для каких образовательных результатов подходят критериальные рубрики
«Рубрики» как инструмент формирующего оценивания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Рубрики» как инструмент формирующего оценивания.
Каждый учитель в своей педагогической деятельности часто слышал от учеников: «Я не понимаю, чего от меня хотят!», «Почему “4”, а не “5”?». Возникает вопрос: «Каких достижений мы ожидаем от обучающихся при оценивании, и какими критериями при этом пользуемся?».
Достаточно длительное время оценивание происходило в сравнении достижений обучающегося с результатами других учеников, что имело ряд недостатков: не было четких критериев оценки, которые бы были понятны и доступны всем: ученикам, родителям и педагогам; выставляемая отметка была ориентирована на средний уровень знаний класса в целом, а не на основу единых критериев достижения результатов каждым учеником; выставленные отметки не давали четкой картины усвоения конкретных результатов по отдельным разделам учебной программы, что не позволяло определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; не было обратной связи между учеником и учителем в процессе обучения, что не формировало мотивацию у обучающихся.
Задача использования подобного рода инструментов уже не раз решалась в российском образовании. Так, в школе 1846 года применялись 7 уровней оценки, и эта шкала оценивания выглядела примерно так:
— «отлично-хороший успех»: знает все требующееся весьма основательно, отвечает твердо, развивает идеи ясно…, разрешает все вопросы, опровергает все возражения…. (12 или 6 баллов);
— «весьма хороший успех»: знает требующееся весьма основательно, отвечает определенно, важнейшие вопросы разрешает (11, 10 или 5 баллов);
— «хороший успех»: знает требующееся хорошо, но идеи развивает не совсем определенно и точно, вопросы без помощи экзаменатора разрешает не всегда свободно…(9, 8 или 4 балла).
А как же сегодня обстоит дело? Каким образом происходит оценивание?
Одним из инструментов критериального оценивания являются рубрики. Что это такое?
Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. Рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.
Этот инструмент можно применять к различным формам оценивания: короткие письменные пробы, эссе, выставка плакатов, устные презентации, листы исследований, недельные домашние задания, карты понятий, цитатники. Каждая рубрика вполне уникальна, но основные критерии в различных рубриках во многом сходны. Например, рубрики для письменных заданий имеют одни и те же критерии приемлемого стиля и грамматики; ответы должны соотноситься с вопросом, а аргументы должны быть логичными и последовательными, и наоборот. Рубрика, составленная для оценивания представления плаката, может включать проверочный лист, который служит ученикам руководством к формированию всех разделов плаката. Каждый компонент плаката получает дополнительный критерий для оценки. Например: является ли заголовок плаката информативным, содержит ли он ключевые слова? Критериальное оценивание докладов по истории в 5 – 6 классах может выглядеть следующим образом:
— наличие плана – 1 балл;
— раскрытие сути доклада – 3 балла;
— свободное владение текстом – 3 балла;
— презентация – 2 балла;
— культура речи – 2 балла;
— командная (групповая) работа – 3 балла;
— умение отвечать на вопросы – 2 балла.
Существует много путей к созданию полезных оценочных рубрик, но в любом случае важны следующие пять шагов:
— определить цели курса в целом и ежедневных уроков;
— выбрать проверочные задачи, которые могут обеспечить данные, соответствующие учебным целям;
— сформировать стандарт достижений для каждой учебной цели;
— дифференцировать уровни достижений (категории), основываясь на хорошо прописанных критериях;
— определить вес или ценность каждой категории.
С помощью рубрик можно оценить в баллах различные задания и тесты. Эти баллы определяют рейтинг ученика на определенном этапе. Например, ежедневный письменный опрос оценивается в 5 баллов. За полугодие ученик может набрать по этому заданию, которое выполняется 2 раза в неделю, 75 баллов. Такой подход позволяет определить средний уровень учеников в классе или в школе. На начальном этапе использования данного инструмента многие обучающиеся отвечают на уровне ниже среднего. Но, постепенно понимая критерии и упражняясь в письменных работах, они достигают значительного улучшения. Ключевой стратегией, обеспечивающей улучшение для всех учеников, является рассмотрение работ парами, входящими в группы сотрудничества.
Значение формирующего оценивания, которое обеспечивают рубрики, весьма велико. Классные письменные работы служат обратной связью, которая дает информацию о природе заданий и вопросов, поставленных перед учениками. На основе рубрик выделяются такие компоненты вопросов и заданий, которые, открывают сильные и слабые стороны учеников. Эту информацию можно использовать для модификации курса,
расширения каких-либо его компонентов, изменения стратегии.
Учитель формирует и заявляет измеряемые учебные цели, и все участники учебного процесса приходят к пониманию и согласию относительно критериев оценивания.
Рубрики обеспечивают возможность реализовать многие другие оценочные техники.
Тем не менее у этой техники есть и свои недостатки: формирование рубрик требует затрат времени, но выигрыш – это улучшение результатов большинства учеников.
Качественные шкалы значительно труднее разработать, чем количественные.
И учитель, и ученик нуждаются в практике и многократном применении рубрик для различных типов заданий.
Можно опираться на п римерные процедуры совместной (учитель – обучающиеся) разработки критериев:
1. Объявите обучающимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
2. Попросите каждого обучающегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
3. Запишите на доске критерии, предложенные обучающимися.
4. Убедитесь, что все ученики поняли предложенные критерии.
5. Расположите критерии по степени важности.
6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).
Оценивание – это обучение. Участники образовательного процесса выигрывают, получая значимую информацию о достижении поставленных учебных целей. Рубрики позволяют учителю установить для учеников четко определенные стандарты, обеспечить их руководством, направляющим к достижению этих стандартов, и облегчают оценивание развернутых письменных и устных ответов. Рубрики как вид обратной связи предоставляют учителю информацию, интерпретируя которую, он обоснованно принимает решения, касающиеся учебной деятельности учеников или своего преподавания, подобно тому, как педагог интерпретирует и оценивает данные, проводя естественно-научное исследование.
О граничением в развитии и использовании рубрик является описание ожидаемых достижений и критериев, которые дифференцируют различные уровни достижений. При дифференциации уровней достижений могут быть полезны количественные характеристики, например, «обеспечить два варианта доказательств, подтверждающих выводы» или «ноль грамматических ошибок». Варианты, такие как нечеткий и четкий, должны описываться настолько ясно, чтобы ученики видели разницу между четким и нечетким ответом. Тщательное описание ожидаемых достижений и определение критериев делает оценивание более легким, информативным и полезным.
Никакие оценочные инструменты не будут эффективны, если они не используются на регулярной основе. Рубрики наиболее эффективны, если практикуются в работе с ними вновь и вновь. Наилучшие рубрики создаются в результате длительной совместной работы и большого числа повторений. Не только отметка, но и оценка очень важны в процессе обучения. В подтверждение этого можно привести слова А.И. Липкиной: «Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке».
Конечно, это не еще «одна волшебная палочка в области образования», но это «оценивание является сущностью эффективного преподавания».
Критериальное оценивание учебных достижений.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Критериальное оценивание учебных достижений.
Заседание 2. Проворкова А.Е.
Выступление «Система критериев (мониторинг)»
Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
Оценка учебной деятельности школьника является важным фактором формирования положительной мотивации обучающихся. «Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.»
В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения младших школьников.
Что такое система оценивания ? Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.
Появляется так называемое критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Критериальное оценивание в начальной школе по стандартам второго поколения анализирует путь достижения планируемых образовательных результатов.
Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи:
– определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
– определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;
– мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;
– дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
– обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса.
Проблема выставления оценок школьникам – одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках традиционной системы образования и поэтому не отражает результат полного усвоения знаний, что не соответствует в полной мере современным требованиям учебной программы.
Предназначение оценки по ФГОС
Критериальное оценивание достижений учащихся базируется на следующих принципах:
1. Принцип ясности и доступности: оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса.
2. Принцип направленности на развитие, когда результаты оценивания определяют направление развития системы образования начальной школы, учителей и учащихся начальных классов.
3. Принцип взаимосвязи обучения и оценивания, так как оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами.
4. Принцип объективности, достоверности и валидности. Оценивание должно предоставляет точную и надежную информацию, используемые критерии и инструменты должны всесторонне количественно и качественно оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.
5. Принцип непрерывности. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений учащихся начальных классов, для своевременного принятия решений по оптимизации учебного процесса.
Основными видами критериального оценивания учащихся начальных классов являются формативное и суммативное оценивание
Формативное оценивание Formative (формирующее / текущее) Формативное (текущее) оценивание – определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения(даёт обратную связь). Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе; позволяет определить возможности учащихся, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс. Рефлексивным этапом формативного оценивания является анализ итогов и результатов работ учащихся. Учитель начальных классов должен систематически проводить анализ результатов наблюдения на протяжении всего процесса обучения. Таким образом, оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции. Процесс, влияющий на рост и развитие достижений учащихся.
С.О – процесс измерения, но сами по себе эти измерения не влияют на процесс роста знаний учащихся.
В процессе фиксирования осуществляется сбор доказательств, демонстрирующих знания и навыки обучающихся согласно содержанию учебной программы.
Решение о баллах/уровнях/оценках по результатам суммативного оценивания принимается учителем в соответствии с критериями оценивания.
Для оказания помощи учителю в принятии объективного решения относительно каждого обучающегося к заданиям суммативного оценивания за раздел/сквозные темы разрабатываются дескрипторы, для суммативного оценивания за четверть используются схемы выставления баллов.
Критерии оценки достижений учащихся
Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работы учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Мерило оценки.
Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.
ЭТО ВАЖНО! Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.
Помните: знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания.
Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся.
Правильно выбранные критерии оценивания позволяют
1)всесторонне измерить глубину понимания учебного материала
2)ясно демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его знания, и что от него ожидается.
В зависимости от темы занятия, от уровня работы учеников, для каждого задания по тесту или письменной работы заранее оговариваются соответствующие баллы, имеется также шкала перевода баллов в оценки.
Вот только при такой прозрачной работе с учениками, при открытом диалоге между учениками и учителем можно объективно оценивать работу учеников, со стороны родителей тоже не будет возражений, такие объективные оценки результатов удовлетворяют всех
Ниже представлены примеры критерий при оценивании знаний, умений и навыков учащихся.
Критерии оценивания устного ответа:
Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике;
Использование научной терминологии в контексте ответа;
Объяснение причинно-следственных и функциональных связей;
Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.
Критерии оценивания доклада: Содержание раскрывает тему ;
Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие выводов;
Оформление реферата соответствует требованиям;
Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного материала;
Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст зачитывает; кратко и точно отвечает на вопросы и т.д.)
Критерии оценивания выполнения таблицы:
Полное заполнение граф таблицы;
Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;
Эстетичность оформления работы.
Зачем нужны критерии оценки?
Содержат ясные ориентиры для учебного процесса
Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися
Делают процесс оценивания объективным и последовательным
Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей
Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.
У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.
Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа «Я еще не все сделал?».
Создают условия для самостоятельной работы учащихся.
Получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
Отслеживают прогресс в обучении ребенка;
Обеспечивают ребенку поддержку в процессе обучения;
Устанавливают обратную связь с учителями и администрацией школы;
Помогают быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.
При критериальном подходе оценивание используется для того, чтобы:
мотивировать на достижение успеха;
помогать учиться на своих ошибках;
определять наличие тех или иных умений;
формировать действия самоконтроля и самооценки.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Здесь пожалуй наряду с достоинствами технологии критериального оценивания можно и необходимо наверное отметить и некоторые сложные моменты этой системы.
