дети ясельного возраста это какой возраст
Ясельный возраст
Полезное
Смотреть что такое «Ясельный возраст» в других словарях:
Ясельный возраст — период развития ребенка от четырех недель до трех лет;условно подразделяется на младший ясельный, или период грудного возраста, от четырех недель до одного года и старший ясельный возраст от одного годадо трех лет. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ЯСЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — период развития ребенка от 4 недель до 3 лет; условно подразделяется на младший ясельный, или период грудного возраста, от 4 недель до 1 года, и старший ясельный, или преддошкольный, от 1 года до 3 лет … Психомоторика: cловарь-справочник
Возраст — I Возраст Различают В. хронологический (паспортный, или календарный) период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный момент времени. Последний определяется совокупностью… … Медицинская энциклопедия
возраст преддошкольный — см. Возраст ясельный старший … Большой медицинский словарь
возраст ясельный младший — см. Возраст грудной … Большой медицинский словарь
возраст грудной — (син. В. ясельный младший) В. от 1 месяца до 1 года … Большой медицинский словарь
ясельный — I см. ясли I; ая, ое. II см. ясли II; ая, ое. Я/сельный режим. Я ая сестра. Я/сельный возраст. Я/сельный ребёнок (посещающий ясли) … Словарь многих выражений
возраст ясельный — В. от 1 месяца до 3 лет … Большой медицинский словарь
возраст ясельный старший — (син. В. преддошкольный) В. от 1 года до 3 лет … Большой медицинский словарь
ПЛАНИРОВАНИЕ — здрав оохра н е ни я. Приступая к составлению плана здравоохранения в районе (то же по краю и республике), необходимо прежде всего ознакомиться с данными, характеризующими экономическое и санит. гиг. состояние района. Изучение экономики района… … Большая медицинская энциклопедия
Пищеварение — I Пищеварение совокупность процессов физической и химической переработки пищи в пищеварительном тракте, в результате которой ее компоненты при сохранении энергетической и пластической ценности утрачивают видовую специфичность и приобретают… … Медицинская энциклопедия
Медицинская энциклопедия (сводная)
Ясельный возраст
рост = рост ребенка 1 года + (5 см × число лет);
вес = вес ребенка 1 года +(2 кг × число лет).
Анатомо-физиологические особенности. Кожа нежная, тонкая (толщина эпидермиса не превышает (0,25 мм), легкоранимая. В дерме слабо развиты эластические волокна. Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг массы тела, больше, чем у взрослых. Резорбтивная (всасывательная) способность кожи высокая. Волосы растут относительно медленно (до 0,2 мм в сутки), их толщина не превышает 0,2 мм. Выводные протоки потовых желез окончательно не сформированы: потоотделение функционально несовершенно, иногда оно может проявляться и в ответ на понижение температуры воздуха.
Подкожная клетчатка хорошо выражена. Процессы гиперплазии жировой ткани (увеличение количества жировых клеток) постепенно прекращаются, после чего количество жировых клеток остается постоянным в течение всей жизни. Дальнейшее увеличение массы жировой ткани происходит в основном за счет увеличения размеров жировых клеток.
Мышечная система. В 1-3 года быстро нарастает масса мышечной ткани, увеличивается диаметр мышечных волокон, развивается соединительнотканный каркас мышц. Одновременно с совершенствованием двигательных навыков происходит развитие и увеличение количества нервных окончаний и проприоцепторов мышц. Тонкие движения (например, пальцами рук) еще затруднены. Половых различий в развитии мышечной системы нет.
Костная система. В старшем Я. в. продолжаются оссификация (содержание кальция в скелете увеличивается со 100 г в 1 год до 179 г в 3 года) и перестройка структуры костной ткани. Однако скелет еще содержит много хрящей, кости неплотные гибкие. Надкостница толще, чем у взрослых в ней активно протекают процессы костобразования. К 2 годам интенсивность кровоснабжения костной ткани достигает максимума, в последующем количество сосудов в ней заметно уменьшается.
Происходит постепенный рост сосудов, но просвет артерий относительно размеров сердца и диаметра вен уменьшается. В сосудах увеличивается количество мышечных волокон и соединительной ткани, развивается клапанный аппарат. Капиллярная сеть становится более выраженной. С переходом к прямостоянию и в связи с совершенствованием двигательных навыков особенно интенсивно развивается венозная сеть нижней половины тела.
Одновременно с морфологическими изменениями совершенствуется функция органов пищеварения: увеличивается активность амилазы слюны, возрастает желудочная, печеночная и панкреатическая секреция, активность пищеварительных ферментов в желудке и кишечнике. Кал становится оформленным, суточная масса его в 1-3 года составляет 80-100 г. Частота дефекаций обычно 1-2 раза в сутки. Ребенок приучается к произвольной дефекации (просится на горшок).
Органы мочевыведения. Увеличиваются размеры и масса почек. Совершенствуется их строение: после 2 лет нефрон становится более дифференцированным, клубочки увеличиваются в размере (особенно в 2-3 года) и приближаются по структуре к клубочкам взрослого, заметно возрастают клубочковая фильтрация и диурез (с 450 мл в возрасте 1 года до 520 мл в 2-5 лет). Расположение почечных лоханок чаще внутрипочечное. Лимфатические сосуды почек и кишечника тесно взаимосвязаны. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых. Размеры мочевого пузыря увеличиваются к 3 годам до 90-100 мл; эластическая и мышечная ткани стенок развиты недостаточно. Число мочеиспусканий в 2-3 года уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок приучается произвольно регулировать акт мочеиспускания.
Эндокринная система. Продолжается развитие основных эндокринных органов. Масса и размеры гипофиза в 1-3 года остаются относительно стабильными, но продукция тропных гормонов в нем возрастает. Увеличиваются масса и размеры щитовидной и половых желез, надпочечников. Надпочечники еще недостаточно дифференцированы (до 3 лет в них отсутствует сетчатая зона, клубочковая зона развита недостаточно), но строение их совершенствуется, возрастает продукция гормонов, устанавливается суточный режим их секреции. В возрасте 1-2 лет отмечается особенно активная функция паращитовидных желез, что связано с интенсивным фосфорно-кальциевым обменом.
Нервная система. Отмечается дальнейшее развитие центральной и периферической нервной системы. К 3 годам увеличивается масса головного мозга в среднем до 1012 г у девочек и до 1076 г у мальчиков (т.е. утраивается по сравнению с массой головного мозга у новорожденного), возрастая масса (до 13 г) и длина (до 21 см) спинного мозга, в основном завершаются дифференцировка нервных клеток и миелинизация проводящих путей. Головной мозг обильно кровоснабжается, проницаемость гематоэнцефалического барьера повышена.
В старшем Я. в. происходит бурное нервно-психическое развитие ребенка: полностью осваивается самостоятельная ходьба, происходит дальнейшее совершенствование условнорефлекторной деятельности, речи, эмоций и форм общения (табл.).
Показатели нервно-психического развития детей старшего ясельного возраста
| Возраст | Двигательные | Общение с | Ощущение |
| ребенка | навыки | окружающими, | формы и цвета |
| | | развитие и | предметов |
| 1 год 3 | Долго ходит | Называет | Различает 2 |
| месяца | самостоятельно, | отдельные | разных по |
| | меняет позу | предметы, | величине |
| | (поворачивается, | упрощая их | предмета |
| | наклоняется, | произношение | (например, 2 |
| | действия | понимает названия | |
| | кормит куклу); | окружающих | |
| | ест ложкой | сообщает о | |
| | густую пищу. | желаниях и | |
| 1 год 6 | Перешагивает | Называет | Среди 3-4 |
| месяцев | через | заинтересовавший | предметов разной |
| | небольшое, | его предмет; | формы |
| | лежащее на полу | находя среди | показывает |
| | препятствие | нескольких | одинаковый по |
| | (например, | предметов | форме с |
| | палку); | одинаковые по | образцом |
| | повторяет часто | значению; знает | |
| | наблюдаемые | около 10 слов | |
| 1 год 9 | Может ходить по | В общении | Различает 3 |
| месяцев | поверхности | использует | разных по |
| | шириной 15-20 | предложения из 2 | величине |
| | см и | слов; отвечает на | предмета |
| | приподнятой над | вопросы по | |
| | полом на 15-20 | содержанию | |
| | см (например, | картинки в книге | |
| 2 года | Хорошо бегает, | В общении | Находит предмет |
| | воспроизводит | использует | названного или |
| | несколько | предложения, | показанного цвета |
| | логически | содержащие до 3 | |
| | связанных | слов, понимает | |
| | действий | короткий рассказ, | |
| | (например, моет | слушает чтение | |
| | куклу и затем | книг, особенно | |
| | может одеваться | иллюстрированных | |
| 2 года 6 | Приставным | Строит | Подбирает |
| месяцев | шагом | предложения из 3 | предметы 4 |
| | перешагивает | и более слов; | цветов (красный, |
| | через несколько | знает свое имя, | желтый, зеленый, |
| | небольших | говорит о себе | синий), |
| | препятствий; | «я»; выполняет | соответствующие |
| | одевается | определенную | показанному |
| | самостоятельно, | роль в игре | образцу |
| 3 года | Перешагивает | В общении | Называет 4 цвета; |
| | через предметы | использует | красный, желтый, |
| | высотой 10-15 | сложные | зеленый, синий |
| | см, чередуя шаг: | предложения, | |
| | одевается | словарный запас | |
| | застегивает | примерно до | |
| | пуговицы, | 1200-1500 слов; | |
| | шнурки; катается | пересказывать | |
| | на трехколесном | небольшие | |
| | может стоять на | знает свой возраст | |
| | одной ноге; | и пол; считает до | |
| | складывает | трех; играет в | |
| | пирамиду из 9 | простые игры | |
Особенности заболеваемости. Кожный покров ребенка Я. в. часто инфицируется, что связано с особенностями его строения и несовершенством местного иммунитета; возникают пиодермии; отмечается склонность к мацерации кожи и развитию опрелости: дерматитов. Несовершенная теплорегулирующая функция кожи (недостаточность потоотделения и теплоотдачи) способствует более легкому развитию у детей Я. в. перегревания, теплового удара, гипертермического синдрома. Неадекватность потоотделения может привести к переохлаждено. Повышенная резорбтивная функция кожи способствует развитию дерматитов при нерациональном использовании мазей и кремов, содержащих биологически активные вещества (напр., гормоны).
Поскольку в старшем Я. в. частично сохраняется способность жировой ткани к гиперплазии при перекармливании ребенка (особенно в случае наследственной предрасположенности) легко развивается Ожирение Этому способствует также недостаточная двигательная активность ребенка. С другой стороны, при чрезмерных, неадекватных возрасту физических нагрузках легко развивается утомление. Высокая интенсивность кровоснабжения и обмена веществ в костной ткани может способствовать развитию при травмах и инфицировании гематогенного остеомиелита с наиболее частым поражением метафизов и эпифизов. При неправильном питании, недостаточном пребывании на свежем воздухе, неадекватных физических нагрузках, различных заболеваниях обмен веществ в костной ткани легко нарушается, что способствует развитию Рахита, спазмофилии (Спазмофилия), Остеопороза. Вследствие гибкости костей скелеты, несовершенства фикции позвоночника при неблагоприятных условиях (недостаточно занятий физкультурой, неправильная поза ребенка при использовании несоответствующей росту мебели) возникают нарушения осанки, сколиоз.
Относительная узость носовых ходов и сильное кровоснабжение их слизистой оболочки способствуют быстрому нарушению нового дыхания на фоне острых респираторных вирусных инфекций. Вследствие недостаточного развития придаточных пазух носа у детей старшего Я. в. относительно редко встречаются синуситы. На фоне ларингита в связи с узостью гортани и голосовой щели, интенсивным кровоснабжением слизистой оболочки редко развиваются явления стеноза гортани (см. Ларинготрахеобронхит острый стенозирующий).-
Особенности строения трахеи и бронхов предрасполагают к трахеиту, бронхиту и бронхиолиту. При бронхиолите из-за небольшого диаметра бронхиол легко может развиться ателектаз легкого (Ателектаз лёгкого). Слабое развитие бронхиол и пластической ткани в легких может обусловливать затяжное течение пневмонии (Пневмония) и формирование хронической пневмонии. Недостаточная эффективность дыхания у детей способствует более легкому развитию дыхательной недостаточности (Дыхательная недостаточность). У детей Я. в. часто наблюдаются аритмии сердца, выявляются шумы сердца, носящие в основном функциональный характер.
Большая проницаемость слизистой оболочки кишечника, недостаточно развитая барьерная функция печени, особенности лимфообращения в кишечнике у детей 1-3 лет обусловливают более легкое развитие у них токсического синдрома при кишечных инфекциях, а также способствуют более тяжелому течению отравлений (Отравления). Вследствие недостаточной (фиксации слизистой оболочки прямой кишки к подслизистому слою у детей Я. в. нередко отмечается ее выпадение (см. Выпадение прямой кишки). В связи с незавершенностью формирования кардиального отдела желудка и относительно коротким пищеводом у детей в возрасте до 3 лет довольно часто отмечается рвота в ответ на самые различные раздражители как местного (например, гастрит), так и центрального характера (гипертермия, интоксикация) Особенности строения почек и мочеточников, общность лимфатической системы почек и кишечника способствуют возникновению Пиелонефрита. Нередко наблюдается пузырно-мочеточниковый Рефлюкс.
Относительно низкий уровень иммуноглобулинов в крови у детей Я. в. при одновременном резком увеличении контактов между детьми объясняет их высокую заболеваемость по сравнению с другими возрастными группами. Низкий уровень иммуноглобулина А обусловливает частое возникновение кишечных инфекций, заболеваний, вызванных условно-патогенной флорой. Несовершенство функции лимфатических узлов у детей до 2 лет способствует генерализации инфекции и развитию сепсиса, менингита. Нередко, особенно у детей с лимфатическим диатезом (см. Диатезы), возникают патологические процессы в области лимфоидного кольца носоглотки: аденоиды, ангина, хронический тонзиллит.
Недостаточная дифференцировка ткани надпочечников обусловливает более легкое развитие у детей Я. в. надпочечниковой недостаточности на фоне любого тяжело протекающего заболевания или травмы. Обильное кровоснабжение головного мозга, повышенная проницаемость гематоэнцефалическою барьера способствуют накоплению токсических веществ в ц.н.с. и развитию нейротоксикозов на фоне различных заболеваний. В ясельном возрасте нередко проявляются Наследственные болезни.
Кормить ребенка необходимо примерно в одно и то же время; это помогает выработать условный рефлекс (в определенное время происходит выделение пищеварительных соков, и пища лучше переваривается). Если ребенок отказывается от еды, лучше пропустить одно кормление, чем пытаться любыми средствами накормить его.
К каждому новому блюду ребенка нужно приучать постепенно, осторожно и терпеливо. Важно следить за регулярным опорожнением кишечника, т.к. при запорах аппетит заметно ухудшается. Настроить малыша на еду помогает определенный ритуал: перед каждым кормлением готовят место для еды, моют ребенку руки, повязывают салфетку. В возрасте 1 1 /2-2 лет приучают самостоятельно стелить салфетку на стол, приносить посуду и стул. Выполнение таких поручений закрепляет привычку и впоследствии становится обязанностью ребенка. Обстановка во время еды должна быть приятной, суета и нервозность, которую иногда создают родители, способны лишь ухудшить аппетит ребенка. Кормить ребенка должен всегда один и тот же человек, всегда в одной и той же комнате. Нельзя ставить на стол сразу все блюда, т.к. если малыш любит второе и третье, он не будет есть первое. Красиво поданная пища улучшает аппетит. В начале 2-го года жизни дети сами держат ложку и чашку, а в 1 1 /2 лет сами едят с помощью взрослых, к 3 годам ребенок может есть сам.
Укладывать детей спать нужно в одно и то же время. Ребенка следует постепенно подготовить ко сну: успокоить после игры, посадить на горшок, умыть. Перед сном обязательно проветривают комнату.
Физическое воспитание. Правильно подобранные и соответствующие возрасту упражнения способствуют гармоничному физическому и умственному развитию, предупреждению многих заболеваний, формированию и совершенствованию двигательных навыков, развитию сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
Закаливание. Прежде чем начать его, нужно убедиться в том, что ребенок здоров. Основными факторами закаливания являются свежий воздух, солнечные лучи и вода.
Воздушные ванны зимой проводят в хорошо проветренном помещении, причем начинают при температуре в комнате не ниже 20°. Продолжительность первой воздушной ванны не более 3-5 мин. В первые 7 дней обнажают только руки и ноги ребенка, в последующем его раздевают до пояса (оставляют в трусах и тапочках). Температуру воздуха в комнате каждые 3-4 дня снижают ни 1° путем проветривания, но не ниже 15°. Летом воздушные ванны детям раннего возраста начинают также с температуры не ниже 20° на свежем воздухе. Продолжительность первой воздушной ванны около 5 мин. Затем ее постепенно продлевают до 1 ч. Проводят ванны в защищенном от прямых солнечных лучей месте (в тени деревьев или под тентом) в промежуток времени от 8 до 12 ч. Как летом, так и зимой их сочетают с подвижными играми или гимнастикой. Во время процедуры нужно внимательно следить за самочувствием ребенка: при появлении признаков переохлаждения (озноб, дрожание, мурашки на коже) воздушную ванну прекращают и быстро согревают ребенка.
Купание в реке, озере рекомендуется начинать с 2-летнего возраста, обязательно под наблюдением взрослых. Перед этим желательно провести хотя бы несколько обливаний. Начинают купание не раньше чем через 1 ч после еды. Погода должна быть безветренной, температура воздуха не ниже 24-25°, а воды 22-23°. Купание лучше проводить во второй половине дня, когда вода уже достаточно прогрелась. Ребенок при этом должен постоянно находиться в движении. Первое купание не должно превышать 2-3 мин, а затем продолжительность увеличивают до 5-6 мин.
Библиогр.: Детские болезни, под ред. П.Н. Гудзенко, Киев, 1984; Детские болезни, под ред. Л.А. Исаевой, М., 1986; Детские болезни, под ред. А.Ф. Тура и др., М., 1985; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вочана, пер. с англ., т. 1, М., 1987.
Рис. 9. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста: пролезание под гимнастической скамейкой.
Рис. 8б). Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста: опускание на пол гимнастической палки.
Рис. 3. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста: приседание на гимнастическую скамейку и вставание.
Рис. 1а). Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста: ходьба по «бегущей дорожке» (вид сбоку).
Рис. 5. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста: присаживание из положения лежа на спине на полу.
Рис. 8а). Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста: поднимание с пола гимнастической палки.
Рис. 11. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста: перешагивание через поставленные в ряд предметы: кегли, кубики.
Рис. 1б). Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста: ходьба по «бегущей дорожке» (вид спереди).
Рис. 10а). Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста: попеременное бросание мяча взрослому и вверх.
Рис. 7. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста: доставание с пола игрушки.
Рис. 10б). Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста: попеременное бросание мяча взрослому и вверх.
Рис. 2. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста: перешагивание через гимнастическую палку.
Рис. 4. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста: упражнение на гимнастической скамейке (встать, слезть).
Рис. 6. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста: присаживание из положения лежа на спине на гимнастической скамейке.
Дети ясельного возраста это какой возраст
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы взаимодействия с ними.
Статья:
Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на:
— период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года),
— период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).
Период младенчества
Новорожденность – переходный этап.
Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.
Психическая жизнь. Мозг новорожденного продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения.
Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.
Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.
Младенчество
Познавательное развитие ребенка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается.
Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т.д.).
Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины.
Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.
Движение и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни.
В 5 – 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации – первое целенаправленное действие. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями.
После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек.
После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым).
Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления.
Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.
Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа.
Эмоциональное развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Кризис 1 года
Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь. У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Развитие психических функций. Сензитивный период к усвоению речи.
Речь. К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.
Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие.
Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Это проявляется – дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией. Их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает.
До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие.
Элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать.
Восприятие аффективно окрашено – импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.
Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.
Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.
Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.
Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.
Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.
Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах.
Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка.
В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
Кризис 3 лет
Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.
Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.
Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.
Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.
Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними.
Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры.
Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка.
В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.