для какой общности характерны следующие черты особенности языка культуры единая историческая память

Для какой общности характерны следующие черты особенности языка культуры единая историческая память

Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

Этнос — группа людей, объединённых общими признаками: происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и т. д.

Правильный ответ указан под номером 4.

Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?

1) общность профессиональных интересов

2) сходный уровень дохода и качества жизни

3) общность исторического опыта, исторической памяти

4) принадлежность к единой возрастной группе

Этнос — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.Признаки:

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности.

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы.

Источник

Тест по теме: «Этнос и нация. Межэтнические отношения»

Тест по теме: «Этнос и нация. Межэтнические отношения».

1. К этническим общностям относятся

1) общины 2) элиты 3) маргиналы 4) народности

2. Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?

1) общность профессиональных интересов

2) сходный уровень дохода и качества жизни

3) общность исторического опыта, исторической памяти

4) принадлежность к единой возрастной группе

3. Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется

1) межнациональной дифференциацией 2) международной интеграцией

3) культурным плюрализмом 4) межнациональным конфликтом

1) последовательное на­ра­щи­ва­ние во­ен­но­го по­тен­ци­а­ла государства

2) компактное рас­се­ле­ние людей одной на­ци­о­наль­но­сти в пре­де­лах мно­го­на­ци­о­наль­но­го государства

3) обеспечение прав и сво­бод всех граж­дан не­за­ви­си­мо от на­ци­о­наль­ной принадлежности

4) создание на­ци­о­наль­но од­но­род­ных государств

А. Межнациональные отношения вплетены в другие общественные отношения (политические, эко­номические, экологические, духовные, языковые).

Б. Межнациональные отношения существуют в чистом виде, в отрыве от других общественных отношений.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны

А. Национальное самосознание является обяза­тельным признаком этнической общности.

Б. Национальное самосознание формируется из неосознанных или полуосознанных стереотипов поведения, отличающих один народ от другого;

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны

7. Одним из конституционных принципов национальной политики в Российской Федерации является:

1) преувеличение места и роли национально-культурной автономии в составе единого федеративного государства

2) создание условий для разрозненного проживания малочисленных народов в национальной среде

3) равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

4) приоритет прав человека, установление привилегий для «коренной» нации

8. Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии наций на современном этапе?

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны

9. В демократическом государстве национальная политика реализуется через:

1) гарантирование прав малочисленных народов

2) конституционное закрепление национального избирательного ценза

3) предоставление прав гражданам по национальному признаку

4) ограничение использования национального языка

10. Найдите в приведенном ниже списке формы межнациональной интеграции и запишите цифры, под которыми они указаны. – 2 балла.

1) религиозный фанатизм

2) взаимопроникновение религий и культур

3) протекционизм в экономике

4) транснациональные корпорации

Тест по теме: «Этнос и нация. Межэтнические отношения».

1. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

1) профессиональной 2) территориальной

3) демографической 4) этнической

2. Одним из признаков народа как этнокультурной общности является:

1) единое гражданство 2) единство убеждений

3) общность социального статуса 4) общность религии

3. К ис­то­ри­че­ским разновидностям эт­ни­че­ских общностей относят:

1) государства 2) племена 3) сословия 4) конфессии

А. В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на­ци­о­наль­ная по­ли­ти­ка на­прав­ле­на на фор­ми­ро­ва­ние де­мо­кра­ти­че­ских ме­ха­низ­мов раз­ре­ше­ния на­ци­о­наль­ных и меж­на­ци­о­наль­ных проблем.

Б. Ха­рак­тер на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ки за­ви­сит от кон­крет­ных ис­то­ри­че­ских условий.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны

1) реализация прав и свобод лиц любой национальной принадлежности

2) уважение национального самосознания

3) признание права каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации

4) проявление национального недоверия

А. По мере развития этноса в нём убывают биоло­гические черты и нарастают социально-политиче­ские.

Б. К этносам причисляют племена, народности и нации.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны

1) наличие демократического правового государства

2) использование в конфликтах вооружённых сил

3) национальное обособление

4) абсолютизация национального суверенитета

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны

9. Тенденцию к межнациональной интеграции в обществе отражает

1) сепаратизм 2) сближение народов

3) национальная изоляция 4) национальная дифференциация

10. Найдите в приведенном ниже списке формы межнациональной дифференциации и запишите цифры, под которыми они указаны. – 2 балла.

1) протекционизм в экономике

2) транснациональные корпорации

3) национализм в различных формах в политике и культуре

Тест по теме: «Этнос и нация. Межэтнические отношения».

Источник

Для какой общности характерны следующие черты особенности языка культуры единая историческая память

Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

Этнос — группа людей, объединённых общими признаками: происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и т. д.

Правильный ответ указан под номером 4.

Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?

1) общность профессиональных интересов

2) сходный уровень дохода и качества жизни

3) общность исторического опыта, исторической памяти

4) принадлежность к единой возрастной группе

Этнос — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.Признаки:

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности.

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы.

Правильный ответ указан под номером 3.

Одним из признаков народа как этнокультурной общности является

1) единое гражданство

2) единство убеждений

3) общность социального статуса

4) общность религии

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

Правильный ответ указан под номером 4.

Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется

1) межнациональной дифференциацией

2) международной интеграцией

3) культурным плюрализмом

4) межнациональным конфликтом

Конфликт — столкновение сторон, мнений, сил.

Межнациональная дифференциация — процесс разъединения, разделения, противостояния различных нация, народов, этносов.

Международная интеграция — процесс постепенного сближения, объединения различных этносов, народов через сферы общественной жизни.

Культурный плюрализм — наличие и одновременное сосуществование различных этнических культур в рамках одного национального образования.

Правильный ответ указан под номером: 2.

К историческим разновидностям этнических общностей относят

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а так же осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Виды этнических общностей — род, племя, народность, нация.

Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функцией и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Конфессия — (лат. – признание, исповедание) – религиозное объединение внутри определенной веры, основанное на едином образе мыслей, своем особом порядке вероисповедания, строгом повиновении внутренним уставам и обрядам. Так, в христианстве существуют, как конфессии, православие, католицизм, лютеранство, протестантизм и др.

Источник

Для какой общности характерны следующие черты особенности языка культуры единая историческая память

для какой общности характерны следующие черты особенности языка культуры единая историческая память. Смотреть фото для какой общности характерны следующие черты особенности языка культуры единая историческая память. Смотреть картинку для какой общности характерны следующие черты особенности языка культуры единая историческая память. Картинка про для какой общности характерны следующие черты особенности языка культуры единая историческая память. Фото для какой общности характерны следующие черты особенности языка культуры единая историческая память

К этническим общностям относятся

Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?

1) общность профессиональных интересов

2) сходный уровень дохода и качества жизни

3) общность исторического опыта, исторической памяти

4) принадлежность к единой возрастной группе

Одним из признаков народа как этнокультурной общности является

1) единое гражданство

2) единство убеждений

3) общность социального статуса

4) общность религии

Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется

1) межнациональной дифференциацией

2) международной интеграцией

3) культурным плюрализмом

4) межнациональным конфликтом

К историческим разновидностям этнических общностей относят

Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе —

1) последовательное наращивание военного потенциала государства

2) компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства

3) обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от национальной принадлежности

4) создание национально однородных государств

Верны ли следующие суждения о национальной политике?

А. В Российской Федерации национальная политика направлена на формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

Б. Характер национальной политики зависит от конкретных исторических условий.

Источник

Для какой общности характерны следующие черты особенности языка культуры единая историческая память

В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.

(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.

В ответе смысл понятия «нация» должен быть раскрыт в рамках трёх подходов:

1) политико-правового: сообщество граждан того или иного государства;

2) социокультурного: общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни;

3) биологического: признание кровной общности главной доминантой нации.

Смысл понятия может быть приведён в иных, близких по смыслу, формулировках

Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы, а что различает? (С опорой на текст, укажите одно любое различие и одно сходство между ними). Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».

В ответе должны быть следующие элементы:

— большинство стран мира придерживается политико-правового и социокультурного подходов;

2) указано одно отличие и одно сходство:

— объединяет: отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа;

— различие: в том, что в первом случае границы нации совпадают с государством, во втором ограничены признаками определённого этноса;

3) Объяснен смысл понятия, например:

— межэтнические отношения — это взаимодействие народов (наций) в разных сферах общественной жизни, а также межличностные взаимосвязи их отдельных представителей в различных формах деятельности.

Может быть указано другое различие

Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

В ответе могут быть приведены примеры, допустим:

1) русские эмигранты первой волны, их дети и внуки продолжают считать себя русскими: знают русский язык, читают произведения русских писателей, посещают православные храмы, сохраняют русские обычаи и традиции;

2) примером самосознания может быть творчество русских поэтов, которые не отделяли себя от своей Родины, например творчество С. Есенина;

3) наиболее сильно люди осознают свою связь с родиной, с её народом в годы войны. Примером проявления национального самосознания могут быть возникновение и действия партизанских отрядов в годы Отечественной войны (1812 г.) и Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), действия отрядов ополченцев, защищавших Москву в 1941 г.

Могут быть приведены другие примеры

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Межэтнические отношения — это взаимодействие народов (наций) в разных сферах общественной жизни, а также межличностные взаимосвязи их отдельных представителей в различных формах деятельности.

В ответе могут быть приведены следующие направления, например:

1) обеспечение равноправия всех этносов внутри одного государства;

2) гарантирование и уважение права народов на сохранение этнической культуры и самобытности;

3) согласование интересов разных этносов внутри одного государства;

4) предупреждение и преодоление этнонациональных конфликтов.

Могут быть приведены другие направления

Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется

1) межнациональной дифференциацией

2) международной интеграцией

3) культурным плюрализмом

4) межнациональным конфликтом

Конфликт — столкновение сторон, мнений, сил.

Межнациональная дифференциация — процесс разъединения, разделения, противостояния различных нация, народов, этносов.

Международная интеграция — процесс постепенного сближения, объединения различных этносов, народов через сферы общественной жизни.

Культурный плюрализм — наличие и одновременное сосуществование различных этнических культур в рамках одного национального образования.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Межнациональные отношения в современном обществе

А. строятся на основе взаимного уважения, толерантности, диалога культур.

Б. отличаются полным отсутствием конфликтов, преодолением национальной нетерпимости, межнациональной розни.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Основные тенденции развития межнациональных отношений в современном мире: межнациональная дифференциация (процесс разъединения, противостояния различных наций, этносов) и межнациональная интеграция (процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций). Действительно межнациональные отношения должны строится на основе взаимного уважения диалога культур, но и конфликтов избежать не удается.

Правильный ответ указан под номером: 1.

Для ЕГЭ суждение А верно. Хотя это утверждение в ряде случаев декларативно.

Выберите верные суждения об этнической общности и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Древнейшей формой этнической общности является народность.

2) Обязательными признаками этнической общности является общность языка и религии.

3) Обязательным условием формирования этнической общности является общность территории.

4) Этнические общности отличаются устойчивостью.

5) Один и тот же человек может причислять себя к нескольким этническим общностям.

1) Древнейшей формой этнической общности является народность. Нет, неверно, род и племя являются древнейшими формами этнической общности.

3) Обязательным условием формирования этнической общности является общность территории. Да, верно. По поводу цыган: данный этнос представляет собой исключение, для подавляющего большинства других этносов общность территории является обязательным условием формирования этнической общности.

4) Этнические общности отличаются устойчивостью. Да, верно, это их отличает как социальную группу.

5) Один и тот же человек может причислять себя к нескольким этническим общностям. Да, верно. П.И. Багратион считал себя русским полководцем, а родословную вел от побочной ветви грузинских царей.

Правильный ответ: 345

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социально-демографические проблемы современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

– корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие глобальные проблемы современности и их виды:

в) проблема севера и Юга и др.

2) Сущность демографической глобальной проблемы:

а) неконтролируемый рост рождаемости;

б) неравномерное расселение;

в) естественная убыль и кризис депопуляции различных этносов и т.д.

3) Негативное влияние демографической глобальной проблемы на жизнь общества:

а) массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;

в) массовые миграции;

г) проблемы ассимиляции приезжих.

4) Пути преодоления социально-демографических проблем:

а) решение проблемы регулирования численности народонаселения;

б) осуществление продуманной демографической политики;

в) международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Этнос, или этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная группировка людей. Виды этнических общностей: род, племя, народность, нация.

«Народ» — многозначный термин, в некоторых ситуациях он может быть синонимом слов «нация», «этнос» и других, но не синонимом слова «народность».

На лекциях в МГУ вместо слова народность используют слово народ. Слово народность не используется.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

а) как этническая группа;

б) как общегражданская общность.

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

К этническим общностям относятся

Виды этносов: род, племя, народность, нация.

Правильный ответ указан под номером 4.

Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

Этнос — группа людей, объединённых общими признаками: происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и т. д.

Правильный ответ указан под номером 4.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

а) как этническая группа;

б) как общегражданская общность.

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы, а что различает? (С опорой на текст, укажите одно любое различие и одно сходство между ними). Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.

(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.

В ответе смысл понятия «нация» должен быть раскрыт в рамках трёх подходов:

1) политико-правового: сообщество граждан того или иного государства;

2) социокультурного: общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни;

3) биологического: признание кровной общности главной доминантой нации.

Смысл понятия может быть приведён в иных, близких по смыслу, формулировках

Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

В ответе могут быть приведены примеры, допустим:

1) русские эмигранты первой волны, их дети и внуки продолжают считать себя русскими: знают русский язык, читают произведения русских писателей, посещают православные храмы, сохраняют русские обычаи и традиции;

2) примером самосознания может быть творчество русских поэтов, которые не отделяли себя от своей Родины, например творчество С. Есенина;

3) наиболее сильно люди осознают свою связь с родиной, с её народом в годы войны. Примером проявления национального самосознания могут быть возникновение и действия партизанских отрядов в годы Отечественной войны (1812 г.) и Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), действия отрядов ополченцев, защищавших Москву в 1941 г.

Могут быть приведены другие примеры

В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

В ответе могут быть приведены следующие направления, например:

1) обеспечение равноправия всех этносов внутри одного государства;

2) гарантирование и уважение права народов на сохранение этнической культуры и самобытности;

3) согласование интересов разных этносов внутри одного государства;

4) предупреждение и преодоление этнонациональных конфликтов.

Могут быть приведены другие направления

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Межэтнические отношения — это взаимодействие народов (наций) в разных сферах общественной жизни, а также межличностные взаимосвязи их отдельных представителей в различных формах деятельности.

В ответе должны быть следующие элементы:

— большинство стран мира придерживается политико-правового и социокультурного подходов;

2) указано одно отличие и одно сходство:

— объединяет: отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа;

— различие: в том, что в первом случае границы нации совпадают с государством, во втором ограничены признаками определённого этноса;

3) Объяснен смысл понятия, например:

— межэтнические отношения — это взаимодействие народов (наций) в разных сферах общественной жизни, а также межличностные взаимосвязи их отдельных представителей в различных формах деятельности.

Может быть указано другое различие

Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является

А. стремление к сохранению национального своеобразия

Б. расширение взаимосвязей во всех сферах общественной жизни.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Основные тенденции развития межнациональных отношений:

−межнациональная дифференциал (стремление к сохранению национального своеобразия и как результаты процессы противостояния, разъединения и т. д.)

−межнациональная интеграция (процесс постепенного объединения различных этносов, народов через различные сферы общественной жизни, расширение взаимосвязей.)

Правильный ответ указан под номером: 3.

По-моему здесь явная ошибка.

Должно быть Верно только Б.

Ошибки нет. Стремление сохранить свое национальное своеобразие является одной из тенденций межнациональных отношений. Это проявляется в стремлении носить национальную одежду, в увлечении национальной кухней, в изучении и следовании некоторым обычаям и традициям, в национальных праздниках, языке. Кроме того представители любой этнической общности отделяют себя от других, и стало быть должны существовать и основания для такого отделения, отличия, определяющие своеобразие этноса.

Почему А верно? Речь идёт о современном мире: характерна национальная интеграция, а не сохранение своеобразия.

Характерны обе тенденции: и национальная интеграция (примером является деятельность Европейского союза, стремление в его состав ряда государств ) и дифференциации (например увеличение в 2014 году представительства в Европарламенте правых, отстаивающих национальные интересы, выступающих против миграции). Да и пример Украины тоже иллюстрирует стремление к сохранению национального своеобразия.

Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

В правильном ответе могут быть указаны следующие признаки и примеры:

— общей территории (Русские в своем большинстве проживают в РФ.),

— общность языка (В каждом государстве есть. государственный язык. это,как правило,- язык доминирующего этноса),

обобщенность культуры. (В США большинство жителей отмечают День благодарения)

Могут быть приведены и иные признаки и примеры, не искажающие смысла.

Как, по мнению автора, при помощи социологического исследования можно устранить предрассудки различных социальных групп по отношению друг к другу? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните эту мысль автора.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социология оказывает множество практических воздействий на наши жизни. Вклад социологического мышления и исследований в практическую политику и социальные реформы осуществляется несколькими путями. Наиболее прямой способ — обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации. Это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путём теоретического обоснования). Например, исследование может показать, что в бедности живёт гораздо большая часть населения, чем принято считать. Любая попытка улучшить жизненные стандарты имеет большую вероятность успеха, если она основана на точной, а не на ошибочной информации. Чем больше мы знаем о том, почему бедность остаётся распространённым явлением, тем больше вероятность, что против неё будут предприняты эффективные действия.

Второй способ, которым социология может способствовать практической политике, — это помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу. Нельзя считаться просвещённым политиком, не имея развитого представления о различиях в культурных ценностях. Практическая политика, в основе которой не лежит осознание образа жизни тех, на кого она ориентирована, имеет мало шансов на успех…

В-третьих, социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив. Программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили её создатели, либо повлечь серию непредвиденных последствий нежелательного характера…

В-четвёртых, — и, пожалуй, это самое главное, — социология может дать общественным группам более просвещённое представление о себе, увеличить их самопонимание. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Было бы неверно представлять практическую роль социологии только как помощь политикам или властным группам в принятии обоснованных решений… Группы, обладающие высоким самосознанием, могут эффективно реагировать на действия правительственных чиновников и других влиятельных лиц, а также могут выдвигать собственные политические инициативы.

Какие две сферы (области, направления) общественной жизни, на которые социология оказывает практическое воздействие, упомянуты автором текста? Укажите их. Как, по мнению автора, обеспечивается более ясное (более верное) понимание социальной ситуации?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) две сферы (области, направления):

2) ответ на второй вопрос:

— это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путём теоретического обоснования).

(Ответ на второй вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

В стране Z оппозиционная партия привлекла ведущих социологов для комплексного исследования социально-экономической ситуации и затем на его основе предложила правительству свою программу выхода из кризиса. В ходе данного исследования были опрошены различные категории совершеннолетних граждан. С опорой на текст объясните, зачем нужно было предварительное социологическое исследование. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, предположите, по каким критериям осуществлялся отбор респондентов для получения наиболее достоверной информации. (Назовите любые четыре критерия.)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) объяснение, например:

— это было нужно для того, чтобы оценить возможные результаты политических инициатив.

(Может быть дано другое объяснение.)

2) четыре критерия, допустим:

(Могут быть названы другие критерии.)

Э. Гидденс отмечает, что «чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни». Приведите любые три аргумента, подтверждающие эту мысль автора.

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) знания о наиболее востребованных видах деятельности помогут человеку в его профессиональном самоопределении;

2) анализ информации о состоянии экономической жизни общества, общих тенденциях экономической жизни будет способствовать более эффективному распоряжению полученным доходом;

3) маркетинговые исследования позволяют предпринимателям выбирать наиболее перспективный сегмент рынка.

Могут быть приведены другие аргументы

Как, по мнению автора, при помощи социологического исследования можно устранить предрассудки различных социальных групп по отношению друг к другу? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните эту мысль автора.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например:

— воспитание большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе (или: социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив);

2) объяснение, допустим:

— в полиэтническом государстве социологические исследования о традициях, обычаях, культуре того или иного этноса позволят выявить проблемы межнационального взаимодействия и формировать толерантность.

Элементы ответ могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например:

— воспитание большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе (или: социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив);

2) объяснение, допустим:

— в полиэтническом государстве социологические исследования о традициях, обычаях, культуре того или иного этноса позволят выявить проблемы межнационального взаимодействия и формировать толерантность.

Элементы ответ могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Установите соответствие между примерами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) премьера музыкального клипа поп-звезды

В) фестиваль песенного творчества коренных народов Севера

Г) выставка картин художника-акциониста

Д) издание журнала о новостях телевидения и жизни популярных телеведущих

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) премьера музыкального клипа поп-звезды — 3) массовая, так как имеет коммерческую направленность, ориентированы на массового потребителя.

Б) анекдоты — 1) народная, так как они анонимны и просты по содержанию.

В) фестиваль песенного творчества коренных народов Севера — 1) народная, так как песни народов Севера отражают культуру определенного этноса, анонимны.

Г) выставка картин художника-акциониста — 2) элитарная, так как сложна по содержанию и ориентирована на узкую группу знатоков и любителей.

Д) издание журнала о новостях телевидения и жизни популярных телеведущих — 3) массовая, так как имеет коммерческую направленность, ориентированы на массового потребителя.

Как, по мнению автора, при помощи социологического исследования можно устранить предрассудки различных социальных групп по отношению друг к другу? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните эту мысль автора.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социология оказывает множество практических воздействий на наши жизни. Вклад социологического мышления и исследований в практическую политику и социальные реформы осуществляется несколькими путями. Наиболее прямой способ — обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации. Это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путём теоретического обоснования). Например, исследование может показать, что в бедности живёт гораздо большая часть населения, чем принято считать. Любая попытка улучшить жизненные стандарты имеет большую вероятность успеха, если она основана на точной, а не на ошибочной информации. Чем больше мы знаем о том, почему бедность остаётся распространённым явлением, тем больше вероятность, что против неё будут предприняты эффективные действия.

Второй способ, которым социология может способствовать практической политике, — это помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу. Нельзя считаться просвещённым политиком, не имея развитого представления о различиях в культурных ценностях. Практическая политика, в основе которой не лежит осознание образа жизни тех, на кого она ориентирована, имеет мало шансов на успех…

В-третьих, социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив. Программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили её создатели, либо повлечь серию непредвиденных последствий нежелательного характера…

В-четвёртых, — и, пожалуй, это самое главное, — социология может дать общественным группам более просвещённое представление о себе, увеличить их самопонимание. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Было бы неверно представлять практическую роль социологии только как помощь политикам или властным группам в принятии обоснованных решений… Группы, обладающие высоким самосознанием, могут эффективно реагировать на действия правительственных чиновников и других влиятельных лиц, а также могут выдвигать собственные политические инициативы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПРИМЕРФОРМА КУЛЬТУРЫ