для детей какого возраста форма является основным признаком узнавания изображенного образа
Консультация для воспитателей «Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах)
Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.). Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству. Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. Исследователь И.Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма. На ранней ступени развития ясность, простота и выразительность графического произведения являются основными условиями, выдвигаемыми к изображению. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т.д. Малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации «для самых маленьких» не должны содержать светотень и перспективу. И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований – предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, «природной» раскраске. Это, кстати, относится к иллюстрациям для всех возрастных категорий. Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста, и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда «понимал» картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом. В более старшем возрасте у ребенка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире – работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции. Главная задача воспитателя – вызвать интерес и желание рассматривать книжные иллюстрации, узнавать и называть знакомые персонажи и предметы. А для этого необходимо подбирать книги с иллюстрациями, на которых главные персонажи изображены крупно, реалистично, высокохудожественно, без лишней набросочности, штриховки, нарочитой незаконченности. Наиболее доступны в младшей группе иллюстрации к русским народным сказкам. Здесь нет загроможденности, все образы героев четко прорисованы, узнаваемы, главные герои изображены крупно, характерно, что вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, учит видеть красоту цвета и форм. В средней группе иллюстрации усложняются, становятся более характерными, увеличивается количество изображенных на них героев, прорисовываются детали. Это дает возможность научить детей чувствовать настроение, взаимоотношения персонажей, видеть в иллюстрации некоторые изобразительные средства, сочетание красок, расположение предметов. В старшей и подготовительной группе рисунок усложняется вслед за текстом, в иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение – необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Это позволяет подвести детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено), формировать навыки активного и последовательного рассматривания изображенного образа, зрительную «насмотренность» художественных образов, эмоциональную отзывчивость. Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере зависит от общего культурного уровня и мастерства педагога. Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительными средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Опыт подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст. После того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно. Само собой, разумеется, есть и исключения из изложенного выше правила. В тех случаях, когда в книжке речь идет о вещах, неизвестных детям, т.е. встречаются незнакомые и непонятные им слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки. Например, перед чтением «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина нужно показать изображения землянки, невода, а городским детям – даже корыта и т.п. Выбор иллюстраций – важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К.Чуковский сформулировал это так: «. наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность. Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности». Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. В зависимости от возраста детей меняются приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам.
Рассмотрим некоторые из них:
▪ узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?», «Покажи, где кто или что?»);
▪ соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам. «, «Какие слова подходят к этой картинке?»);
▪ оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»);
▪ сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению;
▪ игра-соревнование – «Кто больше увидит на картинке?»;
▪ сравнение картинок: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет (покажи картинку, где петушок поет и т.д.);
▪ предложить ребенку поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине, ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя;
▪ вопросы, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом,
например, при анализе образа героя («Дядя Степа», С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя;
▪ вопросы, выявляющие отдельные свойства характера персонажа, его поступки, помогающие детям делать несложные выводы, обобщения;
▪ знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
▪ просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом). Вместе с тем нельзя не сказать, что среди работ современных художников-иллюстраторов встречаются еще рисунки, не только не способствующие эстетическому развитию детей, но и приносящие ему вред. Уродливые формы, аляповатые краски характерны для таких работ. Поэтому отбор иллюстраций требует от педагога серьезного, вдумчивого подхода.
Вот несколько советов для воспитателя
1.Содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям. Надо, чтобы каждый ребенок был знаком с художественным произведением (сказкой, потешкой), которое проиллюстрировал художник.
2. В иллюстрации с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определенное настроение (веселое, грустное) и характеры героев (добрый, злой). Например, в иллюстрации к потешке «Ходит кот по лавочке» художник Ю. Васнецов с помощью цвета, а также выразительных и понятных детям движений (кот держит кошку за лапки, а котята весело прыгают вокруг них), декоративности оформления (красивые цветы, расписные узоры украшают стены комнаты, окна, лавочку) вызывает у детей радость, дает понять, что его персонажи добрые и живут дружно.
Как знакомить детей с иллюстрациями?
Описанные выше приемы позволяют провести занятие по ознакомлению с рисунками любого художника-иллюстратора.
Задача воспитателя – ввести малыша в созданный художниками мир линий и красок, научить видеть их красоту, понимать их язык.
Особенности восприятия детьми раннего возраста картинок
Елена Хабибулина
Особенности восприятия детьми раннего возраста картинок
Особенности восприятия детьми раннего возраста картинок
Большинство восприятий ребенка становится его достоянием, пройдя через его моторную сферу, его деятельность. Одни лишь картинки специально предназначены для того, чтобы поощрять развитие спокойного, не моторного созерцания.
Каждая картинка отражает реальный предмет или явление, имеет определённое словесное выражение, название. Следовательно, чувственные образы реальной действительности находят отражение в изобразительном материале и опосредуются словом. Поэтому такой вид деятельности особенно необходим в раннем детстве, когда формируется высшие психические функции (восприятие, память, речь и мышление, воображение).
По мнению исследователей (Е. И. Тихеевой, Е. А. Флёриной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Жуковской, М. М. Кониной и др., картинка дает конкретно-чувственный материал для речи, активизирует познавательную деятельность детей, их чувства, обогащает, углубляет, закрепляет знания детей и помогает понять не только внешние стороны сюжета, но и внутренние связи между действующими лицами, выраженные в движении, позе, выражении лица; и т. д.
Картинки расширяют поле непосредственного наблюдения, способствуют развитию мышления детей, их речи, стимулируют детское словесное творчество, напоминают о виденном, пережитом, возбуждают работу воображения, памяти.
Детям трех летнего возраста трудно правильно воспринимать картинку. Ведь даже самая простая картинка, включающая изображение хотя бы двух предметов, дает их в каких-то пространственных связях. Осмысливание этих связей необходимо, чтобы раскрыть взаимоотношения между частями картинки и воспринять изображенное как нечто целое. Поэтому восприятие детьми картинки издавна использовалось для определения общего умственного развития ребенка.
Дети хорошо узнают изображения знакомых предметов, людей, ситуаций, но относятся к картинке не так, как взрослые. Для детей третьего года картинка скорее повторение действительности, особый ее вид, чем изображение. Дети часто предполагают, что нарисованные люди, предметы могут иметь те же свойства, что и настоящие. Когда ребенку показывают картинку, на которой изображен стоящий спиной человек, и спрашивают, где у него лицо, ребенок переворачивает картинку, рассчитывая обнаружить лицо на обратной стороне листа бумаги.
Постепенно дети усваивают, какие свойства предметов могут быть изображены, а какие нет. На собственном опыте они убеждаются в том, что с нарисованными предметами нельзя действовать так, как с настоящими.
Переставая путать свойства реальных предметов со свойствами изображений, дети не сразу переходят к пониманию их именно как изображений. Они относятся к нарисованному предмету как к самостоятельно существующему, хотя и не обладающему особенностями настоящего.
Детям третьего года жизни доступно восприятие бесцветных и даже контурных знакомых предметов. Если рисунки достаточно четкие, дети правильно воспринимают простые предметы и их изображения. Незнакомые предметы они воспринимают ошибочно, опираясь порой на одну, показавшуюся им знакомой черту или на второстепенный признак, в том числе цвет, величину, фактуру.
Исследования (Г. Т. Овсепян, С. Л. Рубинштейн, А. Ф. Яковличева, А. А. Люблинская, Т. А. Кондратович) показали, что особенности описания ребенком картинки зависят прежде всего от ее содержания, знакомого или мало знакомого ребенку, от структуры картины, динамичности или статичности сюжета.
Проблема восприятия и понимания картинки рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.
Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции: тяготение ребенка к яркому красочному рисунку; желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (не узнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей); затруднения при восприятии светотеневого рисунка; затруднения малышей трех лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета; положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).
Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухиной,происходит по трем направлениям: изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понимание его содержания.
А. А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделения деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).
Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь,развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, при рассматривании картинки надо подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.
Особенности работы ДОО с детьми раннего возраста ВВЕДЕНИЕ Ранний возраст (от 1 до 3 лет) имеет исключительно важное значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные.
Особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека. В этот период складываются ключевые качества: познавательная активность, речь,.
Особенности восприятия детьми младшего дошкольного возраста занятий ФЭМП в процессе игры и непосредственного обучения Важнейшую функцию в развитии личности детей дошкольного, а в особенности младшего возраста, в различных видах деятельности и общения выполняет.
Особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного искусства. Значение приобщения детей к ДПИ Воспитатель ИЗО МБДОУ № 51 : Леснюк С. В. г. Невинномысск Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста.
Особенности восприятия невербальной информации детьми с 5–6 лет с нарушениями зрения Развитие неречевых средств общения у ребёнка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Особенности эстетического восприятия и эстетических суждений у детей среднего дошкольного возраста Восприятие и понимание прекрасного начинается в детстве. «Все прекрасное, что существует в окружающем мире и создано человеком для других.
Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом интенсивного и нравственного здоровья. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное.
Сообщение для воспитателей «Особенности занятий с детьми раннего возраста» Сообщение для воспитателей «Особенности занятий с детьми раннего возраста» Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия.
Презентация «Технологичный лепбук по раннему возрасту «Особенности работы педагога с тревожными детьми раннего возраста» Информационный лист Содержание: 1. «Причины возникновения тревожности у детей» 2. «Признаки тревожности в период адаптации у ребенка» 3.
Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации
1. Своеобразие книжной графики,ее значение в художественном воспитании детей
2. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций
3. Методика ознакомления детей с иллюстрацией.Формирование представлений об изобразительных средствах иллюстрации
Список использованной литературы
1. Своеобразие книжной графики,ее значение в художественном воспитании детей.
Книжная графика относится к изобразительным видам искусства.Как и все эти виды искусства(живопись, графика,скульптура),она отражает действительность через образное,наглядное воспроизведение ее зримых форм,передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий.Изобразительное искусство выражает также мысли художника,его отношение к изображаемому.Это единство изображения и выражения,особенного и общего, объективного и субъективного,рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа.
Наряду с общими свойствами каждый вид изобразительных искусств имеет свои специфические особенности.
Графика (от греческогоgrapho – пищу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку,условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями,точками, штрихами и пятнами.
Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией,которая не всегда отчетлива,может быть приглушена,стушевана светотенью,порой еле угадывается,то в графике линия является основным выразительным средством.
Графика больше, чем живопись,схематизирует,рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому,что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости,любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона,в мыслимой плоскости или пространстве.
Живопись требует, чтобы на нее смотрели издали, откуда мазки неразличимы,сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры.
Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи,зигзаги, линии,то есть всю»технику»рисунка.
Если в живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу,то в графикепространство передается обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.
Цвет в графическом изображении используется,но он ограничен,условен.
Многими исследователями подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств, используемых художником в графике, в определенной степени доступен дошкольнику.Ребенок осваивает карандаши, и с их помощью создает реальные образы. Линия,форма, цвет,композиция– эти средства выразительности доступны детям в рисовании.Изображение ребенок создает по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается с помощью характерных деталей, черт.При этом иногда выразительность появляется случайно, неожиданно для ребенка.
Цвет особенно привлекает внимание ребенка.В рисунке он часто использует его декоративность,стараясь сделать рисунок наряднее,ярче, при этом стремится к конкретности цветов.
Ребенок может нарушить пропорции частей, выделить отдельные детали, выразить движение, причем передача движения в рисунке наиболее сложна для дошкольника.
Композиция рисунка организуется ритмом, который уравновешивает все части, предметы,фигуры, цветовые контрасты. В процессе обучения дети начинают осваивать различные композиционные задачи, у некоторых детей появляется композиция по диагонали,по кругу, заслоняются предметы.
Степень выразительности рисунка зависит от того, развито ли у ребенка воображение,образное восприятие;она зависит также от особенностей обучения.
2. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
Художественная иллюстрация- важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия,возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей.Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей,эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения.С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения.Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее,персонажах,содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами,полюбить их.Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить.Здесь в книгу вступает художник.
Особенно важна книжная иллюстрация для младших школьников.Книга для ребенка начинается с иллюстраций,что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения,а затем и для их совершенствования.Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации,учитывающей особенности детского восприятия,возникает интерес к книге и чтению.Библиотекарю-педагогу,работающему с детскими книгами необходимо использовать их как инструмент эстетического и нравственного воспитания читателей-детей.Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации.
Рассматривание книжных иллюстраций– широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности.
Иллюстрация– рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения,одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.
Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни,смысла всего,что нас окружает.Оно опирается на образность детского мышления.
С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни.Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится.
Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и,наряду с родителями,с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному,высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом,более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге.Так, что малыши радуются яркому,красочному изображению,им свойственно действенное,игровое отношение к картинке.Однако они с трудом выделяют главное в изображении,чаще перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче.
Некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного(неоконченность,набросочность,передача объема темным пятном,сложные ракурсы,резкая деформация предмета, сложные перспективы).Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей:дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.
Исследователь И.Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так,для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании,а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
Педагогическое руководство,направленное на ознакомление детей не только с содержанием,но и с художественно-выразительным средствами книжной графики,значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации,вызывает эмоциональный отклик на них.
Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения.В тех случаях,когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия,используют картины или иллюстрации.Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления,уточнения,обогащения представлений.Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.
Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть картины, иллюстрации,на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми. На картине можно показать и доступный способ изображения пространства,земли и неба,способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно,то, что расположено ближе, изображается внизу листа,а дальше – наверху).
На иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев,пространства земли, животных в движении и т.п. Однако использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии, в графические или как прием,обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы,шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.Самые яркие представления,сложившиеся в наблюдении,вытесняются последним,более свежим восприятием готового образа.Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.
Итак, книжная графика – один из видов изобразительного искусства,средства выразительности которого (линия,форма, цвет,композиция)доступны детям дошкольного возраста.
Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
Рассматривание иллюстраций– косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности,который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения,помогает преодолеть стереотипность в рисовании.
Значение иллюстрации в эстетическом развитии читателя-ребенка основано на том, что иллюстрация одновременно является произведением графического искусства,имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения.Таким образом,влияние иллюстрации на эстетические чувства юного читателя осуществляется двумя взаимосвязанными путями, что значительно увеличивает силу ее эмоционально-эстетического воздействия.
Восприятие детьми литературных произведений предполагает не только постижение его идейно-образного содержания,но и таких художественных особенностей,как ритм, язык,композиция.Поскольку книжная иллюстрация своими средствами способствует их раскрытию,то это обязательно нужно выявить в библиотечной работе. Ритм является основой речевого членения стихотворных произведений.Ритмическая организация стиха характеризуется повторяющимися элементами,что определяет присущую этим произведениям стройность,легкость движения.Восприятие юным читателем ритмической структуры стихотворного произведения- важное условие воспитания творческого читателя, одна из задач, стоящих перед детскими библиотекарями.
Важно также постараться донести до читателя и раскрытие иллюстрацией композиционного приема, положенного в основу литературного произведения.Ощутив с помощью иллюстраций композицию литературного построения,младшим школьникам легче воспринимать и само литературное произведение в единстве его идейного содержания и художественной формы.
3. Методика ознакомления детей с иллюстрацией.Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации.
Прежде всего,педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства,вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия.Рассматривая картинки или скульптуру,дети интересуются,что изображено,узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали.Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного,но и на форму выражения образа, на средства изображения,которые делают образ выразительным.
Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных,на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их.Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось;появляются любимые произведения,развивается осознанное чувство радости,удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми 3–4 лет,важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка,который является действующим лицом в картине.Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием,развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование– «Кто больше увидит на картинке?»,побуждая его к наблюдательности и высказываниям.
В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.
Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания,а не только те,в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие.Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, – о многом они могут догадаться,многое вообразить;помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют,какое время года изображено,что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи,как изображены зимний холод,вьюга, осенний ветер.
Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания;в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз.Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено,но и как изображено.Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным,выразительным,чтобы поднять интерес у детей,создать определенное настроение.Когда это возможно,воспитатель использует художественную литературу(читает строки стихотворения,отрывок из сказки, рассказа).
Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Например,показав детям картины И. Левитана»Март» и А. Саврасова»Грачи прилетели»,воспитатель спрашивает,где, по их мнению,изображена ранняя и где поздняя весна. «Здесь грачи уже вьют гнезда,– говорит один мальчик, показывая на картину А.Саврасова, –а здесь, – показывает на картину»Март», – еще ни одной птички не видно, и тут снегу много,а там он весь потемнел, тает,на крышах снега совсем нет».
Вопрос воспитателя»На какой картине изображен солнечный день?» – направляет внимание детей на колорит картины – сочетание красок, характерное для весеннего дня. Затем педагог просит детей рассказать о цветовых сочетаниях,передающих пасмурный день в картине «Грачи прилетели»
Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений.В других случаях,когда у детей развито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним,беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине,воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме,обобщая их высказывания.
Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя,устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.
Так, например,при анализе образа героя(«Дядя Степа»,С. Михалков)воспитатель,показывая иллюстрации,обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы,выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения,обращает их внимание на главное.
В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада,рассказывают об их содержании воспитателю.Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. Можно,например,организовать игру в «магазин»,где продаются открытки, и дети будут сами выбирать их.
Весной, после того как в старшей группе систематически проводилось рассматривание картин, хорошо устроить в групповой комнате или в зале выставку.Все репродукции картин, которые дети видели в течение года,вставляются под стекло или в картонные паспарту и красиво размещаются на стенах. К ним прибавляется несколько новых картин.
Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет,помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку.Дети говорят,какие картины они больше любят, какие лучше помнят,более внимательно рассматривают новые картины,высказываются об их содержании.
Итак, в детском саду используются следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством:Рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин,скульптур,иллюстраций,произведений декоративно-прикладного искусства. Для занятия обычно подбираются произведения одного какого-либо вида искусства– или репродукции картин, или скульптура,или произведения декоративно-прикладного искусства.
Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой,самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя,чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.
В детском саду, в групповой комнате или зале, устраиваются выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства:эстампы, иллюстрации,скульптура и пр.
Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном.Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства,вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия.Рассматривая картинки или скульптуру,дети интересуются,что изображено,узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали.Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного,но и на форму выражения образа, на средства изображения,которые делают образ выразительным.
Графика- вид изобразительного искусства,включающий рисунок и печатные художественные произведения,основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.Изобразительное искусство не только изображает окружающую действительность,но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к изображаемым событиям и предметам.
Особенности жанра отражаются на характере изобразительно-выразительных средств. Они передают эстетическую природу сказочной литературы,влияют на художественную форму иллюстраций,содержание которых соответствует выбранному студентом сюжету сказки,загадки и т.д.,а также они придают поэтике детской литературы фантастичность,условность и декоративность,действенное начало. Изучая опыт работы вузов в этом направлении,мы остановились на некоторых вопросах, имеющих наибольшее значение для обоснования оптимальной,на наш взгляд,методики обучения в условиях профессионально-педагогической направленности образования.
Список использованной литературы:
Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1990.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.:СОЮЗ, 1997.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2000.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. – М., 1999.
Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1998.
Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. – 1999. № 12.
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1993.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Педагогика, 1997.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. – М., 1992.
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1992.