детектив какой жанр литературы

Детектив какой жанр литературы

Данный литературный жанр имеет уже длительную историю в европейской литературе. Его зачинателем считается американский писатель Эдгар Алан По, который в новелле «Убийство на улице Морг» (1841) впервые вывел образ сыщика-любителя, наделенного выдающимися способностями к логическому анализу.

Д.Н. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия)

ДЕТЕКТИ́В дэтэ, детектива, ·муж. (·англ. detective). Сыщик, агент сыскной полиции.

ДЕТЕКТИ́В Английское – detective (сыщик).

Латинское – detego (обнаруживаю).

Слово «детектив» заимствовано из английского языка во второй половине XIX в. Оно имеет два значения. Первое – «сыщик», второе – «жанр литературного детектив какой жанр литературы. Смотреть фото детектив какой жанр литературы. Смотреть картинку детектив какой жанр литературы. Картинка про детектив какой жанр литературы. Фото детектив какой жанр литературыпроизведения или кинофильма».

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Жанровые особенности детектива

детектив какой жанр литературы. Смотреть фото детектив какой жанр литературы. Смотреть картинку детектив какой жанр литературы. Картинка про детектив какой жанр литературы. Фото детектив какой жанр литературыОсновной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам.

Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.

детектив какой жанр литературы. Смотреть фото детектив какой жанр литературы. Смотреть картинку детектив какой жанр литературы. Картинка про детектив какой жанр литературы. Фото детектив какой жанр литературыЕщё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

Начиная с инфернальной обезьяны, родоначальника обоих жанров (фантастики и детектива) Эдгара По, с голубого карбункула и тропической гадюки Конан Дойля, с индийского лунного камня Уилки Коллинза и кончая уединёнными замками Агаты Кристи и трупом в лодке Чарльза Сноу, западный детектив неисправимо экзотичен. Кроме того, он патологически привержен к готическому роману (средневековый замок — излюбленные подмостки, на которых разыгрываются кровавые драмы).

В отличие от научной фантастики детектив зачастую пишется только ради детектива, то есть сыщика! Иначе говоря, преступник подстраивает свою кровавую деятельность под детектива, подобно тому как опытный драматург подгоняет роли под конкретных актёров.

Источник

Детектив (жанр)

Содержание

Определение

Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).

Особенности жанра

Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — невозможность случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Типичные персонажи

История детектива

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840-х, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина 1801 «Приключения Калеба Вильямса» (1794) один из центральных героев — сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока, опубликованные в 1828.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868). В романах «Рука Уайлдера» (1869) и «Шах и мат» (1871) ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом. Основоположником франзуского детектива является Э. Габорио — автор серии романов о сыщике Лекоке. Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа

Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления, с помощью остальных героев.

Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно — убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается — например

Психологический детектив

Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.

Исторический детектив

Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.

Иронический детектив

Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют штампы детективного романа.

Фантастический детектив

Произведения на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире.

Политический детектив

Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Одним из видных писателей в этом жанре являеться азербайджанец Чингиз Абдуллаев. Его произведения переведены на многие языки мира. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.

Шпионский детектив

Основывается на повествовании о деятельности разведчиков, шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива

Детектив в кино

Детектив — субжанр более общей категории криминальных фильмов. Он фокусируется на действиях детектива, частного сыщика, либо начинающего сыщика в выяснении загадочных обстоятельств преступления путём нахождения ключей к разгадке, расследования, и искусных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника до концовки истории, затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала Коломбо стала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника.

Неопределённость часто сохраняется как важная часть сюжета. Это может быть осуществлено с помощью звуковой дорожки, углов постановки камеры, игры теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкок использовал все эти приёмы, время от времени позволяя зрителю войти в состояние предчувствия угрозы и затем выбирал наиболее удачный момент для драматического эффекта.

Детективные повести доказали свою пригодность быть удачным выбором для сценария кинофильма. Сыщик часто является сильным персонажем с ярко выраженными лидерскими качествами, и сюжет может включать элементы драмы, неизвестности, личностного роста, неоднозначные и неожиданные отличительные черты характера.

По крайней мере до 1980-ых, женщины в детективах часто играют двойную роль, имея отношения с сыщиком и часто выполняют роль «женщины в опасности». Женщины в тех фильмах часто изобретательные личности, будучи самоуверенными, полны решимости и нередко двуличны. Они могут служить элементом неизвестности как беспомощные жертвы.

Источник

Детектив

Детектив — широко использующийся в литературе и кинематографе жанр, главная особенность которого выражается в характерном развитии сюжета от преступления к наказанию.

Произведения в жанре детектива описывают, как заинтересованные люди с помощью «ума и сообразительности» расследуют загадочные происшествия, надеясь выяснить все обстоятельства и найти виновных. В центре детективного расследования обычно стоит преступление, зачастую убийство.

Главными героями детективов становятся личности, которым не чужда жажда приключений — это может быть и честный представитель закона, и ищейка-любитель, и бесстрашный журналист, и частный сыщик, и все-все-все, кто так или иначе любит совать нос в чужие дела. Конечно же, в хорошем смысле.

Как правило, хотя это и не интуитивно, абсолютных злодеев в этом жанре мало. За редкими исключениями, убийцы в детективах вовсе не злодеи, в очень редких случаях, вроде «Убийства в Восточном Экспрессе», или «Десяти Негритятах» (см. троп Герой-Социопат) они могут даже быть на стороне добра. Обычно они показаны как люди слабые, достаточно добрые, которые искренне собираются сделать немало добрейших дел. с помощью денег на которые у них нет права. Или доведённые до ручки. Иногда старающиеся кого-то защитить от серьёзной опасности, или отомстить за содеянную подлость. В общем, если убийца в детективе показан как абсолютное зло, автор ленился.

Виды детективов [ править ]

Список знаменитых сыщиков [ править ]

(Пока что не про всех написаны статьи)

Источник

Детектив. Определение жанра и некоторые особенност

Я не сделаю никакого открытия, если скажу, что основным признаком, отличающим детектив от других прозаических жанров, является непременное наличие в нём загадки. Можно надеяться, что большинство читателей готово согласиться с этим достаточно банальным и лежащим на поверхности утверждением. Для любителей детективов совершенно естественно, что основное достоинство детективного романа заключается в присутствии в нём новой (то есть ещё неиспользованной другими авторами), достаточно сложной и увлекательной загадки, раскрытие которой и является главной движущей силой развития детективного сюжета. Как пишет польский литературовед, профессионально занимающийся исследованием детективной литературы, Ежи Сиверски:

«Ценность детектива как увлекательного чтения чаще всего сводится к имеющейся в нём загадке. Если мы выдадим будущему читателю основную интригу тех книг, о которых мы говорим, мы на 90% отберём у него удовольствие от чтения»Graphomano Killer.

Можно привести ещё несколько цитат, подчёркивающих роль загадки в построении детективного сюжета. Например:

«Чтобы какое-либо литературное произведение могло быть зачислено в разряд детективов, в нём должна быть загадка»Светлана Пешкова,

Таким образом, не углубляясь в обоснование высказанного здесь утвержденияСэр Писатель, будем исходить из того, что основным жанрообразующим признаком детектива является наличие в нём загадки. Те произведения, сюжет которых не связан с загадкой и её разгадкой, и те, в которых такая загадка играет подчинённую роль в построении сюжета, нельзя относить к жанру детектива.

Всё же, чтобы избежать возможных недоразумений и уточнить границы исследуемого нами жанра, стоит, по-видимому, подчеркнуть два момента. Во-первых, нельзя считать основным признаком детектива наличие в нём преступления. Иногда детектив определяется как произведение, сюжет которого построен на описании преступления, причём часто из такого определения делаются далеко идущие выводы, вплоть до того. что любовь к детективам отражает извечную («западная» точка зрения) или же воспитанную буржуазным обществом («марксистская» точка зрения) тягу индивида к нарушению юридических и моральных норм. Действительно, детективный сюжет обычно строится на раскрытии преступления, и в большинстве детективов оно играет очень важную роль. Но возведение его наличия в признак, обязательный для детектива и отличающий его от других литературных жанров, не выдерживает столкновения с фактами. Приняв такое определение, чуть ли не треть всех произведений мировой классической литературы, включая греческие трагедии и романтические баллады, пришлось бы включить в разряд детективов, что явно бессмысленно. С другой стороны, далеко не все детективы содержат в сюжете преступление. Например, в сборнике «Записки о Шерлоке Холмсе» из восемнадцати рассказов, которые все, несомненно, относятся к жанру детектива, в пяти рассказах (то есть, более, чем в четверти) нет преступлений. Поэтому приходится сделать вывод, что наличие преступления не может рассматриваться как обязательный и, тем более, как отличительный признак детектива.

Несколько слов о том, что можно считать загадкой. Хотя всё дальнейшее изложение, в сущности, посвящено расшифровке этого понятия, всё же для начала желательно несколько уточнить его смысл, чтобы избежать двусмысленности и возможных недоразумений, связанных с тем, что мы можем вкладывать в это понятие не совсем одинаковое содержание.

Во-вторых, загадкой можно считать только то, что имеет разгадку. В конце детектива все загадки должны быть разрешены, и разгадки должны соответствовать загадкам.

В-третьих, разгадка должна требовать некоторой работы мысли, логического мышления. Читая идеальный детектив, читатель должен более или менее ясно сознавать, в чём состоит загадка, и иметь всю необходимую для её разрешения информацию. Но ответ на загадку должен содержаться в этой информации в скрытом, зашифрованном виде, иначе нам не о чем «гадать» и ответ на вопрос нельзя будет считать разгадкой. Но если нет разгадки, значит не было и загадки. Это условие строго выполняется в классическом детективе. В рассказах Конан Дойла Шерлок Холмс, Уотсон и читатель имеют всю информацию, необходимую для того, чтобы разрешить загадку, но для этого требуется определенное усилие мысли, которое под силу только одному из этих трёх лиц.

Эти три характерных для детективного жанра признака можно объединить в один, все они служат проявлением гипердетерминированности мира, описываемого в детективе, по сравнению с тем миром, в котором мы живём. В реальном мире мы можем сталкиваться с экзотическими личностями и с ситуациями, смысла которых мы не понимаем, мотивы реальных преступлений часто иррациональны, священник может оказаться главарём банды, но в детективе такие сюжетные решения были бы восприняты, как нарушение законов жанра. Мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь. Для построения детективной загадки необходима жёсткая сеть несомненных, незыблемых закономерностей, на которые читатель может опираться с полной уверенностью в их истинности. Поскольку в реальном мире твёрдых закономерностей меньше, чем это обычно требуется для построения детективного сюжета, они вводятся извне по взаимному соглашению авторов с читателями, как общеизвестные правила игры.

d) Отсутствие случайных ошибок. Поясню это на примере: допустим, что при расследовании преступления один из свидетелей даёт ценное показание о том, что он видел убитого в восемь часов вечера в день убийства, но впоследствии выясняется, что на самом деле он видел его на день раньше. В обычной жизни это может объясняться простой забывчивостью свидетеля, ошибкой его памяти. Но в детективе такие ошибки строго воспрещены, здесь персонажи не могут заблуждаться относительно простых элементарных фактов, они либо говорят о них чистую правду, либо сознательно лгут.

Я специально поставил этот признак отдельно от трёх предыдущих, хотя он также вносит свой вклад в гипердетерминированность (сверхупорядоченность) мира детектива. Дело в том, что этот признак играет ещё одну важную роль в построении детективной загадки, о чём мы будем говорить позднее.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

ДЕТЕКТИВ

Тер­мин «Детектив» поя­вил­ся в начале XX века; ра­нее ис­поль­зо­ва­лись тер­ми­ны «су­деб­ный ро­ман», «кри­ми­наль­ный ро­ман» и др.

Сю­жет­ная схе­ма детектива до­пус­ка­ет раз­но­об­раз­ные мо­ди­фи­ка­ции и про­ек­ции в различные жиз­нен­ные сфе­ры, что по­ро­ж­да­ет мно­го­численные раз­но­вид­но­сти жан­ра: шпи­он­ский (Дж. Ле Кар­ре, Я. Фле­минг), по­ли­ти­че­ский (Дж. Карр в Анг­лии, М. Шёвалль и П. Ва­лё в Шве­ции, Л. Ша­ша в Ита­лии), ган­г­стер­ский (Д. Хам­метт в США), иро­ни­че­ский (И. Хме­лев­ская в Поль­ше), куль­ту­ро­ло­ги­че­ский (У. Эко в Ита­лии) и др. Син­тез детектива и фи­лософской про­зы пред­став­ля­ют ро­ма­ны Ф. Дюр­рен­мат­та о де­тек­ти­ве Бар­ла­хе. В литературе второй половины XX века шаб­ло­ны тра­ди­ци­он­ных детективов не­ред­ко под­вер­га­ют­ся па­ро­ди­ро­ва­нию («Раз­нос­чик» П. Ханд­ке, 1967, и др.).

В ки­не­ма­то­гра­фе детектив за­час­тую пред­став­ля­ет со­бой эк­ра­ни­за­цию литературного про­из­ве­де­ния, од­на­ко от­ли­ча­ет­ся бóль­шим ди­на­миз­мом, ак­цен­том на дей­ст­вии, а не на раз­мыш­ле­нии и ана­ли­зе.

По­ли­ти­за­ция западного ки­но в 1960-1970-х годах вы­зва­ла к жиз­ни се­рию по­ли­ти­че­ских детективов: «Дзе­та» (1969, режиссёр К. Кос­та-Гав­рас), «След­ст­вие по де­лу гра­ж­да­ни­на вне вся­ких по­доз­ре­ний» (1969, режиссёр Э. Пет­ри), «Сия­тель­ные тру­пы» (1976, режиссёр Ф. Ро­зи), те­ле­се­ри­ал «Спрут» (1984-1999, ре­жис­сё­ры Д. Да­миа­ни, Ф. Ван­чи­ни, Л. Пе­рел­ли, Дж. Бат­тиа­то). На ру­бе­же XX-XXI веков центральной те­мой как ган­г­стер­ских, так и по­ли­цей­ских филь­мов ста­ли кор­руп­ция и гло­баль­ное без­за­ко­ние: «Од­на­ж­ды в Аме­ри­ке» (1984) С. Ле­о­не, «Хо­ро­шие ре­бя­та» (1990) и «От­ступ­ни­ки» (2006; премия «Ос­кар») М. Скор­се­зе, «Сек­ре­ты Лос-Анд­же­ле­са» (1997) К. Хан­со­на, «Чёр­ная ор­хи­дея» (2006) Б. Де Паль­мы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *