для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают

Сходства и различия физкультурных минуток и физкультурных пауз

для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Смотреть фото для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Смотреть картинку для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Картинка про для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Фото для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают Надежда Михелева
Сходства и различия физкультурных минуток и физкультурных пауз

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, который отличается разнообразием форм физического воспитания. Среди множества таких форм можно выделить физкультурные минутки и физкультурные паузы, использующиеся для снижения умственного утомления и статического перенапряжения.

Физкультурная минутка и физкультурная пауза являются формой активного отдыха и широко применяются в работе с детьми дошкольного возраста, особенно во время малоподвижных, продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, аппликация, работа со счетным материалом и др.

Организация и проведение физкультурных минуток и физкультурных пауз преследует общие цели:

1. Повысить или удержать умственную работоспособность детей во время малоподвижных занятий.

2. Обеспечить кратковременный отдых для снижения нагрузки на органы зрения, слуха.

3. Снять статическое напряжение мышц туловища, особенно спины (профилактика искривления осанки, мышц кисти работающей руки.

Различия проявляются в длительности и содержании. Так, для физкультурной минуты составляется комплекс из 3 –4 простых упражнений для больших групп мышц: плечевого пояса, рук, туловища, ног. Данные упражнения активизируют дыхание и кровообращение.

В физкультурной паузе количество упражнений в комплексе увеличивается до 5 – 8, кроме того, в паузу можно также включать малоподвижные игры, развлечения. Продолжительность физкультурной паузы несколько дольше 1,5 – 2 минут, характерных для физминутки.

Используемые в процессе активного отдыха упражнения и игры должны быть хорошо знакомы детям. Хорошо, если содержание физминуток и особенно физкультурных пауз строится на программном материале, т. к. это способствует подготовке нового двигательного действия.

Для повышения эффективности действия физкультурных минуток и пауз, поддержания интереса к ним, следует, во-первых, подбирать содержание соответственно возрасту дошкольников. Первоначально для детей раннего и младшего возраста упражнения должны носить подражательно-имитационный характер («птички пьют воду», «кружатся снежинки» и т. д.).

Во-вторых, комплексы упражнений должны еженедельно изменяться частично или полностью, при этом могут использоваться упражнения с пособиями или инвентарем (с флажками, ленточками, листочками, кубиками и др.).

Следующим важным моментом является музыкальное сопровождение. Это может быть бубен, аудиозапись, живая игра на фортепиано. Активный отдых с музыкальным сопровождением неизменно оставляет в памяти детей неизгладимые яркие впечатления. При отсутствии музыкального сопровождения большую роль может сыграть живость, эмоциональность взрослого, выполняющего движения вместе с детьми.

Отдельно следует сказать о важности правильно принятого исходного положения. Здесь также нужно исходить из возраста дошкольников. Для детей младшего возраста наиболее удобное исходное положение – стойка, ноги на ширине плеч, ступни параллельно; для детей старшего возраста можно использовать разные исходные положения.

В заключение можно сказать о том, что физкультурные минутки и физкультурные паузы необходимо активно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста для предупреждения умственного и физического переутомления.

Литература

Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011. – 176 с.

Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

Консультация для воспитателей «Физминутка — форма активного отдыха и разностороннего развития детей дошкольного возраста» Физминутка – форма активного отдыха и разностороннего развития детей дошкольного возрастаДля полноценного физического развития и укрепления.

Источник

Физическая культура. 5 класс

Конспект урока

Физическая культура, 5 класс

Урок № 10. Физкультминутки и физкультпаузы в течение учебных занятий

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: Данный урок посвящен физкультминуткам и физкультпаузам, которые необходимо делать во время учебной деятельности, особенностям их комплексов и проведения.

Физкультминутка – это кратковременные физические упражнения, проводимые во избежание утомления детей, для восстановления умственной деятельности, Физкультминутки улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. В начальных классах физкультминутки проводятся 3—4 раза в день по 5 минут, в 5—8 классах – по 2—3 раза.

Физкультпауза – кратковременные физические упражнения, проводимые для подростков и взрослых людей для расслабления, восстановления дыхания, переключения работы мышц, занятых в производстве. Проводится 1-2 раза за рабочий день. Её длительность составляет 5-10 минут в зависимости от интенсивности трудовой деятельности.

Профилактика – комплекс мероприятий, направленный на предотвращение травм, возникновение заболеваний и т.д.

Двигательный режим – совокупность двигательной активности человека за определенный период времени.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Вы согласитесь, что учение – дело трудное. На всех уроках нужно быть внимательным и сосредоточенным. Приходится много слушать, читать, писать. Напрягаются мышцы, затекают ноги. Вот уже урок, казавшийся увлекательным вначале, начинает казаться непонятным и трудным. Ученик сильнее облокачивается на парту, забывая о необходимости поддерживать осанку, меняет угол зрения. Если ничего не предпринимать, то вместе с дипломом об окончании школы можно получить сколиоз, лордоз, кифоз, близорукость и другие заболевания, связанные с переутомлением и длительным нахождением в неудобной позе. Что же делать? Нужно регулярно проводить физкультминутки! Всего 3—4 минуты помогут вернуть внимание и интерес к уроку, а также сохранить здоровье.

Кроме того, каждый ученик должен соблюдать режим двигательной активности, который включает не только уроки физкультуры, но и занятия в секциях, спортивных школах, динамические паузы в школе и дома. Ученики 11-14 лет, по расчетам ученых, должны в сутки делать 20-25 тысяч шагов, находиться в движении 3.5-4.5 часа и сжигать 3000-3500 калорий. Физкультминутки тоже включаются в режим двигательной активности.

Как же должны быть организованы физкультминутки, и какие упражнения лучше выполнять на уроках и дома?

Физкультминутки проводятся во время учебных занятий. Учитель может специально отвести на уроке 2—3 минуты, чтобы ученики могли сделать короткую передышку. Можно использовать время перемены или динамической паузы.

Физкультминутку может проводить и сам учитель, и подготовленный ученик. Ученики могут проводить физкультминутки по очереди.

Дома Вы сами можете отложить ручку, книжку, встать из-за письменного стола и сделать несколько несложных упражнений. Прерываться нужно через каждые 40—45 минут занятий.

Упражнения для кистей рук можно делать, не вставая из-за стола. Всем вам известно упражнение, которое вы делали в начальной школе. «Мы писали, мы писали наши пальчики устали. Мы немного отдохнём и опять писать начнём». Под ритм этого стихотворения нужно сжимать и разжимать пальцы рук, расслабляя мышцы. Можно затем сжать пальцы в кулак и покрутить руками вправо и влево. Затем отвести в сторону только большие пальцы рук и сделать только ими круговые движения. Можно сжать пальцы в кулак и поочередно разгибать пальчик за пальчиком.

Теперь сделаем упражнения для шеи. Плавно наклоните голову вперед, затем немного назад. Помните, что когда вы выполняете упражнения для мышц шеи, вы не должны делать резких и быстрых движений! Также медленно поверните голову сначала направо, затем налево. Можно добавить руки. Махом занесите правую руку через левое плечо и осторожно поверните голову налево, затем левую руку к правому плечу и поверните голову направо. Такое упражнение может улучшить мозговую деятельность.

Вот мы и провели гимнастику, не вставая из-за стола.

В физкультминутки могут быть включены упражнения для суставов и связок – коленных, голеностопных, лучезапястных, плечевых. Это упражнения на вращение, отведение и приведение, напряжение и расслабление.

Встаньте из-за стола, глубоко вдохните и выдохните. Положите кисти рук на плечи, сделайте вращательные движения локтями вперёд и назад по 4–5 раз в медленном темпе.

Вытяните сначала одну руку вперед, затем другую. Расслабленно опустите их вниз, встряхните кистями.

Поставьте ноги на ширине плеч, заведите руки за голову, сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, потом в другую. Сделайте наклоны в стороны.

Можете сделать неглубокие приседания и несколько шагов на месте.

Теперь можно опять вернуться к занятиям.

Очень полезно делать паузы для гимнастики глаз. Нужно поднять глаза вверх и представить, что из одного конца класса в другой летит бабочка. Нужно проследить глазами за её воображаемым полетом, не поворачивая головы. Двигаться должны только глаза.

Также полезно закрыть глаза и посчитать до пяти.

Можно крепко зажмурить глаза, открыть их и посмотреть вдаль.

Сделать 3—4 круговых движения глазными яблоками в правую, а затем в левую сторону. Расслабить глазные мышцы и посмотреть вдаль. Все упражнения нужно повторять 3—4 раза.

Если ваш класс дружный, то физкультминутки проходят весело и задорно, принося много пользы.

При подготовке к сдаче норм ГТО можно использовать специальный комплекс упражнений, который проводится в любое свободное время – перед уроками и во время динамической паузы. Регулярные физкультпаузы помогут существенно улучшить не только спортивные, но и учебные достижения.

для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Смотреть фото для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Смотреть картинку для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Картинка про для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Фото для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включаютдля чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Смотреть фото для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Смотреть картинку для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Картинка про для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Фото для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

Расставьте по временной шкале очередность физической активности в течение дня.

Источник

Организация и проведение физкультминуток

для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Смотреть фото для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Смотреть картинку для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Картинка про для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Фото для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают Лариса Васильева
Организация и проведение физкультминуток

«Организация и проведение физкультминуток»

Понятие о физкультминутке.

Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, цель которых- предупредить утомление, восстановить работоспособность мозга в процессе образовательной деятельности, требующей интеллектуального напряжения. Любая деятельность для дошкольников, не связанная с движением- это нагрузка на организм, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов.

Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. В результате у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, плохо сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Физкультминутки улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к образовательной деятельности. Физкультминутка является одним из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Длительность физкультминуток 1,5-2 мин. ; проводить их рекомендуется, начиная с младшей группы.

Основные формы проведения физкультминуток

В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища, подтягивания, наклоны, повороты, а также прыжки, подскоки, ходьба или бег на месте. Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно- имитационного характера (как птички летают, как зайчики прыгают,как едет машина) В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. (например, «По ровненькой дорожке.», «Сова» и др.)

В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки рекомендуется проводить на занятиях по ознакомлению с природой, по развитию речи, по математике. («Найди свой домик», «Кто быстрее?»)

В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями образовательной деятельности под звукозапись или пение. Лучше подходят мелодии умеренного ритма, тихие.

В форме выполнения движений под текст стихотворения. Текст стихотворения (потешки, загадки, считалки.) должен быть высокохудожественным. Содержание текста должно сочетаться с темой образовательной деятельности, его программной задачей.

В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями;использование имитационных движений: животных (лиса, медведь, заяц,спортсменов (лыжник, конькобежец, трудовые действия (рубим капусту, едем на поезде).

Организация физкультминуток

Необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно результативность.

Физминутки проводятся примерно в середине занятия, так как именно в это время дети начинают утомляться.

У каждого педагога должна быть картотека с различными физминутками, связанными с темой и содержанием деятельности, желательно сопровождающиеся стихами. Но физкультминутка может сопровождаться текстом, не связанным с содержанием занятия, так как не все занятия можно «подогнать» под тематическое планирование.

Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем заранее. (чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или посмотрев на картинку).

Различных физминуток множество. В наше время их можно найти и в книгах, в интернете. Но выбор самой эффективной, подходящей вашим детям физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы занимаетесь с дошкольниками. Все педагоги согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физкультурной минутки дети нуждаются больше всего.

Надо учитывать и то, что при большом интересе детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка может и помешать успешному его проведению. Значит, не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка. Если детям дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь, работают над ней до конца занятия.

Виды физкультминуток

Все физкультминуткиусловно можно разделить на несколько групп:

2. Физкультминутки, которые можно проводитьна утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими. К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и Т. д. Это такие физкультминутки как: «Зарядка», «Буратино», «Солнышко», «Ветер», «Часы», «Бабочки», «Веселый мяч», «Прогулка» и другие

3. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обучению грамоте в старших группах.

Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки», «Свинки», «Братец, где ты был?», «Пальчики» и другие. На физкультминутках можно широко использовать различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами; перекрестные движения; систематические упражнения типа «Поза замка»; упражнения «Сова», «Умная шляпа» и др.

