для какого типа текста характерны слова во первых я считаю во вторых итак наконец

Тест с ответами по теме: “Текст и его типы”

1. Отметьте фрагменты текстов-описаний:
а) Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.
б) Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.+
в) На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении.+
г) Большее количество птиц на юг улетают только потому, что им здесь не хватает пищи.

2. Отметьте, какие бывают типы текста:
а) Рукописный и печатный
б) Описание, рассказ, повесть
в) Описание, рассуждение, повествование+
г) Изложение, сочинение, диктант

3.Данную композиционную форму разделяют на:
а) расписание процессов
б) преувеличение предметов
в) описание процессов +

4. Схема текста-описания:
а) завязка, развитие действия, кульминация, развязка
б) признак, признак, признак+
в) тезис, доказательство, вывод

5. Выберите верный вариант. Наступила весна.. Солнце ярко светит на голубом небосклоне. Кругом тает снег. Звонко стучит капель. Всюду журчат весёлые ручейки. Появились подснежники.
а) Рассуждение
б) Повествование+
в) Описание
г) Это не текст

6. Характеристика текста:
а) основная мысль +
б) дополнительная мысль
в) второстепенная мысль

7. Характеристика текста:
а) смысловая нагрузка
б) смысловое начало
в) смысловая законченность +

8. Выберите верный вариант. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
а) Повествование
б) Рассуждение
в) Это не текст
г) Описание+

9. Данную композиционную форму разделяют на:
а) преувеличение предметов
б) описание пережитого +
в) расписание жизни и характеристик человека

10.Что является смысловым ядром текста?
а) тема +
б) понятие
в) читаемость

11. Чему присуще понятие «содержание высказывания»?
а) предложению
б) тексту +
в) слову

12. На что в большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих?
а) строк
б) абзацев
в) подтем +

13. Данную композиционную форму разделяют на:
а) расписание жизни и характеристик человека
б) преувеличение происходящего
в) описание жизни и характеристик человека +

14. С точки зрения языкознания описание — один из типов речи, рассказ о свойствах и признаках определенного предмета или:
а) действия
б) явления +
в) нет верного ответа

15. Характеристика текста:
а) количество символов
б) количество знаков препинания
в) замысел +

16. Отметьте тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь:
а) рассуждение +
б) повествование
в) описание

17. Отметьте схему текста-рассуждения:
а) завязка, развитие действия, кульминация, развязка
б) признак, признак, признак
в) тезис, доказательство, вывод+

18. Вопрос, на который отвечает текст-рассуждение:
а) что произошло?
б) какой предмет?
в) почему?+

19. Что есть у текста и это определено:
а) внешняя структура
б) внутренняя структура +
в) дополнительная структура

20. Чем является композиционная форма, которая применяется в литературоведении и лингвистике для подробной характеристики предметов или явлений в целях создания художественного образа?
а) описанием +
б) преувеличением
в) расписанием

21.Выберите, в каком типе текста рассказывается о каких-либо событиях, которые произошли:
а) Описание
б) Повествование+
в) Рассуждение
г) Рассказ

22. Данную композиционную форму разделяют на:
а) преувеличение предметов
б) описание предметов +
в) писание процессов

23. Вопрос, на который отвечает текст-повествование:
а) что произошло? +
б) какой предмет?
в) почему?

24. Определите тип речи, в котором описываются предметы, люди, животные, природа:
а) описание +
б) повествование
в) рассуждение

25. Выберите фрагменты текстов-рассуждений:
а) Василису назвали Премудрой, потому что она всё умела делать: испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковёр, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и называют Василису Премудрой.+
б) Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу.
в) На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении.
г) У меня есть компьютер. Друг он мне или враг? С одной стороны, я считаю, что компьютер – мой друг. Во – первых, это развивающие игры, во – вторых – это Интернет — источник информации. С помощью Интернета можно пообщаться с друзьями.+

26. Выберите, что такое монолог:
а) Разговор двух или более людей
б) Рассказ
в) Развёрнутое высказывание одного человека+
г) Искусство выступления перед публикой

27. Отметьте, из чего состоит текст:
а) Основная часть, концовка
б) Начало, основная часть, концовка+
в) Развязка, основная часть концовка
г) Не делится на части

28. Отметьте вопрос, на который отвечает текст- описание:
а) что произошло?
б) какой предмет? +
в) почему?

29. Определите схему текста-повествования:
а) завязка, развитие действия, кульминация, развязка+
б) признак, признак, признак
в) тезис, доказательство, вывод

30.Определите признаки, которые характерны для текста-рассуждения:
а) Признаки предмета
б) Рассказывается о чём-либо
в) Описание людей, животных, природы
г) Причины, доказательства+

Источник

Тест с ответами по теме: «Текст и его типы»

1. Отметьте тип текста, к которому вы отнесете сочинение на тему «Портрет лучшего друга»:
а) рассуждение
б) описание +
в) повествование

2. Укажите тип текста.
«Значит так. Вчера к нам прибежал Витька и сказал, что Милка уезжает. Всем табуном мы рванули на вокзал, чтобы попрощаться. А потом вернулись домой и долго обсуждали эту неприятную историю.»
а) описание
б) рассуждение
в) повествование+

3. Выберите верный вариант. Вчера я был в цирке и видел тигров.. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
а) Повествование
б) Описание
в) Это не текст
г) Рассуждение+

4. Выберите верный вариант. Наступила весна.. Солнце ярко светит на голубом небосклоне. Кругом тает снег. Звонко стучит капель. Всюду журчат весёлые ручейки. Появились подснежники.
а) Рассуждение
б) Повествование+
в) Описание
г) Это не текст

5. Выберите верный вариант. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
а) Повествование
б) Рассуждение
в) Это не текст
г) Описание+

6. Укажите тип текста: «Мама — самое священное слово на земле. Во-первых, человек рождается и умирает со словом мама.Во-вторых, хлебороб благодарит землю матушку. Называет её кормилицей.
В-третьих, раненый солдат, умирая, шепчет: «За Родину-мать».Таким образом, все самые дорогие святы-
ни названы и озарены именем матери.»
а) описание
б) повествование
в) рассуждение +

7. Какое название имеет самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, которое представлено читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов:
а) нарратив +
б) нурратив
в) нерратив

8. Тексты, выделяемые в зависимости от соответствующих стилей речи:
а) документальные
б) научные и художественные +
в) псевдонаучные

9. Завершённость высказывания связана с (о) … цельностью текста:
а) психологической
б) смысловой +
в) неразрывной

10. На сколько частей делится текст по типу?
а) 5
б) 4
в) 3 +

11. Чем является ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме?
а) размышлением
б) рассуждением +
в) пониманием

12. Такое количество главных членов предложения существует:
а) 3
б) 1
в) 2+
г) 4

13. Отметьте второстепенные члены предложения:
а) Приложение, дополнение, обстоятельство
б) Подлежащее и сказуемое
в) Приложение, дополнение, обстоятельство
г) Определение, дополнение, обстоятельство+

15. Как называется сочетание предложений, которые связаны по смыслу и грамматически:
а) словосочетание
б) текст +
в) предложение

16. «Книга! Как много интересного таят ее страницы! Открой книгу! И ты войдешь в мир сказок, легенд, открытий, путешествий. Книга- настоящее чудо. И это чудо надо беречь.»
Является ли это текстом?
а) да +
б) нет

17.Выберите тип речи, в котором говорится о действиях и событиях:
а) описание
б) повествование+
в) рассуждение

18. Отметьте, какими бывают предложения по цели высказывания:
а) Повествование, описание и рассуждение
б) Рассказ, повесть, описание
в) Повествовательные, вопросительные и побудительные+
г) Восклицательные и невосклицательные

19. Выберите верный вариант. Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города.. Хищники не прилетят сюда.. Яркий свет ослепляет их.
а) Это не текст
б) Описание
в) Повествование
г) Рассуждение+

20. Выберите фрагменты текстов-повествований:
а) Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу.+
б) Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.
в) Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.+
г) Василису назвали Премудрой, потому что она всё умела делать: испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковёр, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и называют Василису Премудрой.

21. Тексты, выделяемые в зависимости от соответствующих стилей речи:
а) обращенные
б) нечитабельные
в) разговорные и публицистические +

22. Тексты, выделяемые в зависимости от соответствующих стилей речи:
а) официально-деловые +
б) неофициальные
в) неофициально-деловые

23. Отметьте схему текста-рассуждения:
а) завязка, развитие действия, кульминация, развязка
б) признак, признак, признак
в) тезис, доказательство, вывод+

24. Вопрос, на который отвечает текст-рассуждение:
а) что произошло?
б) какой предмет?
в) почему?+

25. Схема текста-описания:
а) завязка, развитие действия, кульминация, развязка
б) признак, признак, признак+
в) тезис, доказательство, вывод

26. Выберите тип текста, для которого характерны слова: во-первых, я считаю, во-вторых, итак, наконец…
а) описание
б) рассуждение +
в) повествование

27. Выберите верный вариант. Вчера я был в цирке и видел тигров.. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
а) Повествование+
б) Описание
в) Рассуждение
г) Это не текст

28. Выберите верный вариант. Вчера я был в цирке и видел тигров.. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
а) Это не текст
б) Описание+
в) Рассуждение
г) Повествование

29. Определите признаки, которые характерны для текста-рассуждения:
а) Признаки предмета
б) Рассказывается о чём-либо
в) Описание людей, животных, природы
г) Причины, доказательства+

30. Выберите, какими бывают предложения по интонации:
а) Повествовательные и описательные
б) Восклицательные и невосклицательные+
в) Вопросительные и побудительные
г) Открытые и закрытые

Источник

Рассуждение как тип монологической речи

Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение, например:

«Все граждане Казахстана имеет право на образование.

В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о тех вечных истинах: любви, ненависти, жизни, смерти. Вот один из текстов- рассуждений, принадлежащий классику казахской литературы Абаю Кунанбаеву:

« Есть ли у человека что-либо дороже сердца? Но у нас, казахов, среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. Иных свойств этого благородного органа мы не различаем. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь». Включая в художественный текст рассуждение, писатель непосредственно высказывает свои мысли, взгляды, пытаясь не только художественно, но и философски осмыслить действительность.

Виды рассуждений

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста- рассуждения.

Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

При построении текстов- рассуждений следует опираться на следующие правила:

2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? Кажется искусственным и неуместным.

3. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось. дело в том. что. вот почему. вот. например. об этом свидетельствует такие факты, как. как выяснилось.

4. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения- объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты
легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

Приведем пример текста- рассуждения (рассуждение-доказательство):

для какого типа текста характерны слова во первых я считаю во вторых итак наконец. Смотреть фото для какого типа текста характерны слова во первых я считаю во вторых итак наконец. Смотреть картинку для какого типа текста характерны слова во первых я считаю во вторых итак наконец. Картинка про для какого типа текста характерны слова во первых я считаю во вторых итак наконец. Фото для какого типа текста характерны слова во первых я считаю во вторых итак наконец

Размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте. А могут и не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга:

1) экспозиция (подведение к проблемному вопросу);

2) система проблемных вопросов и ответы на них;

5. Методы обучения и преподавания: презентация, работа с текстом, работа в малых группах

1. Работа c текстом. Прочитайте текст. Определите главную мысль текста. Скажите, доказывает ее автор или объясняет. Обоснуйте свой ответ. Назовите языковые средства, присущие этому виду рассуждения.

2. Работа с текстом. Прочитайте текст, сформулируйте его тему и дайте заглавие. Найдите в тексте новые для вас слова и выясните по словарю значение этих слов.

Какими благими усилиями можно исправить человеческую природу? Что предпринять, чтобы человечество научилось жить в мире? Эти вопросы веками тревожат умы и совесть лучших из людей.

Многие ученые пытались изменить жизнь людей в лучшую сторону. Ими написано множество книг, выдвинуты самые различные идеи и мысли.

Я же убежден: ни одна из этих идей не в силах внести изменений в человеческую натуру.

По моему разумению, основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.

Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения. Только тогда можно питать надежду на исправление человека и человечества.

1) Какие структурные части текста-рассуждения здесь имеются?

2) Подумайте и ответьте на вопросы:

1. О чем говорится в тексте? 2. Почему текст начинается с вопросов? 3. Почему многих людей волнует эти проблемы? 4. Какие мысли и идеи об улучшении природы людей называют автор? 5. Какая точка зрения представляется мыслителю самой разумной? 3) Какой вид рассуждения преобладает в данном тексте? 4) Составьте к тексту вопросы проблемного характера. Ответьте на них.

Задание 2. Прочитайте текст, сформулируйте его тему и дайте заглавие. Найдите в тексте новые для вас слова и выясните по словарю значение этих слов.
Какими благими усилиями можно исправить человеческую природу? Что предпринять, чтобы человечество научилось жить в мире? Эти вопросы веками тревожат умы и совесть лучших из людей.

Многие ученые пытались изменить жизнь людей в лучшую сторону. Ими написано множество книг, выдвинуты самые различные идеи и мысли.
Некоторые из них утверждали, что человек может стать чище и совершеннее, познав природу Создателя вселенной, посвятив себя служению Богу. Другие предполагали, что достичь гармонии человеческого общества можно, упразднив правительство. Иные ратовали за всеобщую свободу, чтобы каждый мог жить по своему разумению и желанию. Если одни видели спасение человечества во всеобщем просвещении, другие пытались уравнять права богатых и бедных, третьи полагали, что человека можно изменить воспитанием.
Находились и такие, которые утверждали: поскольку сама жизнь на земле есть беспрерывная, беспощадная борьба за существование, люди должны жить, следуя этим законам.
Я же убежден: ни одна из этих идей не в силах внести изменений в человеческую натуру.
По моему разумению, основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.
Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения. Только тогда можно питать надежду на исправление человека и человечества.

1) Какие структурные части текста-рассуждения здесь имеются?
2) Подумайте и ответьте на вопросы: 1. О чем говорится в тексте? 2. Почему текст начинается с вопросов? 3. Почему многих людей волнует эти проблемы? 4. Какие мысли и идеи об улучшении природы людей называют автор? 5. Какая точка зрения представляется Мыслителю самой разумной? 3) Какой вид рассуждения преобладает в данном тексте? 4) Составьте к тексту вопросы проблемного характера. Ответьте на них.

Задание 3. Напишите сочинение-рассуждение «Моя будущая профессия». Начните работу с осмысления темы и подбора материала к основным (ключевым) вопросам: Что представляет собой моя будущая специальность? Какие характерные черты должны быть присущи человеку, имеющему такую профессию? В какое время мы живем? В ком из современников наиболее ярко отражены наиболее характерные черты человека моей профессии? Сделайте соответствующие выводы. Создавая текст, придерживайтесь указанной схемы:

1) экспозиция (подведение к проблемному вопросу);

2) система проблемных вопросов и ответы на них;

3) выводы.
Используйте языковые средства, характерные для данного типа речи. (см. таблицу в конце параграфа).

Задание 4. Составьте рассуждение на тему «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».
Основное содержание высказывания сформируйте по вопросам:
1) в чем причина, что многие любят все откладывать (недостаточное
чувства долга, легкомыслие, надежда на то, что можно успеть что-то «за один
присест», жажда удовольствий, нежелание работать, отсутствие воли)?
2) что вытекает, что следует из тех причин, которые указаны нами ниже (кто откладывает работу, тот удваивает тяжесть труда; многое, что не сделано вовремя, уже безвозвратно утеряно; отложенная работа выполняется всегда спешно, кое-как; настроение портится; теряется доверие преподавателей,
сокурсников, начальства: они обнаруживают вашу слабость)?

Литература:

6.Основная литература:

5. 1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

6. 2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

7. Дополнительная литература:

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

7. Контроль: тесты

I вариант

1. Для какого типа текста характерны слова: во-первых, я считаю, во-вторых, итак, наконец…

Источник

Текст. Типы речи

– функционально-смысловой тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
Какова последовательность действий (событий)?
Что происходило сначала и что происходило потом?

Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья (И. Орешкин).

Повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:
экспозиция (не всегда есть),
завязка,
развитие действия,
кульминация,
развязка.

– функционально-смысловой тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
Какова последовательность действий (событий)?
Что происходило сначала и что происходило потом?

Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья (И. Орешкин).

Повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:
экспозиция (не всегда есть),
завязка,
развитие действия,
кульминация,
развязка.

— функционально-смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
Каков предмет описания?
Как он выглядит?
Какие признаки для него характерны?

На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (А. Куприн).

Описательный текст строится по следующей композиционной схеме:
общее впечатление (или общий признак),
признаки предмета ( S1.S2, S 3 и т.д.), человека, явления или животного.

Описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком).

В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными:
Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами:

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки (В. Солоухин).

— функционально-смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
Каков предмет описания?
Как он выглядит?
Какие признаки для него характерны?

На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (А. Куприн).

Описательный текст строится по следующей композиционной схеме:
общее впечатление (или общий признак),
признаки предмета ( S1.S2, S 3 и т.д.), человека, явления или животного.

Описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком).

В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными:
Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами:

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки (В. Солоухин).

Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Может быть доказательством, объяснением, размышлением.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
Почему?
В чем причина данного явления?
Что из этого следует?
Каковы следствия данного явления?
Что оно значит?

На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.

Рассуждение строится по следующей композиционной схеме:
тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;
обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами;
вывод, заключение (могут отсутствовать в тексте).

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному).

Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Может быть доказательством, объяснением, размышлением.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
Почему?
В чем причина данного явления?
Что из этого следует?
Каковы следствия данного явления?
Что оно значит?

На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.

Рассуждение строится по следующей композиционной схеме:
тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;
обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами;
вывод, заключение (могут отсутствовать в тексте).

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *