для каких социальных регуляторов характерны общеобязательность нормативность и формальная
Для каких социальных регуляторов характерны общеобязательность нормативность и формальная определенность
1. Для какого социального регулятора характерны следующие признаки: общеобязательность, формальная определенность, предоставительно-обязывающий характер, охраняемое государством правило поведения?
а) для корпоративных норм;
б) для норм права;
г) для всех социальных норм.
2. К какой правовой системе относится национальная система права Франции?
а) романо-германской;
в) мусульманское право;
3. Какая отрасль права относится к частному праву:
б) конституционное право;
в) гражданское право;
г) финансовое право.
4. Государственные органы по принципу разделения властей классифицируют на:
а) высшие и местные;
б) законодательные, исполнительные, судебные;
в) легальная и незаконная;
г) правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.
5. К признакам нормы права относится.
а) возможность применения в случае нарушений принудительной силы государства;
б) обеспечение принципа справедливости;
в) презумпция невиновности;
г) обеспечение равенства всех перед законом и судом.
6. Можно ли принудительно лишить гражданина РФ гражданства РФ?
б) да, по решению Президента РФ;
в) нет;
г) можно, по решению суда.
7. Пассивное избирательное право гражданина РФ-это право быть.
а) назначенным в государственный орган;
б) избранным в партийный орган;
в) наблюдателем в выборочной кампании;
г) избранным в государственный орган.
8. У каких субъектов права одновременно возникает правоспособность и дееспособность:
а) у юридических лиц;
б) у физических и юридических лиц;
в) у физических лиц;
г) у физических лиц с достижением совершеннолетия.
а) должностные лица;
г) представители исполнительной власти.
10. Некоммерческие юридические лица имеют право заниматься предпринимательской деятельностью:
а) да, лишь поскольку это необходимо для выполнения их уставных задач;
в) да, во всех случаях;
г) да, по решению суда.
11. Уголовное законодательство Российской Федерации устанавливает, что уголовной ответственности по общему правилу подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления:
а) восемнадцатилетнего возраста;
б) шестнадцатилетнего возраста;
в) четырнадцатилетнего возраста;
г) двадцатиоднолетнего возраста.
12. Какое преступление следует считать совершенным в состоянии аффекта:
а) совершенное из-за ревности;
б) совершения преступления лицом, которое могло в полной мере осознавать фактический характер своих действий и руководить ими в силу психического расстройства;
в) совершения преступления лицом, которое вследствие отставания в псих. развитии, не связанного с психическим расстройством, не способно в полной мере осознавать фактический характер своих действий;
г) совершение преступления в состоянии сильного душевного волнения.
13. Не является гарантией обеспечения прав граждан на труд:
а) равенство трудовых прав граждан;
б) свободный выбор вида деятельности;
в) компенсации материальных расходов, в связи с направлением в другую местность;
г) расовая принадлежность.
14. Общей совместной собственностью супругов является:
а) имущество, нажитое супругами, а также имущество, полученное супругами во время брака в дар или по наследству;
б) имущество супругов, а также имущество несовершеннолетних детей, проживающих совместно с родителями;
в) только имущество, нажитое супругами в браке, если иной режим имущества не установлен договором между ними;
г) имущество, полученное супругами во время брака в дар или по наследству.
а) Конституционного суда РФ;
в) Президента РФ;
г) Правительства РФ.
16. Какое право относится к политическим правам:
б) право избирать и быть избранным;
в) право на личную неприкосновенность;
г) право на свободу передвижения.
17. Государственная Дума РФ формируется.
а) только путем выборов, проводимых по партийным спискам ;
б) путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании;
в) только путем выборов по однопартийным округам;
г) путем выборов через выборщиков.
18. Такие административные взыскания, как исправительные работы и административный арест, назначаются:
а) органами внутренних дел;
б) судом;
в) административными комиссиями;
г) специальными надзорными органами.
19. По действующему законодательству предпринимательской признается:
а) деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли;
б) деятельность, направленная на разовое извлечение прибыли;
в) деятельность, направленная на любое извлечение прибыли, как разовое, так и систематическое;
г) деятельность, приводящая к получению разовых доходов в качестве побочных заработков.
20. Какова система Уголовного кодекса РФ?
а) систему УК образует совокупность норм;
б) систему УК образуют диспозиции и санкции статей УК;
в) систему УК составляют все нормы уголовно-правового характера независимо оттого, включены они в него или еще нет;
г) УК состоит из двух частей: Общей и Особенной.
б) признаков преступления;
в) состава преступления;
г) противоправного деяния.
22. Что определяет ставка:
а) предмет работы;
в) сроки выполнения работы;
23. Правоспособность граждан возникает:
а) с момента рождения,
в) с момента достижения совершеннолетия,
г) с момента устройства на работу.
24. Императивные нормы устанавливают.
а) вариант поведения, но при этом представляют субъектам возможность урегулировать;
б) свои отношения по собственному усмотрению;
в) обязательное правило поведения, отступать от которого недопустимо;
г) возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.
25. Правонарушения подразделяются на.
а) преступления и проступки
Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.
1. Общая теория права
1.1. Понятие и сущность права.
1.2. Источники права. Нормы права.
1.3. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность.
1.4. Российское право и «правовые семьи».
1.1. Понятие и сущность права
Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.
Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости
В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.
Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.
Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.
Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.
С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.
Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.
Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (“если-то-иначе”), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).
Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.
Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.
Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты
Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.
Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.
Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.
Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.
Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:
1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),
2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.
Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.
Следует выделить также следующие функции права:
Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.
Воспитательная функция. связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.
Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.
Норма права
Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.
Содержание
Признаки нормы права
Правовые нормы имеют следующие признаки:
Структура нормы права
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.
Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:
В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:
Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:
Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.
В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).
Изложение правовых норм в нормативных актах
Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
Излагая правило поведения, законодатель может:
Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:
1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);
2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);
3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта).
Классификации норм права
Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:
Нормы, источники, реализация права. Типология правовых систем современности
Социальные нормы. Понятие, сущность, принципы, содержание и функции права
1.1. Психологические начала правового регулирования выделял:
1.2. Основной принцип права – это …
b) презумпция невиновности;
f) формальная определённость.
d) социальное предсказание;
f) правила проведения строительных работ. (*)
1.4. Право, по своей сути, всегда предполагает …
a) фактическое равенство;
b) формальное равенство; (*)
c) возможность фактического неравенства; (*)
d) возможность формального неравенства;
e) тесную связь со справедливостью. (*)
1.6. Корпоративные нормы – это…
a) совокупность норм и правил поведения, регулирующих отношения между людьми и их объединениями;
b) правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих;
c) установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях общественных объединений, основанных на членстве, для реализации и достижения целей их функционирования; (*)
d) нормы, возникшие стихийно, исторически, выполняемые большинством населения в силу сложившейся привычки.
1.7. Для каких социальных регуляторов характерны общеобязательность, нормативность и формальная определенность:
a) для правовых норм; (*)
b) для моральных норм;
c) для корпоративных норм;
d) для обычаев и ритуалов.
1.8. Историческая школа права …
a) отрицает возможность существования единого для всех народов права;
b) различает позитивное и интуитивное право;
c) утверждала, что право саморазвивается и складывается подобно языку и нравам; (*)
d) рассматривает право как элемент надстройки над экономическим базисом общества.
1.9. Укажите ненормативные социальные регуляторы:
b) обычаи и ритуалы;
f) социальное предсказание; (*)
1.10. Компоненты, включающие в себя соотношение между правом и моралью, – это…
a) единство, различие, взаимодействие, противоречия; (*)
b) различие, конфликты, коллизии, противоречия;
c) единство, взаимодействие, противоречия, конфликт;
d) тождество, противоречие, конфликты.
1.11. Право и мораль: общее и различное.
a) право и мораль упорядочивают и организуют общественные отношения; (*)
b) одинаково воздействуют на сознание и поведение людей;
c) определяют границы должных и возможных поступков субъектов. (*)
a) у права и морали разные объекты регулирования;
b) они не всегда одинаково оценивают поступки людей; (*)
c) различаются по способам их формирования, времени возникновения, устойчивости. (*)
1.12. «Узкое» (монистическое) понимание права:
a) это включение в понятие права правосознания и правоотношений;
b) это определение права как системы действующих в государстве юридических норм; (*)
c) это понимание права через деятельность правоохранительных органов государства.
1.13. «Широкое» (плюралистическое) понимание права:
a) право рассматривается как особое свойство самих общественных отношений, мера свободы личности; (*)
b) право –это система норм, действующих в государстве и закреплённых в специальных актах;
c) предполагает различение права и закона. (*)
1.14. Представители какого теоретического направления определяли право через юридическую деятельность:
1.15. Соотношение права и государства предполагает следующие подходы :
1.16. В рамках какого исторического типа права впервые утвердился принцип: «Все равны перед законом и судом»:
1.17. Укажите основные способы воздействия на поведение людей:
1.18. Выберите из перечисленных ниже социальных норм самые консервативные:
1.19. Логическое содержание права – это…
a) применение неравного масштаба к равным людям;
b) применение равного масштаба к равным людям;
c) применение равного масштаба к неравным людям; (*)
d) применение неравного масштаба к неравным людям.
1.20. »Право – это возведённая в закон воля господствующего класса», – утверждали…
a) Дж. Локк и Т. Гоббс;
b) А. Августин и Ф. Аквинский;
c) К. Маркс и Ф. Энгельс; (*)
d) К. Савиньи и Ф. Пухта.
1.21. «Вся совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правил и норм, которые выработало человечество в процессе своей практической деятельности и которыми люди руководствуются, вступая во взаимоотношения друг с другом и природой», называется…
b) системой нормативного регулирования; (*)
c) системой законодательства;
d) правовой системой.
1.22. Правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку, обозначается понятием …
1.23. Право отличается от социальных норм первобытного общества:
a) общеобязательной нормативностью, формальной определенностью;
b) институциональностью, обеспеченностью государственным принуждением;
c) всем перечисленным выше плюс различимость прав и обязанностей; (*)
1.24. “На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило вначале выражается в обычае, затем становится законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение, – публичная власть, государство”.
1.25. Какую теорию происхождения и сущности права отстаивали Фома Аквинский и Ж. Маритен?
b) естественно-правовую (естественного права);
1.26. “Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права и выражающие его сущность’’, называются …
a) принципами права; (*)
b) признаками права;
d) ценностями права.
1.27. К специально-юридическим функциям права относятся …
1.28. «Право – это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства». Данное определение относится к одному из следующих подходов правопонимания:
b) к психологическому;
d) к социологическому.
1.29. «Совокупность всех действующих в данном государстве юридических норм» называется…
a) субъективным правом;
c) правовой системой;
d) объективным правом.
1.30. «Главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе», – это …
1.31. Характерные черты охранительной функции права – это …
a) влияние на волю субъектов угрозой санкции, установление запретов, реализация юридической ответственности; (*)
b) установление позитивных правил поведения, предоставление субъективных прав и возложение юридических обязанностей;
c) формирование глубокого внутреннего уважения к праву, законности и правопорядку; (*)
d) обеспечение взаимосвязи права и иных социальных норм.
1.32. Возведение в абсолют роли права и других правовых средств – отличительная черта …
a) конструктивной критики;
b) правового релятивизма;
c) правового идеализма; (*)
d) правового фетишизма.
1.33. К социальным функциям права следует отнести:
2.1. Выделите признаки нормы права:
a) охраняется от нарушений принудительной силой государства; (*)
c) выражена в форме закона или подзаконного нормативного акта; (*)
d) обеспечивает равенство всех перед законом и судом;
2.2. Укажите юридическую структуру правовой нормы:
b) запрещено всё, что не разрешено;
c) гипотеза, диспозиция, санкция; (*)
d) “всем, к кому это относится”.
2.3. Основные элементы структуры юридической нормы – это…
a) гипотеза, преюдиция, санкция;
b) гипотеза, диспозиция, санкция; (*)
c) преамбула, диспозиция, санкция;
d) фикция, диспозиция, санкция.
2.4. Виды гипотез правовых норм:
b) относительно определённые;
2.5. Виды санкций правовых норм:
b) абсолютно определённые; (*)
d) относительно определённые. (*)
2.6. Виды диспозиций правовых норм:
2.7. Элемент правовой нормы, в котором предусмотрены определённые нежелательные для субъекта последствия материального, физического, психического характера, называется…
2.8.“Совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны”, называется…
b) правовой системой; (*)
c) системой законодательства;
d) механизмом правового регулирования.
2.9. Какая категория служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей правовой культуры?
a) Национальная правовая система.
b) Группа правовых систем.
d) Национальная система права.
2.10. Характерные черты романо-германской (континентальной) правовой системы:
a) основной источник права – доктрина;
b) рецепция (восприятие, заимствование) римского права. Основные источники права — нормативные акты. Деление права на частное и публичное; (*)
c) за судебными органами согласно законам признается право на нормотворчество;
d) основные источники права – правовой обычай и труды известных юристов.
2.11. Современное российское право по характеру доминирующих источников ближе…
a) к религиозно-традиционной правовой системе;
b) к романо-германской (континентальной) правовой системе; (*)
c) к англосаксонской правовой системе;
d) к социалистической правовой системе.
2.12. Найти соответствие:
а) соблюдение права; а) активная форма реализации права;
b) использование права; b) пассивная форма реализации права;
c) исполнение права; c) форма активного и творческого
обеспечения субъектом своих законных интересов.
2.13. Выделите формы реализации права:
2.14. По степени обязательности нормы права делятся на:
a) императивные и диспозитивные; (*)
b) обязывающие и запрещающие;
c) нормы-дефиниции и нормы-декларации;
d) общие и специальные.
2.15. Особой формой реализации права является …
a) исполнение права;
c) применение права; (*)
d) злоупотребление правом.
2.16. Субъекты правоприменения:
a) граждане, иностранцы, лица без гражданства;
e) администрация предприятия.
2.17. На какой стадии правоприменения его субъекты обращаются к теории доказательств:
a) на стадии исследования фактических обстоятельств дела; (*)
b) на стадии толкования норм права;
c) на стадии вынесения решения компетентным органом или должностным лицом;
d) на стадии правовой квалификации
2.18. Основные признаки правоприменения:
a) особый (властный) субъект; (*)
b) это деятельность по созданию правовых норм;
c) деятельность по вынесению индивидуально-конкретных предписаний; (*)
d) осуществляется в определенных процедурных формах; (*)
e) результаты оформляются индивидуальным правовым актом. (*)
2.19. Выделите два самостоятельных компонента толкования норм права:
2.20. Назовите первые исторические способы толкования права в России:
2.21. Назовите существенное отличие актов применения права от нормативно-правовых актов:
a) обладают высшей юридической силой;
b) содержат государственно-властное веление, направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений; (*)
c) могут быть однократного и длящегося действия;
d) содержат нормы первичного, исходного характера.
2.22. Правоприменительные акты могут быть …
a) основными и вспомогательными; (*)
c) правоохранительными и исполнительными; (*)
d) коллегиальными и единоличными; (*)
e) императивными и диспозитивными.
2.23. Аналогия права – это …
a) совокупность мыслительных операций, совершаемых субъектом в целях уяснения смысла правовых норм;
b) решение конкретного неурегулированного правом случая на основании общих начал – смысла законодательства; (*)
c) решение конкретного дела при наличии пробела на основании сходной, наиболее близкой по содержанию нормы;
d) форма реализации права, при которой субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права.
2.24. Режим законности диктует следующие требования к использованию аналогии (права или закона):
a) использование аналогии допустимо только в случае отсутствия или неполноты правовых норм; (*)
b) решение дела по аналогии предполагает обращение к законодательству, целям и принципам права, а только потом поиск соответствующей нормы в актах соответствующей отрасли;
c) решение по аналогии недопустимо в уголовном праве. (*)
2.25. Источниками права являются:
b) учебник по теории государства и права;
c) труды известных юристов (в Древнем мире); (*)
d) Коран (в мусульманской правовой семье); (*)
f) нормативный указ президента; (*)
g) любой указ президента.
2.26. «Прямое действие Конституции РФ» предполагает, что …
a) Конституция превращается в мощный практический инструмент воздействия на конкретные общественные отношения, поведение людей; (*)
b) ссылка на какой-либо текущий закон становится необязательной; (*)
c) Конституция максимально защищена от поправок и необдуманных изменений;
d) в принятии иных нормативно-правовых актов теперь нет необходимости.
2.27. Выделите современные источники права:
b) нормативно-правовые акты; (*)
e) правовые прецеденты; (*)
f) нормативный договор. (*)
2.28. Укажите главные признаки закона:
a) применяется в особом порядке, установленном президентом;
b) обладает высшей юридической силой; (*)
c) создается в особом порядке в результате деятельности государственных органов или в результате референдума; (*)
d) издается правительством.
2.29. Corpus Juris Canonica – это …
a) кодификация римского права;
b) светское право в Новое время;
c) результат переплетения права и религии в Средневековье; (*)
d) название обычаев.
2.30. Назовите наиболее распространенный в настоящее время источник права:
b) нормативно-правовой акт; (*)
c) судебный (административный) прецедент;
d) нормативный договор.
2.31. Что видный английский юрист Р. Уолкер (работающий в традициях прецедентного права) определяет как «применяемое к правовым вопросам, возникающим в связи с установленными судом фактами, правоположение, на котором основано решение»:
a) obiter dicta (попутно сказанное);
2.32. По мнению Рене Давида, действие правового обычая возможно при следующих условиях:
a) признание его президентом страны;
b) признание его обществом в качестве правового; (*)
c) использование обычая в судебной практике;
d) большой “возраст обычая”; (*)
e) он не должен противоречить публичному порядку. (*)
2.33. Основные признаки нормативно-правового акта:
a) систематизация и иерархия; (*)
b) закрепляет давно сложившиеся отношения, правила, вошедшие в привычку народа;
c) это официальный документ, созданный компетентными органами; (*)
d) создаются в договорном порядке;
e) издаются исключительно парламентами государств.
a) решение суда по конкретному делу, которому придан нормативный характер;
b) любой нормативно-правовой акт;
c) правило, ставшее привычным в том или ином обществе, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением;
d) обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти.(*)
2.35. Виды подзаконных актов в современной России:
a) Указ Президента РФ; (*)
c) постановления городской Думы; (*)
d) Конституции субъектов Федерации;
e) Постановления Правительства. (*)
2.36. В результате действия какого источника права в правовой системе сложилась ситуация, которую западноевропейский правовед профессор А.Л. Гудхарт охарактеризовал так: «. судья – раб прошлого и деспот будущего, он связывает поколения судей, которые будут ему наследовать»: