для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии

Для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии

Социометрический метод

Социометрический метод – это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrim – измерение. Впервые этот термин был употреблен в конце XIX века.

Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Особенно это относится к изучению неофициальных отношений.

Поскольку социометрический метод применяется для исследований межличностных отношений в малых социальных группах необходимо уточнить это понятие. Под «малой социальной группой» понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-либо общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Исходя из практических исследований, оптимальным принято считать численный состав малой социальной группы 12-15 человек.

Для анализа и интерпретации результатов социометрии большое значение имеет разновидность группы, где проводятся исследования.

В данном случае различают « группу членства » и « референтную » группу. Первая из них объединяет людей, формально входящих в нее; вторая – тех, кто в совокупности создает «значимый круг общения». Кроме того, различают так называемую « диффузную » группу (взаимоотношения между членами группы строятся по принципу симпатии и антипатии), « ассоциацию » (основой отношений выступает преследование чисто личностных целей), « корпорация » (преследование антисоциальных целей) и « коллектив » (сочетание достижения как личностных, так и общественных целей деятельности.

Многолетняя практика социологических исследований позволила выработать систему требований к проведению социометрического опроса:

1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной деятельности не менее 6-ти месяцев.

2. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно воспринимаемым и понимаемым всеми членами группы.

3. Опрос должен проводиться посторонним лицом.

4. Количество социометрических критериев не должно превышать 8-10.

Сама процедура социометрического опроса состоит из нескольких фаз.

1. Подготовительная фаза:

а) определение проблемы, задач исследования;

б) выбор объекта исследования;

в) получение информации о членах группы, о самой группе.

2. Фаза социометрической разминки.

а) установление контакта с группой;

б) психологическая подготовка к опросу членов группы;

в) определение содержания социометрического критерия.

3. Фаза собственно опроса.

а) инструктаж респондентов;

б) тиражирование и раздача социометрических карт;

в) заполнение карт респондентом;

г) сбор социометрических карт.

а) обработка полученной информации;

б) проверка данных на надежность и достоверность.

5. Завершающая фаза.

а) формулировка выводов;

б) разработка практических рекомендаций по усовершенствованию внутригрупповых межличностных взаимоотношений, структурного состава группы.

Основой содержания социометрической карты является совокупность критериев, представляющих собой вопросы, ответы на которые и служат основанием для установления неформальной структуры в группе. Выбор критериев должен определяться задачами исследования. Как и вопросы анкеты, критерии в своем строении, форме должны отвечать общим требованиям. Одновременно они должны отвечать и специфическим требованиям, а именно:

1. В содержании социометрического критерия должны отражаться взаимоотношения между членами группы.

2. В критерии должна воспроизводиться ситуация выбора партнера.

3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора.

4. Применяемые критерии должны быть значимы для исследуемого коллектива.

5. Критерий должен описывать конкретную ситуацию.

При исследовании малых социальных групп в сфере физической культуры могут задаваться вопросы типа: «С кем из команды Вы предпочли бы проводить свободное время?», «С кем бы Вы хотели жить в одной комнате при пребывании на сборах?», «С кем бы Вы хотели отрабатывать технические действия на тренировке?», «Кто бы на Ваш взгляд мог заменить тренера на занятии при его отсутствии» и др. Приведенные примеры критериев могут быть сформулированы и в отрицательной форме. Например, «С кем бы Вы не хотели проводить свободное время?»

Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданным количеством ограничений.

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому раздается анкета и список членов группы, фамилии которых для удобства кодируются номером в списке группы.

Вид карты может иметь следующий вид:

Номер члена группы

В таблице 2 приведены итоги социометрического опроса 8-ми членов группы.

Итоги социометрического опроса

Источник

Для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии

для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть картинку для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Картинка про для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрииЭто не совсем то, что Вы искали? Внизу Вас уже ждёт список похожих материалов. Посмотреть Для студентов, проходящих педпрактику.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)

1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости помочь Вам в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительное путешествие?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в путешествие?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изучения личных отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

Полученные ответы обрабатывают математически и представляют в виде таблицы – социоматрицы.

Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже).

для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть картинку для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Картинка про для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии

Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Лидером в группе является тот, кто набрал наибольшую сумму баллов.
Предпочитаемые члены группы – набравшие также большое количество баллов, но меньшее, чем у лидера.
Пренебрегаемые члены группы – набравшие минимальное количество баллов (1-2).
Изолированные – получившие только отрицательные выборы.
По количеству отрицательных выборов можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии.

На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.

Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы на основе их статуса (популярности). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже.

для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть картинку для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Картинка про для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии

Социограмма состоит из нескольких окружностей, обычно равных количесву выборов. В центре социограммы размещаются лидеры, в следующих окружностях – остальные члены группы, по мере уменьшения количества выборов, полученных ими.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:

для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть картинку для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Картинка про для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии

На основе полученных данных требуется описать результаты исследования, дать рекомендации по улучшению психологического климата в классе.

Источник

Социометрический метод исследования группы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Социометрический метод исследования группы

Метод социометрии (от лат. «общество» и греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых конкретных группах, существующих не меньше шести месяцев.

особенности систем неформальных отношений в группе;

степень психологической совместимости конкретных людей;

внутригрупповые статусы участников процедуры;

качество психологической атмосферы группы в целом.

Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложив­шихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. И наконец, соци­ометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения ма­лой группы.

Рассмотрим основные понятия и содержание диагности­ческих процедур социометрии.

В зависимости от вопроса социометрический выбор может быть положительным (или прямым), отрицательным (или об­ратным) и нулевым (отсутствие выбора).

Как правило, один вопрос требует нескольких ответов (выборов).

В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют критерии коммуникативные, направленные на вы­явление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для. »), и гностические, выясняющие степень осоз­нания человеком своих взаимоотношений с членами группы (типа «Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас. »).

По характеру выявляемых взаимоотношений критерии подразделяются на двойные, предполагающие отношения парт­нерства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например, «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?»), и ординарные, связанные с установлением иерархических отно­шений лидерства и подчинения («Кого бы Вы выбрали брига­диром на субботнике?»).

По характеру ответов критерии могут быть предполагаю­щими положительные выборы (типа «Кого бы Вы выбрали для…?») или отрицательные выборы («Кого бы Вы отвергли при…?»).

По количеству ответов критерии подразделяют на непараметрические, или без ограничения числа возможных выборов, и параметрические, или с четким ограничением числа выборов.

Допустим, если в группе двадцать человек, то в первом случае респондент имеет право выбрать от нуля до девятнадцати из них (естественно, кроме себя самого), во втором же случае ему предписывается не выходить за пределы определенного количества выборов, скажем; от нуля до пяти человек.

Оптимальной величиной лимита выборов для школьного класса при социометрии считается три-пять человек.

Основные требования к формулировкам социометрических критериев заключаются в следующем:

смысл вопросов должен быть предельно очевиден для всех членов группы, что требует от составителя учета возраст­ных, интеллектуальных и иных особенностей респондентов;

все ситуации выборов должны описываться максималь­но конкретно и точно (так, содержание критерия «С кем бы Вы хотели вместе работать?» нуждается в непременном уточ­нении (где? когда? и каком качестве? при каких условиях? и т.д.). Иначе различия в понимании словосочетания «вместе работать» превратят вопрос в тот, который обозначает для различных респондентов совершенно разные отношения);

необходимо, чтобы вопросы вызывали определенный ин­терес у большинства респондентов, имели значимость для них;

формулировки не должны содержать в себе неоправданных ограничений выборов членов группы но интеллекту­альным, половым, физиологическим и другим признакам.

При проведении социометрического обследования нет и не может быть полной анонимности, иначе сама процедура ока­жется неэффективной. Поэтому карточки должны подписы­ваться респондентам.

Социометрическая карточка при параметрической процедуре может выглядеть таким образом (рис. 1):

Кого из класса Вы хотели бы пригласить домой на свой День рожденья?

Кого из класса Вы не пригласили бы к себе домой на свой День рожденья?

Рис. 1. Пример социометрической карточки при параметрической процедуре.

Желательно, чтобы социометрические карточки предъявля­лись респондентам в отпечатанном виде. Общее количество карточек соответствует численности группы.

Процедура социометрического опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом респондентов размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно, не советуясь, друг с дру­гом. Разговоры не допускаются. Необходимо, чтобы участники опроса на всем его протяжении имели возможность видеть группу.

Важным условием проведения социометрии является пред­варительное установление доброжелательных и достаточно до­верительных отношений исследователя и респондентов. Эф­фективность работы заметно повышается, если исследователь держится приветливо и уверенно. В тонкости анализа информации членов группы при этом не посвящает. Цель процедуры излагается в популярной форме.

Опрашиваемые должны быть проинформированы о том, что все результаты социометрии конфиденциальны. Заполненные карточки по окончании работы собирает сам исследователь. Окончательные итоги обычно сообщаются индивидуально, используя тактичность и доброжелательность.

При опросе нежелательно присутствие посторонних или официальных лиц, так как это может исказить достоверность информации.

После того как карточки заполнены собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и индексологический.

Все социометрические карточки надо расположить по алфавиту. Результаты опро­са из каждой карточки занести в матрицу.

Приведем один из вариантов социоматрицы (рис.2).

Рис.2. Пример одного из вариантов составления первой социоматрицы

Социоматрица может быть построена только по положительным выборам (рис. 3). Взаимный положительный выбор обозначают крестиком, заключенным в кружок.

для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть картинку для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Картинка про для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии

Рис.3. Пример одного из вариантов составления первой социоматрицы по положительным выборам

Для выявления микрогрупп на основе первой матрицы строят вторую (рис. 4).

для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть картинку для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Картинка про для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии

Рис.4. Пример одного из вариантов составления второй социоматрицы

Выбор из первой матрицы надо продолжать до полной исчерпанности взаимных положительных выборов у всех, кого заносят в последую­щую строчку. Иначе говоря, должен замкнуться круг лиц со взаим­ным положительным выбором. Того, кто не имеет взаимного положительного выбора, записывают в конце матрицы. Микрогруппа может состоять из двух и более че­ловек.

Чем больше выборов получает человек, тем выше его положение в системе личных отношений (тем выше его социометрический статус). Самую верхнюю ступеньку занимают те, кто получил наибольшее число выборов – «звезды». Чтобы попасть в эту категорию, надо получить значительно больше выборов, чем положено в среднем. Так, если каждый член группы мог в среднем рассчитывать на 3 выбора, то те, кто получил 6 и более, попадают в «звезды».

Ступенькой ниже располагаются те, кто получил среднее и выше среднего число выборов. Это «принятые» или «предпочитаемые».

На первой ступеньке оказывается не больше 3-4 человек группы (из расчета, что группа состоит из 30 человек); на второй – 10-12; на третьей – столько же. На последней ступеньке – «изолированные» – может очутиться до 5 человек.

По этим количественным соотношениям можно делать некоторые выводы о характере личных взаимоотношений. Так, соотношений числа членов группы, которые находятся на первых двух ступеньках (они попали в зону благополучного отношения), и числа лиц, занявших неблагоприятные – третью и четвертую ступеньку, изменяет индекс УБВ – уровень благополучия взаимоотношений. При высоком УБВ большинство членов группы находятся в хорошем положении, при среднем – на верхних и низких ступеньках примерно равное число людей, при низком – большинство на третьей и четвертой ступеньках.

Диагностическим показателем является «индекс изоляции», который представляет собой процент изолированных, лишенных выборов членов группы. Ясно, что при прочих равных условиях психологический климат благоприятнее в тех группах и коллективах, где УБВ выше, а «индекс изоляции» ниже определенной средней величины.

На основе социоматрицы строится социограмма. Социограмма – это графическое изображение отношений рес­пондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии. Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализиро­вать групповые взаимосвязи.

Обычно условные обозначения на социограмме выглядят следующим образом (рис.5):

для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть картинку для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Картинка про для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии

для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть картинку для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Картинка про для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии

Рис. 5. Условные обозначения на социограмме

Выбор тина социограммы определяется задачами исследования. Социограмма произвольного вида представляет собой следующее (рис.6):

для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть картинку для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Картинка про для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии

Рис.6. Пример социограммы произвольного вида

Социометрические индексы служат для выявления коли­чественных характеристик отношений в группе. Различают индексы персональные (п.с.и.) и групповые (г.с.и.).

Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной экспансив­ности (для выбирающего).

Индекс положительного статуса определяется но формуле:

количество положительных выборов i –члена группы

где N – численность группы.

Индекс отрицательного статуса определяется по формуле:

количество отрицательных выборов i –члена группы

Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным. Индекс общей экспансивности рассчитываемся по формуле:

количество выборов, отданных i –членом группы

Аналогично исчисляются «+» и «-» индексы экспансивности. Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической процедуре социометрии.

К групповым социометрическим индексам относят индекс психологической взаимности. Он характеризует во многом степень групповой сплоченности. Более точно, он выражает «удельный вес» положительной взаимности отношений в группе по отношению к теоретически возможной взаимности (в %). Определяется по формуле:

где Х+ – число положительных взаимных связей в группе.

уровень благополучия взаимоотношений :

количество лиц, находящихся в категории «звезд» и «предпочитаемых»

Источник

Метод социометрических измерений

Описание методики

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Теоретические основы

Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Основные положения теории Морено

История создания

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

Процедура проведения

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

Требования к критериям

3-й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:

Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N-1) человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.

Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

Достоинства непараметрической процедуры:

Недостатки непараметрической процедуры:

Параметрическая процедура

для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Смотреть картинку для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Картинка про для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии. Фото для изучения какой характеристики команды используется метод социометрии

где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];

N — число членов группы.

Достоинства параметрической процедуры:

Недостатки непараметрической процедуры:

4-й этап

Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.

При проведении социометрии, возможны два варианта:

Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:

В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Пример социометрической карточки

В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социометрическая карточка
ТипКритерииВыборы
1.Работаа) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?

б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

2.Досуга) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?

б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *