диего симеоне тренер какого клуба
Диего Симеоне
Героя моего сегодняшнего рассказа трудно назвать хорошим парнем. Но Диего Симеоне и не старается преподнести себя, в любой ситуации он остается самим собой.
Диего Пабло Симеоне
Биография и карьера футболиста
Диего Симеоне родился в Буэнос-Айресе в простой семье. Его отец, Дон Карлос Альберто Симеоне, работал продавцом, мать, Мария Пабло Симеоне – парикмахером.
В футбол Диего учился играть на улице, а в 12 лет попал в футбольную школу «Велес Сарсфилда».
«Велес Сарсфилд»
1987-1990
Этот клуб никогда не числился в лидерах аргентинского футбола, но здесь Диего Симеоне стал игроком основного состава, получил вызов в сборную Аргентины и обратил на себя внимание скаутов европейских клубов.
Именно здесь впервые проявился вспыльчивый характер «Эль Чоло» (в переводе с испанского это слово означает «индеец» — такое прозвище Диего Симеоне получил с юных лет). В возрасте 17 лет он зарабатывает свое первое удаление, грубо атаковав соперника. Что ж, жажда борьбы и страсть – это визитная карточка Симеоне, по-другому играть он не умел.
1990-1992
В 20-летнем возрасте Диего Симеоне позвали в клуб итальянской серии «А» «Пиза». Такое приглашение нужно было заслужить, ведь чемпионат Италии в то время был сильнейшим в мире, там были собраны лучшие футболисты.
В дебютном матче за новый клуб Диего Симеоне отметился забитым голом, а еще в том сезоне он сделал «дубль» в матче с «Ювентусом». Правда, тот «Пиза» проиграла 2:4.
По итогам сезона «Пиза» вылетела в серию «В» и Диего Симеоне год провел во втором итальянском дивизионе. Вернуться в элиту с ходу не получилось, и поэтому Диего Симеоне с радостью принял предложение «Севильи».
«Севилья»
1992-1994
Андалусийцев в ту полу тренировал его соотечественник Карлос Билардо, а на поле рядом с Симеоне выходил идол аргентинских болельщиков – Диего Марадона.
«Я многому научился у Марадоны, ведь выходить с ним на поле в составе одной команды – райское удовольствие»,
сказал как-то Симеоне в одном из интервью.
В «Севилье» Симеоне отыграл два сезона, после чего получил предложение «Атлетико».
«Атлетико» Мадрид
1994-1997, 2003-2005
Президентом мадридского клуба в ту пору был небезызвестный Хесус Хиль, менявший тренеров, как перчатки. Колумбиец Франсиско Матурана, аргентинец Альфио Басиле, серб Радомир Антич — эти тренеры побыли у руля «Атлетико» за первые полтора сезона пребывания Симеоне в клубе.
Последний из них задержался в клубе на три сезона (во времена Хиля – невиданный по продолжительности срок), и под его руководством «матрасники» в сезоне 1995-1996 сделали золотой «дубль», причем чемпионский титул стал первым с 1977 года.
Диего Симеоне стал ключевой фигурой того «Атлетико», который играл в основном в контратакующий футбол. При и этом Диего Симеоне раскрыл в себе бомбардирский талант – выжигая центр поля, «отрывая» соперникам ноги, он успевал принимать участие в атаках, умудрившись забить за сезон 12 голов!
Уход из «Атлетико» был так же связан с Хесусом Хилем – после неудачного сезона 1996-1997 президент клуба обвинил во всем игроков и Симеоне решил уйти.
В 33 года, после своих итальянских приключений, он вернется в Мадрид, где отыграет еще два сезона.
«Интер» Милан
1997-1999
А тогда, в 1997-м Диего Симеоне принял предложение миланского «Интера». В миланском клубе подобрались тогда отличные игроки – Роналдо, Санетти, Саморано, Рекоба, но команду из них сделать было некому. Шутка ли сказать, за два года, в «Интере» тогда сменилось шесть тренеров.
Откуда взяться стабильности? Ее и не было – второе место в сезоне 1997-1998, а в следующем уже восьмое. Правда, к одном конкретном матче команда могла обыграть кого угодно, что позволило «Интеру» в 1998 году выиграть Кубок УЕФА.
«Лацио»
1999-2003
Совсем по-другому дела обстояли в «Лацио», следующем клубе Диего Симеоне. Обстоятельный президент Серджио Краньотти, опытный Свен-Горан Эрикссон на тренерском мостике, звездный подбор игроков, которых не закупали в одночасье, а подбирали в течении нескольких лет.
Диего Симеоне пришел в «Лацио» накануне чемпионского сезона и стал, на мой взгляд, тем недостающим штрихом, позволившему клубу взойти на вершину. «Эль Чоло» добавил надежности в центре поля, и забивал в самый нужный момент.
Единственный мяч Симеоне принес «Лацио» трудную победу в Турине (в итоговой таблице римляне обошли «Ювентус» всего на очко), а последних шесть турах Симеоне забил четыре важнейших гола, каждый из которых приносил команде очки. К этому следует добавить победный гол, забитый аргентинцем в ворота «Интера» в двухматчевом финале Кубка Италии.
«Расинг» (Авельянеда)
2005-2006
Заканчивал Диего Симеоне у себя на Родине, в клубе «Расинг» именно там он стал тренером, но об этом чуть ниже.
Сборная Аргентины
1988-2002
Пока же остановлюсь на выступлениях Диего Симеоне за сборную Аргентины. 30 июня 1998 года. Стадион «Жоффруа Гишар» французского города Сент-Этьен. Матч 1\8 финала чемпионата мира между сборными Англии и Аргентины. Начало второго тайма, счет 2:2. Диего Симеоне в центре поля валит на газон Дэвида Бекхэма, который слегка бьет «Эль Чоло» ногой по голени. Аргентинец падает, как подкошенный, а Бекс получает красную карточку. Счет остается неизменным, а Аргентина идет дальше, выиграв серию пенальти.
Я правильно угадал? Именно с этим эпизодом у большинства болельщиков ассоциируются словосочетание «Диего Симеоне в сборной Аргентины». Но это далеко не так. Но прежде хочу сказать о своем отношении к этому эпизоду. Я считаю, что Диего Симеоне просто сделал свою работу.
Есть такая профессия – выходить на поле и побеждать, а каким путем — дело второе. И претензии надо предъявлять не к «Эль Чоло», а к Бекхэму, который проявил несдержанность, да к арбитру, который не разобрался в эпизоде.
Скажу больше – если бы в футбол играли только хорошие парни, и он был честным и справедливым, это была бы далеко не так Великая Игра, которую мы любим. Ведь говоря о Диего Марадоне, мы, прежде всего, вспоминаем «руку Бога», а уже затем его феноменальный гол после прохода через половину поля, а при упоминании Зинедина Зидана на ум приходит момент, когда он ударил Марко Матерацци, а уже потом – два его гола в финале чемпионата мира.
Да, я, кажется, отвелся, возвращаюсь к Симеоне. Он дебютировал за сборную Аргентины в 1988 году, но в заявку на чемпионат мира 1990 года не попал. Зато дважды подряд, в 1991 и 1993 годах «Эль-Чоло» в составе «бьянкоселесты» выигрывал южноамериканское «золото». Кстати, в решающем матче финальной группы Копа Америка-1991 против Колумбии Симеоне открыл счет (2:1). Интересно, что два года спустя он забьет колумбийцам в матче группового этапа, а затем реализует пенальти в послематчевой серии с этой же командой. Клиенты, однако.
В 1994 году он уже будет полноправным членом команды, которая поначалу показывала лучший на турнире футбол, но сникла после дисквалификации своего лидера Марадоны. Потом будет уже упомянутый чемпионат мира 1998 года и обидное поражение от голландцев с пропущенным на последней минуте голом, и дальневосточный мундиаль, на который Аргентина ехала главным, наряду с Францией, фаворитом, но вопреки всем прогнозам, отправилась домой уже после группового этапа.
Тогда-то Диего Симеоне и завершит свою карьеру в национальной команде, проведя в ее футболке 104 матча (пятый результат в истории сборной).
Диего Симеоне – тренер
А теперь, как и обещал, возвращаюсь к карьере Симеоне в «Расинге». В чемпионате Аргентины 2005-2006 (Клаусура) команда стояла на вылет, когда Симеоне предложили стать главным тренером. Еще вчера он выходил на поле, а сегодня уже руководит игрой с бровки.
Диего действовал оригинально – снял небольшой отель и сказал игрокам, что они будут там жить, пока не начнут выигрывать.
вспоминает Диего. Что ж, для Симеоне футбол – это война. И надо признать, он чаще побеждает, чем проигрывает. «Расинг» тогда, кстати говоря, спася от вылета.
Затем были «Эстудиантес», «Ривер Плейт», «Сан-Лоренсо», итальянская «Катания» и снова «Расинг». Нигде Симеоне не задерживался надолго (больше всего – полтора года он отработал в «Эстудиантесе»), что прочем, не помешало ему выиграть два чемпионата Аргентины – Апертуру-2006 с «Эстудиантес» и Клаусуру-2008 с «Ривером». Кстати, для «студентов» это чемпионство стало первым с 1983 года.
Работа Симеоне в «Атлетико»
В декабре 20011 года Диего Симеоне возглавил мадридский «Атлетико» и уже в первом сезоне взял трофей, победив в Лиге Европы. Затем была победа в чемпионате, Кубке и Суперкубках Испании и УЕФА, два финала Лиги чемпионов, и еще одна победа в Лиге Европы.
Симеоне является одним из самых успешных тренеров мира и самым, эффективным, на мой взгляд, европейским тренером, если сравнивать вкладываемые в команду средства с полученными результатами.
Эти результаты могли быть еще лучше, если бы не два проигранных мадридскому «Реалу» финала Лиги чемпионов. В первый раз «Атлетико» уступил в дополнительное время, чуть-чуть не дотерпев до конца основного, а другой раз проиграл серию пенальти.
Но самое поразительное, это не два финала главного европейского турнира, а победа в чемпионате Испании. В лиге, где хозяйничают два клуба (у «Реала» и «Барселоны» 58 чемпионств на двоих, у всех остальных испанских клубов – 29), победить можно только когда оба гранда не в порядке.
«Атлетико» Диего Симеоне победил при «живых» «Реале» и «Барсе». А если мы вспомним разницу, точнее пропасть в ресурсах (даже у «Лестера» сенсационно выигравшего чемпионат Англии в 2016 году разрыв в доходах по сравнению с английскими грандами не был таким колоссальным), то остается признать одно: Диего Симеоне – гениальный тренер.
Команда Диего Симеоне играет в самый эффективный в Европе, а может, быть и во всем мире футбол. «Атлетико» отдает мяч, наглухо перекрывает подходы к своим воротам и караулит ошибку соперника, которые футболисты научились использовать максимально эффективно. С такой же эффективностью разыгрываются и стандартные положения.
Звучит как каламбур, но «Атлетико» силен тем, что у него нет слабых мест. Команда допускает минимум ошибок, и в тоже время по максимуму использует промахи оппонентов.
Еще одна сторона философии Симеоне – мотивация.
«Сегодня нам предстоит играть финал»,
эту фразу футболисты «Атлетико» знают наизусть, «Эль Чоло» не устает ее повторять перед каждым матчем, ибо для него любой матч, как последний, в нем надо либо победить, либо умереть.
Однажды на предматчевую установку он пригласил Ирену Вилью – члена паралимпийской сборной Испании, лыжницу, лишившуюся ног еще в детстве в результате теракта. Она напутствовала футболистов перед выходом на поле. Представляете, как они сражались после этого?
Именно не умением понарошку воспринимать футбол и объясняется вспыльчивость Диего Симеоне, которая порой выливается в дисквалификации, как это было недавно в матчах с «Арсеналом». Из этой же серии тот случай, когда Симеоне ударил арбитра, или, точнее, дал ему подзатыльник, высказывая недовольство его решением.
Титулы Диего Симеоне – футболиста
Тренерские достижения Диего Симеоне
Командные
Индивидуальные
Семья и личная жизнь Диего Симеоне
Первая жена Диего Симеоне – модель Каролина Бальдини. Они прожили в браке более 15 лет и воспитали троих сыновей – Джулиано, Джованни и Джанлуку. Джованни Симеоне стал профессиональным футболистом, в отличие от отца, он играет в нападении. Сейчас Джованни выступает за итальянскую «Фиорентину».
Карла Перейра – так зовут вторую избранницу Диего Симеоне. Они познакомились в 2014 году, а вскоре у них родилась дочь Франческа.
Интересные факты
Сейчас Диего Симеоне продолжает тренировать «Атлетико», его контракт действует до 2020 года. Пока «Эль Чоло» на тренерском мостике, болельщики «матрасников» могут быть спокойны.
Диего Симеоне: от монстра полузащиты до тренера
Родившись в Буэнос-Айресе в 1970 году, Симеоне, будучи подростком, получил возможность осуществить свою мечту стать профессиональным футболистом, когда прошел просмотр в академию Велес Сарсфилд в районе Линье. Именно там молодой Симеоне учился под руководством Викторио Спинетто, который в то время был тренером молодежки Велеса.
Спинетто был бескомпромиссным центрбеком, игравшим за Аргентину в середине 1930-х и тренировавшим национальную сборную в конце 1950-х и начале 1960-х. Он также был главным тренером Велеса в течение 14 лет с 1942 по 1956 год. Но к 80-м он был уже был почти на пенсии, занимая скорее неформальную должность в академии своего любимого клуба.
Как подробно описано в «Переворачивая пирамиду» Джонатана Уилсона, в богатой футбольной истории Аргентины было два совершенно разных стиля игры. Во-первых, была La Nuestra, свободный, плавный стиль, основанный на дрибблинге и коротком пасе, который начал появляться в 1920-х годах и расцвел к 1950-м. La Nuestra рассматривалась его представителями как что-то, родственное искусству, больше заточенное на эстетику, чем на результат.
Затем, после шокирующего поражения со счетом 6:1 от сборной Чехословакии на чемпионате мира 1958 года, началась революция в футбольных умах аргентинцев. La Nuestra была осмеяна за то, что именно она принесла унижение национальной сборной, из-за ее мягкости и пренебрежения тактикой, хотя в то время в мировом футболе начинала процветать тенденция к именно тактическому развитию игры.
Годы становления Симеоне как игрока пришлись на период, который будет считаться чем-то вроде золотой эры аргентинского футбола: победители Кубка мира на родной земле в 1978 году, а затем повторение триумфа в Мексике в 1986 году с гениальным Диего Марадоной. Шестнадцатилетнего подростка из Буэнос-Айреса мотивировал успех Марадоны: выходец из бедного пригорода, поднялся до уровня величайшего игрока на планете после финала 1986 года.
Прошло меньше года с того дня, как Ла Альбичелесте подняли над головой Кубок мира в Мехико, когда 17-летний Симеоне дебютировал за основу Велеса в победном матче против Химназии. Симеоне, сходу ставший ключевым игроком «El Fortina», 28 раз сыграл за клуб в Примере в том сезоне, забив четыре гола. Растущая репутация подростка, возможно, была основана на жесткости и агрессии, но его технические способности также были очевидны.
Будучи box-to-box полузащитником, Симеоне успевал все: отбирать, раздавать передачи на любое расстояние, разрушать атаки противника и начинать маневры своей команды. Проще всего называть таких игроков «цепными псами», выжигающими после себя каждую травинку на поле, но по факту Симеоне умел гораздо больше даже на этом раннем этапе своей карьеры.
Но в Пизе дела пошли совсем не так, как планировал Диего: сначала «Торри» с Симеоне вылетели в Серию Б, а в следующем году не смогли вернуться. Молодой Чоло был вынужден поставить пластинку «моя карьера в Серии А» на паузу и летом 1992 года перешел в Севилью. Именно в Севилье Симеоне работал под руководством еще одного влиятельного аргентинского тренера, профессора антифутбольного института, Карлоса Билардо.
После двухлетнего творческого отпуска после поражения в финале Кубка Мира, Билардо возглавил Севилью в 1992 году. С Симеоне, который дебютировал за сборную именно под руководством Билардо, тренер воссоединился спустя 4 года на Эстадио Рамон Санчез Писхуан, где к ним также присоединился некий Диего Марадона. Билардо и Марадона продержались в Андалусии всего один сезон, в отличие от Симеоне, который, отыграет за Севилью еще год, прежде чем присоединиться к Атлетико Мадрид.
Своей высшей точки Атлети достигли в сезоне 1995/96 гг., когда увядающая «Дрим Тим» Йохана Кройффа была сокрушена командой сербского тренера Радомира Антича. Под руководством серба они выиграли и Ла Лигу, и Копа-дель-Рей.
Симеоне был сердцем Атлети Антича, бьющееся с максимальной интенсивностью. Будучи лидером в раздевалке, несмотря на то, что ему едва исполнилось 24 года, Симеоне стал ключевым игроком, благодаря своим фирменным прорывам в штрафную соперника, помогая атаке вторым темпом. Симеоне вел за собой, а все: и игроки, и болельщики на Висенте Кальдерон, следовали за ним. Они безоговорочно верили, что их команда будет в безопасности в руках человека, которому очевидно не наплевать, так же, как и им.
В конце концов, спустя три сезона в Мадриде, он покинет Атлетико, чтобы присоединиться к Интеру в 1997 году, но вернется: сначала на свои два последних сезона в качестве игрока в Европе в 2003 году, а затем в качестве тренера восемь лет спустя. Итак, через семь лет Симеоне возобновил своё завоевание Серии А. За 6 лет проведенных в Италии Симеоне станет катализатором успехов как Интера, так и Лацио.
Возвращение Симеоне в Италию положило начало эволюции его игры: из атакующего, пытающегося успевать везде игрока, обладатель золотого дубля с Атлетико превратился в идеального реджисту: глубоко посаженного плеймейкера, способного выгрызать мячи. Симеоне 2.0 был более тактически дисциплинированным игроком, редко оставляющим за собой зоны после привычных ранее забеганий вперед.
Этот новый Симеоне присоединился к Лацио в 2000 году. Свен-Йоран Эрикссон создавал яркую атакующую команду, полную таких талантов как Павел Недвед, Хуан Себастьян Верон и Эрнан Креспо. Но именно подписание дисциплинированного Симеоне в полузащиту помогло римскому клубу выиграть Скудетто во второй раз в своей истории.
Покинув Лацио в 2003 году, Симеоне закончил свою карьеру игрока двумя сезонами в Атлетико Мадрид и годом в Расинге, после чего сразу же вернулся в родной Велес, чтобы перейти к управлению La Academia.
За свою 14-летнюю карьеру в сборной он сыграл в 108 матчах, это пятый результат в истории. С Альбиселесте он пополнил свою комнату трофеев двумя победами на Кубке Америки и медалью Кубка Конфедераций ФИФА. При этом, Симеоне в футболке сборной ассоциируется у многих лишь с красной карточкой Дэвида Бекхэма на мундиале 1998 года во Франции.
Симеоне с грохотом влетел в спину Бекхэма в начале второго тайма 1/8 финала матча Аргентины с Англией в Сент-Этьене. Он поднял руки, извиняясь, в надежде избежать наказания за этот излишне жесткий прием. Когда Симеоне начал отступать с места преступления, срубленная звезда Англии пнула аргентинца, задев заднюю поверхность его икр. Симеоне сразу же упал на землю, одновременно привлекая внимание судьи Кима Милтона Нилсена, надеясь, что арбитр не пропустил наглый ответ Бекхэма.
Симеоне потерпел неудачу в попытке избежать наказания за свой толчок, желтая нашла своего героя, но это того стоило- Бекхэм был удален. «Я толкнул его, и мы оба упали на землю». Симеоне рассказывал в интервью в 2002 году: «Когда я пятился, он ударил меня сзади, и я воспользовался этим. И я думаю, что любой человек воспользовался бы этой возможностью точно так же».
Это было цинично, это было коварно, и это помогло его команде победить (Аргентина выиграла в серии пенальти, основное время закончилось со счетом 2-2). Конечно, если бы у него был выбор, он бы предпочел забить гол ударом метров с 40, чтобы победить в матче, но ему представилась возможность, и он воспользовался ей. Победа имеет первостепенное значение.
Автор: Райан Бэлди, журнал These Football Times. Перевод: Дмитрий Золотенков, Canale Sforzesco.
Полный разбор чемпионского «Атлетико»: Симеоне придумал гибридную схему и преобразил стиль, а разницу сделали Облак, Льоренте и Суарес
Аналитика Вадима Лукомского.
Чемпионство «Атлетико» трудно объяснить. Это следствие запутанной мозаики из внешних (очень разные, но глубокие проблемы конкурентов) и внутренних (долгожданная мини-революция Диего Симеоне) факторов.
Еще один важный элемент – в коронавирусный год логика ушла на карантин. В первом круге «Атлетико» набрал 50 очков и получил отрыв +13 по потерянным, постоянно обыгрывая соперников в равных матчах (не всегда по делу). Во втором растерял всю фору, хотя не играл явно хуже, чем в первой части сезона (просто теперь, наоборот, пошли приступы аномального нефарта вроде поражения от «Леванте» при соотношении ударов 28:6).
Все это к тому, что у этого текста нет задачи всецело воспеть «Атлетико», подгоняя выводы под результат. На практике у нас, напротив, не очень много оснований считать «Атлетико» сильнейшей командой Испании именно по качеству футбола. У «Реала» есть свои аргументы – доминирование в топ-играх и всего 2 очка отставания от «Атлетико» при дичайшей эпидемии травм. За «Барсу» продвинутая статистика – разница остроты созданных и допущенных моментов у них с отрывом лучшая (но ужасная реализации в начале сезона поставил команду в позицию, из которой очень трудно было догонять – почти догнали, но слились в конце сезона).
Я бы рад все свести к гениальным тактическим перестроениям Симеоне (мне он очень нравится), но объективно картина труднее. «Атлетико» помогли не только они, но разобрать обновленную формулу Чоло все равно невероятно интересно. Просто держите в уме, что «Атлетико» прибавил и трансформировался в первую очередь относительно себя прошлых сезонов – с долей везения в ключевые моменты этого хватило для чемпионской сказки.
Уход Парти толкнул Симеоне к экспериментам: он придумал гибридную схему, которая преобразила «Атлетико»
До начала прошлого сезона Симеоне уже почти пять лет в разных формах говорил о постепенной смене стиля «Атлетико». Каждый раз на изменения были намеки, но при первых трудностях команда откатывалась в базовый режим – в жертву приносилась и эстетика, и форма новичков, которых брали под изменения. Так случилось и в прошлом сезоне. Стартовые эксперименты загнали «Атлетико» в позицию вне зоны ЛЧ на момент коронавирусной паузы, а потом случился откат к старым ценностям.
Тогда процесс описал Сауль: «Мы давно пытаемся сделать шаг вперед, но команда не очень хорошо отреагировала на новый стиль, хотя в клубе достаточно футболистов, способных к нему адаптироваться. Стиль просто не сработал так, как мы надеялись. Теперь тренер хочет, чтобы мы просто закрылись и выигрывали матчи. Вообще не важно, сколько мы владеем мячом, насколько прямолинейно играем, способны ли сделать 100 передач перед голом. Главное – побеждать. Мы старались играть в более комбинационном стиле, переключались на 4-3-3 и работали над движением в позиционной атаке, но команда не приняла эти изменения. Мы вернулись к 4-4-2 и игре через подборы – это сработало».
Похоже, пока у Симеоне остается хотя бы теоретическая возможность вернуться к классике, он будет оглядываться на нее при первом удобном случае. Поэтому поворотной точкой в рождении чемпионского «Атлетико» следует считать уход Томаса Парти (который стал абсолютным шоком для Чоло – тренеру давали гарантии, что он останется).
Формально «Атлетико» взял Жоффре Кондогбия на замену, но это далеко не готовая замена, а игрок с качествами, из которых можно вылепить нечто похожее. Это долгий процесс, поэтому Симеоне все равно нужно было выдумать альтернативный вариант.
0:4 от «Баварии» (повторение самого разгромного поражения в эпоху Симеоне) полномасштабно оголили проблему. В паре с Коке появился Эктор Эррера. Вполне рабочее сочетание для не самых трудных матчей, но с серьезным соперником так не сыграешь (нет настолько же чистого и умного разрушителя, как Парти).
Они старательно поддерживали расстояния в схеме 4-4-2, но в эпизодах повышенной трудности (например, при быстрых атаках или когда схема чуть рушилась из-за комбинаций «Баварии») возникали проблемы. Парти способен был оценивать эпизод и направлять атаку в наименее опасном направлении. Коке и Эррера не оценивали эпизоды в полной мере – не читают, а реагируют. Это умножалось на нехватку согласованности.
После «Баварии» начались поиски. Сначала Симеоне попробовал 4-1-4-1 с гибридной ролью Маркоса Льоренте. «При обороне мы располагались в схеме 4-5-1 (4-1-4-1). В атаке роль Льоренте менялась: мы старались использовать его мощь и способность подключаться в штрафную. Он идеально выполнил установку», – объяснял Чоло после матча с «Зальцбургом».
Дальше проявилась гениальность Симеоне. В процессе внеплановых и даже слегка хаотичных поисков аргентинец изобрел вариант, который:
• позволяет максимально эффективно компенсировать нехватку Парти;
• по-новому раскрывает футболистов, которые не могли полностью адаптироваться раньше (Эрмосо, Лемар, отчасти Феликс и сбавивший в сезоне-2019/20 Коке);
• дает возможность комбинировать новый стиль с классикой.
Это схема 3-5-2 с гибридностью на левом фланге, которая позволяет откатываться к более привычным 4-4-2 при необходимости:
Давайте разберем основные механизмы:
Их способность делать настолько разную работу сильно помогала. Эрмосо имел опыт игры крайним защитником и, в отличие от других ЦЗ, не теряется, если ему нужно выдвигаться за оппонентом далеко на фланге. Карраско – достаточно работоспособный вингер, поэтому его новые задачи не пугали.
2. В центре и близко нет разрушителя уровня Парти – нередко там выходили Коке и Лемар (иногда Льоренте, Сауль или Эррера в качестве партнера Коке, но такого открытого сочетания в эпоху Симеоне еще не было).
Открытость этой зоны компенсировалась двумя вещами. Во-первых, намного агрессивнее стали действовать центральные защитники :
В таблице показана разница в количестве прессинг-действий и оборонительных действий у защитников «Атлетико». Их стало намного больше. Это говорит не об уровне игры, а о манере. Раньше они оборонялись внутри штрафной, поэтому выжидали и не форсировали эти действия. Сейчас они поочередно выдвигаются для помощи в опорной. Отсюда и изменения в цифрах.
Сами футболисты опорной зоны тоже заслуживают комплиментов. По трудолюбию к ним не было вопросов. Просто никто не обладал цепкостью и умением оценивать эпизоды как Парти. Поэтому нужны были описанные адаптации. В совокупности они помогли создать коллективного Парти.
4. Команда не только получила возможность по-разному строить игру без мяча – появились и новые инструменты в атаке. Железным стало место Эрмосо в старте, а он лучший центрдеф с точки зрения первого паса. Еще более важным элементом стала новая роль Коке.
Коке дает этой команде баланс. Об этом детально рассказал The Athletic источник из раздевалки «Атлетико»: «Щедрость Коке по отношению к партнерам иногда отвлекает от осознания того, насколько блестяще он играет. Коке понимает футбол на уровне, который доступен очень немногим. Он идеально видит все происходящее на поле. Он – человек, который пытается замечать и устранять все малейшие проявления дисбаланса. Он держит в голове всю картину, пробегает по 13 км за матч и постоянно адаптируется так, чтобы дать команде тактический баланс ».
Роль реджисты идеальна подошла такому набору качеств.
5. Суарес – топ-форвард, но не таком виде, к которому привык «Атлетико». Диего Коста и Альваро Мората – про более прямолинейный стиль. Антуан Гризманн получал почти безграничную свободу передвижения. Луис любит комбинировать, но при этом играет в достаточно фиксированной позиции.
«Очень многое в нашей игре исходит от присутствия Суареса. Наличие такого нападающего означает, что мы должны иным образом доставлять мяч в атаку. У Косты и Мораты были другие характеристики. Луису необходима поддержка, партнеры, с которыми можно отыгрываться, тогда он будет наиболее опасен. Особенности Суареса вынудили нас адаптироваться, чтобы выжимать максимум из его качеств », – объяснял Симеоне.
6. Другие футболисты не влияли на стиль так прямо, но многие выиграли от изменений и провели ярчайший сезон – Триппьер, Лемар, Карраско, Корреа и Феликс (образца старта сезона). Все они тоже выиграли от преобразований. Только Сауль и Лоди откровенно потерялись.
Теперь давайте разберем, как сильно описанные ходы преобразовали манеру «Атлетико». Относительно прошлогодней версии себя (и практически любой другой) команда Симеоне действительно преобразилась – скачок по владению, длительности голевых атак и количеству передач в них :
Более продвинутые метрики тоже отражают эволюцию «Атлетико» в качественную пасующую команду. Среднее время всех отрезков владения «Атлетико» (а не только с ударом или голом) выросло с 7,5 секунд до 9,4 (ощутимо для этого показателя). Скорость продвижения атак снизилась с 1,65 метра в секунду до 1,42 (играют более терпеливо).
При этом по владению «Атлетико» лишь 8-й. Это портрет команды, которая вообще не стремится доминировать в матчах, но, когда вынуждают, способна забивать голы высокой сложности в терпеливых атаках. Раньше этот элемент у «Атлетико» проявлялся совсем редко. Как отмечал Сауль, игра строилась через подборы.
В этом сезоне большими отрезками мы видели классический «Атлетико», но когда надо было, команда врубала режим гранда и показывала новые инструменты. Они на хорошем уровне – просто нет фанатичного желания всегда идти этим путем.
Возможно, лучший индикатор трансформации – матч предпоследнего тура, когда за 15 минут до конца «Атлетико» уступал «Осасуне» 0:1. У Симеоне была пауза на водопой, чтобы повлиять на команду. Ему приписывают одну простую инструкцию: «Будьте спокойны, голы придут». Команда не свалилась в примитивный навал, а вскрыла соперника через терпеливые розыгрыши. В первой голевой атаке было 15 передач. В победном мяче Суареса – 23 паса.
«У «Атлетико» сейчас другая система и другой игровой базис. В составе собраны и размещаются более атакующие футболисты. В команде больше именно атакующих талантов – и Симеоне отлично это понимает. Он выжимает максимум из каждого игрока, отталкиваясь от его сильных сторон. Поэтому «Атлетико» изменился. Сейчас команда выше прессингует, играет по другой схеме, больше держит мяч и нагружает штрафную большим количеством игроков», – объяснил экс-капитан клуба Габи.
В любом случае с Вивасом Симеоне начал мыслить шире. У Нельсона интересный бэкграунд, который классно вписывается в случившееся с «Атлетико» в этом сезоне. Двумя тренерами, которые больше всего повлияли на него, он называет Марсело Бьелсу и Арсена Венгера.
С Венгером он работал, играя за «Арсенал». Виваса впечатлил стиль игры и «тотальная трактовка роли менеджера» – Арсен был внимателен абсолютно к каждой мелочи, которая касается клуба.
С Бьелсой он пересекался в сборной Аргентины и отмечал перфекционизм при подготовке к соперникам, что было свойственно далеко не всем в то время: «Марсело показывал нам специально отредактированные видеокассеты. Только то, что конкретный игрок должен знать, чтобы сделать работу. Обычно подобное погружает в уныние, но его видео захватывали меня».
Гибридная схема сделала Симеоне еще более гибким при обороне
Еще раз коротко, суть трансформации: к традиционному стилю «Атлетико» добавил новые инструменты, которые сделали атаку более вариативной. «В этом году мы больше пасуем, но все еще сохраняем надежность в обороне и умение контратаковать », – сформулировал Карраско.
Симеоне на одной пресс-конференции даже согласился с обвинениями журналиста в парковке автобуса: «Я понимаю вас. Когда разница в счете минимальная, напряжение возрастает, есть соблазн удерживать счет, чтобы добыть победу».
«В первую очередь не Симеоне поменялся, а изменились футболисты у него в распоряжении. Он знает об этом – и хорошо адаптировался. Но взгляды босса на футбол остаются прежними. Он всегда требует максимальной самоотдачи и предельной мотивированности на каждой тренировке. Симеоне находит оптимальные решения под конкретного соперника. Все это делает «Атлетико» очень, очень разноплановой командой», – подытожил Габи.
То есть «Атлетико» значимые отрезки матчей проводит без мяча. Важным было не утратить надежность в этой стадии в ходе преобразования схемы и атаки. На самом деле новая формация сделала оборону «Атлетико» лишь более гибкой. Базис – по-прежнему компактность, блокирование центральной зоны, ловушки на флангах и интенсивность на всех участках (быстрое насыщение зоны мяча и при позиционной защите, и при прессинге).
Все эти вещи остались, но появилось больше возможностей адаптировать некоторые идеи под конкретных соперников – это достигается через гибридную схему:
Скриншоты сделаны в InStatScout
Лучше всех в роли такого партнера Луиса по давлению выступал Анхель Корреа. С ним «Атлетико» особенно качественно душит оппонентов. Но вообще замысел предполагает эпизодичность прессинга. Если Суарес устал или нет поддержки, или ситуация в матче не побуждает к этому, «Атлетико» может без проблем откатиться в средний или низкий блок. Но если давление пошло, то оно почти всегда цельное и организованное.
• В позиционной обороне ярче всего проявляется описанная гибкость. Как правило, 4-4-2 использовались с менее грозными соперниками, против которых центр можно закрыть и в старой схеме без Парти.
С более опасными соперниками «Атлетико» оборонялся 5-3-2 – замысел описан выше (в опорной помогает выдвижения центральных защитников и работоспособный Льоренте):
Иногда трансформация осуществлялась прямо по ходу матчей. Симеоне читал соперников – и выбирал оптимальный вариант.
• На заключительных этапах игр (или в матчах, когда нужно особенно закрываться) аргентинец часто переходил на 5-4-1. Вообще, это можно было делать даже без замен – Корреа просто садился на правый фланг, а нападающим оставался только Суарес:
Такой вариант дает еще больше надежности и компактности, но побуждает садиться поглубже, поэтому почти никогда не использовался с первых минут.
• В некоторых играх (против «Севильи» – удачно; против «Челси» – неудачно) применялась схема с шестеркой в линию:
В атаке «Атлетико» вариативно использовал фланги
При владении у «Атлетико» чаще всего выстраивался 3-1-5-1. Три защитника + Коке в роли опорника + три футболиста между линиями + Триппьер и Карраско на флангах + Суарес как фиксированный нападающий:
«Атлетико» похожим образом заполнял поле, но не так охотно обострял в неочевидных ситуациях, не так хорошо смещался по ходу атаки и не имел желания играть так весь матч, но когда такой режим включался, команда Симеоне ориентировалась на структуру, а не на импровизацию.
Такой базис помогал лучше контролировать мяч, развитие атаки и организовывать контрпрессинг в случае потери. Внутри этого базиса есть три глобальных направления. Первый – использование опорной зоны, где есть готовая к комбинациями тройка + Суарес, который хорош в подыгрыше. Здесь «Атлетико» еще есть куда расти. А вот вариант со вскрытием через фланги у «Атлетико» проходил намного лучше. На каждом краю у команды Симеоне был фирменный прием.
Левый фланг заточен под создание изоляций для Янника Карраско – ситуаций, в которых он на большом пространстве оказывается 1-в-1 под обыгрыш:
Именно поэтому мяч ему часто доставляют через переводы (пока соперник не успел сместиться в эту зону), а потенциальный партнер Карраско по флангу Марио Эрмосо остается в тройке центральных защитников, продвигает мяч, выманивает на себя оппонента, а не поддерживает атаку прямо по флангу.
Справа работает совсем другая динамика. Триппьер и Льоренте перегружают эту зону. Больше всего трудностей соперникам создают резкие рывки Льоренте из центра на правый край. Дальше есть два сценария.
Второй вариант – из-за концентрации на Льоренте больше свободы получает Триппьер. Киран прекрасно подает, поэтому хорошо пользуется этой свободой. Англичанин – лидер «Атлетико» по точным пасам в штрафную с игры.
Облак, Льоренте и Суарес решали в ключевые моменты
Рисунок игры Симеоне поднял «Атлетико» до уровня борьбы за чемпионство, но выиграли гонку в пограничных эпизодах три ключевых исполнителя: Облак решал в своей штрафной, Маркос Льоренте и Луис Суарес – внутри чужой.
Тактические элементы разобраны выше – там свои герои (они влияли именно на содержание матчей). Сейчас поговорим об индивидуальном мастерстве, которое склоняло в пользу «Атлетико» равные матчи.
Разница между ними и третьим в «Атлетико» по реализации Феликсом – огромная. Выделяются и на фоне всей лиги – оба в тройке (между ними – Лео Месси, а все остальные хуже).
Льоренте вообще попал абсолютно во все разделы текста. Диапазон его функций почти безграничен: помощь при трансформации схемы, двойная роль при обороне, постоянный и жутко эффективный прием в атаке и мастерство в неочевидных ситуациях. Если что, про Маркоса, который интересен и за пределами поля, был отдельный материал и видеоразбор.
Суарес тоже показал мощный оверперфоманс по части реализации. Еще важнее, когда именно он забивал. Уругваец чаще всех решал пограничные матчи, забивая при пограничном счете. Его голы принесли «Атлетико» 25 очков – это именно те, где он сравнивал (1 очко), забивал победный (2 очка) или делал и то, и другое (3 очка).
Это лучший Суарес за последние сезоны – и в этом огромная заслуга Симеоне, который создал для Луиса идеальную среду. Тренер адаптировал тактику и во всем помогал Суаресу. О важности Чоло на контрасте с тем, как Луис чувствовал себя в последние сезоны в «Барсе», рассказывал его экс-партнер по сборной Себастьян Абреу.
Сам Суарес описывал ситуацию так: «Когда у форварда успешная серия, ты наслаждаешься и выжимаешь из нее максимум. Хотя, конечно, трудно держать такой темп весь год. В любом случае я буду помогать команде всем, чем смогу».
Показательный момент случился в конце декабря. «Если вы разглядели у Суареса признаки спада, то виноват в этом я, а не он. Он только оправился от коронавируса – и мы сразу вернули его в состав, не дав время набрать форму. Он ее наберет и сыграет важную роль», – Симеоне бился за Луиса в такой манере весь сезон.
Помогло – Чоло выжал из уругвайца максимум, а влияние Суареса было шире самих голов (даже учитывая их ценность). «Суарес значительно повысил уровень внутренней конкуренции – это очень радует. Для меня он не только про голы. Его обострения и движение тоже приносят пользу», – объяснял тренер.
Например, он сделал больше всех сейвов в Ла Лиге – 97 штук. Обычно мы смотрим на более продвинутые метрики, потому что вратари больших клубов не получают столько шансов себя проявлять, но Облак тащил буквально все, поэтому выиграл даже общий зачет, хотя были те, кому били намного чаще.
Это достижение скорее символическое (пускай очень редкое для вратаря топ-клуба) – все-таки на сейвы в изоляции (без оценки опасности ударов) можно смотреть только ради развлечения. Но с продвинутой статистикой у Облака тоже все супер – он с отрывом лучший по любимой метрике Юрия Дюпина:
Осязаемых плюсов Облака достаточно, чтобы оценить его мощь, но есть и неосязаемые: «Одна из сильных сторон Яна – стабильность. Его психология влияет на всех. Облак может наблюдать эмоциональную нестабильность в партнерах, особенно молодых, но сам он всегда остается очень хладнокровным и сфокусированным. Его сейвы приносят команде очки», – объяснял близкий к клубу источник The Athletic.
Легенда «Реала» и самый влиятельный испанский колумнист Хорхе Вальдано ярко похвалил Чоло: «Есть один момент, за который Диего Симеоне несет главную ответственность: он изменил историю «Атлетико». Он наложил на нее свой отпечаток и дал ей успешную преемственность. В турнирной таблице, в коллективном воображении и в глубочайшей психологии. Он победитель через боль – и «Атлетико» больше не гордится своими поражениями. Мы приехали из разных клубов и пришли из разных школ, он – билардиста, а я – меноттиста, но я далек от того, чтобы демонизировать его. Я умею распознавать тех, кто думает по-другому, но все делает хорошо, а Симеоне – неоспоримый пример лидерства».
За 10 лет Симеоне взял два чемпионства и ни разу не пролетал мимо топ-3 с клубом, который до его прихода финишировал на 9-м и 7-м местах. На дистанции это достижение впечатляет лишь сильнее. Чоло – гений!
Первый титул выглядел чудом и был выигран в режиме маленького клуба. «Атлетико» просто лучше всех делал вещи, которые подразумевает этот стиль. Симеоне сделал их самым большим маленьким клубом мира.
Второе супердостижение Чоло – общая трансформация «Атлетико» в элитный по европейским меркам клуб. Команда все еще уступает «Реалу» и «Барсе» по всем объективным финансовым показателям, но оторвалась от всей остальной Испании. Выигранный в этом статусе титул – чудо другого толка.