4.Упражнения для профилактики плоскостопия: «Балерина»» (сидя на стульчиках упереться пальцами ног в пол и делать маленькие шажки, как балерина на пуантах). «Цапля»(ходьба на носках, спина прямая.) «Медвежонок» (ходьба на внешней стороне стопы, а затем на внутренней, руки на поясе).

5. Упражнения, корректирующие осанку. Неправильная поза во время занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. «Ели, ёлки, ёлочки» (стоя на носках руки вверх; руки в стороны, ступни прижаты к полу; присесть, руки вперёд). Следить за спиной, спина прямая. «Аист» (спина прямая, дети поочерёдно плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, руки на поясе, спина прямая). «Равновесие» (выполняется как сидя, так и стоя ;дети садятся прямо, распрямляют плечи, кладут себе на голову тетрадь ;стараются удержать предмет на голове, считают до 10).

Рекомендации по проведению физкультминуток

1. Перед знакомством с физкультминуткой следует обсудить ее содержание, отработать необходимые жесты и движения. Это позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению, охватывать в основном крупные мышечные группы. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки.

3. Выполнять упражнения необходимо вместе с детьми, при этом показывая собственную увлеченность игрой.

4. Проговаривать тексты физкультминутоквоспитатель должен выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, выделяя отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При произнесении текста детьми надо следить за тем, чтобы вдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным.

6. Не рекомендуется ставить перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст).

7. Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, поощряйте успехи.

8. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию детей.

9. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь разобраться в причинах отказа или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

10. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.

11. Если дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

Организация и проведение подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста на прогулке Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется.

Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних развлечений на улице» Консультация для педагогов: «Организация и проведение развлечений на улице «Зимние забавы»» Прогулка является надежным средством укрепления.

Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха.

Организация и проведение физкультурных занятий в младшей группе Организация и проведение физкультурных занятий в младшей группе 1, 2 слайд. Непосредственно образовательная деятельность (физкультурные.

Организация и проведение образовательной деятельности по ФГОС Слайд №1 В последние годы произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. Одна из причин введения ФГОС ДО – это обращение.

Организация и проведение осенней прогулки в младшей группе 1. Подготовка к прогулке а) культурно-гигиенические процедуры; б) одевание и выход на прогулку подгруппами (одеваемся «снизу вверх»); в).

Организация и проведение прогулки в режиме дня Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Организация и проведение работы по профориентационному направлению в детском саду Организация и проведение работы по «Профоринтационному направлению в детскому саду» Актуальность работы; Профессией называют такое дело,.

для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Смотреть фото для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Смотреть картинку для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Картинка про для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включают. Фото для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы какие упражнения в них включаютОрганизация и проведение зимней прогулки в средней группе Организация и проведение зимней прогулки в средней группе Цель: Повышение познавательной и двигательной активности детей во время прогулки.

Источник

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК И ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

департамент ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ТЕМА: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК И ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Севастополь, 201 7 г.

Методическая разработка позволяет использовать здоровьесберегающие технологии, которые направлены на восстановление и сохранение работоспособности и здоровья участников педагогического процесса. В здоровьесберегающие технологии входят: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, занятия физической культуры, внеклассные спортивные мероприятия и т.д.

В век глобальной информатизации проблема формирования мотивации здорового поведения и культуры здоровья, в процессе осуществления образовательной деятельности, стоит особенно остро. Динамика ухудшения показателей здоровья становиться все более значимым признаком кризиса качества жизнедеятельности студентов. У них возникает устойчивое нежелание двигаться, приводящие к гиподинамии, являющейся одной из основных причин заболеваемости и снижения иммунного статуса организма.

Целевое назначение методической разработки в том, чтобы приобщить студентов, а также весь педагогический коллектив техникума к широкомасштабному внедрению «малых» форм занятий физическими упражнениями, к которым относятся физкультминутки и физкультпаузы.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий важно потому, что они:

обеспечивают эмоциональный подъём обучающихся;

снижают уровень тревожности;

«разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (в то время, как современные методики связаны с перегрузкой левого полушария мозга);

облегчают процесс запоминания материала;

формируют познавательный интерес к учёбе.

Разработчик: Сухомлина Г.В., педагог-психолог

Методика проведения физкультурных минуток и физкультурных пауз в процессе образовательной деятельности ………………………………. 7

1.1.Основные формы проведения физкультурных минуток ………….. 8

1.2.Требования к проведению физкультминуток ……………………… 9

1.3.Рекомендации по проведению физкультурных минуток и физкультурных пауз …………………………………………………. 10

Физкультурные минутки и физкультурные паузы – их отличие и решаемые ими задачи ………………………………………………… 11

Комплексы упражнений для снятия напряжения с глаз ………….. 12

Комплексы упражнений физкультурных минуток общего воздействия на организм ……………………………………………………………. 14

Комплексы упражнений физкультминуток для улучшения мозгового кровообращения ……………………………………………………….. 16

Комплексы физкультминуток для снятия утомления с плечевого пояса и рук …………………………………………………………………….. 18

Комплексы упражнений физкультминуток для снятия утомления с туловища и ног ………………………………………………………….. 21

Комплексы упражнений физкультурных пауз …………………………24

Термин «здоровьесбережение » включает в себя систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – об учающих-ся и педагогов – с использованием здоровьеразвивающих технологий.

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье. Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.

Целями и задачами здоровьесбережения обучающихся являются:

создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни;

— формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре;

— достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.

— воспитание грамотности в вопросах здоровья;

— практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;

— внедрение в работу техникума рекомендаций, приёмов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой;

— организация образовательного процесса с учетом функционального развития и здоровья обучающихся;

— формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у обучающегося;

— обеспечение безопасности, сохранения жизни и здоровья подростков, профилактика травматизма в рамках единого образовательного пространства.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесбере-гающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул

Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.

В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания зд оровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников и в последующем студентов.

1. Методика проведения физкультурных минуток и физкультурных пауз в процессе образовательной деятельности.

Физкультминутки проводятся во время учебных занятий и состоят из 2-3 упражнений, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса, органов зрения, мозгового кровообращения.

Все учебные занятия в техникуме должны включать физкультурные минутки (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.

Проводятся эти формы физкультурно-оздоровительных занятий в группе в период утомления обучающихся на занятиях, за исключением контрольных работ и некоторых практических занятий. Время проведения физкультурных минуток определяется преподавателем, ведущим занятие.

Проводить физкультминутки необходимо в проветриваемом помещении – открытые форточки в зимний период и открытые окна в тёплый период. При выполнении упражнений желательно ослабить стесняющую одежду (пояс, пуговицы).

Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя за партой или стоя около нее. Темп выполнения упражнений медленный и средний.

Комплексы физкультурных минуток подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результатив-ность.

Физкультминутки рекомендуется проводить также во время выполнения домашних заданий. Дома обучающиеся повторяют уже знакомые им комплексы физкультминуток во время выполнения ими домашних заданий, во время занятий на компьютере, во время чтения книг или просмотра телепередач.

1. 1. Основные формы проведения физкультминуток

В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.

В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.

В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в образовательную деятельность по ознакомлению с природой, по развитию речи, по математике.

В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями образовательной деятельности под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращать внимание на следующее:

Текст стихотворения должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки.

Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом.

Содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой образовательной деятельности, его программной задачей.

В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование имитационных движений:

спортсменов (лыжник, конькобежец, боксёр, гимнаст),

трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине)

1. 2. Требования к проведению физкультминуток

Проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я мин. образовательной деятельности – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).

Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.

Упражнения должны быть удобны для проведения на ограниченной площади.

Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем организма.

Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием образовательной деятельности.

Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида образовательной деятельности, её содержания.

Комплекс физкультминуток обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.

Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

Не нужно ставить перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке. При повторных проведениях физкультминуток, дети постепенно разучивают текст наизусть и начинают произносить его целиком, соотнося слова с движениями.

1. 3. Рекомендации по проведению физкультурных минуток и физкультурных пауз

При подборе упражнений учитывается:

— функциональное состояние организма студентов, вид и содержание занятия;

— предпочтение надо отдавать упражнениям динамического характера, снимающих общее и статическое напряжение с основных мышечных групп, с включением в работу мышц лица;

— упражнения должны быть доступными по выполнению, интересными по содержанию, эффективными по направленности;

— обновление упражнений проводится не реже чем раз в неделю;

— разнообразие комплексов достигается за счет варьирования различных форм и способов проведения содержание, использования различных предметов, наличия свободного пространства;

— физкультурные минутки следует проводить на начальном этапе утомления ( выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемых результатов);

— при незначительном утомлении студентов в комплекс упражнений следует включать преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, а при выраженном утомлении – на расслабление работающих мышц;

— упражнения повышенной интенсивности (прыжки, подскоки, глубокие выпады, приседания) выполнять в аудитории нецелесообразно, так как это приводит к дополнительному утомлению;

— упражнения выполнять « зеркальным « способом;

— при выполнении упражнений необходима доброжелательная обстановка, культура общения, привлечение студентов, и создания положительного эмоционального фона.

2. Физкультурные минутки и физкультурные паузы – их отличие и решаемые ими задачи

Как сделать учение приятным и легким? Один из способов – научить студентов активно отдыхать во время изучения учебных дисциплин.

Физкультурные минутки, наряду с двигательными паузами, утренней гимнастикой, относятся к «малым» формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания и являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма студента, повышают роль двигательной активности. Физкультурные минутки и физкультурные паузы относятся к упражнениям профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко и без перенапряжений. Значимость и ценность физкультурных минуток в том, что они являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к движению, обеспечивают подготовку студентов к работе различного вида деятельности.

Физкультурные минутки – кратковременные серии физических упражнений, используемые в основном для активного отдыха и восстановления работоспособности.

Различают укороченные и полные физкультурные минутки.

Укороченная физкультурная минутка может состоять из одного упражнения (например: ритмичное сжимание пальцев, потряхивание кистей.)

Полная физкультурная минутка состоит из нескольких упражнений.

При непрерывном умственном напряжении реакция организма сменяется торможением, что приводит к пассивности и безразличию, сонливости, зевоте.

Физкультурная пауза используется для активного отдыха и переключения с одного вида деятельности на другой.

В комплекс включаются 6-8 упражнений продолжительностью 4-5 минут.

3. Комплексы упражнений для снятия напряжения с глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо) вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

4. Комплексы упражнений физкультурных минуток

Физкультминутка общего воздействия

Физкультминутка общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. В комплекс упражнений общего воздействия можно также включить 1-2 упражнения для снятия напряжения с глаз.

Физкультминутка общего воздействия (вариант 1)

Физкультминутка общего воздействия (вариант 2)

Физкультминутка общего воздействия (вариант 3)

Физкультминутка общего воздействия (вариант 4)

5. Комплексы упражнений физкультминуток для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность, раздражают вестибулярный аппарат вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют кровенаполнение сосудов. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

6. Комплексы физкультминуток для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 1)

1. Исходное положение – основная стойка; на счёт 1 – поднять плечи; на счёт 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2 – 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп выполнения упражнения медленный.
2. Исходное положение – руки согнуты перед грудью; на счёт 1 – 2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками; на счёт 3 – 4 – то же прямыми руками. Повторить 4 – 6 раз. Темп выполнения упражнения средний.
3. Исходное положение – стойка ноги врозь; на счёт 1 – 4 – четыре последовательных круга руками назад; на счёт 5 – 8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 – 6 раз. Закончить расслаблением. Темп выполнения упражнения средний.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 2)

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 3)

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 4)

7. Комплексы упражнений физкультминуток для снятия утомления с туловища и ног

Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений кровообращения и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног (вариант 1)

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног (вариант 2)

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног (вариант 3)

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног (вариант 4)

8. Комплексы упражнений физкультурных пауз

Физкультурная пауза (вариант 1)

Физкультурная пауза (вариант 2)

Физкультурная пауза (вариант 3)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *