десятое воскресенье после пасхи какой праздник в лальске
Календарь: от Пасхи до Вознесения
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Праздник Пасхи в Церкви не заканчивается вечером 2 мая. Целых шесть недель Церковь во время богослужений вспоминает главное событие человечества — Воскресение Христа. Как именно она это делает и что происходит в это время в храме — в нашем календаре.
2 мая. Пасха
Пасха, Воскресение Иисуса Христа — главный христианский праздник.
3 – 8 мая. Светлая седмица
Первая неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. В ней нет поста в среду и пятницу, каждый день в храмах совершается торжественное богослужение по пасхальному чину с крестным ходом вокруг храма. В субботу Светлой седмицы верующим раздается артос — особый хлеб, который освящается на Пасху. По традиции во многих храмах всю неделю звонят в колокола (может звонить любой желающий).
9 мая. Антипасха. Неделя апостола Фомы
Антипасха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — обновление праздника Пасхи. Христос второй раз явился своим ученикам после Воскресения. На литургии читается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин 20:19–31), где рассказывается, как апостол Фома, не присутствовавший при первом явлении апостолам воскресшего Спасителя, уверился в чуде, прикоснувшись к ранам на теле Христа.
11 мая — Радоница
Это первое поминовение усопших после Пасхи. В этот день принято ходить на кладбище к могилам близких и совершать панихиды. В этот день живые делятся радостью о воскресшем Христе с мертвыми, поэтому он и называется «Радоница».
16 мая. Неделя Жен Мироносиц
В воскресенье вспоминаются святые женщины, которые пришли к гробу Христа, чтобы по иудейской традиции помазать тело покойника ароматными маслами. Но там они обнаружили ангела, который и рассказал им о Воскресении Христа. Мироносицы были первыми, кто узнал о чуде. В этот день принято поздравлять православных женщин.
23 мая. Неделя о расслабленном
Церковь вспоминает чудо, которое совершил Христос: исцелил «расслабленного», то есть парализованного человека (Ин 5:1–16).
26 мая — преполовение Пятидесятницы
Особая служба, которая напоминает верующим, что половина церковной жизни от Пасхи до Троицы пройдена (Троица празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому она еще называется Пятидесятницей).
30 мая. Неделя о самаряныне
Самаряне — потомки язычников, которые жили по соседству с иудеями и враждовали с ними. Церковь вспоминает уверование в Христа самарянки, которая встретила Спасителя возле колодца. По преданию, ее звали Фотиния и она обратила в христианство все свое селение.
6 июня. Неделя о слепом
Церковь вспоминает чудо, когда Христос исцелил слепого от рождения человека (Ин 9:1–38).
9 июня — отдание Пасхи
Отдание — конец церковных праздников, память которых длится еще некоторое время после основной даты. На отдание Пасхи совершается торжественное богослужение, которое практически полностью совпадает со службами Светлой седмицы.
10 июня — Вознесение Господне
Один из главных христианских праздников. Церковь вспоминает, как воскресший Христос вознесся (поднялся) на небо. Это случилось на сороковой день после Пасхи.
Пятидесятница
1. Пятидеся́тница – праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Иначе называется Днем Святой Троицы. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян. 2:2-4 ; см. также далее).
Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице».
2. Пятидесятница – пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы.
Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной Триоди.
Об украшении храма на праздник Пятидесятницы
«Украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода «о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев. А потому Новгородской Консисторией предписано благочинным, чтобы на будущее время они прекратили сообщать в полугодичных своих рапортах сведения, касающиеся молодняков древесной породы».
Руководство для сельских пастырей, 1889, 19
Как понять кондак праздника Пятидесятницы?
Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.
Перевод: Когда сошел Всевышний и языки смешал ( Быт.11:1-9 ), Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал ( Деян.2:1-8 ), Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.
Здесь налицо приём противопоставления двух действий Святого Духа. Образ ветхозаветного смешения языков для разделения некогда единого народа ( Быт.11:1-9 ) противопоставлен образу новозаветного явления разделяющихся языков пламени ( Деян.2:1-8 ) ради духовного соединения всех народов в один — Единую Церковь Христову. При этом в славянском переводе этот контраст усиливается одинаковым звучанием разных понятий: «язык» как речь и сгусток огня и «язык» как народ.
прот. Виталий Голватенко
Светлая неделя: почему звонят в колокола, а интим запрещается
Еще одним отличительным признаком Светлой недели становится радостный колокольный звон. Помните, как у Есенина:
Считается, что добрые дела, помощь и пожертвования сиротам, вдовам, больным и обездоленным, совершенные во время Светлой седмицы, помогают снять грех с души. В России до революции эта традиция свято соблюдалась: всю Светлую седмицу разносили пасхальные подарки по больницам, тюрьмам, приютам, жертвовали деньги.
В Светлую пятницу, 7 мая, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.
Святой IV века Григорий Богослов говорил, что «Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звездами». И Светлая неделя празднования Воскресения Христова пролетает как один миг, принадлежащий вечности, где, как сказано в Откровении Иоанна Богослова, «времени уже не будет».
Православная Жизнь
Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.
Если, согласно церковной богослужебной традиции, считать саму Пасху первым воскресеньем, то второе воскресенье после Пасхи в литургическом обиходе именуется неделей Антипасхи и посвящено воспоминанию встрече с Воскресшим Христом святого апостола Фомы.
Согласно Евангелию, Фома не присутствовал вместе с другими апостолами в момент их первой встречи со Христом в Сионской горнице, а потому не поверил утверждениям учеников о том, что их Божественный Учитель воскрес. Но в следующее воскресенье вместе с прочими апостолами уже и Фома стал свидетелем явления Воскресшего Спасителя, Который для подтверждения того, что Он не призрак дал сомневающемуся апостолу возможность осязать Свое Воскресшее Тело.
По мысли святых отцов, данная неделя посвящена неверию Фомы именно потому, что вера – это самое первое и самое главное условие встречи с Воскресшим Христом Спасителем. Преподобный Ефрем Сирин сравнивает веру с деревом, на котором растут благодатные дары Святого Духа и потому если мы надеемся стяжать в своей жизни благодать, значит, прежде всего, мы должны верить в Бога и верить Богу, ведь без веры «угодить Богу невозможно» (см.: Евр. 11:6).
Следующая, третья, неделя после Пасхи посвящена памяти святых жен-мироносиц, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Именно мироносицы и праведные Никодим и Иосиф, как мы видим это из Евангелия, не отказались от Христа даже тогда, когда н был оставлен Своими ближайшими учениками и последователями. Они не побоялись быть с Ним возле Креста, не побоялись забрать Его мертвое Тело у Пилата, дабы оказать Ему последние почести и похоронить Его. Они не побоялись прийти к Его гробу тогда, когда все потеряли веру в Него и тем самым более других проявили свою любовь ко Христу. Поэтому Православная Церковь и вспоминает подвиг жен-мироносиц, Иосифа и Никодима в третье воскресенье после Пасхи, так как именно они явили свою веру во Христа не просто словами, но делом: искренней любовью и преданностью Божественному Учителю.
Пятая неделя после Пасхи именуется Неделей о самаряныне и посвящена воспоминанию беседы Христа с самарянкой у колодца Иакова. Главная мысль данного евангельского повествования заключается в том, что только Христос и Его Божественное учение является истинным Источником живой воды, текущей в Вечность. Все религии, которые существовали до Христа и которые существуют сейчас или еще только появятся никогда не смогут утолить духовную жажду человека, ведь только в христианстве, только в лоне Святой Православной Церкви возможно приобщение к Вечности как воссоединение с Самим Богом, то есть, обожение.
Шестая неделя после Пасхи называется Неделей о слепом, так как посвящена воспоминанию исцеления Господом нашим Иисусом Христом некоего слепого человека. При чем не просто слепого, то есть человека, утратившего зрение, а слепорожденного. Евангельский сюжет об исцелении слепого очень важен для нас: он напоминает нам о том, что человеческая слепота бывает двух родов – слепота телесная и, что страшнее всего, слепота духовная. И очень часто физически слепые люди в духовном плане оказываются намного зрячее чем те, кто считает себя таковым, но при этом не видит своей самой главной проблемы – греховности, которая, словно стена отделяет нас от Бога. И до тех пор, пока мы не преодолеем свою духовную слепоту, Бог будет закрыт от нас и недостижим.
Недели по Пасхе
Недели по Пасхе названы так не только по времени следования их за Пасхой, но и по священным воспоминаниям в них, относящимся к Божественному прославлению Христа – Воскресшего, Вознесшегося и Ниспославшего Святого Духа на Своих учеников и апостолов. В соответствии с этими воспоминаниями каждая из недель имеет свое название.
Церковный Устав называет неделей и целую седмицу, и, преимущественно, ее первый день – воскресный. В последующем изложении под неделей имеется в виду один день – воскресение.
Неделя 2‑я – апостола Фомы. Антипасха
Антипа́сха (от греч. ἀντι – вместо‑, напротив- Пасхи) – первое воскресенье после Пасхи, иначе называемая Неделя о Фоме, или Фомино воскресенье.
Богослужение этого дня связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам — собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, апостол Фома отсутствовал) и после восьми дней одиннадцати апостолам, в числе которых был и апостол Фома, сказавший прежде: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин.20:25 ). Это явление Христа апостолам и осязание ран его апостолом Фомой утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин.20,29 ). А также свидетельствует о могуществе Того, для Которого нет преград ни в затворенных дверях и ни в какой силе человеческой.
В неделю Антипасхи за богослужением мы слышим тропарь: Запечатану гробу, Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение, Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости.
Неделя 3‑я – святых жен-мироносиц
В это воскресение Церковь воспоминает святых жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу и Марию, Сусанну и иных, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима — тайных учеников Христовых. Богослужением этого дня Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа ( Мк. 15:43-46;16:1-8 ). Евангелие показывает нам, что вера и усердие не остаются без вознаграждения – благодать Божия предваряет ищущих Бога.
Прославляя жен-мироносиц, Церковь воспевает их словами тропаря: Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.
Неделя 4‑я – о расслабленном
В этот день в храмах читается евангельский отрывок о чудесном исцелении Господом расслабленного. Он был в недуге 38 лет и ждал избавления от него около купальни, в которой раз в году исцелялся первый в нее входивший ( Ин. 5:1–14 ).
Эта купальня была прообразом дарованной Христом купели Крещения, в которой уже не раз в году, а в любой час каждый уверовавший может исцелиться, очистив себя от скверны греховной, и родиться для новой жизни. Пять крытых ходов, ведущих к купальне, символизируют пять Книг Моисеевых, ведущих ко спасению, то есть иудейское Писание, которое, по слову Самого Спасителя, свидетельствует о Нем ( Ин.5:39 ). Соответственно, множество больных, лежавших вокруг купальни, являют образ пораженного грехом падшего человечества, ожидавшего пришествия Мессии и спасения.
Евангелие о расслабленном иносказательно повествует нам о болезни расслабления духовного. Таковое расслабление обыкновенно наступает от отчаяния или лености и уныния, но важно помнить, что и малейшее усилие и терпение, предпринимаемые верующим в такой ситуации, не пропадут даром, поскольку Господь всевидящ, и в известный Ему момент обязательно прострет свою десницу и речет: «Встань и ходи»! Важно помнить, что спасение человеков невозможно без какого-либо усилия со стороны самих людей, ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ).
Кондак праздника: Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаем: Щедрый, слава, Христе, державе Твоей.
В среду 4‑й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. Преполовение соединяет два величайших христианских праздника – Пасху и Сошествие Святого Духа. В этот день воспоминается событие из жизни Христа Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и о таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится в тропаре Преполовения: Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.
Неделя 5‑я – о самаряныне
В эту неделю Церковь предлагает нам беседу Иисуса Христа с самарянкой, в которой Он ясно исповедал Себя Мессией ( Ин.4:5–42 ). Своим благодатным словом Господь, подающий «воду живую, иссушающую источники грехов» (канон недели), приводит самарянку, а через нее и многих самарян, к исповеданию Своего Божественного величия и возвращает их на истинный путь.
Неделя 6‑я – о слепом
Этот праздник напоминает нам об исцелении Господом слепорожденного, описанном в Евангелии ( Ин.9:1-38 ).
На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, потому что все согрешили и лишены славы Божией ( Рим.3:23 ), а дарованием прозрения очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь, «Света податель, от Света сый Свет» (Синаксарь недели), и только в этом Свете можно узреть истину и спасение.
Кондак праздника: Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет Пресветлый.
Неделя 7‑я – святых отцов I Вселенского Собора
В эту неделю празднуется память 318-ти Отцов I Вселенского Собора, проходившего в 325 г. в г. Никее при императоре Константине Великом.
Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение. Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова и который является единственным основанием упования нашего спасения.
По приглашению святого Константина в Никею собрались представители Христианских Церквей из разных стран. Среди прибывших было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви – святители: Николай, архиепископ Мир Ликийских; Спиридон, епископ Тримифунтский; Афанасий Великий, ревностный борец за чистоту Православия, бывший тогда диаконом, и другие почитаемые Церковью святые отцы.
Собор, как сказано в Синаксаре недели, проповедал Сына Божия «Единосущна и Единочестна Отцу» и исповедал, что Он – воистину Сын Божий и совершенный Человек. Результатом трудов Собора стали семь первых членов исповедуемого православными Символа Веры, дополненного позже на II Вселенском Соборе.
Тропарь святым отцам: Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наша основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый, Многоблагоутробне, слава Тебе.
Череда недель по Пасхе завершается величайшим торжеством Христианства – праздником Пятидесятницы (Троицы), ознаменованным сошествием обетованного Утешителя Святого Духа на учеников и апостолов Господних и рождением Христовой Церкви. Той Церкви, о которой Господь сказал: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ея ( Мф.16:18 ).