для какой модели хозяйствования характерна большая доля государственного сектора в экономике страны
Государственное и муниципальное управление. Тест 1
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. «Государем всея Руси» впервые стал именоваться
Иван IV
Иван III
Иван Калита
Дмитрий Донской
2. «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» принял
I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов
II Всероссийский съезд Советов
I Всероссийский съезд крестьянских депутатов
III Всероссийский съезд Советов
3. «Оттепель» в 50-е годы характеризуется
началом духовного раскрепощения людей
введением многопартийности
ослаблением влияния КПСС на все стороны жизни общества
деидеологизацией образования и культуры
5. Административная единица по реформ местного самоуправления 60-70-х гг. XIX в. — это
волость
уезд
район
стан
6. Активное государственное регулирование с помощью индикативного планирования, большая доля государственного сектора характерна для модели хозяйствования
саксонской
социально ориентированной
западно-европейской
скандинавской
7. Аппаратом для осуществления функций главы государства является
Совет Безопасности
Государственная дума
Совет Федерации
Администрация Президента РФ
8. Большая свобода предпринимательства характерна для модели хозяйствования
социально ориентированной
скандинавской
саксонской
западно-европейской
9. Боярскими республиками в период Руси удельной XII-XIV в. были
Москва и Владимир
Суздаль и Ростов
Галич и Владимир-Волынский
Новгород и Псков
10. В 1917 г. для управления национализированным сектором экономики создается
Совнархозы
Ведомства
Высший совет народного хозяйства (ВСНХ)
Нарокоматы
11. В XIX в. орган государственного управления, ведающий отдельной областью хозяйства или управления, — это
ведомство
министерство
коллегия
приказ
12. В Галицко-Волынском княжестве фактически сложилась
федерация земель
княжеско-боярская монархия
княжеская монархия
боярская республика
13. В зависимости от роли и места человека как объекта управления различают управление
административное и экономическое
федеральное и частное
демократическое и авторитарное
координационное или субординационное
14. В зависимости от характера взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами различают управление
координационное или субординационное
федеральное и частное
региональное и местное
федеральное и региональное
15. В Конституции СССР 1977 г. содержалась статья, посвященная
отмене смертной казни за тяжкие преступления
введению многопартийности
реабилитации жертв сталинских репрессий
признанию КПСС ведущей и направляющей силой в обществе
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Госкапитализм в России вышел на новый уровень
«Процесс усиления роли государства в экономике перешел в иное – качественное состояние», – признала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в опубликованном проекте доклада «О состоянии конкуренции в 2018 г.». Государство уже не просто устанавливает правила, а пытается «регулировать всю хозяйственную систему страны».
Это происходит и на федеральном уровне, и в регионах, власти которых вмешиваются в бизнес и не пускают на рынки компании из других регионов. «Ситуацию во многих регионах я бы назвал экономическим феодализмом. Нет ни частного сектора, ни капиталистических отношений, а есть вассалы и князья – госаппарат, который вмешивается в частный бизнес», – говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев в октябре прошлого года.
Доля госсектора в экономике разрастается. Перед кризисом 1998 г. она оценивалась примерно в 25% ВВП, пишет ФАС, в 2008 г. – в 40–45%, к 2013 г. превысила 50%. В 2017 г. она могла превышать уже 60–70% ВВП, ссылается служба на оценки не названных в докладе экспертов, в 2018 г. ситуация существенно не изменилась. А в некоторых секторах ухудшилась, например, после перехода в 2018 г. «ФК Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка под контроль Фонда консолидации банковского сектора доля госбанков в активах возросла с 59,2% в начале 2017 г. до 66,2%, ссылается ФАС на данные ЦБ.
Когда чиновники считают расходы на мегапроекты
Оценки экспертов МВФ скромнее – доля государства в экономике вместе с принадлежащими ему компаниями выросла с 32% в 2012 г. до 33% в 2016 г. Исходя из соотношения консолидированного бюджета и ВВП доля государства составит около 33% ВВП (по расходам бюджета), что сопоставимо с США, говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин, с госкомпаниями и унитарными предприятиями она увеличится примерно до 50% ВВП. Но в России немало формально частных компаний, собственник которых настолько близок к власти, что не принимает самостоятельных решений, отмечает он, с поправкой на это доля государства может даже превышать 70% ВВП. Появляются «частные госкомпании», пишет ФАС, происходит «эрозия цивилизованных имущественных отношений, возможностей реализации прав частной собственности».
Из-за большой госдоли в экономике нарушается «принцип равенства компаний во взаимоотношениях с государством (конфликт интересов собственника и блюстителя равных правил игры)», а конкуренция замещается «административным ресурсом и лоббистскими возможностями», говорится в докладе. Только через госзаказ государство выделило госкомпаниям около 1,7 трлн руб. в 2018 г. (около 25% госзакупок). 77% финансовых и страховых услуг были закуплены у госбанков и госкомпаний, 65% научных и инженерно-технических услуг, в области здравоохранения и социальной сферы – 51%, информации и связи – 45%, транспорта и складского хозяйства – 42%. В госзаказе сформировался особый сегмент «государство для государства» (government to government, g2g), в котором и заказчиком, и поставщиком выступают госорганизации, констатировал Центр стратегических разработок в докладе «Сектор g2g госзакупок в 2018 г.».
Да и частные компании получают крупные контракты без конкурса – через госзакупки или концессии. Например, без конкурса «Стройгазмонтажу» Аркадия Ротенберга достался заказ на строительство Керченского моста и железнодорожных подходов к нему за 242,9 млрд руб. Без конкуренции Центр развития перспективных технологий получил концессию на цифровую маркировку товаров (25% компании принадлежит «Ростеху», 50% – структуре USM Holdings Алишера Усманова, 25% – управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому). Нельзя допустить формирование монополий на данные, призывал на апрельской конференции Высшей школы экономики вице-премьер Максим Акимов.
Утвержденные правительством нацпроекты до 2024 г. стоимостью почти 26 трлн руб. могут только ухудшить ситуацию с конкуренцией, предупреждает служба. Часть мероприятий с бюджетным финансированием не предусматривает отбора на конкурсе компаний, которые получат эти деньги. В нацпроектах нет слова «конкуренция», сетовал Артемьев на коллегии ФАС в апреле, есть серьезная опасность просто потерять ее в таких дорогостоящих и нужных для страны проектах. ФАС предлагает, в частности, определить у нацпроектов целевые показатели по конкуренции и вместе со службой координировать выполнение нацпроектов.
После 2014 г. господдержка и, в частности, госзаказ начали концентрироваться у компаний, связанных с государством, – в условиях ужесточения бюджетных ограничений власти пытались перераспределить госзаказы в пользу тех, с кого проще будет спросить, говорит профессор Высшей школы экономики Андрей Яковлев. Так государство разменяло долгосрочные задачи развития конкуренции и привлечения инвестиций на краткосрочные – упрощение контроля за исполнением госзаказа, констатирует он.
Следят за деятельностью госпредприятий чиновники и к такому контролю возникает немало вопросов, сетует ФАС: «Мониторинг мониторов», по существу, вырождается в неэффективную бюрократическую пирамиду многоступенчатого административного контроля и формальной отчетности».
Государство только мешает конкуренции, считает и бизнес. Его действия 46% предпринимателей называют основной причиной снижения конкуренции, ссылается ФАС на доклад Аналитического центра при правительстве. Государство само подает пример сговора, например, когда вводит регулирование цен на топливо, говорит Надоршин: трудно в такой ситуации ждать, что компании не станут договариваться между собой. ФАС, впрочем, в проекте доклада не пишет про введение с конца прошлого года госрегулирования цен на топливо. Хотя бюджету оно может обойтись дорого – за поставки на внутренний рынок нефтяники только в 2019 г. могут получить 450 млрд руб. компенсации, сообщал Минфин.
Улучшить положение дел должен был Национальный план по развитию конкуренции до 2020 г., утвержденный указом президента Владимира Путина в конце 2017 г., и дорожная карта к нему на 2018–2019 гг. В ней 274 мероприятия в 17 отраслях, уточняет представитель ФАС. Но план плохо выполняется, жаловался Артемьев. Либо с опозданием, либо не выполняется вовсе, комментирует представитель службы, из мероприятий, которые были запланированы на 2018 г., к началу 2019 г. исполнено всего 43%. План предусматривает двукратное снижение антимонопольных нарушений со стороны органов власти. В 2018 г. их стало меньше лишь на 14% – ФАС возбудила 1092 дела.
Полномочия ФАС сильно ограничены, большинство решений, касающихся присутствия государства в экономике, – это не уровень ФАС, часто это политические решения, говорит главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Даже чтобы предъявить претензии крупнейшим госкомпаниям, тоже нужна политическая воля, замечает он.
Discovered
О финансах и не только…
Модели экономики
Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Существует 5 фундаментальных вопросов, которые определяют каждую экономическую систему:
В экономической теории выделяются следующие основные модели экономики:
Переход экономики от планово-директивной к рыночной оказался очень сложным и трудным. Этот этап сопровождался падением производства, инфляцией, снижением жизненного уровня населения и нарастанием социальной напряженности в обществе.
Планово-директивная модель экономики
Планово-директивную модель экономики характеризует общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений, которое осуществляется с помощью централизованного планирования. Все весомые решения по объему ресурсов, их использованию, структуре и распределению продукции, организации производства принимаются центральным плановым органом. Предприятия — собственность государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Соотношение между капитальными благами и потребительскими благами (средствами производства и предметами потребления) устанавливается централизованно. Таким же способом осуществляется и распределение средств производства и предметов потребления.
Характерные черты планово-директивной экономики:
Рыночная модель экономики
Чистые рыночные отношения характеризуются частной собственностью, конкуренцией и ценовой координацией экономической деятельности. В рыночной модели экономики поведение каждого ее участника мотивируется его личными интересами, каждая экономическая единица пытается максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, через который индивидуальные решения получают огласку и координируются.
То обстоятельство, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Защитники чисто рыночных отношений утверждают, что такая экономическая система способствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Сам рынок функционирует по принципу «пусть идет, как идет». Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и обеспечением надлежащей правовой структуры, что способствует свободе предпринимательства.
Характерные черты рыночной экономики:
Смешанная модель экономики
Смешанная модель экономики является промежуточной между крайностями чистого рынка и командной экономики. Правительство играет здесь активную роль, способствует стабилизации и росту экономики, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном объеме или вовсе не поставляются рыночной системой, модифицируя распределение доходов и тому подобное. Здесь функционируют мощные экономические организации в виде крупных корпораций и сильных профсоюзов.
Важно подчеркнуть, что частная собственность и опора на рыночную систему, так же, как и общественная собственность и централизованное планирование, не всегда существуют параллельно, одновременно друг с другом. Например, экономика гитлеровской Германии была поставлена под жесткий контроль и ею так же жестко управляли, хотя собственность оставалась частной. Несмотря на то, что в экономике Швеции весомую долю занимает частный сектор, правительство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов.
Характерные черты смешанной экономики:
Традиционная модель экономики
Традиционная модель экономики — самая древняя экономическая система, характерная для первобытного общества и ситуаций ограниченности ресурсов. В настоящее время традиционная экономическая система существует в сельскохозяйственных зонах Южной Америки, Азии и Африки и других регионах Земли. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Для традиционной экономики характерно натуральное хозяйство.
Характерные черты традиционной экономики:
Модели рыночной экономики
Не существует единой модели рыночной экономики, в связи с чем выделяют несколько ключевых моделей рыночной экономики. Их специфика заключается в исторических особенностях развития конкретной страны, уровне ее экономического развития, соотношении функций государственных и общественных структур, выборе приоритетов общественного развития. Однако несмотря на все различия моделей, их можно объединить в три разновидности — либеральный, социально-ориентированный и государственно-управляемый рынок.
Модели рыночной экономики
Американская модель экономики
Американская модель экономики — это либеральная рыночная модель, о которой заговорили в 1990-х годах, когда лидерство в экономическом росте перешло к США. Она основана на том, что государство способствует предпринимательской деятельности, обогащению наиболее активной части населения, на стимулировании развития новой техники и технологии, наиболее перспективных и эффективных производств. Осуществляется расширение информационного сектора экономики, рост внутреннего спроса превышает рост ВВП, значительно возрастают инвестиции. За счет частичных льгот и пособий для малообеспеченных граждан создается приемлемый уровень жизни.
В обществе растет уровень социальной дифференциации, проблема социального равенства здесь вообще не стоит. Для этой модели характерен высокий уровень производительности труда и важность достижения личного успеха («американская мечта»). Вмешательство государства в экономику осуществляется косвенными методами, государство поддерживает стабильную конъюнктуру и экономическое равновесие. Среди всех других моделей она считается самой эффективной.
Скандинавская модель экономики
Скандинавская модель экономики (Швеция, Норвегия, Финляндия) — коллективистско-универсалистская модель социально-экономического развития на основе частной собственности и рынка. В ней экономика имеет социальный аспект, который предусматривает выравнивание уровня жизни населения за счет использования результатов частно-капиталистического предпринимательства и экономического роста. Государство активно вмешивается в экономику в духе кейнсианских рецептов, устанавливает высокие ставки налогообложения. Доходы распределяются в пользу малообеспеченных граждан и распространенных различных «свободных ассоциаций».
Эта модель в 1960-1980 гг. была характерна для скандинавских стран, и в первую очередь для Швеции, поэтому и получила такое название. Она позволила скандинавским странам в эти годы достичь самых высоких среди других развитых стран показателей социализации экономики, в частности в распределении ВВП на социальные расходы государства, по уровню равномерности в распределении доходов, сближению уровней оплаты труда, снижении количества лиц, находящихся ниже официальной черты бедности.
Однако скандинавская модель экономики начала снижать свою эффективность уже в первой половине 1980-х годов, когда стала распадаться централизованная система коллективно-договорного регулирования, к минимуму уменьшилось влияние государства в области формирования заработной платы. Темпы экономического роста стали резко падать.
Возникает необходимость совершенствования скандинавской модели — либерализации экономики, пересмотра стратегии развития, дерегулирования, приватизации и усиления роли рынка.
Саксонская модель экономики
Саксонская (немецкая) модель экономики — это модель социально рыночного хозяйствования, основанного на предоставлении всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности стабильно развиваться и успешно конкурировать между собой. Государство уделяет особое внимание развитию мелких и средних высокотехнологичных предприятий, фермерских хозяйств. Для преодоления негативного влияния рынка и капитала создается особая инфраструктура, которая стимулирует конкуренцию.
Важнейшими элементами рыночной экономики государство считает малый и средний бизнес. Государство прилагает большие усилия для поддержки предпринимательства, тем самым обеспечивая конкурентные отношения на рынке.
Также государство оказывает значительное влияние на экономику страны, помимо социальной политики, государство осуществляет макроэкономическое регулирование средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, а также охватывает и другие сферы экономики и трудовых отношений (см. Экономическая политика).
Частная инициатива и конкуренция в сочетании с активной ролью государства представляют собой модель экономики Германии.
Японская модель экономики
Японская модель экономики — это модель регулируемого корпоративного капитализма. Для нее характерен очень высокий уровень развития национального самосознания, преобладание интересов нации над интересами конкретного человека. Корпоративные принципы, идеи и символы господствуют как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях. Государство определяет и создает благоприятные условия для хозяйственной деятельности наиболее перспективных отраслей экономики. Малый и средний бизнес специально не стимулируются, но и препятствий для их развития не создается.
Ускорение промышленного роста Японии в 1950-1960 годы также было связано с импортом новых технологий, наращиванием объемов труда и капитала, относительно низкими затратами на производство продукции. Уровень заработной платы и, соответственно, уровень жизни населения в этот период существенно отставал от роста производительности труда.
В конце 1990-х годов в Японии чаще стали возникать кризисные ситуации. Под влиянием американской модели хозяйствования происходит либерализация экономики, падает уровень внутрикорпоративного духа. Одним из результатов этого является существенное приближение уровня жизни людей к уровню наиболее развитых стран Европы.
Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при этом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.
Славянская модель экономики
В последние годы стали говорить о «славянской» модель экономического развития, имея в виду Украину и Россию. Характерными чертами этой модели является то, что сохраняется высокий уровень государственной собственности даже после приватизации, особенно в важных отраслях народного хозяйства. Малый и средний частный бизнес дает сравнительно небольшой вклад в экономику. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности. Проходит постоянное перераспределение прав собственности без участия экономических факторов.
Существует преимущество финансового капитала над промышленным. Переход к рыночным отношениям в различных отраслях экономики проходит неравномерно. Если денежно-кредитная сфера развивается в направлении развитых рыночных стран, то в сельском хозяйстве, в основном, сохраняются прежние, устаревшие формы организации производства.
Характерен высокий уровень криминализации экономической жизни, коррумпированности, неуважение к закону и недоверие к любой власти. Значительная часть населения подвержена государственному патернализму (признание значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественных форм присвоения (бесплатное образование, медицинское обслуживание и т.п.).