для какой цели применяются дендрограммы рисков
Управление рисками проекта
Планирование реагирования на риски
Входы процесса планирования реагирования на риски
Входной информацией для планирования реагирования на риски является:
Инструменты и методы процесса планирования реагирования на риски
Передача риска. Стратегия передачи также исключает угрозу риска путем передачи негативных последствий с ответственностью за реагирование на третью сторону. Передача риска обычно сопровождается выплатой премии за риск стороне, принимающей на себя риск и ответственность за его управление. Сам риск при этом не устраняется. Условия передачи ответственности за определенные риски третьей стороне могут определяться в контракте. Для IT-проектов третьей стороной может выступать консалтинговая компания, на которую возлагается ответственность по управлению рисками.
Принятие риска. Стратегия означает решение команды не уклоняться от риска. При пассивном принятии команда ничего не предпринимает в отношении риска и в случае его возникновения разрабатывает способ его обхода или исправления последствий. При активном принятии план действий разрабатывается до того, как риск может произойти, и называется планом действий в непредвиденных обстоятельствах.
Снижение риска. Стратегия предполагает усилие, направленное на понижение вероятности и/или последствий риска до приемлемых пределов. В стратегии снижения используется включение в план проекта дополнительной работы, которая будет выполняться независимо от возникновения риска, как, например, проведение дополнительного тестирования функциональности информационной системы, разработка прототипа системы, дополнительное подключение к работе опытных сотрудников.
Планирование реагирования на риски: выходы
План управления проектом (обновления). Обновление плана управления проектом происходит за счет добавления операций реагирования на риски в процессе общего управления изменениями проекта.
Контрактные соглашения, касающиеся рисков. Контрактные соглашения составляются для того, чтобы юридически определить ответственность каждой из сторон на случай возникновения каждого отдельного риска. Это могут быть договоры страхования или оказания услуг.
Мониторинг и управление рисками
Примеры параметров, к которым могут быть привязаны признаки рисков и за которыми может проводиться регулярное наблюдение [ 5 ] :
Цель мониторинга состоит в наблюдении за прогрессом выполнения принятых планов (предотвращения рисков и смягчения их последствий), количественными параметрами, условиями, определяющими применения плана реагирования на риски, и в информировании команды в случае наступления риска.
Исходные данные для процесса мониторинга
Мониторинг и управление рисками: инструменты и методы
Пересмотр рисков должен проводиться регулярно, согласно расписанию, составленному на этапе планирования. В процессе мониторинга и управления рисками может возникать необходимость в проведении идентификации новых рисков, пересмотре состояния известных рисков и планировании дополнительных мероприятий по реагированию на риски.
Аудит рисков предполагает анализ и документирование результатов оценки эффективности мероприятий по реагированию на риски, изучение причин их возникновения, оценку эффективности процесса управления рисками.
Анализ отклонений и трендов. Тренды в процессе выполнения проекта подлежат проверке с использованием данных о выполнении. Для мониторинга выполнения всего проекта используют методику освоенного объема. Отклонения от базового плана могут указывать на вызванные рисками последствия.
Анализ резервов. При анализе резервов производится сравнение объема оставшихся резервов на непредвиденные обстоятельства с количеством оставшихся рисков.
Совещания по текущему состоянию. Периодические совещания команды проекта по вопросам управления рисками являются инструментом для отслеживания состояния рисков проекта.
Мониторинг и управление рисками: выходы
Реестр рисков (обновления). Обновленный реестр рисков включает в себя результаты пересмотра рисков, аудита и периодической проверки рисков, фактические результаты рисков проектов и результаты реагирования на риски. Реестр рисков становится частью документации по закрытию проекта.
Запрошенные изменения. Запрошенные изменения возникают в результате необходимости изменения плана управления проектом в ответ на риск. Одобренные запросы на изменения оформляются документально.
Рекомендованные корректирующие действия. К рекомендованным корректирующим действиям относятся работы, внесенные в планы на непредвиденные обстоятельства.
Активы организационного процесса (обновления). Результаты управления рисками выполняемого проекта могут быть использованы в будущих проектах и должны войти в состав активов организационного процесса.
Управление рисками проекта
Повсеместная конкуренция, сокращение производственного цикла, увеличение производственной гибкости — все это сеет неопределенность при контроле проектов и повышает необходимость мышления, направленного на оценку рисков. Необходимо предупреждать опасности, тщательнее планировать свои действия и анализировать текущую деятельность, чтобы понять, какие риски могут преследовать и какие возможности можно раскрыть, если от них избавиться. Таким образом, риск-менеджмент становится важной частью принятия управленческих решений.
Конечно, можно рискнуть и жить без лишнего планирования и прогнозирования. Но тогда есть вероятность, что не только проект не будет правильно реализован: вся деятельность компании будет под угрозой. Такой поворот вряд ли устроит адекватного руководителя или владельца бизнеса.
Планирование управления рисками
Управление рисками — это деятельность, сопровождающая все этапы проекта. Работа не должна вестись от случая к случаю, она должна быть хорошо спланирована. Управление рисками требует множества ресурсов.
Планирование управления рисками подразумевает поиск работающих подходов к процессу. Оно помогает:
План состоит из нескольких элементов:
Идентификация рисков
Этот процесс связан с выявлением рисков, которые могут испортить проект или оказать на него необратимое воздействие. Повторять выявление рисков нужно на всех этапах проекта — ведь на протяжении его существования могут возникать разные новые сложности.
Идентификационные данные могут браться из различных источников. Например, это может быть база знаний, которая есть практически в каждой организации. В ней могут содержаться данные об аналогичных проектах, которые были в компании. На основании этой информации можно сделать вывод о вероятных рисках в новых проектах.
Еще один источник информации — научные работы, маркетинговая аналитика и другие данные, находящиеся в свободном доступе. Если проект не уникален, то можно равняться на опыт других аналогичных работ, созданных другими компаниями. Обычно они рассказывают о своем пути в формате кейсов. Там содержатся подробные данные о цели работы, связанных с ней трудностях и способах их преодоления.
Все проекты строятся на гипотезах и предположениях. Обычно все неточные данные указываются с пометкой. Другие же, считающиеся достоверными, принимаются как данность. Риски могут возникнуть из-за неверно обозначенных допущений, поэтому на них нужно обращать внимание и детально анализировать каждую неточность.
Сбор информации выполняется способами, которые требуют разного времени на подготовку:
Методы оценки рисков и инструменты управления рисками
Теоретические аспекты управления риском говорят, что методов оценки множество и каждый из них работает с использованием своих инструментов. Такими инструментами могут быть организационные, технические и другие действия, позволяющие обеспечить безопасность и безошибочность проекта. Количество инструментов никак не регулируется, их можно быть крайне много.
Классификация ведется по разным признакам: управленческим методам, сферам деятельности, выгодам, производственным фазам и т.д.
В соответствии с другой классификацией воздействие на риски состоит из нескольких этапов:
Этапы управления рисками
Мониторинг и контроль
Этот этап мы решили вынести в отдельный пункт, так как он по важности стоит не на последнем месте. При каждом новом проекте будут возникать свои риски, поэтому контроль должен быть регулярным. Важно быстро корректировать выбранную стратегию и подстраиваться под ситуацию — не всегда выбранный в начале путь оказывается эффективным. Для этого нужен мониторинг.
Каждый этап управления рисками связан с другими ступенями в единую цепь. Поэтому нельзя обращать внимание на один и не замечать другой. Ситуацию нужно анализировать и контролировать со всех сторон, тщательно углубляясь в детали и рассматривая их с точки зрения деятельности компании в целом.
В мире нет проектов, которые бы шли так, как их запланировали создатели на пути прописывания в документах. Возникают моменты, которые не были предусмотрены и под которые нужно подстраиваться здесь и сейчас. И не всегда эти моменты имеют положительный оттенок, чаще всего они связаны с серьезными рисками как в рамках реализации проекта, так и в деятельности всей компании. Это серьезный стресс для тех, кто работает. Поэтому надо быть готовым к таким проблемам и уметь их правильно решать.
Управление рисками проекта помогает подумать и определить угрозы заранее, понять как их избежать и продолжать работать в изменяющихся условиях. Предотвратить последствия проще, чем разбираться с измененной ими реальностью. Поэтому стоит как можно больше ресурсов выделять на управление рисками проекта и не лениться проводить исследования для выявления вероятных проблем.
Оценка профессиональных рисков: новые правила в 2021 году
Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Начало 2021 года было шоком для каждого специалиста по охране труда. В силу вступили 40 новых правил по охране труда, которые заменили собой более сотен действовавших ранее нормативных актов. При этом уменьшение правил ОТ не смягчило требований к работнику и работодателю. Практически в каждых правилах прописана обязательность применения дополнительных мер безопасности в соответствии с результатами оценки профессиональных рисков.
Скачайте образцы:
Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе
Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.
Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.
Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году
Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА
Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.
Пример
Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.
Образец карты проведения оценки профессиональных рисков
Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.
Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.
Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.
Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя
Требования к проведению оценки профессиональных рисков установлены статьей 212 ТК РФ. Работников и кандидатов необходимо ознакомить с рисками по их должности. Если риски являются неприемлемыми с точки зрения соискателей, они вправе найти другое, более безопасное место работы.
Работодатель обязан провести оценку рисков на предприятии:
Многие специалисты по охране труда могут спросить, зачем же проводить оценку рисков, если уже проведена спецоценка. Всё очень просто. Во время спецоценки идентифицируют факторы, но не проводят оценку вероятности того, что фактор может привести к травме, острому или хроническому заболеванию, или к гибели. Если при приеме на работу человек узнает, что его рабочее место имеет высокую степень риска, у него есть выбор — принять этот риск, или искать другое место работы.
Одна из важнейших задач работодателя на этапе перехода к новой законодательной базе по охране труда — просмотреть и применить результаты уже проведенной оценки рисков. Для новых организаций и ИП-работодателей нужно срочно организовать оценку профрисков.
В соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, специалисты по ОТ должны:
Методы оценки профессиональных рисков
Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.
Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:
➤ Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011
Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.
Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.
➤ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».
Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.
Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.
Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:
Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм
1 этап. Идентификация рисков
Источниками информации для выявления опасностей служат:
Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).
Рекомендация эксперта: все работники организации заполняют анкеты, в которых отмечают частоту и вероятность того, что опасность возникает редко, часто, или постоянно. На основе анализа источников информации нужно сформировать реестр идентифицированных опасностей, подлежащий регулярной и своевременной актуализации.
2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба
На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.
Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.
Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще.
Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.
Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.
Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ.
Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.
3 этап. Оценка расчет рисков
На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.
Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:
Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.
4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения
На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков.
По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:
Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке.
Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.
5 этап. Управление оцененными рисками
Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.
После вступления в силу приказа о применении результатов оценки профессиональных рисков, комиссия проводит работу по информированию работников о риске повреждения здоровья. Для этого нужно внести изменения в программу инструктажа на рабочем месте, программу вводного инструктажа, а также разместить материалы оценки профессиональных рисков в разделе «Охрана труда» — «Оценка профессиональных рисков на рабочих местах» на официальном сайте.
Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков
Статус оценки рисков существенно повысился после того, как процедуру указали в правилах по охране труда, являющихся нормативным правовым актом, прошедшим регистрацию в Минюсте России. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП трактует непроведение и неприменение результатов оценки рисков как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в иных НПА Российской Федерации.
Штраф для компании составит до 80000 рублей, а для ИП или должностного лица организации — до 5000 рублей.
Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов
Не каждый даже самый опытный специалист по охране труда способен лично провести оценку рисков. Да, он может организовать работу, но для проведения оценки нужна командная работа. Особенно это касается производственных предприятий и крупного бизнеса. Советуем к такой сложной задаче, как оценка профрисков, привлекать внешних экспертов или направлять членов своей внутренней комиссии на обучение. Грамотно провести оценку профрисков в вашей компании вы можете здесь >>>
Помните, что у сторонней организации по проведению оценки рисков есть очевидное преимущество — свежий, независимый взгляд на проблемы предприятия. Профессионалы из специализированной организации по охране труда «заточены» на оценку, владеют различными методиками, постоянно повышают квалификацию, участвуют в круглых столах, в конференциях.
Чтобы избежать претензий инспектора ГИТ, доверьте проведение рисков опытным профессионалам. Прочитайте нашу статью Оценка профессиональных рисков: какую компанию привлечь.
Методика оценки и управления рисками EcoStandard group На чем основана универсальная методика EcoStandard group? Разбираемся с Романом Ушаковым
Методика EcoStandard group, включает в себя комбинацию методов анализа и оценки рисков, обработки и ранжирования получаемых результатов, и полностью соответствует схеме процедур риск-менеджмента.
В рамках процедур анализа риска для целей идентификации опасностей в методике используются методы:
Для оценивания (получения численных значений уровней) риска используется метод Файна-Кинни с некоторыми модификациями, введёнными EcoStandard group и направленными на снижение субъективной составляющей при составлении экспертной оценки. Метод Файна-Кинни в расчёте для каждой идентифицированной опасности так называемого «индекса профессионального риска», определяющегося по формуле:
ИПР=ВрПдПс
Вр, Пд, Пс – вероятность, подверженность и последствия соответственно, выраженные в условных баллах
Балльные значения вероятности, подверженности, последствий
Модификация метода Файна-Кинни, реализованная в методике, касается установления рамочных условий, при наступлении которых экспертами EcoStandard group устанавливаются красная, жёлтая и зелёная зоны в блоке «Вероятность».
Так, при первоначальном определении баллов по параметру «Вероятность» в «красную зону» (баллы «вероятности» 6 и 10) попадают задокументированные случаи наличия на рабочем месте (рабочих зонах) выявленных в ходе выездного аудита случаев травмирования работников (включая микротравмы), несчастных случаев на производстве, в том числе по вине третьих лиц, а также случаи установления общего класса условий труда 3.3, 3.4 или 4 по итогам СОУТ, обусловленные идентифицированными в ходе аудита опасностями, соответствующими производственными факторами, оцениваемыми в СОУТ, или выявленные случаи несоответствия условий труда санитарно-гигиеническим требованиям, выявленные по результатам производственного контроля.
Также определены и соответствующие условия установления при первоначальном расчёте ИПР «жёлтой» (баллы «вероятности» 1 и 3) и «зелёной» (баллы 0,1; 0,2 и 0,5) зон.
Введение «зон вероятности», как уже говорилось, сужает спектр возможных экспертных оценок по параметру «вероятность», ставя количество проставляемых экспертом баллов в зависимость от заранее установленных критериев (условий установления зон).
В классическом риск-анализе при применении метода Файна-Кинни необходимость и срочность мероприятий по контролю риска определяются в зависимости от балльного значения ИПР. По итогам ранжирования полученных значений ИПР определяются соответствующие им идентифицированные опасности, по которым в дальнейшем принимаются решения о целесообразности разработки корректирующих и (или) профилактических мероприятий. Идентифицированные опасности, ИПР по которым составляет менее 20 баллов, по решению работодателя могут в дальнейшем не рассматриваться. Значения ИПР менее 20 баллов (реже – до 70) определяют границу допустимого риска.
Необходимость и срочность мероприятий по оценке профессионального риска
Разработка конкретного содержания корректирующих и (или) профилактических мероприятий по снижению уровня риска производится в зависимости от реальной ситуации в организации (подразделении организации), с учётом иерархии способов контроля рисков по эффективности.
Способы контроля рисков согласно иерархии эффективности
Для каждой опасности, для которой разработка и реализация корректирующих и (или) профилактических мероприятий по итогам ранжирования по ИПР была признана необходимой, в соответствии с иерархией мер контроля рисков разрабатываются конкретные предложения, охватывающие весь спектр мер контроля – от ликвидации опасности до использования дополнительных СИЗ.
В иностранной литературе иерархия способов контроля рисков известна под именем ASIRP – avoid, substitute, isolate, reduce, protect (исключай, замещай, изолируй, снижай, защищай).
Далее универсальной методикой EcoStandard group предлагается, исходя из допущения о реализации разработанных корректирующих и (или) профилактических мероприятий либо их комбинаций («корректирующих стратегий»), выполнить повторную оценку ИПР для определения их сравнительной эффективности. Практический пример первоначального расчёта ИПР для ситуации конкретной идентифицированной опасности (короб вентиляции на высоте от пола 1,65 м в слабо освещённом проходе между часто используемыми для хранения товаров складскими стеллажами), а также повторные расчёты ИПР при условии выполнения предложенных корректирующих мероприятий приведены на схеме ниже.
Пример расчётов ИПР
ИПР до корректирующих мероприятий:
ИПР в случае выполнения организационных мероприятий (нанесение сигнальной маркировки, проведение инструктажей на рабочих местах):
ИПР в случае ликвидации опасности (реконструкция короба вентиляции, закрытие прохода):
По итогам пересчёта ИПР, с учётом его результатов и возможностей работодателя, принимается решение о реализации того или иного предложенного мероприятия (либо мероприятий), то есть определяется номенклатура соответствующих корректирующих и (или) профилактических мер.
Однако для того, чтобы эти меры были в полном объёме и своевременно реализованы, необходимо составить из них календарный план-график их выполнения, который и будет являться, скажем так, руководящим документом для работодателя, проведшего в своей организации процедуры оценки и управления рисками. Одновременно этот же план-график станет и начальным документом, на основе которого в дальнейшем будет реализовываться первый этап следующего цикла риск-менеджмента.
Для того, чтобы весь набор предложенных мероприятий можно было эффективно структурировать, расположив мероприятия в соответствии с критериями срочности и важности, универсальная методика EcoStandard group предлагает выполнение такого ранжирования либо по итогам обсуждения каждой опасности и соответствующих ей наборов мероприятий («корректирующих стратегий»), либо формализовав его с использованием каких-либо иных методов.
В рамках настоящей методики универсальный инструмент ранжирования представляет «Матрица дел Д. Эйзенхауэра»
Итогом ранжирования по «Матрице дел Д. Эйзенхауэра» становится разделение всех принятых корректирующих стратегий на четыре группы: важные срочные, важные несрочные, неважные срочные и неважные несрочные. Для каждой из групп в рамках методики целесообразно ввести временные реперы – срок начала выполнения корректирующей стратегии и продолжительность выполнения (не более). Так, например, для группы «важные срочные» можно установить срок начала исполнения (все указанные сроки – условные) – не более 5 рабочих дней с момента утверждения Отчёта об оценке профессиональных рисков – и продолжительность выполнения мероприятий – не более 10 рабочих дней. В случае, когда выполнение мероприятий требует больших финансовых, материальных, временных затрат, либо, когда мероприятие является достаточно сложным и требует для реализации длительного времени, может устанавливаться только один временной репер – срок начала исполнения. В случае принятия к реализации корректирующей стратегии (комбинации мероприятий) временные реперы могут устанавливаться как для стратегии в целом, так и отдельно по мероприятиям, входящим в стратегию.
Пример «Матрицы дел Д. Эйзенхауэра», адаптированной для рассматриваемой методики, приведён на схеме. Критерии для отнесения дел к разным квадрантам – условные, приведены для информации. При практическом применении данные критерии могут изменяться.
Матрица дел Д. Эйзенхауэра
Итогом ранжирования корректирующих стратегий по критериям срочности и важности является таблица, содержащая указание на каждую идентифицированную опасность (с местом её локации), первоначально рассчитанный ИПР, описание корректирующей стратегии, срок начала и срок окончания исполнения, а также указание на ответственное лицо и отметку о контроле. Фактически, указанная таблица как раз и является календарным планом-графиком выполнения работ по профилактике профессиональных рисков.
После составления и утверждения календарного плана-графика он становится обязательным для исполнения всеми сотрудниками организации и ответственными лицами документом.
В данном разделе мы ограничились описанием универсальной методики по оценке и управлению рисками, разработанной EcoStandard group, не затрагивая вопросы, относящиеся к внутренним процедурам работодателя (регламентирование работы по риск-менеджменту, создание и регламентирование деятельности комиссии по оценке рисков, составление и формы отчёта об оценке рисков, ознакомление работников с результатами оценки и т.д.). Эти вопросы индивидуальны для каждой организации и могут быть решены работодателем в рамках исполнения указаний статьи 5 ТК РФ, в которой говорится, что на уровне организации трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения могут быть решены локальными нормативными актами. Однако, в случае необходимости, разрешение этих вопросов возможно и в рамках договоров, которые может заключить работодатель с экспертными организациями, проводящими оценку рисков.