дети практически овладевают основными грамматическими закономерностями языка в каком возрасте
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Анна Степаненкова
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
синтаксис— изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
словообразование-образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.
значение:
– важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников
– непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности
— залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.
закономерности гср
-усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).
-все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде.
периоды формирования гср:
первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1г. 3 мес. До 1г. 10 мес.).
второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. До 3 лет).
третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усиливаются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.
(далее см. Таблицу в презентации по а. н. гвоздеву «периоды формирования грамматического строя русского языка)
направления:
первое направление связано с исправлением (предупреждением) неточностей и ошибок, свойственных детям (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и др.).
второе направление – выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности.
третье направление связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования.
(рекомендуемая литература см. Слайд 9)
типичные морфологические ошибки в речи детей
1. Неправильные окончания имён существительных:
А) родительный падеж, мн. Число:
С окончанием –ей – карандашов, ежов, дверёв, этажов;
С нулевым окончанием – ночёв, девочков, куклов, книгов, пуговицев;
Б) родительный падеж, ед. Число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке;
В) дательный падеж – пети, свети, мити;
Г) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён существительных – папа подарил мне слонёночек; серёжа поймал сом;
Д) творительный падеж – мою руки вводом; мальчики ловят рыбу удочком; мама моет пол швабром;
Е) предложный падеж – в лесе, в саде, в глазе, в носе.
2. Склонение несклоняемых существительных – на пальте, не пианине, кофий, в кине, в метре.
3. Образование мн. Числа существительных, обозначающих детёнышей животных – ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.
4. Изменение рода существительных – большой яблок, мой полотенец, колёсик, помидора, платья, лун.
5. Образование глагольных форм.
а) повелительное наклонение – искай (ищи, спей (спой, скакай (скачи, ехай (езжай, склади (сложи);
б) изменение основы глагола – искать – искаю (ищу, плакать – плакаю (плачу, мочь – можу (могу);
в) спряжение глаголов – хотеть – хотишь, спать – сплют (спят, давать – дадишь (дашь).
6. Неправильная форма причастий – сломатая, разорватая, сошитая.
7. Образование сравнительной степени прилагательного – ярчее, хужее, плохее, чистее, голубее, сладкее.
8. Окончания местоимений в косвенных падежах – у мене болят уши; в этим кармане; у тебе новая платья.
9. Склонение числительных – двое домов; с двумями.
синтаксические ошибки в речи детей
синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:
— на первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «куклу мама купила»;
— вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее: «заплакала маша почему?»;
— дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «почему что …»
неправильно иногда оформляется союзная связь:
— опускается союз или часть союза: «вот ещё лопнул шар у дяди, потому … нажал сильно»;
— один союз заменяется другим «как мы пришли домой, мы играли с мячом»; «я надел тёплую шубу, почему что на улице холодно»;
— союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «мы шли, вот, когда от тёти тамары, смотрим – салют».
ошибки в словообразовании
А) часть какого-нибудь слова используется как целое слово: «прыг»;
Б) к корню одного слова прибавляется окончание другого: «пургинки», «помогание», «страшности»;
В) одно слово составляется из двух: «ворунишка», «бананас».
задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.
помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
пути формирования грамматического строя речи
— создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
— специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
— формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
— исправление грамматических ошибок.
(методика исправления ошибок в достаточной степени разработана о. и. соловьевой, а. м. бородич см. в презентации 15 слайд)
Прикреплённые файлы:
Картотека практических заданий по формированию грамматического строя речи у дошкольников КАРТОЧКА 1 Тема. ОВОЩИ Цели. Образование мн. ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. 1) Правильно.
Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру «Дом, в котором ничего нет»! Участника и победителя на ярмарке педагогических.
Формирование грамматического строя речи дошкольника Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и психического развития,.
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его.
Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией Грамматический строй речи — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический.
Формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников с использованием элементов театрализации С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с нарушениями речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее.
Игры для развития грамматического строя речи у дошкольников Младшая группа Содержание: 1. Чудесный мешочек 2. Досказалка 3. Какая бывает собака? 4. Угадай, чей голос Скрыть рекламу: Не интересуюсь.
Методическая разработка выступления на семинаре «Формирование грамматического строя речи» Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение.
Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников Самаркина Е. С. Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников. Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «День защитника Отечества. Формирование грамматического строя речи» План занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Формирование грамматического строя речи. Тема: «День защитника Отечества».
Закономерности формирования грамматического строя речи у детей в норме
наталья шарпилова
Закономерности формирования грамматического строя речи у детей в норме
Закономерности формирования грамматической стороны речи у детей в норме
У детей к седьмому году жизни, отличается в целом возросший уровень речевых навыков, накопление словаря, сформированность лексико-грамматической стороны речи. Более подробно рассмотрим закономерности формирования грамматической стороны речи у детей в норме.
Предложения, включающие два слова, три и четыре слова появляются позже, к двум годам [35. С. 6].
К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно 100 слов, к двум годам словарь значительно увеличивается – до 300 слов и более. Индивидуальные различия в развитии речи бывают очень большими, и приведенные данные, конечно, приблизительны. Но главное событие в развитие речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые малыш использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму: девочка села, девочка сидит, лопатку баба деля (сделала). [10]. С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладение грамматической структурой языка.
Развитие грамматического строяв онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконина и другие. В исследованиях Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой отмечается, что формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др., так как прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи, ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей, на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщение этих правил и закрепление их в собственной речи.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм: слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
Замечательное исследование в этом направлении было проведено высококвалифицированным ученым-лингвистом А. Н. Гвоздевым. Это исследование нашло отражение в его работе «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка», где представляем полный и систематизированный анализ процесса усвоения ребенком родного языка. В работах А. Н. Гвоздева [10], с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка, выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи:
I. ПЕРИОД – период предложений состоящих из аморфных слов – корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев).Этот период включает в себя 2 этапа:
1. этап однословного предложения
2. этап предложений из нескольких слов – корней.
Первый этап I периода (1 год 3 месяцев – 1 год 8месяцев). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). В речи ребенка лишь некоторое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова – корни. В различных предложениях они используются в оригинальном звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие название лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу, лепетные слова (ди, моко).
Второй этап I периода (1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев)— этап предложений из нескольких слов корней. На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, то есть в речи ребенка появляется фраза.
II ПЕРИОД – усвоения грамматической структуры предложения (1 год 10 месяцев – 3 года). Этот период состоит из трёх этапов:
1. этап формирования первых форм слов (1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц);
2. этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев);
3. этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 год 6 месяцев – 3 года).
Первичными грамматическими формами глаголов являются: повелительного наклонение 2-го лица единственного числа (иди, неси, дай, формы 3-го лица единственного числа настоящего времени, без чередования в основе (сидит, возвратные и невозвратные глаголы.
К двум годам появляются прилагательные чаще всего в форме именительного падежа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.
Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматическиеотношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет, некоторые формы управления глаголом (дай кису). Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов.
На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-х – 4-х слов. (Таня играет кука.).
Второй этап II периода – этап исследования системы флексий для выражения связей слов (от 2-х лет 1 месяца до 2-х лет 6 месяцев). Словоизменение в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен существительных и спряжений глаголов.
Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения. Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.
В связи с этим длительное время в речи детей наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием –ов (ложков, ножов).
Чем больше флексий используется в языке для выражения одного и того же грамматического значения, тем труднее усваивается эти формы. Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основы различных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма (молотоком, левы, человеки).
Таким образом, на начальном этапе ребенок усваивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования (систему по Э. Косерну, С. И. Цейтлин, позже овладевает частными правилами, исключениями из общего правила (нормой языка, происходит дифференциация внутри системы языка. На этом этапе детской речи встречается еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, в пределах одного грамматического значения.
Среди грамматических форм существительных усваиваются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного.
В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение по лицам (кроме 2-го лица множественного числа, разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского рода, женского рода и среднего рода. Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными.
Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены.
В устной речи детейна этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с. Однако, их употребление не всегда соответствует языковой норме. Наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний. Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные затем сложносочиненные предложения с союзами.
В речи детей на этом этапе происходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова.
Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы, однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена.
III ПЕРИОД – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3-х до 7-ми лет). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. Значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество, так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частичными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.
В речи детей 4-х лет иногда еще встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении (на коне, тенденции унификации основы (пени, левы). После 4-х лет такого рода ошибки исчезают из детской речи, остаются лишь нарушения чередования в основах глагола.
Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление.
По данным А. В. Соболевой и Т. Б. Филичевой «…при нормальном развитии речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа» [46. С. 23].
Таким образом, к школьному возрасту, ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.
Как отмечал А. Н. Гвоздев, «…достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является наиболее высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики,что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления». [10. С. 467].
Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. А нарушения грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых обобщений может носить первичный характер, как при алалии, детской афазии и вторичный, как при дизартрии.
Использование игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста Выступление на педсовете. Речь — одна из линий развития ребенка. Правильная и богатая речь позволяет ребенку легко высказывать свои мысли.
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР «Водные обитатели» Цели: – систематизировать знания детей и активизировать словарь по теме «Водные обитатели». Задачи: Коррекционно-образовательные: – закрепить.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР «Зима» «Зима» Задачи: систематизировать представления детей о зиме как о времени года, о жизни и приспособлении животных, птиц к зимним условиям.
Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников Самаркина Е. С. Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников. Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические.
Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.
Советы для родителей по развитию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Овладение языком является важным условием умственного развития… А. Н. Леонтьев Уважаемые родители! У детей старшего дошкольного возраста.
Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Статья на тему: Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Подготовила воспитатель группы ЗПР Титиёва.
Особенности грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста Автор: Рожнева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ «ДС «Снежинка», Пуровский р-н, п. г. т. Уренгой. В младшем дошкольном возрасте.
Возрастные особенности формирования грамматического строя речи Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать.
Грамматический строй речи, значение его усвоения для речевого, умственного развития детей
Грамматический строй речи, значение его усвоения для речевого, умственного развития детей
Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Значение овладения грамматическим строем
Освоение ребёнком основных грамматических понятий имеет большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить средством общения.
Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т. е. в развитии связной речи.
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Основные этапы и направления психолого-лингвистических и педагогических исследований по детской грамматике.
Несмотря на всю важность, проблема формирования грамматического строя речи стала предметом изучения лишь в 50-е г.г. XX в. после выхода в свет фундаментального труда Александра Николаевича Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка». В работе детально описаны грамматические категории, элементы и конструкции в речи ребенка на каждом возрастном этапе.
А.Н.Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя наблюдается определенная последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).
А.Н.Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.
Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1г.3 мес. до 1г.10 мес.).
Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).
Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усиливаются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что овладение грамматическим строем языка активно происходит на основе диалогической речи ребенка и взрослого. Он приводил данные в отношении усвоения грамматического строя русского языка в раннем детстве (по А.Н. Гвоздеву) и отмечал, что показателем развития связной речи служит употребление союзов. По мнению Д.Б. Эльконина, овладение языком в раннем детстве служит основой для всего психического развития ребенка.
Алла Генриховна Арушанова выделяет несколько направлений в этой работе.
Первое направление связано с исправлением (предупреждением) неточностей и ошибок, свойственных детям (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и др.).
Второе направление – выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности.
Третье направление связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования.
Роль практической деятельности в формировании грамматических
обобщений; влияние типа общения на грамматические особенности речи
Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности.
Формирование грамматического строя речи детей происходит на основе подражания речи взрослых и усвоения грамматических обобщений.
Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. «На этой основе формируется обобщенный образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что и приводит к складыванию механизма аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю языка».
Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Они показали, что осознание грамматических явлений происходит на основе обучения, у детей начинает формироваться чувство языка, способность к обобщению.
Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений.
Ф. А. Сохин, говоря о формировании языковых обобщений, отмечал, что речь детей развивается прежде всего на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно «неподражательные» элементы психологического механизма речевого развития — обобщение языковых и речевых явлений.
Формирование языковых обобщений в процессе развития речи начинается рано, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым.
Усвоение грамматики связано с когнитивным развитием ребенка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.
Возрастная динамика онтогенеза грамматики.
Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний.
На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). Это возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Совершенствуется речь ребенка. Отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие «суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, хороший, твердый). Ребенок начинает шире пользоваться предлогами и союзами. К концу года они нередко используют в своей речи притяжательные прилагательные (папин стул, мамина кофта).
Механизм формирования морфологической, синтаксической сторон детской речи, способов словообразования.
Методика формирования морфологических навыков.
Младший дошкольный возраст
В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.
Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.
Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций.
Средний дошкольный возраст
В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению.
Содержание обучения усложняется: продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.
Следует учить детей правильно изменять трудные для них слова.
На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения. Он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.
Программное содержание и методика организации занятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций.
В средней группе продолжается формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К 6 годам дети усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе, падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения.
В обучении используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения. По-прежнему используется образец грамматической формы.
Методика формирования синтаксических навыков
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача, связанная с формированием навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.
Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением.
В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных членов, упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения.
Для составления предложений целесообразно использовать и сюжетные картинки. Рассматривая их с детьми, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают на них простым предложение, состоящим их подлежащего, сказуемого, обстоятельства, определения или дополнения.
Все упражнения должны проходить в игровой занимательной форме.
Формирование синтаксической стороны речи у детей средней группы связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической её формой. В средней группе продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением.
Для правильного построения сложных предложений важно осмыслить значение союзов соединения и подчинения. Необходимо активизировать в речи детей употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как), для связи предложений.
Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение.
В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи.
Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами; используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы.
С целью развития синтаксической стороны речи используются дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты.
Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребёнка использовать различные синтаксические конструкции.
Методика обучения способам словообразования.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.
В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.
Детей учат соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.
Проводятся те же игры, что и в младших группах, но содержание речевого материала в них меняется, становится более сложным.
Обучение детей грамматическим навыкам осуществляется так же в игровых ситуациях, в дидактических играх и упражнениях.
В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.
Прежде всего, у детей закрепляют умение образовывать наименования посуды, детёнышей животных и птиц с помощью суффиксов. Эти навыки закрепляются в играх «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало?» и др.
Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств.
Целесообразно проводить упражнения
а) на образование прилагательных от основ существительных:
б) на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода:
в) на образование притяжательных прилагательных:
Следует познакомить детей и с образованием слов в случае слияния двух основ:
— самолет, паровоз, теплоход, мясорубка, хлеборезка;
Таким образом, работа по формированию навыков словообразования проводиться во всех возрастных группах с учетом принципов преемственности и развивающего обучения.
Задачи грамматической работы с детьми в детском саду.
Задачи раздела можно рассматривать в трех направлениях:
Можно наметить основные задачи работы по формированию грамматической стороны речи на каждом возрастном этапе.
В младшем и среднем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов — с помощью приставок.
В старших группах, помимо этого, идет совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, исключений морфологического порядка, усвоение способов словообразования всех частей речи, в том числе причастий. В этот период важно формирование ориентировки ребенка на звуковую сторону слов, воспитание интереса и критического отношения к образованию словоформ, стремление к правильности своей речи, умение исправить ошибку, потребности узнавать грамматические нормы.
Пути формирования грамматически правильной речи:
— создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
— специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
— формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
— исправление грамматических ошибок.
Мини словарь.
3-4 года – обогащение словаря.
Машина, автобус, поезд, кузов, колеса, гараж, водитель, руль, быстро, медленно, едет.
Детали транспорта: шасси, корпус, штурвал, иллюминатор, нос, палуба.
Глаголы: отъехал, подъехал, затормозил, обогнал, мчится, плывет.
Обобщающие слова: наземный, подземный, железнодорожный, воздушный, водный.
Сложные слова: бензовоз, мусоровоз, молоковоз, луноход, вездеход, ледокол.