дикая женщина это какая
Кто такая Дикая Женщина и как ее в себе найти
Сказка ложь, да в ней намек.
В 1989 году американский психоаналитик юнгианской школы Кларисса Пинкола Эстес опубликовала бестселлер «Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях». На примере древних преданий она рассказала, как современной женщине услышать свой внутренний голос, который уже устал отчаянно «выть на луну».
В книге собраны легенды со всех уголков планеты. В том числе и знакомые нам с детства — про Синюю бороду, Гадкого утенка, Василису Прекрасную и Красные башмачки. Открытие Клариссы Пинколы Эстес в том, что истории, которые мы читали в детстве, несут в себе далеко не детские смыслы.
Например, Синяя Борода — это притча о том, как наивная девушка выходит замуж, чтобы получить статус замужней взрослой женщины раньше своих сестер и обеспечить себя материально. Она не распознает «синюю бороду» своего мужа-тирана: изо всех сил идеализирует его в надежде, что вот-вот скоро он изменится и наступит семейное счастье.
Сказка о Василисе Прекрасной указывает на то, как важно научиться отстаивать свои границы. Это история взросления, сепарации девочки от опекающей матери и становления самостоятельной женщины, которая не боится рискнуть и пойти в темный лес, чтобы набраться мудрости (добыть огня для очага) и сжечь тех, кто годами сидел на ее шее.
Каждая история — это метафора. За любой сказкой скрывается руководство к действию в реальной жизни. Героини представляют собой архетипы (устойчивые модели поведения), которые лежат в основе юнгианского метода психотерапии.
Мать или Жрица?
Виктория Шваб, юнгианский аналитик
«Архетипы могут дать невероятные психические силы и власть над жизнью. Юнг предложил нам метод, согласно которому все глубинные смыслы модели поведения и символы эволюции человека можно обнаружить в едином информационном поле. Эти символы принадлежат миру и служат его эволюции.
Согласно древним природным циклам, становление женственности всегда проходило по определенным законам и повторяющимся ритмам. Подобно весне, лету, осени и зиме, подобно четырем стихиям можно отследить ритмы эволюции в сознании каждой отдельной женщины.
Мать. На этой стадии женщина решает для себя вопросы базовой безопасности, способности правильно и качественно себя напитать, эмоционально и психически наполнить, позаботиться о своем внутреннем ребенке.
Если у нас базово нет фигуры внутренней духовной матери, мы чувствуем себя потерянными. Мы не знаем, кто мы, теряемся, как если бы ребенок остался без покровительства и опоры. Именно внутренняя мать помогает прислушиваться к своим чувствам и находить личные границы, оберегает наш физический и эмоциональный комфорт.
Хозяйка. Этот архетип связан с нашей реализацией в обществе, когда женщина учится брать на себя ответственность, ставить цели и принимать решения. В прямом смысле она становится хозяйкой своей жизни. Если что-то идет не так, она чувствует тревогу и беспокойство о будущем.
Здесь очень важно понять, какое место в мире мы хотим занимать: кем быть, как самовыражаться, какие ценности претворять в жизнь. Мы вступаем в диалог с окружающим миром. Если женщина сама не справляется с этой задачей, функции архетипа Хозяйки она проецирует на других: вступает в созависимые отношения, лишая себя финансовой, социальной и эмоциональной свободы.
В норме Хозяйка тянется к людям, сохраняя очень широкие границы. Ей хватает собственного ресурса, поэтому она так ценит независимость. Вы наверняка видели таких женщин: рядом с ними больше «воздуха» — всем хочется прикоснуться, побыть рядом, перенять себе искусство управления ресурсами, временем и вниманием.
Любовница. На этой стадии развития женщине очень важно стать самой источником жизни, силы и радости, исполненной бесконечной нежности и красоты, но не потерять при этом свою индивидуальность в отношениях с другими людьми.
Состояние Любовницы — это про зрелость и сексуальность, умение наслаждаться, принимать и отдавать. На этом этапе женщина способна строить глубокие, доверительные отношения, не впадая в созависимые состояния опекающей матери или инфантильного ребенка.
Жрица. Главный секрет архетипа Жрицы — это глубокая связь с высшим творческим началом. Здесь женщина отходит от своего эго — детских травм, комплексов, тревог, чтобы пребывать в состоянии глубинного покоя и единения с миром.
Иными словами, Жрица осознает, что она выше повседневных проблем. Она не боится, что ее разлюбят, отвергнут или ранят, потому что понимает: негатив — это неотъемлемая часть жизни, без него человеку трудно оценить истинное счастье. В этом сила жрицы: ее невозможно «приручить» и заставить идти против своих желаний, ведь она не поддается шантажу и манипуляциям».
Где водятся Дикие Женщины?
Анна Балакшина, юнгианский аналитик
«Дикая Женщина — это та часть женской души, которая глубинно связана с природой и творчеством, обладая одновременно силой и доверием к собственному голосу. Это энергия, которой нам часто так не хватает в повседневной жизни. Если вам знакомо чувство потери сил, неуловимой тревоги и печали, истощения, раздражительности, когда, казалось бы, все в порядке, возможно, это забытая Дикая Женщина зовет вас, пытаясь оживить устоявшийся мир, напомнить про нечто важное, что сейчас не проявлено в вашей жизни.
Как и когда мы потеряли с ней связь? Вероятно, когда девушка делает выбор: соответствовать ожиданиям или полагаться на интуицию. Стремиться к одобрению или слушать себя, быть скромной или проявить себя во весь голос. А возможно, мы просто устали, потому что отношения, материнство, профессиональное развитие требуют столько ответственности, сил и внимания, что нередко женщина забывает себя.
Это не значит, что перечисленное не приносит удовольствия или делает нас несчастными. Напротив, так мы развиваемся и реализуем себя. Но забытая сторона женственности уходит в тень, лишая каждую из нас возможности быть целостной и ресурсной. В результате «дикая» природа отщепляется и остается лишь социально одобряемая, но «обесточенная» часть личности.
Чтобы вам было легче представить, посмотрите фильмы, посвященные внутреннему путешествию женщин, например, «Дикая», «Она океан» и другие».
Об экспертах
Виктория Шваб — психолог-консультант, юнгианский аналитик. Ее сайт.
Анна Балакшина — психолог, юнгианский аналитик. Ее блог.
Кто такая Дикая Женщина и как ее в себе найти
Следовать своим желаниям, выбирать «тех» мужчин и друзей, принять свое тело и быть свободной от чужого мнения — казалось бы, все так просто. Тогда почему нам настолько тяжело прислушиваться к себе? Как будто внутри женщин сломался компас, который помогает им следовать своим инстинктам. В погоне за ложными, навязанными ценностями мы теряем связь со своей природой. Как ее восстановить?
Сказка ложь, да в ней намек.
В 1989 году американский психоаналитик юнгианской школы Кларисса Пинкола Эстес опубликовала бестселлер «Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях». На примере древних преданий она рассказала, как современной женщине услышать свой внутренний голос, который уже устал отчаянно «выть на луну».
В книге собраны легенды со всех уголков планеты. В том числе и знакомые нам с детства — про Синюю бороду, Гадкого утенка, Василису Прекрасную и Красные башмачки. Открытие Клариссы Пинколы Эстес в том, что истории, которые мы читали в детстве, несут в себе далеко не детские смыслы.
Например, Синяя Борода — это притча о том, как наивная девушка выходит замуж, чтобы получить статус замужней взрослой женщины раньше своих сестер и обеспечить себя материально. Она не распознает «синюю бороду» своего мужа-тирана: изо всех сил идеализирует его в надежде, что вот-вот скоро он изменится и наступит семейное счастье.
Сказка о Василисе Прекрасной указывает на то, как важно научиться отстаивать свои границы. Это история взросления, сепарации девочки от опекающей матери и становления самостоятельной женщины, которая не боится рискнуть и пойти в темный лес, чтобы набраться мудрости (добыть огня для очага) и сжечь тех, кто годами сидел на ее шее.
Каждая история — это метафора. За любой сказкой скрывается руководство к действию в реальной жизни. Героини представляют собой архетипы (устойчивые модели поведения), которые лежат в основе юнгианского метода психотерапии.
Мать или Жрица?
Виктория Шваб, юнгианский аналитик
«Архетипы могут дать невероятные психические силы и власть над жизнью. Юнг предложил нам метод, согласно которому все глубинные смыслы модели поведения и символы эволюции человека можно обнаружить в едином информационном поле. Эти символы принадлежат миру и служат его эволюции.
Согласно древним природным циклам, становление женственности всегда проходило по определенным законам и повторяющимся ритмам. Подобно весне, лету, осени и зиме, подобно четырем стихиям можно отследить ритмы эволюции в сознании каждой отдельной женщины.
Мать. На этой стадии женщина решает для себя вопросы базовой безопасности, способности правильно и качественно себя напитать, эмоционально и психически наполнить, позаботиться о своем внутреннем ребенке.
Если у нас базово нет фигуры внутренней духовной матери, мы чувствуем себя потерянными. Мы не знаем, кто мы, теряемся, как если бы ребенок остался без покровительства и опоры. Именно внутренняя мать помогает прислушиваться к своим чувствам и находить личные границы, оберегает наш физический и эмоциональный комфорт.
Хозяйка. Этот архетип связан с нашей реализацией в обществе, когда женщина учится брать на себя ответственность, ставить цели и принимать решения. В прямом смысле она становится хозяйкой своей жизни. Если что-то идет не так, она чувствует тревогу и беспокойство о будущем.
Здесь очень важно понять, какое место в мире мы хотим занимать: кем быть, как самовыражаться, какие ценности претворять в жизнь. Мы вступаем в диалог с окружающим миром. Если женщина сама не справляется с этой задачей, функции архетипа Хозяйки она проецирует на других: вступает в созависимые отношения, лишая себя финансовой, социальной и эмоциональной свободы.
В норме Хозяйка тянется к людям, сохраняя очень широкие границы. Ей хватает собственного ресурса, поэтому она так ценит независимость. Вы наверняка видели таких женщин: рядом с ними больше «воздуха» — всем хочется прикоснуться, побыть рядом, перенять себе искусство управления ресурсами, временем и вниманием.
Любовница. На этой стадии развития женщине очень важно стать самой источником жизни, силы и радости, исполненной бесконечной нежности и красоты, но не потерять при этом свою индивидуальность в отношениях с другими людьми.
Состояние Любовницы — это про зрелость и сексуальность, умение наслаждаться, принимать и отдавать. На этом этапе женщина способна строить глубокие, доверительные отношения, не впадая в созависимые состояния опекающей матери или инфантильного ребенка.
Жрица. Главный секрет архетипа Жрицы — это глубокая связь с высшим творческим началом. Здесь женщина отходит от своего эго — детских травм, комплексов, тревог, чтобы пребывать в состоянии глубинного покоя и единения с миром.
Иными словами, Жрица осознает, что она выше повседневных проблем. Она не боится, что ее разлюбят, отвергнут или ранят, потому что понимает: негатив — это неотъемлемая часть жизни, без него человеку трудно оценить истинное счастье. В этом сила жрицы: ее невозможно «приручить» и заставить идти против своих желаний, ведь она не поддается шантажу и манипуляциям».
Где водятся Дикие Женщины?
Анна Балакшина, юнгианский аналитик
«Дикая Женщина — это та часть женской души, которая глубинно связана с природой и творчеством, обладая одновременно силой и доверием к собственному голосу. Это энергия, которой нам часто так не хватает в повседневной жизни. Если вам знакомо чувство потери сил, неуловимой тревоги и печали, истощения, раздражительности, когда, казалось бы, все в порядке, возможно, это забытая Дикая Женщина зовет вас, пытаясь оживить устоявшийся мир, напомнить про нечто важное, что сейчас не проявлено в вашей жизни.
Как и когда мы потеряли с ней связь? Вероятно, когда девушка делает выбор: соответствовать ожиданиям или полагаться на интуицию. Стремиться к одобрению или слушать себя, быть скромной или проявить себя во весь голос. А возможно, мы просто устали, потому что отношения, материнство, профессиональное развитие требуют столько ответственности, сил и внимания, что нередко женщина забывает себя.
Это не значит, что перечисленное не приносит удовольствия или делает нас несчастными. Напротив, так мы развиваемся и реализуем себя. Но забытая сторона женственности уходит в тень, лишая каждую из нас возможности быть целостной и ресурсной. В результате «дикая» природа отщепляется и остается лишь социально одобряемая, но «обесточенная» часть личности.
Чтобы вам было легче представить, посмотрите фильмы, посвященные внутреннему путешествию женщин, например, «Дикая», «Она океан» и другие».
Кто такая «дикая женщина» во мне, и зачем она мне нужна?
Само слово «дикая» часто вызывает в нас смешанные чувства.
С одной стороны, это что-то манящее, вольное, смелое и абсолютно честное. С другой стороны, в этом слове заключена такая сила, которую надо уметь через себя проводить. Как удержать в себе эту грань между «Домашней кошечкой» и «Дикой тигрицей»? Как грамотно включать в себе то одни, то другие качества, тогда, когда они необходимы и уместны? И не путать местами.
Конечно, там, где нужно общаться, о чём-то договариваться и домашние взаимоотношения — там царство «Домашней Кошечки». Потому что нападать — это не дипломатично. А во взаимоотношениях выигрывают только супердипломаты. А где нужно нападать? Где нужно включать свою страстность? В сексе, в танце, в пении, в выступлениях публичных, в познавании нового, в изучении чего-либо, во взгляде, в способности радоваться миру, в хобби и деятельности руками, например, в рукоделиях, в готовке еды. То есть там, где идёт конструктивное созидание. Ведь если включать в себе «страсть», то энергии много, и производительность выше. Те творческие акты, которые вы будете делать, находясь в своей «дикой» природе — будут вас омолаживать, энергетизировать, и будут очень позитивно влиять на ваше настроение. Потому что любая «Домашняя кошечка» начинает впадать в депрессуху, если ей не давать периодически воли. А воля — это наша «Дикая» ипостась.
Если вы делаете что-то «наотмашь», без правил и без условий — значит, вы отпустили себя на волю, и ваша «Дикая» часть празднует праздник.
Делать свои «Дикие дела» так, чтобы они ещё были социально одобряемы — это высший пилотаж. Поэтому пока не стремитесь к этому. Начинайте с малого. Отпускайте свою тигрицу на прогулки так, чтоб этого никто не видел, а значит, не оценивал. Одна дома, в лесу, в ванной, за городом. Как угодно. Кричите, танцуйте безудержно, малюйте на ватмане красками: не ради рисунка, а ради крика души.
Зачем нужно отпускать себя «на волю»?
Когда вы начнёте это делать, вы быстро поймёте ответ на этот вопрос, но пока я отвечу вам.
Вы видели когда-нибудь болотце? Вроде всё хорошо, даже ягодкы растут, листики и цветочки. Но дышать тяжело, затхло, как-то очень грустно и безрадостно. Почему? Потому что всё прокисло. Вот и в душе так бывает — если себя на волю не отпускать, то нутро может «прокиснуть». Да, чувства прокиснут, мысли прокиснут, идеи (если и появятся) тоже будут какие-то «Несвежие», а уж про тоску и прочее я вообще молчу. Это как дом, который давно не проветривали. Даже если там мыли регулярно полы и шкафы, дышать трудно, и всё тут. И красиво, и может быть, ладненько всё, но нет воздуха. Так вот в человеческой душе тоже должно быть «проветрено». А в женской особенно, потому что женская натура — иньская, и склонна к «закисанию». Когда женщина слишком много воюет «в социуме» — она выгорает, а когда слишком много вкладывает в свою «домашнюю» жизнь — она прокисает. Вот и нужно держать всегда «ветер в душе», чтобы и не выгореть, и не прокиснуть. Для этого и выпускают женщины своих «Диких рысей». Кто как — кто танцами, кто воплями, кто метанием дротиков…
Главное, чтобы никто не видел, и чтоб можно было дать себе Волю!
А когда у женщины душа проветрена, тогда она может и в жизнь свою привлекать что угодно, любые желания сбываются у счастливой женщины. Вот только счастья без «воли» не бывает, как ни крути.
Дикая женщина это какая
Внутри каждой женщины живет первозданное, естественное существо, полное добрых инстинктов, сострадательной созидательности и извечной мудрости. Но это существо — Дикая Женщина — находится на грани вымирания.
«Цивилизующее» влияние общества, к сожалению, подавляет в ребенке все «дикое», то есть естественное.
Кларисса Эстес, более двадцати лет практикующая и преподающая психоанализ Юнга и исследующая мифы разных культур, показывает, как можно возродить исконный Дух женщины посредством «психоархеологических раскопок» в области женского бессознательного.
Здоровая, инстинктивная, ясновидящая, исцеляющая архетипическая Дикая Женщина живет полнокровной жизнью в древних мифах и сказках. Но она может снова проявиться в душе каждой женщины в условиях современного мира.
Все мы тоскуем по первозданному. Культура предлагает не слишком большой выбор противоядий от этой тоски. Нас научили стыдиться таких влечений. Мы отпустили длинные волосы и привыкли скрывать под ними свои чувства. Но днем и ночью за нашей спиной таится тень Первозданной Дикой Женщины. Где бы мы ни ступали, эта тень крадется следом и – определенно – опирается на четыре лапы.
Наше дело – показать, что на нас дохнули: продемонстрировать это, отдать, спеть, прожить в верхнем мире то, что получили во внезапном прозрении от тела, от всевозможных снов и странствий.
Если что-то больше тебя и внушает опасность, спасайся бегством; если слабее – поступай как хочешь; если оно больное, оставь его в покое; если у него колючки, жало, клыки или острые когти, отойди и ступай восвояси; если оно хорошо пахнет, но его держат металлические челюсти, не приближайся.
Стараясь быть собой, мы вызываем у многих людей отчуждение, стараясь же уступать желаниям других, мы вызываем отчуждение от самих себя. В этом – мучительное напряжение, которое необходимо вынести, но выбор ясен.
Быть сильной – не значит нарастить мышцы и играть ими. Это значит встретиться с собственной нуминозностью и не сбежать от нее, а активно уживаться с дикой природой на свой лад. Это значит уметь учиться, уметь выносить то, что знаешь.
Совсем напротив, недостаток интуиции, слабое восприятие циклов или неумение использовать свои знания приводит к тому, что женщина делает неверный выбор – он-то и приносит плачевные или даже гибельные последствия.
«Стихийный» не значит «неразумный». Это не манера действовать с налета, не думая о последствиях. Надежные границы по-прежнему важны. К примеру, Шехерезада прекрасно чувствовала границы. Она умело использовала свой ум, доставляя удовольствие и в то же время заставляя себя ценить. Быть самой собой – не значит быть безрассудной. Это значит слушать La voz mitologica, Мифологический Голос. А для этого нужно на время отключить эго и предоставить слово тому, кто хочет говорить.
Дикая женщина – отважная женщина; она сама создает и сама разрушает. Это первобытная изобретательная душа, благодаря которой осуществляются все творческие достижения и свершения. Она создает вокруг нас лес, и мы начинаем взаимодействовать с жизнью, исходя из этой новой и первозданной перспективы.
Вначале он бездумный охотник: «Привет, это я. Я тут рыбачу и в чужие дела не лезу». Потом это перепуганный охотник, бегущий во всю прыть: «Что? Ты меня хочешь? Пожалуй, мне пора». Дальше он пересматривает свои чувства, начинает их распутывать и находит способ общаться с ней: «Я чувствую, как душа тянется к тебе. Кто ты на самом деле? Как ты устроена?» Потом он засыпает. «Я доверяю тебе. Я позволяю себе проявить невинность». Он роняет слезу глубокого чувства, и Женщина-Скелет утоляет ею свою жажду. «Я ждал тебя так долго». Он отдает свое сердце, чтобы полностью воссоздать ее. «Вот, возьми мое сердце и оживи в моей жизни». И рыбак-охотник получает в награду ответную любовь. Это типичное превращение человека, который учится истинной любви.
Не будь смерти, было бы нечего ценить
Истина в том, что никогда не бывает полной готовности или времени, когда действительно пора. Как и при любом спуске в бессознательное, приходит время, когда просто надеешься на лучшее, набираешь побольше воздуха и прыгаешь в бездну.
Чему мне сегодня отдать больше смерти, чтоб родить больше жизни? Что должно умереть? – ведь я это знаю, но не решаюсь позволить всему идти своим чередом. Что во мне должно умереть, чтобы я сумела полюбить? Какой некрасивости я боюсь? Какую пользу несет мне сегодня сила некрасивого? Что должно умереть сегодня? Что должно жить? Какой жизни я боюсь дать рождение? Если не сейчас, то когда?
Неведение – это когда ничего не знаешь и тянешься к добру, а невинность – когда все знаешь и все равно тянешься к добру.
Она показывает ему, что творение – это череда рождений и смертей. Она учит, что самозащитой ничего не создашь, себялюбием ничего не создашь, цепляться и кричать бесполезно. Только отпустив, отдав сердце, великий бубен, великий инструмент дикой природы, научишься создавать.
И тогда поиски, предпринимаемые дочерью, могут даже вдохновить мать на запоздалое странствие с целью найти утраченную самость. В доме, где есть такие мать и дочь, есть и два диких, неприкаянных духа, которые томятся в подвале, простирая руки и надеясь, что их позовут наверх.
Хотя некоторые современные авторы-психологи назойливо предлагают отбросить все материнские связи, уверяя, что если этот переворот не осуществить, то на вас навеки останется пятно; хотя многие говорят, что чернить свою мать полезно для собственного душевного здоровья, – с образом и сутью дикой матери никогда не следует расставаться, да это и невозможно. Ведь, поступив так, женщина рассталась бы с собственной глубинной природой, хранилищем всех знаний, всех мешочков с семенами, всех иголок для штопки, всех лекарств для работы, отдыха, любви и надежды.
Поэтому, если возникнет такая необходимость, женщина нарисует голубое небо на стенах тюремной камеры. Если пряжа сгорит, она спрядет новую. Если урожай погибнет, она тут же засеет поле снова. Женщина нарисует двери там, где их нет, откроет их и вступит на новый путь и в новую жизнь. Дикая природа упорствует и одерживает победу – и женщина упорствует и одерживает победу.
Некоторые женщины предпочитают запечатлеть в душе предметы, письма, одежду, игрушки и другие символы детства. Это тоже своеобразный ритуал ofrendas: их раскладывают определенным образом, рассказывают историю, связанную или не связанную с этими предметами, а потом убирают с глаз долой до следующего раза. Это – дань памяти о былых невзгодах, былой доблести и торжестве над испытаниями.
Свободу нам дает именно восхищение прошлым, а не жизнь в прошлом.
Быть поклонником единственного вида красоты – значит быть невнимательным к природе. Не может быть единственной разновидности певчей птицы, единственной разновидности сосны, единственной разновидности волков. Не может быть единственной разновидности детей, единственной разновидности мужчин.
В сущности, нападки на женское тело – это нападки на тех, кто ушел до нее, и на тех, кто придет после.
Есть много возможностей выбросить, отнять, выманить у нас самодельные башмачки, например, просто сказав: «Я займусь этим позже, отложу (танец, посадку, объятия, поиски, планы, учебу, примирение, уборку) на потом». Все это – ловушки.
Способность распознавать такие ощущения, как сытость, посторонний привкус, опасность, настороженность и стремление к всеобъемлющей и свободной любви, ослаблена или преувеличена.
Быть отважным – значит следовать своему сердцу.
Мы понимаем, что потеря места обитания – самое ужасное, что может постигнуть живущее на воле существ.
Но я вас предупреждаю: точное место, откуда начинается путь домой, время от времени меняется, так что в этом месяце оно может находиться уже не там, где было в прошлом. Перечитать отрывки из книг или единственное стихотворение, которое вас тронуло. Хотя бы несколько минут побыть у реки, у ручья, у родника. Полежать на земле в пятнах солнца. Побыть с любимым, когда рядом нет детей. Посидеть на крыльце, что-то перебирая, что-то перешивая, что-то перевязывая. Идти или ехать куда глаза глядят в течение часа, а потом вернуться. Сесть в автобус и поехать в неизвестном направлении. Слушая музыку, отбивать ритм. Встретить восход солнца. Поехать туда, где городские огни не мешают звездам. Помолиться. Встретиться с задушевным другом. Посидеть на мосту, спустив ноги. Подержать на руках младенца. Сидеть в кафе у окна и что-то писать. Сидеть в окружении деревьев. Сушить волосы на солнце. Опустить руки в бочку с дождевой водой. Сажать растения и как следует испачкать в земле руки. Наблюдать красоту, грацию и трогательную хрупкость человеческих созданий.
Дикая Женщина – это сочетание здравого смысла и душевного смысла. Промежуточная женщина – ее двойник, ей также присуще и то, и другое.
Если земная женщина уходит и возвращается, промежуточная женщина с каждым разом становится все сильнее.
Это значит использовать для призывания души собственный ум. У каждой из нас есть хотя бы одно привычное состояние ума, в котором лучше всего переживать такое одиночество. Для меня одиночество похоже на «складной лес», который я повсюду ношу с собой и разворачиваю вокруг себя, когда возникает потребность. Я сажусь у подножия огромных старых деревьев своего детства. Из этого места я задаю вопросы.
Бывает, он боится, потому что вода глубока, ночь темна, а путь далек, но это именно те условия, которые необходимы для развития собственных оригинальных и драгоценных дарований.
Настоящее – все то, что живет.
Фантазии бывают трех разновидностей. Первая – приятные фантазии, нечто вроде мороженого для ума, их пример – сладкие грезы, они существуют исключительно для удовольствия. Вторая разновидность – направленная работа воображения. Ее можно сравнить с составлением плана. Мы используем ее как средство, которое переносит нас к действию. Все успехи – психологические, духовные, материальные, творческие – начинаются с подобных фантазий. Есть и третий вид фантазий, который все тормозит. В критические моменты подобные фантазии мешают совершать правильные поступки.
Женские беседы за чашкой кофе – остаток объединявшего женщин древнего ритуала, когда они вели задушевные разговоры, делились самым сокровенным, смеялись, дурачились. И когда, облегчив душу, они возвращались домой, жизнь казалась краше.
Чаще всего мы раним других в то место, или близко к тому месту, куда ранили нас самих.
Настойчивое стремление скрывать все от людей действует как отрава. На самом деле это значит, что у женщины нет вокруг никого, с кем бы можно было поделиться своими горестями.
Осознав свою боль, женщина может с ней что-то сделать. Она может использовать ее, чтобы учиться, стать сильнее, стать мудрой женщиной.
В духовном смысле родить – значит стать собой, то есть нераздельной душой.
Задача полюбить свои непривлекательные стороны – это тоже своеобразный подвиг, ничуть не меньше тех, какие совершали героини сказок и мифов.
Того, чего мы так жаждем, никогда не смогут дать нам ни партнер, ни работа, ни деньги, ни новые приобретения.
И это дитя, эту новую Самость, которую мы ожидаем, можно обрести только одним способом: терпением.
Женщина не должна жить так, будто она родилась в десятом веке, и все же старое знание – это знание на все времена, вечная, бессмертная наука, которая и через пять тысяч лет будет такой же ценной, как сегодня и как пять тысяч лет назад.
Такова бесконечно милосердная природа сокровенной души в период странствия женщины. Ей всегда кто-то или что-то придет на помощь.
Покинуть престарелых родителей души, неузнанными спуститься в страну души, положившись на доброту тех, кого встретим в пути перевязать раны – последствия неудачной сделки, которую мы совершили на каком-то этапе жизни скитаться, испытывая душевный голод, и верить, что природа нас накормит найти Дикую Мать и ее поддержку установить связь со спасительным анимусом подземного мира переговорить с психопомпом (чародеем) увидеть древние сады (формы энергии) женского начала выносить и родить духовного младенца-Самость терпеть непонимание, снова и снова переживать разлуку с любовью стать чумазой, грязной, покрытой пылью прожить семь лет с лесными людьми.
Восстановить внутреннее зрение, внутреннее знание, внутреннее исцеление рук не отступать, даже потеряв все, кроме духовного ребенка проследить и понять детство, девичество и состояние взрослой женщины преобразовать анимус в дикую, природную силу, полюбить его и добиться, чтобы он ответил взаимностью устроить дикую свадьбу в присутствии старой Дикой Матери и нового ребенка-Самости.
Если никогда не пойдешь в лес, с тобой никогда ничего не случится, и твоя жизнь так и не начнется.
Вы понимаете, что находитесь на верном пути, если пришлось испытать следующее: сбитые костяшки пальцев, ночлег на холодной земле, причем не однажды, а многократно, блуждания во тьме, хождение по кругу ночью, леденящие кровь откровения и приключения, от которых волосы встают дыбом, – это стоит многого. Должно быть и немножко, а в некоторых случаях изрядное количество крови, пролитой на каждую сказку, на каждый аспект вашей собственной жизни, если ей суждено нести в себе высшую силу, если человеку суждено нести людям истинное исцеление.
Вопрос развития человека – дело индивидуальное. Здесь не может быть ничего механического: «Делай это, а затем то». Путь, который проходит каждая личность, уникален, его нельзя свести к рецепту: «Сделай эти десять легких шагов, и все будет хорошо». Эта работа – нелегкая и не для каждого.
Если вы ищете целителя, психоаналитика, психотерапевта или консультанта, убедитесь, что в направлении, к которому они принадлежат, есть надежные предшественники, а сами они по-настоящему умеют делать то, в чем считают себя специалистами. Лучше, если вам их порекомендуют друзья, родственники и сотрудники, которым вы доверяете. Убедитесь, что наставник, которого вы себе выбрали, достаточно подготовлен в отношении как методики, так и этики.
Сила приходит не после того, как человек поднялся по лестнице или на гору, не после того, как он чего-то добился. Собраться с силой – непременное условие самого процесса достижения; особенно это необходимо перед его началом и в продолжении. Но и после тоже. Я убеждена, что самая насущная сила проистекает от внимания к природе души и ее развития.