для чего проводятся военные сборы кто на них призывается и каким образом
Для чего проводятся военные сборы кто на них призывается и каким образом
Призыв граждан на военные сборы
9. Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации.
10. Отбор граждан для призыва на учебные сборы проводится военными комиссариатами совместно с комплектуемыми воинскими частями.
В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования.
Для призыва на проверочные сборы отбор граждан военными комиссариатами не проводится.
11. Граждане при призыве на военные сборы проходят медицинское освидетельствование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданам, призываемым на учебные сборы на воинские должности специалистов по ракетному топливу, водолазов, специалистов войскового питания, по результатам медицинского освидетельствования выдаются документы установленного образца о годности к работе по специальности.
12. Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.
Оповещение граждан о призыве на учебные сборы осуществляется заблаговременно. Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки по форме согласно приложению N 1.
К оповещению граждан о призыве на учебные сборы, их сбору и доставке к месту проведения учебных сборов и обратно может привлекаться аппарат усиления военных комиссариатов.
Оповещение, сбор, призыв и доставка граждан на проверочные сборы осуществляются в порядке и в сроки, установленные мобилизационными планами.
13. В случае неявки гражданина в место и время, указанные в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, без уважительных причин военный комиссар принимает все необходимые меры по его призыву и доставке к месту проведения военных сборов. При необходимости для этих целей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» привлекаются органы внутренних дел.
Для чего проводятся военные сборы кто на них призывается и каким образом
Статья 54. Военные сборы
1. Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.
Проведение военных сборов в иных целях не допускается.
1.1. Военные сборы подразделяются на:
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.06.2009 N 110-ФЗ)
2. Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Министерством обороны Российской Федерации либо иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 110-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Началом военных сборов считается день отправки гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) или органа федеральной службы безопасности либо день его убытия из военного комиссариата (пункта сбора) или органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом или органом федеральной службы безопасности, или день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
Окончанием военных сборов считается день отправки гражданина с места проведения военных сборов либо день его прибытия в военный комиссариат или орган федеральной службы безопасности, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом или органом федеральной службы безопасности, или день исключения гражданина из списков личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
3. Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может превышать 12 месяцев. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин, пребывающий в резерве, в течение срока контракта о пребывании в резерве, определяется Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В продолжительность военных сборов не засчитывается время отбывания дисциплинарного ареста.
(абзац введен Федеральным законом от 04.12.2006 N 203-ФЗ)
4. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может быть чаще одного раза в три года. Граждане, пребывающие в запасе, призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов.
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 110-ФЗ, от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Правовое положение граждан, призванных на военные сборы, определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
Оформление освобождения от работы и выплаты работникам в связи с военными сборами
Оплата военных сборов работнику — обязанность работодателя. Призывнику положено:
Расходы компенсирует Минобороны.
Порядок призыва на военные сборы
Воинская обязанность граждан России предусматривает призыв на военные сборы и их прохождение. Это следует из статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Инициирует проведение сборов глава государства специальным указом, где дополнительно указана численность привлекаемых военнообязанных и их распределение между войсками и формированиями.
В апреле на основании этого документа военкоматы составят списки граждан, которым надлежит явиться для прохождения медицинской комиссии. Повестки и извещения о необходимости явиться в военкомат высылают заранее — не менее чем за 10 дней до начала сборов. Если в организации ведется воинский учет, то уведомление направят работодателю.
По закону, если работник призывается на военные сборы, то работодатель обязан передать ему повестку, а извещение подшить к личному делу. Если работник получит повестку лично, его обязанность — известить руководство о вызове в военкомат. Все эти правила прописаны в постановлении правительства РФ от 29.05.2006. Здесь же имеется образец повестки на военные сборы, который комиссариаты обязаны использовать для призыва на сборы военнообязанных в запасе. Бланк состоит из трех частей — расписки в получении повестки, самой повестки и извещения для работодателя: каждая отрывная часть — для конкретного получателя.
Кого и на сколько призовут на переподготовку
В правилах указано, что подготовка военнообязанного в запасе проводится не чаще 1 раза в 3 года, а максимальная продолжительность учений — 2 месяца. Всего за время пребывания в запасе гражданина разрешено призывать на сборы на период не более 12 месяцев. По закону, ответственность за организацию военных сборов несут военкоматы. Они составляют списки и планируют призыв.
Одновременно ограничен возраст граждан, для которых проводится подготовка:
Есть и исключения: они перечислены в ст. 55 закона № 53-ФЗ. Среди них — женщины, сотрудники МВД, Росгвардии, МЧС, ФТС, ФСИН, летно-технический и плавающий составы, студенты, педагоги, многодетные отцы, парламентарии и главы регионов, некоторые иные лица.
Как оформить освобождение от работы на время переподготовки
Работодатель не вправе препятствовать участию работника в подготовке и обязан на какое-то время освободить его от работы. Для этого издают приказ освобождения работника от работы в связи с повесткой в военный комиссариат (см. ст. 170 Трудового кодекса РФ). Но предпринимать что-либо необходимо только после того, как у работодателя появится отрывное извещение к повестке из военкомата о призыве сотрудника. Этот документ:
В извещении для работодателя указаны время начала и окончания призывных мероприятий — период, на который придется освободить сотрудника от работы. На основании этого издается приказ об освобождении от труда.
Унифицированного бланка такого приказа нет, оформляется он в произвольной форме. Помимо периода, на который работник получает освобождение от работы, в документе прописывают сохранение подчиненному зарплаты во время прохождения военных сборов, как этого требует законодательство.
При необходимости в приказе решается вопрос о возложении обязанностей временно отсутствующего специалиста на другого сотрудника.
Если период отсутствия приходится на отпуск сотрудника, то, по его желанию, отпуск переносится на другое время или продлевается на время военных сборов. Это предусмотрено ст. 124 Трудового кодекса РФ. Учитывайте, что период прохождения военных сборов засчитывается в «отпускной» стаж специалиста: хотя он в этот период фактически не работал, за ним на это время сохраняется должность.
Отсутствие сотрудника из-за военных сборов отмечается в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23».
В трудовой книжке никаких записей по этому поводу не делают.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как отразить дни прохождения работником военных сборов в табеле, а также подготовили удобный образец приказа об отбытии сотрудника на сборы. Используйте эти материалы бесплатно.
Выплаты призывникам
В ст. 6 закона № 53-ФЗ и п. 25-26 постановления правительства № 333 прописано, как оплачивать работодателю вызов по повестке в военкомат и какие выплаты положены работнику. Призывнику выплачивают:
На деньги сотрудник вправе рассчитывать после того, как предъявит справку из военкомата. В ней указано количество дней, проведенных на военном мероприятии, подлежащих оплате.
Порядок определения компенсации в виде среднего заработка определен в пункте 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 01.12.2004 № 704. Там прописано, сколько платят за военные сборы организации. Расчет среднего заработка производится по общим правилам, поскольку военные сборы в ТК РФ не рассматриваются как исключительный вариант, и специального способа исчисления для них не предусмотрено.
Компенсации организациям
Затраты, связанные с выплатой работнику среднего заработка, иногда существенные. Но работодатель не оплачивает военные сборы из собственных средств, учитывая, что работник в период отсутствия исполняет государственную обязанность. Закон говорит: все расходы компенсирует государство за счет средств федерального бюджета через Министерство обороны.
Фактически выплату производит военкомат, работодателю следует направить документы для возмещения расходов на военные сборы с копиями документов, подтверждающих расходы. Чтобы вернуть деньги, направьте в военкомат письмо в свободной форме, где укажите:
Письмо следует оформить на бланке организации, указав реквизиты банковского счета для перечисления компенсации.
Налоги и сборы с сумм, выплаченных работнику за военные сборы
Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Но источник, из которого осуществляется оплата рабочего дня при вызове в военкомат по повестке, — бюджет. Работодатель в этих отношениях — только промежуточное звено: сначала он выплачивает деньги, затем расходы возмещают ему из бюджета. Все выплаченные работнику суммы учитывают в составе расходов на оплату труда, в силу пункта 6 статьи 255 НК РФ, и облагают:
Страховые взносы, исчисленные из среднего заработка, учитываются, в соответствии со статьей 264 НК РФ, как прочие расходы организации. В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают в составе внереализационных доходов.
Порядок, как отразить средний заработок сотруднику на время военных сборов в учете, зависит от принятой в работе организации учетной политики. Возможны два варианта отражения таких выплат:
Полученная организацией компенсация за военные сборы не включается в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата за услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности, но это некорректная позиция. Деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, — возмещение расходов, понесенных в связи с выплатой среднего заработка работнику, призванному государством, а не оплата услуги. Потому НДС они не облагаются, что подтверждают и судебная практика, и Минфин.
Ответственность за отсутствие на военных сборах
Если руководство организации не обеспечило своевременную явку работника по вызову военного комиссариата, то к нему применят санкции статьи 21.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей.
Для самого работника ответственность за неявку в военкомат без уважительной причины прописана в статье 21.5 КоАП РФ. Это штраф до 3000 рублей. Кроме того, уклонение от воинских обязанностей — уголовно наказуемое деяние, санкции по которому предусмотрены статьей 339 УК РФ и достигают 7 лет лишения свободы.
Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата приведены в статье 7 закона № 53-ФЗ. Это болезнь призывника, тяжелое состояние здоровья родственников, препятствия, возникшие в результате действий непреодолимой силы, и другие. Производственная необходимость к таким причинам не относится, поэтому работодателю следует обеспечить явку в военкомат, чтобы избежать проблем как для себя, так и для работника.
Для чего проводятся военные сборы кто на них призывается и каким образом
Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. От военных сборов освобождаются граждане женского пола.
2. От военных сборов также освобождаются:
а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;
б) сотрудники органов внутренних дел, сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;
ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) граждане, обучающиеся по очной или очно-заочной форме обучения в образовательных организациях;
(пп. «з» в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «и» в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
м) граждане, имеющие основания для отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренные подпунктами «а», «б», «б.1», «в», «и», «к» и «л» пункта 1 и пунктом 2 статьи 24 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;
о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
(пп. «о» в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 37-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «о.1» введен Федеральным законом от 11.03.2006 N 37-ФЗ)
п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.
(пп. «п» введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ)
2.1. Граждане, уволенные с военной службы, в течение двух лет со дня увольнения в запас имеют право на освобождение от призыва на военные сборы, за исключением граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 10-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Не подлежат призыву на военные сборы граждане, указанные в пункте 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.
(п. 4 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 99-ФЗ)
Постановление Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333
«О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности»
С изменениями и дополнениями от:
24 декабря 2008 г., 17 декабря 2010 г., 28 октября 2013 г.
В соответствии со статьей 56 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и пунктами 17 и 18 статьи 6 Федерального закона «Об обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении военных сборов.
2. Внести в пункт 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 50, ст. 5062), следующие изменения:
а) подпункт 2 изложить в следующей редакции:
в абзаце втором слова «постановкой на воинский учет» заменить словами «воинским учетом»;
абзац первый изложить в следующей редакции:
в абзаце третьем слова «постановке указанных лиц на воинский учет» заменить словами «воинском учете»;
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«прохождения военных сборов;»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«вызова военным комиссариатом для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов;»;
г) подпункт 6 дополнить словами «(военных сборов)».
3. Признать утратившими силу:
пункт 3 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 999 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 130);
пункт 3 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 475 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3269);
пункт 4 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 51 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 8, ст. 663);
постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2005 г. N 129 «О внесении изменений в Положение о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 12, ст. 1044).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Положение
о проведении военных сборов
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333)
С изменениями и дополнениями от:
24 декабря 2008 г., 17 декабря 2010 г., 28 октября 2013 г.
1. Настоящее Положение разработано на основе Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и других законодательных актов Российской Федерации в области обороны и определяет:
а) виды военных сборов, порядок определения их начала и окончания;
г) порядок организации проведения военных сборов;
д) порядок и размеры материального обеспечения граждан, проходящих военные сборы;
е) права и обязанности должностных лиц организаций и граждан, связанные с проведением военных сборов.
2. Служба внешней разведки Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации выполняют функции по проведению военных сборов граждан в порядке, установленном для военных комиссариатов настоящим Положением.
3. Под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Подготовка граждан к военной службе может проводиться в ходе:
4. Военные сборы подразделяются на:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 964 в подпункт «а» внесены изменения
по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса;
5. Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
При этом продолжительность военных сборов не может превышать 2 месяца, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.
Началом военных сборов считается:
Окончанием военных сборов считается:
6. Организация проведения военных сборов возлагается на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Организация проведения военных сборов граждан, предназначенных (приписанных) в специальные формирования, создаваемые на военное время, осуществляется центральными органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации по заявкам соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
7. Количество призываемых на военные сборы граждан устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации с учетом потребности в подготовке специалистов, необходимых для укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей и специальных формирований.
Сведения о количестве граждан, призываемых на учебные сборы, и сроках проведения учебных сборов доводятся военными комиссариатами до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководителей организаций.
8. На военные комиссариаты возлагаются следующие функции:
а) отбор граждан для призыва на учебные сборы во взаимодействии с комплектуемыми воинскими частями;
б) организация медицинского освидетельствования граждан, призываемых на учебные сборы;
в) оповещение и призыв граждан на военные сборы;
г) организация перевозки граждан, призванных на военные сборы, от военного комиссариата (пункта сбора) до места проведения военных сборов и обратно;
д) компенсация расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов.
Призыв граждан на военные сборы
9. Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации.
10. Отбор граждан для призыва на учебные сборы проводится военными комиссариатами совместно с комплектуемыми воинскими частями.
В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования.
Для призыва на проверочные сборы отбор граждан военными комиссариатами не проводится.
11. Граждане при призыве на военные сборы проходят медицинское освидетельствование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданам, призываемым на учебные сборы на воинские должности специалистов по ракетному топливу, водолазов, специалистов войскового питания, по результатам медицинского освидетельствования выдаются документы установленного образца о годности к работе по специальности.
12. Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.
Оповещение граждан о призыве на учебные сборы осуществляется заблаговременно. Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки по форме согласно приложению N 1.
К оповещению граждан о призыве на учебные сборы, их сбору и доставке к месту проведения учебных сборов и обратно может привлекаться аппарат усиления военных комиссариатов.
Оповещение, сбор, призыв и доставка граждан на проверочные сборы осуществляются в порядке и в сроки, установленные мобилизационными планами.
13. В случае неявки гражданина в место и время, указанные в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, без уважительных причин военный комиссар принимает все необходимые меры по его призыву и доставке к месту проведения военных сборов. При необходимости для этих целей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» привлекаются органы внутренних дел.
Организация проведения военных сборов
15. Граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.
Обеспечение военных сборов вооружением, военной техникой и другими материальными средствами осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в воинских частях которых проводятся военные сборы.
ГАРАНТ:
См. Руководство по организации проведения военных сборов в Вооруженных Силах РФ, утвержденное приказом Минобороны РФ от 17 мая 2007 г. N 185
Учебные сборы приписного состава
ГАРАНТ:
О порядке проведения учебных сборов в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного) общего образования по курсу ОБЖ, см. письмо Минобразования РФ от 4 мая 2001 г. N 457/13-13
16. Основными задачами учебных сборов приписного состава являются:
а) проверка реальности установленных сроков (нормативов) выполнения мобилизационных мероприятий;
б) подготовка воинских частей (подразделений) к действиям в условиях проведения мобилизации, военного положения и военного времени;
в) подготовка военных комиссариатов к проведению мобилизации людских и транспортных ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
г) совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей;
д) подготовка граждан к выполнению первоочередных работ по переводу воинских частей с мирного на военное время.
17. Для проведения учебных сборов приписного состава осуществляется полный или частичный перевод воинских частей на штаты военного времени.
18. По завершении учебных сборов приписного состава проводится проверка усвоения гражданами пройденного программного материала со сдачей зачетов и делается заключение об их подготовленности с указанием того, на какую воинскую должность они могут быть предназначены (приписаны). При необходимости им присваивается военно-учетная специальность.
Гражданин, успешно сдавший зачеты, может быть представлен к присвоению очередного воинского звания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 964 Правила дополнены разделом «Тренировочные занятия»
18.1. Тренировочные занятия проводятся с гражданами, заключившими контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве, в целях восстановления (совершенствования) военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей, предусмотренных условиями контракта.
Учебные сборы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям
ГАРАНТ:
См. также Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441
19. На учебных сборах по подготовке граждан по военно-учетным специальностям проводятся:
а) подготовка офицеров запаса на вышестоящие должности;
б) подготовка офицеров запаса из числа прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов запаса;
в) подготовка, переподготовка граждан и совершенствование их военных знаний, умений и навыков по требуемым военно-учетным специальностям и воинским должностям, в том числе на новых образцах вооружения и военной техники;
г) подготовка к военной службе граждан, ранее не прошедших военную службу, с присвоением им соответствующих военно-учетных специальностей.
20. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям и воинским должностям проводится в учебных воинских частях, при военно-учебных заведениях, в воинских частях, имеющих соответствующие условия для размещения обучаемых, необходимую учебную материально-техническую базу и личный состав, способный осуществлять подготовку обучаемых по программам проведения учебных сборов по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в воинских частях которых проводятся учебные сборы.
21. По завершении учебных сборов проводится проверка усвоения гражданами пройденного программного материала со сдачей зачетов и делается заключение об их подготовленности с указанием, на какую воинскую должность они могут быть предназначены (приписаны). При необходимости им присваивается военно-учетная специальность.
Гражданин, успешно сдавший зачеты, может быть представлен к присвоению очередного воинского звания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учебные сборы по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса
На учебных сборах не менее 25 процентов учебного времени отводится на техническую и специальную подготовку.
Учебные сборы проводятся в соответствии с планами воинских частей по освежению и переконсервации материальных средств неприкосновенного запаса, проведению технического обслуживания и ремонта вооружения, военной техники, других материальных средств неприкосновенного запаса, содержащихся на длительном хранении.
Проведение проверочных сборов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации на основании указов Президента Российской Федерации.
Для проведения проверочных сборов осуществляется полный или частичный перевод воинских частей на штаты военного времени с призывом граждан, приписанных к этим воинским частям, и проведением боевого слаживания (слаживания).
После перевода воинских частей с мирного на военное время воинские части могут подвергаться проверке на их способность выполнять задачи по предназначению.
Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы
24. Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает:
а) обеспечение продовольствием по нормам пайка, установленным для личного состава воинских частей, проводящих военные сборы;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1014 подпункт «б» пункта 24 настоящего Положения изложен в новой редакции
ГАРАНТ:
См. Порядок обеспечения вещевым имуществом во внутренних войсках МВД России, утвержденный приказом МВД РФ от 31 октября 2013 г. N 878
в) финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1014 настоящее Положение дополнено пунктом 24.1
24.1. Обеспечение вещевым имуществом граждан, проходящих военные сборы в мирное время, осуществлять в порядке, установленном в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с учетом следующих требований:
а) вещевое имущество, положенное по нормам снабжения гражданам, проходящим военные сборы, выдается в день зачисления граждан в списки личного состава воинской части, при этом срок носки этого имущества исчисляется с указанного дня;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 964 подпункт «б» изложен в новой редакции
б) военнослужащим, проходящим военные сборы, предметы вещевого имущества выдаются новыми или бывшими в употреблении, годными к носке (эксплуатации), с неистекшим сроком носки (эксплуатации);
Информация об изменениях:
г) время хранения на складе воинской части предметов вещевого имущества, выдававшихся в носку (эксплуатацию) гражданам, проходившим военные сборы, сданных на склад воинской части с не истекшим сроком носки (эксплуатации), в срок носки (эксплуатации) указанных предметов вещевого имущества не засчитывается.
25. Финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение):
а) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы:
среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения;
расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
расходов по найму (поднайму) жилья;
б) за время прохождения военных сборов в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения:
коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях;
среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения;
командировочных (суточных) при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1045 в пункт 26 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
26. Осуществление расходов, указанных в подпункте «а», абзацах четвертом и пятом подпункта «б» пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата, по форме согласно приложению N 2, выдаваемой гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата. Гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения, военные комиссариаты производят возмещение соответствующих расходов до убытия из военного комиссариата (пункта сбора) к месту жительства.
Осуществление расходов, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «б» пункта 25 настоящего Положения, производится соответствующими воинскими частями (федеральными казенными учреждениями) федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, установленном для выплаты денежного довольствия, и в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на выплату денежного довольствия, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. При этом расчет размера процентных надбавок к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию осуществляется на основании справок о стаже работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, выдаваемых организациями по месту постоянной работы граждан, по форме согласно приложению N 3. Указанные выплаты производятся не позднее даты убытия граждан с места проведения военных сборов.
Права, обязанности и ответственность должностных лиц организаций и граждан, связанные с проведением военных сборов
27. На граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обороны.
28. Граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти), ранения (контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военных сборов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
29. Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.
30. Привлечение граждан, призванных на военные сборы, к исполнению иных, не связанных с прохождением военных сборов обязанностей, запрещается.
31. Граждане, призванные на военные сборы, могут быть с них отчислены.
Отчисление граждан с военных сборов осуществляется по представлению командиров воинских частей, проводящих военные сборы, старшими командирами (начальниками). О причинах и времени отчисления граждан с военных сборов уведомляются военные комиссариаты, которые немедленно доводят эту информацию до руководителей организаций, в которых работают отчисленные с военных сборов граждане.
32. Граждане, призванные на военные сборы и нарушившие установленный порядок их прохождения, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации в отношении военнослужащих.
Приложение N 1
к Положению о проведении военных сборов