для каких целей может использовать компьютер архитектор
реклама
Что же, не вижу смысла затягивать с прелюдиями и предлагаю перейти непосредственно к детальной аналитике на составляющие получившегося компьютера для профессиональных задач и, возможно, иногда «на поиграть».
Основные комплектующие, используемые при сборке ПК для архитектора
Процессор
реклама
Материнская плата
В качестве основы для сборки профессионального решения была выбрана минимально подходящая, но зарекомендовавшая себя в моих тестах, материнская плата ASUS TUF B450M-PRO GAMING, которая обошлась нам в 7800 рублей. Форм-фактор mATX был выбран лишь в целях экономии лишней 1000 рублей, в остальном же это лучшая подсистема питания процессора за свои деньги и, собственно, самый удобный на мой взгляд BIOS, который, к слову, был обновлен до свежей версии буквально на днях, за что можно «сказать спасибо» ASUS, за то, что они до сих пор поддерживают чипсет B450 и столь выгодные модели материнских плат. Под основу платформы также рассматривались материнские платы ASRock B450M Pro4-F (как решение для сборки минимальной стоковой системы) и ASRock X470 Taichi (как ультимативное решение, подходящее для сборки системы с четырьмя модулями оперативной памяти от Samsung общим объемом в 32 гигабайта), но выбор был сделан в пользу «среднего» варианта, который был протестирован мной и за качество которого я могу ответить, остальные материнские платы на платформе AM4 к покупке попросту не рассматривались по причинам ограниченного бюджета и необходимости в максимальном разгоне за вложенные деньги.
реклама
Блок питания
Изначально нами был рассмотрен к покупке блок питания Super Flower Leadex II Gold SF-750F14EG, который бы обошелся нам в чуть больше 10 000 рублей. Но бюджет, естественно, был урезан в два раза (как это всегда и бывает), поэтому я посоветовал купить блок питания от уважаемой мною компании Enermax, владельцем модели на 650W ERF650EWT Revolution D.F. которой я являюсь, и вопросов к качеству продукта у меня не возникает. Был выбран б.п. Enermax RevoBron ERB600AWT на 600W, так как при стоимости в 5000 рублей (эксклюзивно для нас и с учетом рынка месячной давности) было сложно найти более выгодное решение. Покупать рекомендованный всем сборщиками-экономистами блок питания от Deepcool я не был намерен, так как сторонник того, что блоки питания ценой до 5000 рублей к рассмотрению в наше время вообще не подлежат, тем более для рендер-машины, которая будет отрабатывать свою стоимость 24/7 без выключения.
Хранилище данных
реклама
Система охлаждения процессора
Корпус
Желание «клиента» как всегда закон, нужен был белый корпус с окном. «Клиент» рассматривал достаточно бюджетные корпуса компании Deepcool, которые иначе как «консервной банкой» не назовешь, что в прочем, справедливо практически для всех новых корпусов до 3000 рублей, я же порекомендовал обзавестись корпусом Be quiet Pure Base 500 Window, который, к слову, обошелся нам всего в 5500 рублей (опять же, эксклюзивно для нас с учетом скидки и дополнительных бонусов). Да, данный корпус явно не очень просторный и функциональный, но качество исполнения на высшем уровне. В данном случае я хотя бы понимал, за что клиент отдает деньги, хотя с точки зрения удобства сборки (за счет размеров), этот корпус не самый лучший вариант. Собирать в моем же Thermaltake View 31 TG намного приятней, хоть и по качеству стали он явно проигрывает.
Оперативная память
Вкладывать много денег в оперативную память было бы как минимум глупо, если ПК собирается не для игр, поэтому был выбран весьма бюджетный и удачный комплект Crucial Ballistix Black [BL2K16G30C15U4B], ценой в 11 000 рублей, который имеет «100% шанс выпадения» чипов Micron E-die. «Клиент» хотел переплатить 3000 рублей и взять память с XMP 3600, от чего я его отговорил, заверяя, что нет смысла брать память Crucial Ballistix дороже данной суммы и с частотой XMP выше, чем 3000 MHz, так как те же самые 3600 MHz у нас получится выжать, да еще и на более лучших таймингах, чем те, что предлагает XMP. Два двуранковых модуля объемом по 16 гигабайт были выбраны, так как плата имеет топологию Daisy-chain, ну и, в случае чего, «клиент» докупит себе еще две плашки памяти, если ему понадобится система с 64 гигабайтами ОЗУ, пожертвовав частотой, которая для него и не очень-то важна.
Видеокарта
Естественно, видеокарта покупалась бу, наш выбор пал на GTX 1070 в исполнении Palit Dual, стоимостью в 13000 рублей. Да, видеокарта не самая мощная и ее система охлаждения оставляет желать лучшего, но «клиенту» для работы хватило бы и карты GTX 1060 с 6 гигабайтами видеопамяти, но было сделано решение немного переплатить и купить более мощную карту от Nvidia с большим объемом видеопамяти, так как (по заверению «клиента»), чем больше объем видеопамяти у карты, тем лучше, так как от этого зависит быстродействие при большом числе полигонов в сцене. Собственно, я считаю выбор карты за такую цену более чем оправдан. Более дорогая видеокарта просто не вписывалась в бюджет, так как покупалась в самую последнюю очередь.
Монитор
Монитор был выбран клиентом самолично, для своих задач он посчитал нужным купить LG 27UL650, небольшой 4K монитор с IPS матрицей. Выбор был обоснован симпатией к LG; возможностью играть в 1440p, чтобы сохранять баланс между картинкой и производительностью; достаточно качественной матрицей относительно бюджетных моделей, не искажающей цвета, что крайне важно в профессиональных задачах. Спорить я не стал, чего-то сверхъестественного в качестве изображения замечено не было. Обычный монитор, но с высоким разрешением, хотя им, архитекторам, виднее. Стоимость монитора составила 24000 рублей.
Расходные материалы и мелкие покупки
Также был докуплен разветвитель для корпусных вентиляторов Deepcool FH-10, дополнительный корпусный вентилятор Gelid Silent 14 [FN-SX14-10] и термопаста Arctic Cooling MX-4. Стоимость «расходников» составила примерно 3000 рублей.
Общая стоимость комплектующих и монитора вышла в около 112 000 рублей.
Процесс сборки
Для начала традиционно все было собрано в тестовый стенд.
Далее я обновил BIOS материнской до последней версии, установил операционную систему и необходимый софт, настроил раздачу интернета с мобильного телефона через редактор реестра. Все, собственно, уже работало как часы и можно было смело собирать систему в корпус, а внутри него уже заниматься разгоном.
Процесс сборки проходил достаточно просто. В Be quiet Pure Base 500 Window собирать систему на удивление приятно, но все равно ощущается бюджетность корпуса относительно его размеров. Большая мужская кисть не пролазит в левый верхний угол, от чего крепить вентилятор сверху, а также подключать кабель питания CPU крайне не удобно.
Разгон ядер процессора Ryzen 9 3900, или когда мы выиграли в силиконовую лотерею
Разгон процессоров Zen 2 оказался куда более странным, чем я думал. Для начала я выставил «пристрелочные» 4GHz по всем ядрам на напряжении в 1.3 вольта, чтобы нащупать хоть какой-то разгонный потенциал. К сожалению, данные действия не привели к фиксации частоты. Частоты «гуляли» от 3.1 до 4.4 GHz, что было крайне сомнительно, тепловыделение процессора при этом составило смешные 90 ватт.
Стоит отметить, что при этом все энергосберегающие функции в BIOS были отключены.
На BIOS версии 2202 от 17.07.20 полноценный разгон Ryzen 9 3900 удалось осуществить путем включения технологии PBO, что кардинально не похоже на разгон процессоров Zen+, с которым я имел дело ранее и который разгонялся лишь при помощи множителя и выставления необходимого напряжения.
Ryzen 9 3900 мне удалось разогнать до частоты в 4.3 ГГц при напряжении в 1.32725 вольта. При этом был выбран высокое значение LLC и были задействованы все фазы материнской платы.
Стабильность разгона была утверждена в тестировании Linpack, система проходила тест в закрытом корпусе.
Прошу ознакомиться с результатами тестирования:
Естественно, TDP процессора в 176 ватт для данной материнской платы не проблема. И в качестве подтверждения моим словам был сделан замер температур радиатора, охлаждающего цепи питания процессора.
И на этом, собственно, разгон подошел к концу. Частоту в 4.4 ГГц покорить удалось бы лишь на напряжении в 1.37 вольта, при этом тепловыделение двенадцатиядерного процессора приблизилось бы в плотную к 200 ваттам, что является пределом по теплоотводу GELID Phantom. На этом разгон, собственно, пришлось завершить, лишние 100 МГц того не стояли.
Весь разгон памяти заключался в выставлении XMP. Качественный разгон оперативной памяти требует минимум целого дня, а за окном уже была глубокая ночь.
Было решено закрепить промежуточные результаты разгона при помощи тестирования процессора в Cinebench R20.
В Cinebench R20 благодаря такому отличному разгону мне удалось «выжать» 7680 баллов, что позволило обогнать даже шестнадцатиядерный AMD Ryzen Threadripper 1950X, стоимостью в более чем 40 000 рублей.
Пересчет сэкономленных на сборке средств и подведение итогов
Предлагаю пересчитать, сколько денег нам удалось сэкономить при сборке этого ПК. Покупка процессора Ryzen 9 3900 без литеры «X» позволила сэкономить 7000 рублей. На материнской плате было сэкономлено еще 8000 рублей, так как мы отказались от покупки ASRock X470 Taichi и от плат на чипсете B550. На памяти было сэкономлено 3000 рублей. На кулере удалось сэкономить также 4000 рублей при сравнении с Noctua NH-D15. На блоке питания было сэкономлено также около 5000 рублей в сравнении с покупкой Super Flower Leadex II Gold SF-750F14EG. Также была куплена не самая дорогая видеокарта и бюджетный монитор, который подходит «клиенту», но мы их стоимость учитывать не будем, так как все равно это покупалось в последнюю очередь и на остаток по средствам. Итого на сборке было сэкономлено 27000 рублей. А если сравнить наш Ryzen 9 3900 в разгоне с тем же AMD Ryzen Threadripper 1950X, который удалось обогнать, то нам удалось сэкономить около 100 000 рублей.
Что хочется сказать по итогу: удовольствие от разгона и сборки получил, да, не хватило времени, чтобы провести тесты в играх, полноценно разогнать память, заняться «допиливанием» таймингов. Но своей активностью вы можете повлиять на скорейший выход второй части статьи, связанной с этим компьютером для архитектора, где мы посмотрим на производительность в играх, хорошенько разгоним оперативную память, протестируем систему в реальном рендеринге.
Собственно, вся работа, начиная от планировки системы и выбора комплектующих, заканчивая итоговым разгоном и полной настройкой компьютера выполнялась мной абсолютно бесплатно, потому что так называемый «клиент» на самом деле просто мой друг.
А в какую сумму был бы оценен подобный объем проделанной работы, если бы клиент оказался бы самым настоящим, и нас бы связывали лишь материальные отношения?
Для каких целей может использовать компьютер архитектор
Домашнее задание №1
Тема: Введение. Техника безопасности и санитарные нормы работы на ПК
1. Для каких целей могут использовать персональные компьютеры люди приведённых ниже профессий?
Архитектор: для моделирования чертежей на компьютере.
Врач: картотека всех больниц хранится в компьютере
Учитель: для подготовки лекций-презентаций.
Бизнесмен: узнавать последние новости в интернете с помощью компьютера.
Бухгалтер: расчёты с помощью компьютера.
Композитор: с помощью компьютера и специальных программ может прослушивать свои произведения и дорабатывать их.
Секретарь: записывает в компьютер все важные сделки.
Писатель: пишет на компьютере свои произведения.
Художник: берёт шаблоны с компьютера и перерисовывает их на холст.
Модельер: моделирует платья на компьютере
2. В чём отличие программиста и пользователя?
3. Каково основное предназначение компьютера?
Сбор, хранение и обработка информации.
4. Нарушение каких правил техники безопасности и санитарных норм может повлечь серьёзный вред здоровью человека?
Их очень много, правил техники безопасности и санитарных норм, на любой объект производства, на работу с любым видом механических и электротехнических устройств, на шум, освещение, вредные выбросы, на жилье, и помещения для работы, учебы и т. д. и т. п. Все что превышает заложенные в этих нормах цифры, вредно для здоровья и безопасности человека и рано или поздно приведут к плохому результату.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Презентация на тему: Компьютер в профессии архитектора
Компьютер впрофессии архитектора Выполнила: Жукова ЯнаПроверила: Филатова Н. И.2011г.
Цели: 1. Выяснить какими программами пользуются архитекторы;2. выделить самые популярные;3. Изучить принцип их работы;
Chief ArchitectПрактически идеальная и мощная программа для дизайна интерьеров, удачно сочетающая удобный интерфейс, легкость в освоении и богатую библиотеку клипартов. Работая с Interior Designer, не нужно долго и нудно выводить каждую линию и быть мастером по точному наведению мыши – благодаря опции соединения стен фундамент и каркас дома вырисовываются буквально за пару секунд.В распоряжении пользователей Chief Architect X2:- инструменты 3D Roof Designer и 3D Wall Designer для создания трехмерных моделей крыш и стен зданий.- Более 500 высококачественных САПР-чертежей различных архитектурных элементов- инструментарии Kitchen, Bath, Cabinet, Dormer и др.- цветовые палитры Color Palette- средства проектирования систем жизнеобеспечения- быстрая визуализация методом трассировки луча (Raytrace Rendering)
AutoCADAutoCAD — двух- и трёхмерная система автоматизированного проектирования и черчения, разработанная компанией Autodesk. Первая версия системы была выпущена в 1982 году. AutoCAD и специализированные приложения на его основе нашли широкое применение в машиностроении, строительстве, архитектуре и других отраслях промышленности. Программа выпускается на 18 языках. Уровень локализации варьируется от полной адаптации до перевода только справочной документации.
Autodesk RevitAutodesk Revit Structure 2012 – специализированное решение для проектирования и предварительного анализа конструкций, основанное на технологии BIM (информационного моделирования зданий). Продукт позволяет создавать конструктивную модель, состоящую из различных несущих элементов и материалов, а так же ее аналитическую модель с возможностью корректировки и дальнейшего экспорта в расчетные программы.
3D Maxполнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk. Содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа. Работает в операционных системах Microsoft Windows и Windows NT (как в 32‑битных, так и в 64‑битных). Весной 2011 года выпущена четырнадцатая версия этого продукта под названием «3ds Max 2012».
Как работают IT-архитекторы – наши примеры и задачи
Архитектор – незаменимый специалист при создании или аудите сложных IT-решений. Его задачи – заложить фундамент проекта, обеспечить гибкость и снизить риски, а в конечном итоге – обеспечить бизнесу быструю разработку и независимость в дальнейшем выборе подрядчиков.
Архитекторы особенно нужны в крупных IT-компаниях, которые ведут много проектов и для каждого выбирают оптимальный технологический стек, с учетом долгосрочной перспективы развития, плюсов и минусов каждого варианта.
Мы в SimbirSoft развиваем собственный архитектурный комитет – в нем уже 54 опытных разработчика. Делимся опытом, чем у нас занимаются архитекторы и на каких проектах они нужны.
Задачи IT-архитектора
Архитектура – это технологическая база IT-продукта. IT-архитектор, или системный архитектор – это, прежде всего, опытный разработчик. Он знает, когда полезно использовать определенную технологию, а самое главное – когда этого не нужно делать и какие есть риски.
Возможность адаптации продукта к новым требованиям бизнеса, даже если в начале процесса проектирования они не были известны в полном объеме.
Например, при создании коробочного решения для страховых компаний мы изначально заложили 4 основных вида полисов, при этом предусмотрели возможность быстро добавить и любые другие необходимые полисы.
Адаптация к ограничениям системы и соответствие техническим и операционным требованиям: по технологическому стеку, работе с персональными данными, Big Data, большим количеством интеграций.
Обеспечение при проработке архитектуры оптимальных значений атрибутов качества продукта.
Рассмотрим несколько ситуаций, в которых необходима проработка IT-архитектуры.
Когда нужен IT-архитектор
По мере развития продукта зачастую возникают новые требования, а старых решений уже не хватает.
Бывает и так, что небольшая инхаус-команда работает в рамках одного технологического стека, но для решения бизнес-задач предстоит интегрировать или разработать новую функциональность и при этом подобрать оптимальные технологии реализации. Для этого разработчикам может потребоваться помощь, поскольку сейчас технологии меняются каждые полгода, сложно быть одновременно в курсе всего и иметь экспертизу во всех языках и направлениях.
В таких ситуациях обычно обращаются к опытной команде архитекторов, которая «горит» своим делом, накопила разносторонний опыт и продолжает развивать компетенции в различных технологиях.
Как правило, бизнес заказывает разработку архитектуры в IT-компании в следующих случаях:
Как выбрать архитектуру
При выборе архитектурного решения учитывают множество факторов, в том числе ожидаемые сроки и стоимость разработки, поддержки, развития продукта. При этом нужно учитывать плюсы и минусы каждого варианта.
Коробочное или кастомное решение?
Кастомная разработка с нуля требует времени и тщательного планирования. «Коробки» – например, такие как «1С: Бухгалтерия» – подходят для компаний с простыми и стандартными бизнес-процессами, но их возможности развития ограничены. При необходимости дальнейшей кастомизации коробка может обойтись даже дороже, чем разработка с нуля, сразу заточенная под нужды компании.
Монолитная или микросервисная архитектура?
Риски: при увеличении функциональности приложения и количества активных пользователей монолит может перестать справляться с нагрузкой, и срок доставки новых фич будет долгим.
Риски: сложность разработки влечет за собой дополнительные требования к квалификации сотрудников. Для микросервисов наличие CI/CD – обязательное условие. Время на разработку будет выше, чем при работе с монолитом (при условии, что архитектурная структура монолита позволяет быстро вносить изменения).
Пример реализации
Один из наших клиентов-банков использовал коробочную систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Добавить новые функции (и даже передвинуть кнопки) можно было только с помощью вендора. А значит, во-первых, релизы выходили редко (один раз в квартал), во-вторых, вся экспертиза была сосредоточена у вендора, а не в банке. Кроме того, из-за сложной балансировки клиентов монолитной архитектуры приложение работало со сбоями. Из-за этого банк обратился к нам для проработки нового решения.
Решением стала разработка новой микросервисной архитектуры ДБО, в которой каждый микросервис имеет отдельную базу данных, обеспечивая доступность приложения в любой момент. Результаты – в 5 раз меньше сбоев уже на старте, возможность выпускать несколько релизов каждую неделю. При этом сохранение экспертизы на своей стороне позволило банку дальше развивать продукт самостоятельно или с привлечением любого подрядчика.
Как работает архитектурный комитет
У разных IT-компаний свои способы работы с архитектурой. В небольших монопродуктовых командах у специалистов есть возможность напрямую посоветоваться с коллегами, опытными в тех или иных технологиях. А когда проектов много, появляется необходимость накапливать экспертизу, поскольку при переключении сотрудников с проекта на проект теряется ценный технический контекст. Выстраивая этот процесс, мы снижаем риск ошибок и неоптимальных решений.
У нас в разработке параллельно десятки проектов, и мы стремимся поддерживать внутреннее комьюнити экспертов и обмен опытом. Для этого мы создали архитектурный комитет – отдельную группу со своим руководителем.
Архитектурный комитет – это команда, в которую входят наиболее опытные разработчики Backend, Frontend, Mobile. Сейчас у нас 54 таких специалиста, их число постепенно растет.
Мы уже писали на Хабре, как мы разбираем входящие запросы и оцениваем сроки разработки. Расскажем, как в этом участвуют архитекторы.
Этапы работы
В ходе видеопрезентации заказчику архитектор рассказывает о результате своей работы, а заказчик в реальном времени задает все интересующие его вопросы.
Следуя описанной выше схеме работы, в каждом решении мы учитываем опыт, накопленный архитектурным комитетом при реализации предыдущих проектов.
Несколько участников архитектурного комитета SimbirSoft
Вывод
С помощью архитектурного комитета мы проработали уже более сотни проектов. По нашим наблюдениям, такой подход к архитектуре обеспечивает IT-компании и заказчику несколько важных преимуществ:
Кто такой архитектор программного обеспечения, какие у него обязанности и как им стать
Когда IT-сфера только появилась и начала развиваться, компьютерных программ было не так много. Один-единственный программист мог сам ее разработать, разобраться, как она функционирует, провести тестирование и т. д. В наши дни все стало значительно сложнее. Информационные технологии набрали темп развития, и ежегодно новых профессий появляется все больше.
И вот когда понадобился специалист, который будет нести ответственность за IT-системы, помогать компаниям решать бизнес-задачи посредством информационных технологий, проектировать ПО и создавать его архитектуру, появился архитектор программного обеспечения.
В нашей стране вакансии для этого работника появились более 15 лет назад и были единичными. Сейчас же это востребованная и высокооплачиваемая профессия. О ней мы сегодня и поговорим. Подробнее узнаем, кто такой этот специалист, чем он занимается, что должен знать и уметь, плюсы и минусы работы, как им стать.
Особенности профессии
Для начала разберемся, что же такое программное обеспечение. Если кратко, то это комплекс программ, которым вы пользуетесь на своем ПК. Провести расчеты, написать текст в электронном документе, послушать музыку, создать презентацию – это все ваши задачи. А решают их для вас Excel, Word, KMPlayer, PowerPoint и другие составные части программного обеспечения.
ПО может быть системным, прикладным и инструментальным.
Системное ПО – это группа программ, благодаря которым компьютер может правильно работать, позволяя владельцу использовать весь свой функционал, а также устанавливать на ПК новые программы. К этому виду программного обеспечения относятся операционные системы, драйверы, антивирусные программы и архиваторы.
Прикладное – это комплекс инструментов, которые решают конкретные задачи пользователя. Например, создавать электронные документы, смотреть фильмы, делать перевод текстов.
Инструментальное – это системы программирования и моделирования, инструментальные среды. Они нужны разработчикам для проектирования и создания программ.
И если разработкой программного обеспечения занимаются программисты, то проектирование структуры ПО и составление технического задания для разработчиков ложится на плечи архитекторам программного обеспечения.
Архитекторы строят сложные IT-системы, помогают работодателям решать их бизнес-задачи, применяя информационные технологии, автоматизируют рутинные процессы, тем самым экономят время и деньги, создают архитектуру ПО.
Специалисты подсказывают разработчикам, как создать IT-продукт и избежать ошибок, какие технологии лучше использовать, принимают решения по поводу внутреннего устройства IT-системы и ее интерфейса.
Например, производители одежды хотят предоставлять свои услуги не только в магазине, но и онлайн. Для этого нужно создать мобильное приложение. Тогда за дело берется архитектор. Он продумывает все детали по разработке функционального онлайн-сервиса для магазина.
Специалисту нужно решить, как посетители будут взаимодействовать с магазином через веб-интерфейс, как они будут делать онлайн-покупки, как создать все условия для комфорта и удобства покупателя во время пользования приложением, как добиться простоты разработки и быстродействия, как обеспечить финансовую безопасность денежных операций и т. д.
За архитектором остается последнее слово о внешнем виде IT-продукта и о его внутреннем наполнении. И уже исходя из задания и рекомендаций IT-архитектора, за разработку и дизайн принимаются программисты, UX-дизайнеры, тестировщики, специалисты по информационной безопасности и другие.
Архитектор ПО – это всегда работник с большим опытом работы и увесистым багажом знаний. Он должен иметь широкий кругозор, брать ответственность за принятие сложных технических решений. Вчерашние студенты не могут начать свою карьеру с этой должности. Чаще всего в IT-архитектора перерастают бывшие программисты, инженеры, системные администраторы, тимлиды или backend-разработчики.
Кроме технической у работы архитектора ПО есть и другая сторона. Он должен не только общаться с айтишниками и продумывать устройство системы, но и вести переговоры с работодателем, чтобы выяснить, что именно он хочет видеть в результате. Поэтому “разговоры с бизнесом” являются немаловажной частью деятельности специалиста.
В небольших компаниях не всегда есть надобность в IT-архитекторах. Разработчики простых IT-продуктов могут самостоятельно решать, что и как должно быть устроено в их товаре. Поэтому архитекторы ПО – это сотрудники крупных компаний со сложной информационной системой.
Обязанности работника
Архитектор ПО вносит свой вклад на каждом этапе разработки IT-системы. Он берет проект с нуля, начиная от переговоров с заказчиками, и доводит его до логического конца, т. е. до финального внедрения продукта.
Его ключевая обязанность – это поиск решения по устранению проблем бизнеса посредством использования информационных технологий. А главная задача – проектирование архитектуры программного обеспечения, т. е. определение внутреннего устройства системы и ее технических интерфейсов.
Кроме того, специалист проводит анализ всех деталей и мелочей, следит за тем, правильно ли его решения реализуются, и при необходимости вносит коррективы.
Основные обязанности архитектора можно разделить на несколько категорий:
Кроме этого, специалист выполняет следующие задачи:
Если говорить проще, то архитектор ПО отвечает практически за все в IT-проекте.
У многих людей, интересующихся этой профессией, возникает вопрос о том, а пишет ли архитектор код? Да, они должны это уметь делать, но вот в прямые обязанности написание кода не входит. Но некоторым специалистам приходится кодить.
Большую же часть дня архитекторы получают, обрабатывают и делятся различного рода информацией. Менеджеры, разработчики, заказчики – все обращаются к этому специалисту. Поэтому он видит ситуацию с разных сторон и знает, как ему дальше действовать.
Также IT-архитектору приходится работать с огромным объемом документов. Надо их сформировать и продумать, а также предоставить и сдать в отведенные сроки.
Требования к сотруднику
Для архитектора ПО важно понимать не только аспекты и особенности веб-разработки и IT-системы, но и разбираться в бизнес-процессах.
Специалисты должны соответствовать следующим требованиям:
От архитектора требуется богатый опыт проектирования систем, широкий и глубокий уровень знаний технологий и инструментов. Но еще важны и личные качества специалиста:
Архитекторы ПО постоянно расширяют свой кругозор. Это должен быть “гибкий” специалист, который всегда ищет компромисс. Ему недопустимо быть узконаправленным работником, он должен уметь находить причины появления любой технической проблемы и знать, как ее устранить. Специалисту нужно принимать взвешенные решения и уметь приводить аргументы в пользу своего мнения.
Зарплата и карьера
Архитекторы программного обеспечения могут работать в:
Конечно же, важным пунктом при анализе какой-либо профессии является зарплата специалиста. В среднем по России уровень оплаты труда держится на отметках от 80 000 до 300 000 руб.
В регионах заработная плата может упасть до 60 000 руб., что тоже является доходом выше среднего. А максимум в таких городах, как Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Краснодар, Владивосток, предлагают 200 000 руб. Реже, но все же иногда встречаются предложения с доходом 250–300 тыс. руб.
В Москве же зарплата начинается от 100 000 руб. и может доходить до 350 тыс. руб. и выше.
Эта профессия является одной из самых высокооплачиваемых в IT-сфере.
Начинающие архитекторы уже получают от 60 000 руб. У специалистов со стажем от года зарплаты находятся на уровне 100–150 тыс. руб. А зарабатывать еще больше могут работники, которые трудились на своей должности более трех лет.
В нашей стране наблюдается дефицит кадров, поэтому профессия уже давно является крайне востребованной. Порой даже на весьма привлекательные предложения не откликаются претенденты по нескольку месяцев.
Но дело не только в нехватке кадров, но еще и в обязательных требованиях от работодателей крупных компаний:
Плюсы и минусы
После проведения анализа профессии можно выделить ее достоинства и недостатки. Начнем с плюсов:
Обучение на архитектора ПО
IT-архитектор должен иметь высшее техническое образование, а также сертификаты и другие документы о дополнительном образовании в области информационных технологий. Не обойтись и без практики программирования.
В качестве вузовской специализации можно выбрать одно из IT-направлений. Например, “Информатика и вычислительная техника”, “Информационные системы и технологии”, “Бизнес-информатика” и т. д.
После обучения можно влиться в IT-сферу, но чтобы стать успешным специалистом, надо приобрести опыт программирования и проектирования, что приходит только с годами. Поэтому самостоятельно стать архитектором не получится.
Пока получаете опыт и профессиональные навыки в программировании, проходите специализированные обучающие программы.
Онлайн-курсы удобны, так как их можно проходить в свободное время и по индивидуальному графику. Большинство из них предполагают решение задач реальных проектов, можно завести полезные знакомства и общаться с единомышленниками, а что насчет стоимости, то часто студентом предоставляется рассрочка.
Говоря о курсах для архитекторов ПО, стоит упомянуть некоторые из них:
Но и этого мало для становления архитектором ПО.
Вместе с получением дополнительного образования нужно непрерывно изучать новости мира информационных технологий, исследовать новшества, современные инструменты и актуальные тренды, искать альтернативные способы решения проблем, охватывать максимальное количество взглядов, концепций и подходов.
Кроме этого, нужно постоянно читать статьи и литературу. Среди книг для архитекторов ПО в первую очередь советую изучить следующие:
Такой комплексный подход является лучшим способом становления специалистом в области IT-систем. Поэтому совмещайте вузовское образование, онлайн-курсы, книги, участие в вебинарах и прочих мероприятиях, чтение новостей и непрерывную практику.
Заключение
В этой статье мы познакомились с архитектором программного обеспечения и узнали:
Также мы поговорили о способах обучения этой профессии.