для каких запасов бухгалтер должен создать резерв на снижение стоимости в бюджетном учреждении
Пора создавать резерв под снижение стоимости материальных запасов
|
lenecnikolai / Depositphotos.com |
Такое понятие, как резерв под снижение стоимости материальных запасов, был введен положениями Стандарта «Запасы», применяемого с 2020 года. Однако формирование такого резерва и порядок его отражения на счетах бухгалтерского учета не были урегулированы до недавних изменений в Инструкцию № 157н. Поправки в этой части применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета начиная с 2021 года.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Следовательно, отчетность за 2020 год считаем возможным формировать без создания резерва под снижение стоимости материальных запасов.
Обратите внимание: положения Стандарта «Обесценение» и Стандарта «Резервы. » на порядок формирования резервов под снижение стоимости матзапасов не распространяются. Такой резерв создается только в соответствии с нормами Стандарта «Запасы».
Отличительной особенностью резерва под снижение стоимости материальных активов является отсутствие какого-либо согласования его формирования, тогда как решение о признании убытка от обесценения актива, являющегося государственным или муниципальным имуществом, принимается в порядке, аналогичном для принятия решения о списании такого имущества.
С 1 января 2021 года счет 114 00 «Обесценение нефинансовых активов» дополнен аналитическим кодом 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов», и теперь для отражения в учете резерва под снижение стоимости материальных запасов предназначены следующие счета аналитического учета:
Так по каким же материальным запасам нужно создавать резерв под снижение стоимости?
Резерв под снижение стоимости материальных запасов создается только по субсчетам «Товары» и «Готовая продукция, биологическая продукция» и только при условии, что нормативно-плановая стоимость/ цена материальных запасов для целей распоряжения/реализации в течение отчетного периода снизилась и балансовая стоимость больше, чем нормативно-плановая стоимость.
Периодически, но не реже, чем на каждую отчетную дату, балансовая стоимость материальных запасов, предназначенных для реализации или распространения безвозмездно или за плату за символическую плату, сравнивается с нормативно-плановой стоимостью/ценой, установленной на соответствующий отчетный период
Резерв под снижение стоимости относится на финансовый результат текущего отчетного года и создается в разрезе единиц бухгалтерского учета материальных запасов.
Инструкциями №№ 162н, 174н и 183н в новых редакциях предусмотрен следующий порядок отражения в учете операций с резервом под снижение стоимости материальных запасов:
Резерв под снижение стоимости материальных запасов
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
Порядок формирования резерва под снижение стоимости материальных запасов в государственных (муниципальных) учреждениях предусмотрен СГС «Запасы»[1]. В статье разберемся, в каких случаях формируется указанный резерв и как он отражается в бухгалтерском учете и отчетности автономных учреждений?
В каких случаях необходимо формировать резерв?
Резерв под снижение стоимости материальных запасов (далее – резерв под снижение стоимости) формируется в отношении материальных запасов, предназначенных для реализации либо распространения безвозмездно или за символическую плату[2], на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась (п. 32 СГС «Запасы»).
Исходя из положений указанного пункта и методических рекомендаций Минфина[3] резерв под снижение стоимости может формироваться только в отношении не реализованных на конец отчетного периода материальных запасов, относящихся к группам «Товары» «Готовая продукция, биологическая продукция».
Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме от 27.01.2020 № 02‑06‑10/4743, для определения резерва под снижение стоимости отчетным периодом для сравнения нормативно-плановой стоимости названных материальных запасов с их балансовой стоимостью считается год.
Поскольку СГС «Запасы» начал действовать с 2020 года, положения данного стандарта в целях определения резерва под снижение стоимости подлежат применению по итогам 2020 года при наличии указанной категории материальных запасов.
Каков порядок формирования резерва?
Согласно п. 31 СГС «Запасы» периодически, но не реже чем на каждую отчетную дату балансовая стоимость материальных запасов, предназначенных для реализации или распространения безвозмездно или за символическую плату, сравнивается с нормативно-плановой стоимостью (ценой) для целей распоряжения (реализации) (ценой продажи), установленной на соответствующий отчетный период.
В случае если балансовая стоимость материальных запасов выше нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи), формируется резерв под снижение стоимости в размере разницы между указанными показателями стоимости. Сумма резерва относится на финансовый результат текущего отчетного периода.
Резерв под снижение стоимости подлежит уменьшению в случае:
1) выбытия материальных запасов, по которым был образован резерв;
2) увеличения в последующих отчетных периодах нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальными запасами, под снижение стоимости которых был создан резерв.
Уменьшение резерва под снижение стоимости относится на финансовый результат в уменьшение расходов текущего отчетного периода, но не более суммы резерва под снижение стоимости, отраженного на начало отчетного периода.
Резерв под снижение стоимости создается в разрезе единиц бухгалтерского учета материальных запасов, установленных учреждением в соответствии с п. 8 СГС «Запасы».
Напомним, согласно указанному пункту учреждения в учетной политике (единой учетной политике при централизованном ведении учета) закрепляют единицы бухгалтерского учета материальных запасов в зависимости от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования. Единицей запасов могут являться:
При этом в отношении разных видов (групп) материальных запасов в учетной политике могут быть предусмотрены разные единицы учета запасов.
Каков порядок отражения суммы резерва в бухгалтерском учете и отчетности?
В настоящее время инструкциями № 157н[4], 183н[5] не предусмотрены счета для отражения операций по формированию резерва под снижение стоимости.
В Письме № 02‑06‑10/4743 были даны пояснения о том, что в течение 2020 года в рабочие планы счетов для учреждений бюджетной сферы будут внесены необходимые уточнения, в том числе по операциям для отражения резерва под снижение стоимости.
Согласно подготовленным проектам изменений в инструкции № 157н, 183н для учета резерва под снижение стоимости Минфин планирует ввести счет 114 80 000. Проекты приказов о внесении изменений в указанные инструкции размещены на сайте regulation.gov.ru.
Таким образом, предполагается, что в бухгалтерском учете формирование резерва под снижение стоимости будет осуществляться по аналогии с начислением убытков от обесценения активов, когда соответствующие изменения будут внесены в инструкции
№ 157н, 183н.
Что касается отражения указанного резерва в бухгалтерской отчетности, необходимо отметить следующее. Согласно п. 32 СГС «Запасы» материальные запасы, в отношении которых сформирован резерв под снижение стоимости, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода за вычетом величины указанного резерва. Из этого пункта следует, что в Инструкцию № 33н[6] также будут внесены изменения, поскольку в настоящее время в балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) не предусмотрено отражение показателя уменьшения стоимости материальных запасов с учетом их обесценения.
Кроме того, в п. 44 СГС «Запасы» предусмотрено, что сумма начисления резерва под снижение стоимости и сумма уменьшения названного резерва подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения.
Порядок формирования резерва под снижение стоимости предусмотрен в СГС «Запасы».
Согласно указанному федеральному стандарту, а также методическим рекомендациям Минфина резерв под снижение стоимости формируется только в отношении материальных запасов по счетам 105 06 000 «Товары», 105 07 000 «Готовая продукция» и только при условии, что нормативно-плановая стоимость (цена) материальных запасов для целей распоряжения (реализации) в течение отчетного периода (года) снизилась и балансовая стоимость больше нормативно-плановой стоимости.
Резерв под снижение стоимости создается в разрезе единиц бухгалтерского учета материальных запасов и отражается в учете на конец отчетного периода (года) в размере разницы между нормативно-плановой стоимостью для целей распоряжения (реализации) (или ценой продажи) и балансовой стоимостью материальных запасов. Сумма резерва относится на финансовый результат текущего отчетного года.
Резерв под снижение стоимости подлежит уменьшению в случае:
В бухгалтерском балансе на конец отчетного периода материальные запасы, в отношении которых формировался резерв под снижение стоимости, отражаются за вычетом резерва.
Однако в настоящее время порядок отражения таких резервов в бухгалтерском учете и отчетности пока еще не урегулирован в инструкциях № 157н, 183н, 33н.
Таким образом, автономным учреждениям необходимо будет формировать резерв под снижение стоимости по итогам 2020 года при наличии у них указанной категории материальных запасов и только тогда, когда будут внесены соответствующие поправки в названные инструкции.
[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.
[2] По незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами.
[3] Методические рекомендации по применению СГС «Запасы», доведенные Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02‑07‑07/58075.
[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
[6] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.
Резервы предстоящих расходов в бухгалтерском учете учреждения
Автор: Сергей Сверчков, методист Департамента проектов внедрения и консалтинга компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, декабрь 2020.
Зачастую бухгалтеры учреждений государственного сектора не придают значения учету резервов предстоящих расходов. А государство тем временем ввело СГС для того, чтобы резервы формировались верно и своевременно. Поэтому рассказываем про порядок учета резервов предстоящих расходов, и в том числе про его отражение в программе «1С».
Резервы предстоящих расходов
Резервы предстоящих расходов — сведения о резервируемых средствах на расходы, которые предназначены для использования в будущих периодах.
Обратите внимание: часто бухгалтера при работе с резервами не разделяют два понятия: резерв предстоящих расходов и расходы будущих периодов. Необходимо отметить, что расходы будущих периодов — это уже начисленные учреждением суммы, где размер и признание по периоду в бухгалтерском учете определены. Резервы предстоящих расходов — нет четкой суммы и времени исполнения.
Приказом Минфина РФ от 30.05.2018 №124 утвержден СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (далее СГС «Резервы»). Данный стандарт регламентирует работу с резервами предстоящих расходов учреждений государственного сектора начиная с 01.01.2020.
С целью корректного применения стандарта «Резервы» следует дополнительно руководствоваться методическими рекомендациями к СГС «Резервы», изложенными в письме Минфина России от 05.08.2019 №02-07-07/58716.
Стандарт «Резервы» определяет следующие виды резервов:
По претензиям, искам.
Например, учреждение является одной из сторон судебного разбирательства. По предположению собственной юридической службы есть высокая доля опасения, что решение скорее всего не удовлетворят.
По реструктуризации.
Например, в учреждении планируется провести реструктуризацию. Формирования резерва в части реструктуризации может включать: расходы на консультационные услуги для организации процесса реструктуризации; прекращение договора аренды помещения, а как следствие — расходы за неустойку; сокращение штата сотрудников, что приведет к затратам на переобучение/перемещение оставшихся работников.
По гарантийному ремонту.
Например, учреждение занимается производством и продажей товаров, оказанием услуг. После продажи товара или оказания услуги возможны случаи наступления гарантийных обязательств в части гарантийного ремонта или гарантийного обслуживания. В целях равномерного списание расходов для выполнения гарантийных обязательств учреждение формирует соответствующих резерв.
По убыточным договорным обязательствам.
Например, учреждение арендует помещение, но в деятельности использует его частично, тем самым убыточно.
По демонтажу и выводу основных средств из эксплуатации.
Например, учреждение создает объект, который в дальнейшем будет демонтирован и участок, где он располагался, восстановлен.
Обратите внимание: важно учесть, что при возникновении и формировании резервов должны соблюдаться следующие критерии их признания (п. 9 стандарта «Резервы»):
у учреждения есть обязанность, сформированная в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
для исполнения сформированной обязанности необходимо будет выбытие активов;
размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;
от действий учреждения не зависят момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер.
Также стоит обратить внимание, что существуют резервы, которые определены отдельными НПА:
резерв под снижение стоимости материальных запасов (регулируется СГС «Запасы», утвержден приказом Минфина РФ от 07.12.2018 №256н, действует с 01.01.2020);
Например, учреждение бюджетной сферы реализует товары, которые с течением времени утратили свои первоначальные свойства полностью либо частично, или рыночные цены на аналогичные товары снизились. Реализация товара происходит по цене ниже балансовой стоимости или безвозмездно.
резерв по сомнительным долгам (регулируется СГС «Доходы», утвержден приказом Минфина РФ от 27.02.2018 №32н, действует с 01.01.2019);
резерв на оплату отпуска сотрудников в будущем периоде (в 2020 г. — Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 №157н; начиная с 01.01.2021 — СГС «Выплаты персоналу», утвержден приказом Минфина РФ от 15.11.2019 №184н).
Например, учреждение создает резерв в текущем году для использования в будущем, который служит для выплат накапливаемых отпусков, компенсаций за неиспользованные отпуска, взносов во внебюджетные фонды.
Учреждение вправе вносить изменения или списывать суммы резервов на текущую дату, на дату составления отчетности или реорганизации. Изменение сумм производится на основе инвентаризации, утвержденной учетной политикой.
Стоит обратить внимание на то, что произвести расходы из сформированного резерва в учете можно только на те цели и обязательства, для которых он и был сформирован. Полное или частичное списание резервов осуществляется при признании расходов и (или) при признании кредиторской задолженности по выполнению обязательства, по которому резерв был создан (п. 28 СГС «Резерв»).
Резерв, в случае если он не был израсходован в текущем году, переносится на следующий год с учетом статьи расходов.
Учетная политика
Например, учреждение принимает решение о формировании резерва предстоящих расходов. В данном случае важно, чтобы данное решение было зафиксировано в учетной политике учреждения. В учетной политике необходимо определить:
виды резервов, которые будут создаваться в учете;
дату создания резерва;
порядок формирования резерва.
Бухгалтерские проводки
В бухгалтерском учете государственного учреждения для учета резервов используется счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (пункте 302.1 Инструкции №157н).
Пример отражения бухгалтерских операций по резервам в государственном учреждении:
Дт 0 401 20 200 (0 109 00 000) – Кт 0 401 60 000
Изменена сумма резерва при проведении инвентаризации/ переоценке:
Дт 0 401 20 200 (0 109 00 000) – Кт 0 401 60 000 (метод «красное сторно»)
Начисление расчетов по обязательствам за счет сумм резервов:
Дт 0 401 60 000 – Кт 0 302 00 73Х (0 303 00 73Х)
Отражение в «1С»
Для ведения аналитического учета по видам резервов в типовом решении «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2, предназначен справочник «Резервы и оценочные обязательства» («Справочники» — «Резервы и оценочные обязательства»).
Изначально содержание справочника «Резервы и оценочные обязательства» не заполнено. Пользователь самостоятельно заполняет справочник данными по резервам предстоящих расходов в соответствии с учетной политикой учреждения.
Данный справочник используется в качестве аналитического показателя учета счета 0 401 60 000 (рис. 1).
Отражение операций по учету, изменению и списанию резервов используется документ «Операция (бухгалтерская)».
Для отражения резервов по отпускам сотрудников следует использовать специальный документ «Начисление резервов по отпускам» из раздела «Учет и отчетность».
В табличной части документа необходимо заполнить вкладку «Оценочные обязательства» в части детализации начислений. На вкладке «Бухгалтерская операция» выбрать вид резерва (рис. 2).
Документ формирует печатную форму бухгалтерской справки (ф. 0504833).
Резерв под обесценение запасов. Зачем он нужен?
Минфин России своим приказом от 15.11.2019 № 180н утвердил Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», вступающий в силу с составления бухгалтерской отчетности за 2021 год (п. 2 Приказа № 180н).
И в новом ФСБУ больше внимания уделено обесценению запасов по сравнению с ПБУ 5/01.
Автор, вот уже более сорока лет занимающийся (то успешно, то не очень) бухгалтерским учетом, считал эту тему — обесценение запасов и начисление резерва под него — чисто теоретической примочкой. Мол, это имеет значение только для каких-нибудь умников, озабоченных написанием очередной статьи при работе над диссертацией. А вот для бухгалтера-практика заниматься этим нет никакого смысла, поскольку никакой пользы для организации эта информация не несет.
И получилось, как в старом анекдоте: — И только на третий день Чингачгук заметил, что у амбара, в котором он томился в плену у бледнолицых, нет одной стены.
Плюс к этому информация по обесценению запасов и начисленному резерву позволит дать руководству аргументированный ответ на вечный вопрос: — А где деньги?
Сразу замечу, что для относительно мелких фирм, не имеющих больших товарных запасов на складах, рассматриваемая проблема не будет актуальной. Точно также не стоит ей заморачиваться и тем организациям, в которых исторически сложилось (также и с подачи руководства), что любое написание цифр на бумаге — прямая обязанность бухгалтерии: — Это вам надо, вот вы и считайте. А когда премия будет?
А вот для организации, где указание главного бухгалтера (пусть он и в единственном числе) значит зачастую больше, чем приказ директора (хотя, возможно, кто-то скажет, что это фантастика, и так не бывает), информация, думаю, может быть важной.
И хотя ФСБУ 5/2019 написан ну очень мудрено, попытаемся перевести более-менее понятно.
Запасы организации оцениваются на отчетную дату, то есть по состоянию на 31 декабря (или чаще) по наименьшей из следующих величин:
Это написано в п. 28 ФСБУ 5/2019.
В п. 25 ПБУ 5/01 было примерно то же самое, только с использованием термина «текущая рыночная стоимость».
В п. 29 ФСБУ 5/2019 дается расшифровка понятия «чистая стоимость продаж», которой признается предполагаемая цена, по которой организация может продать запасы в том виде, в котором обычно продает их в ходе обычной деятельности, за вычетом предполагаемых затрат, необходимых для их производства, подготовки к продаже и осуществления продажи.
Почему надо было написать именно так умно, а не как раньше: — текущая рыночная стоимость? Лично мне не особенно понятно, большого различия не увидел.
Вот дальше уже интереснее:
— При этом за чистую стоимость продажи запасов, отличных от готовой продукции, товаров, (то есть сырья, материалов, полуфабрикатов, незавершенного производства) принимается величина, равная приходящейся на данные запасы доле предполагаемой цены, по которой организация может продать готовую продукцию, работы, услуги, в производстве которых используются указанные запасы.
Вот это уже, на мой взгляд, перебор. Зачем такие сложные расчеты, и кто ими будет заниматься?
Хотя потом послабление:
— если определение указанной величины является затруднительным, (а оно в 99,9999% таковым и будет) за чистую стоимость продажи запасов, отличных от готовой продукции, товаров, может быть принята цена, по которой возможно приобрести (ну, или продать) аналогичные запасы по состоянию на отчетную дату.
Таким образом, прихожу к выводу, что между чистой стоимостью продаж и текущей рыночной стоимостью, других разниц, кроме логофилических (пардон), филологических, не выявлено.
И следующий порядок действий.
По результатам проведенной в конце года инвентаризации запасов* — сырья, материалов, товаров, продукции, незавершенного производства — надлежит установить не только сумму выявленных излишков и недостач, но и количество запасов, долгое время лежащих без движения.
*О необходимости проведения реальной, как минимум ежегодной, инвентаризации запасов лишний раз говорить не будем. Без нее и успешная организация довольно быстро может остаться ни с чем.
И в зависимости от того, как давно были приобретены или произведены данные запасы (полгода, год, или еще раньше, это оптимально закрепить в учетной политике), и какова их сегодняшняя реальная стоимость (это уже должны сообщить господа снабженцы, менеджеры по закупкам и продажам, или как там они еще называются) бухгалтерия начисляет резерв под обесценение проводками:
Дебет счета 91-2 Кредит счета 14.
В налоговом учете расходы по его начислению не признаются. Следовательно, возникает вычитаемая временная разница и ведущая к начислению отложенного налогового актива:
Дебет счета 09 Кредит счета 68-04.
И при очередном разборе полетов начальство затянет в очередной раз всю ту же старую песню о главном: — А где деньги?
Главбух имеет возможность ответить уже вполне аргументировано — с паролями, адресами и явками.
В марте прошлого года для производства продукции (или выполнения работ) по заявке производственников нам было нужно закупить материала А на сумму полтора миллиона рублей. Приобретено было с запасом, на два миллиона. Фактически было израсходовано на миллион двести тысяч. Остаток на восемьсот тысяч до сих пор лежит на складе, и его продажей никто не занимался. Сейчас за него можно взять, как сказали в отделе закупок (справка прилагается), тысяч пятьсот, максимум шестьсот. В итоге, мы излишне отвлекли из оборота полтора года назад восемьсот тысяч, и потеряли минимум двести вследствие того, что вовремя не продали.
Расчет потребности был утвержден господином (гражданином, товарищем) Ивановым, договор на поставку — Петровым.
Вот Иванов с Петровым (если они еще работают) и должны объяснить руководству, почему и зачем они приобрели товар, 40% которого осело мертвым грузом.
А бухгалтерия здесь никакой вины не несет. Она только учитывает.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь