для каких путей используют шпалы 2 типа
Деревянные и железобетонные шпалы
Шпалы для железнодорожного полотна являются важнейшей деталью устройства пути. От их качественных характеристик зависит устойчивость магистрали. В нашей стране используют опоры из дерева и железобетона. Но изначально под рельсы укладывали брус из камня. Позднее каменные заместили деталями из дерева, оно имеет хорошие показатели амортизации, и проще с точки зрения механического обрабатывания. Однако, обстановка поменялась кардинальным образом, когда начали производить железобетонные шпалы.
Железобетонные шпалы
Многообразие видов
Это рельсовые опоры, при производстве которых требуются брусья с изменяющимися размерами и формой сечения. Бетонные шпалы армированы при помощи проволоки из стали, диаметр ее обусловлен модификацией. К производственной технологии таких изделий предъявляют следующие требования:
Требования
Классификация
Шпалы железобетонные классифицируют на определенные виды, зависящие от устойчивости к образованию всевозможных трещин, качества и точных размеров и иных параметров:
По видам рельсовых креплений различают:
Также такие шпалы имеют различия по электрической изоляции и типу применяемой арматуры. По параметрам электрической изоляции выделяют:
К достоинствам данных опор можно отнести:
Недостатки:
Время от времени возникает вопрос, шпалы из какого материала стоит выбрать: из железобетона либо дерева. Во-первых, необходимо обратить внимание на цену. Стоимость деревянных опор существенно ниже. Во-вторых, период службы: в этом преимущество у железобетонных шпал. Время самоокупаемости шпал из железобетона более продолжительное, в связи с этим их обычно применяют на магистралях, на которых они смогут максимально быстро окупаться. На линиях железной дороги с относительно небольшой нагрузкой в большинстве случаев более выгодно использование шпал из пропитанного дерева.
Деревянные шпалы
Обычно шпалы обработаны несколькими видами антисептических веществ – водорастворимыми и на основе масел. Первый вид – твердое соединение, его необходимо довести до необходимой консистенции, разводя жидкостью. Антисептики на основе масла — продукт сухой перегонки лесоматериалов и каменного угля. Они употребляются в естественном виде, или могут разбавляться иными маслянистыми жидкостями.
К положительным сторонам шпал из дерева относят:
Из недостатков — период службы от 3 до 40 лет. При неверном обрабатывании антисептическими составами (или вовсе без обработки) шпалы подвержены гниению.
У железобетонных и деревянных шпал имеются свои плюсы и минусы. Применение тех либо иных обусловлено лишь конкретными условиями. В отдельных ситуациях стоит употреблять исключительно деревянные опоры. И тогда даже не стоит вопрос, какие лучше. В каких-то ситуациях целесообразно использование железобетонных. При выборе деревянных шпал, важнейший критерий — качество обработки древесины.
Для каких путей используют шпалы 2 типа
ШПАЛЫ ДЕРЕВЯННЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ШИРОКОЙ КОЛЕИ
Wooden sleepers for full gauge railways. Specifications
Дата введения 2006-01-01
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации МТК 82 «Лесоматериалы круглые», Государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ГУП ВНИИЖТ) МПС России и Открытым акционерным обществом «Иркутский научно-исследовательский институт лесной промышленности» (ОАО «Иркутск-НИИЛП»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 25 от 26 мая 2004 г.)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2004 г. N 124-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 78-2004 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2006 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2007 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на деревянные шпалы, используемые при строительстве, эксплуатации и ремонте пути железных дорог колеи 1520 мм.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.034-84 Система стандартов безопасности труда. Работы по защите древесины. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.042-88 Система стандартов безопасности труда. Деревообрабатывающее производство. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 2140-81 Видимые пороки древесины. Классификация, термины и определения, способы измерения
ГОСТ 6782.1-75 Пилопродукция из древесины хвойных пород. Величина усушки
ГОСТ 6782.2-75 Пилопродукция из древесины лиственных пород. Величина усушки
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 16369-96 (ИСО 4472-83) Пакеты транспортные лесоматериалов. Размеры
ГОСТ 16588-91 (ИСО 4470-81) Пилопродукция и деревянные детали. Методы определения влажности
ГОСТ 18288-87 Производство лесопильное. Термины и определения
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 20022.0-93 Защита древесины. Параметры защищенности
ГОСТ 20022.5-93 Защита древесины. Автоклавная пропитка маслянистыми защитными средствами
ГОСТ 20022.14-84 Защита древесины. Методы определения предпропиточной влажности
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.3 полуобрезная шпала: Шпала в виде трехкантного бруса.
3.5 непропитанная шпала: Шпала, не обработанная защитными средствами.
3.6 пропитанная шпала: Шпала, обработанная защитными средствами.
3.7 глубоконаколотая шпала: Шпала, подвергнутая специальной обработке путем глубокой наколки с целью увеличения глубины пропитки защитными средствами.
3.8 верхняя пласть шпалы: Пропиленная продольная поверхность шпалы, имеющая меньшую ширину.
3.9 нижняя пласть шпалы: Пропиленная продольная поверхность шпалы, имеющая большую ширину.
3.10 боковая сторона шпалы: Пропиленная продольная боковая поверхность шпалы.
3.11 обзольная часть шпалы: Непропиленные участки поверхности шпалы по верхней пласти и боковой стороне.
4 Основные типы и размеры
4.1 Форма поперечного сечения шпал приведена на рисунках 1-3.
4.2 По размерам поперечного сечения шпалы изготовляют трех типов в зависимости от назначения:
Классификация железнодорожных путей приведена в соответствии с Положением о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации, утвержденным Министерством путей сообщения 27 апреля 2001 г.
4.3 Размеры шпал в зависимости от типов должны соответствовать указанным в таблице 1.
Деревянные шпалы: типы и разновидности
Виды и особенности изготовления шпал
Деревянные шпалы изготавливают из разных видов древесины. Производители используют преимущественно пихту, сосну, кедр, ель и лиственницу. Однако в ассортименте компаний-изготовителей также можно встретить изделия из дуба или бука. Производство шпал осуществляется на основе ГОСТ 78-2004.
Существуют несколько типов шпал, которые квалифицируют по форме и целевому назначению. В зависимости от формы и поперечного сечения изделия могут быть:
· необрезными (снизу и сверху);
· полуобрезными (обрезанными с 3 сторон);
· обрезными (обрезанными с 4 сторон).
Что касается целевого предназначения, все деревянные шпалы можно условно разделить на изделия, предназначенные для:
· подъездных и станционных;
· для путей, размещенных на территории промышленных предприятий.
Чтобы продлить срок эксплуатации шпал, деревянные составляющие пропитывают специальными антисептиками или каменноугольными маслами.
Преимущества деревянных шпал
К числу положительных характеристик, которыми обладают деревянные модули, можно отнести следующие особенности изделий:
· легкость обработки и упругость дерева;
· хорошее сцепление с щебнем;
· небольшая масса (до 70 кг);
· возможность плавного изменения показателя уширения;
· практически полное отсутствие чувствительности к ударам.
Приобретая шпалы из дерева, следует принимать во внимание тот факт, что древесина подвержена гниению и механическому износу. Поэтому период эксплуатации у таких изделий будет более коротким, чем у железобетонных аналогов. Для продления срока использования потребуется проведение дополнительных мероприятий: укрепления концов от растрескивания, глубокой наколки подрельсового сечения и других.
Узнать больше о преимуществах и стоимости деревянных шпал можно у представителя компании-производителя.
Шпалы деревянные железнодорожные
В качестве опоры для рельсов различного назначения применяют изделия, называемые шпалами. Для их изготовления применяют следующие материалы: бетон, дерево, металл, современные синтетические материалы. Наиболее дешёвыми в производстве считаются деревянные шпалы. Они первыми применялись для прокладки железнодорожных путей. Деревянные шпалы обладают рядом преимуществ, которые позволяют использовать их достаточно широко. Их используют для крепления рельс на главных и второстепенных путях. Для производства применяют различные сорта древесины. От этого зависит технология производства и конечная стоимость. В настоящее время им на смену пришли шпалы железнодорожные из других материалов. Однако деревянные изделия по-прежнему применяются в различных сферах.
Классификация по типам
В современной стандартизации деревянные шпалы классифицируются по следующим признакам:
По первому признаку деревянные шпалы могут иметь дополнительный признак. К нему относятся так называемые глубоко наколотые брусы. На поверхности такая железнодорожная шпала имеет специальные насечки, которые способствуют более глубокому проникновению антисептической жидкости. По качеству деревянные шпалы выпускаются двух сортов. Изделия первого сорта применяются на наиболее важных участках дороги. Шпалы второй сорт устанавливают на второстепенных путях.
По третьему и четвёртому признаку деревянные шпалы делятся на типы. 1-ый тип используется для главных путей первого и второго класса. Их разрешается применять для путей третьего класса с грузонапряжённостью превышающей 50 млн. т×км брутто/км. Обычно это шпала пропитанная тип 1. 2 тип разрешён для установки на главные пути третьего и четвёртого класса, подъездных и сортировочных путей. Третий тип применяется для любых путей пятого класса.
Габаритные размеры и вес деревянных шпал ЖД
В принятом стандарте установлены геометрические размеры деревянной шпалы. Для всех типов установлена длина шпал равна 2750 мм. Разрешённый допуск составляет 20 мм. Вес деревянной шпалы будет зависеть от остальных размеров. Высота варьируется от 150 мм для первого типа до 105 мм для третьего. Ширина определяется по форме, конструкции.Эти параметры определяют назначение железнодорожной шпалы и условий её эксплуатации. Сколько весит ЖД вариант зависит от всех перечисленных параметров. После пропитки вес незначительно увеличивается. Вес одной шпалы зависит от её конструкции. Масса шпалы деревянной первого типа равна 85 кг. Она должна выдерживать самые большие нагрузки. Вес второго типа не превышает 80 кг. Размеры деревянных шпал в стандарте заданы с учётом состояния древесины. Влажность не должна превышать двадцать два процента. Поэтому размеры шпалы могут отличаться в одной партии, но в пределах допуска. Перед началом производства задают габариты будущих изделий. Особое внимание уделяется такому параметру толщина. Она должна быть постоянной по всей длине.
Размеры ЖД шпалы по ГОСТу
Геометрические характеристики (размеры шпал) и классификация приводится на основании требований установленных государственным стандартом. Например, ГОСТ 78-2004 шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи, объединяет все характеристики, готовых изделий. Для специальных путей разработаны свои стандарты. ГОСТ 22830-77 шпалы деревянные для метрополитена уточняет отдельные параметры необходимые для их эксплуатации в этих специфических условиях. Каждый стандарт согласован с другими руководящими документами, согласованными с правилами эксплуатации различных путей. На деревянные шпалы ГОСТ накладывает определённые ограничения по области их применения. Особое внимание уделяется выбору покрытия, которое наносится на поверхность для улучшения их технических характеристик.
ГОСТ Р 58615-2019 Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи. Технические условия
Достоинства этого вида древесины
Чем привлекателен этот необычный материал для частного застройщика?
В производстве этот пиломатериал изготавливается только из древесины хвойных пород.
Укладка шпал
Для обустройства железнодорожного полотна используются деревянные шпалы с пропиткой, обрезные с 2, 3 или четырех сторон. Для скрепления железнодорожных рельсов Р-65 со шпалами используются:
Если конструкция полотна не предусматривает уклона, используются подкладки СД-65. Они применяются для стрелочных переводов рельсов при укладке их на деревянные шпалы.
Стандартный размер шпалы деревянной железнодорожной
Стандартные геометрические размеры пропитанной деревянной железнодорожной шпалы регламентируются ГОСТ 78-2004. Конкретные значения размеров можно взять из этой таблицы ниже.
Антисептируются изделия, как правило, каменноугольным маслом (креозотом), предназначенным для пропитки древесины, согласно ГОСТ 2770-74.
Автоклавная пропитка осуществляется по нормативам ГОСТ 20022.5-93 маслянистыми средствами защиты.
Конструкция,технические требования, размеры и типы деревянных шпал.
Деревянные шпалы должны соответствовать Государственному стандарту Шпалы деревянные для железных дорог колеи 1520 мм.(ГОСТ 78-89). Конструкция и размеры деревянных шпал представлены на рис. 2.1. и табл. 2.1. По форме поперечного сечения деревянные шпалы подразделяются на три вида: обрезные — рис. 2.1, а, полуобрезные — рис. 2.1, б и необрезные — рис. 2.1, в.
Рис.2.1.Формы поперечных сечений деревянных шпал.
Таблица 2.1. Типы деревянных шпал.
Тип шпалы | Толщина h, мм | Высота пропиленных боковых сторон h1, мм | Ширина, мм | Длина, мм | ||
верхней пласти не менее | нижней пласти | |||||
b | b’ | b1 | ||||
I | 180±5 | 150 | 180 | 210 | 250±5 | 2750±20 |
II | 160±5 | 130 | 150 | 195 | 230±5 | |
III | 150±5 | 105 | 140 | 190 | 230±5 |
Шпалы по их назначению подразделяются на три типа: I — для главных путей 1-го и 2-го класса1, а также для путей 3-го класса при грузонапряженности более 50 млн. т.км брутто/км в год или скоростях движения поездов более 100 км/ч II — для главных путей 3-го и 4-го класса, подъездных путей с интенсивной работой, приемоотправочных и сортировочных путей на станциях; III — для любых путей 5-го класса, в том числе станционных, малодеятельных подъездных и прочих путей с маневрово-вывозным характером движения. Размеры деревянных шпал установлены для древесины с влажностью не более 22 %. При большей влажности древесины шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку для хвойных пород по ГОСТ 6782.1-75, а для лиственных пород-по ГОСТ 6782.2-75.
Составные деревянные шпалы
Составные деревянные шпалы должны соответствовать Техническим условиям «Шпалы деревянные составные» (ТУ 13-0273685-401-89). Конструкция и размеры составных деревянных шпал представлены на рис. 2.2.
Рис.2.2.Составная деревянная шпала.
Составные деревянные шпалы по их назначению изготавливаются одного типа. Они предназначаются для укладки в малодеятельные станционные и подъездные пути, и в подъездные пути промышленных предприятий. Размеры поперечных сечений составных деревянных шпал установлены для древесины с влажностью не более 22 %. При большей влажности древесины составные деревянные шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку древесины для хвойных пород по ГОСТ 6782.1-75, а для лиственных пород — по ГОСТ 6782.2-75. Отклонения от установленных размеров составных деревянных шпал допускаются, мм:
по длине | ± 20 |
по толщине | ± 5 |
по ширине верхней пласти | -10, + до ширины нижней пласти |
по высоте пропиленных боковых сторон | минимальный размер 140, максимальный — до толщины шпалы |
по горизонтальному расстоянию между болтами, а также концом шпалы и болтом | ± 10 |
по вертикальному отклонению болтов от оси шпалы | ± 5 |
Переводные брусья
Переводные брусья должны соответствовать Государственному стандарту «Брусья деревянные для стрелочных переводов железных дорог широкой колеи» (ГОСТ 8816-70).
Конструкция и размеры переводных брусьев представлены на рис. 2.3 и в табл. 2.2.
Рис.2.3.Формы поперечных сечений переводных брусьев
Таблица 2.2. Конструкция и размеры переводных брусьев
Типы брусьев | Толщина брусьев h, мм | Ширина верхней пласти b*, мм | Ширина нижней пласти b1,мм | Ширина бруса по непропиленным сторонам b2, мм | Высота пропиленной боковой стороны h1, мм | ||
Уширенная, мм | широкая, мм | нормальная, мм | |||||
I | 180± 5 | 220-10 | 200-10 | — | 260-5; +20 | 300 | 150* |
II | 160± 5 | 220-10 | — | 175-10 | 250-5; +20 | 280 | 130* |
III | 1б0± 5 | — | 200-10 | 175-10 | 230-5; +20 | 260 | 130* |
>* Плюсовые отклонении ширины верхней пласти — до ширины нижней пласти. В этом случаеh1 = h. |
По форме поперечного сечения переводные брусья подразделяются на два вида: обрезные (А) и необрезные (Б). Переводные брусья по их назначению подразделяются на три типа: I — для главных путей 1-го и 2-го класса, а также для путей 3-го класса при грузонапряженности более 50 млн. т. км брутто км в год при скоростях более 100 км/ч II — для главных путей 2, 3 и 4-го класса, подъездных путей с интенсивной работой, приемоотправочных и сортировочных путей на станциях; III — для любых путей 5-го класса, в том числе станционных, малодеятельных подъездных и прочих путей с маневрово-вывозным характером движения. Размеры поперечных сечений переводных брусьев установлены для древесины с влажностью не более 22 %. При большей влажности древесины переводные брусья хвойных пород должны изготавливаться с припуском на усушку — по ГОСТ 6782.1-75, для переводных брусьев лиственных пород — по ГОСТ 6782.2-75. Длина переводных брусьев должна быть от 3,0 до 5,5 м с градацией 0,25 м с предельными отклонениями ±20 мм. Переводные брусья изготавливают комплектами в зависимости от назначения путей, типа рельсов и марки стрелочных переводов. Число переводных брусьев в комплекте установлено ГОСТ 8816-70. Во всех путях 3-5-го классов могут применяться клееные переводные брусья по ГОСТ 9371-90 «Брусья переводные деревянные клееные для железных дорог широкой колеи». Стрелочные переводы на переводных брусьях, составленных из деревянных шпал, могут укладываться в станционные, подъездные, сортировочные пути и приемоотправочные пути грузового движения.
Конструкция соединения деревянных шпал в таких брусьях приведена на рис. 2.4.
а — общий вид; 6 — накладка; в — болт
Технические требования к непропитанным деревянным шпалам, переводным и мостовым брусьям.
Деревянные шпалы изготавливаются из древесины сосны, кедра, ели, пихты, лиственницы и березы. Нормы ограничения пороков древесины при изготовлении шпал установлены ГОСТ 78-89 и ГОСТ 2140-81. Переводные брусья изготавливаются из древесины сосны, ели, пихты, лиственницы и березы (ГОСТ 8816-70). Нормы ограничения пороков древесины при изготовлении переводных брусьев приведены в ГОСТ 8816-70. Мостовые брусья изготавливаются из древесины сосны и лиственницы. Изготовление брусьев из древесины ели и других хвойных пород допускается по согласованию с заказчиком. Нормы пороков древесины допускаемых при изготовлении мостовых брусьев приведены в ГОСТ 28450-90. Глубокая наколка деревянных шпал производится в соответствии с ТУ 13-06-23-1-87. Допускаются по согласованию с заказчиком ненаколотые шпалы. Изготовляемые непропитанные деревянные шпалы, переводные и мостовые брусья маркируются на одном из торцов клеймением или стойкой краской: для деревянных шпал — в соответствии с табл. 2.4; для составных деревянных шпал — в соответствии с табл. 2.5; Непропитанные деревянные шпалы, переводные и мостовые брусья должны рассортировываться по породам: сосновые и кедровые — вместе; еловые и пихтовые — вместе; лиственничные и березовые — отдельно.
Технические требования к пропитанным деревянным шпалам, переводным и мостовым брусьям.
Деревянные шпалы, переводные и мостовые брусья до укладки в путь должны быть пропитаны на заводах маслянистыми защитными средствами по ГОСТ 20022.5-93 или другими антисептиками, установленными МПС России. Укладка непропитанных деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев в путь не допускается. Отверстия под костыли и шурупы, просверленные в уже пропитанных деревянных шпалах, переводных и мостовых брусьях, должны быть смазаны маслянистыми защитными антисептическими средствами по ГОСТ 20022.5-93. Качество пропитки деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев маслянистыми защитными антисептическими средствами регламентировано ГОСТ 20022.5-93 «Защита древесины. Автоклавная пропитка маслянистыми защитными средствами» и «Технологическими процессами пропитки древесины на шпалопропиточных Технологическим процессам пропитки древесины на шпалопропиточных заводах». Глубина пропитки сосновых и кедровых лесоматериалов по заболони не должна быть менее 85 % ее ширины, а по обнаженной ядровой древесине — не менее 5 мм. Заболонь шириной до 20 мм должна быть пропитана полностью. Глубина пропитки еловых, пихтовых и лиственничных лесоматериалов по заболони не должна быть менее 5 мм, а по обнаженной ядровой древесине — не менее 2 мм. Глубина пропитки наколотых сосновых, еловых и пихтовых шпаг в зоне расположения сеток наколов должна быть не менее 60 мм наколотых шпал лиственных пород деревьев — не менее 50 мм. Глубину пропитки определяют отбором проб пустотелым буром внутренним диаметром 5 мм. Места взятия проб не должны иметь трещин, сучков и отверстий. От каждого отобранного изделия отбирают пробы на расстоянии: 0,8 м от торца — для ненаколотых деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев; 0,9 м от торца и 60 мм от нижней пласти — для наколотых шпал.
Применение шпал в частном строительстве
Почему вообще возникает потребность их применения? Как правило, не блестящее материальное положение принуждает застройщика искать альтернативный материал для строительства.
видео-инструкция по монтажу своими руками, объем, ширина, размеры, вес, цена, фото
Все фото из статьи
Существует ГОСТ на деревянные шпалы – это ГОСТ 78-84 и последний, дополненный ГОСТ 78-2004, где регламентируются технические параметры изделий по древесине, размерам и пропитке. Основное назначение такого профиля, это основание для железнодорожных рельсов, хотя они достаточно широко могут применяться в строительстве в качестве прочного бруса для различных архитектурных сооружений.
Ниже мы расскажем вам о технических и геометрических параметрах таких изделий, способе их укладки и предоставим вашему вниманию видео в этой статье.
Ремонт ЖД пути бригадой ПЧ
Шпала деревянная
Коротко об изготовлении
Примечание. Следует учитывать, что при использовании материала для железнодорожных путей и в качестве приставок для опор ЛЭП и связи срок службы деревянной шпалы будет значительно отличаться. Так на железнодорожном полотне её эксплуатационный ресурс будет составлять порядка 40-45 лет, а вот на опорах это значение сокращается уже до 20-25 лет.
Параметры по типам
Вид обработки и поперечное сечение первого типа: обрезная, полуобрезная, необрезная
I тип предусматривает следующие размеры деревянной ЖД шпалы (обрезной) 180x250x2750 мм, где её объём будет составлять 0,12375м3м – эти параметры установлены ГОСТ 78-89.При производстве все допуски на толщину (18 см), ширину верхней стороны (не менее 18 см) и ширину (25 см) могут составлять порядка ±5 мм, а на длину (275 см) ±20 мм.
Материалом готовым к эксплуатации, считаются шпалы, влажность которых не превышает 22%, используется в основном для главных железнодорожных путей на перегонах.
Вид обработки и поперечное сечение второго типа: обрезная, полуобрезная, необрезная
II тип предусматривает размеры деревянных шпал, указанные на верхнем изображении, где обрезной вариант будет иметь параметры 160x230x2750 мм, что в объёме составляет 0,1012м3 и используется для станционных путей, а также для подъездного полотна на производстве при наличии ЖД сообщения.
По ГОСТу 78-89 все допуски при изготовлении на толщину (16 см), ширину верхней стороны (не менее 15 см) и ширину основания (23 см) могут составлять порядка ±5 мм, а на длину (275 см) ±20 мм. Максимально допустимая влажность древесины в этих случаях идентична первой категории – не более 22%.
Тип | Толщина (мм) | Высота пропиленных сторон | Ширина (мм) не менее | Длина | ||
Верх | Низ | |||||
b | b1 | b1 | ||||
A-1 | 180 (±5) | 150 | 180 | 210 | 260 (±5) | 2750 (±20) |
A-2 | 160 (±5) | 130 | 160 | 195 | 250 (±5) | 2750 (±20) |
A-3 | 150 (±5) | 105 | 140 | 190 | 230 (±5) | 2750 (±20) |
Параметры шпал для обычной железнодорожной колеи 1524 мм
Примечание. Для стрелочных переводов длина деревянной шпалы будет гораздо больше – от трёх до пяти с половиной метров, хотя поперечное сечение остаётся таким же, хотя их цена выше.
Тип | Толщина (мм) | Ширина (мм) | Длина (от-до в мм) |
A-1 | 180 (±5) | 260 (±5) | 3000-5500 (±5) |
A-2 | 160 (±5) | 250 (±5) | 3000-5500 (±5) |
A-3 | 150 (±5) | 230 (±5) | 3000-5500 (±5) |
Параметры шпал для железнодорожных стрелочных переводов
Примечание. Следует отметить, что объем деревянной шпалы будет примерно одинаковым только в обрезном варианте, где стороны подгоняются более-менее строго. Но основным требованием, предъявляемым к деревянному брусу, является гладко обрезанная нижняя и верхняя часть.
Замена шпалы
Сейчас мы рассмотрим, как производится одиночная смена деревянных шпал на железнодорожном полотне, и начнём с выдёргивания костылей специальным приспособлением, напоминающим большой гвоздодёр. Костыли, благодаря длинному рычагу инструмента, вынимаются достаточно легко.
Кроме того, на первом этапе нужно своими руками разрыхлить щебень по периметру, чтобы появилась возможность сделать нечто вроде приямка. Очерёдность выдёргивания костылей и разрыхления щебня не имеет приоритета, поэтому, такую работу можно делать даже одновременно, если есть напарник.
Делаем приямок по периметру
Учитывая, что ширина деревянной шпалы плотно загнана в щебень, по периметру нужно сделать приямок, иначе её не вытянешь. Эта работа выполняется обыкновенной лопатой.
Снимаем накладку с прокладкой
Теперь специальным молотком на длинной ручке сбиваем сначала упор, а затем металлическую накладку с резиновой прокладкой. Делаем это с каждым рельсом, но после того,чтобы освободить шпалу, нужно несколькими ударами того же самого молотка немного сдвинуть её в сторону.
Вытягиваем шпалу из-под рельсов
Теперь нужно ещё раз расчистить ямку – в неё в любом случае попал щебень при выполнении демонтажных работ. После этого цепляем захватом новую шпалу и затягиваем её на место, под рельсы. Она должна лечь точно посредине, концы можно выровнять, приставив к двум соседним черенок от лопаты.
На фото: подставляем накладку
Под каждый рельс нужно подложить металлическую накладку, но под неё подставляется резиновая прокладка. Эти элементы, как правило, заходят свободно, но если они стопорятся, то их продвижению можно помочь несколькими лёгкими ударами молотка.
Теперь настаёт самый ответственный момент – дело в том, что сейчас шпала находится немного ниже нужного уровня и для того чтобы её зафиксировать к рельсам, концы нужно немного приподнять. Это обычно делают при помощи рычага, подставляя гвоздодёр и наступая на него ногой. Здесь по всем правилам нужно два человека, хотя опытные путейцы превосходно справляются с этим в одиночку.
Надеваем на рельс упор и забиваем костыли
Забив по одному костылю с каждой стороны, наживляем в отверстия остальные гвозди и, не вынимая рычага из-под конца шпалы, забиваем их (с наружной стороны два, а с внутренней – три костыля). После этого засыпаем по периметру щебень и подбиваем его под них обратной стороной гвоздодёра.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что размеры — вес деревянной шпалы не имеют большого значения в процессе монтажа. Это больше сказывается во время их транспортировки вручную, когда её нужно принести или притянуть к месту монтажа.
Недостатки изделия
У рассматриваемого пиломатериала есть и явный недостаток. Это неприятный запах из-за фенольных испарений, содержащихся в креозоте. Запах, конечно, со временем выветривается (в течение примерно 50 лет), но обычно приходится принимать необходимые меры для его локализации. К ним относятся следующие:
Порой эти меры не действенны. И поэтому шпалы в качестве строительного материала для жилого дома почти не используются.
Они чаще идут на сооружение хозяйственных построек (бань, сараев, хозблоков). При строительстве этих объектов они неплохи как стройматериал, учитывая подходящий вес и размеры стандартной железнодорожной пропитанной деревянной шпалы.
Содержание статьи
21.02.2020Egor11
Классификация деревянных шпал по типам
Они подразделяются на следующие группы, в зависимости от назначения:
Рассматриваемые нами опорные элементы используются в первом и во втором случае соответственно, а значит их геометрия и эксплуатационные характеристики должны быть строго стандартизированы.