формировать понятия «дружба», «друг». Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством
В. Ю. Драгунского, чтение и обсуждение рассказов В. Драгунского «Друг детства», «Сверху вниз наискосок», «Он живой и светится», поговорок и пословиц о дружбе, дидактические игры «Ребус», «Найди пару».
Материал и оборудование: портрет В. Драгунского, книга В. Драгунского «Денискины рассказы», альбомный лист с нарисованной свечой картой, краски и кисть, сюжетные картинки из рассказов В. Драгунского «Он живой и светится», «Друг детства», «Сверху вниз наискосок», из сказки К. И. Чуковского «Муха- цокотуха» с изображением паука, мухи, бабочки, конструктор В. Воскобовича «Фонарики» на каждого ребенка, игрушечный самосвал, корзинка, медвежонок, бумажные листья деревьев, картинки для игры «Кому что нужно для работы», «Ребус» (носок, арбуз, слива, облако, слива)
Ход НОД
Дети встают в круг.
Здравствуйте, здравствуйте, милые дети.
Я очень рада всегда нашей встрече.
Дружно в круг, вижу я,
Встали все мои друзья.
Воспитатель обращает внимание детей на портрет писателя.
– Кто из вас узнал, чей это портрет? (Виктор Драгунский)
Вспомните, какие рассказы В. Драгунского мы недавно читали (ответы детей)
— Я принесла вам не только портрет, но и книгу с его рассказами, в детстве я тоже любила читать его веселые рассказы, но она почему-то не открывается. Рядом с книгой я нашла этот чистый лист, краски и кисть. Как вы думаете, что мы можем сделать с этим листом, красками и кистью,чтобы открыть книгу нашего детства. (ответы детей)
— Действительно, можно попробовать затонировать этот лист. (ребенок тонирует лист и на нем появляется карта и надпись «По стрелкам на карте пойдете, пропажу из книги детства найдете»)
-Ребята, о какой пропаже идет речь? Что может пропасть из книги? (ответы детей)
— Давайте внимательно рассмотрим, куда нам показывает первая стрелка?
(Стрелка показывает на магнитную доску)
— Итак, мы отправляемся в путь.
Чтоб не сбиться нам с пути, руку друга крепко держи. (дети,держась за руки, подходят к магнитной доске и встают в полукруг)
-Ребята, кто изображен на этих картинках (ответы детей)
— Как их можно назвать одним словом? (ответы детей)
— Да, здесь изображены насекомые. Что общего на этих картинках? (ответы детей)
-Какая из этих картинок лишняя? Почему? (ответы детей)
-Действительно, три картинки из сказки «Муха –цокотуха», а четвертая лишняя из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится»
-Как Дениска называл светлячка? (звездочка)
-Что делал Дениска вечером во дворе? (ожидал маму)
-Какую ценную вещь, по словам мамы, Дениска обменял на светлячка?
-Как вы думаете, почему он это сделал (ответы детей)
Про друзей так и говорят : «Лучше друг верный, чем камень драгоценный».
2. Игра –конструктор «Фонарики» Воскобовича.
— Посмотрите, здесь что-то написано. (на обратной стороне сюжетной картинки даны три образца техники: самосвал, корабль, ракета из конструктора «Фонарики» Воскобовича.)
«Зажги фонарики и собери из них то, что не летает и не плавает. Соберешь, пропажу из книги найдешь. Пропажа в книгу возвращается и книга открывается».
(дети проходят за столы и собирают из конструктора самосвал)
— Что вы собрали (самосвал)
— Из какого рассказа В. Драгунского этот самосвал (ответы детей)
— Да, это тот самый самосвал, на который Дениска променял светлячка.
(внезапно въезжает игрушечный самосвал, в котором находится еще одна сюжетная картинка из рассказа «Он живой и светится»)
— Ребята, мы нашли еще одну пропажу из книги. Как в пословице говорится «Друг за друга стой и выиграешь бой». А теперь немного отдохнем. (дети встают в круг)
Раз, два, три, четыре.
Встаньте в круг, друзья, пошире.
Ножки вместе, ручки вбок,
И попрыгаем, дружок!
А теперь все ручки вверх,
Вот как вырос человек!
Раз, два, три, четыре, пять,
Встали все в кружок опять.
Громко скажем: «Здравствуй, друг,
Приходи в наш общий круг!»
Стали мы еще дружней!
4. Игра «Спрятанная подсказка»
-Куда же показывает следующая стрелка? (Она показывает на ворох листьев)
-Дружно за руки возьмемся и до листьев тех пройдемся. (дети взявшись за руки проходят к корзине с листьями, на которой лежит записка (дети садятся в кружок вокруг корзинки)
— Ребята, здесь для нас задание «Под ворохом листьев что-то лежит, но чтобы убрать листок, нужно досказать пословицу о дружбе».
— Ребята, как вы понимаете, слово «дружба», а кто такой «друг»(ответы детей)
Старый друг лучше новых (двух).
Гусь свинье (не товарищ).
Сам пропадай, а товарища (выручай).
Друг познаётся в (беде).
(под листьями лежал медвежонок, в лапах у медвежонка еще одна сюжетная картинка из книги)
-Ребята, из какого рассказа этот медвежонок? («Друг детства»)
— Для чего мама дала Дениске медвежонка? (ответы детей).
-Кто помнит, что Дениска сказал о своей игрушке? (Мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства)
— Почему Дениска отказался от своей мечты стать боксером (ответы детей)
— Мы вернули в книгу еще одну пропавшую вещь.
Посмотрим, куда показывает следующая стрелка? (Она показывает на стол воспитателя (на столе записка «Помогите рабочим найти свои инструменты» и две стопки карточек для игры)
Для этой игры нам нужно разделиться на две группы. Та группа,в одежде которых присутствует синий цвет, получает карточки с изображением профессий взрослых, а остальные – карточки с изображением необходимых инструментов. Теперь вам нужно найти свою пару. (дети находят свою пару)
— Молодцы, ребята! Вы легко справились с этим заданием. «Дерево держится корнями, а человек — друзьями».
— Назовите кому и что нужно для работы. (ответы детей)
— Из какого рассказа эти девушки маляры? (ответы детей)
— Чем красят маляры? (ответы детей)
Куда показывает последняя стрелка на карте? (на кисточку) Где в нашей группе лежат кисти? (в уголке для рисования) Посмотрим, может быть там лежит еще одно задание для нас. Так и есть.
«Определите первые звуки в каждом слове и соедините их».
(на ребусе изображены предметы: носок, арбуз, слива, облако, слива)
— Какое слово вы прочитали? (насос)
— А теперь попробуем с помощью найденных страниц открыть книгу.
(страницы прикладываются к книге и она открывается.)
— Ура, у нас все получилось! Теперь мы сможем узнать о новых приключениях Дениски и его друзей.
III. Заключительная часть
— Ребята, какую пропажу мы искали с вами?
— Как вам удалось открыть книгу нашего детства? Что вы сделали для того, чтобы найти книгу детства?
— Наши найденные страницы не прикреплены к книге и снова могут потеряться.
Давайте отправим нашу книгу в типографию на ремонт,чтобы страницы пришили к книге и она всегда будет открываться для чтения.
Фотоотчёт «Подари книгу другу» День14 февраля известен, прежде всего, как День святого Валентина. Но многие из нас знают ещё об одном празднике, который отмечают в этот.
Мой лоскуток в «Рукотворную книгу России». «…Смотрит, на пеньке березовом, что перед ним стоял, появилась змейка. Сама зеленая, гладкая, на Ивана глядит и шипит, а потом вдруг как.
Моя страничка-лоскуток в Книгу сказок Доброго времени суток, друзья и коллеги! Сегодня закончила свою страничку-лоскуток для Книги сказок Татьяны Кирюшатовой. Как и многие.
Моя страничка в книгу о ремеслах Всем добрый день. Хочу подхватить эстафету по созданию текстильной книги о ремеслах по сказкам нашей сказочницы и не только. Как начинаются.
НОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗ Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая.
Отзыв на книгу «Математика — это интересно» Уважаемые коллеги! Сегодня, мне бы хотелось, вам рассказать о методическом пособие «Математика-это интересно «. О книге я узнала случайно,.
Загадки про книгу 11 загадок про книгу *** Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. (книга) *** Открыть свои тайны любому.
Денискины рассказы: о том, как всё было на самом деле
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Иллюстрации к текстам Д. Драгунского
Рисунок на переплете и иллюстрации к рассказам В. Драгунского
© Драгунский В. Ю., наследники
© Драгунский Д. В., комментарии
© Воронцов А. Ю., иллюстрации
© ООО «Издательство АСТ»
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Виктор Юзефович ДРАГУНСКИЙ
Предисловие Дениса Драгунского
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения замечательного детского писателя Виктора Драгунского, автора «Денискиных рассказов».
Эти рассказы были написаны полвека назад. Сейчас их читает уже третье поколение. Тот, кто впервые услышал или прочитал «Денискины рассказы» в детстве, сейчас читает их своим внукам.
За это время многое изменилось.
Когда ходил в школу Дениска Кораблев – была совсем другая жизнь.
Другие улицы, другие машины, другой двор, другие дома и квартиры. Другие магазины. Даже еда немножечко другая.
Не говоря уже про всякую технику. Сейчас у всех есть мобильники, компьютеры, ноутбуки, планшетники, плееры. В каждой квартире телевизор, и часто даже не один. А по телевизору показывают сто двадцать каналов.
А тогда телевизоров было очень мало. Не в каждой семье. Телефон был один на всю квартиру, он висел в коридоре, привинченный к стене, – и это еще хорошо, потому что были квартиры вовсе без телефона. А в квартире жило несколько семей – на каждую семью по одной комнате. В одной небольшой комнате, бывало, жили папа с мамой, двое детей и еще бабушка.
Интернет еще не придумали. Компьютеров не было вообще. И даже шариковых ручек.
Школьники писали железными перышками, макая их в чернильницы. Мальчики ходили в школу в серой форме, которая была похожа на солдатскую. А девочки носили коричневые платья и черные фартуки.
Зато на улице можно было опустить трехкопеечную монету в автомат, и он тебе наливал стакан газировки с сиропом. Или отнести в магазин две пустых бутылки из-под молока и взамен получить одну полную.
В общем, куда ни посмотри – всё было совсем по-другому, чем сейчас.
Виктора Драгунского часто спрашивали: «А все это на самом деле было? А вы знаете Дениску?»
Он отвечал: «Конечно знаю! Это же мой сын!»
Вот поэтому я – Денис Драгунский – решил рассказать читателям, как всё было в те времена.
Я расскажу, как мы жили в старых квартирах. Какой был у нас двор. Какая была школа. Как выглядела улица в те годы. Как жилось на старых дачах.
И отвечу на главный вопрос: то, что написано в «Денискиных рассказах», это правда? Это на самом деле было?
Но сначала – о жизни моего отца, писателя Виктора Драгунского.
Виктор Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке; вот как это вышло.
Его мама (то есть моя бабушка Рита) была дочерью учителя из города Гомеля, где они тогда жили.
Обычно девушки, выбирая себе мужа, ищут кого-то, хоть немножко похожего на своего папу. Но бабушка сделала другой выбор. Совсем наоборот. В шестнадцать лет она вышла замуж за сына лавочника, молодого бездельника и хулигана Юзефа.
Весной 1913 года они уехали в Америку. Просто так, за счастьем.
Но счастья не было. Работы не было. Денег не было. Родился ребенок, то есть мой папа. Молока не было тоже. Ребенка кормили кашей из бананов: ничего дешевле найти не могли.
Через полгода, а точнее говоря в июле 1914 года, они вернулись домой, в Гомель. Это было буквально за несколько дней до начала Первой мировой войны. Еще неделя – и они бы не смогли вернуться в Россию. Тогда меня бы не было на свете.
В 1917 году произошла революция.
Революционный комиссар Гомеля, молодой красный комбриг Ипполит Иванович Войцехович, влюбился в мою бабушку. Юзеф так ревновал, что однажды выстрелил в нее из пистолета и ранил ее в ногу. Наверное, он не хотел убивать бабушку. Хотел напугать, выстрелить в землю. Но попал в ногу. Бабушка очень испугалась.
Жизнь тогда была очень простая и жестокая.
Красный комбриг Войцехович расстрелял Юзефа и женился на бабушке. Папа рассказывал, что Войцехович брал его с собой «на подавление белого мятежа». Папа запомнил смутно: он ехал на коне в обнимку с отчимом. Выстрелы вдали. Потом изба, много народу, а по комнате бегает зверь – ручная лиса.
Белый мятеж подавили. Но красного комбрига Войцеховича убили в 1919 году – то ли белые, то ли друзья Юзефа отомстили. У меня есть фотография похорон. Похоже на демонстрацию. Много народа. Плакаты, флаги.
Папа говорил мне, что мечтает написать о своем детстве повесть. Он даже название придумал – «Мальчик с настоящей саблей». Жалко, что не успел.
И вот моя бабушка, взяв сына (то есть моего папу), поехала в Москву. Тоже за счастьем. Она была красивая. Вышла замуж за артиста. Родила второго сына Лёню. Потом этот артист не вернулся с заграничных гастролей. Бабушка осталась с двумя детьми. Работала секретарем-машинисткой. Между прочим, моя другая бабушка, с маминой стороны, в молодости тоже была секретаршей.
А мой папа в Москве работал токарем на заводе, шорником – то есть делал седла и уздечки – на московском ипподроме. Летом он подрабатывал лодочником. Перевозил людей через Москву-реку – там, где сейчас Метромост.
Потом он решил стать артистом и поступил в театральную студию Алексея Дикого (был такой знаменитый артист и театральный педагог). Он стал играть в разных театрах и даже сыграл небольшую роль в кино. Работал клоуном в цирке. О цирке он написал повесть «Сегодня и ежедневно».
Когда началась война, его не взяли в армию по болезни – у него была тяжелая астма. Но он все равно пошел в ополчение. Они копали под Москвой противотанковые рвы. Потом немцы их окружили, и ополченцы лесами пробирались к своим. Об этом он через много лет написал в повести «Он упал на траву».
Его брат Лёня пошел на фронт и погиб в 1943 году; ему было восемнадцать лет.
После войны папа собрал группу артистов, и они сделали маленький эстрадный театр «Синяя птичка». Там папа не только играл, но и сочинял разные сценки. Еще он писал слова для песен. Писал фельетоны и юмористические рассказы. И женился на моей маме. Я у них родился в 1950 году.
Первые «Денискины рассказы» появились в журналах в конце 1950-х. Потом стали выходить книги, одна за другой. Появились фильмы и спектакли.
Умер он 6 мая 1972 года.
Он написал около шестидесяти «Денискиных рассказов» – то есть одну не очень толстую книгу. Зато эти рассказы читают уже пятьдесят лет. И это – самое главное.
Что я люблю
Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо.
Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. И люблю в выходной день утром залезать к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке: как мы будем жить просторней, и купим собаку, и будем с ней заниматься, и будем ее кормить, и какая она будет потешная и умная, и как она будет воровать сахар, а я буду за нею сам вытирать лужицы, и она будет ходить за мной, как верный пес.
Я люблю также смотреть телевизор: все равно, что показывают, пусть даже только одни таблицы.
Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно я люблю петь и всегда пою очень громко.
Ужасно люблю рассказы про красных кавалеристов, и чтобы они всегда побеждали.
Люблю стоять перед зеркаом и гримасничать, как будто я Петрушка из кукольного театра. Шпроты я тоже очень люблю.
Люблю читать сказки про Канчиля. Это такая маленькая, умная и озорная лань. У нее веселые глазки, и маленькие рожки, и розовые отполированные копытца. Когда мы будем жить просторней, мы купим себе Канчиля, он будет жить в ванной. Еще я люблю плавать там, где мелко, чтобы можно было держаться руками за песчаное дно.
Я люблю на демонстрациях махать красным флажком и дудеть в «уйди-уйди!».
Очень люблю звонить по телефону.
Я люблю строгать, пилить, я умею лепить головы древних воинов и бизонов, и я слепил глухаря и Царь-пушку. Все это я люблю дарить.
Когда я читаю, я люблю грызть сухарь или еще что-нибудь.
Еще очень люблю ужей, ящериц и лягушек. Они такие ловкие. Я ношу их в карманах. Я люблю, чтобы ужик лежал на столе, когда я обедаю. Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка: «Уберите эту гадость!» – и убегает из комнаты.
Я люблю посмеяться… Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех – смотришь, через пять минут и вправду становится смешно.
Когда у меня хорошее настроение, я люблю скакать. Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:
– Я скачу, что ты мой папа!
Я люблю ходить в зоопарк! Там чудесные слоны. И есть один слоненок. Когда мы будем жить просторней, мы купим слоненка. Я выстрою ему гараж.
Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, и нюхать бензин.
Люблю ходить в кафе – есть мороженое и запивать его газированной водой. От нее колет в носу и слезы выступают на глазах.
Когда я бегаю по коридору, то люблю изо всех сил топать ногами.
Очень люблю лошадей, у них такие красивые и добрые лица.
Я много чего люблю!
…И чего не люблю!
Чего не люблю, так это лечить зубы. Как увижу зубное кресло, сразу хочется убежать на край света. Еще не люблю, когда приходят гости, вставать на стул и читать стихи.
Не люблю, когда папа с мамой уходят в театр.
Терпеть не могу яйца всмятку, когда их взбалтывают в стакане, накрошат туда хлеба и заставляют есть.
Еще не люблю, когда мама идет со мной погулять и вдруг встречает тетю Розу!
Они тогда разговаривают только друг с дружкой, а я просто не знаю, чем бы заняться.
Не люблю ходить в новом костюме – я в нем как деревянный.
Когда мы играем в красных и белых, я не люблю быть белым. Тогда я выхожу из игры, и всё! А когда я бываю красным, не люблю попадать в плен. Я все равно убегаю.
Не люблю, когда у меня выигрывают.
Не люблю, когда день рождения, играть в «каравай»: я не маленький.
Не люблю, когда ребята задаются.
И очень не люблю, когда порежусь, вдобавок – мазать палец йодом.
Я не люблю, что у нас в коридоре тесно и взрослые каждую минуту снуют туда-сюда, кто со сковородкой, кто с чайником, и кричат:
– Дети, не вертитесь под ногами! Осторожно, у меня горячая кастрюля!
А когда я ложусь спать, не люблю, чтобы в соседней комнате пели хором:
Очень не люблю, что по радио мальчишки и девчонки говорят старушечьими голосами.
О том, как все было на самом деле…
Меня зовут Денис Викторович Драгунский.
«Денискины рассказы» написал мой отец, Виктор Юзефович Драгунский.
Поэтому все считают, что это рассказы про меня. Что я и есть тот самый Дениска. Тем более что в самой первой книге про Дениску – она называлась «Он живой и светится» и вышла в 1961 году – мальчик на картинках был очень похож на меня маленького.
Книга была очень красивая. Это понятно – ее делал великолепный книжный художник Виталий Горяев. Я помню, как папа принес домой коричневый бумажный пакет, вскрыл его и вытащил тонкие большие книги. На обложке – окно, и на окне сидит мальчик со спичечным коробком, в котором живет светлячок. Мальчик был вылитый я, только помладше. Я даже удивился.
Вот как это получилось. У мамы была одна знакомая. Она была фотографом. Однажды она сделала много-много маленьких фотографий – я с мамой, я один, я с книжкой. Я там был лохматый и в штанах с помочами. Мама склеила эти фотографии в такую длинную гармошку. И папа дал эту гармошку Виталию Горяеву.
В результате мальчик Дениска на картинках был почти в точности я в шестилетнем возрасте. С волнистой шевелюрой и в штанах с помочами. Все папины и мамины знакомые говорили мне: «Ого! Ты хоть понимаешь, что папа написал книжку про тебя?»
Довольно странная ситуация, между прочим. Жить в обнимку с литературным героем, про которого все уверены, что это я и есть.
Но вся штука в том, что Дениска Кораблев – именно литературный герой, а не маленький Денис Драгунский.
Кстати говоря, ребята в нашей школе это прекрасно понимали. Чувствовали разницу между живым человеком и литературным персонажем. Мой папа несколько раз приходил к нам в школу и читал свои рассказы. Набивался полный зал. Все смеялись, хлопали, просили надписать книгу на память. Но никто, ни один человек, не называл меня «Дениской из рассказов» и не задавал вопросов: «А это правда было?»
Вопросы начались потом. Когда я уже стал студентом и подросли дети, которым мамы и папы читали «Денискины рассказы».
Вот тогда – то есть примерно лет через десять после первого появления «Денискиных рассказов» – имя Денис стало довольно популярным. А когда я родился, это было очень редкое имя. Во-первых, старинное. А во-вторых, какое-то специально народное, как будто даже деревенское. Знакомые говорили: «Как странно Витя Драгунский назвал своего сына – то ли Денис, то ли Герасим!» А в школе учителя меня по ошибке называли то Максимом, то Трофимом, а то даже Кузьмой.
Но вот, говорю, подросло первое поколение читателей «Денискиных рассказов».
И у меня стали спрашивать: «Это про вас? Это вы приходили из школы или прибегали со двора и рассказывали своему папе, и он всё записывал? Или он просто смотрел на вас и описывал ваши приключения? И вообще – это всё правда было?»
«Конечно, нет!» и «Разумеется, да!». Оба ответа – правильные.
Конечно, Виктор Драгунский сочинял свои «Денискины рассказы» совершенно самостоятельно, безо всяких подсказок со стороны десятилетнего мальчишки. И вообще, что за ерунда? Получается, что любой грамотный человек может в два счета стать детским писателем. Спроси у ребенка, что сегодня было в школе, запиши и беги в редакцию! Тем более что я уверен – у многих ребят в школе или во дворе случались приключения в сто раз интереснее, чем у Дениски.
Но писатель должен сочинять сам.
Так что все «Денискины рассказы» придуманы моим папой. Пожалуй, кроме рассказа «Третье место в стиле баттерфляй» и нескольких кусочков из рассказов «Что я люблю», «…И чего не люблю». Это действительно было на самом деле. А всё остальное – сочинено от первого до последнего слова.
На самом деле я не менял самосвал на светлячка, не видел в цирке Девочку на шаре, меня в том же цирке не хватал по ошибке клоун Карандаш и не утаскивал под купол. Я не катался по двору на велосипеде с мотором. Не попадал в автомобильную аварию, описанную в рассказе «Человек с голубым лицом». Мы с Мишкой не врали наперегонки на уроке, я не пел куплеты «Папа у Васи силен в математике» и не пил целую бутылку лимонада, чтобы весить ровно двадцать пять кило. В общем, ничего не делал из того, что вытворял Дениска вместе с Мишкой и Алёнкой.
И самое главное, я не выливал манную кашу из окна.
Хотя это самый главный вопрос, который мне задают уже пятьдесят лет:
– Дениска, Денис, Денис Викторович! А про кашу из окна – это правда?
Да, я терпеть не мог манную кашу. Но из окна я ее не выливал. Почему – расскажу потом, в главе «Квартира».
Кстати, а кем работает Денискин папа? И кто его мама?
На самом деле мои папа и мама были артистами эстрады. Мама – ведущая программы в танцевальном ансамбле «Березка», а папа – когда он только начал писать «Денискины рассказы» – был артист, режиссер и сочинитель сценок в маленьком эстрадном театре «Синяя птичка».
Но в рассказах – папа инженер, а мама – студентка. Дениска говорит: «Папа на заводе, мама в институте». Папа уезжает в командировку на Урал. К папе приходят друзья и спорят целый вечер над какими-то чертежами. В рассказах мама и папа совсем молодые, а на самом деле, когда я родился, моему папе было тридцать семь лет, а маме двадцать шесть.
Вот я объяснил, что нет, «Денискины рассказы» – это не про меня. Вроде бы всё доказал, очень убедительно.
А теперь скажу – да конечно же про меня!
Но я не про отдельные приключения, которые, еще раз повторяю, выдуманы все, от первого до последнего случая.
Я про жизнь, которая там описана.
Это моя мама, с глазами зелеными, как крыжовник. «Самая красивая мама во всем классе», как признал Мишка Слонов. Это наш двор, наша квартира, наша – моя то есть – школа. И велосипед с мотором, и дача. Учительница у нас была Раиса Ивановна. Мишка и Алёнка – реальные люди, с Мишкой я до сих пор дружу. А вот Аленку мы с Мишкой не смогли разыскать, говорят, она за границу уехала.
И вообще, все люди из «Денискиных рассказов» – дети и взрослые – были когда-то в моей жизни. И дачный сосед Борис Климентьевич (на самом деле драматург Климентий Борисович Минц) со своей собакой Чапкой, и Ванька Дыхов (старший приятель моего детства Иван Дыховичный). И Костик, и Андрюшка, и Павля. Вожатая Люся, Левка Бурин, Валерка, который на школьном концерте играет на аккордеоне, а бабушка из зала ему дирижирует и подпевает. И мелькнувшая в одном рассказе девочка Катя Точилина – была у нас такая в первом классе. И управдом Алексей Акимыч – он был, честное слово, так его и звали!
Тетя Мила и Алексей Михайлович – давние папины знакомые. С тетей Милой папа вместе сочинял слова для песен, а Алексей Михайлович – старый драматург, популярный в тридцатые годы.
Тётя Роза – это мамина подруга детства, с ней мама продружила всю жизнь. Кстати, папа тоже любил своих друзей детства, школьных товарищей. Их было пять человек, они очень часто приходили к нам в гости. Это были обычные инженеры, добрые и хорошие, и папа не променял их на разных знаменитых людей, с которыми познакомился, когда стал известным писателем.
Даже имена кого-то мне напоминают. Например, капитан дальнего плаванья Харитон Васильевич. А моего дедушку, маминого папу, звали Василий Харитонович. Хотя он был никакой не капитан, а просто шофер.
Жалко только, что в книге не нашлось места для моей любимой бабушки, папиной мамы. Она всего один раз промелькнула, в рассказе «…Бы».
Так что в «Денискиных рассказах» с удивительной точностью описана моя жизнь. Мое детство, мой восьмилетний и чуть старше возраст. Поэтому эта книга, конечно же, про меня. Про моих друзей. И про тех ребят, кто прочитает ее сегодня.
То есть про всех мальчишек и девчонок на свете.
Пусть они теперь сами решают – было это всё или не было.
Квартира
Тайное становится явным
Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
– …Тайное всегда становится явным.
И когда она вошла в комнату, я спросил:
– Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
– А это значит, что, если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. – Понял. Ложись-ка спать!
Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.
Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.
– Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров!
– Видеть не могу манную кашу!
– Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
– Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
– Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
Тогда мама улыбнулась:
– Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна!
И мама ушла на кухню.
А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взяли долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.
В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:
– Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала.
В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну и поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек.
– Что вам нужно? – строго спросила мама.
– Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке смирно. – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами, и между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!
– Не клевещите. Ничего я не выливаю!
– Ах, не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший!
И к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе – наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться:
– Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!
Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
– Извините, пожалуйста, – сказала она тихо, – разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!
И они все трое вышли в коридор.
А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
– Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила: