деятельность крепостного театра радзивиллов в несвиже и слуцке каком веке
Театр Радзивиллов
Народные виды театра – скоморохи, батлейка, «к i рмашовы» театр, народная драма, связанные своими истоками с народной обрядностью и играми, неповторимые по кругу образов, манере игры и сценическим приёмам – издавна были распространены на Слутчине. Соответственное место в культурной жизни занимали спектакли школьных театров, которые ставились по пьесам, написанным в основном преподавателями тогдашних учебных заведений (коллегий, семинарий, академий). В Слуцке школьные представления налаживали иезуиты и протестанты. Крепостной театр появился в городе благодаря Иерониму Флориану Радзивиллу (1715-1760), безжалостному крепостнику, балетоману, владельцу чудесной капеллы из профессиональных музыкантов, ставшему в 1744 году владельцем Слутчины.
В 1756 году в Слуцк прибыла новая партия актёров, которых наняли в Гданьске и Вене. Чтоб сопровождать их в свои владения, был выслан конный эскорт во главе с генералом, который на возах вёз труппу вместе со зверинцем и рабами-неграми. Им предстояло выступать на сцене построенного «комедихауза».
Слуцкий «комедихауз» был оборудован кулисными машинами, имел партер с покрытыми сукном лавками, был окружен ложами. Зал, украшенный зеркалами, имел неглубокую сцену с занавесом и живописными декорациями, натянутыми на рамы. Перед сценой было отведено специальное место для оркестра. Вокруг театра находились флигели, где жили музыканты, певцы, а также размещалась балетная школа, которая в 1756 году создала первую балетную труппу в истории Беларуси.
Владетельный князь не только хотел украсить свой быт балетом, но и стремился подготовить своих собственных танцовщиков и танцовщиц, которые должны были обходиться ему намного дешевле, чем иностранцы, содержание которых требовало больших денег. Исходя из этого, приглашение такого отличного педагога, каким был итальянский балетмейстер Антони Путини, являлось несомненным успехом. Путини приехал из Вены и, возможно, вместе с ним приехал известный французский танцор ЛуиДзюпре, солист парижскойоперы, один из основателей мужского классического танца. Иероним Флориан поручил им в короткий срок создать труппу.
Л.Дзюпре и А.Путини в балетную школу набрали 8-10-летних детей из семей слуцких мещан – подданных князя. Выбирая детей, балетмейстры смотрели: прямые ли у них ноги и изящная ли фигура.Среди них были и будущие звёзды радзивилловского театра.
Высоко ценил способности крепостных детейбалетмейстер А.Путини, который говорил князю, что никогда не учил таких умных детей и не слышал о таких, прибавляя, что «через три года он сам бы стоял с позором зазанавесом, так как не смог более удивить своих учеников». Это высказывание – свидетельство талантливости слуцких деток, их артистических способностей, которые выявились даже в тяжелейших условиях балетной муштры. С крепостными на считались, детей принуждали танцевать по шесть часов в день, жестоко наказывали за самую незначительную провинность (в школе был карцер), кормили бедно. Надзирателям при «балетниках и балетницах» позволялось употреблять розги. Жёсткий дух прусской казармы, такой милый князю, вводился и в балетных классах.
Жаль, неизвестен репертуар слуцкого балета, но, судя по названиям костюмов, это были балеты пасторального плана, в числе которых «Балет с Арлекином», «Венгерский балет» и «Турецкий балет». В других балетах фигурировали немецкие танцы, танцы «стрелков», «садовников», «цветочниц», «крестьянок» и другие.
После смерти Иеронима его наследникам надо было решать судьбу слуцкой сцены. Театр был закрыт, а костюмы и декорации переданы в Несвиж. Балетную труппу объединили с несвижской. Так была закрыта последняя страничка в истории слуцкого «комедихауза», а для его труппы начался новый период творчества.
Деятельность крепостного театра радзивиллов в несвиже и слуцке каком веке
Начало театрального искусства Беларуси лежит в народном театре с обрядовыми песнями и танцами. Особенно насыщен элементами театрализации свадебный обряд и коляды, во время которых разыгрывали целые представления. Первыми актёрами стали скоморохи. Их выступления были насыщены яркими песнями, танцами, различными трюками, народными пословицами и поговорками.
Зачастую скоморохи приходили на выступления с медведями. Известно, что в XVI–XVII веках в окрестностях Гродно, в Несвиже, Минске, деревне Раков (Воложинского района Минской области) работали специальные школы обучения и дрессировки медведей. А в Сморгони была открыта самая настоящая медвежья академия. В этом же столетии на территории Беларуси начинает появляться народный кукольный театр батлейка. В разных уголках Великого княжества Литовского, в состав которого входила современная Беларусь, он имел совершенно разные названия: вертеп, батляемка, яселка, остлейка, жлоб и другие. Для показов батлейки из дерева делали коробки разных размеров обычно в виде домика с горизонтальными перегородками. Каждая перегородка служила сценой для вождения по ней кукол. Сцена отделялась, как правило, тканью, что напоминало балкон. На заднем плане располагались иконы, звезды, окна и другие картины. Актёр находился за коробкой, оттуда водил куклы и говорил голосом своего персонажа.
В XVIII веке в Несвиже зарождается профессиональный театр. В 1740 году в городе действует крепостной театр Радзивиллов. Через считанные годы театр из крепостного превращается в любительский. Теперь в нем играют не только крестьяне, но и шляхта, кадеты, наёмные актёры и даже члены княжеской семьи. Спектакли ставились на французском, немецком, итальянском и польском языках. В этот период театром в Несвиже управляла женщина по имени Франциска Урсула Радзивилл. Она написала немало комедий для Несвижского театра: «В очах рождается любовь» (1750 год), «Любовь – великолепная мастерица» (1752 год) и ряд других произведений.
Франциска Урсула Радзивилл – польская писательница и драматург, первая женщина-писатель Беларуси и Польши. Писала на польском языке. Когда муж уезжал из Несвижа, Франциска отправляла ему письма в стихотворной форме. Помимо этого, она писала пьесы для дворцового театра в Несвиже, переделывая французские комедии и трагедии, используя сюжеты славянских преданий, сочинения античных авторов, сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Пьесы носили преимущественно назидательный характер, ряд из них на тему любви. При этом героини её комедий и трагедий – жертвы мужского коварства. Пробовала писать либретто опер.
В 1753 году князь Михал Казимир Радзивилл окончательно придаёт театру в Несвиже профессиональный характер. Он пополняет труппу профессиональными актёрами, создаёт театральную и балетную школы и оркестры. Двумя годами ранее, в 1751 году, Радзивиллы открывают театр и в городе Слуцке. Его владельцем становится Героним Флориан Радзивилл.
Михаил Казимир Радзивилл (Рыбонька) – государственный деятель ВКЛ, Великий гетман литовский, меценат. Михаил Казимир прославился жизнелюбием, за что и заработал своё прозвище Рыбонька. Именно так он любил обращаться ко всем, особенно к дамам. Организовал слуцкую и несвижскую мануфактуры по производству шёлковых поясов. Кстати, Героним Флориан Радзивилл тоже был владельцем слуцкой мануфактуры поясов.
Формирование первой слуцкой труппы столкнулось с трудностями. Актёры, узнав о деспотичной натуре князя, который мог больных артистов поднимать с кровати и гнать на спектакли, побоялись ехать в Слуцк. В драматических спектаклях театра принимали участие кадеты. Позже в театре стали чаще ставиться «немецкие» комедии. К игре на сцене стали привлекаться музыканты и педагоги кадетского корпуса. Солдаты гарнизона – обязательные участники массовых сцен.
В какой-то момент Героним Флориан Радзивилл активно увлёкся теневым театром.
Он считал, что такие спектакли больше подходят для публики, так как она не всегда понимает немецкий язык. Потом князь увлекается марионетками, которыми управлял актёр Гельман вместе со своей супругой. Ставились на слуцкой сцене и оперные спектакли на немецком и итальянском языках. Они ставились приезжими актёрами и музыкантами. Среди них – балетмейстер, музыканты: арфист, клавиоцимбалист, архитектор и механик для создания театрализованных машин и другие. Чуть позже приезжие актёры окончательно перебираются в Слуцк. В 1756–1758 годах заключается наибольшее количество контрактов с актёрами. В одном из договоров говорилось: «…профессию свою выполнять отлично, безо всяких выкруток во время комедий, опер и балетов, а также само во всех случаях, когда будет приказано». В 1756 году в Слуцк прибывает новая партия актёров из Гданьска (Польша) и Вены (Австрия). Чтобы сопровождать их в свои владения, Героним Радзивилл выслал конный эскорт.
Из «Диариуша» (дневника) Михаила Казимира Рыбоньки за 1755 год можно узнать, что с 22 по 28 июня в слуцком театре было поставлено 5 спектаклей, из которых 3 – немецкие комедии, 1 итальянская опера и 1 «комедия Маринетта». Вот некоторые записи из «Диариуша» Михала Рыбоньки: «Ужин и комедия немецкая». «Обедали в замке… Потому играли комедию Маринетта». «Вернувшись, были мы на комедии немецкой». «После обеда мы стреляли диких свиней и одиннадцать забили, потом была опера итальянская». «Одолели в зверинце оленя. Вернувшись, были на комедии немецкой». «После обеда охотился на кабанов, потом были на немецкой комедии, которую мой брат держит за большую цену». «Приехали в Слуцк, были на комедии немецкой, ужинать вернулись в старый замок, где и ночуем». «Танцы людей брата моего в театре после комедии». 9 июля 1759 года: «После обеда были мы на итальянской оперетте, балетах, который исполняли танцоры и танцовщицы моего брата». Из этих записей следует, что часть представлений выглядели своеобразным дополнением к охоте.
В 1759 году вместо временного помещения в Слуцке был построен постоянный «комедихауз». Хозяин, Героним Радзивилл, охарактеризовал его так: «Зал для оперы и комедии возведён с большой пышностью. В нем полно зеркал, подвешенных и настенных, в партере лавки мягко выстелены и обиты сукном, рядом такие же удобные ложи, для нас же, больше достойных, диван, обитый пунцовым бархатом, богато украшенный галунами и крепом, возле неё, кроме обычной охраны, стоят вооружённые гранд-мушкетеры, которые представляют собой очень видную фигуру. Театр также очень красивый, у него много разных сцен, которые меняются в декорациях, пристойное место для оркестра, в котором удобно размещаются до 40 иностранцев разных народов, чтобы тешить ухо зрителей слаженной мелодией». Возле театра находились флигели, в которых жили актёры, музыканты, певцы. Здесь же размещалась балетная школа, которая создала первую в истории Беларуси балетную труппу. В своём «Диариуше» от 11 марта 1756 года князь Героним писал: «Я принял балетмейстера Путини для уроков домашнего танца, обещал ему за это 30 дукатов. Просится ко мне ещё один балетмейстер, но ещё не решил принять его, потому что кажется мне, что он совсем стар».
В 1756 году в Слуцке создаётся профессиональный балет. Сюда из Вены приезжает Антони Путини и, предположительно, блестящий французский танцор и балетмейстер Луи Максимилиан Дюпре – солист парижской оперы, один из первых лиц в истории мужского классического танца. На тот момент Дюпре имел 30-летний опыт танцора, балетмейстера и либреттиста.
Луи Максимилиан Дюпре начал танцевать ещё в детстве под прозвищем малыш Дюпре. Со временем из «малыша» он превратился в «великого Дюпре» и стал символической фигурой в французском танце эпохи барокко, получив в Англии прозвище бог танца. Одним из самых горячих поклонников таланта Дюпре был Джакомо Казанова.
До 1758 года Путини и Дюпре работали вместе. Героним Флориан наказал им в короткие сроки создать в Слуцке труппу. Но воплотить наказ князя в жизнь было нереально – в городе практически не было профессиональных исполнителей. Тогда было принято решение об открытии балетной школы. На занятия набирались дети 8–10 лет из семей слуцких мещан – подданных князя. Выбирая детей, балетмейстеры обращали внимание на их ноги и фигуру. Балетной школе выделили специальное помещение в одном из флигелей возле театра. С этого момента для юных воспитанников наступает тяжёлое время обучения. Их учили то в Слуцке, то в Несвиже. Среди детей были и будущие «звезды». Один из них – Антон Лойка – первый белорусский балетмейстер. В балетной школе Слуцка начали обучать и маленьких негров, детей крепостных, которых закупал в Вене князь. Детей заставляли танцевать по 6 часов в день, а при провинностях жестоко наказывали. Для этого в школе работал карцер. Питание детей тоже оставляло желать лучшего. К тому же они жили за «закрытыми дверями», а надзирателю разрешалось в воспитательных целях использовать розги.
На протяжении 50-х годов слуцкий театр часто выступал на несвижской сцене. Артисты исполняли балет плана «Балет с Арлекином», «Венгерский балет» и «Турецкий балет». Фигурировали танцы немецкие, швейцарские и тирольские. Популярностью пользовались танцы «стрелков», «садовников», «чертей», «цветочниц», «трубочистов» и «сельчанок».
После смерти князя Геронима судьбу театра долгое время не могли решить. Театр был закрыт, а костюмы и декорации были перевезены в Несвиж. Балетную труппу объединили с несвижской. Это были последние дни слуцкого театра.
Лидер-Пресс (Солигорск)
Иллюстрации – Владимир ХВОРОВ
Театр в Великом княжестве Литовском
Театр в Великом княжестве Литовском ― синтетическое искусство XIV—XVIII веков, сочетающее в своих произведениях выразительные средства драматургии, актёрской игры, режиссуры, живописи, музыки.
Содержание
Истоки театра
Начало театрального искусства Великого княжества Литовского лежит в народном театре с его обрядовыми песнями и танцами, где присутствовали элементы игрового действия и театрального перевоплощения. Элементы театрализованного действия имеются во многих календарных (например, Купалье) и семейно-бытовых обрядах. Обряду свадьбы были свойственны драматическое действие, песни-диалоги, танцы. Особенно насыщен элементами театрализации свадебный обряд и коляды, во время которого разыгрывали целое представление.
Первыми актерами были скоморохи, выступления которых, насыщенные народными песнями, танцами, пословицами и поговорками, шутками, всяческими трюками, становились событием любого праздника. Позже, в XVII—XVIII веках, искусство скоморохов преобразовалось в балаганы, искусство кукольных театров — в вертепы. На фресках Софийского собора (XI век) в Киеве есть изображение скоморохов. Иногда скоморохи ходили с медведями. Известны школы дрессировки медведей в окрестностях Гродно, Несвижа, Минска, в Ракове, на Полесье, и наиболее крупная из них Сморгонская медвежья академия, существовавшая в XVII—XVIII веках. В Семежеве близ Копыля существовала школа верёвочных прыгунов.
Театральное народное искусство отличалось свободной импровизацией, лёгкостью перехода от серьёзного к смешному (игры «Женитьба Терешки», «Ящур», «Женитьба бахаря», «Мельница», «Дед и баба», «Коза», «Меланка», «Гуси», «Просо»), это и явилось основой искусства бродячих актёров. Со временем в их представлениях появились сюжетные драматические и комические сценки — интермедии, затем — народная драма.
Батлейка
Народный кукольный театр батлейка (от Betleem ― польское название Вифлеема) появился в XVI веке. Театр этого типа имел в разных местах княжества названия яселка, батляемка, остлейка, жлоб, вертеп. Украинский вертеп известен с XVII века, польский театр с подвижными фигурками «шoпка» (szopka, от нем. schoppen ― хлев, сарай) ― с XV века. Для показов батлейки из дерева делали коробки разных размеров, обычно в виде домика или церкви с горизонтальными перегородками (ярусами-сценами). Каждая сцена-ярус имела прорези для вождения кукол. Сцена отделывалась тканью, бумагой, геометрическими фигурами из тоненьких палочек и напоминала балкон, на котором происходило действие. На заднике сцен рисовались иконы, звезды, кресты, окна, кукольные композиции на библейский сюжет и пр. В коробке, похожей на церковь, делалась куполоподобная крыша с крестом. Коробка закрывалась дверцами. Необходимость в многоярусном строении коробок отпала тогда, когда показы батлейки приобрели светский характер.
Куклы-персонажи делались из дерева, цветной бумаги, ткани; волосы, брови, усы ― из льна или овчины. Куклы крепились на деревянный или металлический стержень, при помощи которого батлеечник водил их по прорезям в ярусе-сцене. Известна также батлейка с куклами-марионетками на нитях с верхним принципом вождения, перчаточные куклы.
Сначала представления были связаны с праздником коляды, когда школяры ходили с батлейкой по местечкам и деревням. Позже сцены, связанные с колядами, постепенно прекратились.
Репертуар батлейки со временем пополнился фольклорно-бытовым материалом, необычными сюжетами, количеством персонажей. Складывался репертуар обычно из двух частей: канонической (религиозной) и светской (народно-бытовой). Канонический сюжет разыгрывался на верхнем, светский ― на нижнем ярусе-сцене. Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комическими сценами, народными песнями и танцами. В репертуаре батлейки наряду с народными драмами «Царь Ирод» и «Царь Максимилилиан» появились интермедии «Матей и доктор», «Антон с козой и Антониха», «Вольский — купец польский», «Берка-корчмарь», «Цыган и цыганка», «Ванька малой», «Панич» и другие. Многие сцены имели остросатирический характер, в них высмеивались такие социальные типы, как доктор-шарлатан, франт-шляхтич, корчмарь.
Профессиональные театры
В 1740—1791 годах в Несвиже действовал крепостной театр князей Радзивиллов. С 1746 года театр управлялся княгиней Франциской Урсулой Радзивилл и действовал как любительский: в спектаклях наряду с крепостными участвовали члены княжеской семьи, шляхта, кадеты несвижского корпуса, наёмные актёры (первый спектакль — «Пример справедливости»). Представления в сопровождении Несвижской капеллы Радзивиллов проходили в замке «Комедненхауз» (перестроен в 1748 году архитектором К. Ждановичем), в предместье Несвижа Альбе под открытым небом в «зелёном театре» и в не сохранившимся до наших дней дворце «Консоляция». Спектакли ставились на польском, итальянском, немецком и французском языках.
В репертуаре театра были произведения, написанные самой Франциской Радзивилл — комедии «Остроумная любовь» (1746), «Утешение в хлопотах», «Золото в огне» и «В очах рождается любовь» (1750), «Негодяй в силках» и «Судья, лишённый разума» (1751), «Любовь — великолепная мастерица» (1752), драмы «Плод божественного провидения» (1746) и «Любовь — заинтересованный судья» (1747); трагедии «Судья, лишённый рассудка» (1748) и «Игра Фортуны» (1750); оперы «Слепая любовь не думает о конце» и «Счастливое несчастье» (1752); переведённые и переделанные ею пьесы Мольера «Смешные жеманницы» под названием «Увиденное не проходит» (1749) и «Лекарь поневоле» (1752), а также балеты, пантомимы. С 1746 года режиссёром театра Радзивиллов был Я. П. Фричинский, балетмейстером — Шреттер (с 1746) и Л. Матье (с 1750), капельмейстерами были Ян Тентилович и Е. Баканович.
В Несвижском театре Радзивиллов использовались несколько типов декораций (из зелёных боскетов, объёмные павильоны, симультанные декорации).
В 1785 году была открыта драматическая школа для крепостных под руководством М. Вернера и С. Закжевского. С 1786 года театр работал нерегулярно.
Слуцкий театр (1751—1760) принадлежал Г. Ф. Радзивиллу. Здесь ставились оперы (на итальянском и немецком), балеты. Балетная труппа состояла из 8-10-летних детей слуцких мещан, подготовленных в слуцкой балетной школе, которой руководили А. Путини и Л. Дюпре. После смерти Радзивилла в мае 1760 года школу перевели в Несвиж. Сопровождала спектакли музыкальная капелла высокой квалификации из немцев, австрийцев и чехов. В массовых сценах участвовали солдаты слуцкого гарнизона. Согласно инвентарю 1765 года, деревянное здание театра находилось в центре Старого города, на главном фасаде имелась галерея с раскрашенной балюстрадой. Стены зрительного зала были убраны зеркалами, скамьи партера обтянуты красным и голубым сукном. Освещали зал 9 больших люстр.
Гродненский «крестьянский балет» и слонимские танцоры в количестве 60 человек стали базой для основания Варшавского придворного балета. В 1787 году в Минске был создан «Комедийный театр». Здесь большую оперно-драматическую труппу организовал М. Кажинский (1797—1801, 1802—1805). В Минске работали польские труппы Я. Хелмиковского, К. Скибинского, В. Дроздовского; спектакли проходили в помещениях «Зала Ляховского» и дворянского собрания, в 1844—1851 годах в здании ратуши. В Гродно в 1780-е годы существовали частное театральное здание (театр Антония Тизенгауза), Гродненская театральная школа Тизенгауза. В XVIII веке в Слуцке устраивались представления театра марионеток.
Значительный центром театральной и музыкальной жизни был театр, созданный в Слониме Михаилом Казимиром Огинским. В его дворце существовал концертный зал, который не уступал знаменитому мангеймскому. Кроме того, действовал «плавательный театр», перемещавшийся по каналу и реке Щаре. В 1780 году была построена специальное помещение для театра. При нём существовала школа. Тут работали инструментальный оркестр, оперный ансамбль. Михаил Казимир Огинский сам был одаренным человеком, написал несколько опер на собственные либретто. Слонимский театр выезжал на гастроли в Варшаву, имел несколько трупп, в том числе балет и драматический коллектив. Слонимский оркестр был одним из самых больших в Европе того времени. Театр имел грандиозные декорации, созданные художниками Ж. Маранной, Штробелем, И. Реером, К. Отоссельским, а также театральным машинистом Яном Боем.
Шкловский театр графа Семёна Зорича состоял из крепостных певцов, танцовщиков драматических актёров и музыкантов (роговой оркестр «домашняя музыка» и «музыка шкловского корпуса»). Представления проходили в специальном театральном здании и в залах при оранжерее. Сцена была приспособлена для перемены 70 декораций (декораторы Дж. де ла Мома, Р. X. Зоммер, А. Гловацкнй. Театральный машинист П. Барцанти). В репертуаре аллегорические балеты с хорами, мифологические пантомимы, комедии и трагедии, комические оперы (Дж. Сарти, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Э. Ванжура). С 1781 года хормейстером был П. Пётух. В 1781—1783 годах здесь работал режиссёр и композитор Т. А. Г. де Салморан. Высоким мастерством отличались крепостные артисты балета, обученные в специальной школе. Группа солистов в 1800 году была передана в балетную труппу Петербургских императорских театров.
В своём имении в Ружанах Казимир Лев Сапега создал капеллу, насчитывавшую 40 музыкантов «при бубнах и трубах», среди которых были не только исполнители из Италии и Польши, но и местные крепостные. Некоторых из них Сапега отправлял учиться в Италию. После его смерти все музыканты по завещанию князя получили вольную.
Первые профессиональные актёрские труппы возникли в Приднепровье в конце XVIII века. В придворном театре Кирилла Разумовского под руководством Г. Теплова ставились комедии и комические оперы на французском, итальянском и русском языках.
Непосредственно здания театров появились в Великом княжестве Литовском в середине XVIII века в Несвиже, Слониме, Слуцке, Школве, Гродно, Могилёве и были частью дворцовых комплексов.
Школьный театр
Актёрами были ученики, которых обучали сценическому искусству учителя риторики. Школьный театр имел свою разработанную поэтику с канонизированными средствами сценического движения, манерой исполнения, гримом и оформлением сценической площадки. Сцена освещалась рампой, имела рисованный задник и объёмные декорации в виде поворотных призм для сценических эффектов.
Особенно часто спектакли проходили в учебных заведениях иезуитов, где школьному театру придавали особое значение как методу воспитания. Практически со времени открытия Полоцкого иезуитского коллегиума при нём действовал школьный театр, который широко использовался иезуитами для миссионерской и просветительской деятельности. В репертуаре полоцкого школьного театра были пьесы на французском, итальянском и латинском языках. В иезуитских коллегиумах и академиях, братских школах в Вильне, Минске, Могилёве, Гродно, Витебске, Несвиже и Бресте также стали давать представления.