для какой цели используется радиолокационный маяк ответчик ais sart
Аварийное радиооборудование
K аварийным средствам связи относятся: аварийный радиобуи спутниковой системы КОСПАС-SARSAT, радиолокационные маяки ответчики (Search And Rescue Transponder – SART) и УКВ носимые радиостанции. Каждый член экипажа должен уметь самостоятельно привести в действие радиооборудование спасательных средств.
Международная спутниковая система КОСПЛС-SARSAT предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолетов, других объектов, потерпевших аварию.
Система КОСПЛС-SARSAT состоит из (рис. 2.13):
• судовые аварийные радиобуи (АРБ);
• геостационарные и низкоорбитальные спутники, которые позволяют обнаруживать сигналы и определять местоположение АРБ с точностью до 5 километров;
• спасательно-коордионационные центры (СКЦ), которые получают информацию со спутников.
Аварийные радиобуи
АРБ устанавливается на открытой палубе. При погружении судна на глубину около 4 метров АРБ свободно всплывает, для чего предназначено специальное устройство – гидростат, который освобождает буй. АРБ после всплытия на поверхность автоматически активируется, буй также имеет ручное включение. АРБ снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой, автоматически включающейся в темное время суток. Выдерживает сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.
Источник питания обеспечивает работу АРБ в течение 48 часов. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи.
Радиолокационный маяк – ответчик (AIS – SART)
Радиолокационный маяк-ответчик является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств непосредственно в районе бедствия. На судне должно быть не менее двух SART, обычно расположенных на ходовом мостике.
При покидании судна SART устанавливается в шлюпке или плоту в специальном креплении, после чего включается и находится в режиме ожидания. При облучении приемника SART импульсом радиолокационной станции спасательного судна, он начинает излучать ответный сигнал, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала.
Сигнал SART на экране радара поискового судна индицируется серией точек (12 или 20), расположенных на равном расстоянии друг от друга, а также отображается на электронной карте. Дальность обнаружения SART судовой РЛС не менее 5 миль; РЛС воздушного судна, находящегося на высоте 1 км – 30 миль.
SART выдерживает сбрасывание в воду с высоты 20 метров, водонепроницаем на глубине до 10 метров. Емкость батареи рассчитана для работы в режиме ожидания – 96 часов, в режиме излучения – 8 часов. Легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.
Носимая УКВ радиостанция
Носимая УКВ радиостанция обеспечивает связь на месте бедствия между спасательными средствами и поисковыми судами.
На каждом судне должно быть не менее трех УКВ носимых радиостанций, которые постоянно хранятся на ходовом мостике, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку
или плот.
Батарея УКВ радиостанции должна иметь достаточную мощность для обеспечения работы в активном режиме в течение 8 часов и 48 часов работы в режиме только приема.
В судовом расписании по тревогам должны указываться ответственные за доставку аварийного радиооборудования в спасательные средства.
Радиолокационный ответчик
Радиолокационный ответчик (SART) предназначен для облегчения поиска терпящих бедствие.
Ответчик, установленный в спасательном средстве па высоте примерно 1 метр над поверхностью моря принимает импульсы судовой РЛС 3-х см диапазона и в ответ генерирует специальный импульс, который на экране судовой РЛС отображается в виде 12-ти отметок.
По этим отметкам на экране судовой РЛС штурман может определить расстояние и направление на ответчик.
Сигнал РЛО в соответствии относится к сигналам местоопределения и самонаведения (locating and homing signals).
В таблице 22.2 приведены технические характеристики судовых РЛО.
Технические характеристики судовых РЛО
Полоса частот | 9200-9500 МГц |
Поляризация | горизонтальная |
Скорость качания частоты | 200 МГц за 5 мкс |
Радиолокационный спасательный ответчик Samyung SAR-9 |
выключенном состоянии. Он устанавливается вблизи спасательных шлюпок для возможности быстрого перемещения его туда при эвакуации. Когда ответчиков 2 и более, они устанавливаются с разных бортов судна. В аварийной ситуации ответчик обычно включает и при необходимости переносит в шлюпку ответственный по судовому расписанию. Для увеличения дальности обнаружения, ответчик должен устанавливаться как можно выше, при высоте 1 метр над уровнем моря обеспечивается обнаружение с судна на дальности около 5 морских миль (9,2 км) и с самолета, летящего на высоте 1 км, на дальности около 50 морских миль (92,6 км). Попадание ответчика в зону действия радара сигнализируется световым или звуковым сигналом.
Корпуса РЛО, как правило, имеют высокую прочность, положительную плавучесть и для лучшей заметности, окрашены в ярко-оранжевые цвета, кроме этого на них может иметься сигнальная лампа, работающая в качестве сигнального маячка. Источниками питания являются одноразовые батареи, допускающие длительные сроки хранения 5-10 лет.
Что такое АИС-SART?
Недавно вступили в силу принятые IMO требования к новому типу радиолокационного оборудования, относящемуся к сектору ГМССБ – передатчику АИС для поиска и спасания (AIS Search and Rescue Transmitter – AIS SART). Данная разработка продолжает идею радиолокационного передатчика, совмещая его с новыми технологиями определения местоположения.
Согласно существующим сегодня требованиям судовладелец может выбрать:
Последний вариант окажется более эффективным, поскольку задействует две независимые системы с различным принципом работы для поиска терпящего бедствие объекта.
Передатчики SART в течение 96 часов передают сигналы в УКВ диапазоне сразу на А и Б каналах, в отличие от РЛО с ответом только в диапазоне 9.2 – 9.5 ГГц.
В это время GPS-приемник ежеминутно обновляет координаты объекта, передаваемые на АИС ближайших судов. Все это позволяет с минимальной погрешностью определить местоположение и сокращает время трудоемкой операцией SAR.
Доказанные примеры производительности обнаружения:
В остальном, АИС-SART не слишком отличается от уже привычных РЛО и не требует дополнительных навыков для использования. ИМО (MSC.246(83), СОЛАС и ГМССБ(редакция стандарта IEC 61097-14) уже подтвердили AIS-SART как оборудование, допущенное для оснащения судна. Также уже приняты поправки в отношении Кодекса безопасности высокоскоростных судов, 1994 (1994 HSC Code) и 2000 HSC Code.
В Правилах РМР судоходства требования к новому типу передатчиков приняты аналогичные установленным резолюцией IMO MSC.246(83), в силе с 1 января 2010 года.
Согласно существующим правкам ИМО СОЛАС, судовладелец имеет полную свободу выбора устанавливаемого оборудования – РЛО или АИС SART.
Мы подобрали для вас несколько моделей передатчиков АИС SART:
- для какой цели используется палитра навигатор
- для какой цели используется рейсмус