для какого произведения горького характерна композиция рассказ в рассказе
Тест по творчеству М.Горького для 11 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по творчеству М Горького
1. Основоположником какого направления в литературе является М.Горький?
2. Героем какого рассказа Горького является Лойко Зобар?
3. Для какого произведения Горького не характерна композиция «рассказ в рассказе»,
4. Кому из героев пьесы «На дне» принадлежит фраза : «Человек-это звучит гордо!»
5. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?
6. Кому из персонажей пьесы «На дне» принадлежат слова:
-«Шум- смерти не помеха»
-«Когда труд –обязанность, жизнь-рабство»
-«Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают»
-«Не любо-не слушай, а врать не мешай»
Бубнов, Сатин, Лука, Барон
Номер материала: ДБ-684086
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
А 1. Для какого произведения Горького характерна композиция «рассказ в рассказе»?
Вариант
А. 1. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности. Какое произведение Горького не соответствует этому положению:
А.) «Старуха Изергиль»;
Б.) «Девушка и смерть»;
А 2. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?
А 3. Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?
А 4. Укажите верное определение понятия «лирический герой»:
А.) Изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ.
Б.) Лицо, выступившее в печати без указания своего имени или псевдонима.
В.) Образ героя в произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Он не идентичен образу автора.
А. 5. Определите художественное средство, используемое Есениным в строчке «Рассвет рукой прохлады росной сшибает яблоки зари».
А.6. Кому посвящен цикл А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»?
А 7. Какую престижную литературную премию получил И. Бунин в 1933 году, став первым русским писателем-лауреатом этой премии?
Г.) Литературную премию «Ясная Поляна»
А 8. Какой рассказ А. Куприна носит название драгоценного камня?
А.) Агатовый браслет
Б.) Рубиновый браслет
В.) Гранатовый браслет
Г.) Изумрудный браслет
А 9. Как назывался первый опубликованный сборник стихов А. Ахматовой?
А 10. В какой поэме А.Ахматовой отражен опыт жены и матери «врагов народа»?
А.11. Соотнесите имена героев, составляющих современный мир Москвы 30-ых годов и Ершалаимский мир в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
4. Маргарита; 5. Понтий Пилат; 6.Марк Крысобой.
А12. Каковы особенности композиции произведения Булгакова «Мастер и Маргарита»?
А.) Кольцевая композиция;
В.) Нарушение хронологического порядка развития действия;
Г.) Параллельное развитие четырех сюжетных линий.
А 13. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?
А.) Иешуа – новый царь Иудеи, воздвигнувший новый Храм;
Б.) Речь идет не о вере, а об Истине;
В.) Автор передает смысл библейской притчи.
А 14. Укажите жанр, к которому принадлежит произведение М.А. Шолохова «Судьба человека».
А 15. В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:
А.) Первой мировой войны;
Б.) гражданской войны;
В.) Великой Отечественной войны;
Г.) установления советской власти.
А 16. Фамилия Натальи до замужества в романе- эпопее «Тихий Дон»:
А 17. С какой целью вводит Шолохов в роман- эпопею «Тихий Дон» батальные сцены?
А.) Показать героизм народа;
Б.) Показать, что делает с человеком война;
В.) Поднять дух народа;
Г.) Показать бессмысленность войны.
А 18. Герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»:
А.) Собирательный образ;
Б.) Историческая личность;
В.) Автобиографический образ.
А 19. Какое из произведений не принадлежит А. И. Солженицыну:
В.) «Колымские рассказы»;
Г.) «Один день Ивана Денисовича».
А 20. Какова тематика произведений В. М. Шукшина?
Г.) Производственная тематика.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
В.2 Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг?
В.3. Укажите стихотворные размеры данных стихотворений
В чистом поле тень шагает. Б.) Даль подернулась туманом,
Песня из лесу несется, Чешет тучи лунный гребень.
Лист зеленый задевает, Красный вечер за куканом
Желтый колос окликает, Расстелил кудрявый бредень.
За курганом отдается
В.2. Как называется повтор одного и того же слова в начале соседних стихотворных строк («Нарисуй. Нарисуй. )?
В.3. Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую он произносит в ответ на слова другого персонажа?
Часть С. Дайте полный развернутый ответ на проблемные вопросы.
1) Раннее творчество М.Горького. Автор и его герой (по нескольким произведениям)
2) Тема революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
3) Философские вопросы в прозе И. А. Бунина (на примере 1-2 произведений по выбору экзаменуемого).
С 2
1) Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне». Авторская позиция и способы ее выражения в драме.
2) Своеобразие лирического героя поэзии О. Э. Мандельштама (на примере 2—3 стихотворений по выбору)
3) Дайте отзыв о самостоятельно прочитанном произведении современной литературы.
1) Современная авторская песня. Рассказать о творчестве одного из поэтов.
2) Основные мотивы лирики А.Блока. Прочитать наизусть и проанализировать одно из стихотворений (по выбору).
3) Трагедия революции и Гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».
1) Основные темы современной поэзии. Проанализировать одно из стихотворений.
2) Основные мотивы лирики В. Маяковского. Прочитать наизусть и проанализировать одно из стихотворений (по выбору).
3) Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».
1) Образ Руси в поэзии С. А. Есенина (на примере 2-3 стихотворений по выбору).
2) Человек и природа в современной литературе.
3) Тема творчества в лирике Б. Л. Пастернака (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
1) Основные мотивы лирики М.И. Цветаевой. Проанализировать одно из стихотворений (по выбору).
2) Тема России в лирике А. А. Блока (На примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3) Проблема нравственного выбор героя (По одному или нескольким произведениям современной литературы).
1) Человек на войне (Общая характеристика одного из произведений современной литературы).
2) Любимые страницы современной литературы.
3) Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
1) Изображение судеб народных в поэзии Н. А. Некрасова (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2) Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).
3) Образ русского труженика-солдата в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».
1) Изображение народного характера в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
2) Сатира В. В. Маяковского (на примере 2-3 произведений по выбору).
3) Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в (по выбору).
Вариант
А 1. Для какого произведения Горького характерна композиция «рассказ в рассказе»?
Б.) «Старуха Изергиль»;
А 2. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»?
А.3. Соотнесите название модернистского течения конца XIX — начала XX столетия и имена поэтов, к нему примыкавших:
Б.) акмеизм 1. Маяковский 2. Бальмонт 3. Ахматова 4. Есенин
Для какого произведения горького характерна композиция рассказ в рассказе
Ранние романтические рассказы
Романтизм Горького совмещает в себе и традиционные, и новые приемы. Сюжет его романтических произведений строится на основе противостояния двух идей, одна из которых несет ярко выраженную положительную оценку. Герои ранних произведений Горького, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения такие герои композиционно выделены и противопоставлены остальным («они стремятся жить, а не примиряться»). Это проявляется в их речи, стремлении к «вольной природе», в конфликте с обществом. Все это говорит об их сходстве с романтическими персонажами 19 века. В то же время герои Горького наделены новыми чертами: чертами «людей дна» (автор стремится к реалистическому описанию действительности).
К романтическим произведениям относсятся:
«Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Дед Архип и Ленька», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Емельян Пиляй», «однажды осенью».
Изображение и роль пейзажа
«Макар Чудра» (1892 год)
1. Композиция и содержание
Необычна и колоритна фигура старого цыгана. Говорит он почти афоризмами. В рассказанной им легенде декларируется его основная жизненная позиция: более всего он ценит свободу. О свободе он говорит поэтично и красиво, считая, что мало кто может оценить ее по достоинству.
«Старуха Изергиль» (1894 год)
1. Композиция и главная идея
«Песня о соколе» (1895 год)
1. Главная идея и главный образ
2. Изображение и значение пейзажа
Конспект семинара по мотивному анализу творчества М.Горького
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Тема: «ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ М.ГОРЬКОГО»
Тип, вид учебного занятия: семинар с элементами дискуссии
Цель – изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании творчества М.Горького средствами мотивного анализа произведений писателя.
— систематизировать и обобщить знания обучающихся по отечественной литературе конца 19- нач 20 вв.; актуализировать знания основных закономерностей историко-литературного процесса и черты литературных направлений данного периода при текстуальном изучении программных произведений М.Горького; в процессе мотивного анализа произведений автора стремиться к развитию читательской компетентности студентов;
— способствовать формированию метапредметных компетенций через приёмы: погружение в текст, решение проблемного вопроса, исследование, обсуждение темы выступления с сокурсниками, выявление диалогической природы словесного искусства, его общечеловеческого содержания;
— способствовать формированию информационной компетенции:
а) поиск и отбор необходимых источников информации; работа с ними (чтение, интерпретация, трансляция);
б) установление связей между этими компонентами и осознанное их поддержание при решении информационных задач собственной учебной деятельности через составление интеллект-карты по теме;
-приёмами мотивного анализа литературных текстов М.Горького и составления интеллект-карты способствовать преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечить погружение в культурную эпоху, формировать системно-целостный взгляд на мир.
Развивающая:
на основе изучения основного мотива художественных текстов М.Горького как художественной универсалии развить культурологический универсум студентов как читателей, способствовать развитию способности интерпретации (толкования) произведения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
— прививать обучающимся читательский литературный вкус, приобщать к основам и истокам отечественной литературы;
— способствовать формированию компетенции личностного самосовершенствования через формы самостоятельной учебной работы, её самооценки.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, ноутбук, проекционная аппаратура.
Не много найдется в мировой литературе и таких плодовитых писателей, каким был Горький. Он выступал во всех известных литературных жанрах. Многие произведения Горького, и не только раннего, и сегодня прочитываются с живейшем интересом, несмотря на изрядно подпорченный наш литературный вкус. Одна из его самых крупных и грандиозных по замыслу вещей — роман «Жизнь Клима Самгина», входящий в блистательный ряд с «Будденброки» и «Волшебной горой» Томаса Манна, «Сагой о Форсайтах» Д.Голсуорси, «Жаном-Кристофом» Ромена Роллана.
Сформулируем основную проблему нашего литературного исследования: ГРАФОМАН или ПИСАТЕЛЬ. Существует ли у Горького авторская идейно-художественная концепция?
Веками менялось представление о созданной из противоречия непознанной
до конца частичке жизни. Человек с рождения заключал в себе таинство вселенского бытия, идею торжества мысли и первозданного чувства. В философской этике человек обозначен как часть материального мира, обладающая духовностью. Неоднозначно воспринимался человек в искусстве. Классицисты воспевали в своем творчестве силу характера, подвиги и деяния личности; сентименталисты открыли для себя красоту человеческого чувства; писатели-романтики прославляли богатство духовного мира человека, видели в стремлении к свободе залог его величия; для реалистов человек рожден идеей противоречия, которое словно вросло в его сущность. Теме человека посвятил ряд своих произведений М. Горький. Нам нужно соотнести повторяющиеся и меняющиеся элементов поэтики Горького, эволюцию основной темы творчества- ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА
В этих произведениях усложнение мотивов, их разветвление и обобщение в лейтмотивах, изменение функций слова отражают двойственность мира писателя, где духовное может становиться материальным (а материальное может обернуться духовным прозрением). Мотивы, проходя сквозь цепь «случайностей», становятся сюжетными и композиционными стержнями повествования, что позволит нам освоить особенности поэтики М.Горького – писателя, по сути, одной темы. Поэтому п оможет нам один из новых литературоведческих методов- мотивный анализ
Литературоведение рассматривает произведения не только в их отношении к автору, но и к воспринимающему сознанию. Методологическую основу этому обращению предоставляет герменевтика (от греч. разъясняю). В компетенцию герменевтики входят ключевые для литературоведения понятия «понимания», «интерпретации», «смысла», «диалогичности». Поможет нам избежать стереотипов в оценках М.Горького как писателя развитие теоретического и диалогического мышления читателя.
Цель нашего занятия – изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании творчества М.Горького средствами мотивного анализа произведений писателя (монографический подход).
1.Общая характеристика творчества М. Горького: монографический подход
2.Рассказ «Макар Чудра»: ницшеанские мотивы
3. Рассказ «Старуха Изергиль»: композиция, идейные мотивы, художественные средства романтизма и неоромантизма
4.Поэма «Человек»: мотив величия и трагизма человека
5. Мотивный анализ как условие комплексного литературоведческого анализа творчества писателя и повышения читательской культуры
6.Развитие горьковской концепции человека в пьесе «На дне».
Общая характеристика творчества М. Горького: монографический подход
2.Некоторые характеры выписаны, как это свойственно романтизму, резкими, контрастными, «черно-белыми» красками (приведите примеры). Однако, в отличие от настоящих романтиков, Горький поэтизирует не зло, а добро, поэтому отрицательные герои получают однозначное осуждение, что было в свое время свойственно классицизму.
3.Среди романтических характеров раннего Горького можно встретить наследника «лишнего человека» романтической эпохи — это Ларра, сын женщины и орла. Его, как и пушкинского Алеко, изгоняют цыгане, что символически означает отторгнутость от всего человечества.
Какие две концепции жизни, два представления о ней раскрывает писатель в ранних романтических рассказах?
Какова роль легенд в рассказе? Какой общей идеей объединяются все три части рассказа? Почему они расположены именно в таком порядке: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о себе, легенда о Данко?
В чём художественный смысл рассказа «Старуха Изергиль»?
Вопрос 2: Рассказ «Макар Чудра»: ницшеанские мотивы
Итак, вековые устои рухнули. Кругом социальные потрясения. Царя можно свергнуть, «Бог умер!», «Материя исчезла», всеобщее обмещанивание затопило культуру.
Для культуры начала века вообще характерно свободное использование намеков без обязательной ссылки на конкретные имена. Так , Блок пользовался ницшевским понятием «музыка» («Слушайте музыку Революции!»), никак не отсылая читателя к Ницше, ибо предполагал безусловное знакомство с книгой «Рождение трагедии из духа музыки».
Какова роль пейзажа в начале рассказа «Макар Чудра»? В какой мир погружает читателя автор?
Во что верят герои рассказа? По каким правилам живут?
Чему противостоят герои Горького?
Как Лойко и Радда воспринимают свою любовь? Как относятся к возлюбенному (возлюбленной)?
Почему Горький в такой крайней форме трактует понятие «свобода»? Согласны ли вы с автором?
3. Рассказ «Старуха Изергиль»: композиция, идейные мотивы, художественные средства романтизма и неоромантизма
В чём особенность композиции рассказа «Старуха Изергиль»?
Почему рассказ начинается именно с пейзажа? Понаблюдайте, как Горький рисует образы неба и земли? В чём символическое значение вступительной части? Как она связана с последующими частями рассказа? Какую роль играет небо в жизни людей?
На кого делит всех людей старуха Изергиль? Кого сберегает в своей памяти? Почему?
Чем жила эта женщина, во имя чего? По каким принципам строила свою жизнь?
Прокомментируйте портрет Изергиль? Красота ушла, а что осталось взамен?
Как вы считаете, почему Изергиль видит в степи тень Ларры, но не видит искры от сердца Данко (их видит рассказчик)? Слово «тень» не раз упоминается в рассказе. Найдите эти эпизоды. Символом чего является «тень» в рассказе Горького?
В чём смысл жизни старухи Изергиль, изменился ли он в старости?
Каково происхождение Ларры? Сравните судьбу Ларры с судьбой его отца? Что общего и в чём различие?
Каково происхождение Данко? Что прославляет автор в Данко? Какая идея воплощена в образе этого героя?
Какую роль играет природа в рассказе о Данко?
Олицетворением чего является Данко?
В основу легенд о Ларре и Данко положены известные библейские сказания. Как известно, сопоставления и аналогии помогают глубже проникнуть в суть явлений. Сравните Легенду о Данко и библейскую легенду о Моисее, легенду о Ларре и библейскую легенду о Вечном Жиде. Что общего между горьковскими и библейскими героями? В чём их различие?
Оба героя гордые. В чём разница их гордости?
ВЫВОД : Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить истинную ценность человеческой личности. И упреком бескрылой, скучной жизни людей, упреком многим поколениям, без следа исчезнувшим с лица земли, звучат слова старухи Изергиль: “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые. не понимают жизни, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно”.
Виктор Макеев «Смерть Лойко и Радды»
Макеев «Ларра и толпа»
Ираклий Теидзе «Данко» (плакат 1941 г. «Родина-мать зовёт»)
Андрей Гончаров «Песнь о Соколе»
Ираклий Теидзе «Песнь о Соколе»
Вспомните историю Сокола. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают?
Вспомните историю Ужа. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают? В чём мудрость Ужа?
Какую истину знает Рагим и не смог познать каждый из героев песни?
I .ЗАДАНИЕ: Ницшеанские мотивы в раннем творчестве М. Горького
В таких рассказах, как «Макар Чудра», многие современные Горькому критики справедливо усматривали ницшеанские мотивы. Прежде всего это мечта о сильном и красивом сверхчеловеке будущего, который одновременно является возвращением к героическому человеку прошлого. Очевидно, что в полулегендарных персонажах Лойко Зобаре и Радде воплощаются не человеческие, а именно «сверхчеловеческие» ценности.
В связи с этим важно и противопоставление европейской «одряхлевшей» культуры «докультурному» архаическому сознанию, которое выражено в экзотических образах цыган, Рагима, старухи Изергиль или в мифологических образах Ларры, Данко, Сокола, Буревестника. Это архаическое сознание рассматривается Горьким в качестве своеобразного идеала. (В чём смысл жизни героев Горького?)
К ницшеанским мотивам относится и символическое противопоставление «неба» и «земли», на котором строится конфликт в притче об Уже и Соколе. Гимн «безумству храбрых» стилистически созвучен самому знаменитому из известных тогда в России сочинений Ницше — «Так говорил Заратустра» (кстати, стиль раннего Горького очень напоминает стиль русского перевода этого философско-поэтического трактата). Ницшеанской по духу является критика обывательской толпы, символически изображенной как «племя» в сюжете о Данко. Глубоко символично, что эти люди боялись идти в бой, потому что при них оставались «заветы», и если бы погибло все племя, то вместе с ним погибли бы и «заветы». Данко — воплощение исторического и метафизического дерзновения (революции), это герой, который не боится принести в жертву даже «заветы». Толпа, по мысли автора, не достойна такого героя, как Данко. Это выражается в поступке человека из толпы, наступившего на горящее сердце Данко.
Если учитывать ницшеанскую основу художественного мира раннего Горького, то можно сказать, что в рассказе «Старуха Изергиль» читателю предлагается как отрицательный (Ларра), так и положительный (Данко) образы «сверхчеловека». Где-то в промежутке между ними располагаются старуха Изергиль (более или менее связанная с реальным миром) и условно-символическое «племя» из легенды. В Ларре, Данко и племени воплощаются не реальные, а потенциальные возможности человека. Путь старухи Изергиль — пример реализации этих разнообразных возможностей. ( Найдите в биографии старухи Изергиль примеры отражения морали Ларры, Данко или «племени».)
ВЫВОД: Из всего этого можно понять, что вопрос о «ницшеанстве » раннего (и не только раннего) Горького весьма сложен. Легко заметить, что и в более поздних произведениях он не забывал о Ницше. Например, название самого известного цикла горьковской публицистики « Несвоевременные мысли » заставляет вспомнить о « Несвоевременных размышлениях» (в другом переводе — «Несвоевременные мысли») Ницше.
М. Горький призывает изжить в себе пугливого мещанина, выйти навстречу буре, стать сверхчеловеком. Этот горьковский призыв синонимичен чеховскому стремлению « выдавить из себя раба ». Горький призывает к Абсолютной свободе.
Например, мы несвободны. Нас связывает страх. Перед родителями учеников, администрацией, страх осуждения, боязнь завтрашнего голода. М. Горький призывает все это преодолеть – стать выше, стать свободным, подобно Буревестнику.
4.Поэма «Человек»: мотив величия и трагизма человека
Джованни Пико делла Мирандола РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА (1486 год)
Я прочитал, уважаемые отцы, в писании арабов, что когда спросили Абдаллу Сарацина, что кажется ему самым удивительным в мире, то он ответил, что ничего нет более замечательного, чем человек. Этой мысли соответствуют и слова Меркурия: «О Асклепий, великое чудо есть человек!» Когда я размышлял о значении этих изречений, меня не удовлетворяли те многочисленные аргументы в пользу превосходства человеческой природы, которые приводят многие: человек есть посредник между всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими, истолкователь природы в силу проницательности ума, ясности мышления и пытливости интеллекта, промежуток между неизменной вечностью и текущим временем, узы мира, как говорят персы, Гименей, стоящий немного ниже ангелов, по свидетельству Давида.
Все это значительно, но не главное, что заслуживает наибольшего восхищения. Почему же мы не восхищаемся в большей степени ангелами и прекрасными небесными хорами? В конце концов, мне показалось, что я понял, почему человек является самым счастливым из всех живых существ и достойным всеобщего восхищения и какой жребий был уготован ему среди всех прочих судеб, завидный не только для животных, но для звезд и потусторонних душ. Невероятно и удивительно! А как же иначе? Ведь именно поэтому человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения. Но что бы там ни было, выслушайте, отцы, и снисходительно простите мне эту речь.
Завершив все дела, как свидетельствуют Моисей и Тимей, задумал Бог-творец, наконец, сотворить человека. Уже все было завершено; все было распределено по высшим, средним и низшим сферам. И установил, наконец, лучший творец, чтобы для того, кому не смог дать ничего собственного, стало общим все то, что было присуще отдельным творениям. Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные ».
В Архиве А.М.Горького хранится следующий набросок к неосуществлённой части поэмы — о мещанине: «Маяк, пылающий во мраке жизни, как некий огненный цветок, рождённый Мыслью, завоеватель мира — Человек — горит далеко впереди людей и освещает им дорогу к совершенству — а в отдалении от него, рассчитывая каждый шаг и осторожно озираясь, следит за ним действительный хозяин всей земли, благоразумный и почтенный Мещанин. Он далеко отстал от Человека и не может подойти ближе к нему, ему невыгодна эта близость, она — опасна, беспокойна и тяжела. Его руки и ноги окованы цепями собственности, и он всегда заботливо увеличивает длину и тяжесть своих цепей, потому что — только под их гнётом он чувствует себя независимым. Он — благоразумен. Гордое сознание внутренней свободы чуждо его серенькой и узкой душе, он понимает только независимость от своего соседа и хочет только ограждения своих личных и имущественных прав.
Его небольшое сердце тесно набито миленькими вожделениями — жаждой удобства, покоя, стремлением к сытости, почёту, он хочет полноты желудка и души, и в этой полноте он видит — своё счастье.
Спокойно, не спеша, он следует за Человеком и всё, что тот открывает и находит на своем пути, — берёт себе, рассматривает, ценит и — применяет к жизни.
И если Человек похитит огонь с небес — Мещанин освещает этим огнём свою спальню или пользуется им как средством передвижения, не бросая в то же время старого и удобного способа подвигаться к своему благополучию — езды верхом на шее ближнего.
Человек, в поисках души вещей, воздух превращает в жидкость. Мещанин лечит этой жидкостью свой катар, Человек исследует жизнь звука — Мещанин делает для своего развлечения граммофон, а таинственными лучами, которые проникают сквозь тела вещей, — освещает карманы и пазухи рабочих, оберегая свою собственность от расхищения.
И во всём Мещанин делает существование Человека полезным или забавным для себя. Он любит, чтобы в доме у него стояла прочная, удобная мебель, а в голове были крепкие, надёжные истины, за которыми он мог бы хорошо укрыть себя от напора новых веяний мысли. И потому он всегда торопится сделать из смелых догадок Человека что-нибудь полезное для своего обихода — именно его работе жизнь обязана такой массой заблуждений и предрассудков, которые он считает истинами испытанной прочности. Ему гораздо удобнее веровать — он хочет жить спокойно — и он не любит мыслить, потому что Мысль неустанно ищет и творит, исследует созданное ею и — разрушает, и вновь творит ».
Мещанин — городской обыватель. Изначально понятие «мещанство» имело сугубо социально-экономический смысл. В дореволюционной России так называли мелкую городскую буржуазию. В России до 1917 года — человек, входящий в мещанское сословие, состоявшее из мелких домовладельцев, горожан и ремесленников. С середины XIX века, после выхода комедии Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве », в данный термин начали вкладывать морально-эстетический и политико-идейный смысл.
Как вы думаете, почему Горький отказался от первоначального замысла?
В чём смысл жизни Человека? Каков его путь?