Самое главное ученикам и учительскому составу несомненно нужно переориентироваться на такую систему, изменять свои привычные традиционные взгляды при проведении занятий, при оценке знания учащихся, при подготовке определенных новых тестовых заданий школьникам. Одним словом нужно кардинально менять традиционные системы и перестроить систему учебного процесса для технологии критериального оценивания, все это естественно определенная трудоемкая работа.
Постепенное изменение системы проведения учебных занятий, системы оценивания подготовки школьников потребует определенного адаптационного периода. При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки. Традиционная пятибальная система оценки образования естественно является обьективной, но она в современных условиях развития методики системы образования требует дальнейшей методической доработки. Это связано с тем, что учащийся должен дальше прогрессировать, развивать свои знания, подходить творчески к усвоению знания.
Критериальная система направлена не только на оценивание знания учащихся, но и на развитие индивидуальных качеств школьника.
«»Рубрики» как инструмент формирующего оценивания».
Данная статья подготовлена к переговорной заседанию переговорной площадки между учителями основной и старшей школы, внедряющими ФГОС нового поколения.
Содержимое разработки
«Рубрики» как инструмент формирующего оценивания.
Каждый учитель в своей педагогической деятельности часто слышал от учеников: «Я не понимаю, чего от меня хотят!», «Почему “4”, а не “5”?». Возникает вопрос: «Каких достижений мы ожидаем от обучающихся при оценивании, и какими критериями при этом пользуемся?».
Достаточно длительное время оценивание происходило в сравнении достижений обучающегося с результатами других учеников, что имело ряд недостатков: не было четких критериев оценки, которые бы были понятны и доступны всем: ученикам, родителям и педагогам; выставляемая отметка была ориентирована на средний уровень знаний класса в целом, а не на основу единых критериев достижения результатов каждым учеником; выставленные отметки не давали четкой картины усвоения конкретных результатов по отдельным разделам учебной программы, что не позволяло определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; не было обратной связи между учеником и учителем в процессе обучения, что не формировало мотивацию у обучающихся.
Задача использования подобного рода инструментов уже не раз решалась в российском образовании. Так, в школе 1846 года применялись 7 уровней оценки, и эта шкала оценивания выглядела примерно так:
— «отлично-хороший успех»: знает все требующееся весьма основательно, отвечает твердо, развивает идеи ясно…, разрешает все вопросы, опровергает все возражения…. (12 или 6 баллов);
— «весьма хороший успех»: знает требующееся весьма основательно, отвечает определенно, важнейшие вопросы разрешает (11, 10 или 5 баллов);
— «хороший успех»: знает требующееся хорошо, но идеи развивает не совсем определенно и точно, вопросы без помощи экзаменатора разрешает не всегда свободно…(9, 8 или 4 балла).
А как же сегодня обстоит дело? Каким образом происходит оценивание?
Одним из инструментов критериального оценивания являются рубрики. Что это такое?
Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. Рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.
Этот инструмент можно применять к различным формам оценивания: короткие письменные пробы, эссе, выставка плакатов, устные презентации, листы исследований, недельные домашние задания, карты понятий, цитатники. Каждая рубрика вполне уникальна, но основные критерии в различных рубриках во многом сходны. Например, рубрики для письменных заданий имеют одни и те же критерии приемлемого стиля и грамматики; ответы должны соотноситься с вопросом, а аргументы должны быть логичными и последовательными, и наоборот. Рубрика, составленная для оценивания представления плаката, может включать проверочный лист, который служит ученикам руководством к формированию всех разделов плаката. Каждый компонент плаката получает дополнительный критерий для оценки. Например: является ли заголовок плаката информативным, содержит ли он ключевые слова? Критериальное оценивание докладов по истории в 5 – 6 классах может выглядеть следующим образом:
— наличие плана – 1 балл;
— раскрытие сути доклада – 3 балла;
— свободное владение текстом – 3 балла;
— презентация – 2 балла;
— культура речи – 2 балла;
— командная (групповая) работа – 3 балла;
— умение отвечать на вопросы – 2 балла.
Существует много путей к созданию полезных оценочных рубрик, но в любом случае важны следующие пять шагов:
— определить цели курса в целом и ежедневных уроков;
— выбрать проверочные задачи, которые могут обеспечить данные, соответствующие учебным целям;
— сформировать стандарт достижений для каждой учебной цели;
— дифференцировать уровни достижений (категории), основываясь на хорошо прописанных критериях;
— определить вес или ценность каждой категории.
С помощью рубрик можно оценить в баллах различные задания и тесты. Эти баллы определяют рейтинг ученика на определенном этапе. Например, ежедневный письменный опрос оценивается в 5 баллов. За полугодие ученик может набрать по этому заданию, которое выполняется 2 раза в неделю, 75 баллов. Такой подход позволяет определить средний уровень учеников в классе или в школе. На начальном этапе использования данного инструмента многие обучающиеся отвечают на уровне ниже среднего. Но, постепенно понимая критерии и упражняясь в письменных работах, они достигают значительного улучшения. Ключевой стратегией, обеспечивающей улучшение для всех учеников, является рассмотрение работ парами, входящими в группы сотрудничества.
Значение формирующего оценивания, которое обеспечивают рубрики, весьма велико. Классные письменные работы служат обратной связью, которая дает информацию о природе заданий и вопросов, поставленных перед учениками. На основе рубрик выделяются такие компоненты вопросов и заданий, которые, открывают сильные и слабые стороны учеников. Эту информацию можно использовать для модификации курса,
расширения каких-либо его компонентов, изменения стратегии.
Учитель формирует и заявляет измеряемые учебные цели, и все участники учебного процесса приходят к пониманию и согласию относительно критериев оценивания.
Рубрики обеспечивают возможность реализовать многие другие оценочные техники.
Тем не менее у этой техники есть и свои недостатки: формирование рубрик требует затрат времени, но выигрыш – это улучшение результатов большинства учеников.
Качественные шкалы значительно труднее разработать, чем количественные.
И учитель, и ученик нуждаются в практике и многократном применении рубрик для различных типов заданий.
Можно опираться на примерные процедуры совместной (учитель – обучающиеся) разработки критериев:
1. Объявите обучающимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
2. Попросите каждого обучающегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
3. Запишите на доске критерии, предложенные обучающимися.
4. Убедитесь, что все ученики поняли предложенные критерии.
5. Расположите критерии по степени важности.
6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).
Оценивание – это обучение. Участники образовательного процесса выигрывают, получая значимую информацию о достижении поставленных учебных целей. Рубрики позволяют учителю установить для учеников четко определенные стандарты, обеспечить их руководством, направляющим к достижению этих стандартов, и облегчают оценивание развернутых письменных и устных ответов. Рубрики как вид обратной связи предоставляют учителю информацию, интерпретируя которую, он обоснованно принимает решения, касающиеся учебной деятельности учеников или своего преподавания, подобно тому, как педагог интерпретирует и оценивает данные, проводя естественно-научное исследование.
Ограничением в развитии и использовании рубрик является описание ожидаемых достижений и критериев, которые дифференцируют различные уровни достижений. При дифференциации уровней достижений могут быть полезны количественные характеристики, например, «обеспечить два варианта доказательств, подтверждающих выводы» или «ноль грамматических ошибок». Варианты, такие как нечеткий и четкий, должны описываться настолько ясно, чтобы ученики видели разницу между четким и нечетким ответом. Тщательное описание ожидаемых достижений и определение критериев делает оценивание более легким, информативным и полезным.
Никакие оценочные инструменты не будут эффективны, если они не используются на регулярной основе. Рубрики наиболее эффективны, если практикуются в работе с ними вновь и вновь. Наилучшие рубрики создаются в результате длительной совместной работы и большого числа повторений. Не только отметка, но и оценка очень важны в процессе обучения. В подтверждение этого можно привести слова А.И. Липкиной: «Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке».
Конечно, это не еще «одна волшебная палочка в области образования», но это «оценивание является сущностью эффективного преподавания».