деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году

Деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году

деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Смотреть фото деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Смотреть картинку деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Картинка про деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Фото деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году

С 1814 года началось создание первых тайных организаций, получивших название преддекабристских. Всего насчитывалось 4 организации:

9 февраля 1816 года члены Священной и Семёновской артелей объединились в первую декабристскую организацию, получившую название «Союз спасения».

1. Союз спасения. 1816 – 1817 гг.

Создан в Петербурге. Инициатор создания – Александр Муравьев (23 года, полковник Гвардейского штаба). Входили молодые офицеры: Никита Муравьев, братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель. Был принят статут – устав общества. С этого времени оно получило название «Общество истинных и верных сынов отечества». В общество входили 30 офицеров.

Передовые члены решили в конце концов распустить организацию, создав на её основе новую, более организованную, широкую и сплочённую. В качестве переходной организации было создано «Военное общество» в октябре 1817 года, в котором состояли большая часть членов Союза спасения. «Военное общество» было распущено в январе 1818 года, на его базе был сформирован Союз благоденствия.
О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет).

2. Союз благоденствия. 1818 – 1821 гг.

Создан в Москве, а затем и Петербурге.
«Союз благоденствия» разработал устав – «Зеленая книга». По уставу, ближайшей задачей общества было распространение просвещения, т.е. сначала союз ставил просветительские задачи.

Цели: введение конституции, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах, отмена крепостного права, рекрутчины, военных поселений.

«Союз благоденствия» уделял значительное внимание формированию общественного мнения в пользу реформ– необходимого условия преобразований. Еще французские просветители писали, что общественное мнение правит миром. Власть обязана прислушаться к общественному мнению и провести реформы. Для создания общественного мнения нужно примерно 20 лет. Следует вести широкую пропаганду просветительских идей в литературных, благотворительных обществах, салонах, во всех общественных организациях, в журналах нужно размещать статьи, которые будут знакомить обществу с конституционными, либеральными идеями. Члены «Союза благоденствия» входи в различные общественные организации, например «Зеленую лампу».

В Союзе благоденствия возникло два течения:

умеренное, не выходившее за рамки просветительских задач;

радикальное, ориентированное на тактику военной революции и республику.

Причины обращения к тактике военной революции – военного восстания без участия в нем народа:

— узость социальной базы

— малочисленность членов организации

— лидеры организации были офицерами и под их командованием находились полки и батальоны

— эту тактику успешно использовали революционеры в разных европейских странах (Греции),

— внутренняя политика Александра стала откровенно реакционной, к власти фактически пришел Аракчеев, и декабристы желали ускорить свой приход к власти. Они не надеялись на проведение реформ правительством.

— успешность дворцовых переворотов в России

Причины роспуска Союза благоденствия:

— желание радикалов освободиться от ненадежных и колеблющихся попутчиков

— декабристы знали о доносах на их организацию

— нужно было законспирировать деятельность политической организации

— устранить Пестеля, крайний радикализм которого и возросшее влияние на дела тайного общества вызвали у его руководителей.

3. Южное общество 1821 – 1825 гг.

Лидеры: Пестель, Юшневский, С. Муравьев-Апостол, П. Бестужев-Рюмин, Волконский.

Члены Южного общества служили в войсках, несших службе на Украине. Центром Южного общества стал город Тульчин. В Южном обществе главенствовал Пестель, чей авторитет был непререкаемый.

Пестель разработал программу «Русская правда».

4. Северное общество 1821 – 1825 гг.

Лидеры: Н. Муравьев, Трубецкой, Пущин (друг Пушкина), Рылеев (поэт), Лунин, Оболенский.

Н. Муравьев разработал проект «Конституции». Он не был программой Северного общества. Проект «Конституции» обсуждался членами общества, Муравьев не успел завершить работу над программой организации.

Источник

Восстание декабристов

теория по истории 🏺 Россия в XIX веке

Декабристы — участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х гг. организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 г. и получившие название по месяцу восстания.

Причины движения декабристов

В первую очередь нужно уяснить, что именно совокупность нижеперечисленных причин обусловила появления первых тайных обществ.

«Союз спасения», 1816-1817 гг.

деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Смотреть фото деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Смотреть картинку деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Картинка про деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Фото деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году

Собрание тайного общества. К. Гольштейн

Эта тайная организация состояла из дворян. В её составе было около 30 человек: П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев, И. Д. Якушкин, Н.М. Муравьёв, М. С. Лунин, братья М.И. и С. И. Муравьев-Апостолы и другие. Участниками был принят устав общества — «Статут». В нём отсутствовала чётками программа преобразований, однако уже были идеи о введении конституции и отмене крепостного права. Члены общества ещё с надеждой смотрели на возможные реформы Александра I. Вскоре для расширения общества было принято решение основать новую организацию — «Союз благоденствия».

«Союз благоденствия», 1817-1821 гг.

Состав новой организации значительно расширился. Всего насчитывалось около 200 человек. Основателями стали те же дворяне, кто входил и в «Союз спасения». Участники разработали устав — «Зелёную книгу». Она состояла из двух программ. В первой говорилось о легальных способах просветительской деятельности: издание книг, литературных сборников. Вторая программа была предназначена только для особо посвящённых членов общества. В ней были идеи о свержении самодержавия, введении конституции и отмене крепостного права.

«Южное общество», 1821-1825 гг.

В Тульчине на Украине П.И. Пестель основал «Южное общество». Также в «Коренной управе» в Тульчине состоял А. П. Юшневский. Были и другие отделения «Южного общества», в которые вступили С.Г. Волконский, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и другие. Кроме того, члены организаций устраивали встречи между собой. Поэтому зачастую члены «Южного общества» приезжали в Петербург на общее собрание, в котором также принимали участия и дворяне «Северного общества».

«Северное общество», 1822-1825 гг.

Руководителями «Северного общества» в Санкт-Петербурге стали Н.М. Муравьёв, К. Ф. Рылеев, С. П. Трубецкой, М. С. Лунин. Также важными участниками были Н.И. Тургенев, Е.П. Оболенский, И.И. Пущин.

Конституционные проекты

«Русская Правда» П.И. Пестеля

деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Смотреть фото деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Смотреть картинку деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Картинка про деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Фото деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году

«Конституция» Н.М. Муравьёва

деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Смотреть фото деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Смотреть картинку деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Картинка про деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Фото деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году

Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.

деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Смотреть фото деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Смотреть картинку деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Картинка про деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Фото деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году

Восстание декабристов. К.И. Кольман

То, что непосредственно привело к восстанию называется междуцарствием. Дело в том, что в 1825 г. в Таганроге внезапно умер Александр I. Его преемником официально считался его брат Константин. Однако последний не желал становится императором.

Сам Александр ещё раньше написал манифест, свидетельствующий о том, что его преемником должен быть другой брат, Николай Павлович. Но об этом документе было известно всего 2-3 лицам, поэтому в результате возникла такая ситуация, когда императором признали Константина, который не стремился приезжать в Петербург, т.к. находился в Польше. Таким образом, возникла ситуация междуцарствия.

Декабристы решили воспользоваться этим удобным моментом для восстания. На 14 декабря была назначена переприсяга Сената Николаю Павловичу. Декабристы планировали, что их выступление произойдёт ещё до переприсяги. Тем самым они хотели заставить Сенат присягнуть их программе, «Манифесту к русскому народу». В нём заявлялось о свержении самодержавия, отмене крепостного права и создании временного революционного правительства. Также планировалось созвать Собор из всех сословий для утверждения формы правления.

Итак, утром 14 декабря на Сенатскую площадь декабристам удалось постепенно стянуть Московский полк, шесть рот Лейб-гвардейского гренадерского полка, морской Гвардейский экипаж. Однако солдаты не понимали настоящих целей восстания. В целом выступление оказалось неудачным:

деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Смотреть фото деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Смотреть картинку деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Картинка про деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Фото деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году

Восстание Черниговского полка

Ещё до выступления декабристов происходит арест лидера «Южного Общества» П.И. Пестеля. 24 декабря С.И. Муравьёв-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин узнают о разгроме восстания в Санкт-Петербурге. 29 декабря С.И. Муравьёв-Апостол поднимает на выступление Черниговский полк и решает идти на Санкт-Петербург. Однако уже 3 января царские войска разбивают восставших. Таким образом, декабристы претерпевают неудачу, как на севере, так и на юге страны.

Суд и наказание

К следствию были привлечены 545 человек, из которых 289 признали виновными. Виновных делили на разряды по степени наказания. Их отправляли на ссылку в Сибирь, лишали офицерских чинов или отсылали в действующую армию на Кавказскую войну. Вне разрядов поставили 5 человек, которых приговорили к смертной казни через повешение. Это были П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, П.Г. Каховский и М.П. Бестужев-Рюмин.деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Смотреть фото деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Смотреть картинку деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Картинка про деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году. Фото деятельность тайных организаций декабристов относится к какому году

Причины неудачи выступления

В целом восстание декабристов очень сильно повлияло на дальнейший характер правления Николая I (1825-1855 гг.). Находясь под сильным впечатлением от социального протеста, император стал вести жёсткую борьбу с «революционной заразой». Кроме того, их идеи и яркий пример попытки революционного переворота повлияли на формирование общественной мысли России в будущем.

Источник

Идеалисты или авантюристы: какую роль в истории России сыграло восстание декабристов

26 декабря 1825 года члены тайных антиправительственных обществ, известные как декабристы, подняли восстание в Санкт-Петербурге, пытаясь не допустить прихода к власти Николая I. Хотя выступление было подавлено, оно оказало огромное влияние на дальнейшую политическую и культурную жизнь России.

Декабристское движение

По мнению историков, возникновение в России в 1810—1820-х годах тайных антиправительственных организаций стало проявлением общеевропейского движения против абсолютизма. Как отмечают эксперты, важную роль в этом процессе сыграли заграничные походы русской армии 1813—1814 годов. В них российские офицеры знакомились с политическим опытом стран, в которых существовали развитые буржуазные отношения и отсутствовало крепостное право.

«Будущие декабристы получили хорошее образование, были людьми грамотными, читали модные на тот момент произведения Вольтера, Дидро, Руссо. Кроме того, на них повлиял опыт Французской революции», — рассказал в беседе с RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.

В России возникли кружки дворянской молодёжи, недовольной существующими порядками. В 1816 году появилось первое хорошо организованное тайное политическое общество будущих декабристов — «Союз спасения». Стали создаваться другие подобные структуры. Сначала их члены обсуждали преобразование России в конституционную монархию при переходе власти от одного императора к другому. Однако позже стали возникать и более радикальные идеи, в частности цареубийства.

«Союз спасения» просуществовал около двух лет. В дальнейшем он был распущен, а на его базе возник «Союз благоденствия».

«К идее военного восстания декабристы пришли под влиянием Испанской революции, произошедшей с минимальными жертвами. Сначала восстал один батальон под командованием Ра­фа­эля дель Риего-и-Нуньеса, а затем войска, направляемые для подавления восстания, стали переходить на его сторону. Данный опыт заинтересовал декабристов», — отметил Захаров.

При этом, по его словам, члены тайных обществ не хотели привлекать к революции народ, опасаясь пугачёвщины и массовой резни.

В 1821 году в Подольской губернии было создано Южное общество декабристов. Его программным документом стала написанная Павлом Пестелем «Русская правда». Члены этой организации видели Россию в будущем республикой и хотели отменить крепостное право. В том же году был распущен «Союз благоденствия», а его бывшие члены создали Северное общество во главе с Никитой Муравьёвым, подготовившим свой конституционный проект.

Оценки декабристского движения в исторической литературе крайне противоречивы. Одни эксперты видят в членах тайных антиправительственных обществ первой четверти XIX века носителей идей прогресса и утверждают, что в случае их успеха России удалось бы избежать кровопролития в начале ХХ столетия. Другие называют их авантюристами и политическими дилетантами, которые могли установить в России жёсткую диктатуру.

Восстание декабристов

«Один из основных планов декабристов предполагал совершение государственного переворота во время ежегодного смотра армии летом 1826 года. Всё должно было произойти в Белой Церкви, но в конце 1825 года в Таганроге неожиданно скончался Александр I, и планы пришлось менять», — рассказал RT историк Евгений Спицын, советник ректора МПГУ.

По словам экспертов, после смерти Александра I, не оставившего законных детей, начался период, который принято называть междуцарствием.

«Власть должна была перейти к младшему брату Александра I — Константину Павловичу, но тот ещё раньше успел отказаться от права наследования. Существовал манифест Александра о переходе власти к следующему брату — Николаю, но сложность заключалась в том, что он не был опубликован. В итоге чиновники и военные подразделения начали приносить присягу тому, кого они считали законным наследником, — Константину», — отметил Захаров.

В это время Константин и Николай вступили в переписку. Старший брат повторно подтвердил, что отрекается от прав на престол в пользу младшего, и призвал официально обнародовать манифест Александра I по вопросу престолонаследования. В итоге Николай Павлович подписал манифест «О вступлении на престол», в котором объявил себя императором. Присяга ему как главе государства была назначена на 26 декабря.

«На фоне переприсяги в государстве возникла неразбериха, и декабристы решили воспользоваться ею как удобным случаем для восстания», — подчеркнул Виталий Захаров.

Руководителем выступления заговорщики избрали князя Сергея Трубецкого. Они планировали захватить Зимний дворец и Петропавловскую крепость, арестовать императорскую семью и заставить сенат провозгласить «уничтожение бывшего правления» с параллельным назначением временного правительства. В России планировалось ввести Конституцию.

26 декабря 1825 года около 30 офицеров-декабристов вывели на Сенатскую площадь поддавшихся их призывам гвардейцев — солдат Московского и Гренадёрского полков, а также матросов Гвардейского морского экипажа. По разным оценкам, в восстании приняли участие от 2350 до 3000 военнослужащих.

Однако идею силового свержения императора поддерживали не все участники тайных обществ. Николай Павлович был заранее предупреждён о заговоре, поэтому сенаторы присягнули ему ещё рано утром и успели разойтись. Часть войск, которые должны были участвовать в восстании, на улицы не вышли. Потенциальный диктатор Трубецкой на Сенатскую площадь не явился.

Петербургский военный генерал-губернатор, герой Отечественной войны 1812 года Михаил Милорадович попытался уговорить заговорщиков сдаться добровольно, но Пётр Каховский смертельно ранил его.

Николай тем временем стягивал к Сенатской площади верные ему войска. Выйдя к военным с семилетним сыном Александром, он доверил охрану наследника Преображенскому полку. Новый император держался спокойно. Его поведение вызвало восторг в верных ему частях.

«Николай I действовал адекватно. Он не хотел вступать на престол через кровь своих подданных. Будущий император обещал восставшим сделать вид, что ничего не произошло, но они продолжали стоять в каре на площади. Вокруг стал собираться народ. Неизвестно, что началось бы в городе вечером и ночью, если бы Николай ничего не предпринял», — заявил в беседе с RT профессор кафедры истории России МПГУ Леонид Ляшенко.

По его словам, хотя декабристы и разработали в целом эффективный план восстания, времени на его подготовку у них не было.

«Это не значит, что они могли удержать власть в стране. Но захватить город, если бы у них была возможность следовать плану, они бы смогли. В реальности подготовиться им не удалось, а когда часть потенциальных участников отказались выводить свои отряды, всё превратилось в импровизацию на тему «как славно мы умрём», — отметил Ляшенко.

По словам историков, исчерпав возможности для ведения переговоров, Николай I приказал открыть по восставшим артиллерийский огонь и удалился в Зимний дворец.

«Николай не побоялся перейти к решительным действиям, а декабристы проявили нерешительность — это и определило дальнейший ход событий», — отметил Виталий Захаров.

Артиллеристы сделали семь залпов картечью: один — поверх голов восставших, а остальные — по ним. Солдаты и собравшиеся вокруг площади зеваки обратились в бегство. По официальным данным, жертвами восстания стал 1271 человек — преимущественно те жители Петербурга, кто находился в районе площади. Несколько сотен гвардейцев были арестованы.

По делу о восстании официально проходили 579 человек. Лидеры декабристов Павел Пестель, Сергей Муравьёв-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Кондратий Рылеев и Пётр Каховский были приговорены к четвертованию, которое Николай I заменил повешением. Приговор был приведён в исполнение 25 июля 1826 года.

Всего суд признал виновными по делу декабристов и приговорил к различным мерам наказания около 120 человек. Многие из них были сосланы в Сибирь на каторгу или на поселение. Внимание общества привлекло то, что за частью декабристов в Сибирь последовали их жёны.

«Историки по-разному оценивают восстание декабристов. Ленин полагал, что они были первыми революционерами, «разбудившими» Герцена. Другие считают это попыткой дворцового переворота в духе XVIII века. Однако с учётом программ общественного переустройства, подготовленных декабристами, называть их действия обычной попыткой дворцового переворота, по моему мнению, нельзя», — заявил Евгений Спицын.

По словам Ляшенко, причины поражения декабристов носили системный характер.

«В то время почва была не готова в России для буржуазных преобразований. Всё остальное уже накладывалось — и плохая организация, и взаимные обвинения в честолюбии, и разные программы. На мой взгляд, история декабристов продемонстрировала опасность революционного пути, но этому в дальнейшем не уделили должного внимания. Николай I, в свою очередь, решил, что главная цель его правления — это борьба с революциями и инакомыслием, чем он в дальнейшем и занимался», — заключил эксперт.

Источник

Декабристы — первые революционеры

Декабристы — первые российские революционеры

Декабристы (оно получило своё название в честь событий 14 декабря 1825 года, когда произошло главное событие в его деятельности – восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга) вошло в российскую историю как первое революционное движение. Оно включало в себя главным образом прогрессивно настроенных дворян-офицеров и было направлено на кардинальное изменение политических и общественных порядков в России.

Возникновение движения декабристов порождено целым рядом факторов. Одним из них, безусловно, стоит полагать патриотический подъём, связанный с итогами Отечественной войны 1812 года. Не последнее место возможно отвести и ознакомление части российских дворян с порядками в Западной Европе в ходе заграничных походов русской армии в 1813 – 1814 годах, предпринятых с целью разгрома армии Наполеона, вторгавшихся в Россию в 1812 года. Там, за рубежом, не было крепостного права, но было широко распространена философия Просвещения (её представителями в России выступали Н.И. Новиков и А.Н. Радищев), а в начале 1820-х годов в целом ряде европейских стран произошли революции.

Тайные общества декабристов

Одно из них, существовавшее в 1816 – 1817 годах под названием «Союз спасения», представляло собой сугубо конспиративную организацию, сходную по типу с масонским орденом. Численность союза была невелика – в пределах 10-12 человек; видную роль в нём играли браться А.Н. и Н.М. Муравьёвы, С.П. Трубецкой и И.Д. Якушкин. Члены организации ставили перед собой целью ликвидировать самодержавие и ввести конституцию, отменить крепостное право. В 1817 году членами союза предпринята попытка организовать «Московский заговор»: с ним связаны планы убийства императора Александра I из националистических побуждений. Однако основную часть деятельности «Союза спасения» составляло просветительство – его члены публиковали произведения французских мыслителей, имея намерением таким образом повлиять на формирование общественного мнения. Организация просуществовала недолго: её участники разошлись во мнениях по поводу программы действий и методов борьбы.

Куда более многочисленным и активным может быть признан «Союз благоденствия», в рядах которого находились более 200 участников. При сходстве целей с «Союзом спасения» у этой организации были иные методы действия. Воздействие на общественное мнение дополнялось проникновением во властные структуры, члены этого союза организовывали так называемые «ланкастерские школы» (школы самообразования для солдат, призванные воспитанию их в оппозиционном духе).

В 1821 году произошёл раскол организации на Южное и Северное общества. Различие их во многом определяется разным подходом к решению общественно-значимых вопросов, нашедшим отражение в их программах. Эти документы, соответственно, были подготовлены П.И. Пестелем («Русская Правда») и Н.М. Муравьёвым («Конституция»).

Так, «южане» будущей формой правления видели республику, а «северяне» – конституционную монархию. В области административно-территориального устройства члены «Южного общества» придерживались идеи унитарного государства, а члены «Северного общества» были приверженцами идеи федерации.

Представители «южан» полагали необходимым решать земельный вопрос более кардинальным способом, проведя освобождение крестьян с землёй, частичную конфискацию помещичьих земель, формирование двух фондов – общественного (земля из его состава подлежала распределению между всеми желающими и не могла быть объектом купли-продажи) и частного (эти земли предназначались для производства «изобилия»). Подход «северян» был куда как более умеренным, поскольку на первом этапе предполагалось освободить крестьян без земли, после чего – с предоставлением минимального надела в размере 2 десятин.

При этих концептуальных различиях оба общества были едины в требованиях ликвидации сословий, предоставления населению России гражданских свобод, в необходимости отменить рекрутские наборы, ликвидировать военные поселения и ввести всеобщую воинскую повинность.

Декабристы и их идеология

Вопрос об идеологии декабристов не перестаёт волновать историков на протяжении без малого двух веков – всего того времени, которое отделяет нас от восстания 14 декабря 1825 года. Но нужно заметить, что, изучая факт формирования этой идеологии и определённую связь с русским и европейским просветительством, исследователи признают: конкретные формы такой связи, а также фазы эволюции просветительской эволюции не для всех являются очевидными. Особый интерес историков вызывает изучение так называемой «декабристской среды», под которой подразумевается «широкий круг идеологических, литературных и социально-бытовых явлений, где возникали и распространялись общественные и эстетические идеи декабризма». Прослеживается взаимодействие декабристов с общественным движением того времени, а также влияние их идей на революционное и общественное движение вообще в последующий период истории.

Определённо, возможно говорить о том, что мировоззрение декабристов связано как с либеральным идеологическим «обрамлением» официального курса Александра I, так и с разными национальными моделями действовавших в то время конституционных учреждений и либеральными доктринами второй половины XVIII – первой четверти XIX века.

Весьма показательно, что зарубежные (в первую очередь – французские и английские) современники декабристов соотносили их с европейской политической традицией, говоря об их воодушевлении идеями западного конституционализма.

Необходимо отметить, что для существования и распространения либеральных идей в первые два десятилетия царствования Александра I были достаточно благоприятные условия. Современники (особенно молодые), наблюдая успехи конституционного правления в других странах, предполагали, что подобный опыт распространится и на Россию. Даже после запрета в России тайных обществ (1822) сохранялась доступность ознакомления с литературой и периодической печатью европейских стран (показательно: о таком кругом чтения свидетельствовал состав библиотек таких известных людей того времени, как А.С. Пушкин, Н.М. Муравьёв, П.Я. Чаадаев). Так, в России появился многотомник действовавших в то время конституций и описание государственного устройства «неконституционных» государств. Порой ощущалось, что Россия через некоторое время сможет присоединиться к числу «политических» государств (т.е. таких, где существуют те же институты и свободы, что и в европейских государствах).

Европейское просветительство и российские реалии

Политическое самообразование многих декабристов началось с ознакомления с трудами деятелей эпохи Просвещения. Особое место в их ряду занимали произведения Монтескье, «Дух законов» – в первую очередь. В этом труде центральное место отведено идее представительного правления. Оно понималось как политический механизм, который позволяет каждому гражданину участвовать в делах государства через своих представителей. Если для идеологов декабризма не вызывала сомнений необходимость в политической свободе и сравнительных достоинствах национальных моделей представительства, то воплощение этой идеи в условиях России (организация представительного правления) не было ими проработано ввиду неясности путей реализации. П.И. Пестель и Н.М. Муравьёв в своих конституционных проектах так и не смогли решить вопросы, касающиеся имущественного ценза, механизма выборов и др.

Для конституций конца XVIII – начала XIX века, в основе которых лежали идеи Монтескье, основой являлась гарантия прав и свобод человека и гражданина. Главным смыслом создания конституций предполагалось обеспечение свободы и безопасности человека, защиты его от произвола (включая произвол, исходящий от государственной власти), восприятие гражданской свободы как свободы политической. Такой подход вполне объясним: в силу существовавшей в тогдашней России правовой традиции и культуры взаимоотношений между властью и личностью отечественным мыслителям было сложно понять и усвоить принципиальное положение классического либерализма о том, что свобода личности является отправной точкой политического и социального устройства.

Сущность правовых реалий первой четверти XIX века наглядно демонстрируют такие акты, как Польская хартия (1815) и Уставная грамота Российской империи (1820). В последнем из названных документе понимание гражданских прав и свобод изменено по отношению к первому: права граждан России рассматриваются не как естественные (т.е. присущие изначально каждому гражданину), а как некие «ручательства», установленные самодержцем-монархом. При этом принадлежность к нации обеспечивала гражданину полный объём гражданских прав, то в «Уставной грамоте» не найти термина «российские граждане», но используется понятие «российские подданные».

Показательно, что первым из прав граждан и в «Польской хартии», и в «Уставной грамоте» обозначена свобода вероисповедания, а следом – равенство всех граждан перед законом (в «Уставной грамоте») и свобода печати (в «Польской хартии»). Есть в положениях этих документов и нормы, формально гарантирующие неприкосновенность личности, свободу перемещения, неприкосновенность собственности. В известной степени можно говорить о том, что эти нормы российского права заимствованы из французской хартии 1814 года, а та, в свою очередь, базируется на положениях «Декларации прав человека и гражданина» (1789).

Исследователи декабризма как социально-политического явления связывают рассмотрение вопроса декабристами о гражданской свободе, ее рамках и гарантиях с представлениями о реформировании социальной структуры общества. Однако даже в «Русской Правде» П.И. Пестеля и в «Конституции» Н.М. Муравьёва представления о реформировании российского общественного устройства изложены непоследовательно. В силу этого декабристов возможно оценивать как идеологов скорее политического, а не социального реформирования.

Очень важно обратить внимание на то, что в сферу гарантий прав личности против насилия со стороны государства во французском законодательстве революционного периода (конкретно – в конституции 1793 года) закреплено право «сопротивления насилию» (“la resistanse a l’oppression”). Оно распространялось и на отношения личности и государства, причём народ рассматривался законодателем в качестве некой коллективной личности, а также было провозглашено право народа на восстание против государства, которое нарушило общественный договор. Такой подход во французском законодательстве восходит к идеям одного из видных деятелей французского Просвещения – Ж.-Ж. Руссо – о «суверенитете народа». Хотя, как можно допустить, с творчеством этого мыслителя декабристы вполне могли быть знакомы, но концепцию народного суверенитета они не восприняли и, соответственно, не применили в своей практике. Они предпочли способ «военной революции», не предполагающей участия народа в процессе перехода власти.

Декабристы и их взгляды

При всём радикализме взглядов декабристы, в основной своей массе, были сторонниками умеренности политического идеала. (Исключение составляли, пожалуй, П.И. Пестель и его окружение, да идеологи «Общества южных славян»). И заключался этот идеал в конституционной монархии.

Говоря современным нам языком, исследователи называют декабристов либеральной оппозицией, поскольку выступали против власти, которая в начале 1820-х годов отказалась от реформаторского курса.

Программные документы организаций декабристов были достаточно эклектичны, противоречивы (договориться сторонникам преобразований так и не удалось), незавершёнными, да и известны далеко не всем этих объединений. Историки отмечают, что идейной платформой декабристов явилось ограниченное, «толкуемое исключительно в рамках конституции», понимание свободы.

Насколько бы не были либерально ориентированы идеологи декабристов (к примеру, Н.М. Муравьёв), насколько бы не была программа продуманной и авторитетной – говорить о последовательном либерализме ведущих деятелей движения достаточно сложно. Требование конституции для многих участников движения по сути ограничивалось лишь пониманием её как ограничения монархии. Далеко не все разделяли свободу политическую и свободу гражданскую, не говоря уже о понимании механизма их реализации в условиях России.

О важной роли положения о свободе печати и роли общественного мнения свидетельствуют документы, оставшиеся от «Союза благоденствия».

Особо следует сказать о свободе экономической деятельности и собственности. Данный принцип положен рядом мыслителей того времени в основы либеральной доктрины, но идеологи декабризма от него были достаточно далеки. Не все даже были убеждены в необходимости отмены крепостного права в России, а те, кто даже рассуждал о «зле крепостничества», не всегда исходили из экономических доводов. Да и опыта хозяйствования у большинства участников движения декабристов не было.

Достаточно противоречивыми были взгляды декабристов на свободу ассоциаций. Отмечая журналистику, благотворительность, образование, воспитание подчинённых и вербовку новых членов как допустимые формы публичности, они продвигали проекты борьбы с враждебными тайными обществами – как в союзе с правительством, так и помимо него.

О свободе получения образования в документах движения декабристов не нашлось упоминания. Весьма мало внимания уделено свободе вероисповедания. Не столь однозначными воспринимались взгляды на национальный вопрос, отражённые в проектах, подготовленных П.И. Пестелем, хотя для Н.М. Муравьёва федерализм не рассматривается как право на свободу для национальных меньшинств (Россию этот идеолог предлагал реорганизовать в 14 самоуправляющихся «держав», построенных по территориально-административному принципу).

Рассматривая представления лидеров декабристов о необходимости индивидуальной (личной) свободы, необходимо отметить порицание членами тайных обществ не только политических «язв Отечества», но и «явного неуважения к человеку вообще». При этом не суть важно было, какой бы не являлась форма политического устройства России (монархия или же республика): приоритет декабристы отдавали даже не реальному уравнению всех в гражданских правах и подкреплению этого равенства гражданскими правами, даже не реальным выборам «президента республики», а необходимости создать такой механизм политического представительства, который способствовал ускорению гражданского развития российского общества и его социальную унификацию.

По мысли современных исследователей, для декабристов была характерна в основном политическая программа либералов, но вот введение её применительно к российским условиям предполагалось ими избирательно, фрагментарно. Если современник декабристов – близкий к правительству реформатор М.М. Сперанский – уже разделял свободу гражданскую и свободу политическую (политическая свобода даже рассматривалась им как условие свободы гражданской), то формы и гарантии участники обществ декабристов специально не обсуждались. Да и не все отдавали приоритет проведению конституционных реформ перед социальными преобразованиями.

Деформированный либерализм и его последствия

Нечёткость в расстановке приоритетов в части установления свобод (если сравнивать представления идеологов декабризма с классической либеральной доктриной) ряд историков оценивают как предпосылку перерождения либеральных настроений членов тайных обществ в период с 1818 по 1821 год в настроения политического заговора.

Взгляды, присущие идеологам движения, рядовым участникам и даже участникам восстания на Сенатской площади, не были единообразными. Для последних тонкости либеральной доктрины и возможности её воплощения в условиях тогдашней российской действительности не всегда были ясны и понятны: их нередко и не посвящали в «святая святых» заговорщиков. Так, не было единообразия в понимании даже таких терминов, как «конституция», «либеральный» и т.п. Многие «рядовые члены» движения в ходе расследования деятельности организаций свои воззрения обозначали весьма кратко и нечётко. Такое обстоятельство расценивается исследователями декабризма как не как либеральная система взглядов, а как некий «паралиберализм» или даже «псевдолиберализм», при этом под видом либерализма скрывается (причём не всегда осознано) что-то другое.

Декабристы и их лидеры

Одним из выдающихся деятелей движения являлся Павел Иванович Пестель (1793 – 1826), возглавлявший «Южное общество». Разработанный П.И. Пестелем конституционный проект, имевший название «Русская Правда», был поистине революционным. В документе провозглашалось уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, введение в России республики. История сохранила высказывание Пестеля: «Я сделался в душе республиканец и ни в чём не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении».

«Русская Правда» предполагала, что высшим органом государственной власти надлежало стать народному вече, которое избирается всем народом на основе прямого и равного для всех граждан избирательного права без каких-либо ограничений.

В России, которая виделась П.И. Пестелю как республика, предстояло провозгласить равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, ощутимо снизить налоги, а также сократить срок воинской службы для солдат. При этом рабство должно было быть «решительно уничтожено, дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми».

Для освобождённых крестьян предусматривалось наделение их землёй и передача им половины земельного фонда страны, что могло быть осуществлено путём частичной конфискации помещичьих земель. В то время такой аграрный передел воспринимался как самый кардинальный.

Никита Михайлович Муравьёв (1796 – 1843) известен как один из первых организаторов тайных обществ декабристов.

Разработанная им «Конституция» России предполагала уничтожение крепостного права после революции: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным». В документе провозглашалось уничтожение сословий, объявление равенство всех перед законом, говорилось о свободе слова, печати и вероисповеданий. Однако, при всём радикализме предполагаемых перемен, предложения Н.М. Муравьёва были куда как более умеренные, чем взгляды П.И. Пестеля, и это связано в первую очередь с тем, что Россия виделась не как республика, а как конституционная монархия. При этом высшим законодательным органом Н.М. Муравьёв предлагал сделать двухпалатный парламент, избираемый на основе имущественного ценза и именуемый как «народное вече». Императору отводилась роль высшего чиновника в государстве. Однако отказ российского императора ввести конституцию мог быть поводом для провозглашения в стране республиканской формы правления.

Не столь решительным, как у П.И. Пестеля, видится и преобразование в аграрной сфере. Н.М. Муравьёв надеялся на поддержку революционных преобразований со стороны дворянства, а потому предлагал сохранить ему существенные привилегии. В частности, предполагалось сохранение помещичьего землевладения при весьма ограниченных возможностях освобождённых от крепостной зависимости крестьян (им надлежало получать небольшие, в 2 десятины, земельные наделы).

«Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа»

При всей неоднозначности сегодняшнего отношения к Владимиру Ульянову (Ленину), его взглядам и политической практике оценка, которую он дал декабристам, заслуживает того, чтобы к ней, хотя бы, прислушались. Немногочисленность декабристов (не только непосредственно участвовавших в восстании на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 года, но и других участников движения), приверженность их идее заговора – очевидны. Широкие народные массы остались в стороне от восставших, да и от их идей. По крайней мере, на момент выступления.

Но значение восстания, как и идей, которых придерживались декабристы, чрезвычайно велико. И не только в том, что они (опять-таки, по мысли Владимира Ульянова (Ленина)) «разбудили Герцена» и других революционеров-демократов. С декабристов, по сути, начался отсчёт истории российского революционного движения. С этим едва ли поспоришь, как и с вынесенными в заголовок словами Александра Пушкина…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *