дети подземелья для какого возраста
Дети подземелья
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
С этой книгой читают
В своей повести «Дети подземелья» известный русский писатель В.Г. Короленко (1853–1921) затрагивает вечные темы дружбы, любви, добра, заставляет сопереживать, сочувствовать юным героям, их нелегкой жизни, полной лишений.
Книга адресуется детям младшего и среднего школьного возраста.
Версия повести «В дурном обществе», обработанная для детского чтения.
В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная часовня.
В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная часовня.
не стеснял моей свободы. Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок.
не стеснял моей свободы. Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок.
Владимир Галактионович Короленко Дети подземелья
Владимир Галактионович Короленко Дети подземелья
Каждый раз, придя к своим друзьям, я замечал, что Маруся все больше хиреет
Каждый раз, придя к своим друзьям, я замечал, что Маруся все больше хиреет
природы; я бывал рад, когда мне удавалось вспугнуть заспавшегося жаворонка, или выгнать из борозды трусливого зайца. Капли росы падали с верхушек
природы; я бывал рад, когда мне удавалось вспугнуть заспавшегося жаворонка, или выгнать из борозды трусливого зайца. Капли росы падали с верхушек
Отзывы 62
Мне кажется очень хорошая книга. Она многому учит. На столько с душой написано, что даже в некоторых местах слёзы пробивались
Мне кажется очень хорошая книга. Она многому учит. На столько с душой написано, что даже в некоторых местах слёзы пробивались
Книга замечательная! В конце и в середине слёзы текли. Это пронзительное и проникновенное произведение о добре и справедливости, о не простом постижении жизнии осознании общечеловеческих ценностей, пробуждает глубокие и искренние чувства! Советую всем! И присоединяюсь к мнению, что это
МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. Спасибо автору за такое произведение!
«Дети подземелья» читательский дневник
Всего получено оценок: 395.
Всего получено оценок: 395.
«Дети подземелья» – печальное произведение о жизни маленьких бродяжек, которым приходилось ютиться в сыром, холодном подземелье полуразрушенной часовни.
Краткое содержание «Дети подземелья» для читательского дневника
Название: Дети подземелья
Число страниц: 72. Короленко В. Г. «Дети подземелья». Издательство «АСТ». 2016 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1885 год
Время и место
События в рассказе происходят в конце XIX века в небольшом провинциальном городке Княжье-Вено, на территории Западной Украины.
Главные герои
Вася – добрый, отзывчивый, сострадательный мальчик, сын судьи, рано лишившийся матери.
Валёк – девятилетний мальчик, сирота, нищий, грязный оборвыш, очень самостоятельный, добрый, заботливый.
Маруся – младшая сестра Валёка, слабенькая, больная, грустная девочка.
Соня – младшая сестра Васи, весёлая, милая девочка.
Пан Тыбурций – бродяга, но при этом прекрасно образованный, начитанный мужчина средних лет.
Сюжет
Васе было всего шесть лет, когда умерла его мама. Отец очень страдал и как будто забыл о существовании сына. Лишь изредка он проявлял интерес к его младшей сестрёнке, Соне, и то только потому, что она была похожа на мать.
Вася, почувствовав свою «ненужность», избегал отца и всё больше времени проводил на улице. В то время их семья жила в крошечном городке Княжье-Вено. Главной его достопримечательностью был полуразрушенный старинный замок и часовня. Эти развалины облюбовало местное «дурное общество» – бездомные, нищие, бродяги, словом, все те, кому пришлось пережить на своём веку немало невзгод. Жители городка старались избегать этих людей, к которым относились с презрением.
Однажды Вася решил исследовать замок и часовню и увидел там мальчика и девочку. Вася заговорил с ними и узнал, что это были родные брат и сестра – Валёк и Маруся. Их приёмным отцом был пан Тыбурций – местный нищий, добрый и заботливый мужчина.
Вася подружился с ребятами и старался как можно чаще навещать их. Однажды он узнал, что Валёк вынужден воровать еду, чтобы прокормить свою четырехлетнюю сестрёнку, которая была ослаблена какой-то болезнью. С тех пор Вася каждый раз приносил друзьям какие-то гостинцы: кусок пирога, яблоки, печенье. Маруся была очень слабенькой, грустной девочкой, которая плохо ходила. Валёк объяснил другу, что это оттого, что они вынуждены жить в сыром, холодном подземелье. Вася невольно сравнил Марусю со своей весёлой, жизнерадостной сестрёнкой Сонечкой и поразился, какая между ними была большая разница.
Тыбурцию поначалу не очень нравилось, что их убежище навещает сын судьи. Но когда он увидел, что мальчик сдружился с его подопечными и никому не собирался рассказывать об этих встречах, то успокоился.
С приходом осени состояние здоровья Маруси ухудшилось. Девочка с каждым днём становилась все худее и бледнее и вскоре уже не могла выходить из подземелья. Чтобы как-то поднять ей настроение, Вася тайком принёс ей самую красивую куклу Сони. При виде чудесной куклы Маруся оживилась, однако болезнь всё никак не отступала.
Узнав о том, что сын стащил игрушку младшей сестры, отец запретил выходить ему на улицу. Спустя несколько дней пришёл печальный Тыбурций. Он вернул куклу и рассказал судье, что Маруся умерла, а его сын был очень добр к маленьким нищим. Отец попросил прощения у сына и отпустил его к часовне, передав немного денег Тыбурцию.
После смерти Маруси часовня опустела: нищие разбрелись кто куда. Вася и Соня часто навещали могилку маленькой девочки и, когда пришло время навсегда покинуть город, произнесли над ней свои обеты.
Вывод и своё мнение
Будучи сыном судьи, Вася не побрезговал дружбой с маленькими нищими. Он видел в них прежде всего верных друзей и не обращал внимания на их плохонькую одежду и отсутствие крыши над головой. Для него нищие и бродяги были обычными людьми, но он был поражён, какая огромная пропасть разделяла их и жителей городка. Так мальчик впервые столкнулся с социальной несправедливостью. Хорошо, что у него был справедливый и добрый отец, который поддержал сына.
Главная мысль
Любой человек, независимо от толщины кошелька и своего социального статуса, имеет право на справедливое к себе отношение, заслуживает жалости и сострадания.
Авторские афоризмы
«… от великого до смешного один только шаг…»
«…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня…»
«…«Живет в замке» – эта фраза стала выражением крайней степени нищеты…»
«…Только несчастные изгнанники не нашли и теперь в городе своей колеи…»
Толкование непонятных слов
Пан – это форма вежливого обращения, применяемая в некоторых славянских языках: польском, чешском, словацком, украинском, белорусском.
Обыватель – ограниченный человек с мещанскими взглядами.
Дукат – устаревшая денежная единица большинства европейских государств.
Лакей – слуга в господском доме, трактире, гостинице.
Часовня – небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь.
Новые слова
Декламировать – выразительно произносить художественные произведения.
Оратор – выступающий перед публикой человек, в арсенале которого есть развитое умение убеждать, актёрская игра и красноречие.
Владимир Короленко «Дети подземелья»
Дети подземелья
Другие названия: В дурном обществе
Повесть, 1885 год (год написания: 1885)
Язык написания: русский
Исполненная трагизма и глубинной подлинности повесть Владимира Галактионовича Короленко западает в сердце и что-то незримо меняет в душе каждого ребенка.
Написанная в годы ссылки повесть объединила в себе ряд проблем как общества в целом, так и отдельно взятой семьи. Вдовец начинает отстраняться от сына и тяготеет к напоминающей умершую жену дочери, мальчик тянется к изгоям общества.
Впервые напечатано в журнале «Русская мысль» в № 10 за 1885 год под названием «В дурном обществе».
Повесть была включена писателем в его первую книгу «Очерки и рассказы», вышедшую в 1886 году, и затем многократно переиздавалась.
В 1886 году в февральском номере детского журнала «Родник» был опубликован сокращенный вариант повести под названием «Дети подземелья». В этом виде она многократно переиздавалась на протяжении XX века.
В произведение входит:
Обозначения: циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Доступность в электронном виде:
yemets, 22 сентября 2015 г.
«От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Короленко, как сын судьи и якутский ссыльнопоселенец, не по наслышке знакомый с имперской пенитенциарной системой, описал жизнь париев современного ему общества конца 19-го века. Повесть во многом автобиографична. Здесь нашли своё отображение и проблема «отцов и детей», и жизнь человека «на дне». Некоторые сцены из жизни отверженных обществом нищих читать морально тяжело, поэтому позиционировать это произведение как «детскую литературу» я бы не стал. Экранизация повести — х/ф «Среди серых камней» тоже оставила после себя неоднозначные впечатления.
««На костях человеческих стоит старое замчище», — передавали старожилы, и моё детское испуганное воображение рисовало под землёй тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями».
«…передо мной было только кладбище, пустынное и тихое, без малейших признаков обитаемости, только воробьи чирикали на свободе да густые кусты черемухи, жимолости и сирени, прижимаясь к южной стене часовни, о чём-то тихо шептались густо разросшеюся тёмной листвой».
Увлёкшись серьёзно литературой, годами зачитывался зарубежными классиками, чаще всего книгами отцов-основателей хоррора и тех, кто занимался развитием жанра на протяжении веков не находил среди отечественных писателей похожих авторов. Ну, понравились рассказы Михаила Парфёнова со временем например, так он современник, ну «Мастер и Маргарита» Булгакова прочитал, хороший. Знаю само собою достопочтенного Николая Гоголя, а на днях ещё и про Владимира Галактионовича Короленко узнал!
Писатель-гуманист мирового уровня. «Белогвардиец». Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности; известный правозащитник, общественный деятель — список достижений и заслуг очень и очень многими уважаемыми человека можно продолжить. Но по линии художественной литературы, сочинял ли только социальные рассказы про непреклонных противников большевицкому перевороту с сопутствующим ему хаосом и дикарством, про бродяг-бедняков? Работал ли только в жанре реализма? Нет. Самое известное произведение, повесть «Дети подземелье», которые многие проходили по школьной программе, вполне может претендовать на лучшую кладбищенскую историю и чисто жанр готики, если судить по локации, что в свою очередь вполне в рамках хоррор. Так вот, в школе сюжет произведения не запомнил, а вот мрачное впечатление сохранилось. И перечитав спустя много лет, узнав случайно, что автор буквально сосед, оно подтвердилось.
События разворачиваются в старом городе, где одна из главных достопримечательностей — древний полуразрушенный замок на острове. И дети туда часто бегают гулять, хоть пугает сам вид строения и бездомные. ««Живёт в замке» — эта фраза стала выражением крайней степени нищеты». Однажды бедолаг холодной дождливой ночью разогнали, но не сразу они покинули город и не все.
Здесь начинается весьма жуткий и драматичный эпизод, где жители дежурили ночью, а когда пёс залает, стучали палками по забору, давая понять, что на чеку. Словно по улице бродили не люди. Кое-кто поселился в не менее ветхой кладбищенской часовне, точнее даже сказать — под ней. С парой почти ровесников знакомится главный герой, найдя утешение в таком знакомстве и дальнейших встречах, ибо дома с отцом не ладилось. Но бродяги показали ему родственника с другой стороны — как местный судья, тот не спешил их прогонять.
Интересно. Хочу вот приобрести полное собрание сочинений Короленко и познакомится с другими рассказами, а также, собственно главным произведением, эпопеей «Записки моего современника» (1904-1921), особенной хотя бы потому, что сочинил он её исключительно находясь уже несколько лет в Полтаве, куда приехал из Санкт-Петербурга. В дом Александра Викентиевича Будаговского на Ново-Садовою №1, возле городского Сада, который городу ещё Семён Михайлович Кочубей (1778-1853) подарил, из древнего казацкого рода.
Так вот, тот дом и сейчас стоит, а внутри сохранилась точная обстановка ХІХ столетия, с оригинальными предметы антикварной мебели, десятком книжных шкафов с личными коллекциями дореволюционных книг и словарей писателя, его рабочий кабинет, даже какие-то записки, черновики, старый Андервуд. К ним можно прикоснуться, что в общем-то восхищает. Сейчас в Саду у нас Рокерский-клуб, где раньше часто гулял на концертах, даже не подозревая, что рядом жил такой удивительный человек.
А ведь по сути дела перед нами первое в русской литературе произведение, описывающее жизнь бомжей. Изгои, обосновавшиеся в развалинах. — один в один копируют своим бытом нынешние бомжатники. Ничто не ново под луной, но в конце XIX века нужен был талант и литературная смелость Владимира Галактионовича Короленко, чтобы написать эту повесть.
Написано без злости. Книга заставляет пожалеть и задуматься, и при этом в ней нет ничего такого. горького. Повесть произвела сильное впечатление и — спасибо автору! — обошлось без яда, не особо помогающего открыть глаза, однако любимого некоторыми писателями. Закончилось всё грустно, но по-доброму.
Paganist, 18 сентября 2019 г.
Конечно, можно было «Детей подземелья» углубить, расширить до полноценного романа. Больше раскрыть героев, показать их историю и так далее. Впрочем, и в таком виде повесть вполне презентабельна. Повесть полезно прочитать и взрослым, и детям.
История одновременно грустная и светлая. Да, жаль маленькую Марусю, но, с другой стороны — отрадно, что главный герой поладил с отцом. Как ни крути, повесть подана как эпизод из жизни. А жизнь, как известно, богата на самые разнообразные события.
Хорошо, что автор не идеализирует нищих, выдавая их за несправедливо обиженных жертв. Нейтральная подача, без оценочных суждений — удачный ход. И главный герой-ребёнок, лишённый предубеждений — лучшее решение для такого хода. Бездомные нищие — крайне непопулярная тема в литературе тех времён. Но подана трогательно, но без пафоса или преувеличения.
Рецензии на книгу «Дети подземелья» Владимир Короленко
Когда я была совсем маленькой, наверное, в возрасте до лет пяти, моё чтение ограничивалось всякими славными детскими историями, в которых всё тепло, хорошо и уютно, а если зло и скалит зубы некоторое время, то в конце произведения обязательно убегает в кусты, поджав наказанный хвост. А где-то как раз в пять лет меня настигла эта повесть Короленко, которая не только обогатила мой словарный запас неожиданными диалектными словечками, но и спустила с литературных небес на землю, нещадно швырнув в суровый отечественный нуар, от которого потом по ночам мне снились картины, достойные Кафки. Конец небольшой повести вбил предпоследний гвоздь в крышку гроба моих детских мыслей о том, что литература — это солнышко, принцессы и вечно улыбающиеся задорные пупсы (последним гвоздем стало детское переложение «Гавроша» и «Козетты», которое навсегда заставило меня уважать вещи мрачные и реалистичные).
Наверное, эту повесть читал каждый, когда учился в школе (ну, или почти каждый, мне не довелось, потому что она попала под сокращение программы). Перечитав её сейчас, я была удивлена тем, насколько она «непроста» для детей и по подбору слов и по особенностям текста, хотя раньше это не замечалось совсем. Ещё больше меня запутала Википедия, которая утверждает, что повесть «Дети подземелья» — это адаптированный и сокращенный рассказ для взрослых «В дурном обществе». Как же надо сокращать рассказ, чтобы получилась повесть? Всё-таки, «В дурном обществе» — тоже повесть, пусть и небольшая. Я просмотрела её по диагонали для сравнения с «Детьми подземелья», в общем-то, сократили совсем немного, только некоторые описательные моменты и отвлечённые размышления автора, а ещё почему-то убрали все моменты упоминания евреев. И всё равно повесть получилась совсем недетская. Было очень интересно разглядеть удивительные моменты, которые в детстве в принципе неинтересны и не видны — это не вечный вопрос «где хорошо, а где плохо», не противостояние богатых и бедных, а рассказ об отце главного героя, которого Короленко описывает с такой болью, что совершенно ясно — это момент глубоко автобиографический. Ну а так. Очень полезная повесть для того, чтобы разбавить категоричное детское деление на чёрное и белое. Детей учат точно: «Говорить правду — хорошо», «Воровать — плохо». Но жизнь не терпит одного только и чёрного и белого, поэтому плодит многочисленные «если. » и «когда. » Есть моменты, когда эти, казалось бы, прозрачные категории хорошего и плохого приходится пересматривать.
И всё-таки, что-то готичное есть в этой повести. Кладбища, полуразрушенная крепость, церковь, серый камень, который пьёт жизнь из хрупкой девочки, а сама девочка похожа на неуклюжий и слабый цветок, выросший в неволе без солнца. Если ребёнку «Дети подземелья» понравятся, то, думаю, на его подростковый период стоит закупиться стиральным порошком для чёрной одежды и подходящими мрачноватыми авторами для домашней библиотеки.
Такая маленькая и такая детская повесть, а столько всего поместилось болезненного: сиротство, потеря любимого человека, сложная отцовская любовь, нищета, голод, относительность понятий «плохо» и «хорошо», дружба социально неравных людей.
Мне не очень понятно, зачем читать такую книгу взрослому – все-таки слишком все концентрированно для много читающего человека, слишком насыщенно, чтобы как следует прожить.
А вот детям – в самый раз, детям – отлично.
«Трижды три темы», 2 тур 2013, совет nassy на тему «Русский роман или повесть XIX –начала XX века»
Из обязательного набора книг про беспризорников
Это произведение входило в школьную программу когда я учился в школе и сегодня тоже входит. Я в школьные годы не читал школьную программу, а вот на племянниках отрываюсь) Вот насильственно прочитали с ними «Детей подземелья». Удивительно нетолерантные были в былые столетия классики) Вот и Короленко, вроде как являющийся украинским классиком, пишет черным по белому о каких-то «хохлах», которые вместе с прочими простыми людьми, составляют типичный набор люда на улице маленького городка Княжье-Вено, прообразом которого, полагают короленковеды, является украинский город Ровно, где провел свое детство Короленко. Описываются они мельком, однако, почему-то в самой что ни на есть Западной Украине дело происходит, и «хохлов» как таковых с гулькин нос, поэтому так это и бросилось мне в глаза. Написано пером, знаете ли, топором не вырубишь. Но это сегодня, в крайне политизированное время такое замечается. Кстати, ради справедливости, «хохлами» раньше называли исключительно за характерный причесон, как у казаков на известной картине Репина. Дети, хочется верить, совершенно деполитизированы.
Но мы с племянниками оказались едины во мнении, что современным детям, возможно, не стоит такое читать до поры. Повесть-то печальная. Это ни разу не приключения. И счастливым концом совсем не пахнет.
Персонаж Короленко, так же как и он сам, сын судьи, по наивности связался с детьми из «дурного общества». Он полагал что «дурное общество» это воры и убийцы, но оказалось, достаточно просто быть нищим чтобы считаться «дурным обществом». Да, им приходится красть еду, потому что купить ее нет возможности. Из города их гоняют, в том числе и привилегированные нищие, которые захватили власть в заброшенном замке, хоть он и ничей. Есть кров над головой, значит с тобой можно и поговорить, эти нищие, официально просящие милостыню, уже не «дурное общество». Эти вот, которых другие нищие изгнали из города, приютились в подземельях под кладбищем за городом.
Конечно, книга поучительная. Но больше для почти взрослых, юношей и девушек, так сказать. Но тут уже дают книги про любовь, войну и мир и т.д. Я бы не включал эту повесть в школьную программу. Сегодняшние реалии таковы, что дух народа надо поднимать, а не опускать подобными печальными произведениями. Возможно, я не прав.
Отмечу, что красивый русский язык, которым было написано это произведение, дает ему право почитаться как классика. Спокойно встанет оно в один ряд с произведениями Диккенса. Кстати, во времена моего детства многие девочки любили читать литературу про беспризорников. Сестра, вот, всю обязательную программу на эту тему прочла, включая и «Детей подземелья». Наверняка есть и сегодня поклонники (по большей части все равно поклонницы) такой литературы. И слава Богу. Возможно, для них это настоящая отдушина.
Мне не понравилась эта повесть, потому что она очень грустная. И мне жалко Валека и Марусю. Эта история основана на реальных событиях. Такое может случиться и в наше время. Что хотел сказать автор в этом произведении? Может, что нужно с пониманием относиться к нищим? Ведь им так тяжело: у них нет дома, нет денег, нет еды, и у них нет возможности все это приобрести, им приходится воровать, чтобы жить.
Взрослым полезно читать книги, предназначенные детям. Читать, вспоминать, переживать и переосмысливать.
Трогательно, душевно, честно, а потому бесценно!
Проблемы социального неравенства, отсутствия места жительства, бродяжничества, беспризорных детей, волновавшие автора повести в 1885 году, все так же актуальны и сегодня, в новом уже 2016.
Я всегда боялась бродяг, понимая, однако, что есть среди них милые, правильные люди, которым очень не повезло в жизни. Но дети… Эти маленькие оборвыши, вынужденные воровать и приученные уже к этому ремеслу. Дети без детства, без игрушек, без ощущения защищенности, которое дают родные стены. Невозможно простить тех, кто обрел их на скитания.
Такая маленькая, эта повесть учит быть человечным, сочувствовать, быть верным данному слову, дружить. Этому так важно научиться с малых лет. А между тем, книга давно уже изъята из школьной программы.
Книга прочитана в рамках игры «Игра в классики».
Не надеялся даже, в таком маленьком по объему произведении, как «Дети подземелья», найти столько полезного, правильного и что самое главное для книги – интересного. Брал книгу в руки только потому, что она была в этот момент рядом. И начал читать.
Автор у своего главного героя, мальчика Васи, смог выразить те черты характера, которые, по мнению писателю и, по-моему личному мнению, так нужны детям:
• Скромность
• Дружелюбие
• Сострадание
• Бескорыстие
• Искренность
Эти качества, Вася, «сын таких почтенных родителей», смог проявить именно перед теми беспристрастными судьями из «дурного общества», которыми эти доказательства совсем и не были нужны. Не испугался в трудные моменты и не оставил своих новых друзей.
А перед лицом наказания и полного разрыва отношений с отцом, сохранил верность Валеку, Марусе, Тыбурцию Драбу с «профессором» и многим другим, обездоленным.
Вот так, с наскока, я принял всей душой этот небольшой рассказ или повесть и добавил в «Любимые».
Спасибо Вам, «Дети подземелья», за такую небольшую и трогательную историю. И в первую очередь, конечно же, автору.
. мы оба, полные жизни и надежды, произносили над маленькою могилкой свои обеты
Никогда отец не любил и не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей
Рассказ, который читается за один присест, но который полон жестокой правды во всей ее «красе». Он показывает нам отчаявшегося мальчишку Васю, уставшего от равнодушия и холодности своего отца судьи, который нашел приют среди нищих. Он показывает нам Валька, вообще очень солидного и взрослого не по годам. Он показывает нам Марусю, четырехлетнюю девочку, из которой высасывает жизнь серый камень, но она не отчаивается, и искренне радуется появлению Васи и их совместным играм вместе с Вальком. Он показывает нам судью, отца Васи, в начале произведения такого безэмоционального и справедливого судьи, у которого есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках. Он показывает нам Тыбурция — нищего и вора, который вынужден красть, чтобы прокормить свою семью и соратников.
Но разве мы испытываем к Тыбурцию и его компании презрение или отвращение? Вовсе нет, мы понимаем, что иначе не смогли бы жить его дети. Да, именно, ради них он и занимается воровством; такой урод способен к глубоким и любовным чувствам. Даже рассудительный судья это понял и не стал запирать его за решетку.
Читая эту «кроху» задумываешься о многом, но в первую очередь ставишь себя на месте всех героев и. чувствуешь неимоверную боль, что физическую, что душевную, и недоумеваешь (из-за своей неопытности), при этом спрашивая себя: а как люди так живут? Как они это терпят? Как они могут улыбаться и веселиться? Неужели возможно радоваться, когда у тебя такое несчастье?
В повести «Дети подземелья» Короленко затрагивает вопросы состраданья, сопереживания, благородства, раскрывает знаковые для русской литературы темы отцов и детей, дружбы, бедности, взросления и становления личности. И все это умещается в какие-то шестьдесят страниц.
Идеал детской литературы.
В детстве социальное неравенство воспринималось с ярым идеализмом и вызывало возмущенное негодование. И дело не в советской системе воспитания, ибо живописные картины провинциальной жизни рисовались Короленко с натуры и были приурочены середине девятнадцатого века. Сейчас я думаю, что именно потому, что события этого произведения предстают перед нами глазами Васи, сына городского судьи, который ничем в этой жизни не был обижен, кроме любви (у него умела мать, а отцу некогда было заниматься сыном), именно потому они и получились таким искренне-убедительными, категоричными и в чем-то наивными. Автор без каких-либо лишних вопросов, двусмысленностей и шероховатостей подводит нас к тому, что хотел сказать.
Предельная ясность и прозрачность произведения делает его наиболее притягательным абсолютно для всех возрастных групп. При этом «Дети подземелья» прекрасно светятся всей полнотой красок, образы переданы очень выразительно, а читается невероятно легко, несмотря на эмоционально нелегкое содержание. А эта маленькая, но такая большая фраза отца, «я был невнимателен к тебя, мальчик мой» или пана Тыбурция, » у вашего сына широкая душа». Ценность, отпечатавшаяся на всю жизнь.