для каких целей в процессе принятия решений используется мозговая атака
Метод мозговой атаки
Среди множества методов генерации идей и развития творческого мышления особо выделяется метод мозговой атаки (другое название мозгового штурма). Он пользуется огромной популярностью во всем мире. Использование метода позволяет находить решения сложных задач и помогает раскрыть личностный потенциал. Как правило, метод применяют в крупных коллективах на совещаниях, когда возникает необходимость найти оптимальное решение той или иной проблемы.
История возникновения
Метод был разработан в 1930 году. Его автором является американский ученый Алекс Осборн. Он предложил свою методику руководителям предприятий с целью наиболее эффективного планирования предпринимательской деятельности. В 1953 году А. Осборн выпустил книгу «Управляемое воображение», автор описал разработанные им приемы, и которая быстро завоевала популярность среди менеджеров предприятий. Многие крупные бизнесмены с уважением относятся к методу и с успехом практикуют его, отмечая при этом повышение эффективности труда, рост прибыли, появление большого количества новых, интересных идей.
Суть метода состоит в следующем: работники и руководители предприятия собираются вместе. Перед ними ставится задача, которую нужно решить. Каждый участник группы может предлагать свои варианты решения, выдвигать гипотезы, строить предположения, обсуждать результаты, оспаривать предложения других участников. В ходе процесса начинают появляться новые идеи и предложения.
К созданию метода А. Осборна подтолкнула ситуация, возникшая на предприятии, где он работал. Компания столкнулась с проблемой нехватки креативных идей, хотя интеллектуальный и творческий потенциал имелся в достаточном объеме. Ученый начал разбираться в проблеме и пришел к выводу, что причиной сложившейся ситуации является закрытый характер выработки и принятия управленческих решений, поскольку в этом процессе участвуют только опытные специалисты. Но ход их мысли, как правило, является шаблонным, хотя сами они этого не замечают. Остальные сотрудники, не имеющие соответствующей специализации, не принимают участия в поиске решений. Осборн предложил допустить к процессу обсуждения неспециалистов, которые могут подать нестандартные идеи. Также он разделил процесс работы над проблемой на два этапа: предложение идей и их анализ и отбор. Важным условием обсуждения Осборн считал отсутствие ограничений в творческой активности участников. Так родился метод мозговой атаки.
Виды мозговой атаки
Существует несколько видов мозговой атаки: прямая, обратная, теневая и индивидуальная.
Как метод реализуется на практике
Вся работа выполняется в три этапа:
Правила проведения мозговой атаки
Оптимальное количество участников – 6-12 человек. Хорошо, если в группу будут входить не только опытные сотрудники, но и молодые, которые еще не имеют жестких стереотипов мышления. Группы должны быть смешанными и состоять из мужчин и женщин. Нужно постараться, чтобы разница в возрасте и служебном статусе участников не была слишком большой. Рекомендуется иногда вводить в группы новых людей, которые могут внести свежие, нестандартные идеи.
Количество активных и умеренных членов в группе должно быть примерно одинаковым. Для проведения мозговой атаки нужно выбрать отдельную комнату или зал совещаний, где ничего не будет мешать процессу. Удобнее всего проводить обсуждение за круглым столом.
Руководитель должен постараться создать непринужденную обстановку, которая позволит участникам чувствовать себя свободно. Для этого можно использовать юмор и другие приемы. Все идеи нужно фиксировать на бумаге или записывать на диктофон.
Руководитель тоже принимает участие в процессе генерации идей. Задача руководителя – освободить участников группы от шаблонного мышления и подтолкнуть их к творческому поиску. Нередко процесс генерации идей у участников обсуждения продолжается и после завершения собрания. В этом случае руководитель должен собрать группу через несколько дней и зафиксировать придуманные ими идеи.
Условия успешного проведения мозговой атаки
В процессе обсуждения не допускается критика выдвигаемых идей. Даже самая фантастическая и необычная идея должна быть записана. Это способствует активизации мышления у членов группы. Участники должны постараться придумать как можно больше предложений.
Суть метода мозговой атаки состоит в том, чтобы избавить участников от шаблонного мышления и заставить их мыслить нестандартно. Только в этом случае метод будет эффективным. Важно не качество идей, а их количество. В общей сложности, за 20 минут работы группа может создать около 100 идей. При грамотной организации процесса возможен и более высокий результат – 200-250 идей.
Все идеи записываются, так чтобы участники обсуждения могли их видеть. Удобнее всего записывать их маркерами на больших листах бумаги или на специальной доске. После того как все идеи собраны и записаны, членам группы нужно дать передышку, чтобы они смогли отдохнуть от умственной работы. На этом этапе часто продолжается работа над задачей на бессознательном уровне и может происходить реорганизация идей.
Достоинства и недостатки метода
Метод мозговой атаки, как и любой метод генерации идей, обладает рядом достоинств и недостатков.
Достоинства:
Недостатки:
Применение метода мозговой атаки поможет руководителю раскрыть интеллектуальный потенциал своих подчиненных и направить его на поиск новых, креативных идей, способных улучшить эффективность работы производства.
«Мозговая атака» как эффективный метод принятия решений
Выходя на рынок, компания должна стремиться к выпуску товара, который в наибольшей степени удовлетворил бы нужды и потребности существующих и потенциальных покупателей. Это возможно лишь в случае установления соответствия производимых либо запускаемых в производство товаров запросам и вкусам покупателей, дифференциации свойств и качеств продукции от товаров конкурентов. Для выявления недостатков и достоинств товара, определения отношения к нему отдельных групп потребителей, установления области его использования в будущем осуществляется исследование рынка.
Этапы процесса «мозговой атаки»:
1. Описание проблемы («клиент» или руководитель) – 5 мин[2].
На этом этапе ставится проблема, которую необходимо решить (цель предприятия). Происходит определение общей ситуации. Устанавливаются основные ограничения, выясняется, что уже сделано или делается сейчас относительно рассматриваемого вопроса.
Этот этап делится на фазу индивидуальной работы (каждый участник группы должен обдумать проблему самостоятельно) и фазу групповой работы. Все члены группы штурма поощряются к высказыванию любых идей и решений, которые приходят им в голову, какими бы абсурдными они ни казались. Все идеи высказываются и регистрируются. «Типичная «книжная» рекомендация – записывать выдвигаемые идеи на доске или в блокноте. Поэтому запись «от руки» исключена, здесь поможет только диктофон, либо видеосъемка всей процедуры»[3].
3. Отбор идей («клиент» + группа) – 20 мин [2].
4. Принятие решения (группа) – 1 час [2].
Рассматриваются отобранные идеи. Строятся логические цепочки. Затем под контролем руководства в подгруппах проводится разработка практических путей решения проблемы.
Главными чертами «мозговой атаки» являются коллективная концентрация творческих усилий и ресурсов, максимизация охвата потенциальных способов решения задач/проблем, оптимизация и логическая аргументированность при отборе наиболее эффективных ресурсов.
Для наибольшей продуктивности данного метода, прежде всего, необходимо выбрать руководителя и определить правила дискуссии, создать способствующую откровенному высказыванию и обсуждению мнений атмосферу, привлечь к участию представителей различных отделов компании для получения наиболее полной картины.
Эффективность трудовой деятельности всегда зависит от характера решаемых задач. Мозговой штурм эффективен при решении относительно простых задач «в один-два хода». Решение более сложной задачи данным методом возможно при условии очень сильного дробления на подзадачи. При этом каждую из них может решить человек, обладающий необходимым опытом, умениями и знаниями.
Ни одно из предлагаемых решений не оценивается до тех пор, пока не иссякнут все предложения. Все участники должны быть уверены, что ни одно предложение не будет проигнорировано. Поощряется дальнейшая разработка чьей-либо идеи другими участниками заседания. «Основная идея Осборна заключается в том, чтобы отделить процесс генерации идей от их критики»[4]. Наилучший подход к решению проблемы определяется в ходе обоснованного и логического обсуждения.
Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений. В то же время у каждого человека в голове существуют некие «фильтры» (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми, опасаясь критики со стороны коллег и начальства и т.п. Если эти фильтры убрать, то можно достичь повышения качества идей и увеличения их количества.
4. Семечкин Н. И., Психология социального влияния, СПб, «Речь», 2004 г. – 302 с.
Метод мозгового штурма: этапы, правила, ошибки, примеры
Вопросы, рассмотренные в материале:
Нередко обычное совещание по обсуждению путей реализации проекта преобразовывается в бурную дискуссию, где каждый говорит что-то свое, а основная тема собрания уже как-то забылась или сместилась в сторону. Это несколько утрированное описание ситуации, которое чаще встретишь в кино, однако именно такой процесс многие, заблуждаясь, называют мозговым штурмом. В действительности мозговой штурм – это метод генерирования нетривиальных идей и решений, о котором почти все слышали, однако представление о нем имеют весьма туманное.
В чем же суть мозгового штурма?
Решение проблемы методом мозгового штурма происходит следующим образом: собирается экспертная группа, состоящая из квалифицированных профессионалов, и в ходе совещания выносятся оценки и делаются выводы. Все участники заседания условно подразделяются на две части, где одни вырабатывают идеи (выставляют оценки), а другие – проводят их анализ. Подвергать критике какую-либо из идей запрещено. Правильной считается та, с которой согласилось большинство собравшихся.
Цель метода – получить максимум разнообразных предложений. Он действует весьма эффективно: шестеро экспертов в течение получаса способны сгенерировать 150 различных решений. Группа специалистов по проектам при обычном подходе даже не задумается о том, что поставленную задачу можно рассматривать в стольких ракурсах.
Как проводится мозговой штурм и в чем суть метода? Участники процесса – это специалисты и ведущий, который объявляет главную задачу. Остальные принимаются выдвигать идеи для ее решения. Важно, чтобы первыми высказывали свои соображения те из собравшихся, кто ниже по должности, статусу или рангу. Это делается для того, чтобы исключить невольное согласие с начальством.
Замечено, что чаще всего в начале штурма предлагаются весьма тривиальные идеи, но, когда процесс набирает обороты, а участники активнее вовлекаются в обсуждение, их творческий потенциал раскрывается в полной мере и рождает весьма интересные и необычные замыслы. В течение всего собрания ведущий фиксирует все высказанные идеи, а затем отбираются, анализируются и развиваются лучшие из них. В итоге группа мозгового штурма находит самый нетривиальный и эффективный подход к решению поставленной задачи.
Пара слов про автора мозгового штурма
Американец Алекс Осборн в Нью-Йорке зарабатывал на свое образование на стройке, затем посыльным и клерком. К 21 году он уже был полицейским репортером в одном из изданий, подрабатывал продавцом и преподавателем в вечерней школе. Еще чуть позже занимал должность помощника управляющего на некрупном заводе. И однажды сумел стать одним из компаньонов рекламной фирмы. Идея мозгового штурма была придумана Осборном в 1937 году. Компания «Баттон, Бартон и Осборн» с успехом применяла ее на протяжении 20 лет, и только после этого о методе появились публикации (в 1957 году). На тот момент фирма включала в себя 14 подразделений и 1800 сотрудников.
На сегодняшний день различают более десяти различных форм мозгового штурма: индивидуальный, парный, поэтапный, многостадийный, кибернетическая сессия, конференция идей, «совещание пиратов» и пр. Любой из них не так эффективен, как мозговой штурм в чистом виде. Потому что стремление упорядочить стихийный процесс разрушает самую важную его составляющую – формирование благоприятной обстановки для рождения иррациональных идей.
Алекс Осборн назвал свой метод brainstorming. В словарях встречаются разные переводы:
Преимущества и недостатки метода мозгового штурма
Популярные виды мозгового штурма
Это процесс генерации необычных решений, при котором члены группы мозгового штурма записывают свои идеи, не проговаривая их вслух. Они излагают свои задумки на листах бумаги и передают друг другу. Идея коллеги порождает новые мысли, которые тоже дописываются на листе. Снова происходит обмен, процесс повторяется какое-то время, но не дольше 15 минут. Правила те же, что в обычной мозговой атаке: выдвинуть больше идей, не наводить критику на предложения других до завершения собрания, «свободные ассоциации» приветствуются.
Пример мозгового штурма: для выработки необычных творческих задумок менеджеры парфюмерной компании прибегли к методу записи идей. Участники собрания записывали свои мысли на листке бумаги и обменивались с коллегой. Один предложил выпуск нового стирального порошка и мыла. Другой менеджер записал предложение ввести в производство новую линию по выпуску шампуня и бальзама для волос. А третий, прочитав две предыдущие задумки, выдвинул идею выпустить уникальный продукт «три в одном»: шампунь, мыло и кондиционер.
Способы мотивации сотрудников
Петр Осипов, сооснователь Бизнес Молодости:
«Представьте такую ситуацию: ваши сотрудники «не горят» своей работой и близки к срыву плана продаж. Конфликт интересов налицо: у вас есть планка, а менеджеры не прилагают усилий, чтобы взять её. Им нужна мотивация — то, что пробудит в них желание вкладывать энергию в дело. Но какие виды мотивации бывают, и как их можно применить?
Тип № 1: страх, принуждение, насилие
Начальник — вы, и власть тоже в ваших руках. Вы знаете, что ваша компания престижна, а зарплаты в ней — самые высокие по городу. Ваши сотрудники каждый месяц платят за жилье и содержат семью. Используя положение, вы критикуете и подавляете их, грозитесь лишить премии или уволить.
План продаж выполнен, вы получили прибыль, но долгосрочные результаты не радуют. Сотрудники перестали выражать своё мнение, чтобы избежать конфликта, и пассивно перекладывают ответственность друг на друга. Компания превращается в болото, которое вы тащите на себе.
Это примитивный тип мотивации, его используют те, кто пока не научился контролировать себя и мыслить стратегически.
Сотрудники в обмен на своё время, энергию и талант хотят получить у вас то, чего пока нет у них самих: деньги, знания, статус. И если им платят стандартный оклад, для чего прикладывать больше усилий и делать успех всей компании своей личной целью? Вы решаете, что их доход должен зависеть от прибыли компании. Так появляются проценты, бонусы и премии.
План продаж выполняется, хоть и не с первого месяца. Сотрудники начинают подставлять друг друга, завидовать чужому успеху и бороться за место под солнцем. Напряжение растет и выливается в текучку кадров. Компания весьма результативна, но зависть и конкуренция в коллективе создают непрерывные конфликты.
Эта мотивация лучше первой, и она распространена в бизнесе. Её используют те, кто пока не определился с ценностями и глобальной миссией своего дела.
Когда бизнес построен на единых ценностях, связывающих всю команду, его эффективность растёт в десятки раз. Все сотрудники на одной волне, потому что вы изначально нанимаете только близких по духу людей, которые разделяют миссию компании.
Главной целью ваших сотрудников становятся не деньги, а сама работа. Их зажигает именно возможность быть причастными к делу и в полную силу использовать свой талант. Но при этом прибыль компании стабильно растет, в таких условиях иначе и быть не может.
Это лучший тип мотивации. Такая компания способна переживать любые трудные времена без потери сотрудников, а команда после кризиса становится ещё более сплочённой.»
2. Мозговая атака на доске
На стене в помещениях предприятия на видном месте вывешивается доска, в центре которой яркими и крупными буквами написана задача, требующая решения. Когда менеджеру приходит в голову интересная творческая идея по заданной теме, он записывает её на листок и прикрепляет к доске. Разместить идеи, способные привести к решению проблемы, может абсолютно любой сотрудник.
3. Мозговой штурм по-японски
Интересный прием мозгового штурма придумали японцы Кавакита и Кобаяси. Их идея в том, что все члены группы применяют единый подход к выявлению и решению проблемы. Иногда применительно к этой технике можно встретить название «Рисовый град», который состоит из следующих этапов:
Итогом такой технологии мозгового штурма становится заключительный набор факторов, который максимально отражает суть проблемы и ее определение. Иногда необходимо поменять местами ключевые слова, чтобы формулировка проблемы выглядела яснее.
Коллективный совместный взгляд на понимание проблемы очень сближает позиции членов группы, все участники сообща принимают решение по обсуждаемому вопросу, возникает так называемое чувство локтя.
Для заключительного набора придумывают название, которое должно передавать общую суть всех выдвинутых идей. Руководитель задает участникам группы вопрос: «Что связывает все эти предложения?». В процессе обсуждения будет высказано очень много мыслей, а задача лидера – отобрать самые конструктивные из них.
При таком подходе во всех заседаниях участвуют две группы участников: «группа генераторов идей» и «оценочная группа». Хорошо, если все из первой группы одинаковы по рангам и являются достаточно эрудированными, выдвигающими смелые идеи. При этом они должны четко представлять себе суть решаемой задачи. Не на последнем месте при этом стоит схожесть темпераментов участников. Для решения среднего по сложности вопроса достаточно примерно 10 «генераторов идей».
В «оценочную группу» входят люди, способные давать критический анализ выдвигаемым идеям. Непременно должен присутствовать кто-то из начальников, имеющих соответствующие полномочия, чтобы была реальная возможность для осуществления положительно оцененных предложений.
В каждой группе есть руководитель, на которого ложится большая ответственность. Он полностью управляет процессом. Именно от его эрудиции и деликатности зависит, смогут ли «поймать волну» и сгенерировать уникальную идею члены группы. Вообще, именно этап подбора участников в группы очень важен и не так прост.
Каскадная мозговая атака – это мозговой штурм, который осуществляется как своеобразная деловая игра. Она складывается из нескольких этапов.
Этап 1. «Разведка». Первый шаг, когда «генераторы» предлагают свои изначальные задумки. Это и есть этап собственно «генерации идей».
Этап 2. «Контрадиктация». Теперь для предлагаемых идей выдвигается условие: задача для решения остается прежней, однако нужно выработать новые подходы, такие, которые еще не назывались. Более того, приветствуется высказывание идей, противоположных уже сформулированным.
Результатом этих этапов являются два списка с противоположными подходами к решению задачи. В целом они включают в себя максимальное количество идей и контридей. Эта методика работает эффективнее, если участники первого и второго этапов – не одни и те же люди; им заранее рекомендуется не затрагивать предыдущие идеи как неперспективные (однако и строгого запрета на их использование нет).
Этап 3. «Синтез». Это момент подключения «оценочной группы». Её участники систематизируют все предложения, сгенерированные на первом и втором этапах, и вырабатывают пути решения задачи.
Этап 4. «Прогноз». Опираясь на полученный список идей, специалисты делают прогнозы о том, какие могут возникнуть трудности в процессе реализации решения.
Этап 5. «Генерализация». Теперь необходимо обобщить все выдвинутые предложения и лаконично сформулировать их в виде нескольких принципов.
Этап 6. «Деструкция». На этом этапе мозговой штурм принимает вид дискуссии, цель которой – устроить разгром каждому предложению со всех точек зрения: фактической, логической, социальной. Причем допускается критика идей, но не участников заседания. Здесь большое значение имеет интеллектуальный уровень и профессионализм каждого члена группы. Озвучивать авторов идей не следует. Кроме того, необходимо обеспечить участникам административную и юридическую независимость от заказчиков разработки. При выполнении всех этих условий можно ожидать от процесса высокую эффективность.
Этапы классического мозгового штурма
1. Постановка задачи
Когда решение провести мозговой штурм принято, в первую очередь следует четко сформулировать проблему и подобрать участников группы (лидера и специалистов). Роли распределяются в зависимости от того, какова суть решаемой задачи и в какой форме планируется организовать штурм.
2. Генерирование идей
Это главный этап, от результатов которого зависит успех всей затеи.
Есть ряд правил, которые обязательно соблюдать:
3. Отбор, группирование и оценка идей
На этом заключительном и весьма важном этапе мозгового штурма проводится анализ эффективности выдвинутых предложений. Здесь, в отличие от предыдущего этапа, приветствуются критические выкладки и оценочные суждения. Успешность штурма в целом зависит от слаженности работы собравшихся и общего направления рассуждений в отношении поставленной задачи и способов ее реализации.
Кому доверить проведение мозгового штурма?
Руководитель процесса мозгового штурма – ключевое лицо. От него во многом зависит, каким получится событие и будет ли процедура достаточно эффективной. На роль модераторов (ведущих) лучше назначать креативных сотрудников, способных лояльно воспринимать высказывания других членов группы. Кроме того, лидер должен пользоваться авторитетом у собравшихся специалистов. Руководителем группы назначается человек, обладающий гибким ассоциативным мышлением, легко генерирующий идеи, способный рассуждать аналитически.
Возможно ли использование мозгового штурма онлайн?
Среди многих специалистов по мозговым штурмам бытует мнение, что эта процедура результативна лишь при организации личной встречи участников. Тем не менее мозговой штурм, проведенный онлайн (через Skype, в форме чата, в виде форума, где участники предлагают свои идеи по решению задачи), дает больший эффект, чем обычный (реальный). Так происходит по нескольким причинам.
Все перечисленные плюсы действительно будут работать, если онлайн выполняются главные правила методики мозгового штурма. Например то, что выдвинутые предложения не обсуждаются.
10 правил эффективного мозгового штурма
11 советов о том, как генерировать больше идей в ходе мозгового штурма
Пофантазируйте и попробуйте представить, как бы вы справились с поставленной задачей несколько десятков или тысячу лет назад. Смогли бы выкрутиться, будь на дворе Средневековье? Представьте, что в вашем распоряжении есть высокие технологии будущего 2200 года или вы оказались в опустошенной всемирным апокалипсисом действительности.
Попытайтесь найти решение проблемы с условием, что вы находитесь в другом государстве или в других климатических условиях, или вовсе за пределами нашей планеты. Что тогда пришло бы вам в голову?
Мозговой штурм – это своеобразная игра. Фантазируйте, представляйте, что вы, например, стали толстяком или стариком и вам нужно решить поставленную задачу. Придумайте себе новый образ, другую национальность, расу, внешний облик или даже некоторую долю сумасшествия. Подсознание откроет для вас новый угол зрения, который раньше не приходил в голову.
Мысленно представьте себя на месте своего отца или брата, или злейшего врага. Как бы они искали решение проблемы? В своих фантазиях заберитесь в шкуру Эйнштейна или Тома (или Джерри), попытайтесь думать их головой. Придумайте себе удивительные способности, умение Спайдермена ползать по стенам небоскребов или стремление Халка крушить все вокруг, или поразительную заботливость о населении (как у чиновников). Что тогда вы сделали бы для решения поставленной задачи?
Ваша начальная точка отправления – существующая проблема, а конечный пункт назначения – её решение. Теперь, двигаясь планомерно, нужно наполнять пробелы между этими пунктами, стараясь по максимуму заполнить каждый шаг. Например, каковы будут действия от идеи до первого полученного дохода: банковский кредит – собственный сайт – аренда складских помещений – закупка продукции – формирование воронки продаж – рекламирование продукта – продажа – повторная продажа. В действительности будет еще много промежуточных шагов, возникнет масса вопросов, на которые мозговой штурм даст ответы.
Плетите мелкую сеть, расщепляйте каждую задачу на составляющие части. Продолжайте до такой степени, когда кажется, что это уже слишком. Разбейте процесс решения проблемы на тысячи мелких вопросов и найдите ответ для каждого. Это вскроет незаметные при ином подходе подводные течения.
Только не за ближайшим конкурентом, оцените другие отрасли. Посмотрите, какой способ дал отличный результат при решении похожей проблемы вне вашей области. На примере это выглядит яснее. Пусть вы развиваете группу в социальной сети «ВКонтакте» и продаете через нее тяжелое оборудование для строительной отрасли. Как собрать больше подписчиков? Конкуренты платят за статьи, постят серьезные тематические материалы.
А вы возьмите иное направление, в настройках таргетинга выбирайте ту же целевую аудиторию, но поменяйте контент. Размещайте развлекательные посты, шутки, анекдоты, мемы на строительную тематику. Возможно, качественная составляющая подписчиков будет несколько иная, но проведенный мозговой штурм даст подходящие решения.
Или попытайтесь сгенерировать 101 идею в течение отведенного куска времени.
Возьмите за отправную точку какое-то слово, рисунок или параметр и используйте их как основу для формирования идей.
Попытайтесь ясно представить вашу ситуацию: какие обстоятельства помогают вам двигаться вперед, а какие мешают осуществить проект. Не ставьте первоочередной целью решение проблемы в целом, приложите все усилия к тому, чтобы усилить факторы-помощники и ослабить факторы-препятствия.
Смоделируйте картину, когда ваша проблема усложнится в 10 раз или одновременно возникнет 10 задач (вместо вашей одной). Что вы сможете предпринять? Или, напротив, попробуйте сузить цель мозгового штурма в разы или сотни раз. Как получится решить такую микроскопическую задачу?
8 типичных ошибок мозгового штурма
Нередко процесс происходит следующим образом: собрались несколько сотрудников, посидели час-другой, в формате дружеской беседы поговорили «за жизнь», вывесили на доску три стикера с идеями. Вот эти панибратские посиделки, которые и на совещание даже не похожи, почему-то называют проведенным мозговым штурмом.
Следует понимать, что штурм – не простое собрание, а серьезная техника мозговой атаки. Вместо этого начальник возглашает команды «Поехали! Давайте новые идеи!», и все начинают переливать из пустого в порожнее, повторяя прописные истины. Так можно обсуждать планы на выходные, но вряд ли получится сгенерировать нетривиальные решения существующей проблемы.
Это часто упускают из виду. Мозговой штурм – прием, который эффективен, если даже довольно простую задачу решать хотя бы в два этапа. Сложную проблему следует разбить на максимально мелкие части и придумать решение для каждой. Да, это подразумевает трату большего времени, но и приносит результат.
Чтобы начать штурм, мало просто бодро провозгласить: «Начинаем! Давайте ваши гениальные предложения!». Представьте картину: штурм запланировали провести в какой-то компании. Собрались члены группы, каждый на своей волне, один неважно себя чувствует, у другого – личные проблемы и т. п. Здесь и начальники, и подчиненные.
Задача лидера группы состоит в том, чтобы на какое-то время люди забыли о рангах, о том, кто кому подчиняется. Важно создать правильную эмоциональную обстановку, снять напряжение. А чтобы обсуждение набрало обороты и пошло в нужном русле, необходимо немного разогреть участников, завести разговор на простую тему, не касающуюся основной.
Часто можно встретить такую информацию, что процедура мозговой атаки должна быть строго регламентирована. Члены группы либо по очереди выражают свое мнение, либо за этим следит руководитель и называет имя того, кто следующий высказывается.
Что говорят об этом специалисты-практики? Явный признак, что процесс запущен и набирает обороты, – участники заседания орут и, перебивая друг друга, выкрикивают свои идеи. И это могут быть абсолютные несуразицы: «Телефонная будка!», «Старый ботинок!», «Магазин в виде ботинка!». Вот такой формат как раз и говорит о том, что подсознание раскрылось, собравшиеся вываливают любые ассоциации, мозговой штурм дает результат.
Если в такой момент напомнить участникам о регламенте, процесс можно считать загубленным. Яркий пример – игра «Что? Где? Когда?». Там знатоки кричат, перебивая друг друга и генерируют правильный ответ. Вряд ли это у них получилось бы, если каждый мог бы высказываться только в порядке очередности.
Рекомендации записывать предлагаемые идеи на досках или в блокнот встречаются во многих источниках. Это может делать руководитель группы или его помощник. Нередко каждое высказывание участников еще и сопровождают комментариями. Все это станет невозможным, когда одновременно станут выкрикивать свои идеи человек десять, а то и больше. Записывать вручную – неподходящий вариант, с задачей справится диктофон либо видеокамера.
Как поступать, если дискуссии во время мозгового штурма в какой-то момент начинают угасать? Руководитель процесса должен заранее к этому подготовиться. Профессионалы всегда имеют в своем арсенале несколько фишек, которые помогают подлить масла в огонь обсуждений. К примеру, так называемый провокатор. Это один из членов группы мозговой атаки, перед ним лежит список из набора ничего не значащих слов, которые он время от времени выкрикивает: «Кетчуп! Брошюра с кетчупом! Плесень! Листовки с плесенью! Амеба!». Неважно, что это за слова, главное – вытащить из подсознания участников глубокие ассоциации.
Или в роли провокатора выступает привлекательная девушка, которая в ответ на высказывания мужчин бросает восклицания «Как круто ты сказал, ты – просто супер!» и в таком духе. Запасные ходы могут быть разные, обязательно следует об этом позаботиться.
Мало суметь запустить мозговую атаку, нужно еще и вовремя ее остановить. Есть поучительный пример, когда около 15 лет назад в одной из областей постсоветского пространства в духе нового времени были организованы так называемые творческие игры – выездное многодневное масштабное мероприятие.
День за днем его участники почти не спали и не ели, но зато много думали (для кого-то это было непривычным действием). Закончилось, что называется, умопомешательством некоторых участников, которые вернуться к нормальной жизни уже не смогли. Вряд ли такое может случиться при обычной форме мозгового штурма за пару часов. Если же кто-то из членов группы является человеком эмоционально неустойчивым, нужно уметь аккуратно завершить процесс.
Например, группа закончила мозговой штурм, и в результате набралось сколько-то приемлемых идей. Понятно, вряд ли их может быть 150 штук, разве что это общее количество всех выкрикиваемых фраз в процессе штурма. Четких предложений соберется намного меньше. Теперь можно начинать критиковать, выбирать и дорабатывать самые удачные из них.
Одновременно необходимо рассмотреть каждую идею с точки зрения возможности осуществления. Те же листовки с плесенью, наверное, могли бы быть весьма авангардным арт-объектом, однако совершенно непригодны для достижения реальных целей, следовательно, их придется отвергнуть. Вот пример того, как можно «дожать» подходящую идею. Пусть мозговая атака выдала четыре приемлемые идеи: № 1, № 2, № 3, № 4. Они уже сгенерированы, и можно дать себе несколько дней отдыха и ни о чем не думать. Дня через два начертите таблицу:
Здесь наглядно видно, результативным ли будет комбинирование собранных идей. Не все сочетания окажутся удачными, однако такой подход может принести еще несколько дополнительных значимых решений.
Ознакомьтесь с техникой «Чайка»: