для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

Библиотека постов MEDSTATISTIC об анализе медицинских данных

Ещё больше полезной информации в нашем блоге в Инстаграм @medstatistic

Критерии и методы

t-КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА ДЛЯ НЕЗАВИСИМЫХ СОВОКУПНОСТЕЙ

– общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на распределении Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках.

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдентаУильям Госсет

1. История разработки t-критерия

Данный критерий был разработан Уильямом Сили Госсетом для оценки качества пива в компании Гиннесс. В связи с обязательствами перед компанией по неразглашению коммерческой тайны, статья Госсета вышла в 1908 году в журнале «Биометрика» под псевдонимом «Student» (Студент).

2. Для чего используется t-критерий Стьюдента?

t-критерий Стьюдента используется для определения статистической значимости различий средних величин. Может применяться как в случаях сравнения независимых выборок (например, группы больных сахарным диабетом и группы здоровых), так и при сравнении связанных совокупностей (например, средняя частота пульса у одних и тех же пациентов до и после приема антиаритмического препарата). В последнем случае рассчитывается парный t-критерий Стьюдента

3. В каких случаях можно использовать t-критерий Стьюдента?

Для применения t-критерия Стьюдента необходимо, чтобы исходные данные имели нормальное распределение. Также имеет значение равенство дисперсий (распределения) сравниваемых групп (гомоскедастичность). При неравных дисперсиях применяется t-критерий в модификации Уэлча (Welch’s t).

При отсутствии нормального распределения сравниваемых выборок вместо t-критерия Стьюдента используются аналогичные методы непараметрической статистики, среди которых наиболее известными является U-критерий Манна — Уитни.

4. Как рассчитать t-критерий Стьюдента?

Для сравнения средних величин t-критерий Стьюдента рассчитывается по следующей формуле:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

5. Как интерпретировать значение t-критерия Стьюдента?

Полученное значение t-критерия Стьюдента необходимо правильно интерпретировать. Для этого нам необходимо знать количество исследуемых в каждой группе (n1 и n2). Находим число степеней свободы f по следующей формуле:

После этого определяем критическое значение t-критерия Стьюдента для требуемого уровня значимости (например, p=0,05) и при данном числе степеней свободы f по таблице (см. ниже).

Сравниваем критическое и рассчитанное значения критерия:

6. Пример расчета t-критерия Стьюдента

Решение: Для оценки значимости различий используем t-критерий Стьюдента, рассчитываемый как разность средних значений, поделенная на сумму квадратов ошибок:

Источник

Библиотека постов MEDSTATISTIC об анализе медицинских данных

Ещё больше полезной информации в нашем блоге в Инстаграм @medstatistic

Критерии и методы

ПАРНЫЙ t-КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА

– одна из модификаций метода Стьюдента, используемая для определения статистической значимости различий парных (повторных) измерений.

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдентаУильям Госсет

1. История разработки t-критерия

t-критерий был разработан Уильямом Госсетом для оценки качества пива в компании Гиннесс. В связи с обязательствами перед компанией по неразглашению коммерческой тайны, статья Госсета вышла в 1908 году в журнале «Биометрика» под псевдонимом «Student» (Студент).

2. Для чего используется парный t-критерий Стьюдента?

3. В каких случаях можно использовать парный t-критерий Стьюдента?

Основным условием является зависимость выборок, то есть сравниваемые значения должны быть получены при повторных измерениях одного параметра у одних и тех же пациентов.

Как и в случае сравнения независимых выборок, для применения парного t-критерия необходимо, чтобы исходные данные имели нормальное распределение. При несоблюдении этого условия для сравнения выборочных средних должны использоваться методы непараметрической статистики, такие как G-критерий знаков или Т-критерий Вилкоксона.

Парный t-критерий может использоваться только при сравнении двухвыборок. Если необходимо сравнить три и более повторных измерений, следует использовать однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) для повторных измерений.

4. Как рассчитать парный t-критерий Стьюдента?

Парный t-критерий Стьюдента рассчитывается по следующей формуле:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

5. Как интерпретировать значение t-критерия Стьюдента?

Интерпретация полученного значения парного t-критерия Стьюдента не отличается от оценки t-критерия для несвязанных совокупностей. Прежде всего, необходимо найти число степеней свободы f по следующей формуле:

После этого определяем критическое значение t-критерия Стьюдента для требуемого уровня значимости (например, p для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

3. Найдем среднее квадратическое отклонение разностей от средней по формуле:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

4. Рассчитаем парный t-критерий Стьюдента:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

Источник

Основные статистические критерии. t-критерий Стьюдента

В целях проведения качественного исследования и получения достоверных результатов для дальнейшего анализа и принятия окончательного решения используют различные способы, методы и инструменты. Порой бывает неважно, в какой научной области или отрасли действует автор. Важно лишь грамотно подобрать и использовать необходимые критерии. Одними из таких универсальных параметров являются так называемые статистические критерии, среди которых особое внимание следует уделить t-критерию Стьюдента.

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

В целях проведения качественного исследования и получения достоверных результатов для дальнейшего анализа и принятия окончательного решения используют различные способы, методы и инструменты. Порой бывает неважно, в какой научной области или отрасли действует автор. Важно лишь грамотно подобрать и использовать необходимые критерии. Одними из таких универсальных параметров являются так называемые статистические критерии, среди которых особое внимание следует уделить t-критерию Стьюдента.

Что это такое?

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдентаЭтапы проведения исследования

t-критерий Стьюдента – это статистический метод исследования, позволяющий производить сравнение параметров из двух разных выборок, областей. По результатам такого анализа исследователь может делать вывод о сходстве или различии анализируемых объектов. Данный метод успешно используется как в повседневной жизни, так и в различных областях науки (психология, математика, экономика и пр.) и отраслях.

t-критерий Стьюдента чаще всего используется в целях установления взаимосвязи между элементами разных групп. Например, исследователь может анализировать поведение и состояние пациентов с хроническим заболеванием (например, сахарный диабет второго типа) и здоровых людей или имеющих сахарный диабет первого типа и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы применения t-критерия Стьюдента

При использовании t-критерия Стьюдента важно, чтобы объекты исследования или анализируемые выборки были распределены равномерно и имели хотя бы минимальное взаимодействие: относились к одной и той же среде, выполняли одно и то же задание и пр. Данное правило называется принципом нормального распределения, когда изучаемые явления/процессы:

t-критерий Стьюдента лучше всего использовать в случаях, когда известны средние значения выборки. Например, эксперт намерен проанализировать средний возраст жителей Сибири и средний возраст россиян по стране. При использовании указанной статистической методики он сможет проверить гипотезу: продолжительность жизни в Сибири дольше, чем в среднем по стране. Для этого достаточно сравнить средние показатели по указанному региону и России. Если отклонений в возрасте не будет, то гипотеза считается верной. Если же будет выявлено некое различие, то важно рассчитать это отклонение.

Схема применения t-критерия Стьюдента выглядит следующим образом:

Чаще всего сравнивают средние показатели конкретного явления, процесса и пр. Для расчета этого критерия можно воспользоваться следующей формулой:

Как используется t-критерий Стьюдента в разных областях науки?

t-критерий Стьюдента – универсальное средство для анализа ситуации, позволяющее установить наличие связей между разными группами элементов. В частности, он успешно применяется в психологии и медицине при проведении различных экспериментов и наблюдений. Исследователи могут сравнивать две группы людей с одним и тем же заболеванием на разных стадиях. Например, первая группа – лица с первичным инсультом, вторая группа – лица со вторичным (неоднократным) инсультом. Гипотеза может быть любой: продолжительность жизни и после первичного инсульта выше чем после вторичного или физическая активность лиц с первичным заболеванием лучше, чем со вторичным и пр.

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдентаПрименение t-критерия Стьюдента в различных науках

Также t-критерий Стьюдента часто используется в экономике, когда требуется апробировать полученные исследователем результаты. Например, он может сравнивать показатели разных лет, выявлять их динамику и прогнозировать дальнейшее развитие событий (этих же показателей). Здесь автор эксперимента выдвигает гипотезу: анализируемые показатели увеличатся или наоборот уменьшатся.

Ярким примером применения t-критерия Стьюдента является следующая ситуация:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдентаРешение ситуации с помощью t-критерия Стьюдента

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

6.1 Параметрические критерии

В группу параметрических критериев методов математической статистики входят методы для вычисления описательных статистик, построения графиков на нормальность распределения, проверка гипотез о при­надлежности двух выборок одной совокупности. Эти методы основыва­ются на предположении о том, что распределение выборок подчиняется нормальному (гауссовому) закону распределения. Среди параметрических критериев статистики нами будут рассмотрены критерий Стьюдента и Фишера.

6.1.1 Методы проверки выборки на нормальность

Чтобы определить, имеем ли мы дело с нормальным распределением, можно применять следующие методы:

1) в пределах осей можно нарисовать полигон частоты (эмпирическую функцию распределения) и кривую нормального распределения на основе данных исследования. Исследуя формы кривой нормального распределения и графика эмпирической функции распределения, можно выяснить те параметры, которыми последняя кривая отличается от первой;

2) вычисляется среднее, медиана и мода и на основе этого определяется отклонение от нормального распределения. Если мода, медиана и среднее арифметическое друг от друга значительно не отличаются, мы имеем дело с нормальным распределением. Если медиана значительно отличается от среднего, то мы имеем дело с асимметричной выборкой.

3) эксцесс кривой распределения должен быть равен 0. Кривые с положительным эксцессом значительно вертикальнее кривой нормального распределения. Кривые с отрицательным эксцессом являются более покатистыми по сравнению с кривой нормального распределения;

4) после определения среднего значения распределения частоты и стандартного oтклонения находят следующие четыре интервала распределения сравнивают их с действительными данными ряда:

а) для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента— к интервалу должно относиться около 25% частоты совокупности,

б) для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента— к интервалу должно относиться около 50% частоты совокупности,

в) для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента— к интервалу должно относиться около 75% частоты совокупности,

г) для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента— к интервалу должно относиться около 100% частоты совокупности.

6.1.2 Критерий Стьюдента ( t-критерий)

Критерий позволяет найти вероятность того, что оба средних значения в выборке относятся к одной и той же совокупности. Данный критерий наиболее часто используется для проверки гипотезы: «Средние двух выборок относятся к одной и той же совокупности».

При использовании критерия можно выделить два случая. В первом случае его применяют для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух неза­висимых, несвязанных выборок (так называемый двухвыборочный t-критерий). В этом случае есть контрольная группа и экспериментальная (опытная) группа, количество испытуемых в группах может быть различно.

Во втором случае, когда одна и та же группа объектов порождает числовой матери­ал для проверки гипотез о средних, используется так называемый парный t-критерий. Выборки при этом называют зависимыми, связанными.

Статистика критерия для случая несвязанных, независимых выборок равна:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента(1)

где для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента, для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента— средние арифметические в эксперименталь­ной и контрольной группах,

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента— стан­дартная ошибка разности средних арифметических. Находится из формулы:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента, (2)

где n 1 и n 2 соответственно величины первой и второй выборки.

Если n 1= n 2, то стандартная ошибка разности средних арифметических будет считаться по формуле:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента(3)

где n величина выборки.

Подсчет числа степеней свободы осуществля­ется по формуле:

Далее необходимо срав­нить полученное значение t эмп с теоретическим значением t—рас­пределения Стьюдента (см. приложение к учеб­никам статистики). Если t эмп t крит, то гипотеза H 0 принимается, в противном случае нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.

Таблица 1. Результаты эксперимента

Первая группа (экспериментальная) N 1=11 человек

Вторая группа (контрольная)

12 14 13 16 11 9 13 15 15 18 14

13 9 11 10 7 6 8 10 11

Общее количество членов выборки: n 1=11, n 2=9.

Расчет средних арифметических: Хср=13,636; Y ср=9,444

Стандартное отклонение: s x=2,460; s y =2,186

По формуле (2) рассчитываем стандартную ошибку разности арифметических средних:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

Считаем статистику критерия:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

Сравниваем полученное в эксперименте значение t с табличным значением с учетом степеней свободы, равных по формуле (4) числу испытуемых минус два (18).

Табличное значение tкрит равняется 2,1 при допущении возможности риска сделать ошибочное сужде­ние в пяти случаях из ста (уровень значимости=5 % или 0,05).

Если полученное в эксперименте эмпирическое значение t превы­шает табличное, то есть основания принять альтернативную гипотезу (H1) о том, что учащиеся экспериментальной группы показывают в среднем более высокий уровень знаний. В эксперименте t=3,981, табличное t=2,10, 3,981>2,10, откуда следует вывод о преимуществе эксперимен­тального обучения.

Здесь могут возникнуть такие вопросы:

1. Что если полученное в опыте значение t окажется меньше табличного? Тогда надо принять нулевую гипотезу.

2. Доказано ли преимущество экспериментального метода? Не столько доказано, сколько показано, потому что с самого начала допускается риск ошибиться в пяти случаях из ста (р=0,05). Наш эксперимент мог быть одним из этих пяти случаев. Но 95% возможных случаев говорит в пользу альтернативной гипотезы, а это достаточно убедительный аргумент в статистическом доказательстве.

3. Что если в контрольной группе результаты окажутся выше, чем в экспериментальной? Поменяем, например, местами, сделав для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдентасредней арифметической эксперимен­тальной группы, a для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента— контрольной:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

Отсюда следует вывод, что новый метод пока не про­явил себя с хорошей стороны по разным, возможно, при­чинам. Поскольку абсолютное значение 3,9811>2,1, принимается вторая альтернативная гипотеза (Н2) о пре­имуществе традиционного метода.

В случае связанных выборок с равным числом измерений в каждой можно использовать более простую формулу t-критерия Стьюдента.

Вычисление значения t осуществляется по формуле:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента(5)

Sd вычисляется по следующей формуле:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента(6)

Если t эмп t крит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная.

Пример 2. Изучался уровень ориентации учащихся на художественно-эстети­ческие ценности. С целью активизации формирования этой ориентации в экспериментальной группе проводились бе­седы, выставки детских рисунков, были организованы по­сещения музеев и картинных галерей, проведены встречи с музыкантами, художниками и др. Закономерно встает вопрос: какова эффективность проведенной работы? С целью проверки эффективности этой работы до начала эксперимента и после давался тест. Из методических со­ображений в таблице 2 приводятся результаты небольшо­го числа испытуемых. [2]

Таблица 2. Результаты эксперимента

до начала экспери­мента (Х)

Вначале произведем расчет по формуле:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

Затем применим формулу (6), получим:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

И, наконец, следует применить формулу (5). Получим:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

Число степеней свободы: k =10-1=9 и по таблице При­ложения 1 находим tкрит =2.262, экспериментальное t=6,678, откуда следует возможность принятия альтерна­тивной гипотезы (H1) о достоверных различиях средних арифметических, т. е. делается вывод об эффективности экспериментального воздействия.

6.1.3 F — критерий Фишера

Критерий Фишера позволяет сравнивать величины выбороч­ных дисперсий двух независимых выборок. Для вычисления Fэмп нуж­но найти отношение дисперсий двух выборок, причем так, что­бы большая по величине дисперсия находилась бы в числителе, а меньшая – в знаменателе. Формула вычисления критерия Фи­шера такова:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента(8)

где для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента— дисперсии первой и второй выборки соответственно.

Так как, согласно условию критерия, величина числителя должна быть больше или равна величине знаменателя, то значе­ние Fэмп всегда будет больше или равно единице.

Чис­ло степеней свободы определяется также просто:

В Приложе­нии 1 критические значения критерия Фишера находятся по величинам k 1 (верхняя строчка таблицы) и k 2 (левый столбец таблицы).

Если t эмп> t крит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная.

Пример 3. В двух третьих классах проводилось тестирование умственного развития по тесту ТУРМШ десяти учащихся. [3] Полученные значения величин средних достоверно не различались, однако психолога интересует вопрос — есть ли различия в степени однородности показателей умственного развития между классами.

Решение. Для критерия Фишера необходимо сравнить дис­персии тестовых оценок в обоих классах. Резуль­таты тестирования представлены в таблице:

Рассчитав дисперсии для переменных X и Y, получаем:

Тогда по формуле (8) для расчета по F критерию Фишера находим:

для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Смотреть картинку для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Картинка про для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента. Фото для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

6.2 Непараметрические критерии

Сравнивая на глазок (по процентным соотношениям) результаты до и после какого-либо воздействия, исследователь приходит к заключению, что если наблюдаются различия, то имеет место различие в сравниваемых выборках. Подобный подход категорически неприемлем, так как для процентов нельзя определить уровень достоверности в различиях. Проценты, взятые сами по себе, не дают возможности делать статистически достоверные выводы. Чтобы доказать эффективность какого-либо воздействия, необходимо выявить статистически значимую тенденцию в смещении (сдвиге) показателей. Для решения подобных задач исследователь может использовать ряд критериев различия. Ниже будет рассмотрены непараметрические критерии: критерий знаков и критерий хи-квадрат.

6.2.1 Критерий знаков ( G-критерий)

Критерий предназначен для срав­нения состояния некоторого свойства у членов двух зави­симых выборок на основе измерений, сделанных по шка­ле не ниже ранговой.

Нулевая гипотеза формулируются следующим обра­зом: в состоянии изучаемого свойства нет значимых различий при первичном и вторичном измерениях. Альтернативная гипотеза: законы распределения величин X и У различны, т. е. состояния изучаемого свойства существенно раз­личны в одной и той же совокупности при первичном и вторичном измерениях этого свойства.

Ста­тистика критерия (Т) определяется следую­щим образом:

Пример 4. Учащиеся выполняли контрольную ра­боту, направленную на проверку усвоения некоторого понятия. Пятнадцати учащимся затем предложили электронное пособие, составленное с целью фор­мирования данного понятия у учащихся с низким уров­нем обучаемости. После изучения пособия учащиеся снова выполняли ту же контрольного работу, которая оценивалась по пятибалльной системе.

Результаты двукратного выполнения ра­боты представляют измерения по шкале по­рядка (пятибалльная шкала). В этих условиях возмож­но применение знакового критерия для выявления тенденции изменения состояния знаний учащихся после изучения пособия, так как выполняются все допуще­ния этого критерия.

Результаты двукратного выполнения работы (в бал­лах) 15 учащимися запишем в форме таблицы (см. табл. 1). [4]

Источник

Для какого типа шкал может рассчитываться t стьюдента

Критерий t Стьюдента направлен на оценку различий величин средних и двух выборок X и Y, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.

Рассмотрим сначала равночисленные выборки. В этом случае n1 = n2 = n, тогда выражение (9.2) будет вычисляться следующим образом:

В обоих случаях подсчет числа степеней свободы осуществляется по формуле:

где n1 и n2 соответственно величины первой и второй выборки.

Пример : Психолог измерял время сложной сенсомоторной реакции выбора

(в мс) в контрольной и экспериментальной группах. В экспериментальную группу (X) входили 9 спортсменов высокой квалификации. Контрольной группой (Y) являлись 8 человек, активно не занимающихся спортом. Психолог проверяет гипотезу о том, что средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора у спортсменов выше, чем эта же величина у людей, не занимающихся спортом.

Результаты эксперимента представим в виде табл. 9, в которой произведем ряд необходимых расчетов:

ГруппыОтклонение от среднегоКвадраты отклонения
XY
1504580— 22— 584843368
2560692345411562916
3420700— 10662112363844
460062174— 175476289
558064054— 229164
65305614— 77165929
7490680— 364212961764
858063054— 8291664
9470— 563136
Сумма47345104002863218174
Среднее526638

Разница по абсолютной величине между средними

Подсчет выражения дает:

Число степеней свободы = 9 + 8-2= 15. По табл. 17 приложения 6 для данного числа степеней свободы находим :

Строим «ось значимости»:

Таким образом, обнаруженные психологом различия между экспериментальной и контрольной группами значимы более чем на 0,]% уровне, или, иначе говоря, средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора в группе спортсменов существенно выше, чем в группе людей, активно не занимающихся спортом.

Вычисления значений осуществляется по формуле:

В свою очередь вычисляется по следующей формуле:

Пример: Психолог предположил, что в результате научения время решения эквивалентных задач «игры в 5» (т. е. имеющих один и тот же алгоритм решения) будет значимо уменьшаться. Для проверки гипотезы у восьми испытуемых сравнивалось время решения (в минутах) первой и третьей задач. Решение задачи представим в виде табл. 10.

№ испытуемых1 задача2 задача
14,03,01,01,0
23,53,00,50,25
34,13,80,30,09
45,52,13,411,56
54,64,9-0,30,09
66,05,30,70,49
75,13,12,04,00
84,32,71,62,56
Суммы37,127,99,220,04

Вначале произведем расчет по формуле:

Затем применим формулу:

И, наконец, следует применить формулу. Получим:

Строим «ось значимости»:

Измерение может быть проведено в шкале интервалов и отношений.

Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *