дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте

Последовательность усвоения звуков речи

Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности звуков определяется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в своём развитии несколько отстаёт от речеслухового. В силу этого ребёнок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определённого возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением.

По этой причине в возрасте от 1 года до 2 лет он и овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков — гласных А, О, Э и губных согласных П, Б, М. Именно из этих звуков состоят всем хорошо известные самые первые произносимые ребёнком слова.

В возрасте от 2 до 3 лет усваивается произношение и ряда других артикуляторно сравнительно несложных звуков. К ним относятся гласные И, Ы, У, губно-зубные согласные Ф, В, наиболее простые из переднеязычных звуков Т, Д, Н, заднеязычные К, Г, X и среднеязычный звук Й. Появление у детей звуков именно группами не случайно. Например, как только ребёнку становится доступным поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, так в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звука — Т, Д, Н. То же самое относится и ко всем другим группам звуков.

Произношением значительно более сложных по своей артикуляции свистящих (С, Сь, З, Зь, Ц) ребенок овладевает к 3-3,5 годам. Шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ) ребёнок овладевает в более поздние сроки — в возрасте от 4 до 4,5 лет.

По мнению автора А.Н. Гвоздева в среднем дошкольном возрасте (4 — 4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства детей уже появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ.

Позднее всего, в возрасте 5—5,5 лет, ребёнок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков (сонорные звуки) — Р, Рь, Л, Ль. По мнению автора Парамоновой Л.Г. возрасте 5—6 лет, ребёнок овладевает произношением самых звуков — Р, Рь, Л, Ль. На этом и заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей. Теперь все произносимые ребёнком слова, состоят лишь из правильно артикулируемых звуков, и в этом отношении его речь не отличается от речи взрослого. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Следить, чтобы упражнения выполнялись правильно и точно, иначе занятия не имеют смысла.

Источник

Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?

дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте. Смотреть фото дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте. Смотреть картинку дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте. Картинка про дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте. Фото дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте

Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.

Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил:

Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет.

Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.

Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.

Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.

Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал».

Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».

Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные.

Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.

Тренируйтесь различать звуки в игре.

Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!

А если вы хотите научиться распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, освоить постановку звуков с помощью логопедических зондов; научиться приемам активизации кинестетических ощущений в оральной области и приемам использования массажера V-Zibe; то мы вас ждем на мини-курсе: «Звукопостановка: особенности начала работы и формирование звукопроизношения».

Источник

Особенности овладения звукопроизношением у детей. Консультация для родителей

дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте. Смотреть фото дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте. Смотреть картинку дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте. Картинка про дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте. Фото дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте Наталья Андронова
Особенности овладения звукопроизношением у детей. Консультация для родителей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ

Становление звукопроизношения у детей в норме охватывает период от года да 5 (реже – до 6) лет. При этом звуки ребенок усваивает не изолированно, а в составе целых слов. Но поскольку многие звуки у него еще отсутствуют или заменяются другими звуками, звукослоговая структура слов оказывается искаженной, и лишь постепенно она все более и более уточняется, приближаясь к норме.

Уже с двухлетнего возраста малыш различает все звуки речи на слух, однако правильно произнести их он еще не может, потому что созревание речедвигательного анализатора значительно отстает от созревания речеслухового. Эта незрелость выражается в том, что движения речевых органов, и прежде всего языка, у ребенка раннего возраста еще недостаточно диффе-ренцированы, неловки, а значит, выполнение «тонких» движений, необходимых для правильного произнесения многих звуков, ему недоступно. Последовательность усвоения звуков в ходе нормального онтогенеза определяется возможностями речедвигательного анализатора. Правильное звукопроизношение усваивается ребенком на основе подражания речи взрослых. К 3-4 годам он улавливает на слух различие между собственным несовершенным произношением и произношением взрослых и «подтягивает» свое произношение к этому образцу. Хорошо, если этот образец действительно правильный, потому что в противном случае ребенок скопирует дефектную артикуляцию. Именно этим и объясняются нередкие случаи «семейной картавости» и других «семейных» дефектов звукопроизношения, которые родители пытаются объяснить наследственностью.

Овладение правильным звукопроизношением при нормальном ходе речевого развития подчинено вполне определенным закономерностям, которые родителям необходимо знать. К этим закономерностям, характерным для всех детей,относятся следующие:

1. Звуки речи усваиваются ребенком по принципу от легкого к трудному. Это значит, что в первую очередь он овладевает произношением тех звуков, которые не требуют особенно точных и дифференцированных движений речевых органов. Последовательность усвоения звуков такова.

— на 1-2-м году жизни ребенок произносит только гласные звуки А, О, Э и губные согласные П, Б, М (в артикулировании последних язык вообще не участвует). Именно из этих звуковс состоят самые первые слова ребенка: мама, папа, баба.

— в период от 2 до 3 лет ребенок усваивает глас-ные звуки И, Ы,У и следующие группы наиболее простых по артикуляции согласных: Ф, В (губно-зубные, в образовании которых язык тоже еще не участвует); Т, Д, Н (простейшие по артикуляции переднеязычные звуки, требующие лишь простого поднимания кончика языка к верхним зубам); К, Г, Х (заднеязычные, тоже сравнительно простые по артикуляции) и звук Й.

— в возрасте от 3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, З, Ц, а потом шипящих Ш, Ж, Ч, Щ. Эти группы звуков уже гораздо более сложны по артикуляции, поскольку для их образования необходимы тонкие и дифференцированные движения языка, а также вполне определенное положение губ. Поэтому не случайно у многих детей именно на этих звуках впервые проявляются патологические нарушения звукопроизношения, тогда как более простые звуки произносились ими правильно.

— и наконец в возрасте 5-6 лет ребенок овладевает артикуляцией самых сложных согласных звуков, к которым относятся Р и твердое Л. Правильное артикулирование этих звуков предполагает очень точную и тонкую работу мышц языка.

Итак, мы видим строгую последовательность в усвоении детьми правильного звукопроизношения: ни один ребенок не начинает овладение им с артикуляторно трудных звуков.

2. Артикуляторно трудные звуки усваиваются не сразу, а путем последовательного использования различных звуков-заменителей (субститутов). Если простые по артикуляции звуки дети обычно сразу произносят правильно, то трудные звуки они вынуждены заменять более простыми до тех пор, пока не смогут, наконец, выполнить необходимые для их произнесения артикуляторные движения. Так, например, ребенок раннего возраста звук С заменяет на Т («танки» = санки); еще более трудный по артикуляции звук Ш сначала заменяется на Т («тапка» = шапка, а затем на С («сапка» = шапка). Характерно, что звуки-заменители при нормальном ходе речевого развития произносятся ребенком правильно, т. е. не искажаются.

3. Период овладения звуком обычно длится около двух-трех недель. В течение этого времени ребенок пользуется вновь усвоенным звуком неустойчиво, продолжая смешивать его со звуком –заменителем. Иногда в этот период возможны даже обратные замены, но все же сравнительно быстро ребенок окончательно овладевает правильным произношением звука.

4. «Возрастное косноязычие» проявляется или полным отсутствием некоторых звуков в речи ребенка (пропуском их, или их заменой другими звуками, но правильно произносимыми. Например, при полном отсутствии звука Р ребенок говорит «ыба» вместо рыба, а при замене его другим звуком – «йиба» или «лыба» вместо рыба.

5. Не позднее 5-6 –летнего возраста период «возрастного косноязычия» заканчивается, после чего все звуки произносятся ребенком правильно. Правда, иногда встречаются случаи «задержанного возрастного косноязычия», когда звуковые замены по каким-то причинам сохраняются у детей несколько дольше упомянутого срока. Однако неправильное произношение здесь выражается именно в звуковых заменах, а не в искажении звуков; в противном случае это уже патология, требующая помощи специалистов.

Итак, основным внешним признаком истин-но «возрастного косноязычия» является то, что у ребенка или полностью отсутствуют (опускаются в речи) какие-то звуки, или эти звуки заменяются другими, но обязательно правильно произносимыми звуками.

Для патологических же форм характерно то, что даже в период «возрастного косноязычия» нарушения проявляются искажение звуков, которое никогда не имеет места в нормальном онтогенезе. Такие звуки нехарактерны для русского языка и поэтому сразу обращают на себя внимание. Примером этого может служить уже упомянутое картавое Р, межзубное С, «воздушное» Ш (звук произносится с раздуванием щек) и пр. Все эти патологические особенности произношения могут наблюдаться и наряду со звуковыми заменами, т. е. возможно сосуществова-ние патологического и возрастного косноязычия.

В чем же причина патологических нарушений звукопроизношения?

Одной из причин может быть неправильное строение артикуляционного аппарата: короткая уздечка языка, неправильное строение челюстей и зубов. Во всех подобных случаях нужно своевременно принимать меры по устранению имеющихся у ребенка анатомических дефектов, поскольку само по себе взросление здесь ничего не может изменить.

Другая, еще более распространенная в настоящее время причина, приводящая к дефектному звукопроизношению, заключает в наличии у ребенка парезов (т. е. слабости) отдельных мышц языка. В этом случае ребенок как бы не вполне владеет своим языком и поэтому не может выполнять артикуляторные движения точно и в полном объеме. Если парезы мышц языка выражены достаточно сильно, то нарушается произношение сразу многих звуков; в таких слу-чаях речь ребенка становится невнятной и даже родители иногда понимают ее с трудом.

Дефектное (искаженное) произношение звуков у ребенка любого возраста является патологией и свидетельствует о необходимости безотлагательного обращения к специалистам. Чем раньше будет оказана специальная помощь, тем быстрее и успешнее нормализуется у него звукопроизношение.

«Задержанное возрастное косноязычие», выражающееся в полном отсутствии звуков или в звуковых заменах, обязательно должно быть устранено до начала обучения ребенка грамоте. В противном случае на письме у него обязательно появятся однотипные буквенные замены, и тогда уже придется устранять нарушения не только устной речи, но и письменной.

Как определить, нуждается ли Ваш ребенок в помощи логопеда? Консультация для родителей Тема: «Как определить, нуждается ли ваш ребенок в помощи логопеда? Становление речи ребенка, как известно, проходит.

Перспективный план работы с родителям (средняя группа) №п/п Сентябрь 1. Родительское собрание «Начало путешествий в страну знаний». Обсуждение единой системы требований в детском.

Источник

Консультация «Обучение детей старшего дошкольного возраста звуко-буквенному анализу слов»

дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте. Смотреть фото дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте. Смотреть картинку дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте. Картинка про дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте. Фото дети правильно артикулируют гласные и простые согласные звуки в каком возрасте Ирина Федоряка
Консультация «Обучение детей старшего дошкольного возраста звуко-буквенному анализу слов»

В современном мире подавляющее большинство детей, которые ещё только готовятся поступать в школу, знают буквы или уже умеют читать. Представления же о звуках речи у будущих первоклассников является достаточно смутным или совсем отсутствует. Русское письмо является звуко-буквенным (точнее, фонемно-буквенным). Значит, для того, чтобы успешно овладеть грамотой, необходимо, чтобы у ребёнка было сформировано полноценное представление о звуках речи, о звуковом составе слова.

Почему же детям так трудно бывает называть звуки речи? Это объясняется тем, что в данный период возникает естественное стремление опереться на представление написанного слова (на буквы, так как зрительный ряд ребёнок воспринимает острее, чем звуковой. Звук мгновенен, невидим и летуч. От произнесения слова не остаётся никаких следов. Поэтому необходимы такие средства, которые могли бы зафиксировать звучание слова, при этом не обращаясь к буквам. Для этого на занятиях по обучению грамоте воспитателям необходимо использовать разнообразные схемы, модели и условные значки для обозначения звуков.

В качестве такой модели рекомендую использовать пособия: «Звуковая линейка», «Звуковая птичка», «Звуковой домик». Её систематическое использование позволяет развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.

Линейка проста в использование.Например: изучая звук [C], предложите детям определить место звука в слове,дав инструкцию: «В каком месте слова слышится [C]». Обращаю ваше внимание именно на такую инструкцию,так как часто педагоги произносят следующую инструкцию: «В каком месте слова стоит звук [C]». Это фраза не приемлема по отношению к звуку, поскольку он слышится, а стоять в слове может буква. Дети пропевают слово, определяют звук (на первых порах с помощью педагога) и переставляют фишку в нужное место.

Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому) анализу слогов и слов.

Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

В игре дошкольник может усвоить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких, глухих и твёрдых согласных, научиться фонемному анализу слов. Игровые приёмы способствуют устойчивости внимания, поддержанию интереса и активности. Можно долго объяснять детям, что когда мы говорим, то произносим слова, слова состоят из звуков, звуки звучат по-разному, звук – единица речи и т. д. Это вряд ли будет понятно. Здесь будут уместнее игры «Кто как кричит?», «Откуда появился звук», «Хлопни, если услышишь» на выделение отдельно заданного звука, как изолированного, так и в слове. Для развития умения выделять место звука в слове (позиционный анализ) подходят игры «Где спрятался хитрый звук, «Назови первый (последний) звук в слове». Играя, дошкольники учатся слушать звуки, давать ему характеристику. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слова. А это уже первая ступень обучения грамоте. Умение анализировать звуковой состав слова предупреждает пропуски букв при письме.

Формировать у детей фонематические представления, т. е. умение подбирать слова с заданным звуком помогут такие игры и упражнения, как «Назови фрукты на звук А», «Назови предметы одежды на П» и т. д., а также прослушивание потешек, стихотворений, в словах которых часто встречаются определённые звуки. Примером может служить стихотворение С. Маршака.

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать, умеет он.

После прочтения которого детям предлагается назвать слова со звуком С.

Научить определять количество слогов в слове дошкольников можно с помощью хлопков с одновременным проговариванием. Для закрепления умения можно использовать картинный материал. Детям предлагаются выбрать слова, которые состоят из определённого количества слогов. Примером может служить дидактическая игра «Огород». Воспитатель объясняет, что овощи нужно распределить на две корзинки. Причём, в первую корзинку нужно положить овощи, в названии которых, два слога, а во вторую — три.

В игре можно научить дошкольников различать на слух сходные по звучанию и артикуляции согласные, если использовать сказочных персонажей. Например, Малышу помочь подобрать предметы одежды, в названии которых есть звук Ш (шапка, шорты, рубашка) а Карлсону со звуком С (свитер, носки, галстук и т. д.).

Обучая ребенка звуковому анализу мы,решаем несколько задач:

1. Учим определять количество звуков в слове

2. Учим определять звуковой состав слова

3. Учим определять последовательность звуков в слове

4. Трансформация слов

Прежде, чем мы перейдем непосредственно к знакомству с различными методиками обучения детей звуковому или фонемному анализу словахотелось бы кое-что напомнить: мы знаем, что в русском языке количество звуков и букв не совпадает букв 33. Звуков или фонем…. 42

1. На наших занятиях по обучению грамоте мы должны детям четко объяснить различие между звуком и буквой, так как буква в разных ситуациях может обозначать разное количество звуков. Скажите, чем звук отличается от буквы?

Вначале учим детей определять количество звуков в слове. Во всех случаях мы используем звуковые модели слов, как средство материализации неуловимой для ребенка звуковой формы слов.

«Угадай слово»,

У каждого ребенка по схеме. На доске картинки. Нужно выбрать тот рисунок, название которого по числу звуков совпадает с числом клеток схемы.

«Самое длинное слово»

Среди картинок нужно определить ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.

«Самое короткое слово»

Среди этих же картинок найти ту, название которой содержит наименьшее количество звуков.

2. Звуки делятся по механизму образования на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных) В чем отличие?

Игры «Синий – красный»

Обучающий называет звук,а ребенок в ответ показывает фишку: Б-синюю, И-красную

«Найди красный домик»

Дети получают схемы: из двух и трех клеток и красные фишки. Взрослый называет слова, а ребенок закрывает на схеме определенную клетку или клетки – гласные звуки.

Ам, му, сок, уши, ум, усы, каша, аист, пион, топор, сирень, голубь….

Дети закрывают синими фишками все согласные звуки

«Напишем правильно». Из фишек составляется слово нос, вор, оса….

«Чего не стало?» После составления слова, например, нос, ребенка просят закрыть глаза,в это время одну фишку убирают и спрашивают: «Какой звук убежал

Мягкие – пары всех согласных, кроме Ш, Ж, Ц. Они всегда твердые.

Дифференциация твердых и мягких звуков.

Игра «Скажи. Кто большой. А кто маленький?», «лед и травка».

Обучающий произносит согласные звуки, дети поднимают фишку соответствующего цвета, слоги, слова тук, тюк, лук, люк, нос, нес….

«Закроем домики».Две картинки: липа и лось и две схемы – из трех и четырех клеток. Нужно определить, какому слову соответствует схема, и закрыть ее фишками определенного цвета.

По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок – звонкие, глухие; Как научить детей определять, какой звук глухой, а какой звонкий?Обозначения: фишки с колокольчиком и без него.

Можно использовать те же игры по дифференциации, что и в двух первых случаях.

Отбери картинки, названия которых начинаются со звонкого согласного, с глухого. «Разбери картинки на две кучки»

Особо хотелось бы остановиться на буквах Е, Е, Ю, Я. Это не звуки. Это буквы, которые в разных позициях в слове обозначают разное количество звуков.

В начале слова или после гласных звуков эти буквы обозначают 2 звука ЙО, ЙЭ,ЙА и ЦУ: ежик, ель, яблоко, юг

Во всех остальных случаях они обозначают звуки э, а, о, у, но эти буквы используются для смягчения предшествующего согласного.

4. Определение последовательности звуков в слове.

«Волшебная цепочка». Конечный звук первого словастановится началом второго: кот-туфли- иголка-апельсин….

«Живые звуки», «Напиши сам». Ребенок самостоятельно составляет схему слова по картинке. Которая лежит перед ним.

5. Трансформация слов. Этот этап работы проводится, когда дети достаточно хорошо овладели звуковым анализом слов. Во второй половине года.

«Что получится?», если в слове СОК С заменить на Б, затем на Т

В слове РАК Р заменить на Л, М, Т

«Поменяем начало и конец»

Строится живая схема: КОТ, затем К и Т меняются местами, дети читают ТОК

НОС – СОН, ТИК – КИТ, СОР – РОС

«Найди слово в слове»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *